Где живут эскимосы как называется их дом. Эскимосы

Самый восточный народ страны. Живут на северо-востоке России , на Чукотском полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий человек". Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.

Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.

По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-"ракетках" (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду v с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью v на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя v в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок.

На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы , протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская v прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак v "весть", "новость " и на унипамсюк v рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.
К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на "большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые " интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна.

Бубен v личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Откуда появились эскимосы?

Откуда появились эскимосы?

Эскимосы представляют собой разновидность северо-американских индейцев. Они похожи на монголов, но не больше чем некоторые другие аборигены Северной и Южной Америки. Эскимосы, как и индейцы, пришли из Азии. Существует мнение, что первые эскимосы попали в Северную Америку через Берингов пролив и Аляску 2000–3000 лет назад. Затем некоторые из них передвигались вдоль восточного и южного берегов Аляски и достигли того места, где находится современный Анкоридж. Другие осели на Алеутских островах, но большая часть двинулась на запад вдоль северных берегов Аляски и Канады.

Первая известная встреча эскимосов и европейцев состоялась приблизительно в 1000 году нашей эры, когда скандинавские путешественники увидели эскимосов в Лабрадоре или Ньюфаундленде. Позже в Гренландии эскимосы встретились с норвежцами. В течение XII и XIII веков в Гренландии было заключено большое количество смешанных браков между европейцами и эскимосами. Сегодня там многие эскимосы выглядят как европейцы.

Важно понять, что эскимосы отличаются друг от друга так же, как и большинство европейцев. Некоторые из них похожи на светлых скандинавов или немцев, другие - на темноволосых итальянцев. Вероятно, причиной проживания эскимосов на Севере является то, что они - охотники, а их страна - одна из лучших в Северной Америке для охоты.

автора Ликум Аркадий

Как появились горы? Из - за их гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны. Но геологи, ученые, которые изучают горы, могут доказать, что горы изменяются и что они не вечны.Определенные изменения земной поверхности привели к возникновению гор, которые

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Как появились пещеры? Пещеры издавна связаны с историей развития человечества. Еще в каменную эпоху пещеры спасали людей от зимней стужи.Но и после того, как древние люди перестали использовать пещеры в качестве жилищ, пещеры окружал ореол необычного и странного. Греки

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Как появились вилки? Первый человек, который использовал грубое подобие вилки во время еды, жил, наверное, тысячи лет назад. Однако вилка, которой мы пользуемся за обедом, изобретена совсем недавно.В качестве вилки, чтобы есть мясо, первобытный человек использовал

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Где появились конфеты? Почти в каждой стране в древние времена люди ели что-то похожее на конфеты. При раскопках в Египте нашли картинки и записи, содержавшие сведения о том, как выглядели конфеты и как их готовили.В те дни очищенный сахар был неизвестен людям, поэтому мед

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Откуда появились звезды? С точки зрения науки, у нас нет ответа на вопрос, как родилась Вселенная. Существует много разных научных теорий об этом, но ответа на вопрос пока нет. Как бы то ни было, мы рассматриваем эти теории, пытаясь объяснить историю жизни звезды.Звезда -

автора Ликум Аркадий

Откуда появились растения? Было ли время, когда на Земле вообще не было растений? Согласно научным теориям - да. Тогда, сотни миллионов лет тому назад, на Земле появились крошечные частицы протоплазмы. «Протоплазма» - это название живой материи, которая имеется и у

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Откуда появились попугаи? Попугаи - один из древнейших видов существующих птиц. Обнаружены окаменелые остатки попугаев, относящиеся к доисторическим временам, из которых видно, что их вид не изменился за многие тысячелетия. В настоящее время существует более 600

автора Ликум Аркадий

Как появились реки? На Земле существует множество рек. Маленькие речушки и ручейки, сливаясь, образуют более крупные. Те несут свои воды в моря и океаны. Другие - как, например, Волга - впадают во внутренние моря и озера. А некоторые, текущие по засушенным регионам,

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Как появились колыбельные? Во многих странах мира дети знают сотни стишков и песенок, которые были известны еще их пра-пра-прадедам. Хотя в английском языке слово «колыбельная» появилось только в 1824 году, такие напевы существовали в течение многих столетий. Колыбельные

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Как появились булавки? Если мы вспомним, как много всякой всячины удерживается с помощью булавок, можно только подивиться тому, как человеку когда-то удавалось без них обходиться. Булавки той или иной формы, из того или иного материала использовались человеком с

автора Ликум Аркадий

Как появились ярмарки? В древности большинство людей жили на фермах или в больших поместьях. Магазинов в то время не было, так как небольшие поселения располагались слишком далеко друг от друга. К тому же для ежедневной торговли товаров и людей было недостаточно. Но люди

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Откуда появились крысы? Никто не любит разговоров о крысах из-за того, что они весьма неприятные создания. Но они в значительной мере влияют на жизнь человека. Бурые крысы разносят на себе блох, которые могут распространять ужасное заболевание - бубонную чуму, или Черную

автора Ликум Аркадий

Как эскимосы строят свои иглу? Для большинства из нас слово «иглу» обозначает жилище, построенное из снега. Но это слово может быть отнесено к любому виду эскимосского жилища, построенного не обязательно из снега. К тому же, это может быть не только жилье, но и школа,

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Откуда появились собаки? Все представители семейства собак происходят от волкоподобного существа. Этот древний пес, которого называют «отцом собак», бродил полесам 15 000 000 лет назад. Повадки и привычки диких собак унаследовали домашние собаки. Домашние собаки - это

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭС) автора БСЭ

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Откуда появились названия родственников по браку? ДМИТРИЙ СИЧИНАВАСтарший научный сотрудник отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАНВ русском и других славянских языках есть ряд слов, обозначающих

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

Цикл аудиолекций «Народы России» — Эскимосы


Общие сведения

ЭСКИМ‘ОСЫ, - один из коренных северных народов, этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. человек), на севере Канады (28 тыс. человек), в Дании (остров Гренландия - 47 тыс.) и Российской Федерации (Чукотский автономный округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек). Эскимосы населяют территорию от восточного края Чукотки до Гренландии. Общая численность 115 тыс. человек (менее 90 тыс. человек на 2000-й год). В России эскимосы - малочисленная этническая группа - по данным Переписи населения 2002 года численность эскимосов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек, по данным переписи 2010 года - 1738 человек - живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в нескольких населенных пунктах восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля.

Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии) и юпик - группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.

Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки Эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: Эскимосы южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (конец 18 - середина 19 века); Эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни; сибирские Эскимосы, включая Эскимосов острова Святого Лаврентия и островов Диомида; Эскимосы северо-запада Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски; Эскимосы Макензи - смешанная группа на северном побережье Канады вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце 14 - начале 20 века из коренных жителей и Эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски; медные Эскимосы, названы по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория; Эскимосы-нетсилик в Северной Канаде, на побережье полуостровов Бутия и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак; близкие к ним Эскимосы-иглулик - обитатели полуострова Мелвилл, северной части острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон; Эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива смешанно с другими Эскимосами; Эскимосы Баффиновой Земли в центральной и южной частях одноименного острова; Эскимосы Квебека и Эскимосы Лабрадора соответственно на севере - северо-востоке и западе - юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в 19 веке участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами); Эскимосы запада Гренландии - самая многочисленная группа Эскимосов, с начала 18 века подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации; полярные Эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии; Эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже 19-20 веков) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории Эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Для Эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в 19 веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских Эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (18 век), Эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм.

Традиционные занятия эскимосов - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.

У Эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (Эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия, острова Канадского Арктического архипелага); рыболовство (Эскимосы запада и юго-запада Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (Эскимосы-карибу, часть Эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство Эскимосов Канады, часть Эскимосов севера Аляски). После втягивания Эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и Эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

К середине 20 века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности Эскимосов.

1) Эскимосы Гренландии - см. Гренландцы. 2) Эскимосы Канады (самоназвание - инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных посёлков. Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (Эскимосы Квебека). С конца 19 века имеют письменность на основе силлабического алфавита. 3) Эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны тенденции к национально-культурной консолидации. 4) Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание - "настоящие люди"; юиты - официальное название в 1930-х годах). Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского диалекта. Распространён русский язык. Расселены на побережье Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе. Основные группы: навукагмит ("науканцы"), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит ("сиреникцы"), жители поселка Сиреники.

Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины 19 века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины 19 века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими Эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.

Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын"лю), бытовавших до середины 19 века. В 17-18 веках под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын"тыг"ак"). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала 19 века сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили неск. семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины 19 века дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (ан"япик).

До конца 19 века Эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда - двойной меховой комбинезон (к"алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде "пузыря". Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У Эскимосов преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан"ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").

Эскимосы изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу и особую глухую одежду из меха и шкур. Эскимосский язык относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. У российских эскимосов есть учебник этого языка. Есть также словарь: эскимосско-русский и русско-эскимосский. Передачи на эскимосском языке готовит гостелерадиокомпания «Чукотка». Песни эскимосов становятся в последнее время все более популярными. И во многом благодаря ансамблю «Эргырон».

Антропологи считают, что эскимосы - монголоиды арктического типа. Слово «эскимос» («сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен Абнаков и Атабасков. С названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

Эскимосы - люди со своим древним мировоззрением. Они живут в единении с природой. Несмотря на то что некоторые группы эскимосов были христианизированы еще в XVIII веке, у этого народа сохранялись анимистические представления и шаманизм.

Эскимосы верят в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека. Верят эскимосы в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Злых духов представляют в виде великанов и карликов.

Для защиты от болезней у эскимосов есть амулеты: семейные и персональные. Существуют также культы волка, ворона и касатки. Посредником между миром духов и миром людей выступает у эскимосов шаман. Шаманом может стать не каждый эскимос, а только тот, кому посчастливилось услышать голос духа-помощника. После этого шаман уже наедине встречается с духами, которых он слышит, и заключает с ними некий союз о посредничестве.

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т.д. Был развит шаманизм. После 1930-х годов у Эскимосов были организованы промысловые хозяйства. Традиционные занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиционные верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. У современных Эскимосов наблюдается подъём национального самосознания.

Н.В. Кочешков, Л.А. Файнберг


‘ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 человек (в данных переписи часть Энцев записана ненцами и нганасанами). По данным Переписи населения 2002 года численность энцев, проживающих на территории России, составляет 237 человек, по данным переписи 2010г. - 227 человек..

Название "энцы" было принято в 1930-е гг. В дореволюционной литературе энцы назывались енисейскими самоедами, или хантайскими (тундровые энцы) и карасинскими (лесные энцы) самоедами, по именам становищ, куда вносили ясак.

Расселение - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ Красноярского края. Живут на Таймыре, живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края.

Язык энецкий, диалекты - тундровый, или сомату, хантайский (маду-база), и лесной, или пэ-бай, карасинский (бай-база), самодийская ветвь урало-юкагирской семьи языков. Распространены также русский (свободно владеют 75%, считают родным - 38% Энцев) и ненецкий языки.

В этногенезе Энцев приняли участие как местное население, охотники на северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы - пришельцы с юга Сибири и среднего Притомья. В русских источниках Энцы упоминаются с конца 15 века как молгонзеи - от названия рода Монгкаси, или Муггади (отсюда название русского острога Мангазея). В 18 - начале 19 века упоминаются как енисейские самоеды. Энцы делились на тундровых, или маду, сомату, хантайских самоедов, и лесных, или пэ-бай, карасинских самоедов. В 17 веке маду кочевали между низовьями Енисея и Таза, пэ-бай - на верхнем и среднем течении Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка, Курейка и Нижняя Тунгуска. Численность Энцев в конце 17 века - около 900 человек. С конца 17 века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга отступили на нижний Енисей и его восточные притоки. Часть Энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных Энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце 19 века - 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.

Основное традиционное занятие - охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких. В 1930-х годах Энцы организованы в оленеводческий и промысловые хозяйства.

Традиционное жилище - конический чум, близкий к нганасанскому и отличавшийся от ненецкого деталями конструкции и покрытия. В 20 веке переняли ненецкий тип чума, у долган - нартяной чум-балок. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках.

Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками - на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний - мехом внутрь, верхний - мехом наружу. Со 2-й половины 19 века лесные Энцы и с 20 века - тундровые восприняли ненецкую одежду.

Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу.

До 18 века у Энцев существовали роды (у тундровых Энцев - Малк-маду, Сазо, Солда и др., у лесных - Ючи, Бай, Муггади). С конца 17 века в связи с переселением на восток и разрушением традиционного родового землепользования, они распадаются на более мелкие экзогамные группы. До 19 века сохранялись большие семьи, многожёнство, левират, брак с уплатой калыма. С конца 19 века основной формой социальной организации становятся соседские общины-стойбища.

В христианство официально обращены лесные Энцы. Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. Фольклор включает мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

Использованы материалы

ДО СИХ ПОР СРЕДИ УЧЕНЫХ НЕТ ЕДИНОГО МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО их происхождения и расселения. Существует предположение, что нынешние эскимосы являются потомками народности, возникшей в третьем тысячелетии до н.э. и что они – выходцы с Тихоокеанского побережья Восточной Азии, откуда предки эскимосов через Камчатку добрались до Берингова моря. Затем, в первом тысячелетии нашей эры, они расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии. Их основное самоназвание - инуиты (в Канаде) и юпигыт (в Сибири). Чукчи называют их "анкалын", что означает "поморы".

Язык эскимосов относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы Аляски, сибирские эскимосы, эскимосы Канады, Гренландии и др. К середине ХХ в. сформировались четыре самостоятельные общности: эскимосы Гренландии, Канады (инуиты), Аляски, азиатские (сибирские).

В Гренландии действуют два государственных языка – эскимосский и датский. Письменность у гренландских эскимосов существует с XVIII века. Это связано с деятельностью датских и немецких миссионеров и колониальной администрации. В течение ХХ в. гренландские эскимосские писатели создали весьма значительный объем художественных произведений разных жанров. Большая часть населения современной Гренландии представляют смешанный монголоидно-европеоидный тип (от белых мужчин и женщин-эскимосок). Поэтому коренные жители острова считают себя гренландцами (калатдлит), а не эскимосами, что подчеркивает их отличие от эскимосов Канады и Аляски, а также свидетельствует о факте возникновения в Гренландии нового народа. Канадские эскимосы имеют собственную письменность на основе канадского слогового письма. Однако распространены также английский и французский языки.

Эскимосы Канады имеют свои автономные территории в пределах северо-западных районов страны и отдельных частей полуострова Лабрадор. Эскимосов Аляски отличает наибольшая степень сохранения своего языка наряду со знанием английского. В России в 1848 г. русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г. (первый юитский букварь). В 1937 г. письменность российских эскимосов была переведена на русскую графическую основу. В современном языке российских эскимосов ощущается влияние лексики, элементов морфологии и синтаксиса проживающих рядом с ними чукчей и коряков. Владеют они также русским и чукотским языками. Существует современная эскимосская проза и поэзия.

СЕГОДНЯ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭСКИМОСОВ В МИРЕ СОСТАВЛЯЕТ 170 тысяч человек. Из них на территории США проживают около 56 000 человек (48 000 на Аляске, остальные в штатах Калифорния и Вашингтон), в Канаде - чуть более 50 000, в Гренландии - около 50 000 и еще около 19 000 на полуострове Ютландия. В России, в основном в Чукотском автономном округе Магаданской области смешанно или в близком соседстве с чукчами - чуть более 1700 человек.

Эскимосы необычайно приспособлены к жизни в Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун для охоты на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, особую одежду из меха и шкур, переняли у чукчей искусство сооружения дома из шкур – ярангу.

Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим миром предметов и живых существ. По их мнению, существует единый создатель Силья, а всеми богатствами моря одаривает эскимосов хозяйка морских зверей Седна. Хозяином медведей является Нанук, оленей – Теккеицерток. Эскимосы очень почитают касатку – покровительницу морской охоты. В представлении эскимосов злые духи – это невероятные и страшные существа. В каждой эскимосской деревне есть шаман, а бубен считается священным предметом.

У эскимосов есть свой погребальный ритуал. Когда эскимос умирал, его хоронили сразу же, предварительно завернув в шкуры, на которых он спал, и добавляли дополнительные одежды, чтобы душа умершего не мерзла. Затем тело перевязывали веревкой и тащили головой вперед из жилища умершего до места, где можно найти много камней для прикрытия тела. Труп обкладывали достаточным количеством камней, чтобы защитить его от собак, песцов и ворон. На этом погребение заканчивалось, поскольку в условиях вечной мерзлоты выкопать яму достаточной глубины практически невозможно. Возле могилы (каменной насыпи) обычно оставляли вещи умершего, которые могли понадобиться ему в потусторонней жизни - сани и каяк вместе с оружием, если умерший был охотником; светильник, иголку, наперсток и другие принадлежности для шитья, немного жира и спичек, если умирала женщина.

Есть все основания признать эскимосов самым мирным народом. Согласно обычаю, споры между ними решаются, если так можно выразиться, "конкурсом вокалистов" - кто лучше поет, тот и прав.

Среди эскимосов существовал обычай отработки за жену, обычай сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ЭСКИМОСОВ И СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ОХОТА НА МОРСКОГО ЗВЕРЯ – МОРЖА И ТЮЛЕНЯ. До середины XIX в. они занимались и добычей китов, охотились на северного оленя и горного барана, а с середины XIX в. стали промышлять охотой на песца и лисицу. Они занимаются также рыболовством и собирательством (собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды). Эскимосы разводят ездовых собак. Развита резьба по моржовой кости и китовому усу. В наши дни многие эскимосы работают на строительстве, на шахтах, нефтепромыслах, в арктических факториях и др. У гренландцев и эскимосов Аляски появилась зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

Эскимосы удивительно тактичны. В отношениях мужчины и женщины присутствует особое уважение к охотнику, добывающему пропитание для семьи с постоянным риском для жизни. Возможно, именно такое восприятие мужчины в сочетании со своебразной красотой и изысканностью национальной одежды часто привлекало европейских путешественников, охотно женившихся на эскимосках.

У эскимосов свой традиционный рацион, в котором преобладает мясо моржей, тюленей, китов. Обязательный элемент рациона – тюленья кровь. Особо ценится оленина – мясо вкусное, но суховатое, лишенное жира, а также мясо белых медведей и овцебыков. Приправой к мясу служат морская капуста, моллюски. Они верят, что мясо согревает и придает силы. Деликатесом считается протухший тюлений жир с морошкой. Едят эскимосы и птиц, птичьи яйца. Традиционно мясо ели сырым, сушеным, замороженным, вяленым, вареным или заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Почиталось сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи. Рыбу вялили и сушили, а зимой ели свежемороженой.

Раньше эскимосы жили крупными поселениями в полуземлянках. В ХVII - ХVIII вв. они переняли у чукчей способ сооружения каркасных яранг, покрытых оленьими шкурами, и они стали для них основным типом жилищ. До начала ХIХ в. у эскимосов сохранялись общинные дома – большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, проходили собрания и праздники.

Дом иглу эскимосы строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали, а иногда и покрывали стены шкурами морских животных. Жилище обогревалось плошками-жирниками. Внутренние поверхности стен оплавлялись в результате нагревания, но стены не таяли, т.к. снег легко впитывал лишнюю влагу.

В наши дни быт эскимосов во многом изменился. Они получили доступ к благам цивилизации. Однако жизнь в условиях Арктики требует от них мужества и постоянной собранности. Расслабляться нельзя, Север этого не прощает. Мужество эскимосов заслуживает особого уважения. Это жизнь в постоянной борьбе, преодолении трудностей и поиске гармонии с суровой природой.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 8 национальных привычек и особенностей эскимосов, некоторые из которых вас очень сильно удивят.

Они могут одолжить чужую жену

Если постоянная жена больна или у нее маленький ребенок, удобно поменять ее на молодую и сильную женщину, с которой легче перемещаться. Ведь в пути женщина должна не только выполнять супружеский долг, но готовить еду, всячески помогать главе семьи и разделять дорожные тяготы. Для обмена женами на несколько дней существует специальный термин - «ареодярекпут».

Они называют интернет путешествием

В начале XXI века эскимосы познакомились с интернетом, и этот термин понадобилось перевести на их язык. Эксперты выбрали слово ikiaqqivik - «путешествие сквозь слои». Раньше так называли ритуал шамана, который в поисках ответа на какой-либо вопрос «путешествовал» сквозь время и пространство.

Они обнюхивают друг друга при встрече

Традиционное приветствие эскимосов, используемое в основном родственниками или влюбленными, называется «куник». Выглядит это так: один из здоровающихся прижимает нос ко лбу или щекам второго и втягивает воздух - как будто нюхает, вдыхает знакомый запах. Говорили, что обычай возник потому, что на сильном морозе губы замерзают - не поцелуешься, и даже называли это эскимосским поцелуем. На самом же деле это приветствие является чисто дружеским и обусловлено тем, что у встретившихся на холоде нижняя часть лица может быть закрыта.

Они соревнуются в перетягивании нити ушами

В программу Всемирных эскимосских олимпийских игр входит особое соревнование - перетягивание нити ушами. На двух концах нити делаются петли. Противники усаживаются лицом к лицу, на ухо каждому надевается петля. И как другие перетягивают руками канат, они ушами (а скорее - головой и даже наклонами туловища) пытаются перетянуть нить, пока кто-то не откажется от дальнейшего состязания из-за боли. Надо сказать, не каждое ухо способно такую борьбу выдержать.

Они рискуют жизнью ради горстки мидий

Однообразная еда иногда настолько надоедает, что эскимосы решаются на крайне опасное мероприятие - подледный сбор мидий. На поверхности арктических морей почти круглый год - толстый слой льда. Надо поймать короткое время отлива, когда под огромным ледяным пластом образуется полое пространство, прорубить в нем отверстие, спуститься и собрать с него урожай мидий.

Дело это действительно рискованное. У сборщиков есть не больше получаса, чтобы покинуть ледяную пещеру до прихода волны - если не успеть, гибель неминуема. Кроме того, лед, повисающий при отливе практически в воздухе, может обвалиться на отчаянных сборщиков. И все ради горстки мидий, которые съедаются в один присест.

Их женщины используют вместо прокладок мох и водоросли

Эскимосские женщины в качестве средств защиты в критические дни используют шкурки пушных зверьков, мох-ягель и тонкую древесную стружку, изготавливающуюся из ольхи. Те, кто проживает рядом с морем, предпочитают водоросли.

Их дети боятся Калупилука

В любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, которыми пугают детей, если они не пойдут сейчас спать. Эскимосы боятся Калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) - призрака, который только и ждет, чтобы утащить неосторожных людей под лед, на дно моря.

Они кладут на могилы плееры

Обычай оставлять покойнику его любимые вещи существует у многих северных народов. Отправляя умершего к «верхним людям», живые «отправляли» с ним все то, что, по их мнению, могло пригодиться в иной жизни. Прежде это были ножи, поделки из моржового клыка, теперь - современная бытовая техника. Чаще всего - видеокассеты и плееры.