Кастель дель монте апулия. Загадочный замок кастель дель монте

Замок Кастель дель Монте, название которого переводится как «замок на горе», стоит в городе Андрия в итальянском регионе Апулия. Когда-то он носил имя Каструм Санкта Мария дель Монте, поскольку был построен на месте существовавшего ранее монастыря Святой Марии на Горе. Правда, к моменту возведения замка в середине 13-го века, от монастыря уже ничего не осталось.

Строительство замка было начато по приказу императора Священной Римской империи Фридриха II и длилось около десяти лет. Уже в 1250-м году мощное сооружение было готово, хотя внутренняя отделка продолжалась.

Имеющий форму правильного восьмиугольника Кастель дель Монте расположен в 16 км от города Андрия, в местечке, которое носит название Терра ди Бари – Земля Бари. По углам построены такие же восьмиугольные башни. Высота замка достигает 25-ти метров, длина стен – 16,5 метров, а ширина стен башен – 3,1 метра. Главный вход расположен на восточной стороне, а на западной есть запасной портал. Интересной особенностью замка является то, что две стороны боковой башни соприкасаются с одной из сторон главного здания.

Надо сказать, что двухэтажный Кастель дель Монте на самом деле не является замком в полном смысле этого слова, поскольку у него нет рва, валов и подъемного моста. Нет здесь и складских помещений, конюшен и отдельной кухни. Поэтому предназначение Кастель дель Монте до сих пор вызывает споры среди ученых. Общепризнанной является версия о том, что замок был охотничьей резиденцией императора Фридриха II. Правда, богато отделанные внутренние помещения заставляют ученых спорить дальше – уж слишком пышным и изящным было это убранство для охотничьего домика.

Внутри замок состоит из 16 помещений, по восемь на каждом этаже. Угловые башни занимают гардеробы, туалеты и винтовые лестницы, причем последние закручиваются не вправо, а влево. Интересно расположение замковых комнат: например, две комнаты первого этажа не имеют выходов во внутренний двор. Четыре комнаты имеют лишь одну дверь, а проходные залы – по 2-3 портала. Все комнаты второго этажа в течение всего года дважды в день освещаются солнечным светом, а комнаты первого этажа – только летом. Такая странная конструкция позволяет предположить, что Кастель дель Монте был своеобразным астрономическим прибором: верхняя его часть представляет собой гигантские солнечные часы, а первый этаж служит календарем, пространства которого равномерно освещаются на летний и зимний солнцеворот. И это еще одна неразгаданная загадка старинного замка, который местные жители называют «Короной Апулии».

Кастель дель Монте - это самый известный средневековый замок, который полон тайн и различных символов. Он размещен в южной стороне Италии и в переводе означает «замок на горе». Данная постройка относится к временам правления императора Фридриха II Гогенштауфена, который возвел ее в XIII столетии.

С незапамятных времен на холме существовала церквушка Санта Мария-дель-Монте, которую уничтожили, не оставив и следа. Именно здесь и был сооружен замок, что своим необычным видом привлекает множество современных туристов.

Ученые определили, что замок возводился в течении десяти лет. Но, до сих пор остается загадкой, кто был главным архитектором этого необычного грандиозного сооружения, также неизвестно прямое назначение данной постройки. Припускают, что Кастель дель Монте хранит в себе тайну точных наук древнего народа, среди которых астрономия и математика. Данный замок преподносит цифру восемь, которая замечается во всем. В форме восьмиугольника выстроено все здание, что вмещает два этажа. По граням восьмиугольной постройки размещено ровно восемь башен, которые придерживаются все тех же восьми углов. На каждом этаже насчитывается ровно восемь комнат, а в самих башнях имеются винтовые лестницы, раскручивающиеся против часовой стрелки, что не привычно для построек данного периода. Данный замок не имеет комнат для определенного назначения, все они соединены между собой арочными проемами.

Кастель дель Монте включает внутренний дворик, на котором размещен фонтан в виде восьмиугольника, что высечен с мрамора. Этот фонтан принимал непосредственное участие в некоторых обычаях тамплиеров.

Украшением замка служит декор, что также продолжает тему числа восемь. Здесь можно насчитать ровно такое количество листьев на колонах, на ключе свода, а здешние подсолнухи содержат восемь лепестков. Это число не простое, ведь оно выступает в роли посредника между небом и землей. В виде декора также сооружено два льва, что размещены при входе на колонах.

Если учесть тот факт, что император Фридрих II был поклонником охоты на соколов, и даже посвятил этой теме один из своих письменных трудов, то можно припустить, что именно Кастель дель Монте выполнял роль охотничьего замка. Здесь также проходили очень важные события, среди которых свадьба дочери правителя.

Достаточно долгое время Кастель дель Монте был в полном забытье. В 1876 году им начало распоряжаться государство, именно тогда замок был отреставрирован и приобрел ухоженный вид.

В списки всемирного наследия ЮНЕСКО данная достопримечательность попала в 1996 году. В наше время замок Кастель дель Монте, что имеет большое сходство с царской короной, могут увидеть все желающие.

Кастель дель Монте — один из самых знаменитых и одновременно самых загадочных замков в мире. Он стоит на высоком холме недалеко от города Андрия и буквально царит над окружающим ландшафтом. Именно от такого месторасположения и происходит название крепости, которое можно перевести с итальянского, как «замок на горе» или Нагорный замок. А местные жители гордо именуют его Crown Puglia, что означает «Корона Апулии», действительно, издалека замок очень напоминает корону.

Согласно историческим документам, сооружение, ныне именуемое Нагорным замком, было основано по приказу императора Фридриха II Гогенштауфена в 1240 году. Император Генрих был одной из самых таинственных фигур средневековья. В отличие от многих своих предшественников и наследников, он был прекрасно образован и всю жизнь более увлекался науками, чем ратным делом или государственными делами.

Император был очень дружен с Генрихом фон Зальцем - великим магистром тевтонского ордена, и говорят, сам достиг высших степеней посвящения. В частности, есть сведения, что в 1228 году Фридрих II председательствовал на тайном «круглом столе», участниками которого были представители всех крупнейших рыцарских орденов той эпохи, в том числе и исламских. Какие секреты обсуждались на этом собрании, остается только догадываться.

Так или иначе, Кастель дель Монте как нельзя лучше отвечал вкусам этого странного монарха. Сооружение не слишком походит на традиционный замок. К примеру, в нем отсутствует ров, защитный вал и подъемный мост. Складывается впечатление, что замок был построен с несколько иными, чем оборонительные, целями. К тому же, в плане он представляет собой правильный восьмигранник, что также нехарактерно для замковой архитектуры не только того времени, но и замковой архитектуры вообще. В форме восьмигранника часто строили культовые сооружения, но никак не военные.

Официальные исторические источники утверждают, что Нагорный замок служил императору охотничьей резиденцией, однако, верится в это с трудом. В замке нет ни больших конюшен, ни мест, где можно было бы хранить припасы, а интерьер его некогда утопал в роскоши, что не имело ничего общего с традиционным убранством охотничьих домиков, даже императорских.

Строительным материалом для замка послужил светло-серый известняк, а все дверные и оконные проемы облицованы похожим по цвету мрамором. Главным входом в цитадель служил восточный портал, однако существовал и второй, прорубленный в противоположной западной стене.

Издалека Кастель дель Монте выглядит единым серым монолитом, так как в каждой из восьми стен замка расположено всего по два окна, которые выглядят непропорционально маленькими для такой громады. На первом этаже оконные проемы имеют форму одинарной арки, а на втором — двойной. Самое широкое окно, имеющее целых три арки, расположено на втором этаже северной стены.

Глухие, не имеющие ни окон, ни дверей, башни замка ранее служили хозяйственными помещениями, в них располагались винтовые лестницы, а также уборные, гардеробные и кладовки. Все залы внутренних помещений имеют одинаковую форму и отличаются друг от друга лишь расположением дверных проемов, образуя своеобразный лабиринт, выход из которого найти совсем непросто.

Ученые до сих пор спорят, с чем связана такая необычная планировка, и для чего понадобилось так запутывать посетителей этого геометрически безупречного строения. Многие исследователи склоняются к мысли, что Кастель дель Монте был своего рода научным храмом, где каждая деталь несла в себе глубокий философский смысл.

К примеру, винтовые лестницы замка закручены не вправо, как того требуют правила ведения боя, а влево, как раковина у улитки.

К тому же внешнее двухэтажное здание, как нередко бывает, это лишь вершина айсберга. Предания гласят, что в замке существовала обширная сеть подземелий, откуда многокилометровые подземные ходы связывали Кастель дель Монте с соседними городами и даже весьма отдаленными замками.

Кастель дель Монте - единственный европейский замок, построенный в форме восьмигранника. Такую же форму в плане имеют и его восемь башен. Во внутреннем дворе, разумеется, также восьмиугольном, некогда располагался восьмиугольный бассейн. Он был вырезан из мраморного монолита и предположительно служил для, так называемого «Крещения в Мудрости» - обряда, распространенного у тамплиеров. (Между прочим, по невыясненной причине, архитектор замка покончил с собой, вскрыв себе вены именно в этом бассейне).

Всего в замке 16 залов, по 8 на каждом этаже. Все украшения стен, так же несут в себе число восемь – 8 листьев аканта на капители каждой колонны, 8 четырехлистных цветка на тимпанах. В общем, это число здесь представлено везде, в бесчисленных вариантах и комбинациях.

Откуда же возникла такая любовь к восьмерке? В нумерологии это число с одной стороны связано с бесконечностью, а с другой — служит своеобразным посредником между земным и небесным миром. Это ключевое число космических законов. В христианстве число 8 ассоциируется со вторым пришествием Христа, которое часто именуют Восьмым днем Творения. Именно поэтому крестильные купели нередко имеют восьмиугольную форму. Также, восьмиугольник – это символ лабиринта, а значит, вечного путешествия человека от рождения до смерти.

Но и это еще не все странности. Есть весьма убедительная гипотеза, что Кастель дель Монте мог быть своеобразной астрономической лабораторией. Строгая ориентация по сторонам света и четко выверенное расположение окон дают очень интересную игру света и тени, что особенно заметно в дни осеннего и весеннего равноденствий.

23 сентября и 20 марта тень замка с 11 до 13 часов располагается точно под углом в 45 градусов к стенам, а 22 декабря и 22 июня (в дни солнцестояния) стены отбрасывают ровную прямоугольную тень. При этом сам замок находится строго в центре идеального прямоугольника.

Во все помещения второго этажа солнце проникает дважды в сутки, а на первый этаж только летом. А вот в дни солнцеворота все залы нижнего этажа замка освещаются одинаково по времени и интенсивности. Таким образом, можно сказать, что первый этаж – это импровизированный календарь, а второй – своеобразные солнечные часы.

После открытия этих удивительных закономерностей, ученые пришли к выводу, что Кастель дель Монте воплощает в себе глубокое сакральное знание. В пользу этой гипотезы говорит и еще один факт — в замке почти нет больших каминов, предназначенных для отопления залов или приготовления пищи, зато в изобилии встречаются маленькие, пригодные, разве что, для магических обрядов и алхимических опытов.

Однако после смерти императора Фридриха II, Нагорный замок редко посещался венценосными особами. Время от времени его использовали в качестве места проведения свадеб и прочих торжеств. К XVII веку замок оказался в полном запустении, был разграблен, а потом превращен в тюрьму. Лишь в 1876 году он перешел в собственность итальянского государства, после чего началась его долгая реставрация. В начале ХХ века Кастель дель Монте был открыт для туристов.

Своей необычной архитектурой замок привлекает многих людей искусства, в частности, именно его странная внутренняя планировка послужила основой для создания таинственного зала монастырской библиотеки в известнейшем фильме «Имя розы».

С 1996 года замок внесен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но даже сейчас, превратившись в одну из самых популярных достопримечательностей южной Италии, Кастель дель Монте не торопится открывать любопытствующим все свои тайны. Остается надеяться, что однажды найдется тот ученый, который сможет увязать воедино все странности и закономерности архитектуры этой загадочной цитадели и, наконец, разгадать ее истинное предназначение.

Расположился замок в Апулии, недалеко от города Андрия. По предположениям, возведен он был на месте разрушенной крепости. Правда ее следов так и не нашли. В 1240 году король Фридрих II отдает приказ построить замок на месте крепости. Строительство длилось ровно десять лет. После окончания стройки правитель неожиданно умирает. С этого момента и начались все тайны. До сих пор никто не знает, кто построил замок, и как он использовался в жизни людей. Известно, что Фридрих дружил с лидером тевтонского ордена. Некоторые документы говорят о том, что даже сам император состоял в ордене и был одним из магистров. Сооружение не имеет практического значения, оно строилось под влиянием тамплиеров. Вряд ли его суть поймут практические умы, здесь лучше мыслить философски.

Если присмотреться к структуре, то можно обратить внимание на восьмиугольники, расположенные на этажах замка. Восьмиугольник находится в промежуточном положении между квадратом – знаком земли и кругом, олицетворяющим небо. Такие здания всегда строили себе тамплиеры. На первом и на втором этажах находятся по восемь комнат в форме трапеций. К башням можно добраться по винтовым лестницам, крутящимся против часовой стрелки. Это противоречит всем остальным строениям прошлых веков, в которых лестницы заворачивались по часовой стрелке. Все помещения замка выстроены по типу лабиринта, совершенно непонятно в каком из них ты окажешься в следующий раз. Удивляет еще то, что в замке нет ни одного жилого помещения, вокруг пустые голые комнаты.


Внутри замка, во дворе расположен бассейн в форме восьмиугольника, вырезанный из целого мраморного куска. Использовался он для тайного обряда «слеза Господа», проводимого членами ордена тамплиеров. Под бассейном располагалась система цистерн для дождевой воды. Это один из первых примеров древней канализации, сохранившихся до наших дней. Весь интерьер просто забит предметами, напоминавшими восьмерки. Даже в лепнине на стенах очень много упоминаний о цифре восемь. Почему именно «8»? Все дело в том, что эта цифра символизирует бесконечность и соединяет небо и землю.


Если рассматривать замок с мистической стороны, то использовался он как тайный храм, как место, помогающее выйти в контакт с небесными силами. Даже вход в сооружение находится со стороны восходящего солнца. Судя по всей архитектуре и расположению, солнце играет одну из главных ролей. В полдень оно отбрасывает тень таким образом, что очертания полностью повторяют пропорции замка. Во время летнего солнцестояния появляются тени прямоугольной формы, отбрасываемые так, что замок оказывается ровно посередине. На входных колоннах расположились два льва, смотрящие прямо на точки восхода солнца.


Если рассматривать практическую сторону использования замка, тот тут все просто. Ученые выяснили, что Фридрих II очень любил охоту на соколов. Он даже написал целую книгу об этих птицах со своими собственными рисунками. Вполне вероятно, что Кастель-дель-Монте использовался как охотничий замок или для проведения важных мероприятий.

Наше время Кастель дель Монте

Долгие годы замок не принадлежал ни одному из государств. Однако в 1876 году он был куплен государством, на территории которого находился все это время. Его отреставрировали и через двадцать лет причислили к списку Всемирного Наследия. В настоящее время замок стал туристическим объектом, привлекающим туристов своей необычной формой и мистической историей.

Что-то мы давненько на ВО не обращали свое внимание на замки, а ведь их так много, что… обо всех ну просто не расскажешь. Вдумайтесь только: во Франции сегодня их более 600, но раньше было еще больше – около 6000! В Испании их более 2000, причем 250 находятся в целости и сохранности. А есть еще Англия, Германия, Чехия и даже все та же Польша, где высится один из самых больших кирпичных замков мира – замок Мариенбург. В Калининградской области руины древних замков высятся повсюду, а в одном из них – Шаакене, разыгрываются занятные «средневековые представления» с самой настоящей «рыцарской хреновухой», пивом и жареной сельдью. И каждый, кстати, неповторим, потому как построены они были в разных местах, в разное время и из разных материалов. Да и средствами их строители располагали тоже разными. Например, замок Бомарис в Англии выстроили всего за каких-то 18 месяцев, с 1278 по 1280 год, а все потому, что трудились над ним 400 каменщиков и 1000 чернорабочих, а всего работавших там было более 2000 человек. А теперь посмотрим, во что обходилось прокормление такой оравы: зерна по пол-литра на человека в день (1800 гектолитров за полгода!), а еще мясо, пиво, соленая рыба. Так что неудивительно, что замок отца – короля Генриха, его сынок – Ричард Львиное Сердце оплачивал потом целых 12 лет!

Вот так выглядит замок Кастель-дель-Монте, расположенный на невысоком холме посреди равнины и цветущих фруктовых садов.


Ну, а так он выглядит сегодня сверху.

Существовали замки-крепости и замки для проживания, известны «королевские замки» и замки, принадлежавшие сеньорам, замки о которых все известно и замки, наполненные тайнами. И вот об одном из таких замков и пойдет сегодня наш рассказ. А называется этот замок Кастель-дель-Монте, что по-итальянски означает «замок на горе» или «горный замок».


Сохранился до наших дней он очень хорошо, да и не удивительно. Осадам он ни разу не подвергался, никто в нем не жил, деревенских жителей, которые могли бы разобрать его на камни, рядом не было.

Находится замок на юге Италии, всего лишь в 16 км от города Андрия, так что добраться до него труда не представляет. Ну, а интересен он в первую очередь тем, что это память об императоре Фридрихе II Гогенштауфене, которого современники называли кто «крестоносцем без креста и без похода», тогда как другие (понятно, что в первую очередь это были его придворные поэты и сами придворные!) пышно величали «Чудом мира».


Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Сооружали его (если сравнить с тем же Бомарисом) довольно долго, с 1240 по 1250 год. Орды монголов разоряли поля и города Европы, повсюду лилась кровь, а тут люди обтесывали себе камни, мешали известку и не очень-то и торопясь возили на постройку камень. Обычная накладка на упряжку из двух быков составляла 2.5 тонны, но проехать с таким грузом они могли не более 15 км в день, так что нетрудно себе представить, сколько сил и времени заняла перевозка сюда на равнину одного лишь строительного материала. Архитектор замка неизвестен (хотя и возможно, что участвовал в строительстве и сам Фридрих). Сначала замку дали название castrum Sancta Maria de Monte по имени расположенного там же монастыря Мария-дель-Монте. Но от него ничего не осталось, так что с точностью этого утверждать нельзя. Принято считать, что это один из самых выдающихся замков эпохи жизни императора Фридриха II. Есть у замка и еще одно название – «Корона Апулии», что определенным образом связано с его формой. Здесь нужно сказать, что император Фридрих был известен современникам как один из самых образованных людей того времени, что он мог говорить на греческом и арабском языках, ну и, конечно, писал и говорил на латыни и приглашал к своему двору поэтов и художников как с Запада, так и с Востока. При его дворе проводились математические состязания, в которых принимал участие знаменитый математик Фибоначчи, и, возможно, это каким-то образом повлияло и на строгую архитектурную форму замка.


Вход в замок был явно предназначен только для людей, а не для лошадей и это в то время, когда вся знать передвигалась только верхом. Даже женщины.

Дело в том, что Кастель-дель-Монте имеет вид правильного восьмиугольника высотой 25 м, по углам которого высятся башни, также построенные в виде восьмиугольников высотой 26 м. Длина каждой из сторон основного восьмиугольника равна 16,5 м, а длины сторон восьмиугольных малых башен равна 3,1 м. Главный вход в замок ориентирован на восток и находится между двумя башнями. Другой вход находится прямо напротив первого.


Так выглядел этот замок в 1898 году.

Хотя Кастель-дель-Монте называют замком, это сооружение в точном смысле этого слова замком не является. У него нет рва, вала, нет и подъемного моста. В нем нет ни помещений для припасов, ни конюшен, ни кухни. Вход в него оформлен как портал готического собора. И уж совсем непонятно его функциональное предназначение. Высказывалось предположение, что возможно, он должен был стать охотничьей резиденцией императора, но его внутренние покои, по мнению ряда исследователей, были уж слишком богато отделаны и обставлены для простого «охотничьего домика».


Вход напоминает портал собора.

Чисто конструктивно Кастель-дель-Монте – это двухэтажное строение из камня, имеющее плоскую крышу. Точно на половине его высоты по всему периметру идет небольшой карниз, делящий этажи. Второй карниз, что отделяет цоколь здания, проходит на высоте около 2 м. Поскольку «замок» имеет форму восьмигранника, то и его внутренний двор имеет такую же форму правильного восьмиугольника.


Входим в его внутренний двор…


… смотрим вверх и видим правильный восьмиугольник!

Все здание замка выглядит как один единый монолит, да таковым по сути дело оно и является. Выстроен он из отшлифованных известняковых блоков, но вот колонны, обрамления замковых окон и его порталы сделаны из мрамора. На внешней стене расположены по два окна - с одной аркой на первом этаже и с двумя на втором. Но почему-то одно окно второго этажа, выходящее на север, имеет три арки.


План замка по-своему тоже загадка. Ну почему бы не соединить проходами все помещения? Зачем было делать именно так?

А теперь немного посчитаем и выясним, что вся постройка связана с цифрой восемь, а она в нумерологии является символом мира и бесконечности, и находится между миром Неба и Земли. Все это попахивает самым настоящим оккультизмом. А к нему Фридрих был весьма склонен. И вообще он был большой рационалист. Например, он отрицал божественное происхождение стигматов Франциска Ассизского – случай для христианина беспрецедентный, причем на том основании, что, дескать, появились они у него на ладонях, а Христа не могли прибить к кресту таким образом, так как кости ладони не прочные и не выдержали бы веса его тела! Истинно божественные стигматы должны были бы появиться на запястьях, между лучевой и локтевой костями!


Внешние окна первого и второго этажей.

16 внутренних помещений замка имеют форму правильных трапеций, числом по восемь на каждом этаже. При этом в угловых башенках расположены гардеробы, туалеты и, ведущие наверх, винтовые лестницы. Интересно, что эти лестницы закручиваются не вправо, как это было бы принято по моде тех лет для целей обороны, а влево, словно панцирь у улитки. Причем известно, что сам Фридрих левшой не был.


Лестница для левши?

Во внутренний двор замка ведут три портала первого этажа, но кроме них, на уровне второго этажа также есть три двери, которые должны были выходить на кольцевой деревянный балкон, который до сегодняшнего дня не сохранился. Есть в стенах, выходящих во двор, и маленькие окна. Таким образом свет проникает в его внутренние помещения и через внешнюю, и через внутреннюю стену. Зубцовки ни на стенах, ни по периметру башенок предусмотрено не было и… законным образом возникает вопрос, а каким образом люди, которые должны были проживать в этом замке, вознамерились бы в случае необходимости его защищать?


Окно второго этажа. Вид изнутри.

Хотя все помещения, как на первом, так и на втором этажах, имеют одинаковую для всех форму, друг от друга они все же отличаются расположением входных дверей. У двух залов первого этажа есть выходы за пределы замка через восточный и западный порталы, но у них нет выходов во внутренний двор, хотя из них есть двери в другие залы. То есть из зала №2 ты никак кроме как через двор в зал №3 не попадешь, хотя разделяет их только стена. Нужно выйти во двор, пройти в зал №4 и уже из него попасть в зал №3! Зато из комнаты №4 вы можете свободно прости в комнаты 5,6,7,8. То есть кроме проходных залов, у которых по 2-3 двери, в замке есть и такие, в которых наличествует всего одна дверь. И таких залов 4 - опять-таки по два на каждом из этажей. В каждом из этих 4 залов есть камин и ход в туалет, расположенный в смежной с ним башне. Туалеты устроены таким образом, что хорошо проветривались через отдушины в стенах и даже – о, чудо тогдашней архитектуры и строительного искусства, – могли промываться водой из баков, находившихся на крыше. Есть зал, который обычно называют тронным. Его окно выходит на восток и находится над главным порталом. Однако в нем нет ни камина, ни туалета.


Типичный готический крестокупольный свод.

А теперь самое интересное: вот эти самые окна в стенах первого и второго этажей. Через них в каждое помещение на втором этаже прямой солнечный свет обязательно проникает два раза в сутки весь год, а вот на первом этаже такое происходит только летом. То есть, что получается? Верхняя часть замка - это по сути огромные солнечные часы, а первый этаж так и вовсе может служить календарем. То есть весь этот замок, есть не что иное, как гигантский астрономический прибор? Вполне возможно. Документов о его постройке не сохранилось. Вернее, есть один документ от 29 января 1240 г., в котором император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен приказывает губернатору и судье Ричарду де Монтефуссолу купить известку, камень и все необходимое для строительства. Есть еще документ от 1241-1246 гг. – «Список укреплений, требующих починки». Но в нем Кастель-дель-Монте уже указан как построенный, а не строящийся замок. Нет и никаких подтверждений того, что Фридрих II вообще хоть когда-то бывал в этом замке или же использовал его как свою охотничью резиденцию. А в 1250 г. Фридрих II вообще умер и замок перешел к его сыновьям.


Фридрих хотя и был рыцарем, но воевать не любил. Добивался своих целей переговорами. Поэтому его биографам приходилось прибегать к откровенным подделкам. Например, на этой миниатюре, изображающей битву при Джильо (1241), Фридрих изображен слева в шлеме с короной, хотя на самом деле он в ней не участвовал. «Новая хроника» Джованни Виллани. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Тут-то и подтвердилась правота поговорки, что «природа на детях отдыхает». Если Фридрих успешно противостоял двум Папам, трижды подвергался отлучению от церкви, без войны сумел вернуть христианам Иерусалим, подписав с султаном аль Камилем соглашение о передачи им святых мест Палестины, то сын его Манфред умер, так и не добившись трона Сицилии и Неаполя, а его малолетних детей: Фридриха, Генриха и Энцо его победитель Карл Анжуйский заточил в этот замок на целые 33 года. А потом этот замок был и вовсе заброшен и его лишь изредка использовали для свадебных церемоний, а еще там спасалась местная знать от чумы.


Такие вот «головки» в архитектуре того времени использовались очень часто.

В 1876 году замок был приобретен государством, отреставрирован и приведен в порядок., а 1996 году ЮНЕСКО внесло его в список всемирного наследия, так что за ним сегодня следят, приводят в порядок, а поток туристов к нему не ослабевает!


Макет замка Кастель-дель-Монте фирмы Aedes Ars.

П.С. Нет возможности вот так просто взять и поехать посмотреть этот замок? Тогда к вашим услугам его… макет в масштабе 1:150, который собирается из маленьких кирпичиков! Вот до чего дошли нынче люди – предлагают и такие оригинальные «сборные модели». О качестве можно судить по фотографии. Производитель – испанская фирма Aedes Ars, ну а само фото собранного замка нам любезно предоставила фирма «Верфь на столе».