Нормирование труда в гоз. Нормы расходов Обоснование производственных норм расхода 14 321

.

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)» утверждены Минтрансом Российской Федерации 29 апреля 2003 года. Указанные нормы введены в действие с 1 июля 2003 года и будут действовать до 1 января 2008 года.

Данные нормы содержат значения базовых показателей:

ü норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения;

ü норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;

ü порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации;

ü справочные нормативы по расходу смазочных материалов;

ü значения зимних надбавок;

ü другие данные.

Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Для чего предназначены нормы? Документом установлено, что нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:

ü расчетов нормируемого значения расхода топлива;

ü ведения статистической и оперативной отчетности;

ü определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

ü планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами;

ü осуществления расчетов по налогообложению хозяйствующих субъектов;

ü осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

ü проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и так далее.

Существующие Положения по бухгалтерскому учету не содержат требования о нормировании расходов на ГСМ организациями. Исключение составляют организации автомобильного транспорта, которые в своей деятельности должны руководствоваться отраслевой инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года №153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (далее Инструкция №153).

Инструкция №153 устанавливает, что в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности некоторые расходы включаются только в пределах установленных норм и лимитов. В частности, в пределах норм, утвержденных Минтрансом России, учитываются расходы на топливо, что должно быть отражено в приказе по учетной политике.

Сверхнормативные расходы в соответствии с пунктом 97 Инструкции №153 включаются в состав внереализационных расходов.

Обратите внимание!

Требование Инструкции №153 учитывать расходы на топливо в составе затрат по обычным видам деятельности только в пределах норм противоречит ПБУ 10/99. Пункт 6 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности должны приниматься в сумме фактических затрат.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

· базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);

· транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):

ü на 100 км пробега транспортной работы;

ü на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

ГСМ, израсходованные в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в целях налогообложения прибыли включаются в расходы в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Если автомобили используются в основной деятельности организации, то расходы на приобретение ГСМ, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, должны быть отнесены к материальным расходам. Если же автомобили используются в управленческой деятельности, то расходы на приобретение ГСМ для таких служебных автомобилей, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Необходимо обратить внимание на то, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Для обоснования расходов на приобретение ГСМ следует руководствоваться нормами, содержащимися в технической документации к транспортному средству, а также «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)», утвержденные Минтрансом Российской Федерации. Этими нормами следует руководствоваться еще и для того, чтобы расходы организации на ГСМ не превышали затрат, рассчитанных с применением Норм и при налоговой проверке не пришлось доказывать экономическую обоснованность расходов.

Под экономически оправданными понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Затраты организации по содержанию арендованных транспортных средств также учитываются в целях налогообложения прибыли, если договором аренды предусмотрено, что расходы несет арендатор. В Письме Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2005 года №03-03-04/1/463 сказано, в частности, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода ГСМ и производственных целях и стоимости его приобретения) могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Нередко организации задают вопрос о том, достаточно ли чеков автозаправочных станций для того, чтобы признать расходы на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль. Чек, выдаваемый водителю на АЗС, подтверждает оплату и получение ГСМ. Но использование ГСМ должно быть подтверждено документально. Первичным документом, подтверждающим расходование ГСМ на производственные или управленческие нужды, является . Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». На основании данных, содержащихся в путевом листе, определяется фактический расход топлива по каждому конкретному автомобилю.

Выше мы отметили, что расходы должны быть экономически обоснованными, поэтому можно рекомендовать организациям в целях налогового учета установить нормы расхода ГСМ. Можно это сделать самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, а можно ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом Российской Федерации.

Таким образом, если расходы налогоплательщика не будут экономически обоснованы и подтверждены документально, то согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ данные расходы не будут учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Необходимо также отметить, что в отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, глава 25 НК РФ не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов. В письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2006 года №03-03-04/2/1 отмечено, что в целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. Такими документами являются, в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, и иные документы.

Многие организации, имеющие парк автотранспортных средств, оказывают своим работникам услуги по доставке на работу и обратно. В пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортном общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, при этом исключение составляют:

ü суммы, подлежащие включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

ü случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Из Письма Минфина Российской Федерации от 24 августа 2004 года №03-03-01-04/1/16 следует, что расходы на доставку работников к месту работы и обратно ведомственным транспортом, предусмотренные коллективным договором, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со статьей 255 НК РФ. В данной статье сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на содержание ведомственного транспорта, доставляющего работников к месту работы и обратно, в том числе расходы на ГСМ, включаются в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

Мнение о правомерности включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат по перевозке рабочих к месту работы и обратно высказано и в Письме Минфина Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №03-03-04/1/426 (ответ на частный запрос налогоплательщика). В названном письме сказано, что если доставка работников к месту работы возможна только ведомственным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов, и такая доставка предусмотрена коллективным договором, то расходы по перевозке работников к месту работы и обратно организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в том объеме, в котором это предусмотрено коллективным договором.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения учета горюче-смазочных материалов, способами поступления горюче-смазочных материалов, методами формирования фактической стоимости, приобретением и списанием горюче-смазочных материалов в производство, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»

На сегодняшний день унифицированной формы по отчету и фиксации затраченных объемов строительных материалов на стройках нет. Ранее общеприменимым и обязательным был документ по форме М-29, который относился к первичной документации строительных фирм. Однако, несмотря на отмену с 2013 года использования единого образца этого документа, он по-прежнему широко распространен в своем прежнем виде. На основе него проводится списание стройматериалов на себестоимость работ. Этот же документ позволяет сопоставить данные по заранее запланированным расходам, исходя из норм и фактического потребления материалов.

ФАЙЛЫ

Кто заполняет документ

Основная обязанность по заполнению формы М-29 входит в компетенцию прорабов или начальников стройучастков, которые в течение некоторого периода времени вносят в него все требуемые сведения, касаемо реального использования стройматериалов. Информацию же по нормам расходования материалов вписывается сотрудниками производственно-технических отделов. А проверяется и подписывается отчёт о расходах материалов специалистами бухгалтерии и руководителем строительной организации.

При этом проверка документа должна производиться помесячно, чтобы своевременно выявлять допущенные нарушения по нормам расхода материалов и предотвращать их в дальнейшем.

На каждый отдельный строительный объект заполняется свой отчет. Документ может иметь дополнительные листы, поэтому его объем неограничен.

Основанием для составления отчета служат общеутвержденные и местные нормы расходования стройматериалов, «первичка» по учету материала, сведения из журнала учета выполненных работ и т.д.

Инструкция по заполнению отчёта по форме М-29

Открывает документ титульный лист, который включает в себя наименование строительного объекта, а также период ведения работ (дата их начала и окончания). Тут все понятно и никаких затруднений эта часть вызвать не должна.

Далее идет первая основная страница отчета, которая заполняется специалистами производственно-технического отдела предприятия перед тем, как строительная бригада приступит к своим трудовым обязанностям. В ней прописываются нормы по расходу того или иного материала на строительство. В первую графу вносится конкретное название работ , их код (если такое кодирование применяется), единица измерения затрачиваемых на их проведение материалов (метры, килограммы, кубы, штуки и т.д.).

Далее вписывается обоснование норм расхода (здесь указывается ссылка на разделы, таблицы, пункты сборников, которыми пользуются для высчитывания норм инженеры ПТО данной строительной организации) и сама норма (на основании все тех же документов).

Вторая страница отчета отведена для внесения числовых данных по объему расхода материалов .

Цифры сюда должны вноситься регулярно, после окончания каждого отчетного месяца.

Заполняет этот раздел сотрудник, ответственный непосредственно за ведение работ и расходование материалов на объекте (начальник участка или старший прораб).

Заполнение второго раздела отчёта по форме М-29

В этот раздел вносятся данные по фактическим затратам стройматериалов и результаты сопоставления реальных расходов и установленных норм (это может быть как экономия, перерасход или же нулевой показатель). Определяются эти результаты помесячно в виде вычитания из фактических расходов заранее установленных норм.

Перерасход необходимо указывать со знаком «минус», а экономию со знаком «плюс». При наличии перерасхода в дальнейшем прораб участка должен написать объяснительную (также по специальному образцу).

Все сведения вписываются напротив каждого наименования материалов, изделий и конструкций в соответствующем столбце месяца.

Затем в столбец «списать на себестоимость» вносится цифра по количеству материалов, которые подлежат списанию. Если количество реально израсходованных материалов меньше того, что рассчитано по нормам, к списанию на себестоимость следует внести фактический расход.

Если же ситуация с точностью, да наоборот, но выявленный сверх меры расход материалов вызван необходимостью и аргументирован (например в силу производственных причин), то на себестоимость строительных и монтажных работ списывается столько материалов, сколько разрешает отдельным распоряжением руководитель предприятия.

Вся вышеозначенная информация должна быть заверена прорабом или начальником участка, а также, после проведения анализа и проверки – подписями специалиста производственно-технического отдела, бухгалтера и начальника строительной организации (в данном случае, главного инженера).

В последнюю страницу документа вносятся итоговые данные по расходу стройматериалов, по году и с начала строительства. Эти цифры вполне могут совпадать, если период строительно-монтажных работ был в рамках одного года.

При беседе с Заказчиком нам часто приходится обсуждать вопрос обоснованности , рассчитанных нашей организацией. В этой статье мы расскажем об обоснованности рассчитанных нами норм. Мы прекрасно пониманием организации, которых интересуют для обоснованного списания. Получив наши расчеты и работая по ним, организация должна быть уверена, что при надзорной проверке, вопросов по базовым, транспортным и эксплуатационным нормам быть не должно. Здесь сразу хотим отметить, что получить обоснованно рассчитанные нормы от нас это еще полдела. Самое главное правильно ими пользоваться. Потому что всегда есть риск того, что ваш специалист может посчитать неправильно километраж или неправильно применить транспортную работу. Поэтому ответственность за предоставленный Клиенту обоснованный расчет несет наша организация, а за их правильное и корректное применение это уже работа ваших специалистов.

ВОПРОС ПО НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

К нам на электронную почту пришло письмо с очень актуальным вопросом от Смирнова Р.А. Мы выкладываем его как есть, цитируем:
Вопрос:

…В письме Минфина РФ от 10.06.11 N 03-03-06/4/67 как и в распоряжении Минтранса есть следующие слова: «… нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике…»
На что бы хотелось обратить внимание, словосочетание «… научными организациями…» Вы же пишите «… специализированные организации…». Думаю, что научные и специализированные, это абсолютно разные организации. Отсюда вопрос: не возникнет ли у меня и у моей организации вопросов со стороны налоговой, если при проверке они интерпретируют данные словосочетания как им нужно?

С уважением, Смирнов Р.А., тел. 8-960-**-**-44

Отвечаем. Есть официальный ответ Министерства Транспорта Российской Федерации (Минтранс России) №0304-10/2164 от 07 мая 2015 года.

Уважаемый Константин Валентинович! (прим. Это я)

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минранса России по вопросу необходимости применения методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации) сообщает о рекомендательном характере данных Методических рекомендаций.
Таким образом, выбор организации осуществляющей расчет базовых норм расхода топлива остается на усмотрение индивидуального предпринимателя или юридического лица .
Вместе с тем, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 03 июня 2013 года, №03-03-06/1/20097 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При определении обоснованности производственных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации.
Таким образом, признание базовой нормы в качестве обоснованной, остается на усмотрение налогового органа.

Подробнее на эту тему можно прочитать в моей отдельной теме .
Теперь, что касается письма Минфина. В этом письме и распоряжении Минтранса речь идет именно о научных организациях, которые имеют собственную специальную программу-методику, отличную от методики НИИАТ, согласно которой рассчитываются и базовые, и транспортные, и эксплуатационные нормы либо другие нормы, которые захочет разработать научная организация.
Наша организация использует уже готовые методики НИИАТ для расчета всех норм расхода топлива на автомобили , для этого не надо быть научной организацией, мы ничего не изобретаем. Для того чтобы рассчитать транспортную или эксплуатационную норму мы используем доступные всем формулы из документа АМ-23р. Расчет может сделать любой бухгалтер, механик или диспетчер. Так же как для того, чтобы рассчитать базовые нормы по методике НИИАТ не нужно быть научной организацией, достаточно быть специализированной организацией, имеющей лицензионное соглашение на право использования специальной программы-методики, а также иметь компетенции: соответствующее образование, навык и опыт.
Кстати есть другое интересное письмо Минфина. О нем вы можете прочитать .
ИТОГ:

  • Что такое «научная» и что такое «специализированная» мы разобрались: научная изобретает собственную методику, специализированная использует разработанную, доступную и утвержденную методику. И разобрались в главном: заказывать можно, согласно Минтранса, не только в научную организацию.

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

Т еперь что касается разработки базовых норм. У НИИАТ есть собственная методика по разработке базовых норм расхода топлива на автомобили . Это утвержденный Минтрансом документ, в основе которого лежит специальная программа-методика МВК, патентообладателем которой является не НИИАТ, а физическое лицо (научный сотрудник). И когда мы видим, что базовой нормы расхода топлива на автомобиль в АМ 23 Р нет, то именно с помощью этой методики наша организация или НИИАТ рассчитывает базовые нормы. Ни НИИАТ, ни наша организация никуда не выезжает делать замеры для определения базовых норм, это делается не экспериментальным методом, а расчетным, с помощью вычислений. Также обращаем ваше внимание, что базовая норма рассчитанная по этой методике это не эталон, а всего лишь средневзвешенный результат между дорожными испытаниями по городскому маршруту и «трассе». И базовая норма может быть разная на один и тот же автомобиль только потому, что дорожные испытания могут проводиться по разнонагруженным маршрутам. НИИАТ не знает размер шин вашего автомобиля, так же как не знает снаряженную массу вашего автомобиля. Базовая норма от НИИАТ в рекомендациях АМ 23 Р, это всего лишь «средняя температура по больнице».
ИТОГ:
  • Базовая норма расхода топлива, так же как поправочные коэффициенты (повышающие и понижающие) это инструмент в ваших руках с помощью которого вы можете обосновать фактический расход топлива на автомобиль .

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ ОТ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

А теперь самое интересное. Для надзорных органов списание топлива должно быть обоснованным!!! На сегодняшний день все поставлено с «ног на голову»: вместо того, чтобы обосновать фактический расход топлива с помощью методик (то есть работаем с методиками для того чтобы обосновать фактический расход), надзорные органы (и все организации к этому привыкли), требуют фактический расход топлива укладывать в базовые нормы (то есть работаем с фактическим расходом так чтобы уложиться в базовые нормы). И никто не задается вопросом: а почему организации должны мучиться? И надзорные органы не задаются вопросом: а почему все берут максимальные поправочные коэффициенты из АМ 23 Р? Ответ простой — методики и нормы расхода топлива на автомобили должны работать на вас, а не наоборот.
Что касается норм от изготовителя, сообщаем вам, что это тоже результат дорожных испытаний. Только по европейским методикам. Городской цикл, загородный цикл, смешанный цикл — эти цифры нельзя назвать нормами, так как не призваны для списания ваших фактических затрат. Они лишь показывают расход при определенных условиях. Вопрос: может ли автомобиль столько потреблять? Ответ: да, может при определенных условиях. Вопрос: можно ли эти цифры утвердить Приказом по организации в качестве норм для обоснованного списания. Ответ: да, можно. Только вы опять пойдете по ложному пути, вы будете работать на показатели, которых не так просто добиться в российских условиях. А в некоторых случаях вообще не возможно.
ИТОГ:
  • Расход в разных циклах от изготовителя — это расход при условиях определенных европейскими методиками. Да, автомобиль может столько потреблять, но никто не вправе заставить вас укладываться в эти показатели. Эти показатели можно утвердить для обоснованного списания как нормы расхода топлива на автомобили, если расход вашего автомобиля соответствует по факту. Это ваше право. А не обязанность. Если вам нужно обосновать фактический расход на ваши автомобили, обращайтесь к нам. Нам доверяют. Ваши проблемы — наше решение.

На основании каких данных составляются нормы расхода материалов и сырья на производстве (ООО на УСН) и нужно ли издавать Приказ об утверждении норм расхода?

Нормы расхода сырья и материалов устанавливаются локальными документами организации, например, технологическими регламентами, правилами внутреннего распорядка (что касается, например, выдачи спецодежды). Установленные в этих регламентах нормативы желательно обосновать (например, создать рабочую комиссию для определения норм расхода, которая на основании отчетов мастеров смен, докладных записок сотрудников производственного отдела, главного технолога установит коэффициент расхода сырья, допустимый размер отходов и т.д.). Введение регламентов в действие целесообразно утвердить приказом руководителя.

Обратите внимание: нормы расхода отдельных материалов утверждены приказами различных ведомств или в типовых отраслевых нормах, на которые вы можете ориентироваться при создании собственных регламентов. Так, например, Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 №541н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам, нормы расхода ГСМ утверждены распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р и т.д.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Журнал «Российский налоговый курьер» № 21, Ноябрь 2013: С помощью каких внутренних документов, не являющихся первичными, компании подтверждают экономическую обоснованность расходов

В одном из дел, которое рассмотрел ФАС Северо-Западного округа (постановление от 15.02.11 № А56-16132/2010), контролеры отказали компании в признании спорных затрат в размере более 24 млн. руб. По мнению налоговиков, организация не подтвердила затраты, связанные с предоставлением питания членам экипажа, - не обосновала размер рациона одного человека. Однако суд не согласился с такими выводами контролеров.

Во-вторых, в обоснование размера произведенных затрат компания представила копии продовольственных отчетов капитана, в которых была указана стоимость закупленных продуктов, а также их остаток. Кроме того, суд исследовал табели учета рабочего времени, которые содержат информацию о персональном составе экипажа конкретного судна и количестве проработанных дней. Размер произведенных компанией затрат на коллективное питание членов экипажа судов соответствует данным, указанным в табелях учета рабочего времени, а также нормам продуктов на одного человека, предусмотренным постановлением № 861 , и рыночным ценам на продукты питания.

В одном из дел компания подтвердила размер расходов на питание членов экипажа копией продовольственных отчетов капитанов, в которых была указана стоимость закупленных продуктов, а также их остаток

В результате суд пришел к выводу, что документы, которые представила компания, являются достаточным обоснованием размера понесенных затрат. Следовательно, организация правомерно учла спорные затраты при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Служебная записка главного инженера, энергетика или электрика поможет квалифицировать произведенные работы в качестве ремонта или модернизации

Затраты на ремонт основных средств компания списывает в налоговые расходы единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). Если же организация проводит модернизацию или реконструкцию объектов ОС, соответствующие расходы увеличивают первоначальную стоимость таких объектов и списываются посредством начисления амортизации (п. 2 ст. 257 НК РФ). Налоговый кодекс четко не разграничивает понятия «ремонт» и «реконструкция». Поэтому на практике налоговики зачастую признают произведенные работы именно модернизацией и доначисляют налог компании, которая учла их стоимость единовременно.

На практике служебная записка главного электрика предприятия подтвердила, что в спорном случае компания проводила именно текущий ремонт оборудования

Так, в одном из дел ФАС Московского округа пришел к выводу, что налогоплательщик произвел именно ремонтные работы в отношении системы энергоснабжения и электрооборудования аварийных корпусов. Ведь такие работы не привели к переустройству ремонтируемых помещений, а были направлены исключительно на возможность нормальной эксплуатации зданий по их целевому назначению. При этом свое решение суд основывал на техническом задании, актах о приемке выполненных работ, а также служебной записке главного энергетика и объяснениях помощника главного энергетика (постановление от 14.03.13 № А40-44937/12-107-261).

Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 31.08.09 № 09АП-14767/2009-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 16.12.09 № КА-А40/13427-09) также согласился, что компания правомерно отнесла к расходам на ремонт стоимость замены отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры, отдельных секций чугунных котлов, арматуры, контрольно-измерительных приборов и проведения промывки системы, регулировки и наладки систем отопления. Дело в том, что служебная записка главного электрика предприятия подтвердила, что проводился текущий ремонт оборудования теплового узла по замене устаревших узлов.

Внутренний технический регламент компании подтвердит повышенные нормы списания в учете сырья и материалов

В составе материальных расходов компания учитывает технологические потери при производстве и транспортировке (подп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ). По мнению налогового и финансового ведомств, компания вправе самостоятельно определить нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве, исходя из технологических особенностей производственного цикла и процесса транспортировки (письма Минфина России от 05.07.13 № 03-03-05/26008 и от 31.01.11 № 03-03-06/1/39 , УФНС России по г. Москве от 21.02.12 № 16-15/014825@ и от 18.02.08 № 20-12/015184). Однако на практике налоговики зачастую не соглашаются с нормативами, которые установила организация.

Так, в одном из дел причиной доначисления налога на прибыль послужил тот факт, что компания не представила документы, на основании которых была установлена норма списания материалов. Однако суд с такими доводами контролеров не согласился. Дело в том, что компания создала рабочую комиссию для определения норм расхода основного и вспомогательного сырья, норм выработки продукции, определения фактического расхода электроэнергии и воды в производстве. На основании отчетов мастеров смен, докладных записок сотрудников производственного отдела и главного технолога комиссия составила акт о работе цеха, в котором был установлен коэффициент расхода сырья. По данным акта о работе цеха организация разработала технологические регламенты, в которых указывала чистый расход сырья, расход сырья в процентах при осуществлении контроля качества готовой продукции, а также максимально допустимый размер отходов. Десятый арбитражный апелляционный суд признал указанные документы достаточными для обоснования норм технологических потерь, расходы на которые компания учла при налогообложении прибыли (постановление от 11.08.10 № А41-32175/09 , оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 03.12.10 № КА-А41/15048-10).*

Справочно

Налоговики не вправе проверять экономическую целесообразность и эффективность затрат

В одном из дел нормы технологических потерь для целей налогообложения прибыли компания обосновала технологическими регламентами, разработанными на основании своих внутренних исследований

В другом споре компания учла в налоговых расходах дополнительные потери сырья при производстве трески сверх норм, установленных Едиными нормами отходов, потерь, выхода готовой продукции и расхода сырья при производстве пищевой продукции из морских гидробионтов (утв. Госкомрыболовством России 29.04.02). ФАС Северо-Западного округа признал такие расходы правомерными. Во-первых, Единые нормы не запрещают утверждать индивидуальные (временные) нормы расхода сырья по продукции, изготовляемой по договорам. Во-вторых, компания согласовала введение временных норм с научно-исследовательским институтом. Кроме того, временные нормы, в пределах которых организация списала потери сырья в налоговые расходы, установлены на основании пояснительных записок главного технолога и старшего мастера по результатам проведенных опытно-контрольных работ (постановление от 07.10.09 № А42-3102/2008).*

Пояснительная записка производственной компании обоснует целесообразность приобретения комплектующих у сторонних производителей

Как показывает практика, налоговики зачастую исключают из состава налоговых расходов затраты на приобретение комплектующих у сторонних поставщиков, если в рамках производственной деятельности компания изготавливает аналогичные детали. В частности, подобный спор рассмотрел Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 02.07.12 № 09АП-14628/2012 . В этом деле компания приобрела у иностранных поставщиков блоки цилиндров и коленчатые валы для тепловозных двигателей. Налоговики посчитали, что такие расходы экономически необоснованны, поскольку аналогичные объекты налогоплательщик производит самостоятельно. В связи с этим контролеры исключили спорные затраты из состава налоговых расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Компания не опровергала доводы контролеров о наличии у нее спорного оборудования. Однако суд принял во внимание следующий аргумент:

« Как следует из пояснительной записки главного инженера общества В.В. Прокофьева, у общества имелось три станка, предназначенных для изготовления блоков цилиндров. При этом один станок в 2004-2009 годах находился на капитальном ремонте. Два других станка находились в рабочем состоянии, но имели технические характеристики ниже допустимых паспортных значений. Это подтверждается справкой по станкам начальника УНЭиТМ».

Следовательно, по мнению суда, причиной приобретения спорных блоков цилиндров послужило техническое состояние оборудования. Кроме того, технические характеристики и качество импортных блоков цилиндров и коленчатых валов отличаются от характеристик продукции, которую компания производила сама:

« Технически неисправное состояние станков приводит к образованию дефектов изготавливаемых самим обществом блоков цилиндров. Это подтверждается служебной запиской главного сварщика общества от 31.05.2011 № 62/С-280, техническими условиями установки сварочной типа К733У4, служебной запиской главного металлурга общества».

Более того, в соответствии со сметной калькуляцией стоимость изготовления блока цилиндров собственными силами превышала стоимость импортного блока цилиндров (при более высоком качестве последнего). В результате суд согласился с экономической обоснованностью произведенных затрат и отменил доначисления налоговиков.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Стоимость спецодежды можно включить в расходы

На вопрос отвечает Ю.В. Подпорин , советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, Минфин России

Для работников склада приобретена одежда: куртки, шапки, ботинки. Как учесть данные расходы, если фирма применяет УСН с объектом доходы минус расходы?
Бухгалтер ООО «Полюс» А.П. Корнева

Стоимость такой одежды можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Это будут затраты на покупку спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 № 541н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам. Если ваша фирма закупила спецодежду, которая предусмотрена в типовых отраслевых нормах, то ее стоимость можно списать в расходах при УСН.

Правда, можно учесть расходы на приобретение спецодежды, выданной сотрудникам и не указанной в типовых отраслевых нормах. Поскольку в статье 221 ТК РФ сказано, что для улучшения условий труда организация может выдавать сотрудникам спецодежду и в случаях, не предусмотренных типовыми отраслевыми нормами. Главное - экономически обосновать и документально подтвердить затраты (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обратите внимание

Чтобы уменьшить налоговую базу на стоимость спецодежды, затраты нужно экономически обосновать и подтвердить.

Обосновать выдачу спецодежды по инициативе организации можно внутренними документами. Например, в Правилах трудового распорядка или коллективном договоре нужно установить, что для улучшения условий труда сотрудники обеспечиваются спецодеждой и в случаях, не предусмотренных типовыми отраслевыми нормами. В правилах также можно определить:

Перечень должностей, связанных с вредными, опасными или загрязненными условиями труда;

Нормы выдачи спецодежды по каждой такой должности;

Срок носки, по истечении которого сотруднику выдается новый комплект спецодежды.*

При любом хозяйственном процессе неизбежны потери материальных ценностей - так называемые технологические потери. Причинами таких потерь могут быть некачественное сырье, поломка производственного оборудования или неправильно рассчитанные нормы и другие. В налоговом учете технологические потери в пределах установленного норматива учитываются в составе материальных расходов.

В данном разделе мы рассмотрим: понятие технологических потерь, экономическое обоснование и документальное подтверждение технологических потерь, порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) технологические потери при производстве или транспортировке товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли организаций приравниваются к материальным расходам.

Таким образом, потери сырья и материалов, понесенные организацией при производстве или транспортировке готовой продукции, могут быть списаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций как технологические потери.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций при отнесении к материальным расходам технологических потерь при производстве или транспортировке важным является факт их экономической обоснованности и документального подтверждения.

Для соблюдения вышеназванных требований необходимо разработать, утвердить и экономически обосновать нормативы технологического производства. Для учета технологических затрат данное требование изложено в Письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/328.

Обычно норматив безвозвратных отходов для конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве, определяется исходя из технологических особенностей производственного цикла или процесса транспортировки.

Нормативы технологических потерь оформляются внутренними документами, которые не имеют унифицированной формы. В частности, ими могут быть технологические карты, сметы технологического процесса или иные аналогичные документы.

В том случае, если на предприятии не составляется технологическая карта или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве или транспортировке являются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

Таким образом, расходы в виде технологических потерь учитываются в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов при наличии документального подтверждения факта таких потерь в пределах обоснованных нормативов. Аналогичного вывода придерживаются налоговые органы в Письме УФНС России по г. Москве от 18 февраля 2008 г. N 20-12/015184, а также Минфин России в своем Письме от 27 марта 2006 г. N 03-03-04/1/289.

В бухгалтерском учете стоимость сырья, списанного в производство, признается в качестве материальных затрат расходом по обычным видам деятельности и отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы", на основании п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Сформированная фактическая себестоимость продукции списывается со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция".

Пример. Организация ООО "Принта" осуществляет полиграфическую деятельность. В текущем месяце в производство было передано 10 тонн сырья по цене 10 руб. за килограмм на сумму 100 000 руб. Печатная продукция была реализована в этом же месяце.

Норматив технологических потерь, связанных с процессом производства печатной продукции согласно технологической карте, составляет 4% от объема, отпущенного в производство. Фактическая величина технологических потерь составила 350 кг.

В учетной политике для целей налогового учета организация установила, что технологические потери являются прямыми материальными расходами.

Поскольку фактическая величина технологических потерь (350 кг) не превышает норматив, установленный в технологической карте, - 400 кг (10 000 кг x 4%), то такие потери можно учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли в полном объеме, то есть в сумме 3500 руб. (10 руб. x 350 кг).

Как уже отмечалось, при исчислении налога на прибыль технологические потери включаются в состав материальных расходов у налогоплательщиков, деятельность которых связана с переработкой сырья. Такие потери относятся к прямым материальным расходам.

Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство" - 100 000 руб. - списана фактическая себестоимость готовой продукции, включая технологические потери;

Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 43 "Готовая продукция" - 100 000 руб. - списана себестоимость печатной продукции.

Нередко на практике технологические потери превышают норматив, установленный технологической картой. В этом случае для подтверждения показателей фактических расходов сырья одной технологической карты недостаточно. Должен быть еще составлен документ, объясняющий причины отклонений от установленных норм. Например, решение компетентной комиссии, зафиксированное документально.

Также составляется акт на сверхнормативные технологические потери, в котором указываются причины отклонений от установленных норм. Проводится расследование данных причин, устанавливаются факторы, которые привели к увеличению технологических потерь, в отношении каждой конкретной ситуации.

Примерная номенклатура причин отклонения от норм расхода материалов приведена в Приложении 4 к Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н. К таким причинам, в частности, относятся:

Несоответствие материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий техническим условиям;

Потери, вызванные доработками по требованию заказчика или разработчика;

Замена материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предусмотренных технологией, другими материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями;

Нарушение технологического процесса;

Использование полноценных материалов взамен отходов;

Раскрой материала;

Прочие причины.

Минфин России в своем Письме от 17 мая 2006 г. N 03-03-04/1/462 указал, что сверхнормативные потери как необоснованные не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

Таким образом, по мнению Минфина России, технологические потери сверх установленных норм нельзя учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли организации.

Пример. Изменим условие предыдущего примера. Допустим, что фактическая величина технологических потерь составила 5% от объема отпущенного в производство сырья.

Напомним, что величина технологических потерь по норме составляет: 400 кг (10 000 кг x 4%).

Фактическая величина технологических потерь будет равна: 500 кг (10 000 кг x 5%).

Сумма сверхнормативных расходов составит: 1000 руб. ((500 кг - 400 кг) x 10 руб.).

Поскольку фактическая величина технологических потерь (500 кг) превышает норматив, установленный в технологической карте (400 кг), то такие потери учитываются в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли только в пределах норм. Сумма же превышения лимита при расчете налога на прибыль не учитывается.

Следовательно, в налоговом учете организации ООО "Принта" в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли можно учесть технологические потери в размере 99 000 руб. (100 000 руб. - 1000 руб.).

Кроме того, необходимо учесть, что согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, сверхнормативная сумма технологических потерь будет являться постоянной разницей, которая, в свою очередь, приведет к образованию постоянного налогового обязательства.

Постоянное налоговое обязательство в нашем примере будет равно: 200 руб. (1000 руб. x 20%).

В бухгалтерском учете организации ООО "Принта" будут сделаны следующие проводки:

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы", - 100 000 руб. (10 000 кг x 10 руб.) - сырье передано в производство;

Дебет счета 43 "Готовая продукция" Кредит счета 20 "Основное производство" - 99 000 руб. - списана фактическая себестоимость готовой продукции, включая технологические потери в пределах норм;

Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 43 "Готовая продукция" - 99 000 руб. - списана себестоимость печатной продукции;

Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит счета 20 "Основное производство" - 1000 руб. - отражены расходы, превышающие норму технологических потерь;

Дебет счета 99 "Финансовый результат", субсчет "Постоянное налоговое обязательство", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", - 200 руб. (1000 руб. x 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

Однако судебная практика по поводу включения сверхнормативных технологических потерь в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли придерживается иной точки зрения. Например:

Постановление ФАС Московского округа от 26 декабря 2007 г. N КА-А40/13358-07, согласно которому технологические потери при производстве приравниваются для целей налогообложения прибыли к материальным расходам и их списание на затраты не связывается гл. 25 НК РФ с какими-либо нормативами. К подобным расходам предъявляются общие требования, установленные в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными;

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6922/2007(38872-А03-15). Учитывая пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ, а также то, что все спорные суммы понесены налогоплательщиком для осуществления им основной деятельности в целях получения дохода, апелляционная инстанция пришла к выводу, что данные расходы связаны с производством и реализацией и соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ;

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2006 г. N Ф08-4818/2006-2043А, в котором суд установил, что сверхнормативные расходы воды предприятия являются экономически оправданными, поскольку они связаны со сверхнормативной потерей воды при водоснабжении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: по мнению арбитражных судов, сверхнормативные технологические потери можно учесть в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли организации при условии, что они удовлетворяют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными. Однако следует иметь в виду, что экономическую обоснованность сверхнормативных технологических потерь нужно будет доказывать налогоплательщику в суде.