Сжигание чучела на масленицу время. История и традиции празднования масленицы в россии

Куда пойти с ребенком на Масленицу в Москве погулять и отведать блинов?

Если вы не знаете, какого числа начинается Масленица, то записывайте - Масленица в 2017 году пройдет с 20 по 26 февраля.

Масленичные гуляния в Москве пройдут с размахом. Отведать вкусных блинов, поучаствовать в сжигании Масленицы, посетить праздничные гуляния в Москве на Масленицу в 2017 году можно будет на специальных подготовленных площадках.

Предлагаем вам обзор, куда пойти на Масленицу в 2017 году.

Любой желающий может посмотреть онлайн трансляцию народных гуляний . Площадки, где пройдут самые красочные мероприятия на Масленицу , будут доступны для просмотра на сервисе "Окно в город" . В объективы камер системы видеонаблюдения г.Москвы попадут масленичные гуляния - в Парке Горького и "Музеоне", на Поклонной горе, на Кузнецком мосту и Манеже, на ВДНХ, в усадьбе "Царицыно", в саду имени Баумана и Сиреневом саду, в Гончаровском, Лианозовском, Тушинском и Таганском парках, на Патриарших прудах и парке "Садовники.

С 17 по 26 февраля 2017 в Москве пройдет ежегодный фестиваль "Московская масленица" , который входит в цикл уличных общегородских мероприятий "Московские сезоны".

Крепость каскадеров "Сетуньский Стан" ждет гостей на празднование Масленицы 19 февраля в 12.00 и 15.00. Масленица у каскадеров" Соловей-Разбойник 3" - это ежегодные проводы зимы и масленичные гуляния в крепости каскадеров.

Уже 19 февраля в 12.00 музей музыки имени Глинки начинает празднование Масленицы и ждет взрослых с детьми на концерт "Масленница-Блинница" . Стоимость 400 руб.
А с 13 по 25 февраля 2017 для всей семьи пройдет интерактивная костюмированная программа "До-Ре-Ми Масленица" .

Музей Есенина на Масленицу предлагает для школьников 1-6 классов интерактивную программу "Замоскворецкие посиделки у купчихи Феклы Дормидонтовны". Записаться можно на числа с 6 по 26 февраля в 11.00, 13.30, 15.30. А 25-26 февраля в 17.30 фольклорную программу смогут посетить семейные группы.

24, 25 и 26 февраля 2017 года в 14.30 музей "Булгаковский Дом" приглашает на увлекательную программу - Масленичные гуляния в "Булгаговском Доме" (12+). Стоимость - 650 руб/чел.

26 февраля в 12.00 в Культурном центре ЗИЛ проводят Масленицу выступлениями коллективов, ярмаркой, мастер-классами, угощениями. Вход свободный.

Широко отметить Масленицу на Воробьевых горах приходите 26 февраля в Московский дворец пионеров . Концертная площадка, развлечения, игры, потехи, забавы, конкурсы, мастер-классы и сжигание чучела Масленицы, все это и многое другое на празднике "Широкая Масленица на Воробьевых горах - 2017". Вход - бесплатный.

Москонцерт на Пушечной 22 февраля 2017 года в 19.00 порадует своих гостей концертом "Масляная счастливая" в исполнении ансамбля Дмитрия Покровского.

Музей-усадьба Кусково проводит программу для детей и взрослых "Кусковская Масленица". Посетителей ждет - экскурсия, мастер-класс, масленичные забавы и вкусные блины с чаем.
Нужна предварительная запись! Для групп от 15 человек программа пройдет с 13-26 февраля в 10.00, 11.30, 13.00, 14.30. Для индивидуальных посетителей программа проводится 25, 26 февраля в 11.30.

Театр Семицветик с 21 по 26 февраля приглашает на интерактивный театрализованный праздник для всей семьи "Широкая Масленица 2017".

Театр Русская песня подготовил на масленичную неделю: 26 февраля в 12.00 - кукольный спектакль "Широкая Масленица".

Этномир ждет посетителей на ежегодное празднование Масленицы. Масленичная неделя стартует 20 февраля и закончится веселым праздником "Широкая Масленица" 25-26 февраля.

В Усадьбе Деда Мороза в Кузьминках на Масленичные посиделки для организованных групп пройдут с 24-25 февраля 2017 года в 13.00, 15.00, 17.00. Стоимость участия в программе 1000-1300 руб.

Широкие гуляния посвященные празднику "Масленица 2017" состоятся с 20.02-27.02 в Детском городе мастеров "Мастерславль" . Дети и родители примут участие в народных забавах, конкурсах, мастер-классах, посмотрят спектакли, отведают блины с чаем.

Музей русской гармоники А. Мирека приглашает организованные группы (1-4 классы) на программу "Масленица".

Музей Москвы в период с 14-25 февраля организует весенний квест "Загадки московской масленицы" для детей от 7 лет до 12 лет. А 25.02 во дворе Музея будут провожать зиму с блинами, песнями, танцами. Начало в 12 часов.

Культурный центр "Вдохновение" 22 февраля в 16.30 приглашает детей и взрослых на интерактивный праздник "Здравствуй, Масленица". На празднике прозвучат замечательные русские песни, выступят творческие коллективы, пройдут мастер-классы, конкурсы. Вход свободный.

Масленица на ВДНХ развернет свою праздничную программу с 20 по 26 февраля 2017 года. Встречать весну здесь будут ярко и весело. Посетить мастер-классы на мануфактуре "Дымов Керамика" можно с 20 февраля. Основные мероприятия пройдут 25 и 26 февраля: музыкальная и развлекательная программа, а также разнообразные мастерские.

Весело проводят зиму в "Аптекарском огороде " - с 23 по 26 февраля ждем посетителей на Масленичную ярмарку ремесленных продуктов, сырные мастер-классы и дегустацию вкусностей.

Творческий центр "Москворечье" приглашает 22 февраля в 18.00 на театрализованное представление "Наша Масленица", вход - бесплатный.

Музей В.А. Тропинина приглашает на Масленицу детей и родителей 25 февраля в 17.00. Посетителей ждет лекция "Традиции празднования Масленицы на Руси" и угощение блинами.

Масленица представляет из себя один из самых любимых народных праздников, во время которого россияне могут от души повеселиться, а также насладиться блинами и лишний раз посетить родных и друзей.

Согласно древним , празднуется Масленица на протяжении целой недели. Сроки начала масленичной недели год от года меняются. Например, в 2017 году она начнется 20 февраля, а завершится 26-го числа месяца.

Другие названия праздника: Маслена, Масленая, Масленая неделя, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, Целовальница, Кривошейка, Кривая неделя, Боярыня Масленица, Молочная неделя, Масленка, Маслоед, в Белоруси Масны тыждэнь, Коляда масленая. В православии это сырная неделя.

История праздника

История празднования Масленицы уходит корнями в глубокую древность.

Этот праздник отмечали в древней Руси в честь бога Солнца Ярилы.

С течением времени поменялась смысловая нагрузка этого праздника и его символическое значение.

Однако он по-прежнему остается самым любимым весенним праздником в нашей жизни.

На Руси праздник Масленицы проводился в марте, в день весеннего равноденствия. Он посвящался возрождению природы и всего живого. В те далекие времена, когда славяне почитали богов Огня, Плодородия, Воды и т.д. – этот день отмечался с особым почитанием.

В честь Ярилы создавали большие костры, водили хороводы и пекли блины, олицетворяющие солнце. Язычники верили в то, что возрождение природы – это не только переход от зимнего времени к летнему, но и обновление семейных отношений.

Масленица при христианстве

С приходом христианства, Масленицу стали праздновать перед Великим постом. Праздник уже не стал проводиться в одно и то же время, так как сытная неделя всегда выпадала на разные числа и месяцы весны.

Здесь церковь дала разрешение веселиться и гулять целую неделю. Начиная с понедельника масленой недели, люди начинали строить у своих домов горки, и приглашать гостей.

Богатые люди пекли блины в четверг, а бедные заводили опару на блины в пятницу. Каждый день недели носил, да и сейчас еще носит свое название.

Традиции Масленицы

В современном мире все смешалось, но люди продолжают любить веселый народный праздник - Масленицу и весело отмечают его, черпая обычаи из древней дохристианской культуры.

Первый день праздничной недели именуют «Встречей», раньше в понедельник ходили с чучелом по и строили горки для катания. Сейчас ограничиваются выпечкой блинов и угощением ими малоимущих.

Во второй день , называемый «Заигрышом», люди ходят в гости, а пришедших угощают блинами. Также во вторник принято веселиться, кататься с горок и играть в подвижные игры на улице.

Среду называют «Лакомкой». Главная традиция третьего дня - угощение блинами зятьев. Тещи должны сытно накормить мужей своих дочерей, а чтобы развеселить их во время трапезы, в дом приглашают и других родственников.

Четверг широко известен кулачными боями и конскими бегами. В старину эти бои были далеко не безобидными, но сейчас они носят больше игровой и шутливый характер.

В пятницу с ответным визитом к зятьям собираются тещи на «Тещины вечерки». В этот день матери лакомятся блинами в доме дочерей и хвалят зятьев.

Суббота - особый день, называемый «Золовкины посиделки», юные жены приглашали к себе в гости старших сестер своих супругов, дарили им подарки и угощали блинами.

Воскресенье - самый главный день Масленицы, известный как «Прощеное воскресенье». В этот день все верующие и те, кто просто почитает , просят друг у друга прощения, получая в ответ традиционную фразу: «Бог простит».

Приметы на Масленницу

  • Хозяйки на Масленицу особенно старались, чтобы блины не получились “комом”, ведь если это блюдо получится плохо, то грядущий год пройдет с бедами и несчастьями, если же хорошо, то и год будет радостным и счастливым.
  • Также старались испечь как можно больше блинов на Масленицу. Ведь чем больше блинов получится в этот праздник, тем богаче проведешь грядущий год.
  • Красивые и вкусные блины также говорили и о том, что рожай будет обильным и богатым, а погода летом солнечной и теплой.
  • Если же на гуляньях, во время катания на качелях взлететь выше всех, то и урожай будет богаче. Считалось, что чем выше взлетишь, тем и обильнее будет урожай.
  • А вот если с горки скатиться дальше всех, то в грядущем году будет самый лучший урожай льна.
  • А о хорошем урожае грибов говорил дождь, который выпадал накануне Масленичной недели. Если на Масленицу мороз и холодно, то лето обязательно будет теплым, но не засушливым.
  • Согласно примете, как Масленицу проведешь, так и пройдет год. Поэтому народ старался не скупиться на угощения и не сидеть дома, скучая. Ведь иначе год будет тоскливым и бедным.
  • А чтобы не притянуть вдруг в свой дом несчастья и беды, в воскресение хозяйки старались сжечь в костре все сломанное и ненужное. иначе весь год пройдет в несчастье и ссорах.
  • Незамужние девушки также старались напечь блинов, после чего выходили и угощали ими первого встречного, после чего спрашивали любое мужское имя. Какое назовут, так и будет звать суженного. При чем очень радовались, когда первым встречным был пьяный, ведь это сулило счастье в семейной жизни.

Обычаи Масленницы

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки.

Городские жители участвовали в праздничных гуляньях: одевались в лучшие наряды; шли на театральные представления; посещали балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались: рогожи; санки; коньки; шкуры; ледянки; деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись. как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились: парились в банях; сытно ели; обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Сжигание соломенного чучела

Зачем сжигают масленицу сейчас - вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.

Само чучело не изготавливается в первый день празднеств в каждом доме, а делается на заказ к воскресенью.

Ритуальное сожжение происходит лишь на главных площадях да в местах, где были организованы специальные мероприятия.

Пепел, оставшийся после соломенного чучела, не развевается по полям и не закапывается в землю.

Также отпала традиция сжигания старой одежды или остатков праздничной еды.

Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств.

Этот праздник пришел к нам из древней мифологии, IX-XII век, главные его атрибуты – чучело Зимы, зимние забавы, блины и лепешки – у русских, сырники, вареники, колодка – у белорусов и украинцев.

Празднование масленицы

Праздник Масленица длится неделю, предшествуют . Возрождение традиций в России радует христиан, церковные праздники вновь стали почитаемы, масленица 2017 ожидается с нетерпеньем, готовится заранее с соблюдением древних традиций. Празднование проводов зимы – это катание на санях, игра в снежки, песни и пляски под гармонь, главное угощение – блины. Румяные и блестящие блины, похожие на солнышко, с разными начинками, по традиции с икрой, сопровождают масленичную неделю ежедневно. Эти семь дней называлась еще Бабской неделей – хозяйки демонстрировали свою домовитость, кулинарные способности, гостеприимство. Блины были обязательным блюдом и на поминальном обеде, который традиционно устраивали в субботу на предшествующей неделе, чтя память ушедших родственников. Каждый год дата празднования проводов зимы смещается, первое число масленицы в 2017 году выпадает на 20 февраля, длится неделю и заканчивается Прощенным воскресеньем.

Древние традиции масленицы

По церковному календарю, ежегодно назначается день Пасхи, которому предшествует сорокадневный Великий пост, от этой даты и зависит, какого числа масленица заканчивается, следующий за ней понедельник – начало поста.

На масленой неделе каждый день сопровождается традиционными обрядами:

  • Понедельник – Встреча, начинают печь блины, делают чучело Зимы, дети строят из снега крепости. Сноху в этот день отправляют в родительский дом, а вечером идут в гости к сватам.
  • Вторник – Заигрыши, все выходят на улицу, резвятся, катаются с горок, играют в снежки, ряженые веселят народ. А вечером традиционно проходят смотрины невесты.
  • Среда – Лакомка, день посещения тещи, с обилием блинов, сбитнем, угощениями и весельем.
  • Четверг – Разгул, его еще называли «Широкий четверг», день освобождения от негатива и неприятностей, полный кутеж, кулачные бои, пляски, прыжки через горящий костер, конские бега. День отдыха от домашних хлопот, потехи, забавы, качели-карусели.
  • Пятница – Тещины вечерки, зятья в этот день демонстрируют уважение родителям жены, приглашают их в свой дом на угощенье.
  • Суббота – Золовкины посиделки, родственники мужа приходят в гости к невестке, их встречают подарками и потчуют праздничным обедом, незамужние девушки встречаются с подругами.
  • Воскресенье – Прощенный день, целовальник, встречи, поцелуи, все просят прощенье друг у друга за нанесенные обиды. В конце дня сжигаются остатки праздничной еды и чучело Масленицы, а пепел развеивается над полем для лучшего урожая, тщательно моется посуда.

Преддверие поста

В дни масленой недели, перед Великим постом, христиане как бы готовятся к физическому и духовному очищению. Масленица 2017, число ее окончания — 26 февраля, отказ от мясных и молочных продуктов в эти дни объясняется массовым отелом коров. В пост полностью исключается прием животной и жирной пищи, организм отдыхает от нагрузок.

Масленица в 2017 году – какого числа начинается и заканчивается праздничная неделя, как она проходит, зависит настрой на 40 дней воздержаний. Здесь большое значение имеет привычка – людям, с детства приученным к соблюдению поста, без труда удается преодолеть ограничение по скоромной еде. Это, по словам диетологов, благоприятно сказывается на оздоровлении организма.

Масленица в России

Праздник проходит в с русским размахом. Не только в селах, но и в городах на гуляньях балагурят скоморохи, водят хороводы, лепят снеговиков и заливают для катания горки. Масленица 2017 в России готовится быть поистине широкой, с ряжеными, коробейниками, торгующими с лотков свистульками, туесками и прочими традиционными сувенирами. По городу можно будет встретить и сказочных персонажей из детских любимых сказок, кукольные представления на площадях, самовары и блины, музыка и зазывалы – это настоящие всенародные гуляния.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Ма́сленица (рус. Масленица, Масляница, укр. Масниця, белор. Масленіца, польск. Zapusty, словацк. Fašiangy, чеш. Masopust, сил. Kozelek, морав. Voračky, Voráčí, Končiny, словен. Pustni teden, серб. Покладе, болг. Сирна седмица/Сирни заговезни, макед. Проштена недеља)- праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Она проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем.

В зависимости от региона существую различные названия Масленицы, например: Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Кривая неделя (смол.), Боярыня Масленица, Молочная неделя.

Называния праздника различаются по разным причинам, к примеру: по причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от повсеместного употребления масла - масленица, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время не едят ничего мясного; рыба, молока, яйца и сыр есть общее для всех.

По канонам Православной Церкви сыропустная неделя (масленица) предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений.

В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась».

Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде».

Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые.

Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье - дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи - все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» - выступлениям вожака с медведем.

Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д.

Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.

В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью:

Ах ты, масленка дорогая,

Дорогая, лели, дорогая.

К нам в гости приезжала,

Приезжала, лели, приезжала.

Да сыр с маслицем привозила,

Привозила, лели, привозила.

А мы масленку прокатили,

Прокатили, лели, прокатили.

На вороненком коне катались,

Мы катались, лели, катались.

Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных - хоронили соломенное чучело Масленицы.

Масленица - явление сложное и неоднозначное. В XIX-начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность.

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Он восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны.

Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы.

Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

До Крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня.

Масленица - это время, когда пробуждается Природа и Солнце - дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Советский фольклорист В. Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы - уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда - посещение кладбищ, всегда - обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы.

Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. В.Я. Пропп, считал, что блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя, кстати, соответствуют поминальной сущности Масленицы.

По свидетельству С. В. Максимова: «...Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками... Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли».

Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил время его на 8 дней.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого.

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

В 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Петр I в присутствии иностранных послов открыл праздник Масленицы красивым зрелищем. Сам в парадном мундире ехал по сугробам на «корабле», запряженном шестнадцатью лошадьми. Далее на санях двигались другие корабли. Палили пушки.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту.

Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце … Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Так писал о блинах известный русский писатель А.И. Куприн.

Блины – национальное русское кушанье. На Руси испокон веков пекли блины: пшеничные, ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные, пшённые… В народной кухне очень популярны блины с припеками: луком, мясом, рыбой, грибами, яйцами. К блинам подают масло, икру, малосольную рыбу, рубленую сельдь, варенье, творог, сметану.

Празднование Масленицы по дням:

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят». В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», - говорили в вечер перед масляной.

Понедельник. Первый день назывался Чистая масленица - широкая боярыня. В понедельник Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья - женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально «встреча» проходила так, как в последствии только в песнях пелось - «уливая горки маслом», «усыпая сыром». Причина столь торжественной встречи заключается в том, что эта пара - божественные жених и невеста. До нас древний ритуал дошел в сильно урезанном виде. Его подсократили на одну единицу - мужскую, оставив только Масленицу. С течением времени имя ее было утеряно и восстановилось только благодаря долгим исследованиям всевозможных языковых и этнических тонкостей. Прообразом Масленицы была не кто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами - забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. Рядом с ней был Масленк, прообразом которого был бог - громовик из тех же ритуалов и мифов. В некоторых местах к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону - И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» - то били лаптями. В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины - и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района).

Вторник - заигрыш

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Среда - лакомка

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил «к тёще на блины».

Четверг - перелом

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь - живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и калядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Пятница - Тещины вечорки

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами.

Суббота - золовкины посиделки

Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки - новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью и кормили их блинами и поили чаем.

Воскресенье - целовальник, прощённое воскресенье

Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощенный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались.

В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну.

Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.

На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице». Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п.

В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь.

С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.

Увеселительные процедуры

Катание с гор - зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» - пелось в старинной масленичной песне. Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали фонарики и т. д. Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки - круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки - широкие выдолбленные доски, корежки - деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки по нескольку человек. Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжавшую девушку, спускались, стоя на ногах. Однако чаще всего катались парами на санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была поблагодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблюдала этого правила, молодежь «замораживала» санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.

По обычаю в катании с гор должны были принимать участие и молодожены. Они садились на санки и съезжали с горы под крики: «Солите рыжиков, солите рыжиков» (то есть целуйтесь при всех). Катание с гор не запрещалось и женатым людям, существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна.

Катание на санях - зимнее развлечение, характерное для святок, масленицы, престольных праздников. Особенно яркими были катания на масленицу. Они назывались «съездки», так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы; столь же внимательно относились к упряжи; приводили в порядок сани.

Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, особенно «большаки, кондовые и богатые крестьяне», - ближе к вечеру.

Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни. Молодоженам полагалось ехать степенно, с достоинством, кланяться всем встречным жителям, останавливаться по первому их требованию, чтобы принять поздравления и пожелания.

Особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. Их катали на санях по всей деревне, но за плохое и скудное угощенье могли скинуть лицом в снег.

У людей католической веры, а также в некоторых украинских деревнях существует обычай наказывать каким-либо образом людей, не вступивших в брак. Считается, что они идут против закона Божия. На Масленицу холостякам к ногам привязывали особую колодку и заставляли ходить с такой меткой весь день.

Парадный выезд богатой семьи оформлялся довольно торжественно. Хозяин неспешно подводил к воротам дома запряженных лошадей, хозяйка тщательно укладывала в сани подушки в нарядных наволочках, меховую или войлочную полость, красиво привязывала к дуге ленты, полушалки. Затем нарядно одетая семья садилась в сани. Переднее сиденье предназначалось хозяину с сыном, заднее - хозяйке с дочерьми. Старики выходили на крыльцо посмотреть парадный выезд, маленькие дети с криками бежали за санями.

Все приехавшие на место съездок катались обычно часов пять-шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая отдых лошадям.

Катавшиеся соблюдали установленные правила: одни сани должны были следовать за другими по центральной улице деревни или вкруговую, не обгоняя и не превышая скорости. Парни катали гуляющих по улице девушек, вежливо приглашая их в сани: «Прошу прокатиться!» Правила приличия обязывали парня катать одну и ту же девушку не более трех-четырех кругов, а затем пригласить другую. Девушки в знак благодарности привязывали к дуге его лошади небольшие полушалки. Молодожены, для которых катание на масленицу было обязательным, останавливались по просьбам односельчан, чтобы «посолить рыжики», то есть поцеловаться при всем честном народе.

Своей кульминации катание достигало днем в Прощёное воскресенье, когда собиралось особенно много санных упряжек, а скорость их катания резко увеличивалась. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали. Воскресное катание полагалось завершать мгновенно, сразу же после первого удара колокола, звавшего к вечерне. Этот момент особенно большое удовольствие доставлял молодежи, которая стремглав неслась из села на санных упряжках, обгонявших друг друга.

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д.

Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость. Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приемам для увеличения бойцовской храбрости и мощи. Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Обеспечить победу в кулачном бою старались и с помощью заговора, полученного от колдуна: «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окияне-море стоит стар мастер муж, и у того святого Окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, отныне и до века».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.

Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка». При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт, шли клином - «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом «стенки» противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим.

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины - «сильные бойцы». Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» -командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков.

Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков. Подробное описание битв «добрых молодцов кулашных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, нашли свое отражение в удалых песнях, былинах: Да съехались оны с копьями - Только копья-ты в кольцах попригнулисе. Да съехались богатыри палками - Только палки по щербням отвернулисе. Соскочили они со добрых коней, Да схватились оны на рукопашный бой.

Народные гуляния

Игра «Заря»

Дети, играющие в игру встают в круг, руки при этом держат за спиной, а одному из играющих которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить: Заря - зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла! При произнесении последних слов водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту быстро берет ее, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарей». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие кони в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города … - А что в городе делают? Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберет 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии»

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Игра «Петушки»

На площадке для игры чертят, круг в кот ром стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, а другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.

Игра «Малечена-калечина»

Играющие в игру выбирают водящего. Каждый участник берет в руки небольшую палочку. Все произносят следующие слова: Малечена - калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До зимнего? После последних слов ставят палочку на ладонь или любой палец руки. После этого ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает в игр тот, кто дольше всех продержал предмет. Ведущий в игре может давать различные задания. Например, играющие, одновременно удерживая палку, должны по указанию ведущего ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево или вокруг себя и прочее.

Поговорки про масленицу

Без блина не масляна.

На горках покататься, в блинах поваляться.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Первый блин за упокой (на масленой).

Первая оттепель - вздохнули родители.

Сыр, сметану, масло вкуша́й, все беды - щедростью души избывай.

Без масла каша не вкусна.

«Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина - кататься» (воронеж.).

Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.

Где блины, тут и мы; где с маслом каша - тут и место наше.

Блин не клин, брюха не расколет.

Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ.

Перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные уста (о масленице).

О масленой - неделю пируешь, семь опохмеляешься.

Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.

Веселы песни о Масленице, а веселей того - о Радонице.

Масленица - семикова племянница.

Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять.

Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник.

Масленица-блинница - скоморошья радельница.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.).

Широка река Маслена: затопила и Великий пост.

Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.

Прольёт Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги, путь ей ве́дом, за Прохором следом.

«Не женився єси, то колодку носи!» (укр.)

Зять на двор - пирог на стол.

«Зять на парох - тёща за яйца» (воронеж.)

У тёщи про зятя и ступа доит (то есть доится).

Придёт зять, где сметанки взять?

Масляная калядуха пализала яйцы, сыр и каравайцы. (белорус.)

«Масьлены чэтвэр - самэ сьвато» (полесье).

«Для молока, для коровэй» (полесье).

«Масны тыждэнь - все коровье: масло, яйца, молоко, сыр» (полесье).

«Ўлас - на масьляном тыжни, у чэцьвер» (полесье).

«Масляная - белый сыр, чаму не жанывся, сукин сын» (полесье).

Ненастье в воскресенье перед масляной - к урожаю грибов.

Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу. (Ярославская губ.)

Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.

А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали, А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.

Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.

Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится - сукин сын».

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,

Виноград, красно зелёная моя!

Колядовщики, все фабричники,

Мы искали двора господина своего,

Господинов двор на семи верстах,

На семи верстах, осьми столбах.

Посреди двора, посреди широка,

Стоят три терема,

Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,

Во втором терему часты звёздочки,

Сам хозяин в дому, господин в терему,

Хозяйка в дому, госпожа в высоком,

Млады девушки в дому, как орешки в меду,

Виноград, красно зелёная моя!

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.

Виноград, красно зелёная моя!

Накормил, напоил, со двора пустил,

Виноград, красно зелёная моя!

Масленица в искусстве.

«Не всё коту масленица» - пьеса Александра Островского (1871 год);

«Ишь ты, Масленица!» - рисованный мультфильм режиссёра Роберта Саакянца (1985 год);

«Сибирский цирюльник» - художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова (1998 год).

Эпизод празднования Масленицы в России 1885 года;

«Февраль. Масленица» - «Времена года» - фортепианный цикл П. И. Чайковского.

Ощущение праздника передано И. С. Шмелевым в "Лете Господнем": "Масленица... Я теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны - вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось - "масленица"? Она стояла на высоких прилавках в банях. На большом круглом прянике, - блине? - от которого пахло медом - и клеем пахло! - с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, - поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту "масленицу" устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч - "масленицы" исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... - перед постом?"

Как печь блины (рецепты):

Для того чтобы научиться печь вкусные блины, необходимо запомнить основные правила. Готовят обычно блины из дрожжевого теста. В качестве разрыхлителя иногда используют и соду, кислое молоко, яичные белки.

Так готовят, так называемые, минутные блины. Муку перед выпечкой блинов обязательно надо просеять.

Вначале замешивают опару: разводят в тёплой воде дрожжи, а затем, добавляя постепенно молоко или воду, замешивают тесто. Для опары берётся половина или треть всей муки. Когда опара замешена на воде, получаются более рыхлые блины.




Вроде бы недавно наступил Новый год, а многие любители блинов уже интересуются, когда же наступит вкусный праздник - «Масленица». Необходимо отметить, что данное торжество имеет свои традиции, которые перешли к нам от наших предков.

Как известно на сегодня, традиция празднования имеет свои нюансы и тонкости. Ведь не зря люди, стараясь быстрее расстаться с зимой, заманивали весну. Чтобы та, в свою очередь заняла свое место и быстрее обогрела всю землю, растопив при этом снег и лед.

Масленица в 2017 году, какого числа и стабильна - ли дата данного праздника? На этот вопрос можно однозначно сказать, что празднование каждый раз имеет разную дату. Но данный праздник тесно связан с наступлением Великого поста, который имеет продолжительность в семь недель и заканчивается Великим Светлым Днем Пасхи.

Масленичная неделя в 2017 году, какого числа начинается и когда оканчивается можно сказать однозначно, что с 20-го и по 26-е февраля, несомненно, можно наслаждаться данным торжеством в 2017 году. К тому же праздник выпадает накануне женского дня, поэтому будет в двойне приятным. Причем, как уже известно, длиться неделю, дни которой имеют свои личные названия и традиции.




Масленичные дни:

- понедельник еще с давних пор обрел название «Встреча», именно в этот день достраивались различные ледяные фигуры, горки, а так же готовились сани для катания;

- вторник называют «Заигрыши», с этого дня начинались угощения, а так же катание на санях;

- среду обзывают «Лакомкой», так как считалось, что именно в среду теща звала зятя на блины;

- четверг – это « Широкий разгул», то есть, как повелось, в этот день устраивались снежные бои, катания на санях с лошадьми и все от малышей до взрослых, развлекались, как могли. «Широкий разгул» говорил о том, что в этот день обычно люди ходили, друг к другу в гости, и были особо приветливыми и гостеприимными, угощения считались неотъемлемой частью торжества. Запивалось данное яство, чаем, медовухой или вином;

- пятницу называли «Тещины вечерки» потому что именно в этот день зятья приглашали своих тещ на угощения. Но самое интересное, что при этом теща вместе со своим мужем должны были передать в дом зятя все необходимое для приготовления данного угощения, то есть вплоть до посуды. Этот день считался особенным, потому что приходили родители жены, которые были приглашены не просто так, а по традиции они поучали и давали мудрые жизненные советы молодым. Если же родители жены не могли посетить дом дочери в этот день, то тогда это считалось большой обидой. Хотя существует поветрие, что обижаться в «Масленицу» не стоит;

- суббота – это «Золовкины посиделки», на которых чаще всего прощаются прежние обиды и ссоры, так как часто между родственниками существуют различные конфликты, которые в свою очередь мешают спокойно общаться. Так же порой бывает, что между женой и сестрой мужа существует конфликт, поэтому именно в субботу приглашается золовка и налаживаются отношения. Можно преподнести небольшой сувенир и конфликт разрешиться.

Бесспорно, суббота считается пиком праздника. Народ как можно яростней отмечает торжество. Считалось, что чем ярче будет проведен праздник, тем насыщенней и изобильней будет год. Не секрет, что именно в субботу устраивались кулачные бои. Принимать участие в них мог каждый от маленьких до взрослых. Победители же награждались вкусными блинами;

- воскресенье известно как «Прощеное воскресенье» в этот день утихало празднование, и люди сжигали чучело Зимы, которое заранее было сделано вручную. Народ собирался в церквях на службу, после чего было принято просить прощение у всех близких, родственников или просто знакомых.

Масленичная неделя в 2017 году, какого числа наступает, теперь знает каждый. Но мало знать одной даты, нужно непременно соблюдать и традиции данного праздника. То есть с приходом данного торжества нужно приступать к выпечке блинов. Ведь блины считаются непременным атрибутом праздника. Причем такие дни отмечаются не только, в России, а так же и в других странах.




Блины пекутся из разных видов муки, с применением дрожжей и без, а так же промазываются маслицем и фаршируются различными начинками. Выпекаются они в большом количестве, и считается, что чем больше их съесть, тем лучше. По этому поводу не редко устраивались различного рода соревнования. Тому, кто больше съел, выдавался приз.

Еще с давних пор считалось, что испеченный горячий блин напоминает солнышко, которое люди старались привлечь, чтобы в дальнейшем оно согрело землю и наполнило поля изобилием. Поэтому хозяйки старались делиться своими рецептами друг с другом. Конечно, такое угощение придется по вкусу и любому ребенку. Блины подавались к столу не только как дополнение, но и как самостоятельное блюдо. Не редко многие хозяйки вместо хлеба ставили на стол именно блины.

В мире существует множество различных рецептов приготовления данного блюда. Часто встречаются и сложные, которые не в силах приготовить даже довольно-таки опытные повара, потому что в каждом рецепте существуют свои секреты и тонкости приготовления.

Раньше христиане на Руси отмечали «Масленицу» в определенный день. Провожали Зиму и зажигали огромный костер, в который человек клал сделанную вручную куклу из сухой соломы. При этом на нее заговаривались различные пожелания на счастье и добро. Например, приход обильного урожая. Вместе со сделанными куклами клали блины и зерна пшеницы.

Раньше пока провожали «Масленицу» люди выходили на улицу вместе с детьми и громко пели песни, катались с ледяных горок и много играли. На сегодняшний день торжество празднуется не так весело как раньше, но все-таки традиция продолжается.

Дети, которые знают про этот дивный праздник, просят родителей поиграть с ними, а после чего все вместе наслаждаются свежеприготовленными блинами. Не редко взрослые устраивают своим детям различные игры, например, «Кто, вперед сорвет шапку с головы соперника». Для этого дети образуют круг, в середину которого выходят два человека. У них у обоих должны быть надеты шапки, конечно, не на завязках. По команде «три» кто первый сорвал шапку, получает угощение, а затем выбирает себе следующего соперника.

Или довольно-таки интересная игра «Снежный бой». В такой игре с удовольствием участвуют все, от малышей и до взрослых. Сначала из снега строиться две крепости. После чего команда делиться пополам на ровное количество человек и устраивают перестрелку из снежков.

Не редко устраивались гонки на санках. То есть с большой горы на санках нужно было проехать как можно дальше. Разрешается использовать лыжные палки для лучшего отталкивания. Кто дальше проехал, тот и выиграл. Можно было организовывать несколько команд, та, которая выигрывала, получала награждение в виде вкусных промасленных блинов.

«Масленица» считается долгожданным, желаемым и интересным праздником, причем не только, для любимых деток, но и для взрослых. Ведь на улицах веселиться народ, настроение поднимается, приближается весна, а с ней и тепло. Поэтому стоит весело организовывать это торжество, и продолжать добрые старые традиции, для того, чтобы передать их в будущее.

Вслед за масленичной неделей мы встречаем Великий пост, а потому стоит уже заранее подумать о .