Классическая классификация стилей. Классическая классификация стилей руководства

Следующей важной задачей в теории стилей руководства является проблема их классификации.

Классификация (лат. Classic- разряд,facere- делать) особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность деления (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности, обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов.

Обилие классификаций стиля руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления.

Ученые применили три подхода к определению эффективного стиля лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный.

Подход с позиции личных качеств – согласно личностной теории лидерства, известной так же под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств, и если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий подход – создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.

В поведенческом подходе выявляются два основных направления в стиле руководства:

    Первое –характеризуется минимальной степенью, до которой руководитель делегирует своим подчинённым свои полномочия, стремлением достичь целей любой ценой не оказывая никакого или минимум доверия сотрудникам.

    Второе – определяется стремлением лидера достичь целей путем создания деловой доверительной обстановки в коллективе.

В первом случае стиль находится в пределах от авторитарного до либерального, а во втором - от ориентированного на дело до ориентированного на человека.

Приложение №1 иллюстрирует авторитарно-либеральный континуум. Изучение этого подхода связано с именем выдающегося психолога К. Левина. В 30е годы власти с группой своих сотрудников он провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или либеральный). В чём же различия между ними?

Авторитарный стиль – отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям делать, что велено. Если и проводятся совещания, то лишь для соблюдения формальности, ибо решения у руководителя готовы ещё до совещания.

Критику не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит покритиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия на подчинённых в целях достижения высоких трудовых показателей. Работает много, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время.

В целом для руководителя – автократа характерен недостаток уважения к окружающим.

Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчинённых, исходя предложения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Мак Грегор называл предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорий «Х». Согласно теории «Х», руководители такого типа исходят из того, что:

    Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

    У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

    Больше всего люди хотят защищенности.

    Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания (4)

На основе таких исходных предложений, автократ максимально централизует полномочия, не даёт работникам самостоятельно принимать решения, держит в руках всё управление, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Демократический стиль – в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям и забота об их потребностях, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями и советами подчинённых.

Руководитель демократического стиля во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Он старается чаще советоваться с ними и прислушиваться к мнению коллег, не подчёркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Руководитель демократического стиля полагает своим долгом постоянно и обстоятельно, с полной откровенностью информировать подчинённых о состоянии дел и перспективах развития коллектива. При такой системе общения намного легче мобилизировать подчинённых на реализацию поставленных перед ними задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев.

Руководитель – демократ ориентируется на возможности подчинённого, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала.

Дуглас Мак Грегор назвал предпосылки демократического стиля теорией «У»:

    Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

    Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

    Приобщение является вознаграждения, связанного с достижением цели.

    Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.(4)

Исходя из этого, демократический руководитель предпочитает механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении.

Либеральный стиль - невмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, осторожность в делах, решениях, неуверенность в соей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем.

Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчинённых и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Как правило, он непоследователен в действиях, легко поддаётся влиянию окружающих, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение. Руководитель – либерал готов выслушивать критику и соображения, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. Подчинённые, располагая большой свободой действий, пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи и выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.

Классифицировать стили руководства можно путём сравнения автократичного и демократичного континуумов.

Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично теории «Х» и «У» Мак Грегора, руководители группы с высокой и низкой производительностью классифицировались в пределах от одной крайности - сосредоточенные на работе (теория «Х»), до другой - сосредоточенные на человеке (теория «У»). Этот континуум представлен в приложении 2.

Руководитель, сосредоточенный на работе, так же известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

В противоположность этому, первейшей работой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда путём совершенствования человеческих отношений. Руководитель, сосредоточенный на человеке, делает упор на взаимопомощь работникам максимально участвовать в принятии решений.

Как продолжение своих исследований, Р.Лаикерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства. Он рассчитывал, что эти четыре системы, представленные в приложении 3 помогут классифицировать поведение руководителей. Эти системы характеризуются различной степенью авторитарного и демократического стиля, необходимой для оказания влияния на людей, побуждая их к достижению целей организации.

Р.Лаикерт выделил четыре стиля лидерства :эксплуататорско-авторитарный, благожелательно- авторитарный, консультативно- демократический, групповой .

Эксплуататорско-авторитарный стиль руководства был уже ранее рассмотрен. В фирмах, где утвердился Эксплуататорско-авторитарный стиль, подчиненные считают себя обиженными, ибо их мнения, опыт, знания игнорируются руководителем. Руководитель, принявший единоличное решение, тем самым берёт на себя всю ответственность за возможные негативные последствия своего решения. При таком стиле руководства цена ошибок получается двойной – экономические потери от неправильного решения и психологические травмы в коллективе из-за личных отношений коллектива и руководителя.

Благожелательно- авторитарный определяется тем, что руководитель чувствует себя уверенно, к своим подчинённым относится снисходительно. Угрозы наказания хотя и присутствуют, но не преобладают. Такой руководитель для принятия решений может позволить себе учитывать отдельные мнения подчинённых и под строгим контролем предоставить им определённую самостоятельность, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы. Однако подобное отношения к подчинённым не исключает недоверия к ним руководителя.

Консультативно- демократический стиль . В его рамках руководитель уже в значительной степени доверяет подчинённым, стремится конструктивно использовать их идеи, консультируется с ними. Он внимательно выслушивает все точки зрения своих подчинённых, не отдавая предпочтения какой – либо, вырабатывает общую позицию и в её рамках свою точку зрения. Сотрудники остаются удовлетворёнными тем, что их мнение ложится в основу решения, и польщены возможностью оказать руководству посильную помощь. В этом случае ответственность руководителя подкрепляется моральной поддержкой подчинённых. Но важные решения по-прежнему принимаются исключительно высшими эшелонами власти. Предпочтение в методах воздействия на подчинённых отдаётся поощрением с крайне редкими наказаниями.

Групповой стиль характеризуется тем, что руководитель действует как демократ, полностью доверяет своим подчинённым по всем вопросам. Такой метод руководства считается наиболее действенным.

Группы учёных, работавшая под эгидой «бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо» разработала свою классификацию стилей лидерства Согласно этой точки зрения, руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчинённым подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчинёнными. Поведение руководителя, классифицированное по структуре и вниманию к подчинённым, приведено в приложении №4

Было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчинённым и структурированию проблем: четыре возможных комбинации этих элементов в руководстве представлены в приложении №5. Эффективный руководитель тот, кто сочетает в своём стиле двумерную модель поведения (т.е. проявляет должное внимание и к структуре и к подчинённым одновременно).

Блейк и Мутон, классифицируя стили, построили решётку (схему), включавшую в себя 5 основных стилей руководства. Как показано в приложении № 6 вертикальная ось этой системы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Средние и четыре крайних позиции описывают как:

1.1 - Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволить избежать увольнения.

1.9 – Дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на хороших, тёплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

5.5 –Организация. Руководитель достигает примерного качества выполнения заданий. Находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9- Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчинённым и эффективности, руководитель добивается того, что подчинённые приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства было поведение руководителя в позиции 9.9.. Такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчинённым и такое же внимание к производительности.

Рассмотренные концепции ещё раз свидетельствуют, что руководителями становятся, а не рождаются. Поведение руководителя может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определённые управленческие навыки и умения.

Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного руководства, побудили учёных к разработке новых подходов к изучению стиля управления. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия.

Ситуационный подход - предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.

Разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

    Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

    Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

    Должностные полномочия. Это – объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

В приложении 7 показаны отношения между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми.

Различные сочетания этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, наиболее эффективен в ситуациях 1,2,3и8, в то время, как руководитель, ориентированный на человеческие отношения лучше всего работает в ситуациях 4,5и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как тот, так и другой.

Из 8 ми ситуаций - первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия больше, а отношения между руководителем и подчинёнными хорошие,что создаёт максимальную возможность для оказания внимания. В противоположность этому, ситуация 8- наименьше благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие и задача не структурирована. Самым эффективным стилем руководства в обоих этих случаях будет ориентация на задачу.

Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. Преимущества стиля, ориентированного на человеческие отношения – это увеличение возможности руководителя влиять на подчинённых, забота о подчинённых улучшает отношения между руководителем и подчинёнными, стимулируется личная заинтересованность исполнителей, уменьшается необходимость в строгом надзоре, минимизирован риск потери контроля.

Подход «путь-цель» Митчела и Хауса - согласно этой модели, руководитель, организуя подчинённых на осуществление поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей. Он изыскивает возможности к тому, чтобы сделать пути достижения своих целей лёгкими, выгодными, стремится показать личную выгоду подчинённых от достигнутого результата. Способы влияния руководителя на подчинённых для достижения цели - это:

    Разъяснение того, что ожидается от подчинённого.

    Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.

    Направление усилий подчинённых на достижение цели.

    Формирование у подчинённых таких потребностей, которые могут быть удовлетворены.

    Удовлетворение потребностей подчинённых, когда цель достигнута.

В модели «путь-цель» рассматриваются ряд стилей руководства:

    Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения. Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчинённых. Общение руководителя с подчинёнными «на равных» просто и дружелюбно.

    Инструментальный стиль – аналогичен стилю, ориентированному на работу и на задачу. Подчинённые получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их чёткого исполнения.

    Стиль, поощряющий участие – руководитель делится информацией с подчинёнными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой. Акцентирует внимание на консультации.

    Стиль, ориентированный на достижения – характеризуется поставкой перед подчинёнными напряженной цели и ожиданием того, что они будут работать в меру всех своих возможностей. Руководитель требует от подчинённых работать в полную меру их возможностей и одновременно убеждает их, что это им по силам.

Стиль руководства, способы и методы управления, наиболее соответствующие ситуации, предпочитаемой подчинёнными, зависят от их личных качеств и от условий среды. Если у подчинённых имеется большая потребность в самоуважении и высоко чувство принадлежности к фирме – предпочтительнее поддержка. Однако если у сотрудников существует сильная потребность в самовыражении и автономии, то предпочтительнее инструментальный способ управления.

Теория жизненного цикла (модель ситуационного лидерства) Поля Херси и Кена Бланшара – согласно ей, наиболее эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей, их способности нести ответственность за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а так же от образования и опыта в решении конкретных задач. Причем зрелость исполнителей зависит от конкретной задачи и определяется руководителем.

В приложении №8 показаны четыре стиля руководителя. Для подчинённых с низким уровнем зрелости применим такой вид, как «давать указания», поскольку руководитель исходит из того, что подчинённые либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и им нужны инструкции, руководство и строгий контроль. От руководителей требуется большая ориентированность на задачу и малоориентированный на человеческие отношения стиль S1.

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости (М2), когда они уже хотят брать на себя ответственность, но ещё не могут этого сделать, применяется вид лидерства, который может быть охарактеризован термином «продавать».

Руководитель в равной степени ориентирован и на задачу, и на человеческие отношения. Он дает подчинённым конкретные указания и в тоже время поддерживает их желание и энтузиазм самостоятельно выполнять работу – стильS2.

Третий вид лидерства – стиль S3- используется тогда, когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за выполнение задания, хотя и обладают достаточной для этого зрелостью (М3). Здесь самый подходящий вид лидерства, основанный на участии подчинённых в принятии решений, потому, что они знают,что и как надо делать, и им не требуется особых указаний. Руководитель должен разбудить у подчинённых чувства причастности к выполнению данной задачи, для чего необходимо повысить мотивацию поставленной задачи, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, оказывая им помощь и не навязывая указаний.

Четвёртый вид лидерства (S4) применяется при высоком уровне зрелости подчинённых (М4), когда они могут и хотят нести ответственность. Здесь руководитель разделяет полномочия. Подчинённые сами узнают, что и как делать, и осознают свою ответственность за решение задач. Ни поддержка, ни указания здесь не нужны.

Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства.

Модель принятия решений руководителем, разработанная В.Вурмом и Ф.Йеттоном. По их мнению, имеется пять стилей или методов руководства, которые может использовать лидер в зависимости от того, какова степень участия подчинённых в принятии решения. Это:

    Руководитель сам принимает решения, используя имеющуюся информацию.

    Руководитель принимает решение на основе информации, предоставленной подчинёнными, сообщая им или нет о сути проблемы.

    Руководитель излагает проблему подчинённым, выслушивает все их мнения, а потом сам принимает решение.

    Руководитель представляет проблему группе подчинённых, которая и обсуждает, а затем сам принимает решение.

    Руководитель излагает проблему группе подчинённых, ищет совместно с ней решение и принимает наиболее приемлемое из всех.

При этом для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых составляется древо целей. В числе критериев такие, как:

    Значения качества решения.

    Наличие достаточной информации и опыта у руководителей для принятия качественного решения.

    Степень структурированности проблемы.

    Согласие подчинённых с целями фирмы и их желанием участвовать в выполнении решения.

    Уверенность, что автократическое решение лидера получит поддержку у подчинённых.

    Заинтересованность сотрудников в достижении цели.

    Степень вероятности конфликта между подчинёнными при выборе альтернативы.

Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

Современный подход

Современные исследователи стремятся как можно точнее представить в своих моделях особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач. В справедливости этого не трудно убедиться, обратившись к теоретическим разработкам японского автора Т.Коно.

Опираясь на идеи ряда американских специалистов в области менеджмента, он построил четырехстилевую модель поведения высшего хозяйственного руководителя. Причём каждый стиль содержит соответствующие менеджерские качества. Согласно Т.Коно, стили руководства могут быть обозначены следующим образом: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный. (18)

Новаторско-аналитический стиль – это энергичный новатор и одновременно хороший организатор. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: преданность фирме, энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, богатый идеями, много альтернатив, способен принять быстрое решение и обеспечить хорошую интеграцию.

Стиль руководства отличается четкостью в формировании целей и установок, готовностью учитывать мнение других, терпимость к неудачам.

При новаторско-аналитическом образе действия решения принимаются в процессе взаимодействия различных уровней управления, многие идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане – планомерное принятие решений.

Новаторско-интуитивный – способный к нововведениям энергичный и авторитарный руководитель. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: эгоистичность, энергичность и новаторство, чуткость к новым возможностям благодаря интуиции, идеи на основе интуиции, немногочисленность альтернатив, руководитель тяготеет к быстрым решениям без достаточного учета ресурсов.

При новаторско-интуитивном образе действия решения спускаются сверху вниз интуитивно возникшая идея появляется до завершения сбора информации, решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, но интегрируемых в особых проектах – это предпринимательский метод принятия решений.

Кансервативно-аналитический тип – это теоретик, стремящийся к совершенству, но не принимающий риска. Данный тип менеджерского поведения теоретически последовательный, идеалистический и взыскательный, приверженный принципу, теоретический, субоптимизирующий и постепенный. Неохотно принимает решения, пока нет достаточной информации и ресурсов.

При консервативно-аналитическом образе действия целью является совершенное решение, которое не принимается до тех пор, пока не собрало достаточной информации, позволяющей почти исключить риск.

Стиль руководства -

Традиционной является классификация, в которой выделяются авторитарный, демократический, либеральный и анархический стили руководства.

Для проведения такой классификации нужно выделить те аспекты, которые важны для ее проведения:

· выработка управленческого решения.

· непосредственное принятие решения

· ответственность за полученный результат

· контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных

· концентрация власти в руках руководителя

· никакого самоуправления, всеобщий контроль

· отстранение подчиненных от выработки решения

· моральное давление на подчиненных

· требование неукоснительного соблюдения распоряжений и инструкций.

Демократический стиль:

· влияние на потребности высоких уровней

· ненаязывание собственной воли подчиненным

· подчиненные могут вырабатывать управленческие решения

· наличие контроля за деятельностью руководителя со стороны подчиненных.

Либеральный стиль:

· предоставление подчиненным полной свободы в определении собственных целей, выборе средств их достижения, в осуществлении самоконтроля

· минимальное участие руководителя в управлении коллективом

· ответственность руководителя за деятельность подчиненных.

Анархический стиль отличается от либерального тем, что руководитель стремится избегать ответственности за деятельность подчиненных и не позволяет им контролировать собственную деятельность.

Классификация стилей в системе ГРИД.

Стиль руководства - совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношениях с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения с ними.

Система ГРИД представляет собой двухмерную классификацию, в котоорой стили руководства оцениваются по 9-балльной шкале по 2 показателям: забота о производстве и забота о персонале.

В рамках этой классификации выделены следующие основные стили руководства:

· 1,1 - нищета управления. Минимальный интерес у руководителя к производству и подчиненным, занимается позиция стороннего наблюдателя, не проявляет инициативы и не ждет этого от подчиненных, проявляет активность только при возникновении угрозы.

· 9, 1 - власть руководителя. высокие требования к производственной деятельности и низкий уровень заботы о пресонале. Руководитель строг, требователен, принимает единоличные решения, болезненно относится к критике.

· 1, 9 - организация как загородный клуб. Минимальный интерес к производству максимальная забота о персонале. Внимание уделяется поддержанию дружеских взаимоотношений. Руководитель внимателен, приятен в общении, легко находит поддержку среди подчиненных, но не всегда со стороны руководства

· 5, 5 - золотая середина. равномерная забота о производстве и о людях. Руководитель ориентируется либо на общепринятые мнения либо на мнение руководства, проявляет только одобряемую инициативу. Легко сочетает похвалу и критику.

· 9, 9 - работа командой. Максимальная забота о производстве и о людях. Руководитель стремится заинтересовать сотрудников в достижении целей, поощряет их участие в делах организации. Уверен в себе и стремится к нововведениям.

Дополнительно в системе ГРИД выделяются такие стили руководства:

· Патернализм - создание чувства единой семьи. Руководитель - отец семейства, которого необходимо почитать и невозможно ослушаться.

· Оппортунизм - первостепенная задача руководителя - укрепить собственное положение и влияние, используя все доступные ему методы

· Фасадизм - желание руководителя обладать властью и использовать других маскируется демонстративным стремлением быть своим среди подчиненных.

Ситуационная модель Фидлера

Главной идеей ситуационного подхода к лидерству было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Одним из основателей теории ситуационного лидерства является Ф. Фидлер, который сосредоточил внимание на ситуации и выявил три фактора, влияющие на поведение руководителя.При этом использовалась 8-балльная шкала, позволяющая построить профиль наименее предпочитаемого работника (коллеги) (НПР).

Лидеры, набравшие высокие баллы, т. е. описавшие своего НПР очень позитивно, ориентированы на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР).

Ситуационные переменные:

· отношения в коллективе;

· структурированность работы;

· властные полномочия.

Отношения в коллективе (отношения "лидер-последователь"): хорошие-плохие. Эта переменная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, т. е. признание лидера последователями.

Структурированность работы : высокая-низкая. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой задач(измеряется следующими показателями:ясность цели; множественность средств по достижению целей;обоснованность решений;специфичность решений.).Высокоструктурированная работа дает лидеру возможность иметь больший контроль над исполнителями.

Властные полномочия (должностная власть): сильная-слабая. Отражает уровень формальной власти лидера.

Эффективность достигается, если

в наименее благоприятной ситуации лидеры демонстрируют стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР);в ситуации умеренной благоприятности - стиль, ориентированный на отношения (стиль с высоким НПР). в наиболее благоприятной ситуации - стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР).

Практическая значимость модели состоит в том, что она позволяет в зависимости от сложившийся ситуации подбирать руководителя. При этом основным критерием подбора является соответствие стиля руководителя конкретной ситуации.

Теория жизненного цикла

Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, названную теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Согласно Херси и Блашпару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. Другими словами, в зависимости от выполняемой задачи, отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости». Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы.

Как показано на рис., имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: давать указания, «продавать», участвовать, делегировать.

Первый стиль S1(давать указания) требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую - на человеческие отношения. Этот стиль он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости (Ml). Здесь этот стиль вполне уместен потому, что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.

Рис. Ситуативная модель руководства Херси и Бланшара,

Второй стиль S2 («продавать») подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости (М2). Таким образом, руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным, но в то же время руководитель поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность.

Третий стиль S3 характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (МЗ). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень - на человеческие отношения,самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений. Руководители могут повысить мотивацию и причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, а также оказывая им помощь и не навязываяникаких указаний. В сущности, руководитель и подчиненные вместе принимают решения, и это способствует их большему участию и причастности.

Четвертый стиль S4 характеризуется высокой степенью зрелости (М4). В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.

Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой степенью гибкости,как требует модель.


По критерию участия сотрудников в управлении выделяют сле­дующие стили.

Диктаторский стиль: сотрудники вынуждены следовать строгим еди­ноличным приказам под угрозой санкций;

Автократический стиль: в распоряжении менеджера - обширный аппарат;

Доброжелательный (благосклонный) стиль: авторитет менеджера основан на его личных положительных качествах, в которых сотрудники уверены.

Демократический (кооперативный, солидарный, коллегиаль­ный или сопричастный) стиль как типовая форма включает различные варианты:

Коммуникационный стиль: сотрудники могут выражать свое мне­ние, но должны в конечном счете следовать распоряжениям;

Консультативный стиль: менеджер принимает решение только на основе Подробной информации и после ее совместного обсуждения, со­трудники выполняют решения, в разработке которых они участвовали, с ними консультировались;

Стиль управления с совместным решением: менеджер ставит про­блему и ограничения, сотрудники сами принимают решение о дальней­ших действиях, менеджер оставляет за собой право вето;

Автономный стиль: сотрудники решают сами, они не ограничены рамками, контроль и ответственность остаются за менеджером.

Управление может осуществляться в различных формах. Насилие, принуждение, приказ соответствуют авторитарному стилю. Он связан с иерархическим делением системы управления и пирамидальными фор­мами ее построения. Такая объективная предпосылка авторитарности стиля не исключает изменения его силы в зависимости от позиции лич­ности руководителя и роли его как лидера организации. В таком случае возникают различные виды стилей.

Управление через влияние и опору на сотрудников обусловливает демократический стиль. Когда сотрудники предоставлены самим себе, управление обозначается либеральным стилем. Формы управления раз­вивались не специально для применения в промышленности или другой отрасли. Они возникли в результате социальных ситуаций, сложившихся в различное время.

При классификации стилей по критерию управленческих функций принимается во внимание только преобладание одной из функций управления, ситуационные и другие факторы остаются неучтенными. При такой классификации понятие стиля тесно примыкает к понятию ме­неджмента.

Управление через инновацию. Этот стиль лидерства подчерки­вает ориентацию на нововведения в качестве основного вектора управ­ленческих решений (инновационный менеджмент).

Управление через мотивацию. Менеджеры исходят из того, что не только материальные стимулы положительно сказываются на эффек­тивности труда сотрудника, но и потребность самовыражения.

Управление через координацию. В основе такого стиля - сни­жение конфликтности путем согласования персональных сфер деятель­ности. Менеджер доверяет сотрудникам принятие решений, связанных с выполняемыми ими задачами. Вмешательство менеджера происходит только в исключительных ситуациях, например в случае отклонения со­трудника от зафиксированных допустимых пределов.

Управление через передачу задач. При этом стиле на первом плане находится делегирование полномочий и деловой ответственно­сти, связанной с задачами, растет мотивация сотрудников, уменьшается нагрузка менеджера.

Управление через системный подход. Этот стиль акцентируется на кибернетическом цикле управления, рациональной дисциплине и сис­тематизации процесса управления.

В практике менеджмента применяется однофакторный способ ана­лиза стилей по приоритетной выраженности одной функции управления.

С многих сайтов о моде и экранов телевизоров модницам трубят об ультрамодных трендах и новинках в этой сфере. Рассматривать моду как капризную барышню стоит с самых основ.

Мало кто с представительниц прекрасного пола при выборе одежды руководствуется своим собственным чувством стиля. А иногда этот вопрос и вовсе может поставить в тупик. Так что же такое стиль одежды и как с ним жить дружно рука об руку, предлагаем вам посмотреть в данной статье.

Практически каждая девушка придерживается чаще всего своего стиля в одежде за исключением встреч или поездок, которые требуют дресс-код. Мода меняется очень часто, несмотря на разнообразие видов, стилей и модных трендов нужно выбрать для себя основополагающие вещи и аксессуары, которые формируют ваш стиль и гардероб.

Как правильно выбрать стиль одежды вам поможет информация о разновидностях в общем.

Как ни странно, существует только три основных направления в стилистике одежды, а именно: классика, романтика, спорт. Остальные разновидности являются ответвлениями от основных направлений.

Классификация в одежде по стилям.

Классика в одежде. Классический стиль одежды часто называют консервативным. Главная характеристика этого стиля – умеренность. Здесь отсутствуют ультрамодные детали и яркие аксессуары. Цветовая гамма: пастельные и приглушенные оттенки. Консервативному стилю присущи объемы и пропорции средне длины, прямой крой и высококачественные материалы. Этот стиль как никакой другой сочетает в себе элегантность и простоту.

Романтический стиль. Присущ вышеупомянутый стиль художественным натурам и романтическим личностям. Характеризуется цветочным принтом, шляпами с широкими полями; нежные и пастельные цвета. Прекрасно подходит, как для мужчин, так и для женщин. Для женского пола в этом виде одежды уместны рюши, воланы, кружева, шлейфы, удлиненные платья струящегося фасона. Для мужской половины подойдут и неплохо впишутся в образ романтической натуры всевозможные жилеты; рубашки с расклешенными рукавами; платки, небрежно повязанные на шее.

Спортивная стилистика. Как всегда актуален и практичен. Прекрасно подходит для активного образа жизни и занятия спортом. Позволяет чувствовать себя комфортно и с пользой проводить время. Кат же подходит для повседневной одежды. Этот яркий и модный стиль с каждым днем набирает обороты у молодежи. Благодаря вариациям с аксессуарами вы без проблем соорудите не только практичный и удобный, но и модный образ.





Теперь пройдемся по производным от каждого направления.

Одежда и бизнес. Речь идет о деловом образе. Крайне похож на классический консервативный. Главное совпадение стилей – сдержанность и элегантность. Главное отличие – в деловом стиле допустимы модные детали, и даже приветствуются. Приветствуется, когда одежда не влияет на рабочий процесс, выглядит стильно и сдержанно.

Экстравагантный стиль – полная противоположность деловой и консервативной стилистики. Для экстравагантной одежды характерны необычный крой и яркая цветовая гамма, асимметричные линии и кричащие акценты; нестандартный и вызывающий вид аксессуаров.

Casual. Такая одежда как стиль создана из совокупности деталей трёх основных направлений. Главное правило Casual – удобно и практично. Главное, чтобы одежда была комфортной и стильной.

Может в себя включать вещи спортивной тематики, но спортом в таком наряде не займешься. Спортивные вещи здесь как завершение образа.

Одежда жокеев – Дерби. Назван этот стиль в честь фаната скачек по имени Дерби. Именно этот английский лорд заложил основы стиля подобной одежды. Чтобы понять, что представляет собой этот стиль, достаточно взглянуть на форму жокеев.

Конец 60-х годов отличился формированием стиля одежды под названием Сафари. Одежда в стиле Сафари до сих пор удерживает свои позиции среди поклонников данной тематики. Сафари как стиль одежды идеально подходит для путешествий. Характеризуется наличием накладных карманов. Цветовая гамма: пастельные и песочные тона. Яркий пример таких вещей – светлая шляпа с полями.

Стиль Милитари. Такая одежда напоминает костюмы военного характера. Акцентами таких вещей чаще всего являются накладные карманы, имитация погон, шнурованный верх в одежде и обуви.

Эротический стиль в одежде характеризуется открытыми вещами в обтяжку. Чаще всего применяется, чтобы обратить на себя внимание противоположного половины человечества. Популярен этот сексуальный стиль, как у мужчин, так и у женщин.

Этническая одежда была водворен на подиум известным кутюрье И. С. Лораном в конце 90-х. Этнический стиль – сочетания культур разных народов. Попросту говоря, национальные особенности в наряде четко характеризуют данную тематику.

Минимализм — не означает бедно или скупо. Минимализм как стиль– означает все в меру. Выбрав такой стиль для себя, вы продемонстрируете чувство стиля и уверенность в себе.

Так выбрав образ для себя, стоит помнить, что основных стилей только три, а вариаций может быть множество. Здесь всё зависит от вашего вкуса и настроения.

Стиль человека, как ничто другое, может и привлечь внимание, и воздействовать на окружающих. Стиль - это всегда знак для окружающих, который сам по себе уже многое говорит о человеке. Одежда должна подчеркивать красивую фигуру и скрывать недостатки. Все это надо учитывать при выборе стилей в одежде. На сегодняшний день существует множество стилей, вот лишь некоторые из них:

Классическому (английскому) стилю соответствуют строгость, простота, добротность, практичность, функциональность, соответствие фигуре, деловая комфортность, образцовость и элегантность. Классика ассоциируется с гармонией и красотой, предполагает чувство меры во всем: в форме и объеме, цветовой гамме, отделке и художественном оформлении. Силуэт - полуприлегающий или прямой; форма - прямоугольная. Объем - облегающий. В современной классике возможны юбки разной длины. Чтобы костюм не был скучным, его разбавляют блузами, воротничками и манжетами. Из аксессуаров можно использовать очки, шарфы, сумки, палантины. Украшения должны быть строгими.

Романтический стиль. Легкие, как ветер, ткани, прекрасные в своем многообразии цветочные узоры, рюшечки, бантики, воланчики - все это непременные атрибуты одежды для романтиков. Данный стиль вносит и нечто новое в наряды, придавая облику женщины некую слабость, нежность, чувствительность и трогательность. Акцент здесь делается на чувствительности, многогранности души. К этому стилю подходят всевозможные шляпки, шёлковые и кружевные шали. Романтической обувью считаются туфельки на каблучке не выше 7 см в сочетании с маленькой сумочкой и желательно в тон одежде.

Стиль Шанель. К нему относят нарядно-деловые костюмы. Именно Шанель подарила женщинам женские брюки. Самое характерное для костюма Шанель -- это карманы, пуговицы и кайма. В качестве каймы используется разнообразная декоративная тесьма, шнур, бахрома, бейка, ручное вязание или кант отделочного цвета. Пуговиц в костюме Шанель много, их пришивают везде: по борту, на карманах, как правило, не менее трех на шлицах рукавов. Очень много в костюме Шанель элегантных мелочей -- пряжки, пояса с цепочкой, брелоки. Для стиля Шанель характерно как наличие, так и отсутствие разнообразных накладных карманов, листочек и клапанов. Отделка тесьмой или кантом также очень характерна, но никогда не перегружает костюм или платье. Стиль Шанель подходит для работы, прогулок и путешествий.

Деловой стиль - жакеты, сюртуки, жилеты, прямые и чуть расклешенные юбки. В цвете и пропорциях соблюдается формализм и строгость. Силуэты делового костюма прямые, полуприлегающие, трапециевидные. Цвета - от темного до светлого, цвета приглушенные, неяркие. Ткани костюмные однотонные, в мелкую полоску или клетку: твид, креп, хлопок. Блузы, водолазки отлично сочетаются с деловыми костюмами. Туфли на каблуке, удобные, без ярких украшений. Для корпоративных мероприятий и деловых встреч подойдут коктейльные платья, которые также относятся к деловому стилю. Более женственным деловой костюм может выглядеть, благодаря аксессуарам.

Спортивный стиль, наверное, самый удобный и самый жизнерадостный. В такой одежде удобно гулять, ездить за город, встречаться с друзьями, проводить время с детьми. Люди активные, любящие общение и движение выбирают спортивную одежду для повседневной жизни. Силуэты спортивной одежды прямоугольные или трапециевидные. Спортивная одежда не сковывает движения не только за счет свободного силуэта, но и за счет специального кроя и тканей. Крой может быть простой, например прямые широкие брюки на резинке или сложный, например, несколько деталей брюк, скроенных по косой. Ткани для пошива спортивной одежды используются эластичные и прочные, например, всевозможный трикотаж, бархат - никки, лайкра, ткани с эластановыми волокнами. Цвета разнообразные - от серого и до огненно-рыжего, от желтого и до цвета хаки.

Стиль «Кантри». Прообразом стиля кантри стали ковбои и их характерные наряды и аксессуары - казаки (ковбойские сапоги и ботинки), ковбойские шляпы из соломы с загнутым с обеих сторон верхом и на завязках (чтобы шляпа не улетела во время езды на лошади), удобные и практичные рубашки, жилеты. А женский вариант кантри стиля - удобные платья из натуральных тканей, ковбойские сапоги и шляпы, рубашки, кожаные аксессуары характерных светлых оттенков рыжего цвета, бахрома. А также ткань в клетку.

Фольклорный стиль. Это современный стиль одежды с использованием элементов национального костюма. Костюмы в этом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок. Применяются при отделке изделий вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение... Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. В него вкрапляют цветные бусины, бисер и т. д.Возможен акцент на талии, например широкий пояс со шнуровкой. Обычны широкие длинные юбки или платья, блузы с сильно присборенными у проймы рукавами. Вырез горловины нередко с высокой застежкой или круглый с продернутой в кулиску по горловине шнуром. В качестве дополнений используются большие платки с кистями, маленькие пестрые сумочки-кисеты. На ногах - белые хлопчатобумажные чулки или вязаные крючком гольфы, обувь на деревянной подошве, простые туфли на низком каблуке или вообще без него, но с ремешком.

Сафари - это стиль английских колонизаторов. Самые характерные его детали - светлые тона одежды, довольно узкие силуэты, множество накладных карманов, пояса, погоны, втачной рукав. Особая деталь - светлая шляпа с небольшими округлыми полями. Фасон рубашки обычно нечто среднее между блузой и блейзером, рукав полудлинный. Удобные бермуды, длиной до колен гольфы. Сумка большая через плечо. Обувь без каблука из льна или кожи.

Стиль ретро. Одежда в этом стиле использует мотивы, детали моделирования у прошлых поколений, но не копирует их. Наряд в стиле «ретро» должен отражать веяния того времени, когда он был сшит. Наряд в стиле ретро -- это современный наряд, стилизованный под старину, специально застареный. Стиль ретро нужно выдерживать до конца, а это очень сложно, поэтому такая одежда вряд ли пригодится для повседневной носки.

Милитари. По мотивам военной формы был создан стиль "милитари". Основное в этом стиле - цвет. Зеленый разных оттенков, серый, желтовато-песочный, коричневый, возможно с пятнами - все цвета, повторяющие цвета военной формы разных армий мира. Покрой тоже во многом повторяет одежду защитников - прямые удобные брюки, куртки и рубашки, с накладными карманами, застежками, имитацией погона. Юбки прямые или слегка расклешенные, чаще всего длинные, с обязательным широким ремнем. Обувь стилизована под военные ботинки или сапоги, на толстой подошве и без каблука.

Стиль пэчворк в одежде - экстравагантный, яркий, молодёжный. Одежда в стиле пэчворк подходит для дома, отдыха на природе и загородных прогулок. Одежда выполнена в лоскутной технике броская и пёстрая. Подбирая лоскутки, нужно, чтобы они сочетались между собой по цвету, а вот фактура может быть разной. Иногда для пошива используют обычные хлопчатобумажные платки с набивным рисунком. В стиле Пэчворк сегодня можно встретить платья, юбки, костюмы, брюки, жакеты. В общем, все, но главное чтобы цветовое решение было гармоничное и разнообразное. Вязаные вещи в стиле пэчворк выглядят необыкновенно уютно, а вместе с тем нарядно и стильно.

В основе стиля денди лежит «мужское начало» все элементы одежды позаимствованы у мужской половины человечества: брюки мужского покроя, галстуки, шляпы на манер мужских. Необходимым условием является правильный крой по фигуре - то есть имитация мужского стиля, но выполненная по женской фигуре. В цветовой гамме стиля Денди преобладают классические цвета, то есть проверенные временем: глубокие сливовые, коричневые, оливковые, бронзовые, светло-серые и песочно-бежевые оттенки. Юбка в стиле Денди должна быть длинная, прямая из костюмной ткани.

Стиль хиппи складывается из повторения уже классических форм. Узкие женские брюки в полосочку, джинсы с многоцветной вышивкой, длинные сарафаны с завышенной талией из почти невесомой тонкой ткани, кажущейся слегка застиранной от долгого употребления, топы из легкой ткани в мелкий пестрый рисунок (с геометрическим или растительным орнаментом) с целомудренным вырезом под горлышко и открытыми плечами. Особые ткани и их невообразимое смешение. Бесценное кружево ручной работы может органично сочетаться здесь с палестинским национальным платком, а золотая парча - с длинной замшевой бахромой. Небрежно связанные крючком вещицы из пестрых толстых нитей. Стиль хиппи имеет очень много трикотажных моделей. Чем больше аксессуаров, тем лучше. Разнообразные бусы, шнурочки, веревочки, кожаные плетеные пояски, кожаные и замшевые ремни с плетениями, аппликации, вышивка, кружево. Стиль хиппи очень эклектичен, он собрал в себя элементы одежды очень многих народов. Здесь проявляются восточные и индейские мотивы. Среди обязательного набора хиппи-вещей - женские джинсы с вышивкой, оригинальные пояса, пестрые кофточки и топики, плетеная или лоскутная большая женская сумка, открытые сандалии или шлепанцы на босу ногу, туника или длинное тонкое платье с высоко поднятой талией.

Диффузный стиль. Смешение разных стилей, например, элегантное платье в бельевом стиле в сочетании с кожаным жилетом, украшенным бахромой в духе "вестерн". Или деловой пиджак поверх романтического платья. Еще вариант: брюки спортивного характера с блузкой в фольклорном стиле.

Авангардный стиль. Особенности авангардного стиля одежды - это смелые модели одежды, яркие неоновые ткани, необычные формы. Вообще авангардная одежда очень необычна, нечто совершенно вызывающее. Авангардный стиль - это экзотичность и экстравагантность, броскость и новизна, можно даже сказать, что этот стиль представляет собой смешение других стилей. Нет таких строгих требований и ограничений, которые можно предъявить к авангардному стилю. Можно только сказать, что такой стиль одежды подходит далеко не каждому. В первую очередь органично одежда в стиле авангард гармонично будет смотреться на людях творческих профессий, напрямую связанных с модой, искусством, шоу-бизнесом, рекламой.