Конспект занятия по рисованию в старшей. Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе: «Деревья

Формирование умений и навыков: закрепить умение и навыки детей по овладению различными способами рисования ( , тычком, по сырому и др.)

Формирование творческой активности детей:

Развивать умение детей быть оригинальными в создании своего пейзажа, умение понимать основную мысль художника, его настроение и средства выражения,

Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.

Формирование эмоционально целостного отношения к жизни:

Вызывать у детей чувство озабоченности в решении непредвиденной ситуации.

На основе анализе произведений изобразительного искусства (пейзажа) вызывать интерес к изображению своего варианта пейзажа.

Умение видеть красивое в природе и радоваться этому, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

– рассматривание репродукций с пейзажами А. Левитана, И. Грабари, А.Куинджи, И. Шишкина и др.

- (флоротипией, монотипией, тычком, жесткой кистью, по сырому, набрызгом);

Рисование разными материалами» (карандашами, гуашью, акварелью и др.).

Материалы: бумага для рисования разного формата, тонированная, кисти тонкие, жесткие для тычка, карандаши цветные, и простые, листья сухие, морфологическая дорожка, папка с репродукциями.

Ход занятия по рисованию для детей средней группы :

Дети заходят в студию, здороваются с гостями.

Воспитатель говорит детям о том, что сегодня всех нас пригласили на выставку картин в выставочный зал. Вы интересуетесь выставками, журналами вообще? Какие картины и каких авторов вы видели где-нибудь у нас в городе и в иллюстрированных журналах?

Вы знаете, что в нашем саду есть выставочный зал и посещали его не один раз. Вот сегодня как раз нас и пригласили на выставку известных художников.

У всех бодрее настроение, нее вы помните как вести себя в выставочном зале, у всех есть желание увидеть что-то новое? Значит идем.

В выставочном зале встречает детей экскурсовод. Здоровается и выглядит очень огорченной, растерянной. Воспитатель спрашивает экскурсовода о том, почему она так расстроена.

Ребята, вы и представить себе на можете, что произошло. Прихожу я в выставочный зал, чтобы здесь приготовить к вашему приходу и вдруг вижу, что многие картины испорчены. Причем испорчены картины с изображением пейзажей. Вы все знаете что такое пейзаж?

Испорчены все черной краской. Как, кто и зачем все это сделал я даже и не представляю. Ребята, а как вы думаете? Почему именно черной краской испорчены картины? (Ответы детей).

Что же делать? Как быть? (Ответы детей).

Воспитатель, Как картины обновляются? Знаете ли вы что-нибудь об этом (Рисуют новые или реставрируют).

Ребята, что мы можем сделать, как помочь? Ребята, мы ведь с вами уже рисовали, и не один раз пейзажи и сейчас мы попробуем нарисовать свои пейзажи (Обобщение ответов детей).

Ирина Михайловна, дети очень будут стараться и мы сможем нарисовать картины с пейзажами. Мы принесем их Вам, а мы временно оформите выставку из наших работ и уже сегодня сможете пригласить на выставку малышей.

Экскурсовод: Ребята, я очень надеюсь, что у нас с вами все задуманное получится. Вот вам папка с репродукциями, которые у меня тут нечаянно перепутались, вы выберите все пейзажи. Это поможет вам определиться, какие вы будете рисовать картины.

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями. Мне очень приятно, что вы выполнили многое из того, чему мы с вами учимся в студии.

Ну, а сейчас пора приниматься за дело. Идемте все в изостудию, сейчас у нас будет царить творчество и каждый из нас будет художником и немножечко волшебником. Вы можете выбрать себе все необходимое для рисования. Помните, как я вас учила: художники ничего просто так не рисуют, своим рисунком они хотят выразить что-то и о чем-то рассказать. Вначале подумайте, что же вы хотите изобразить и с помощью каких материалов.

Я буду индивидуально к каждому подходить и отвечать на ваши вопросы, если что-нибудь вам будет непонятно. Наши «Правила юных художников» нам помогут поддерживать порядок в студии

Дети выполняют задание, пользуясь свободой выбора материалов для рисования. Bо время выполнения задания, дети свободно могут перемещаться по залу за необходимыми принадлежностями. В это время звучит музыка. По окончанию выполнения задания детские работы размещаются для сушки на стенде.

Дети их рассматривают.

Воспитатель проводит беседу с детьми, пользуясь вопросами, которые предполагают развернутые ответы. При анализе работ важно найти в каждой работе что-нибудь значительное. Развивать у детей оценочные суждения помогут вопросы:

Как вы считаете, есть ли среди работ веселый рисунок? Почему?

А какой рисунок мы можем назвать самым ярким и почему?

Какой рисунок или чья работа выглядят на ваш взгляд самой грустной? Почему?

Как вы думаете почему мне понравилась вот эта работа?

О чем интересном рассказал нам этот рисунок?

Что бы ты вот в этой работе сделал иначе? Почему?

Как бы вы назвали свои рисунки и почему?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы можем считать, что мы с вами справились с заданием. Не совсем! Правильно. А почему? Рисунки могут превратиться в картины с помощью рамок, так ведь? Правильно. Но ведь не высохшие работы мы не можем положить в рамку. Поэтому будем считать, что мы с вами сделали главное - рисунки пейзажей есть.

А вот и наш экскурсовод! Посмотрите на наши работы, мы так старались!

Экскурсовод профессионально оценивает работы, оперируя некоторыми понятиями. Например: Какой молодец Никита, он выдержал в своей работе самые необходимые сочетания красок, поэтому получилось у него очень выразительно.

Я вижу что ваши картины объединяет хорошее настроение, с которым вы здесь занимались творчеством?

Все картины написаны вами с большой любовью к природе. Молодцы!

У меня теперь будет что показать детям младшей группы в выставочном зале, а еще я вам по секрету скажу, что когда я малышам буду предлагать ваши рисунки, то обязательно буду говорить:

Спасибо! Вот вам от меня на память кисти, они станут волшебными, а ваших руках, потому что вы сами сегодня как волшебники.

Сейчас я заберу ваши работы и оформлю их в рамки. Всего доброго и до свидания.

Наталья Красноногова

Задачи :

Развивать умение детей создавать в рисунке образы сказок

Развивать мелкую моторику рук

Учить детей рисовать животных методом тычка

Закреплять умения рисовать не выходя за контур

Воспитывать желание прийти на помощь друг другу

Развивать воображение и интерес к изобразительному искусству

Материал

Два нарисованных медведя (папа, мама)

Образец для рисования

Чистые листы

Кисточки

Подставки

Салфетки

Методы и примы : наглядно-действенный, словесный.

Предварительная работа6 чтение сказки «Три медведя » , рассматривание иллюстраций. Рисование горшка с медом для мишутки – методом тычка

Ход занятия:

Загадываю загадку детям :

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три ложки

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя )

Показываю изображение Медведей на доске (мама и папа) . Как зовут этих медведей ? Большого зовут Михайло Иванович (папа, среднего медведя Настасья Петровна (мама) А маленького Мишутка, его нет он гуляет в лесу.

Ребята, а какого цвета медведи ? Какие части тела есть у медведя ? А какая на ощупь шерсть медведя ?

Что-то наш Мишутка опаздывает… Давайте мы его сами нарисуем. Медвежонок у нас добрый , сказочный. Мы нашего Мишутку будем рисовать необычным способом – тычками, и он у нас получиться пушистым и забавный.

Идет показ воспитателя (напоминание как пользоваться кистью, красками и тряпкой)

Молодцы! Вы слушали меня внимательно, а теперь давайте отдохнем- сварим Мишке кашу.

кашу-малашу

солью посолила

сахар положила.

вкусная каша

каша-малаша!

Сели приступили к рисованию медвежонка (тычками рисуем сверху вниз, не выходя за контур) . Индивидуально показываю детям, у которых возникли трудности.

Мы можем начать рисовать ему мордочку ?

Нет, потому что краска растечется!

Пока наш мишка сохнет, мы поиграем. Кто знает, что мишка любит есть? Правильно мед, а еще медведи любят ловить рыбу и есть ее.

Игра «Рыбка»

1. Рыбка, рыбка - одна рука полочка, другая рыбка плавает в воде

2. Рыбка загорает- рука лежит на полочке

3. Рыбка! Ты где? – рука прячется за спину

4. Рыбка вынырнула – рука вверх.

Рисуем акварельной кисточкой мордочку Мишутке

Хорошие у на с получились медвежата ! Давайте подарим им мед и похлопаем друг другу.


Достаточно сложно сказать, чем же сегодня должен больше заниматься воспитатель в детском саду - развитием малышни или бумажной волокитой. Если он собирается провести открытое то ему не обойтись без подробного план-конспекта. Причем требуется это по закону, а не по прихоти начальства.

Введение

Для того чтобы вы лучше поняли, что должен представлять собой план-конспект, давайте рассмотрим реальную ситуацию. Например, следующее занятие - на тему "Зима". И не простое, а открытое. Так что вам в любом случае придется составить план, чтобы не оплошать перед родителями.

Для начала вам потребуется расписать два пункта:

  1. Тип занятия. Тут вы должны указать, в какой манере будет проводиться урок: обобщение знаний, их закрепление или, может быть, изучение нового материала.
  2. Цели занятия. Общими словами расскажите, чего вы хотите достигнуть в ходе открытого мероприятия. В нашем случае подойдут вариации вроде: создание коллективного и индивидуальных рисунков на тему "Зима".

Указав эти два пункта, вы создаете себе основу для размышлений. Отталкиваясь от них, вы можете продумать будущий ход занятия. Однако на этом конспект занятия по рисованию только начинается.

Задачи

Мы разобрались с теми практическими целями, которых вы хотите достигнуть. Далее поставьте перед собой эмпирические задачи, которые вы хотите выполнить в отношении детей. ФГОС и ФГТ настаивают на том, что развитие дошкольников должно быть комплексным и разносторонним. Исходя из этого, можно выделить три направления задач:

  1. Образовательные. Укажите, чему должны научиться ваши воспитанники в ходе занятия. Какие практические навыки должны быть получены или закреплены: закрепление художественных умений и техник, повышение качества самоанализа и критики чужих работ, способность самостоятельно выбирать материалы, необходимые для работы.
  2. Воспитательные. Какие черты характера вы бы хотели привить ребёнку через это занятие? К нашей теме хорошо подойдет бережное отношение к дикой природе.
  3. Развивающие. Может показаться, что это то же, что и в первом пункте. Но если там вы указывали практические навыки, то здесь лучше заострить внимание на умственных. Покажите, что вы стремитесь развить в детях интерес к окружению и природе, художественное чутье, инициативу и воображение.

Таким образом, вы сформируете "третий столп", на котором будет держаться весь процесс обучения и ваш будущий конспект занятия по рисованию.

Предварительная работа

Поскольку открытое занятие по рисованию в старшей группе обычно проводится в конце кварталов или года, то здесь вы должны будете указать весь пройденный материал, который можно было бы отнести к рассматриваемой тематике.

Что можно использовать в нашем случае? Давайте составим список материалов к изучению, чтобы легче было провести рисование в старшей группе на тему "Зима".

  1. Чтение сказок "Снегурочка" и "12 месяцев".
  2. Рассматривание и обсуждение фотографий и картин с зимним пейзажем.
  3. Изучение свойств воды и её агрегатных состояний.
  4. Беседы об особенностях жизни животных в зимний период. Смена окраса, спячка.
  5. Зарисовки животных с помощью геометрических фигур.

Только снабдив детей необходимым багажом знаний, вы можете проводить открытое занятие по рисованию в старшей группе.

Ход занятия

С этого момента в вашем плане-конспекте начинается самая неоднозначная и вариативная часть. Вам нужно заранее спланировать, что вы будете говорить, а самое важное - что будут отвечать дети. В этом и состоит ваша основная задача. Чтобы не допустить развития событий, которые могут выйти из-под контроля, надо проанализировать весь будущий урок и составить план.

  1. Приветствие.
  2. Диалог с детьми.
  3. Коллективная работа.
  4. Физминутка.
  5. Индивидуальное творчество.
  6. Подведение итогов и анализ работ.

Запомните, вам надо подробно описать, что будет происходить на занятии. Например:

Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости пришел снеговик! А на улице уже лето! Давайте поможем ему остыть и нарисуем (рисуя мелками на доске, дети делают совместную композицию).

В таком ключе вам нужно продумать полностью урок. Открытое занятие по рисованию в старшей группе должно быть спланировано и проведено очень точно, ведь чем старше дети, тем неожиданнее могут всплыть вопросы, на которые у воспитателя должен быть ответ.

Использованные материалы

Мы уже выяснили, что необходимо узнать детям перед проведением подобного открытого урока. Но это не всё. Воспитателю также необходимо подготовиться и принести все необходимые материалы. Либо попросить детей, чтобы те сами подготовили некоторое оборудование. Чтобы ничего не забыть, составьте список и также включите его в план.

  1. Фотографии и картины с изображением зимы.
  2. Мультимедийное оборудование по необходимости. Можно ограничиться проектором и показывать слайды вместо бумажной волокиты с картинками. Музыкальный проигрыватель и записи. Например, "Времена года" Вивальди.
  3. Детям понадобятся художественные принадлежности. Карандаши, краски, мелки. Альбом.
  4. Уточните, какая будет использоваться техника рисования. Старшая группа имеет широкий выбор в этом аспекте - пуантилизм (точками), пластилинография, кляксография, пальцами, граттаж.
  5. Возможно, вы захотите создать аппликацию. Тогда понадобятся другие материалы - клей, вата и так далее.

Данный пункт очень важен. Если вы упустите что-то важное, занятие может полностью пойти насмарку. Кроме того, укажите, по каким методическим пособиям вы готовились к уроку. При этом неважно, делали ли вы это или нет. Просто для отчетности, чтобы к вам не могло придраться начальство, что вы проводите обучение не по стандартам.

Напоследок

Рассмотренная нами тема "Зима" не всегда хорошо подходит для проведения открытых занятий. Как бы вы ни стремились развить воображение детей, существуют более "удобные" темы занятий по рисованию в старшей группе. Могут подойти самые разнообразные варианты.

  • "Салют". Для практики рисования "тычком".
  • "Лес". Позволяет ближе познакомиться с животными и растениями.
  • "Моя семья". Нарисовать человека намного труднее. Данная тема хорошо подойдет для практики сложных узоров.
  • Рисование в нетрадиционном стиле. Научите детей рисовать картины подручными средствами. Например, если нет акварели, но зато имеется утюг и воск (энкаустика).
  • "Правила дорожного движения". Позволит детям лучше понять необходимость их соблюдения.

Задачи перспективного плана:

— развивать способность к восприятию художественного произведения, чувство прекрасного;

— формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, желание в постоянном общении с ним;

— углубить представления детей о живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) скульптуре, архитектуре, дизайне;

— обогащать эмоциональную сферу детей новыми видами эстетических переживаний;

— учить передаче характерных признаков объектов изображения (девочка и снегурочка, мальчик и гномик, веселый и грустный, весенний и осенний);

— поддерживать стремления детей к самостоятельности в организации рабочего места, выборе темы рисунка, материала, способов изображения, темы рисунка, планировании деятельности, воплощении задуманного в рисунке;

— формировать умение анализировать художественные произведения великих мастеров, собственные рисунки и работы других детей.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ:

Сентябрь (8 часов)

1). Рисование «Цветы»

Цель: закрепить понятия основных и дополнительных цветов; учить рисовать гуашевыми красками, смешивая их, использовать различные приёмы — мазки, примакивание, кружение.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».

2). Рисование «Овощи и фрукты»

Цель: учить рисовать овальные и круглые предметы (помидор, огурец, яблоко, слива, груша, вишня, свекла, морковь); закрашивать округлыми мазками, смешивать

Материал: краски «Гуашь», загадки об овощах и фруктах.

3). Лепка «Овощи и фрукты»

Цель: передать форму круглых и овальных предметов (морковь, свекла, огурец, помидор, груша, слива), дополнить деталями — ямками, выемками, используя стеки.

Материал: пластилин, стеки, образцы овощей и фруктов.

4). Аппликация «Помидоры»

Цель: вырезание круглых форм из квадрата, расположение помидоров по цвету: от зеленых, через желто-розовый, к красному (проблемная задача), и величине.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей; изображение растущих помидоров.

5). Аппликация «Яблоко и груша»

Цель: вырезать круглый предмет из квадрата, овальный из прямоугольника, наклеить их, композиционно располагая в вазе.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей; ваза с фруктами.

6). Рисование «Натюрморт»

Цель: объяснить понятие «натюрморт», учить изображать группу овощей и фруктов, передавать их форму и цвет, правильно располагать на рисунке.

Материал: краски «Гуашь»; репродукции картин-натюрмортов; м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера)

7). Рисование «Виноград»

Цель: изображать грозди винограда в двухплановом рисунке, где некоторые ягоды прячутся друг за друга и теряют половину круглой или овальной (по желанию) формы; передать блики на ягодах приёмом смешивания красок.

Материал: краски «Гуашь», музыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», вальс.

8). Аппликация — загадка «Натюрморт»

Цель: определить по цвету и форме заготовок, какой вырезать овощ или фрукт, закрепить умение вырезать круглые и овальные предметы.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; загадки об овощах и фруктах.

Октябрь (9 часов)

1). Рисование «Наш аквариум»

Цель: закрепить умение изображать животных из круга и овала, передать разнообразие через смешивание красок и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.

Материал: краски «Гуашь»; музыка А. Вивальди «Весна».

2). Аппликация «Курочка с цыплятами»

Цель: учить работать, вырезая и наклеивая цыплят, совместно в разных позах, в каких-либо отношениях между собой.

Форма проведения занятия: сотворчество педагога (вырезает курицу) и детей.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение птицефермы.

3). Рисование «Жар-птица»

Цель: нарисовать сказочную птицу, комбинируя знакомые образы, передать ее красочность и необычность, отличие от существующих.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П. Чайковского «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».

4). Рисование «Домашние животные»

Цель: обобщить представления детей в беседе о животных, обитающих в городе и в деревне; учить рисовать 2-3 животных, используя круг и овал, передать среду обитания (домик, трава, квартира).

Материал: краски «Гуашь»; стихи и загадки о домашних животных

5). Лепка «Домашние животные»

Цель: учить лепить из пластилина животных, используя овальную форму и круг (шар), совместно составлять композиции из отдельных детских работ.

Материал: пластилин, стеки; рисунки домашних животных из предыдущего занятия.

6). Рисование «Зоопарк»

Цель: изобразить диких животных, которых видели в зоопарке (медведь, слон, бегемот, жираф), передать их особенности, характерные детали, соединяя в рисунке форму крута и квадрата.

Материал: краски «Гуашь», загадки о диких животных, стихи С. Маршака «Ребятам о зверятах»

7). Рисование «В цирке»

Цель: передать движения животных, выполняющих акробатические номера (слон на шаре, собачки с мячом, зайчик на барабане и т.д.).

Материал: краски «Гуашь»; музыка Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида»

8). Лепка «Цирк»

Цель: учить совместно работать, составлять композиции из зверей, выступающих на арене — выполняющих цирковой номер с дополнительными предметами.

Материал: пластилин, стеки, детские рисунки «В цирке» из предыдущего занятия.

9). Рисование «Верёвочные звери»

Цель: учить рисовать зверей одной плавной неразрывной линией (веревочкой), с дорисовыванием дополнительных деталей. Черно-белое изображение.

Материал: бумага, уголь.

Ноябрь (8 часов)

1). Рисование «Осеннее дерево»

Цель: учить располагать деревья «ближе», «дальше»; тонким концом кисти рисовать ветки дерева; сформировать понятия: «перед деревом» (ниже на листе), «за деревом» (выше).

Материал:

2). Рисование «Деревья и кусты»

Цель: учить передавать различия в строении дерева и куста, закреплять приём расположения «ближе — дальше».

Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень».

3). Аппликация «Грибы»

Цель: учить передавать композицию их 3-х грибов — большой и два маленьких; закреплять парное вырезание одинаковых частей.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение грибов.

4). Аппликация «Угадай животное» (из осенних листьев)

Цель: учить подбирать листья, выкладывая их на бумаге так, чтобы получалось животное, дорисовывая детали фломастером.

Материал: засушенные осенние листья, клей, фломастеры.

5). Рисование «Разноцветная осень»

Цель: учить рисовать акварельными красками на мокрой бумаге, используя прием растекания красок, развивать умение видеть в цвете сюжет и акцентировать его.

Материал: краски «Акварель»; музыка В.-А. Моцарта «Симфония № 40».

6). Рисование «Пасмурный осенний день»

Цель: через подбор красок учить изображать погоду и настроение; использовать приём тонирования неба и земли, дождя.

Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень» ч. 2 из скрипичного концерта «Времена года»

7). Рисование «Осенний пейзаж»

Цель: учить составлять альбом из рисунков осени, выбирая сюжет и настроение пейзажа, комбинируя изобразительные материалы.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель», цветные карандаши, мелки, фломастеры, уголь; музыка А. Вивальди «Осень», часть 3 из скрипичного концерта «Времена года»

Декабрь (7 часов)

1). Рисование «Мы строим дома»

Цель: создать изображение квадратных и прямоугольных предметов — домов, окон, дверей; ввести понятие «архитектура».

Материал: цветные карандаши, мелки, уголь.

2). Рисование «Транспорт»

Цель: учить изображать общественный и грузовой транспорт; передавая их разнообразие, отличия; вырезать контур машины из сложенной вдвое бумаги. Раскрасить карандашами, мелками.

Материал: цветные карандаши, мелки, ножницы.

3). Рисование «Под небом голубым»

Цель: учить изображать авиатранспорт (самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль); передавать особенности их строения, отличия от наземного (обтекаемая форма, крылья).

Материал: цветные мелки, акварель, модели авиатранспорта; музыка В.-А. Моцарта, увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

4). Аппликация «Такие разные автомобили»

Цель: закрепить навыки вырезания кузовов автомобилей различного назначения (цистерна, самосвал, грузовик), кабины, колес, составления и дополнения частей автомобиля деталями.

Материал: цветная бумага, ножницы, изображения автотранспорта.

5). Рисование «К магазину подъехал автомобиль»

Цель: изображать двухплановый рисунок с передачей перспективы («дальше — ближе», машина закрывает часть здания).

Материал: карандаши, мелки; музыка Ф. Листа «Хроматический галоп».

6). Коллективная аппликация «Мы строим новый город».

Цель: учить составлять общую композицию из домов, детсадов, магазинов, машин, деревьев; формировать навыки сотрудничества, элементарный план действий.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Январь (7 часов)

1). Рисование «Зимняя сказка»

Цель: учить изображать деревья, кусты и предметы под снегом, используя графические приёмы (рисунок на черной бумаге белой «Гуашью»).

Материал: чёрная бумага, краски «Гуашь»; музыка В.-А. Моцарта «Фантазия»

2). Рисование «Снегурочка возле новогодней елки»

Цель: создавать сюжетную картину, передавая праздник, яркий наряд Снегурочки, красивую елку.

Материал: краски «Гуашь», новогодние открытки; музыка А. Бородина «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

3). Лепка «Девочка лепит снеговика»

Цель: учить лепить фигуру девочки в шубке в несложном движении (катает ком), располагая рядом снеговика.

Материал: пластилин, стеки, музыка А. Вивальди «Зима» из скрипичного концерта «Времена года».

4). Лепка «Дети на прогулке зимой»

Цель: создание коллективной композиции из фигур детей в соответствии с сюжетом (на санках, лыжах, играет в снежки, катает ком)

Материал: пластилин, стеки.

5). Рисование «Весело зимой»

Цель: изображать зимнюю прогулку — дети в разных позах, зимняя природа, снег; составлять самостоятельно сюжет и композицию рисунка.

Материал: краски «Акварель», мелки; музыка П. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик».

6).Аппликация «Снежинки»

Цель: учить вырезать из сложенной бумаги снежинки с мелкими деталями, прорезями.

Материал: белая бумага, ножницы; музыка П.Чайковского «Танец Феи- драже» из балета «Щелкунчик».

Февраль (8 часов)

1). Аппликация «Игрушечный клоун»

Цель: передавать несложные движения клоуна через положения рук, ног, головы; использовать игровые приёмы - показать схематичного клоуна на доске, а дети ищут, у кого клоун выполняет такие же движения.

Материал: цветная бумага, ножницы, игрушечный клоун.

2). Знакомство с портретом

Цель: формировать представления о портрете, его особенностях и средствах изображения; научить словесному и изобразительному портрету. Игра «Угадай по описанию».

Материал: м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера), портреты.

3). Рисование «Портрет мамы»

Цель: учить передавать в рисунке сходство с внешностью и настроением мамы; правильно располагать черты лица.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка Ж. Массне «Медитация».

4). Рисование «Весело и грустно»

Цель: различными приемами учить выражать настроение человека (широкие и узкие глаза, уголки рта вверх или вниз, брови подняты, опущены), предварительно рассмотрев на рисунке несколько кукольных лиц.

Материал: цветные карандаши, мелки, уголь; музыка А. Вивальди «Времена года» («Весна» и «Осень»)

5). Рисование «Забавные гномики»

Цель: учить видеть отличия человека от гнома, передавать в рисунке комичность и сказочность гномика через форму и цвет.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик»

6). Рисование «Мой папа — … (повар, строитель, инженер)»

Цель: изображать внешний вид, позу человека в соответствии с его профессией.

Материал: цветные карандаши, мелки.

7). Рисование «Портрет друга»

Цель: изображать друга, передавая его характер, привычки, увлечения; составлять сюжетный рисунок.

Материал: краски «Гуашь», цветные мелки.

8). Рисование «Ко мне пришел врач»

Цель: составлять сюжетный рисунок, изображая людей и окружающую обстановку.

Материал: цветные карандаши, мелки; музыка П.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Март (8 часов)

1). Рисование-аппликация «Открытка для мамы»

Цель: подготовить подарок маме (бабушке, сестре), самостоятельно выбрать средства изображения, составить композицию из комбинированных изобразительных материалов (цветная бумага, краски, пластилин).

Материал: цветная бумага, краски, пластилин, карандаши, мелки; музыка из оперы «Сильвия» Л. Делиба, «Пиццикато».

2). Рисование «Пляшущие человечки»

Цель: учить передавать позу человека, его пропорции в схематичном изображении, составить из них небольшую танцевальную композицию.

Материал: карандаши, мелки; музыка П. Чайковского «Китайский танец» из балета «Щелкунчик».

3). Рисование «Веселые клоуны»

Цель: учить изображать клоуна в движении, с предметами (жонглирует, танцует, показывает фокус, акробатический номер).

Материал: мелки, акварель, музыка И. Штрауса «Галоп»

4). Лепка «На арене клоуны»

Цель: составлять коллективную композицию, изображающую представление клоунов; самостоятельно выбрать для своего клоуна номер, наряд.

Материал: пластилин, стеки.

5). Рисование и аппликация «Цирковая афиша».

Цель: учить совместно составлять афиши, самостоятельно выбирать свой участок работы и составлять общую композицию.

Материал: краски, карандаши, мелки, цветная бумага, ножницы.

6). Лепка

а) «На балу у Золушки»

б) «Полет в космос»

Цель: девочки и мальчики выполняют различные композиции с изображением людей (Золушка, принц, космонавт, инопланетяне).

Материал: пластилин, стеки.

Апрель (8 часов)

1). Рисование «Моя любимая сказка»

Цель: самостоятельно выбирать сюжет и составлять композицию рисунка; изображать главных героев так, чтобы сказка узнавалась.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка К. Дебюсси «Кукольный Кек-уок».

2). Рисование «Весенняя гроза»

Цель: изображать пейзаж с настроением: солнечный или пасмурный день, дождь, природа или город, животные или люди.

Материал: краски «Акварель»; стихи о весне; музыка П. Чайковского «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.

3). Рисование «Лес в тумане»

Цель: изображать пейзаж с использованием приглушенных красок, пастельных тонов, смешиванием с белой краской.

Материал: краски «Акварель»; музыка Ж. Оффенбаха «Баркаролла»

4). Лепка «Тарелка с узором»

Цель: учить лепить широкую, плоскую посуду, украшать её объемным узором из змеек и точек.

Материал: пластилин, образцы тарелок.

5). Лепка «Ваза для фруктов»

Цель: закреплять умение лепить посуду сложной формы с подставкой, украшать объемным узором; добавить по желанию вылепленные фрукты.

Материал: пластилин, образец вазы с фруктами.

6). Лепка «Выставка посуды»

Цель: учить самостоятельно выбирать объект лепки, придумывать узор, выделять свою работу каким-либо элементом (необычной формой, ручкой, подставкой), чтобы ее отобрали на выставку.

Материал: пластилин, образцы посуды.

Май (8 часов)

1). Дымковская роспись «Конь на лугу»

Цель: познакомить с элементами дымковской росписи — круги, точки, штрихи; учить расписывать фигуру коня яркими узорами, стилизованными под дымковскую роспись.

Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения дымковской росписи; музыка В.А. Моцарта «Турецкое рондо» из сонаты ля мажор.

2). Городецкая роспись «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»

Цель: познакомить с городецкой росписью — бутоны, листья, цветы розового и голубого цвета, учить расписывать кружки цветочной гирляндой городецкого рисунка.

Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения городецкой росписи; музыка С. Рахманинова «Итальянская полька»

3). Книжка-картинка для малышей

Цель: учить делать книжку-раскладушку с ярким крупным рисунком и несложным текстом, самостоятельно выбрав сюжет, средства изображения.

Материал: картон, цветная бумага, краски, карандаши, мелки, ножницы, клей.

4). Рисование «Лето прекрасное»

Цель: изображать лето — мечту, как бы ты хотел его провести в своих фантазиях, средства изображения подбирать по своему усмотрению.

Материал: краски, карандаши, мелки; стихи о лете; музыка П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Рисование яблока ватными палочками».

Назначение: подарок, украшение интерьера
Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.
Задачи:
- овладеть техникой рисования ватными палочками;
- развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус;
- воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.
Оборудование: лист бумаги, краски, ватные палочки, емкость с водой, рисунки художников.

Ход занятия.
1. Вступление.
Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки рисовали картины тиской - размочаленной палочкой, выдернутой из обычного веника. В живописи существует такое стилистическое направление - пуантилизм. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

2. Подготовка детей к практическому занятию.
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка.
Сладкие и вкусные, золотисто-красные,
Запах – удивительный, теплые в руке.
Уродила яблонька яблочки прекрасные,
Нет вкуснее яблок на нашем хуторке!

Ребята, сегодня мы будем рисовать яблоко при помощи ватных палочек. Принцип очень простой: макаете ватную палочку в краску и наносите точки на рисунок. Для разного цвета нужна своя ватная палочка. И если располагать точки чаще, то цвет получится более насыщенным.

3. Практическое занятие.
Ребята, мы приступаем к рисованию ватными палочками. Берем лист бумаги с контурной заготовкой.

Прорисовываем контур яблока. Берем ватную палочку, обмакиваем ее в красную краску и ставим точки по контуру рисунка.

Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, ватную палочку необходимо держать строго вертикально и прижимать к листу с достаточным нажимом.
Аналогично прорисовываем плодоножку коричневой краской, листок - зеленой.

Внутри яблоко заполняем точками красного цвета. Детям по-старше можно предложить использовать для заполнения 2-3 цвета.

Листок заполняем точками зеленого цвета. Наше яблоко готово.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе: (кляксография-экспериментирование)

"Весеннее дерево"

Цель : Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.

Художественное творчество:

  • Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования « кляксография».
  • Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи салфеток.
  • Формировать умение передавать цветовую гамму.
  • Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
  • Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.

Познание:

  • Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.
  • Развивать воображение, внимание, память и мышление.
  • Развивать дыхательную систему.

Коммуникация:

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Активизация словаря : трубочка для коктейля.

Обогащение словаря: кляксография.

Предварительная работа:

  • Экскурсия по весеннему парку.
  • Рассматривание иллюстраций на тему « Весна пришла».
  • Игры с водой и трубочкой для коктейля « морской бой»
  • Выдувание воздуха через трубочку.
  • Изготовление фона в технике «По мокрому».

Оборудование:

  • Затонированные листы
  • Разведенная гуашь
  • Акварель, кисть для рисования (белка)
  • Трубочки для коктейля.
  • Вода в баночках
  • Речной песок на тарелочках.
  • Бумажные салфетки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети вы верите в волшебство?

(Ответы детей)

Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?

(ответы детей)

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих!

С кем водятся волшебники

А с тем, кто верит в них!

Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

  1. Экспериментирование:

Мы палочкой волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.

  1. Беседа:

Давайте все вместе вспомним и перечислим времена года.

А какое сейчас время года?

Что нравится или не нравится весной?

Что можно сказать про деревья?

(ответы детей)

Чтение стихотворения Т.Дмитриева

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки

Посмотри на ветки клена-

Сколько носиков зеленых.

Ребята, я вас приглашаю на прогулку по весенней тропинке. Пойдем?

Посмотрите, здесь чьи- то следы. Как вы думаете чьи? (на полу лежат нарисованные следы зайца). Наверно зайчата играли на этой полянке и оставили много следов.

А давайте и мы с вами поиграем как зайчата.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок-

Встал зайчонок на пенек

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Славно мы прогулялись, наигрались, а теперь можно и делом заняться.

Посмотрите, что у нас лежит на столе.

(альбомные листы с подготовленным фоном, акварель, кисточки, разведенная гуашь, ложечки, баночки с водой, бумажные салфетки)

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки- трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки (берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем) или кистью методом примакивания рисуем листочки, но прежде рисунок должен просохнуть. А пока мы с вами немножко отдохнем. Полежим на ковре с закрытыми глазами и представим себе красоту весеннего леса.

(звучит запись музыки- релакс «Звуки весеннего леса)

  1. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют. Самостоятельная деятельность.

Итог занятия:

Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!

В заключении физкультминутка:

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем (кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвозди (дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем –

Снова рисовать начнем

(Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)

Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия – выставка получившихся работ. Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево. Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял.

Предварительный просмотр:

Тема: «Подводный мир».

Цель:

Задачи:

Виды детской деятельности:

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

Загадка-для ума зарядка.

1.В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

2.У родителей и деток

3.В море вырос лес,

Он зеленый весь. (Водоросли)

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)

Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)

Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)

И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)

Месят тесто две руки- (Имитируют действия)

Воду моря и реки

Загребают, плавая (Иметируют действия)

Этапы работы:

3.Анализ работ.

Итог занятия.

молодцы!

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Подводный мир».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация».

Цель: развивать у детей познавательный интерес, творческие способности.

Задачи:

Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира;

Развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза);

Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики;

Осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-музыкальная, продуктивная, игровая.

Материалы и оборудование: фото с изображением обитателей подводного мира, картинка «Недовольные рыбки», аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Посмотрите внимательно на фотографию. Что на ней изображено? (Ответы детей). Предлагаю превратиться в рыбок и очутиться на дне морском. (Воспитатель включает аудиозапись «Шум моря»).

Вам понравилось быть рыбками? Какие вам представились рыбки, веселые или грустные? (Высказывания детей)

Сейчас посмотрите внимательно на картинку. Какое настроение у рыбок? Что могло их расстроить? (Высказывания детей)

Давайте вместе вспомним правила поведения у водоема. (Дети рассказывают, как нужно вести себя вблизи водоема)

Кроме рыбок, в море мы можем встретить морскую звезду, медузу, осьминога.

(Воспитатель показывает фото с их изображением)

Посмотрите, ребята, какие они красивые! Таких интересных жителей мы на суше не встретим. Это обитатели морских глубин.

Загадка-для ума зарядка.

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадки найти на нашей морской картинке.

1.В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

2.У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

3.В море вырос лес,

Он зеленый весь. (Водоросли)

Ребята, мир морских глубин богат, красив и разнообразен. Сегодня я предлагаю изобразить с помощью восковых мелков и акварельных красок свой подводный мир.

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)

Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)

Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)

И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)

Месят тесто две руки- (Имитируют действия)

Левая и правая, (Показывают одну, потом другую руку)

Воду моря и реки (Делают волнообразные движения кистями рук)

Загребают, плавая (Иметируют действия)

Самостоятельная деятельность детей.

Этапы работы:

1.Нарисовать восковыми мелками рыбок, камушки, водоросли…

2.Раскрасить весь лист бумаги голубой краской.

3.Анализ работ.

Итог занятия.

Ребята, давайте покажем друг другу, какие замечательные рисунки у нас получились. У каждого из вас свой неповторимый подводный мир. Все ребята старались, проявили фантазию и показали свои знания о морских обитателях. Все сегодня молодцы!

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной форме «Картинки из песка» в старшей группе

Цель : познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком;

Развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение.

Предварительная работа : рисование палочками на песке. Игры в песочнице. Беседа о летнем отдыхе.

Оборудование : листы бумаги желтого, оранжевого, бежевого цвета разного размера, фломастеры. Коробки с песком, листы бумаги белого цвета, клеящие карандаши, клеенка.

Ход НОД

Воспитатель : ребята, послушайте стихотворение В. Шипуновой «Ладошки» :

Я глажу ладошками

Теплый песок.

Рисую кораблик,

А рядом цветок

И мамина кошка,

И деда гармошка,

Летящий журавлик

И буква - Антошка.

струятя песчинки…

сижу - не дышу,

ведь мира картинки

В ладошках держу.

Ребята, какое сейчас у нас время года?

Правильно - лето. А в какие игры можно играть на площадке?

Помимо перечисленных вами игр можно не только играть с песком, но и рисовать на нем, чем можно рисовать на песке? (Палочками, или пальчиками)

Воспитатель : Ребята, у нас есть бумага желтого, оранжевого, бежевого цвета, давайте представим, что это песок, а карандаши – полочки.

Представьте, что мы с вами сидим на берегу моря или реки, гладим ладошками желтый песок и рисуем самые красивые на свете картинки. Выберите бумагу песчаного цвета. Это может быть один большой лист - на нем поместятся много картинок. Или же несколько маленьких листочков – по одному на каждую картинку.

Располагайтесь как вам удобно, ведь мы с вами на пляже и рисуйте любую картинку. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать и обязательно придумайте название своей картинке.

Воспитатель спрашивает кто, что будет рисовать и записывает название картинки у каждого на листочке.

Физкультминутка :

Как на море на нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

Дети изображают резвящихся рыбок.

Воспитатель : Ребята, а сейчас мы превратим ваши картинки в необычные «песчаные» . У меня есть волшебная коробка как вы думаете, что в ней находится? (песок)

Есть один необычный способ создания «песчаных» картин -

С помощью бумаги и клея. Необходимо провести клеящим карандашом по всем линиям картинки и быстро плашмя положить картинку в ящик с песком изображением вниз, слегка похлопываем и поднимаем картинку.

Дети осваивают новый способ, расположившись возле коробок с песком.

По завершению работы воспитатель с детьми оформляет выставку детских работ «Песочные картинки» .

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

на тему: «Чудесные превращения кляксы»

(кляксография )

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс).

Развивать творческое воображение.

Предварительная работа.

Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?

Воспитатель читает детям отрывок из «Истории про Мальчика, который хотел стать художником» (книга И.А.Лыковой «Цветные ладошки»).

Материалы.

Краски – акварельные, гуашевые; цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свёкла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Ход занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы».

Вчера принесла мне в подарок сестра

Бутылочку чёрных – чёрных чернил.

Я стал рисовать, но сразу с пера

Кляксу огромную уронил.

И расплылось на листе пятно,

Стало помалу расти оно:

Слева – хобот, а справа – хвост,

Ноги – как тумбы, высокий рост…

Я немедленно к чёрной туши

Пририсовал огромные уши,

И получился, конечно, он, -

Вы угадали – индийский слон.

Ребята, а что такое клякса?

Да, клякса – это пятно неопределённой формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость – краску или тушь. Из – за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить во что угодно или в кого угодно.

Давайте и мы сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.

Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу?

Верно: можно ставить отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги.

Штамповать срезом свёклы, которая оставляет следы своего сока.

Рисовать лужицу мягкой кисточкой, зубной щёткой.

Нанести на лист бумаги немного туши и раздуть её из трубочки или соломинки в разные стороны.

Давайте мы с вами изобразим разные кляксы на отдельных листочках разными способами. Дети экспериментируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе – неопределенность, неожиданность, необычность формы.

Физкультминутка

После того, как дети освоят несколько способов и создадут по нескольку клякс, предлагаю оживить кляксы – превратить их в живых существ или в предметы.

Дети, внимательно рассмотрите свои кляксы, поворачивайте листы бумаги в разные стороны. Вот, например, моя клякса: если неё посмотреть так, она похожа на человечка, только нужно дорисовать глазки и ротик; а если кляксу перевернуть, она напоминает цветочек, только пририсую стебель и листочки.

А в кого превратятся ваши кляксы? (Тихо спрашиваю у каждого ребенка о его ассоциациях, замыслах, помогаю нерешительным детям)

Дети выполняют работы. Устраивается общая выставка «живых» клякс.

Предварительный просмотр:

Тема: «Предметная монотипия «Бабочка».
Возрастная группа: старшая группа.

Цель: развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Приобщать детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.Программные задачи образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: познакомить детей с изобразительной техникой «монотипия», активизировать проявление эстетического отношения к миру природы, развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать воображение.
Познавательное развитие: закрепить знания детей о бабочках, как о представителях класса насекомых, продолжать формировать у детей знания о трёх фазах развития бабочек, воспитывать бережное отношение к миру насекомых.
Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук, развивать координационные способности.
Предварительная работа: просмотр презентации «Насекомые». Лексико-грамматические упражнения на тему «Бабочки», «Насекомые». Беседа «Как появляется бабочка». Настольно-печатные игры: лото «Насекомые», «Вред и польза», «Кто, где живёт», «Собери из частей». Обсуждение рассказов В. С. Гребенникова «Тайны мира насекомых».
Методы и приёмы:
Наглядные: показ схемы превращения гусеницы в бабочку, показ приёмов изображения бабочки в технике «монотипия».
Словесные: беседа, вопросы к детям, проговаривание слов физкультминутки, инструкция, пояснение, словесное описание процесса превращения гусеницы в бабочку.
Практические: продуктивная деятельность, физкультминутка.
Оборудование: акварельные краски, кисти разной толщины, салфетки, ёмкости для воды, листы белой бумаги формата А4, карточки с изображением стадий развития бабочки, картинный материал на тему «Бабочки», мольберт.
Воспитатель предлагает детям пожелать гостям доброго утра:
Воспитатель: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра. Все вместе: Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Здравствуйте, милые дети Вы прекрасней всех на свете! Деятельность воспитанников.
Приветствие, дети здороваются, дарят гостям улыбки, выполняют движения в соответствии со словами текста.
Методы, формы, приемы,
возможные виды
деятельности. Результат.
У детей формируется психологическая готовность к образовательной деятельности.
Воспитатель загадывает загадку о гусенице, вносит сказочный персонаж и обыгрывает его, предлагает детям познакомиться с гусеницей. Дети внимательно слушают, отгадывают загадку, соглашаются познакомиться, знакомятся со сказочным персонажем- гусеницей. Сосредоточивают внимание, эмоционально выражают своё отношение к деятельности.
Сюрпризный момент – появление героя гусеницы. Взаимное приветствие.
Дети готовы к предстоящей деятельности.
-Нам всем весело, а гусеница печальна,
(просит детей ответить почему? Потому что все считают гусеницу некрасивой, неуклюжей, некоторые хотят её раздавить). - Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь гусенице? Развеселить её. Хотите ли вы помочь гусенице? С уважением относится к детским высказываниям, помогает детям делать выводы. Дети замечают печальную гусеницу, называют возможные причины грустного настроения гусеницы. Высказывают суждения о том, как можно помочь гусенице, выражают собственные мысли, делают умозаключения, опираясь на собственный опыт. Постановка проблемы: помочь гусенице обрести хорошее настроение.
Постановка проблемных вопросов: что можно сделать, как можно помочь гусенице. Обсуждение.
У детей возникает внутренняя мотивация на деятельность, сформировано желания помочь гусенице – рассказать ей о том, что гусеница может превратиться в прекрасную бабочку.
Я убедилась, в том, что вы действительно готовы помочь гусенице превратиться в бабочку, но для этого нам необходимо вспомнить стадии превращения гусеницы в бабочку (предложить детям игровое задание « Назови этап превращения гусеницы в бабочку», с опорой на наглядный материал).
Систематизирует ответы детей, обобщает, задаёт детям вопросы, стимулирующие процесс мышления. Дети участвуют в диалоге,
высказывают свое мнение,
основываясь на имеющихся
представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают
и отвечают на вопросы:
Из чего появляется гусеница? Куда бабочки откладывают яйца? Что происходит с гусеницей, в кого она превращается? Когда куколка превращается в бабочку?, выполняют игровое задание: называют этапы превращения гусеницы в бабочку. Беседа сопровождается показом на мольберте
картинок с изображением этапов превращения гусеницы в бабочку. Дети воспроизводят информацию,
необходимую
для успешного
усвоения нового, правильные ответы показывают, что у детей есть знания по теме «Размножение и развитие насекомых».

Воспитатель проговаривает и показывает движения физкультминутки «Спал цветок и,вдруг, проснулся»
вместе с детьми выполняет движения, в соответствии со словами текста. Дети выполняют движения физкультминутки, в соответствии со словами текста, физкультминутка детям понравилась, они внимательно следят за воспитателем, слушают текст, повторяют движения. Показ движений физкультминутки «Спал цветок и,вдруг, проснулся».
Выполнение движений, в соответствии со словами текста. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Овладение способами действия, применение знаний, навыков и
умений. Воспитатель рассказывает,
показывает детям последовательность,
приёмы выполнения нетрадиционной техники
рисования «предметная монотипия», проговаривает название нетрадиционной техники вместе с детьми. Предлагает тонкой кистью прорисовать мелкие детали: узор на крыльях, усики, конечности. Оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку.
Дети внимательно слушают воспитателя, проговаривают этапы и последовательность выполнения работы, выполняют самостоятельно практическую работу -рисуют бабочку в технике «предметная монотипия», прорисовывают мелкие детали тонкой кистью.

Воспитатель организует анализ практических работ, обсуждение наиболее удачных и интересных, отмечает каждого ребёнка, что он нарисовал интересное, выслушивает мнение детей в обсуждении своих работ и работ сверстников. Предлагает детям создать альбом с рисунками и подарить его гусенице. Дети рассказывают о своих выполненных работах, что, по их мнению, наиболее удачно получилось у них, и какая была задумка. Готовят рисунки для альбома в подарок гусенице. Анализ, активное обсуждение. Дети осознают себя, как участники творческого процесса. У детей формируются элементарные навыки самооценки и умение оценивать работы сверстников. Дети видят результат своей деятельности.
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Сложно было выполнять работу? Что понравилось больше всего? В какой из нетрадиционных техник вам нравится работать больше всего? Помогли ли мы гусенице? Воспитатель предлагает нарисовать гусенице улыбку, привлекает детей к подведению итогов. Дети эмоционально реагируют на проделанную работу. Отвечают на вопросы воспитателя. Оценка, похвала, одобрение. Дети умеют анализировать свою работу, дети получили удовлетворение от совместной деятельности с воспитателем и довольны результатом своей деятельности.