Если за земельный участок платили. Земельный налог при аренде земельного участка

Земельный налог относится к местным налогам. Уже два года действует новая глава 31 Налогового кодекса «Земельный налог», которая фактически заменила собой федеральный закон «О плате за землю». Однако исчисление этого налога до сих пор вызывает массу вопросов.

Ваши права на земельный участок
Вопросы земельного законодательства регулируются Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ). Организациям позволено пользоваться землей на правах частной собственности (ст. 15 ЗК РФ). Для этого землю надо купить. Однако в настоящее время большинство фирм владеют земельными участками на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Т.е. они не обладают правом собственности и не могут распоряжаться земельным участком. Собственник здания, строения, находящегося на государственном или муниципальном земельном участке, имеет право пользоваться им на правах собственности, постоянного пользования или аренды.
Если у вас есть здание, а земля не в частной собственности, то вы автоматически пользуетесь участком на правах бессрочного (постоянного) пользования. Так сказано в п.п. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ. Причем не имеет значения, есть у вас документы или нет.
ПАМЯТКА: В настоящее время предоставлять земельные участки на условиях постоянного бессрочного пользования запрещено. Это сохраняется для фирм, которые получили участки до вступления в силу ЗК РФ. Однако до 1 января 2008 года организации и предприниматели должны переоформить участки, занимаемые на условиях бессрочного пользования, в собственность или в аренду (ФЗ-№ 192 от 27.12.2005 г.). О выкупе земельных участков сказано в ст. 36 ЗК РФ.

Кто платит земельный налог
Основная проблема земельного налога заключается в том, что многие организации (предприниматели), обязанные его уплачивать, не подозревают об этом. Статья 388 НК РФ признает плательщиками этого налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Не платят налог организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
ПАМЯТКА: Физические лица - это граждане РФ, индивидуальные предприниматели. Переход на упрощенную систему налогообложения или уплата единого налога на вмененный доход не освобождает от уплаты земельного налога.

Организация владеет землей на праве безвозмездного пользования. Договор с собственником заключен на срок 20 лет. Должна ли организация платить земельный налог?
Нет. В данной ситуации договор пользования заключен на определенный срок - 20 лет.
Предприятие арендует здание. Должен ли арендатор платить налог на землю, на которой оно находится?
В соответствии со ст. 652 ГК РФ по договору аренды во временное пользование передается только здание. Т.е. здание по-прежнему остается на балансе арендодателя. Он и будет продолжать платить налог за соответствующий земельный участок, если иное не указано в договоре на аренду имущества. Отношения, связанные с арендой земли, не подпадают под действие налогового законодательства, а регулируются ГК РФ. В других случаях платится земельный налог.

Очень важно! Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Обратите внимание! Многие фирмы арендуют помещения. Некоторые инспекторы считают, что организация должна заплатить земельный налог. Арбитры не поддерживают инспекторов (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.05 по делу № А26-108/2005-217). Судьи заявили, что земельный налог платят собственники земли, кроме арендаторов (ст. 388 НК РФ). У арендатора помещения не возникает каких-либо прав на землю.
ПАМЯТКА: С земель, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, также нужно платить земельный налог. Но это касается только граждан (ст. 21 ЗК РФ).

Что является основанием для уплаты земельного налога
Право собственности на землю возникает у предприятия после его государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г.
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ (в ред. от 18.07.06 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указанные права на земельные участки удостоверяются выдачей свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Если организация еще не зарегистрировала свои права, то она все равно признается владельцем участка на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые были выданы организации до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Об этом сказано в письмах Минфина от 20.06.06 г. №03-06-02-04/88, от 27.10.06 № 03-06-02-04/149.
ПАМЯТКА: Налоговики руководствуются понятием «о единстве судьбы» недвижимого имущества и земельного участка под ним. Если вы владеете недвижимостью, то обязаны платить налог за тот земельный участок, на котором она находится.

Что представляет собой кадастровая оценка
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК РФ). Любой участок земли имеет реальную цену, которая напрямую зависит от его качества. Чем земля плодороднее, тем, соответственно, выше ее стоимость. За каждым земельным участком должен быть закреплен свой кадастровый номер. При оформлении сделки купли-продажи этот номер будет фиксироваться и в Земельном комитете, и в Регистрационной палате. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

От чего зависит сумма налога
Сумма земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и установленной налоговой ставки по земельному налогу. Чем выше кадастровая стоимость, тем больше сумма налога. Кадастровая стоимость определяется по данным кадастровой оценки, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов России на основе расчетов, сделанных Федеральным агентством кадастра объекта недвижимости. Местные власти должны довести до налогоплательщика информацию о стоимости участка, либо стоит обратиться в местный орган по регулированию земельных отношений (например, в Департамент земельных ресурсов). Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату - на 1 января года, являющегося налоговым периодом по налогу. При этом она не может для целей налогообложения изменяться в течение года, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или не было вынесено соответствующее судебное решение.

Налоговая база
Налогоплательщики (организации, предприниматели) определяют налоговую базу самостоятельно. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Ставки налога
Ставки налога регламентируются законами муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ). НК РФ устанавливает максимальные размеры налоговых ставок:
- 0,3% для сельского хозяйства и участков, занятых объектами ЖКХ;
- 1,5% для всех прочих земель.
ПАМЯТКА: Местные власти могут самостоятельно дифференцировать размер ставок в этих пределах в зависимости от категорий земель.

Индивидуальный предприниматель владеет участком, который расположен на территории двух муниципальных образований. Каким образом надо рассчитывать налог в данной ситуации?
Налоговая база по части участка, расположенной на территории каждого муниципального образования, формируется как доля кадастровой стоимости участка, пропорционально доле площади, которую он занимает на данной территории. Сумма налога тогда рассчитывается как произведение кадастровой стоимости, исчисленной для соответствующей части площади участка, и ставки, действующей на территории муниципального образования, где расположена земля. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 27.12.05 г. № 03-06-02-02/108. Соответственно, каждая сумма налога перечисляется в «свой» бюджет.

Обратите внимание , что в данном случае необходимо представить отдельный расчет по земельному налогу в инспекцию всех муниципальных округов, на территории которых расположен участок.

Расчет земельного налога
Расчет земельного налога в общем случае не вызывает трудностей. Чтобы рассчитать налог за налоговый период, надо налоговую базу (кадастровую стоимость на 1 января) умножить на налоговую ставку, соответствующую категории земельного участка. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, равна годовой сумме налога за минусом уплаченных авансовых платежей.
Сложнее ситуация, когда участком владеют не полный год. Тогда для расчета земельного налога необходимо знать: 1) количество месяцев отчетного периода, 2) количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, 3) ставку налога, 4) налоговую базу (кадастровую стоимость).

Компания продала свой земельный участок. Нужно ли платить земельный налог за тот период, в котором право собственности на него было прекращено?
П. 7 ст. 396 НК РФ установлено, что если право собственности на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, фирма должна уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то уплатить налог нужно с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

Авансовые платежи по земельному налогу
Земельный налог перечисляется посредством авансовых платежей, если это предусмотрено законодательством муниципальных образований. Размер авансов определяется отдельно за каждый квартал как одна четвертая от общей суммы налога.
Очень важно! Отчетными периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие и девять месяцев. Но это не влияет на порядок расчета авансовых платежей. Другими словами, авансовые платежи определяются не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал.

Сроки уплаты
Сроки уплаты авансовых платежей налога также устанавливают местные власти. Однако требовать уплаты налога за год раньше 1 февраля следующего года они не имеют права (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Льготы по земельному налогу
Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот:
- в виде не облагаемой налогом суммы;
- в виде необлагаемой площади земельного участка;
- в виде освобождения от платежей;
- в виде уменьшения суммы налога.
Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ. Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

В собственности индивидуального предпринимателя три земельных участка разной площади на территории одного округа, где местные органы власти предусмотрели льготу по земельному налогу в виде необлагаемой суммы. Можно ли воспользоваться льготой по каждому из участков?
Нельзя. Льготу можно применять лишь в отношении одного земельного участка. П. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что база по налогу уменьшается на соответствующую сумму только одним налогоплательщиком в отношении участка, расположенного на территории одного муниципального образования. Таким образом, предприниматель вправе выбрать, по какому участку уменьшить налоговую базу. Если разность между налоговой базой и необлагаемой суммой получится отрицательной, то налог не платится, т.к. база «обнуляется».

ПАМЯТКА: Если организация (предприниматель) имеет несколько участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может сама определить, по какому из них будет применяться льгота.

Налоговая декларация по земельному налогу
Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 29.03.2007 г. №27н. Настоящий Приказ вступает в силу по отчетности за 2007 год по сроку не позднее 1 февраля 2008 года. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию.
Обратите внимание! 1. Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица - индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель (или части), которые они используют для предпринимательской деятельности).
2. Налогоплательщики - физические лица (не предприниматели) уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ), поэтому налоговую декларацию им представлять не нужно.
Очень важно! Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то земельный налог рассчитывается отдельно: по ставке до 0,3% для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5% - для остальной площади (письмо Минфина от 1.09.06 № 03-06-02-06/89). Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка). При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога». При этом по строке 050 указывается, соответственно, кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) - налоговая ставка.

Подведем итоги
В заключение еще раз обращаю внимание тех, кто недавно стал землевладельцем либо только планирует приобрести земельный участок или здание, на несколько важных моментов.
1. Фирмы-владелицы недвижимого имущества (в т.ч. и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения
(п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).
2. Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23.09.05 №03-06-02-04/75).
3. При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли. Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.
4. Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

Стороны, закрепив в договорной форме все условия аренды земельного участка, в будущем вынуждены будут обратиться к разрешению вопросов, связанных с порядком начисления и выплаты земельного налога. Оценка названого налога, как составляющая аренды земли, тесно связана, прежде всего, с его правовой природой.

Законодатель закрепил за собственником право передачи в аренду земельного участка (ст. 607 ГК РФ). К важным условиям договорных отношений по аренде п. 3 ст. 607 ГК РФ относит полное и четкое описание предмета – участка земли. Сторонам необходимо зафиксировать в соглашении об аренде:

  • данные о местонахождении земли;
  • цель использования;
  • границу;
  • номер кадастровый.

Игнорирование данного требования закона, является поводом для сомнений в юридической чистоте соглашения, с признанием его по решению суда незаключенным.

Понятие налога на землю

Каждый собственник или пользователь, независимо от несения бремени оплаты использования участка земли, несет ежегодную обязанность выплат на счет государственного бюджета налога на землю. Земельный налог обязателен в силу закона. Фиксирование величины его ставки принадлежит муниципалитету, территориально контролирующему участок земли (ст. 387 НК РФ). Названый обязательный платеж вменен (ст.388 НК РФ):

  • каждому владельцу участка земли (доли);
  • постоянному пользователю земли на праве закона (например, в силу аренды или пожизненного владения).

Получатель платежа - бюджет субъекта РФ, так как это местный налог. Наименование налога определяет объект налогообложения - земля. Причем она может быть отнесена к названному объекту только при условии ее нахождения на территории определенного муниципалитета или же на территории Москвы и Санкт-Петербурга - городов федерального значения (ст. 389 НК РФ).

Факт арендных правоотношений на землю служит основанием для уплаты налога из личных средств собственника или постоянного пользователя, но не арендатора. Например, аренда земли предприятием у физлица послужит причиной бюджетного требования у последнего. Специфика взиманий налога на землю заключается именно в этом. Аренда офисного помещения или функционального здания (его части) не влечет за собой обязанности выплат зем. налога в силу того, что не происходит переход права собственности на помещение или его часть и, соответственно, на землю под ним (абзац 1 статьи 606, пункт 1 статьи 650 ГК РФ). Суммарный состав арендной платы, в этом случае, может включать в себя статью расходов арендодателя по внесению в бюджет зем. налога, но лишь при закреплении в договорной форме условия о такой выплате.

Важно! Но при этом налог платит в бюджет сам арендодатель и только он. Договор силу действующего законодательства не может содержать норму о возможности внесения в бюджет зем. налога арендатором вместо арендодателя. Последнее вытекает из прямого указания налогового закона о выплате налоговых обязательств непосредственно налогоплательщиком.

При вхождении земельного надела в имущественную массу паевого инвест. фонда бюджетное требование должно быть отнесено в адрес управляющего этим фондом.

Юридические и физ. лица, являясь плательщиками единого налога (ЕНВД), освобождаются от зем. налога при условии использовании принадлежащей им земли в целях предпринимательства.

Налоговая ставка тесно связана с категорией участка – его качественными характеристиками. При этом тот или иной муниципалитет имеет право вносить корректировки в процентную ставку. Не редки случаи, когда ставка зем. налога за прошедший период может отличаться по размеру от установленной на текущий годовой период. Это может быть связано, прежде всего, с внесением изменений в кадастровую стоимость земли в текущем году.

Требования к порядку выплат налога

Основы правил выплат зем. налога зафиксированы в ст. 397 НК РФ. Законодатель предоставил местным органам самоуправления разрабатывать процедуру, вносить временные корректировки по уплате, жестко определив, что принятые ими нормы и организационные решения не должны входить в противоречие с НК РФ. Это требование распространяется, например, на формирование списка освобожденных от уплаты платежей налогоплательщиков. Как пример такой правоприменительной практики может являться снижение сумм его оплаты пенсионерам на необлагаемую часть, применяемой в некоторых регионах РФ.

Для физ. лиц срок уплаты, в том числе и при аренде земельного участка – один раз в год после получения квитанции на оплату – налогового уведомления. В нем содержатся все необходимые для оплаты реквизиты и приведен размер налога. Такое уведомление налоговые органы должны сформировать до 01 марта года, следовавшего за отчетным.

По установившей практике вместе с уведомлением гражданину одновременно представляется форма заявления на случай несоответствия данных, которые содержаться в уведомлении, фактическим обстоятельствам формирования сумм налога по конкретному объекту налогообложения. Иными словами, для физических лиц расчетная составляющая налога производится соответствующими подразделениями налоговых органов.

Для юр. лиц законодатель предусмотрен несколько иную процедуру. Во-первых, расчет этого обязательного платежа производится ими своими силами. Соответственно, формирование платежных документов, в частности, для уплаты зем. налога при аренде земли осуществляется ими самостоятельно. Проявление внимания – это главное при их заполнении. Перепутать банковский счет или налоговые реквизиты разных муниципальных образований нельзя. Ошибка может стоить признанием факта уклонения от уплаты обязательного платежа. Для предприятия и предпринимателя периодичность выплат зем. налога – четыре раза в течение года. При этом платеж в первом квартале, полугодии и по истечении девяти месяцев признается как авансовый, а годовой – формирующий и окончательный. Аванс обязателен к оплате в течение 30 дней. Первый квартал - до 30 апреля, полугодие – до 30 июля, девять месяцев – до 30 октября. Окончательный расчет юр. лицу и ИП надлежит произвести до первого февраля, следующего за отчетным годом. Муниципалитету предоставлено право внести изменения в срок уплаты как для физических, так и для юр. лиц. Однако устанавливать срок, превышающий максимальный временной норматив налогового законодательства, муниципалитет не вправе.

При приобретении юр. лицом на нем жилого дома для населения, платеж устанавливается в 2-кратном размере к последующим платежным периодам на срок три года с государственной регистрации права на землю. Физ. лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляет расчет и выплату зем. налога по тем же правилам, что и юр. лица. Для предпринимателя существует лишь одна существенная особенность – земельный налог подлежит уплате только на объекты, которые используются в целях предпринимательства. Так, если в собственности или на праве владения у ИП имеется земельный надел и он, как физ. лицо, распоряжается им только для личных целей, то эта земля попадает в налоговый режим, который установлен физ. лицам.

Порядок расчета при аренде земли у государства

Находится в правовом режиме предоставленной в пользование. Налог, в таком случае, будет являться формой платы за пользование гос. ресурсами и площадью. Данные о земле, как объекте налогообложения приведены в плане, карте, специальной документации и кадастровом паспорте конкретного участка. Кадастровый паспорт содержит наиболее точную информацию. Для определения налога существенной является информация о финансовом доходе владельца или пользователя, полученном с земельного участка, а также фактические данные, подтверждающие его плодородность и расположение. При расчете платежа на землю сельхоз. назначения, в первую очередь, учитывается ее качественные характеристики. Разработан и законодательно утвержден специальный алгоритм расчета земельного налога: Нр=Нс*К1*К2*Оп.

  • Нс - действующая налоговая ставка (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
  • К1 - увеличивающий коэффициент ставки в курортных районах;
  • К2 - увеличивающий коэффициент ставки в связи со статусом города, где находится участок;
  • По - общая площадь земли (в кв. м).

Для земельных участков, используемой в сельском хозяйстве, задействованной в жилфонде, а также купленной для возведения жилья, приобретенной для выращивания цветов или растений, огородничества и личного подворья ставка по налогу не должна превышать 0,3%.

Использование земли в иных целях повлечет за собой применение налоговой ставки, исчисленной исходя из 1,5% от ее стоимости, зафиксированной в кадастровом паспорте. Далее посмотрите полезное видео по уплате земельного налога.

Согласно законодательству РФ, налогом облагаются не только доходы, но и собственность граждан, в том числе и , поскольку их также можно использовать для получения дополнительной прибыли. При этом требования законодательства меняются достаточно быстро, непрофессионалам бывает сложно разобраться во всех тонкостях начисления обязательных платежей, поэтому для многих из них актуальным является вопрос порядка начисления и уплаты налога.

В этой статье мы попробуем разобраться:

  • В какие сроки должен уплачиваться земельный налог;
  • Что является объектом налогообложения;
  • Как исчисляется сумма взносов;
  • Кто имеет право на получение вычетов.

Данная статья, посвящённая вопросам уплаты земельного налога, будет полезна для тех собственников недвижимого имущества, кто хочет получить больше знаний об обязательных платежах в бюджет.

Законодательная база вопроса

Согласно последним поправкам в НК РФ был изменён порядок расчёта налогооблагаемой базы. Основанием для ее расчёта стала стоимость недвижимости за последние 5 лет .

Помимо этого, были внесены изменения, касающиеся порядка расчёта налоговой базы в том случае, если в течение отчётного периода цена на землю менялась.

Так, пункт 1 ст 391 НК РФ предусматривает, что, если участок в течение года стал дешевле или дороже, это не может служить поводом к тому, чтобы налоговая сумма была перерасчитана. Также был уточнён список людей, имеющих право на сокращение суммы взносов в бюджет. Инвалиды 1 и 2 группы, имеющие угодья в собственности или бессрочном пользовании, имеют право платить на 10000 рублей меньше.

Изменения в законодательстве касались также порядка определения налогооблагаемой базы в том случае, если право собственности разделено между несколькими участниками. В подобной ситуации налоговая база рассчитывается индивидуально для каждого владельца в зависимости от , рассчитываемой в зависимости от множества факторов: качества земли, региона её расположения, размеров, наличия рядом транспортной магистрали и многих других внешних и внутренних факторов.

Кто должен оплачивать

Согласно ст 389 НК РФ субъектами налогообложения по земельному налогу признаются физические лица, которые имеют землю, являющуюся объектом налогообложения.

Такими, согласно положениям действующего НК, признаются территории, являющиеся собственностью владельца или те, которыми он пользуется на правах бессрочного пользования.

Не обязаны платить земельный налог лица, обладающие участком на правах безвозмездного пользования или по . Также в каждом регионе существует список категорий населения, имеющих право на налоговые льготы . Обычно к категории льготников относятся инвалиды, сироты, многодетные родители и другие малозащищённые категории граждан. Если человек является собственником земельного участка, но при этом не имеет значительных доходов или временно лишился источников прибыли, в отношение налогоплательщика могут быть применены налоговые льготы или человек вовсе будет освобождён от уплаты взносов в бюджет.

Порядок уплаты

Физические лица обязаны уплачивать земельный налог не позднее 1 декабря года, который следует после окончания учётного периода.

Его размер рассчитывает ФНС , после чего налогоплательщику по месту жительства направляется уведомление, в котором указан размер, порядок и сроки уплаты.

Взносы осуществляются в бюджет муниципального образования , на территории которого находится земля, даже если налогоплательщик зарегистрирован в другом регионе.

Оплату можно производить несколькими способами: в отделениях банков, через интернет банкинги финансовых учреждений, с которыми ФНС заключила договор, через некоторые системы электронных платежей. Последние годы популярность приобрёл также и онлайн сервис «Заплати налог» . Для того, чтобы сформировать платёжное поручение, налогоплательщик должен выбрать вид платежа, ввести месторасположения объекта и сумму к оплате. После этого необходимо выбрать способ внесения взносов, это можно сделать при помощи банковской карты, электронных денег или интернет-банкинга. Со временем будут появляться новые способы оплаты для удобства пользователей и сокращения и ликвидации задолженности по земельному налогу.

Правила расчёта суммы взносов

Отчётным периодом в данном случае считается год. Базой для начисления налога считается кадастровая стоимость земельного участка за последние 5 лет. При этом существуют определённые факторы, способные повысить сумму налога к уплате. Так, если на приобретённом земельном участке было произведено строительство жилья, за исключением , в течение трех лет применяется повышающий коэффициент 2. Если недвижимость была построена до завершения трёхлетнего срока, налог, уплаченный с повышенным коэффициентом, может быть перерасчитан. Это значит, что сумма, уплаченная сверх меры, будет учтена при расчёте налога за следующий отчётный период, и в следующем году взнос уплачиваться не будет или сумма значительно сократится.

В случае, если строительство не удается выполнить в оговоренный срок, то по истечении трех лет с момента начала первых работ, собственность будет зарегистрирована. При этом налог, уплаченный сверх нормы, будет использован в качестве платежей за будущие кварталы. Таким образом, плательщик некоторое время может не вносить оплату в бюджет.

Сроки

Земельный налог является одним из местных взносов в бюджет, поэтому муниципальные власти уполномочены фиксировать срок подачи налоговой декларации.

При этом дата внесения средств не может быть раньше срока подачи декларации по земельному налогу. Обычно платёж должен поступать не позднее 1 февраля, следующего за отчётным годом. Кроме этого, местные власти могут ввести требование, что необходимо вносить часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи). В случае, если налог вовремя не был заплачен, на сумму долга будут начисляться пени за каждый просроченный день. Также, если взнос не был осуществлен вовремя, задолженность может взыскиваться за счёт заработной платы, а выезд за границу должника может быть ограничен до полного погашения задолженности.

Во избежание санкций необходимо своевременно оплачивать земельный налог, а, если на текущий момент имеется задолженность, необходимо в кратчайшие сроки её погасить, поскольку неуплата может привести к неприятным ограничениям , начиная от запрета выезда за границу и заканчивая описью имущества и наложением ареста на счета налогоплательщиков.

Также, задолженность может высчитываться равномерными суммами из заработной платы, пенсии (кроме пенсии по инвалидности), других социальный платежей, не считая алиментов. Даже для тех, кто не устроен официально на работу, существует вероятность, что в процесс вмешаются судебные приставы.

Есть несколько способов самостоятельно узнать о наличии и сумме задолженности :

Каждый налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот способ, который подходит лично им. Главное, не стоит затягивать с решением этого вопроса. Чем дольше вы откладываете решение проблемы, тем больше становится сумма взноса из-за начисляемых пеней.

В статье мы рассмотрели основные нюансы, касающиеся земельного налога: законодательные изменения, объект и субъект налогообложения, порядок начисления взносов, срок внесения платежей в казну, а также нормативно-правовые акты, применяемые для определения срока, в который должен быть уплачен земельный налог.

О правилах уплаты взносов за земельные участки в бюджет смотрите в следующем видеосюжете:

Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить. Тем более что размер пенсии в России не очень велик.

Земельный налог является разновидностью местных налогов и поступает в местный бюджет. Он устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов и обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования. В соответствии с Налоговым кодексом, плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны.

Льготы на земельный налог

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В Налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащего им участка. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
  • лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

При владении участком большего размера налог уплатить придется, но частично - исходя из стоимости площади, превышающей установленный "шестисоточный" лимит.

Эти правила предусмотрены нормами федерального законодательства. Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что при установлении земельного налога органами местного самоуправления могут быть установлены собственные налоговые льготы, например, полное освобождение от обязанности уплаты земельного налога. Из этого следует, что

каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будет ли на его территории действовать освобождение в отношении пенсионеров или нет, а также определяет порядок его применения.

Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог , причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.

Использование права на налоговые льготы

Для того чтобы узнать, платят ли пенсионеры земельный налог в конкретном муниципальном образовании , необходимо обратиться в администрацию соответствующего района либо в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Следует помнить, что даже если освобождение предусмотрено нормативными актами муниципального органа, оно не будет применено без соответствующего заявления лица, обладающего таким правом. Кроме заявления в налоговую необходимо будет представить пакет документов, подтверждающих льготный статус налогоплательщика.

Исчисление налога на землю

Как устанавливает Налоговый кодекс, обложению земельным налогом подлежат земельные участки, которые расположены в границах муниципального образования. Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельного участка (за минусом стоимости 600 кв.м. данного участка ), определенной по состоянию на 1 января. Если земельный участок образовался в течение года, то налог платится с кадастровой стоимости, определенной на дату постановки участка на кадастровый учет. Все сведения, на основании которых рассчитывается земельный налог для пенсионеров, представляются в налоговые инспекции органами, которые осуществляют кадастровый учет. Налог в отношении участка земли, принадлежащего нескольким лицам на праве долевой собственности, определяется отдельно для каждого налогоплательщика соответственно его доле в таком участке.

Обратите внимание! В случае владения 2-мя и более участками, уменьшение налоговой базы производится только в отношении 1 любого участка по выбору налогоплательщика. Информацию о выбранном участке необходимо зафиксировать в уведомлении (образец можно скачать ), которое следует представить в налоговую инспекцию до 1 ноября (для вычета за 2017 год - до 1 июля 2018 г.).

Ставки налога на землю устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно, но в любом случае они не могут превышать 0,3 % в отношении:

  • сельскохозяйственных земель;
  • земель жилищного фонда;
  • земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Налог на остальные земельные участки уплачивается исходя из ставки не более 1,5 %. Уплатить соответствующую сумму за определенный год необходимо не позднее 1 декабря следующего года на основании уведомления, направленного налоговым органом.

Как известно, одна из наиболее важных составляющих бюджета любого государства — это налоги. Они бывают местными и общегосударственными и наполняют соответствующие бюджеты. Одним из обязательных налогов в РФ является земельный сбор. Что это такое и кому положено его платить? Существуют ли льготы на для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан? Как правильно рассчитать сумму сбора и от чего она зависит? Ответы на все эти вопросы знает далеко не каждый россиянин.

Земельный сбор: кому и зачем его назначают

Каждый, кто имеет в собственности или пользовании участок земли, обязан платить налог. Это сбор так и называется — земельный. Не имеет значения, является ли владелец участка физическим лицом, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя или земля принадлежит организации. Правило тут очень простое: есть земля — плати налог. Исключение из данного правила только одно — если земельный участок находится в аренде, то и налог платит его фактический хозяин, то есть арендодатель. Так что если договора аренды у вас нет, вы просто обязаны знать, как рассчитать налог на землю. Хотя этот расчет и не является слишком сложным, все же несколько нюансов в нем есть.

Налоговая база

Земельный сбор — явление ежегодное. Для предприятий в площадь участка, облагаемую налогом, включаются:

  • участки, занятые зданиями и различными сооружениями;
  • прилегающие территории, используемые для поддержания жизнедеятельности предприятия;
  • технические и существующих объектов.

Основанием для определения общей площади выступают документы на право использования, владения или собственности на землю.

При установлении налоговой базы стоит помнить: за те участки, что предназначены для обслуживания помещений, принадлежащих различным собственникам, сбор насчитывается отдельно по каждому строению.

Если здание находится в долевой собственности, то и земельный сбор начисляется пропорционально доле владения каждого из собственников.

Довольно сложно насчитывать земельный сбор для сельскохозяйственных предприятий. Дело в том, что в этом случае большое значение имеет разделение участков на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Кроме того, имеет значение расположение участка, его качество и состав — все эти параметры влияют на ставку налога.

Что считается объектом налогообложения

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что налог на землю для физических лиц, а также организаций и предприятий уплачивается с любого земельного участка (равно как и с его доли), предоставленного в пользование, собственность или владение.

Объектами налогообложения считаются:

  • участки сельхозназначения, предоставленные физлицам либо предприятиям для ведения садоводства, животноводства, огородничества либо дачного строительства;
  • наделы, предоставленные гражданам для организации личного подсобного хозяйства, а также крестьянского (фермерского) подворья;
  • предоставленные хозяйственным обществам, кооперативам, товариществам, а также иным коммерческим и некоммерческим предприятиям, сельскохозяйственным образовательным учреждениям (вузам, техникумам), исследовательским организациям, учебным и опытным хозяйствам;
  • участки рекреационной зоны, используемые для организации отдыха, спортивной, культурно-оздоровительной и туристической деятельности; пансионаты, кемпинги, дома отдыха, туристические парки, лагеря и детские станции, лесопарки и другие подобные объекты;
  • угодья лесного и водного фондов;
  • участки, отведенные под объекты энергетики, связи, промышленности, транспорта и других объектов;
  • земли, используемые для деятельности организаций радиовещания и телевидения;
  • другие участки.

Следует помнить, что датой возникновения прав на тот или иной участок считается момент регистрации в ЕГРП.

Налоговые ставки

Прежде всего, на землю зависит от того, как используется участок.

Если надел используется для индивидуального жилищного строительства, под собственное подсобное хозяйство или в качестве сельскохозяйственной территории, то размер земналога будет составлять не более 0,3% от кадастровой цены участка. По такой же ставке оплачивается налог за участки инженерного назначения, а также земли, отведенные для нужд таможни, национальной безопасности и обороны.

Если участок используется в коммерческих целях, то ставка налога на землю автоматически поднимается до 1.5%. В отдельных случаях ставка сбора может быть и меньше трех десятых процента — это зависит от политики органов местного самоуправления.

Кадастровая стоимость участка

Так как уплата земельного налога прямо зависит от кадастровой оценки, давайте разберем, что же это такое и где ее можно узнать. Кадастровая цена земельного участка определяется из государственной оценки земли. Такую оценку муниципальные власти проводят согласно законодательству не реже одного раза в пятилетку.

Происходит это так:

  • один раз в 5 лет исполнительные органы субъекта РФ принимают решение о необходимости кадастровой оценки;
  • затем Управлением Росреестра подготавливается список земель с учетом особенностей каждого муниципального образования;
  • после окончательного утверждения списка проводится оценка;
  • сведения, полученные в ходе проведения оценки, направляются обратно в Росреестр;
  • по мере поступления информации Управление Росреестра публикует на своем официальном сайте сведения о кадастровой стоимости земельных наделов.

Как оспорить стоимость земли

Как вы уже поняли, для того чтобы знать, как рассчитать налог на землю, нужно знать стоимость самого участка и его параметры. Однако на практике частенько можно столкнуться с тем, что кадастровая стоимость земли превышает его реальную рыночную цену. Дело в том, что стоимость участка формируется исходя из усредненной цены площади в кадастровом квартале, при этом не учитывается местоположение самой земли. Из-за этого сумма налога бывает неоправданно завышенной.

В качестве примера можно привести Московскую область. Не так давно жители этого региона столкнулись с тем, что налог на землю в Московской области оказался в несколько десятков раз выше, чем в предыдущие периоды.

Если вы также столкнулись с подобной ситуацией, нужно знать, что оспорить стоимость участка можно обратившись в специальную комиссию. Для такого пересмотра можно выделить два основания:

  • неверная информация, принятая по конкретному объекту;
  • назначение в отношении земельного участка его реальной стоимости, приведение ее к рыночному показателю.

Последнее основание оптимально, поскольку позволяет реально снизить цену кадастра.

Чтобы оспорить стоимость участка нужно:

  • заказать отчет о его стоимости в независимой оценочной компании;
  • приготовить нужный пакет документов и подать его в управление реестра;
  • провести экспертизу отчета в компании оценщика;
  • подать в отдел реестра паспорт участка и заверенные копии правоустанавливающих документов на него.

Порядок расчета и уплаты налога

В общем варианте формула выглядит так:

ЗН = Кс х Сн х К , где:

  • ЗН — земельный налог;
  • Кс — кадастровая стоимость надела;
  • Сн — ставка налога (от 0,3 до 1,5 в зависимости от назначения участка);
  • К — коэффициент, который показывает отношение числа месяцев владения земучастком к общему числу месяцев в году; например, если вы приобрели участок 9 месяцев назад, то К = 9/12 = 0,75. Если вы пользовались участком весь прошедший год, то К = 12/12 = 1.

Тут важно помнить, что налог начисляется только за полные месяцы пользования (владения) земучастком.

Если надел принадлежит вам на правах долевого участия, то и налог вы должны уплачивать пропорционально своей доле.

Не позже чем за 30 суток до наступления момента оплаты налоговая служба отправит плательщику земельного налога уведомление (по месту регистрации). В этом документе указаны сумма, налоговая база и дата оплаты.

Кто освобожден от уплаты земельного налога

Нужно знать, что существуют категории граждан, для которых предусмотрены различные льготы по земельному налогу. Частично уменьшается сумма уплаты налога на землю для таких групп населения:

  • Герои Российской Федерации;
  • Герои Социалистического Труда, а также кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
  • Герои Советского Союза;
  • члены семей военнослужащих, получающих пособие по потере кормильца;
  • многодетные семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей, в том числе проходящих обучение в учебных заведениях любой организационно-правовой формы, либо находящихся на армейской службе до тех пор, пока им не исполнится 23 года;
  • инвалиды I или II группы
  • пенсионеры по старости, на иждивении у которых находятся инвалиды II или III группы либо лица, получившие инвалидность до 2004 года;
  • дети, не достигшие совершеннолетия;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и (или) боевых действий;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк»;
  • получившие облучение в результате сброса радиоактивных отходов в Течу и взрывов на Семипалатинском полигоне;
  • испытатели ядерного и термоядерного оружия;
  • лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний либо учений, связанных с любыми видами ядерного оружия и установок, в том числе космических.

Для всех вышеперечисленных категорий налог на землю в год может быть уменьшен за счет снижения кадастровой стоимости участка на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей.

Полностью освобождаются от уплаты земельного сбора представители коренных малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока в отношении тех земель, что используются для жизни и сельского хозяйства.

До некоторых пор полностью освобождались от оплаты земналога и пенсионеры. Однако с принятием в 2005 году нового Налогового кодекса льготы на налог на землю для пенсионеров были отменены. Теперь лица пенсионного возраста уплачивают земналог на общих основаниях.

Частичное понижение земналога

Существуют, однако, такие категории граждан, который имеют право на частичные льготы по земельному налогу.

  • 25% от начисленного сбора имеют право «скостить» сотрудники бюджетных предприятий различных уровней (если такими сотрудниками являются оба супруга);
  • 50% сэкономят сотрудники организаций, финансируемых их муниципального бюджета. Также по усмотрению органов местного самоуправления могут быть установлены и небольшие послабления в налоговом бремени и пенсионерам.

Поправки, внесенные в 2015 году

Чтобы знать, как рассчитать налог на землю правильно, просто необходимо следить за ежегодными изменениями и дополнениями в этой сфере. Например, в 2015 году в раздел «Земельный налог» НК РФ были внесены некоторые поправки. Согласно статье 387 (пункт 2), для всех плательщиков земналога, перечисленных в этой главе, ставка должна устанавливаться по усмотрению муниципалитета. Также органы муниципального самоуправления определяют порядок и сроки уплаты сбора за землю.

Из объектов налогообложения были исключены:

  • участки, изъятые или ограниченные в пользовании;
  • земли, занятые под ценными объектами;
  • наделы, являющиеся частью лесного фонда;
  • земли, занятые водными объектами госсобственности.

Однако самое важное изменение в земельном налоговом законодательстве — это то, что сумма налога теперь привязывается к рыночной стоимости участка. На практике это значит, что величина сбора вырастет.

Штрафы

Всем владельцам и пользователям земельных участков стоит помнить, что уплата сбора — не право, а обязанность. Поэтому неуплата, а также несвоевременная уплата земналога влечет за собой штрафные санкции.

Применяются они сразу же после предупреждения, а если сумма задолженности превысит 1500 рублей, документы будут переданы в суд. В самых критических случаях при неуплате земельного налога участок могут изъять у хозяина по решению суда.