План монументальной пропаганды и разработка механизма воздействия на сознание и настроения граждан советской россии. Монументальная пропаганда в ссср ленинский план монументальной Ленинский план монументальной пропаганды памятники

Большевистская политика, как известно, была изначально нацелена не только на захват и удержание политической власти, но и на формирование нового общества и «нового человека». Как писал Луначарский, «человек должен мыслить как МЫ, стать живым, полезным соответствующим органом, частью этого МЫ» .

Одних репрессий для решения этой задачи, конечно, было недостаточно и в годы военного коммунизма появилось много любопытных форм агитации населения, одной из которых стал ленинский план монументальной пропаганды. Ленин заимствовал идею этого плана из утопии Т. Кампанеллы «Город солнца», и вот как вспоминал слова Ленина тот же Луначарский:

«В разных видных местах, на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные, коренные принципы и лозунги марксизма…Еще важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы…Особенное внимание надо обратить и на открытие таких памятников…Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды и маленьким праздником.»
Вообще говоря, еще сразу после февральской революции в городе началось стихийное уничтожение монархической символики – сбивались гербы или просто короны с двуглавых орлов - еще недавно можно было видеть таких орлов без корон в ограде набережной напротив Петропавлоской крепости на Троицкой площади. (Зинаида Гиппиус в своем дневнике описывала это так: «На Невском сламывали отовсюду орлов, очень мирно. Дворники подметали, мальчишки крылья таскали, крича: "Вот крылышко на обед"» ). Вскоре появились в прессе и предложения по снятию памятников – раздавались даже и призывы к уничтожению Медного всадника, но особое недовольство вызывал памятник Николаю I. Так, например, А.В.Амфитеатров обращался к читателям: «Возникла в Петрограде комиссия по охране памятников. А не нужна ли комиссия для разрушения некоторых памятников... Наиболее возмутительным памятником голштиноготорпской династии, который надо непременно убрать с глаз народных, и чем скорее, тем лучше, является монумент Николая I на Исаакиевской площади» .

Но это были только призывы прессы. Большевики же, придя к власти, весьма быстро принялись за дело. Уже 12 апреля 1918 года был принят декрет Совнаркома «О памятниках республики», в котором были намечены три задачи:

1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.

2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведывающего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

[...]4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс.

К первому мая города действительно были декорированы самым любопытным образом. Обратимся опять-таки к дневнику Гиппиус:
«В среду на Страстной – 1 мая по новому стилю. Владыки объявили «праздник всему народу». Луначарский, этот изолгавшийся парикмахер, клянется, что устроит «из праздников праздник», красоту из красот. Будут возить по городу колесницы с кукишами (старый мир) и драконов (новый мир, советская коммуна). Потому кукиши сожгут, а драконов будут венчать. Футуристы воспламенились, жадно мажут плакаты. Луначарский обещает еще свержение болванов – старых памятников. Уже целятся на скульптуру бар. Клодта на Мариинской площади. (Из «Карла Маркса» ничего не вышло, «свергать» легче – посвергаем!)

На всякий случай и пулеметов понаставили. Вдруг безработные придут на праздник не с достаточно сияющими лицами?»

Впрочем, праздники эпохи военного коммунизма – тема, достойная отдельного рассмотрения, а пока вернемся к «памятникам Республики». Первенцем ленинского плана стал бюст Радищева, установленный в символическом проломе ограды Зимнего дворца (которая стояла тогда вокруг сквера на Дворцовом проезде). Бюст был создан Л.В.Шервудом и открыт 22 сентября 1918 года. В честь открытия был проведен митинг, на котором присутствовал, в частности, «изолгавшийся парикмахер» Луначарский. Его речь была пересказана в Петроградской правде:
«Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции».
Такая вот «приватизация» Радищева. Впрочем, простоял памятник недолго. Уже донесение гвардейца охранника 2-го городского района от 19 января 1919 гласило со всей характерностью революционного стиля:
«Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился.»

(Фотография из коллекции New-York Public Library)

А после открытия первенца памятники стали появляться, как грибы после дождя. Уже к первой годовщине переворота были открыты памятники Марксу у Смольного, Добролюбову у Тучкова моста и Лассалю у здания Городской думы. До конца 1918 года появились памятники Чернышевскому на Сенатской площади, Гейне – у Университета, Шевченко – у мечети, Софье Перовской – на Знаменской площади (где же еще было ставить ей памятник). К весне 1919 года были открыты памятники Герцену у Литейного моста, Огюсту Бланки у Балтийского вокзала, Гарибальди у Московских ворот. А всего за 1918-1920 годы в городе появилось около 20 монументов в разных частях города.

Художественные достоинства этих творений зачастую вызывали самые странные реакции со стороны горожан (хотя надо отметить, что в среднем уровень работ в Петрограде был гораздо выше, чем в других городах). Так, например, памятник Софье Перовской был выполнен итальянским скульптором-футуристом, не имел портретного сходства и представлял собой, по словам современников, "могучую львицу с громадной прической, с могучими формами лица и шеи". При его открытии, по воспоминаниям Луначарского, «некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят» . (Лилина – первая жена Зиновьева, работала в петроградском правительстве). Памятник был снят особым постановлением Петросовета.


(Открытие памятника Софье Перовской, 30 декабря 1918. Фотограф Булла. Из коллекции ЦГАКФФД СПб)

Еще более занятный эффект вызвала скульптура «Освобожденный труд» (установлена на Каменном острове ко дню , скульп. М.Ф.Блох). Этот гипсовый монумент представлял собой 10-метровую фигуру рабочего с единственным предметом одежды: молотом. Вот что вспоминала художница В.М. Ходасевич:

«Скульптор Блох лепит из гипса десятиметровую фигуру «Пролетарий» и говорит, что решил «переплюнуть» размерами «Давида» Микеланджело. Работает Блох с помощниками без отдыха. Ночью разжигают костры. Последние дни и ночи перед открытием я тоже проводила на острове. Скульптура «Пролетарий» доставила Блоху и мне много неприятностей. Внезапно наезжала ведающая всеми мероприятиями на острове революционная тройка из Петросовета[...] Вижу расстроенные лица товарищей, бурно объясняющихся с Блохом, который настаивает, что «Пролетарий» хорош, и справедливо говорит, что если бы он и согласился приделать фиговый листок, то это невозможно – леса разобраны, да и гипс кончился. В перепалке забыли о моем присутствии, переругались и называли все своими именами[...] Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого «Пролетария» и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно».
Скульптора заставили срочно «одеть» монумент в фартук. Замечу, что подобные «доработки» памятников случались в советской истории и позже. Самый анекдотический (и не уверен, что это история действительно имела место) случай – как в каком-то городе стоял памятник Горькому, изображавший писателя с гордой шевелюрой. Когда началась борьба с хиппи, буревестника революции «постригли».

Печальным обстоятельством в этой довольно комичной истории было то, что (по отдельным сведениям) гипс для гигантского "Освобожденного труда" был взят из запасов городских больниц - и это в условиях существовавшей в годы военного коммунизма тотальной нехватки всего и вся.


(Фотография из коллекции NYPL)

Почти ни один из образцов ленинского плана монументальной пропаганды не сохранился до наших дней на улицах города. Большинство из них были сделаны из недолговечных материалов и быстро обветшали. Многие были утрачены во время катастрофического наводнения 1924 года.


Памятник Добролюбову, опрокинутый наводнением 1924 года.

Примечательна судьба памятника Володарскому, который был открыт в 1919 году на Конногвардейском бульваре (скульп. М. Блох). Этот гипсовый монумент стал жертвой в буквальном смысле террористического акта - в 1921 году он был взорван неким Василием Орловским. Его останки еще долго стояли на этом месте, Г.А.Князев (архивист, известный, главным образом, по работе в архиве Академии наук и по блокадным дневникам, которые использовались Адамовичем и Граниным в "Блокадной книге") 27 апреля 1922 года сделал такую запись:

Ничего не понимаю. Или, может быть, слишком много понимаю… Памятник Володарскому в начале Конногвардейского бульвара с разрушенными ногами и в грязном, рваном чехле, из которого торчит протянутая рука,- страшный символ несчастной России. Я не могу без содрогания сердца проходить мимо этого безобразия… А там, неподалеку, другой памятник - Гиганта на взбешенном коне. Он еще цел. Только буквы скрали. Нет, нет жива еще Россия.
Дольше всех простоял памятник Лассалю – он был снят в 1936 году. Исключением стал памятник жертвам революции на Марсовом поле. Так же сохранился бюст Некрасова на Литейном проспекте - но он уже выходит за рамки периода военного коммунизма (установлен в 1922 году). После 1991 года исчез один из бюстов Ленина, находившийся на Широкой улице – с некоторой натяжкой его тоже можно считать принадлежащем к ленинскому плану: он был открыт в 1923 году еще при жизни Ильича. Копия памятника Радищеву хранится в одном из московских музеев, возможно, сохранились и копии других скульптур.

Примерно с 1920 года ленинский план монументальной пропаганды утратил первоначальный агрессивный импульс - сказались нехватка материалов и общие экономические трудности. Некоторое время этот план существовал в виде конкурсов (например, на проект памятнику К.Либкнехту и Р.Люксембург). Наступление НЭПа и вовсе изменило мировоззрение советской власти - романтика первых лет ушла в прошлое. Сооружение и уничтожение монументов приобрело черты планомерности. Своеобразным послесловием к монументальному "взрыву" 1918-1920 годов стала история с планировавшейся заменой ангела на Александровской колонне на фигуру Ленина (впоследствии - фигуру красноармейца). История эта, имевшая место в 1924-1925 годах и связанная, видимо, с амбициями Зиновьева, была вполне в духе эпохи военного коммунизма - защитники колонны, к примеру, предлагали поставить статую Ленина в античных одеждах. Но закончилась, к счастью, ничем: после долгих обсуждений и протестов проект остался лишь в форме протоколов заседаний и бюрократической переписки.

2. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Красная площадь, Сенатская башня. Скульптор С. Т. Конёнков. Открыта 7 ноября 1918 года.

Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов»

Итак, поговорим о пункте №2 в нашем списке памятников из «монументального плана». Это мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Интересно, что открыта она была в тот же день, что и памятник Марксу и Энгельсу на площади Революции — прямо оттуда и «руководящая верхушка», и простой люд двинулся на Красную площадь, где и находилась мемориальная доска.

Впрочем, обо всё по порядку — в честь чего была установлена эта доска, почему именно там, когда, до каких пор провисела… Сейчас мы на все вопросы ответим.

1917 год, 25 октября по старому стилю и 7 ноября по новому… Начало вооружённого восстания большевиков в Москве. Кровавая бойня продолжалась вплоть до 2 ноября (а по новому стилю — до 15 ноября). В итоге, как мы все знаем, город был взят и подчинён новой власти — Военно-революционному комитету (ВРК).

7 ноября (то есть, 20-го по-нашему) ВРК принимает постановление об организации братской могилы погибших во время восстания у Кремлевской стены. Похороны назначены на 10 число (сейчас оно 23-е). На следующий день начинается подготовка к этому печальному событию: роют две огромных могилы параллельно кремлёвской стене — как раз между ней и проходившими в то время по Красной площади трамвайными рельсами. Одна могила тянулась от Никольских ворот до Сенатской башни, вторая — от Сенатской башни и до Спасских ворот (посредине был промежуток, как раз там теперь располагается мавзолей).

10 ноября состоялось торжественное захоронение 238 гробов (через несколько дней туда же были опущены ещё два гроба; большинство бойцов так и остались неизвестными, точно опознано лишь 57 человек). Позже появлялись и иные захоронения, но нам они в данный момент не так интересны.

Подготовка братских могил у кремлёвской стены

Понятно, что герои Революции не должны быть забыты. 17 июля 1918 года выходит постановление Совнаркома, принятое по докладу заместителя наркома просвещения Покровского и председателя Московского общества скульпторов Конёнкова о реализации плана монументальной пропаганды, гласящее: «Обратить особое внимание Народного Комиссариата по просвещению на желательность постановки памятников павшим героям Октябрьской революции и, в частности, в Москве сооружения, кроме памятников, барельефа на Кремлевской стене, в месте их погребения».

Вот как раз сам Сергей Тимофеевич Конёнков и стал автором мемориальной доски. Что вполне ожидаемо и закономерно, материал изготовления был недолговечен — раскрашенный цемент.

В первом номере журнала «Горн» от 1918 года доска описывалась так: «На доске, выполненной из цветного цемента скульптором С. Т. Коненковым, изображена фантастическая фигура с крыльями сказочного лебедя. В правой руке фигуры – темно-красное знамя с советским гербом на древке, спадающее на братские могилы, перевитые траурной лентой, с поломанными винтовками и шашками. В другой руке – зеленая пальмовая ветвь, протянутая к сердцу очень широким и естественным жестом, как бы в знак победы и вечного братства и мира народов».

Ну да, и вместо солнечных лучей шли буквы-орнамент: «Октябрьская 1917 Революция» (ну, просто слова в таком порядке стоят, что ж я могу поделать). А на знамёнах, что под ногами фигуры, написано: «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Достаточно странно теперь размышлять о том, почему в первый год новой власти в центре страны, на Красной площади, появилась такая странная, олицетворяющая революцию, фигура: ангелоподобная, с крыльями и пальмовой ветвью, в развевающейся юбке и с оголённой, стыдливо прикрытой грудью… Почему не солдат с суровым лицом, например, что было бы уместней? К тому же, я покривлю душой, если заявлю, что с художественной точки зрения мемориальная доска безупречна — например, жест, который «Горн» описывает как «очень широкий и естественный» мне видится неловким и ученически выполненным…

Да что там я — и самого Ленина сия художественная концепция не удовлетворяла, но… доска заняла своё место, где провела не одно десятилетие. Причина, мне думается, была в нехватке времени (нужно же всё было сделать в срок; а то как же — Красная площадь да без символов новой эпохи?..), хотя мысль эта весьма поверхостна, конечно. Тем более, что проект Конёнкова тоже участвовал в конкурсе — и ведь победил!..

Но мы отвлеклись, а между тем доска изготовлена, закреплена на своём месте — на Сенатской башне Кремля (которая, как вы уже поняли, находится как раз в промежутке между двумя братскими могилами, посредине) — и пока спрятана под покрывалом. Ждёт торжественного открытия. О котором 8 ноября 1918 года газета «Вечерние известия» (а полностью — «Вечерние известия Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов») писала так: «К 11 часам Красная площадь запружена народом. Раздаются звуки «Интернационала», и стройными рядами начинают прибывать войска. С Театральной площади направляется колонна Всероссийского ЦИК… Колонна подходит к башне, где мемориальная доска. Сюда же подходит и устраивается колоссальный хор и оркестр «Пролеткульта»… По площади движется большая колонна членов VI съезда Советов… Торжество начинается… В. И. Ленин, поднятый на руки окружающими, срезал ножницами печать на задрапированной доске, и покров падает к ногам. Глазам присутствующих представляется белокрылая фигура с веткой мира в руке и надписью: «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Площадь оглашается скорбными звуками… склоняются знамена. Вся площадь, вся толпа, как один человек, обнажает головы».

В. И. Ленин разрезает ленту, открывая мемориальную доску

Открытие мемориальной доски

Покров падает, и сводный хор (состоявший в основном из молодых рабочих-студийцев Пролеткульта под руководством дирижёра-педагога Г. П. Любимова) запевает «Кантату», написанную специально к этой дате. Конёнков рассказывал: «В мастерской в те годы у меня бывали Клычков (прим. — поэт Сергей Клычков) и Есенин (прим. — да, тот самый Сергей Есенин) . Как-то в разговоре с ними я сказал, что хорошо бы написать стихи для торжественного открытия мемориальной доски. Они живо и охотно откликнулись на мое предложение. К ним подключился и поэт Михаил Герасимов, с которым в то время Есенин был близок. Композитор Иван Николаевич Шведов написал на стихи Есенина, Клычкова и Герасимова музыку. Так появилась «Кантата».

Вот она, эта «Кантата»:

1

Сквозь туман кровавой смерти,
Чрез страданья и печаль
Мы пробьемся, знайте, верьте,
В золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,

Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд,
Все мы знаем: там, за гранью,
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля

Новое в мире зачатье
В зареве красных зарниц.
Спите, любимые братья,
В славе нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот.
Спите, любимые братья,
Мимо вас двинется ратью
К зорям вселенским народ.


Преобразись, рабочих рать.
Врагу грозит судьба расплаты,
Грозит насилье покарать.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы всех принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир,

Преображая старый мир.

Москва

1

Сквозь туман кровавый смерти,
Чрез страданье и печаль
Мы провидим, - верьте, верьте -
Золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,
С дымных фабрик, черных хижин
Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд.
Верьте, верьте, там за гранью
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц…
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот…
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.

Сойди с креста, народ распятый,
Преобразись, проклятый враг,
Тебе грозит судьба расплатой
За каждый твой неверный шаг.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы вас принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир.
Пусть светит новый день в лазури,
Преображая старый мир.

Самара

Первая часть произведения написана Герасимовым, вторая — Есениным, третья — Клычковым. То, что «Кантата» процитирована два раза — не ошибка. Дело в том, что тексты первой и второй публикации несколько различались между собой, и я решила показать вам оба варианта.

Интересно, что первоначально «Кантата» была «анонимной» — её авторы не назывались ни при исполнении, ни при первой публикации в газете «Воля и думы железнодорожника» (26 октября 1918 года). Вторая публикация — в самарском журнале «Зарево заводов» (1 января 1919 года) не только отличалась по тексту, но и была подписана — перечислены имена всех трёх авторов.

Ходят слухи, что во время открытия доски некая старушка интересовалась: «Какой святой икону ставят?» Конёнков гордо ответил: «Революции!» «Такую святую не знаю,» — смутилась старушка. «Ну что ж, запомни,» — был ей ответ.

Ленин не только перерезал ленточку, открыв доску — он ещё и произнёс речь с трибуны. Это была временная деревянная трибуна, ведь в то время на Красной площади никаких таких специальных приспособлений ещё не построили. Собственно, эти слова иллюстрируют следующие две фотографии — и пусть на них не видно нашей мемориальной доски, но с точки зрения истории картинки интересны.

В. И. Ленин произносит речь на Красной площади в день празднования 1-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции

В 1922 году мемориальная доска обзавелась соседом. В честь пятилетия Великой октябрьской революции было решено установить на Красной площади фигуру рабочего, и скульптором этого монумента стал Фридрих Лехт. Материал — традиционный гипс. То есть, строили, что называется, не на века.

Вот что писала «Правда» 9 ноября 1922 года, уже после торжественного открытия памятника (которое состоялось, понятное дело, 7 ноября): «Около мостков для гостей Коминтерна высится белый монолит двухсаженной вышины (прим. — около 4,3 метра) с изображением рабочего у наковальни. С шапкой в руке, которой он приветствует приближающуюся демонстрацию. Это работа скульптора Лехта, блестяще проведенная при исключительно неблагоприятных условиях, в морозное время, когда для того, чтобы производить лепку статуи, приходилось работать под брезентом, отепляя окружающую атмосферу и отогревая на огне замерзшую воду…»

Некоторые упорно называют этот памятник «Освобождённым трудом», но это совсем разные вещи. Это — «Рабочий». Характерная «ленинская» поза (кепка в протянутой вперёд руке) тоже способна запутать, но мы-то с вами уже разобрались, кто этот мужчина на постаменте.

Фрагмент этой же фотографии — рабочий крупнее (спасибо cocomera)

Картина К. Ф. Юона

Но не только рабочим была украшена Красная площадь к 5-й годовщине Революции — чуть левее соорудили-таки постоянную трибуну, кирпичную (найдите-ка её на первой фотографии с рабочим). Газета «Известия» писала 20 сентября 1922 года: «Новая трибуна по проекту будет занимать площадь в 15 на 8 аршин, высота её 4 1/2 аршина, высота же флагштока — 7 арш. (прим. — тут считайте сами, исходя из того, что аршин был равен 0,7112 метра) , и будет сделана из кирпича. Трибуна по архитектуре будет составлять одно целое с Кремлевской стеной. Стиль постройки XVII века. Проект составлен архитектором В. Маят (прим. — Владимиром Маятом) и согласован с председателем архитектурного общества инженером А. Щусевым».

Тот же пейзаж, но чуть позже

На двух последних фотографиях можно разглядеть трамвайные пути (на второй — и сам трамвай). Но меня сильней умиляют фигурные столбики (это — не фонари, а держатели трамвайных проводов)… и орлы на башнях Кремля (которые, как известно, будут заменены на звёзды лишь в 1935 году; а впрочем, я об этом уже ).

Но… 21 января 1924 года умирает Ленин. Решено увековечить вождя мировой революции, соорудив ему усыпальницу в сердце столицы (и, соответственно, страны) — на Красной площади. Похороны назначены на 27 января, и к этому дню архитектор Алексей Викторович Щусев отстраивает первый, временный мавзолей. Это сооружение было деревянным и имело форму куба с трёхступенчатым навершием. Надпись Щусев предложил сделать простую и лаконичную: «Ленин».

Конечно же, пришлось рушить то, что уже занимало место будущего мавзолея — кирпичная трибуна была разобрана.

Январь 1924 года, разбирают кирпичную трибуну. Видна мемориальная доска на башне.

Строительство мавзолея. Рабочий — вид сзади.

Часто пишут, что и памятник рабочему был убран во время строительства мавзолея. Это не совсем верно — он оставался на своём месте всё то время, пока Красную площадь украшал первый вариант мавзолея, то есть, вплоть до мая 1924 года (пусть это и всего несколько месяцев, но факт остаётся фактом).

Первый мавзолей, рабочий и край мемориальной доски

В мае 1924 года Щусев приступает к проектированию второй версии мавзолея, уже не временной, но призванной долгие годы быть доминантой площади. Этот мавзолей тоже был деревянным, но стал гораздо выше и вообще больше по объёму.

Рабочего убрали — конечно, неуместен какой-то мужик рядом с телом вождя. А. С. Абрамов в книге «У Кремлёвской стены» писал: «Четырёхметровая статуя рабочего у наковальни из белого камня, воздвигнутая у Сенатской башни к 5-й годовщине Великого Октября, — символ могучей созидательной силы творцов нового мира, ставшего лучшим памятником павшим борцам, — выпала из архитектурного ансамбля после сооружения Мавзолея Ленина и была перевезена в другое место города». Но мы-то с вами знаем, что, во-первых, статуя была вовсе не из камня, а из гипса, поэтому можем предположить, что ни в какое загадочное «другое место города» её не перевозили — хрупкий материал мог просто не выдержать перемещений с места на место.

Мемориальная доска, до этого являвшаяся зрительным центром, практически скрылась из глаз — спрятанная за ступеньками верхушки мавзолея, она была видна только сбоку. На доску настолько перестали обращать внимание, что порой даже скрывали её практически целиком, например, вешая на Сенатскую башню огромный портрет Ленина.

Постройка второго деревянного мавзолея, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, доска частично скрыта портретом Ленина

Этот мавзолей тоже простоял не так уж и долго — всего пять лет. Дерево — не вечно, и пусть его и тщательно обработали, но от гниения не спасли. Щусев разрабатывает новый проект — из гранита. Впрочем, третью версию мавзолея, построенную на века, каждый из нас видел — пусть даже на картинках.

Итак, в 1929-1930 годах знакомый и узнаваемый силуэт мавзолея «перетёк» из дерева в камень, а мемориальная доска… ну, а что доска? Висела себе и висела — как привычный атрибут и всем знакомая часть пейзажа. И видно её стало ещё хуже…

Каменный мавзолей ещё без центральной трибуны и край мемориальной доски за ним

Мемориальная доска провела на своём месте всю войну. А в 1948 году её сняли. Официальная версия — из-за повреждений. Ещё бы, цементу провисеть на открытом воздухе ровно 30 лет и остаться в целости и сохранности нереально.

Почему именно в 1948 году — понятно без подсказки: именно в это время был сделан сквозной проход из Кремля в Мавзолей через Сенатскую башню (в её нижней части появились ворота, существующие и по сей день). Во время реставрации и перестройки очень удобно было и мемориальную доску убрать.

На 15 лет доска «уходит в тень», а в 1963 году её наконец-то реставрируют — под наблюдением самого Конёнкова — и отправляют в Русский музей Ленинграда (если кто запутался, Санкт-Петербурга), где она находится и по сей день. Сходите посмотрите.

И в качестве завершения — небольшое примечание для тех, кто плохо знаком с топографией Кремля и до сих пор не определился, где находится Сенатская башня. Да вот же она, такая небольшая и с флажком на макушке, по центру стоит, сразу справа от башни Спасской — ну, её-то вы знаете (если лицом к мавзолею смотреть). Всё, не заблудитесь?

Вот они — ворота в стене Сенатской башни, находятся прямо за Мавзолеем

Современный вид мавзолея и Сенатской башни

Спасская и Сенатская башни

В Москве недалеко от Кремля, на месте, где раньше стоял памятник царю Александру III, шел митинг, посвященный закладке нового памятника. Революционный народ разрушил старый мир и не хотел видеть ничего, что напоминало о проклятом прошлом, о его бесправии и угнетении.
Было тесно в людской толпе - вся Москва хотела быть здесь в этот торжественный час. На трибуну поднялся В. И. Ленин. Дружным,и аплодисментами приветствовал его народ.
«Товарищи! На этом месте прежде стоял памятник царю, а теперь мы совершаем здесь закладку памятника освобожденному труду...» - говорил Владимир Ильич.
Один за другим новые памятники возникали в Москве, в Петрограде, во многих других городах. Осуществлялась одна из замечательных ленинских идей - план монументальной пропаганды. Он родился в трудные весенние дни 1918 года. Брестский мир остановил мировую войну, но враги революции затевали новое кровопролитие. Над молодой Советской республикой нависла смертельная опасность. Полчища иноземных войск вторглись на нашу землю.
Громом сражений начинались дни. Едкая гарь курилась над сожженными деревнями. Заводы не работали, не было топлива. Народ голодал, но мужественно отстаивал завоевания Октября» грудью заслоняя свое будущее.
Будущее... Что-то большое, светлое, радостное есть в этом слове, если знаешь, что творят это будущее свободные, умные, добрые люди.
Великая сила созидания появилась у советского народа. И уже тогда, сквозь дымную завесу войны и разрухи, Владимир Ильич Ленин, казалось, увидел время, когда освобожденные народы ринутся к науке, знанию, литературе, искусству, зодчеству и покажут миру чудеса достижений в самых разное образных областях.
В эти дни Советское правительство начинало культурную революцию в стране, где народные массы были бессовестно «ограблены в смысле света и знания».
Народу нужно было вернуть то, что создано им и по праву принадлежит ему. Надо было широко распахнуть двери музеев, донести до народа эстетическую ценность художественных сокровищ мировой культуры.
«Образовательный и культурный подъем массы населения» стал одной из великих забот советского государства. Большая роль теперь принадлежала искусству. Понятные и близкие народу произведения могли стать отличным средством быстрого распространения революционных идей.
Мудрый Ленин знал это. Нарком просвещения А. В. Луначарский вспоминал, как в 1918 году Владимир Ильич вызвал его специально для того, чтобы «двинуть вперед искусство как агитационное средство». В этой беседе Владимир Ильич впервые изложил суть того великого плана, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни и в искусстве. Это был план монументальной пропаганды.
В. И. Ленин предлагал украсить города надписями революционного и гуманистического содержания, поставить памятники революционерам, гуманистам, писателям, художникам.
Владимир Ильич был увлечен. Он знал огромную убеждающую силу искусства и видел в нем могучее средство политичен ской агитации и пропаганды. Искусство должно служить людям, должно помогать им, воспитывать гуманистические, гражданские, патриотические чувства. Еще на заре XVII века об этом мечтал итальянский мыслитель, борец за свободу своей родины Томмазо Кампанелла. Двадцать семь лет томился в тюрьме герой-патриот. Но ничто не могло убить в нем светлой веры в прекрасное будущее человечества. И мрачная темница озарилась фантастическим светом мечты. «Город солнца» - так назвал он созданную в тюрьме книгу. Кампанелла описал жизнь общества без частной собственности, без бедных и богатых, где все трудятся по внутренней потребности для общего счастья.
В солнечном городе Кампанеллы все служило людям. Памятники борцам за свободу будили патриотические чувства молодого поколения. Украшавшие дома фрески и надписи пробуждали высокие, благородные стремления...
Но Томмазо Кампанелла увидел «Город солнца» лишь в грезах... Несбыточной мечтой оказался он в Италии, страдавшей под гнетом испанского владычества.
Лишь народ, обретший свободу и ставший хозяином своей судьбы, сумел претворить мечту в жизнь. Осуществление плана монументальной пропаганды в молодой советской стране стало делом общегосударственной важности. Владимир Ильич принял самое деятельное участие в разработке конкретных мероприятий. 12 апреля 1918 года был подписан первый декрет Совета Народных Комиссаров о монументальной пропаганде. Через два дня он был опубликован.
«В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц... Их должны заменить памятники, надписи и эмблемы, отражающие «идеи и чувства революционной трудовой России».
И, «пожалуйста, не думайте, - говорил Владимир Ильич,- что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно».
Специальной комиссии предлагалось организовать широкий конкурс по созданию проектов памятников, модели которых должны быть представлены «на суд масс».
Предполагалось поставить памятники революционерам и общественным деятелям, философам, ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, актерам. Утвержденный В. И. Лениным список включал 63 имени. Здесь были первые русские революционеры Радищев, Пестель, Рылеев, вождь крестьянской войны Степан Разин, народовольцы Желябов и Перовская, пролетарские революционеры Халтурин, Плеханов, Володарский, писатели и поэты Пушкин, Лермонтов, Толстой, революционеры-демократы Герцен, Огарев, Чернышевский, великие ученые Ломоносов и Менделеев, выдающиеся актеры Мочалов и Комиссаржевская, гениальные художники Андрей Рублев и Александр Иванов и многие другие.
Кроме русских деятелей науки, культуры и революционного движения, в списке были Спартак, Дантон, Байрон, Гете, Бетховен и другие.
С огромным воодушевлением встретили этот план скульпторы. Он открывал новый путь в искусстве - путь служения революции и народу. Деятели искусства включились в активную борьбу с мраком и темнотой.
В холодных мастерских закипела горячая работа. Было плохо с материалами, но зато хорошо на душе. Однако в это время не вся художественная интеллигенция готова была служить высоким целям. Враждебные советской власти деятели искусства не желали принимать участия в ее начинаниях.
«Мы для немногих. Искусство не может раздаваться всем. Оно божественно, царственно. За покушение на эту святыню придется держать ответ перед богом», - заявляли они.
Но колесо истории не вращалось вспять. «Искусство для немногих» отступило перед искусством, которое, по словам Владимира Ильича, «должно принадлежать народу».
Первые памятники появились на улицах Москвы и Петрограда уже в первую годовщину Октябрьской революции. 7 ноября 1918 года в Москве был открыт памятник основоположникам научного коммунизма Марксу и Энгельсу. В этот же день открылась мемориальная доска, увековечивающая память борцов Октябрьской революции. Это был большой рельеф из цветного цемента. В центре - крылатая фигура со знаменем и пальмовой ветвью, над которой поднималось фантастическое солнце. Лучи его составляла надпись «Октябрьская революция». Слова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» были начертаны на знаменах у подножия фигуры. Автором ее был скульптор С. Т. Коненков. Рельеф производил большое впечатление, хотя и страдал некоторой отвлеченностью, и условностью. Владимиру Ильичу он показался «не особенно убедительным», а сам автор в шутку называл его «мнимо-реальной» доской.
На торжественных митингах с короткими, но страстными речами выступал Владимир Ильич. Открытие памятников превращалось в своеобразный народный праздник, и Ленин справедливо видел в этом серьезное средство пропаганды революционных идей. Памятники монументальной пропаганды были очень разнообразны. На площадях и в скверах ставили монументы, обелиски, стены украшали рельефами.
Устанавливались также специальные доски, оформляемые очень оригинально. Архитектор Н. Ладовский вкомпоновал в такую доску исполненное глубокого философского смысла изречение Н. Г. Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из «его в настоящее, сколько можете перенести».
Выполнялись все эти памятники из недорогостоящих и не очень прочных материалов. Лишь немногие сохранились до наших дней. В одной из ниш Петровского Пассажа в Москве сохранился рельеф - «Рабочий», выполненный в 1920-1921 гг. скульпторам М. Г. Манизером.
В сквере перед старым зданием Московского университета и поныне стоят памятники великим мыслителям-революционерам А. И. Герцену и Н. Н. Огареву, отлитые из бетона в 1920-1922 гг. Их формы просты и строги. Но, может быть, в этой мудрой простоте и кроется большая сила, которой исполнен, например, образ Герцена. Эта сила выражена не движением или жестом, но заключена в могучем интеллекте, страстном темпераменте борца, направляемых сильной волей. Компактность, собранность фигуры, четкий силуэт, строгий ритм простых и ясных линий отличают этот памятник.
Автор этих монументов - скульптор Н. А. Андреев, который впоследствии создал «Лениниану» - единственный в своем роде художественный документ о В. И. Ленине.
В первые же три года осуществления плана монументальной пропаганды в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде - более 15. Здесь первый памятник был открыт еще в сентябре 1918 года. Это был памятник Радищеву.
...В торжественном строю застыли войска, замерли в молчании тысячи людей... Нарком просвещения А. В. Луначарский произнес речь на открытии памятника «первому пророку и мученику революции». Имя первого русского революционера А. Н. Радищева было в самом начале большого списка тех, память о ком стала для советских людей священной.
Памятник Радищеву не был грандиозным монументом - это был небольшой бюст на цилиндрическом постаменте. Он свободно умещался в бреши, проломанной в ограде сада перед Зимним дворцом.
Дух великого бунтаря жил в революционном народе, свергнувшем царизм. И было нечто символическое в установке памятника Радищеву у «былого жилища царей», превращенного в дворец для народа.
А. В. Луначарский отмечал выразительность образа революционера-гуманиста, исполненного «мощи и мятежности». К сожалению, бюст был выполнен из нестойкого материала и не сохранился. Повторную отливку бюста установили в Москве. Автором его был скульптор Л. В. Шервуд, руководивший в первое время осуществлением плана монументальной пропаганды в Петрограде.
Перед величественным, строгим по формам зданием Смольного в 1918 году был установлен памятник К. Марксу работы А. Т. Матвеева. Он был сделан из гипса и поэтому вскоре разрушился. На его месте теперь стоит памятник В. И. Ленину, выполненный В. В. Козловым.
У Технологического института и сейчас стоит памятник Г. В. Плеханову. История его создания примечательна. Автор памятника - И. Я. Гинцбург - ученик известного русского скульптора М. М. Антокольского. Работая над бюстом Г. В. Плеханова, он испытывал большие материальные затруднения: не хватало материалов. И вот однажды в Петроградский Совет пришло письмо. «Мне сообщают, - писал В. И. Ленин, - ... что скульптор Гинцбург, изготовляющий бюст Плеханова, нуждается в материалах, глине и прочее... Нельзя ли дать приказ... присмотреть, налечь, проверить?» И скульптору помогли. Увлеченный работой над образом русского марксиста, мастер очень быстро развил свой скромный замысел в композицию из двух фигур: Плеханов произносит речь с трибуны, у подножия которой стоит рабочий со знаменем. Сюжет раскрывал одно из типичных для того времени общественных событий и сообщал группе жанровый характер.
Осуществление, плана монументальной пропаганды в первые годы шло очень успешно. За четыре года скульпторы создали 183 памятника и проекта и несколько десятков памятных досок. Владимир Ильич все время интересовался ходом дел, заботился, где надо - помогал, но нерадивых крепко подстегивал. Известна его телеграмма А. В. Луначарскому, посланная через месяц после опубликования декрета:
«Петроград Смольный Народному Комиссару просвещения Луначарскому (3 мая 1918 года)
Удивлен и возмущен бездеятельностью Вашей и Малиновского в деле подготовки хороших цитат и надписей на общественных зданиях Питера и Москвы... Ленин».
Однако не все памятники, установленные в первые годы осуществления плана монументальной пропаганды, были приняты народом. Скульпторов формалистического лагеря, не заботившихся о ясности, доходчивости своих произведений до широкого зрителя, постигали неудачи. Народ требовал снятия памятников, которые не пробуждали высоких мыслей и чувств, не радовали глаз красотою понятной и строгой формы.
У Мясницких ворот в Москве готовили к открытию памятник Бакунину. Скульптор В. Королев выполнил статую в кубистическом духе, резко членя ее на грубые плоскости и объемы. Когда сняли временную ограду, скрывавшую памятник, москвичи с негодованием потребовали через газету убрать это формалистическое «чучело». Московский Совет удовлетворил справедливое требование, и памятник был снят.
Этот случай не был единичен. И в скульптуре нашла отражение та острая идеологическая борьба, которая шла в процессе становления метода социалистического реализма.
Ленинский план монументальной пропаганды наметил и помог проверить жизнью верность пути, на котором мастера советской монументальной скульптуры добились уважения и признания миллионов людей.
Глубокие идеи, заложенные в ленинском плане, сделали его основой для развития советской монументальной скульптуры и в последующий период.
Вскоре после смерти Владимира Ильича были созданы значительные монументы, увековечивающие его образ. Статуей «Ленин-вождь» была закончена «Лениниана» Андреева, начатая портретами В. И. Ленина в рисунке и скульптурными группами, изображающими его за работой.
На плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции (ЗАГЭС) был воздвигнут монумент, в котором гигантская фигура В. И. Ленина завершает величественный ансамбль. В него включалась природа Кавказа - горные цепи и покоренная река. Автором этого оригинального сооружения был известный советский скульптор И. Д. Шадр.
Интересные памятники В. И. Ленину воздвигнуты по проектам М. Г. Манизера в родном городе Владимира Ильича - Ульяновске и в Петрозаводске. Да едва ли найдется в нашей стране город, где бы не было памятника другу и учителю трудящихся.
В советской монументальной скульптуре прочно утверждался свой, особый стиль, где черты героического сочетались с большой человечностью и простотой. Таковы памятники С. М. Кирову в Ленинграде работы Н. В. Томского, А. М. Горькому в Москве (проект И. Д. Шадра, исполнен В. И. Мухиной) и другие.
Но самым выдающимся сооружением советской монументальной скульптуры была статуя «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, выполненная для советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже. Она получила мировую известность. Героизм и мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны, его величие в борьбе и победе запечатлены в многочисленных монументах, установленных в 40-50-х годах.
Монументальная скульптура увековечивала память героев, напоминала людям о бедствиях войны, звала к борьбе за мир. В центре Европы, в Берлине, по проекту Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского был создан некрополь - величественный архитектурно-скульптурный комплекс. Холм-мавзолей увенчивает скульптура «Воин-освободитель». Советский солдат с ребенком на руках, разрубивший фашистскую свастику, стал символом борьбы за мир, за счастье, за свободу.
Памятники советским воинам в Берлине и Кюстрине, в Вильнюсе, в Вязьме и в Риге, во многих других городах, установка ста десяти бюстов дважды и трижды Героев Советского Союза на их родине - все это было закономерным развитием великой ленинской идеи об увековечивании памяти тех, кто честно служил трудовому народу.
По всей стране возникают все новые и новые памятники тем, чьи светлые мысли и пламень души были отданы людям. Чернышевский и Гоголь, Пушкин и Низами, Грибоедов и Маяковский и еще много, много дорогих имен стоят в славном ряду тех, кого в трудный восемнадцатый год назвал Владимир Ильич Ленин.

Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются в Москве до сих пор.

1. Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник был выполнен скульптором С.А.Мезенцевым и установлен 7 ноября 1918 года на площади Революции. Сооружение памятника было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого выделили специальные ассигнования и объявили конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище «двое в одной ванной». По всей вероятности, не самое лучшее качество работы почувствовали и большевики из Моссовета, потому что скоро памятник Марксу и Энгельсу был с площади Революции убран.

2. Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов». Доска, исполненная скульптором С.Т. Коненковым, появилась на стене Сенатской башни Кремля 7 ноября 1918 года. Она посвящена памяти павших борцов октябрьской революции. На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова. Барельеф из сорока девяти кусков подкрашенного цемента представлял собой крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и пальмовой ветвью – в левой. У ног его – поломанные сабли и ружья, за плечами – восходящее солнце, лучи которого составлены из слов «Октябрьская 1917 Революция».

Рассказывают, что на открытии мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов» одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», – не растерявшись, сказал Коненков. «Такую святую не знаю», – удивилась старушка. «Ну что ж, запомни», – услышала она в ответ. Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска «Павшим за мир и братство народов» находилась на своем месте вплоть до 1948 года. Сейчас она хранится в фондах Музея современной истории России.

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Это творение скульпторов Д.П. Осипова (обелиск) и Н.А. Андреева (скульптура). Обелиск появился на Советской площади в 1918-1919 годах. Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции Советской России на больших деревянных досках, и позже – когда была сделана величественная скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Несмотря на тот факт, что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточно долго. Его разобрали в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.

С обелиском Конституции РСФСР связано много занимательного и интересного. Во-первых, с 1924 года и аж до 1993 год памятник фигурировал на официальном гербе Москвы. Правда, чести ради необходимо отметить тот факт, что после Великой Отечественной войны герб мало где использовался. Во-вторых, изображение обелиска Конституции РСФСР можно встретить на оградах Большого Каменного моста через Москву-реку. В-третьих, голова статуи разобранного памятника нынче хранится в Третьяковской галерее. Кстати, для статуи позировала Вера Алексеева – племянница Константина Сергеевича Станиславского.

Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Кроме того, ходили забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Но все гораздо прозаичнее: в те годы как раз планировали строить новый проспект – Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное, – лишнее... Эту версию подтверждает еще один любопытный момент: в 1962 году Н.С. Хрущев решил разобрать памятник Юрию Долгорукому и восстановить обелиск Конституции. Правда, вскоре «сняли» Хрущева.

4. Памятник революционным мыслителям. Этот необычный монумент архитектора Н.А. Всеволжскиого появился в 1918 году в Александровском саду. Это переделанный обелиск-монумент, посвященный трехсотлетию царствования дома Романовых, который был установлен в саду в 1914 году. Автор первоначального проекта – архитектор С.А. Власьев. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых. В 1918 году по плану монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название.

Фамилии царей были стесаны, двуглавый орел был демонтирован, а сам памятник обрел название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости обелиска: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. В центре в венке было вырублено: «РСФСР» и ниже – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1966 году, в связи с возведением Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа к гроту «Руины».

5. Монумент «Мысль». Этот памятник – творение скульптора С.Д. Меркурова. В 1918 году «Мысль» украсила Цветной бульвар. «Мысль», как и меркуровский памятник Достоевскому были изготовлены еще до революции. Но когда потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, обелисков и скульптур. «Мысль» взяли «за компанию» с Федором Михайловичем. Любопытно и то, как было выбрано место для скульптур: сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, а автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно. А мастерская скульптора была рядом – на Цветном бульваре. Это и решило дело.

Скульптура простояла до осени 1936 года, когда начались работы по реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. «Мысль» перевезли на улицу Воровского (Поварскую) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Ф.И. Панферов, один из руководителей Союза, спросил: «Что это за статуя?» Узнав, что это «Мысль», он изрек: «При чем же тут мысль и какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль» стала надгробьем его могилы на Новодевичьем.

6. Памятник А.Н. Радищеву. Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Радищева работы скульптора Л.В. Шервуда. Погрудный портрет русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, «прорицателя вольности» был выполнен Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: «Радищев».

В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский памятник писателю Александру Николаевичу Радищеву простоял на своем месте больше десяти лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией Триумфальной площади он был разобран, а бюст передан на хранение в музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов – в музей архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева), где и мирно пребывает до наших дней. Обязательно приходите на него посмотреть!

7. Памятник М. Робеспьеру. Еще один монумент ленинской монументальной пропаганды, появившийся в Александровском саду, – памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской. Памятник был открыт 3 ноября 1918 года у грота «Руины». Газета «Правда» писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, – сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. – Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».

Но простоял памятник совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же «Правде» от 9 ноября 1918 года: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…» Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.

Продолжение

Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Она была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт.

Являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства.

Монументальная пропаганда, предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, “симфонии гудков”» и др.), стимулировала развитие монументально - декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства.

В 20-30-е гг. наблюдается небывалый расцвет скульптуры, особенно монументальной, так как государством была принята программа монументальной пропаганды.

Особое место среди первых мероприятий Советской власти имел Ленинский план монументальной пропаганды, осуществление которого началось вслед за опубликованием 12 апреля 1918г. Советом Народных Комиссаров за подписью В. И, Ленина декрета “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Октябрьской социалистической революции”: “Во ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью для использования утилитарного характера. 2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществу республики и заведующему отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда определить, какие памятники подлежат снятию, З) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни российской социалистической революции. 4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в дни Первого Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс. 5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в дни Первого Мая и замену подписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России”.

В разъяснение декрета 18 июля 1918 г., отдел изобразительных искусств Наркомпроса направил в Совнарком следующую декларативную записку: “По инициативе Председателя Совнаркома т. В.И. Ленина комиссар народного просвещения сделал в заседании 1918 года предложение художественной коллегии поставить памятники лицам, выдающимся в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства”.

“Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т.п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будящие умы и сознание масс”.

30 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил “Список лиц, коим предположено поставить монументы в городе Москве и других городах Российской федеративной Советской Социалистической Республики”. Представленный в Совет Народных Комиссаров список был разбит на шесть разделов: 1) революционные и общественные деятели; 2) писатели и поэты; З) философы и ученые; 4) художники; 5) композиторы; 6) артисты.

Примером использования старых памятников может служить переделка обелиска в Александровском саду сохранившегося и поныне. С обелиска, посвященного 300-летию династии Романовых, были стесаны имена царей Романовых и их герб и на их месте вырублены имена деятелей “международной революции”.

Важную роль в монументальной пропаганде играли доски с надписями, излагающими главные принципы новой жизни. Примером тому явилась доска, сделанная в виде флага, распластанного на колонне Большого театра. На доске - текст (слова Н.Г. Чернышевского): “Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести”. На стене Государственного Исторического музея появился картуш с изречением Энгельса: “Уважение к древности есть, несомненно, один из признаков истинного просвещения”. На фасаде типографии “Красный Пролетарий” был расположен барельеф, изображавший лежащего шахтера, дробящего породу. Текст под барельефом гласил: “Слава угнетенным, лишенным солнца, дарующим свет и тепло”. На стене Наркомата обороны со стороны улицы Фрунзе был помещен барельеф И. Ефимова с надписью: “Кто не работает, пусть не ест”.

Одним из наиболее удачных примеров памятной доски является рельеф “Слава павшим в борьбе за мир и братство народов” (1918), созданный С.Т. Коненковым для Сенатской башни Московского Кремля.

В это же время делаются и временные памятники-фигуры. В их создании принимают участие все наиболее талантливые скульпторы: Андреев, Матвеев, Меркуров, Сандомирская, Синайский, Ефимов, Златоврацкий, Гюрджан.

Первым произведением, появившимся после принятия декрета о монументальной пропаганде, стал памятник Радищеву, созданный Л.В. Шервудом (1871-1954) и установленный, в Петрограде на дворцовой площади. Открытие памятника состоялось 22 сентября 1918 г. в присутствии большого числа трудящихся Петрограда и бойцов Красной Армии. При открытии были произнесены речи о жизни и деятельности Радищева. Событие имело большое политическое и культурное значение. По предложению В. И. Ленина, с памятника Радищеву был сделан второй отлив, установленный в Москве 6 октября 1918 г. на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского). Это был первый памятник, поставленный в Москве.

“Радищев” был, по существу, камерным, интерьерным произведением, вынесенным на центральную площадь большого города. Но в силу своей гражданской тенденции, этот памятник был принят революционной общественностью и печатью вполне благожелательно. На этом примере видно, что памятники того времени, не всегда были сами по себе монументальны.

В первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1918 г. происходит открытие новых больших групп памятников в Москве, Петрограде и других городах. Среди петроградских памятников, открытых в этот день, следует отметить созданную А.Т. Матвеевым фигуру К.Маркса, к сожалению не сохранившуюся, но известную нам по фотографиям. В Москве 7 ноября 1918 г. были открыты: на Красной площади, на стене Сенатской башни уже упомянутая выше мемориальная доска Коненкова, на площади Революции - памятник Марксу и Энгельсу скульптора С. А. Мезенцева. Всего в Москве только в 1918г. было открыто 19 памятников. По установившейся традиции церемонии открытия происходили по воскресеньям в торжественной обстановке.

Деятельность скульпторов по осуществлению плана монументальной пропаганды велась и в последующее время. В начале 1919 г. в работе находилось свыше 40 проектов, многие из которых до нашего времени не дошли. Разумеется, и сами памятники дошли до нас лишь в небольшой своей части, так как делались по преимуществу из временных материалов. Из монументов, до сих пор живущих или живших до недавнего времени в архитектурных ансамблях площадей и улиц, следует отметить следующие московские памятники: обелиск “Советская конституция”, созданный в 1918-1919 гг. архитектором Д.П. Осиповым и скульптором Н.А. Андреевым, фигуры Герцена и Огарева того же Андреева, установленные в 1922 г., и памятник Тимирязеву С. Д. Меркурова (1923).

Обелиск “Советская конституция”, стоял до конца 1940 г. на Советской площади в Москве. Н.А. Андреев (1873 - 1932) - опытный скульптор-монументалист, автор созданного еще до революции московского памятника Гоголю, проникся революционными настроениями и создал фигуру Свободы в духе той символики, которая характеризует многие ранние советские плакаты, картины, скульптуры. Фигуры А.Н. Герцена и Н.А. Огарева, стоящие во дворе старого Московского университета, выдержаны в традиционном для памятника стиле. “Тимирязев” С.Д. Меркурова (1881 - 1952), поставленный у Никитских ворот, трактован в строгих угловатых формах, создает ощущение суровости и твердости.

Монументальная пропаганда осуществлялась не только в Москве и Петрограде, но и в других городах страны, где установилась Советская власть. В Саратове были сооружены памятники А.Н.Радищеву и В.Г. Белинскому. В Минске в годовщину Красной Армии в 1919 г. открыт монумент “Красноармеец”. В 1918 г. в Киеве скульптор И.М. Чайков сделал памятники К. Марксу и К. Либкнехту. В 1921 г. И. Чайков сооружает на Крещатике новый памятник Марксу. В 1919 г. в Омске скульптор И.Д. Шадр работает над проектом памятника “Октябрьской Революции”. В Калуге в 1920 г. М. Г. Манизер (1891-1966) устанавливает памятник К. Марксу. В 1921 г. скульптор С. Меркуров создает в Симбирске (Ульяновске) памятник К. Марксу. Скульптор В.И. Мухина (1889 - 1953) работала над проектом памятника революции для города Клина и т. д.

Некоторые очень смелые идеи так и не были осуществлены. Это касается проекта “Памятника III Интернационалу” Владимира Татлина (1920), вся композиция которого должна была двигаться. Это была 400-метровая (по авторскому замыслу) спираль, она включала ряд простейших форм. Куб в идеале должен был вращаться со скоростью один оборот в год, пирамида делала оборот в месяц, цилиндр - в сутки. Кроме того, памятник должен был иметь станцию прожекторов, которая проектировала бы световые буквы на облака, из таких букв можно было бы составлять лозунги на события дня. Проект башни можно считать первым кинетическим архитектурно-скульптурным замыслом в новом искусстве.

Преобразования в архитектуре начались с того, что изменялось назначение старых архитектурных объектов, созданных в дореволюционное время. После национализации жилые многоквартирные дома, дворцы, усадьбы превращались в рабочие клубы, музеи, общественные учреждения, поликлиники, детские сады, жилые квартиры трудящихся.

В 20-е гг. был положен конец стихийной застройке городов, так как исчезла частная собственность на землю. Были разработаны планы упорядоченного развития больших городов (Москва, Ленинград, Баку, Ереван и др.).

В этой обстановке создавался новый стиль советской архитектуры. Он имел три основных истока:

1) традиционная архитектура;

2) рационализм;

3) конструктивизм;

Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы В. Жолтовский, А. Таманян, В. Фомин и А. Щусев.

Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм. В 1925 г. конструктивисты объединились в “Общество современных архитекторов” (ОСА), издавали журнал “Современная архитектура” во главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом.

Конструктивисты, считая, что главная задача художника не изображать предметный мир, а “конструировать” его, настаивали на том, что форма здания должна диктоваться его функциональным назначением, применяемыми материалами и строительными конструкциями. Они не требовали нового архитектурного оформления, а требовали соответствия архитектуры новым социальным условиям и новой строительной технике. Среди конструктивистов наиболее видными были М.Я. Гинзбург, братья Веснины - Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович, И. Леонидов.

Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление - “рационалисты”, которые особое значение придавали поискам выразительной архитектурной формы. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком - К.Мельников (павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925; клуб им. Русакова в Москве, 1927).

Рационалисты, среди них наиболее известные В.А. Ладовский и К. Мельников, главное внимание уделяли проблеме художественного образа архитектуры. Свои искания они сосредоточили на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Ладовский в числе первых в мировой архитектуре ХХ в. выдвинул проблематику рациональных основ восприятия архитектурной формы. Мельников применял элементы мобильной формы для проекта памятника Колумбу (1929).

Поиски нового не обходились без творческих неудач: не учитывающие реальных условий жизни “дома-коммуны”, протекающие плоские крыши. Неприглядный вид простых архитектурных форм из-за некачественных строительных материалов - все это дискриминировало новую архитектуру и побуждало отдать предпочтение старой.

В середине 20-х гг. начались творческие поиски применения теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов. За годы первой пятилетки было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий, и сооружений, среди них такие объекты как Днепровская ГЭС, “Уралмаш”. С этим было связано и массовое жилищное строительство, вырастали новые города: Магнитогорск, Комсомольск - на - Амуре, Караганда и др. Реконструировались старые города.

В связи с введением в эксплуатацию большого объема жилья в 1929 - 1932 гг. сформировался новый тип жилища - многоквартирный секционный жилой дом в 4 - 5 этажей.

В 20-е гг. архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительских мероприятий - рабочий клуб (дворец культуры Московского автомобильного завода им И. Лихачева, архитекторы братья Веснины; пять клубов им. Русакова, Горького, Фрунзе, “Каучук”, “Буревестник” архитектора К. С. Мельникова).

Уникален мавзолей В. И. Ленина, созданный по проекту А. Щусева. Это гробница, это памятник и правительственная трибуна во время праздничных демонстраций, которые проходили на Красной площади в Москве, это, наконец, архитектурно-композиционный центр ансамбля Красной площади.

Ко дню похорон Ленина был построен временный деревянный Мавзолей. Затем сооружен более капитальный деревянный, который через 5 лет заменили на каменное здание (1929 - 1930) из железобетона и кирпича с облицовкой из красного кварцита и черного лабрадора.