Вегетативные органы растений – что это такое, какие виды. Строение растений Функции главных органов растений

Без растений невозможно представить земные ландшафты. Они играют важную роль в экосистеме планеты, поддерживая необходимое содержание кислорода в воздухе и создавая плодородный слой почвы. Вегетативные органы растений помогают им выполнять основные жизненные функции и взаимодействовать с окружающей средой.

Вегетативные органы — органы, которые выполняют функции, связанные с индивидуальной жизнью каждого растения.

У низших растений (водорослей и дрожжей) вегетативное тело не разделено на органы. У высших растений такие органы есть, они выполняют функции питания и дыхания. Благодаря им растение обменивается веществами с внешней средой, размножается и растет. У растений не так много органов, как у животных, но они тоже могут иметь различное строение и разделены на виды.

Какие органы растения называют вегетативными и их виды

К вегетативным органам относят всего три части растения – корень, стебель и лист. У одного растения они часто находятся на разных стадиях развития.


Вегетативные органы бывают основные, обеспечивающие питание и водоснабжение, и второго порядка.

Растения могут размножаться вегетативно. Органы вегетативного размножения растений – это надземные и подземные побеги.

Основные вегетативные органы растений

К основным вегетативным органам относится корень и листостебельные побеги. Они выполняют жизненно важные для растения функции.

Корень и его основные функции


У каждого растения имеется свой вид корня.

Корень выполняет функции:

  • закрепление растения в грунте;
  • почвенное питание водой и минеральными солями в доступной форме;
  • запас питательных веществ;
  • размножение.

Корень – осевой орган с радиальной симметрией. Его кончик покрыт корневым чехликом, под которым расположена образовательная ткань. Благодаря этой ткани он растет.

Все корни делятся на главные, боковые и придаточные, а все они в совокупности образуют корневую систему. У двудольных корневые системы стержневые, с преобладанием главного корня. У однодольных растений корневые системы мочковатые.

Листостебельные побеги

В процессе эволюции растения приспособились к наземному образу жизни благодаря появлению листостебельных побегов. Позже на них образовались листья и корни.


Функция побега – воздушное питание.

Первый побег вырастает из зародышевой почки во время прорастания семени. Затем он формирует боковые побеги второго порядка, а те, разветвляясь, в свою очередь, образуют побеги третьего порядка и так далее.

В зависимости от вида растения различают и типы ветвления:

  • симподиальное характерно для многих покрытосеменных и орхидных;
  • моноподиальное (пальмы, фаленопсисы и голосеменные);
  • дихотомическое (мхи, папоротники).

В зависимости от выполняемых функций побеги делят на такие виды:

  • вегетативные;
  • генеративные;
  • вегетативно-генеративные.

Побеги, несущие цветы, называются цветоносами.

В результате необычного образа жизни растения и его приспособления к условиям среды, появились видоизмененные надземные побеги. К ним относятся: кочан, усик, колючка, надземный столон. У некоторых растений уплощенные зеленые побеги выполняют роль фотосинтеза вместо листьев, например, кладодии у кактусов, декабристов и опунции, филлокладии у иглицы, спаржи, филантуса.

Видоизмененные подземные побеги утратили функции фотосинтеза, но они могут запасать питательные вещества, способствуют возобновлению роста и размножению растений.

К таким побегам относятся:

  • каудекс;
  • столон;
  • луковица;
  • клубень;
  • клубнелуковица;
  • корневище.

Совокупность растительных тканей, образующих побег, называется меристемой. Органы растения, расположенные на побеге или стебле (почки и листья), связаны единой проводящей системой.

Вегетативные органы второго порядка

Стебли и листья являются основными частями побега, но рассматриваются, как органы второго порядка. Кроме того, на побеге всегда есть почки.

Листья


Зеленый цвет растительности на Земле обеспечивает пигмент хлорофилл, который содержится в листьях и наземных побегах.

Листья – это наружные органы растений, выполняющие важные функции:

  • газообмен;
  • испарение влаги;
  • фотосинтез.

В процессе адаптации к условиям произрастания у листьев сформировались особые приспособления.

  • Блестящие листья отражают солнечный свет.
  • Восковой налет на поверхности листовой пластины препятствует испарению влаги. Ту же функцию выполняет опушение.
  • Благодаря изрезанным листьям растение легче переносит порывы ветра.
  • Для защиты от травоядных животных некоторые листья, например, у эвкалипта, вырабатывают ароматические масла и яды.

К видоизмененным листьям относят:

  • ловчие – характерны для хищных растений, которые питаются насекомыми;
  • суккулентные – толстые и мясистые листья, накапливающие запас влаги и питательных веществ;
  • листовые колючки – это производные листовой пластинки (барбарис) или колючие прилистники (акация), защищающие растения от поедания травоядными животными;
  • усики – образуются из верхней части листьев и помогают растению цепляться за опору (горох).

Листья отличаются формой (всего насчитывается около 30 разновидностей), типом жилкования, прилистником, типом черешка. По разделению листовых пластин существует две основные формы листьев – простая и сложная, когда на одном черешке расположено несколько листочков.

Стебель


Как скелет у человека и животных, так и стебель у растений служит для опоры остальных вегетативных органов, механической осью. Он проводит также питательные вещества.

Стебли классифицируют по различным признакам:

  • типу ветвления;
  • расположению относительно уровня почвы;
  • степени одревеснения;
  • направлению и характеру роста;
  • форме поперечного сечения.

Видоизмененные стебли могут быть надземными и подземными. Они выполняют определенные функции, важные для жизнедеятельности растений.

Видоизменённые вегетативные органы

Здесь перечислены только некоторые видоизмененные надземные и подземные побеги. Есть еще усики, колючки, туберидии, кладодий и стеблекорневые тубероиды.

Корневище


Корневища в основном свойственны травам.

Листья на корневище представлены чешуйчатой пленкой, в пазухах которой растут почки. Из одной части почек растут надземные стебли растения, из другой – корни. Из верхушечной почки корневища растет подземный корневищный стебель. Корневище отличается жизнестойкостью, его части с почками используют для размножения растений.

Столоны

Это тонкие, удлиненные побеги с зачатками листьев. Они недолговечны, в отличие от корневища, но также способствуют вегетативному размножению растений. В некоторых столонах растение накапливает питательные вещества.

Клубни


Подземный орган растения.

На верхушке столонов образуются клубни. Хорошо известно всем клубневое растение картофель, в клубнях которого накапливаются органические вещества в виде крахмала. На поверхности клубня расположены глазки – небольшие углубления с почками, из которых впоследствии вырастает новый куст картофеля.

Луковицы

Луковицы – это тоже подземные побеги, которые могут быть шаровидной, продолговатой или грушевидной формы. Донце луковицы является видоизмененным стеблем, а чешуйки – листьями. Для луковицы характерна мочковатая корневая система. Из пазушных почек образуются новые луковички – детки.

Почки


В вегетативном размножении растений также велика роль почек.

Почка – это зачаток побега, который образуется в пазухе листа, на вершине побега, корне или стебле. Почки могут быть спящими и тогда они не раскрываются, ожидая наступления благоприятных условий для роста, или из них сразу начинает развиваться побег.Вегетативное размножение надземными побегами:

  1. Некоторые растения размножаются листовыми черенками, например, комнатные цветы – толстянка, бегония, сенполия.
  2. Комнатная драцена успешно укореняется частями стебля – стеблевыми черенками.
  3. Клубника, земляника и некоторые злаки размножаются ползучими побегами – «усами».
  4. Кустарники, такие как смородина, ежевика, малина, успешно размножаются отводками.

Размножение подземными побегами:

  1. Многие травы, деревья и кустарники дают корневые отпрыски – это вишня, ландыш, сирень, малина.
  2. Картофель и топинамбур размножаются клубнями – видоизмененными подземными побегами.
  3. К видоизмененным подземным побегам относится также корневище, характерное для ландыша, ириса, пиона и многих других растений.
  4. Луковичные растения вырастают из луковиц – видоизмененных подземных побегов.

К вегетативному способу размножения относится также прививка побегов растения одного вида на ствол или стебель другого.

Добавить в закладки:


Органы растений делят на вегетативные и генеративные.

Вегетативные органы растений осуществляют все процессы жизнедеятельности организма, за исключением полового размножения, в то время как генеративные органы растений обеспечивают протекание именно этого процесса. К вегетативным органам растений относят корень и побег, а к генеративным органам растений — цветок, семя и плод.

Корень — подземный вегетативный орган растений. С помощью корней растения поглощают воду и минеральные вещества из почвы, закрепляются в ней, осуществляют транспорт воды и минеральных веществ в побег, накапливают питательные вещества и могут осуществлять вегетативное размножение.

Корни растений делят на главные, боковые и придаточные. Главный корень берет свое начало от зародыша семени, а придаточные корни отходят от побега. Боковые корни растений образуются на главном и придаточных. Совокупность корней растения называют корневой системой. В зависимости от степени выраженности главного корня выделяют стержневую и мочковатую корневые системы. В первой из них главный корень хорошо выражен (морковь, капуста), во второй не наблюдается преобладания одного из корней (пшеница, лук).

На продольном срезе корня растения выделяют четыре зоны: зону роста, зону всасывания и зону боковых корней, а также корневой чехлик. Так как растениям свойственен открытый рост, в зоне роста происходит постоянное деление клеток и их растяжение. Корневой чехлик защищает зону роста от повреждения твердыми частицами почвы. Его наружные клетки постепенно ослизняются и слущиваются, облегчая продвижение корня в почве.

В зоне всасывания происходит поглощение воды и минеральных веществ из почвы с помощью корневых волосков, которые увеличивают площадь поверхности. В зоне боковых корней происходит транспорт поглощенных водой минеральных веществ в побег. Здесь же происходит отложение запасных веществ и образование придаточных почек, с помощью которых возможно вегетативное размножение, например у георгин.

Органы растений - корни могут вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями и мицелием грибов, образующим микоризу. Клубеньковые бактерии образуют на корнях бобовых и некоторых других растений разрастания — клубеньки, и фиксируют атмосферный азот в доступной для растений форме. Микоризные грибы отдают растению минеральные вещества. Взамен бактерии и грибы получают от растений органические вещества. Видоизменениями корня являются: корнеплоды (морковь, свекла, редис), корневые клубни (георгин), корни-подпорки (фикус-баньян), органы корни-прицепки (плющ), дыхательные корни (болотный кипарис), воздушные корни орхидных и др.

Побег — надземный орган растений, состоящий из стебля, листьев и почек. Обыкновенные облиственные побеги называются вегетативными, а несущие еще и цветки или плоды — генеративными.

Стебель — осевая часть побега. Стебель выносит листья к свету, поддерживает генеративные органы, по нему осуществляется транспорт воды и растворенных в ней веществ, в стебле откладываются запасные вещества, он может принимать участие в вегетативном размножении. Молодые стебли могут выполнять функцию фотосинтеза.

Стебель растений делится на узлы и междоузлия. В узлах к стеблю прикрепляются листья и почки. Листья могут прикрепляться по одному в узле — такое листорасположение называется очередным. Если в узлах находится по два листа, то такое листорасположение называется супротивным, а если листьев больше, чем два, то это мутовчатое листорасположение. Часть стебля, расположенная между узлами, называется междоузлием.

Стебли бывают одревесневающими и неодревесневающими. На поперечном срезе стебля многолетнего растения видны кора, представленная покровной тканью и подлежащими клетками, луб, камбий, древесина и сердцевина. Кора защищает стебель от различного рода повреждений. Луб — это совокупность флоэмы и механической ткани, древесина — совокупность ксилемы, механической ткани и паренхимы. Камбий — это образовательная ткань, клетки которой в процессе деления откладывают наружу клетки луба, а внутрь — клетки древесины.

Сердцевина представлена в основном паренхимной тканью, в ней могут откладываться запасные вещества или продукты метаболизма.

Лист — орган воздушного питания растений. Основные функции листа — фотосинтез, газообмен, запасание веществ и вегетативное размножение. Лист состоит из листовой пластинки, черешка и прилистников. Простой лист имеет одну листовую пластинку, а сложный лист — несколько листовых пластинок на одном черешке. На поперечном срезе видно, что листовая пластинка сверху и снизу покрыта кожицей или эпидермой с кутикулой. В эпидерме имеются многочисленные устьица, ограниченные двумя замыкающими клетками, между которыми находится устьичная щель. Эпидерма может иметь также волоски. С помощью устьиц, волосков и кутикулы растение регулирует процесс испарения воды — транспирацию.

Мякоть листа заполнена ассимиляционной тканью двух типов. В верхней части листа расположена столбчатая паренхима, основной функцией которой является фотосинтез, а в нижней части — рыхлая или губчатая паренхима, которая, кроме фотосинтеза, осуществляет еще и газообмен. Мякоть листа пронизана жилками, образованными комплексами проводящих и механической тканей. Характер прохождения жилок в листовой пластинке называется жилкованием. Жилкование бывает параллельным, дуговым, перистым, сетчатым и т. д.

Почка представляет собой зачаточный побег. Она покрыта почечными чешуями, защищающими ее от повреждения. В зависимости от того, зачаток какого побега находится в почке, различают вегетативные и генеративные почки. Также их классифицируют по положению на побеге (верхушечные, пазушные и боковые почки).

Видоизменениями побега являются корневища (ландыш, ирис), луковицы (лук, тюльпан), клубни (картофель), усы (земляники) и др.

Цветок — это видоизмененный побег. Функция цветка — обеспечение полового размножения растений. Он состоит из цветоножки, цветоложа, околоцветника, тычинок и пестика.

Цветоложе и цветоножка — это видоизмененный стебель, а все остальные части цветка — производные листьев. Цветоножка прикрепляет цветок к побегу. К цветоложу прикрепляются все остальные части цветка.
Околоцветник делится на венчик и чашечку. Венчик образован лепестками, а чашечка — чашелистиками, Цветок без околоцветника называется голым, а имеющий только вен чик — венчиковидным, только чашечку — чашечковидным.

В центре цветка находится один или несколько пестиков.
Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи находится один или несколько семязачатков, содержащих яйцеклетки. Тычинка образована тычиночной нитью и пыльниками, скрепленными связником, В пыльнике содержатся пыльцевые зерна или пыльца. Цветок, имеющий и тычинки, и пестики, называется обоеполым, а несущий только тычинки — мужским, исключительно пестики — женским. Если на одном растении расположены и мужские, и женские цветки, то такое растение называется однодомным (тыква, огурец), в противном случае — двудомным (тополь, облепиха).

Для удобства в систематике растений используют условные записи — формулы и диаграммы цветков. В формуле цветка указывают количество чашелистиков (Ч), лепестков (Л), тычинок (Т) и пестиков (П). При этом учитывают, свободные они или сросшиеся, и не слишком ли велики различия между членами цветка, например, по длине тычинок.

Соцветием называется несколько цветков на одном стебле. Преимуществом соцветия является то, что большая масса цветков будет всегда более заметной для опылителей, чем один цветок, а гибель одного цветка в соцветии не приведет к исчезновению генетической информации растения. Соцветия делят на простые и сложные. К простым соцветиям относят колос (подорожник), початок (кукуруза), кисть (сурепка), сережку (береза), корзинку (подсолнечник), щиток (яблоня), головку (клевер), зонтик (лук) и другие. Среди сложных соцветий следует назватв сложный колос (пшеница), метелку (овес), сложный зонтик (морковь, укроп) и другие.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Основные органы растений

Комментарии

Растение - живой организм. Каждое растение - дикорастущее, сельскохозяйственное, садовое, комнатное - представляет собой сложный живой организм. Первоначально все растения были дикорастущими, и человек использовал для себя то, что они давали в природе. С течением времени человек отбирал в природе наиболее полезные для себя растения и возделывал их, чтобы получить тот или иной продукт в наибольшем количестве и наилучшего качества. Живое растение, особенно цветущее, радует глаз человека. Чтобы иметь возможность постоянно наслаждаться созерцанием живых растений, люди стали наиболее красивые растения выращивать в комнатах. Под влиянием ухода и специального воздействия эти растения превратились в комнатные цветы, отличающиеся особой красотой. Каждое растение, в природе или в комнате, для своего существования требует определенных условий. Главнейшими из этих условий являются влага, элементы питания, воздух, свет, тепло. Для использования этих условий растение имеет особые органы. Так, влагу и растворенные в ней питательные вещества растение извлекает из почвы корнями, свет улавливает зелеными листьями, для размножения служат цветки с развивающимися из них семенами. Корень. При прорастании семени появляется зародышевый корешок, из которого развивается главный корень. От главного корня отходит масса боковых корешков, которые образуют корневую мочку растения. У пальм, луковичных и некоторых других выращенных из семян растений главный корень довольно рано перестает расти, а взамен его из основания стебля появляются придаточные корни. У всех растений, выращенных не из семян, а из частей растения, например из черенка, главный корень отсутствует, а бывают только придаточные корни. На концах мелких корешков находится корневые волоски, через которые в основном поступают питательные вещества из почвы. Совокупность всех корней растения называется корневой системой. Прищипыванием главного корня при пикировке и умеренной подрезкой корней при пересадке растения можно усилить рост корневой мочки. А это увеличит поступление питательных веществ в растение. Корни дышат, т. е. поглощают кислород из воздуха, находящегося в рыхлой почве, и выделяют углекислоту. Поэтому рыхление земли в цветочных горшках и кадках способствует лучшему проникновению воздуха в почву, а следовательно, и лучшему росту корней и всего растения. Корни растений весьма разнообразны по форме. Нередко встречаются растения (георгины, спаржа, некоторые виды бегоний) c утолщенными, разросшимися корнями, заполненными запасными питательными веществами. Филодендрон, антурий и некоторые другие образуют воздушные корни, отходящие от стебля, которые являются опорой для стебля растения. Многие многолетние растения способны давать от корней ростовые побеги (корневые отпрыски). Такие растения (драцена, бирючина, некоторые виды пальм, роз) можно размножать корневыми отпрысками, делением куста, корневыми черенками. Стебель. Стебель соединяет все органы растения, от корней к листьям проводит воду в растворенными в ней минеральными веществами, и от листьев к корням, цветкам и плодам - выработанные листьями органические вещества, из которых растение строит свое тело. У большинства растений стебель держится вертикально, но у некоторых он обладает способностью виться, лазать или цепляться. Такие растения называют лианами. Их широко используют для вертикального озеленения стен, трельяжей, колонн. Для этой цели в комнатах используют виноград, ползучий фикус, плющ и в качестве свешивающихся (ампельных) растений - спаржу, традесканцию, хлорофитум. У кринума и кактуса в результате накопления запасов питательных веществ или воды стебель в местах накопления разрастается и образует различной формы утолщения. У некоторых растений стебли под землей образуют луковицы (гиацинты, тюльпаны), клубни (бегонии, глоксинии), корневища. Эти видоизмененные части стебля являются не только местом накопления питательных веществ, но и средством для размножения растений. У некоторых растений пустынь и полупустынь, например, у большинства кактусов, нет листьев. В этом случае стебель заменяет листья: он зеленый и усваивает из воздуха углекислоту. Стебли иглицы (рускуса) видоизменены настолько, что напоминают собой листья. На стебле (побеге) находятся почки, листья, цветки и плоды. Почка представляет собой сильно укороченный зачаточный побег с зачаточными листьями и заканчивается точкой роста. Различают ростовые почки, имеющие зачатки побега и листьев, и цветочные почки, несущие зачатки цветка или соцветии. Цветочные почки обычно крупнее ростовых и более округлые. Ростовая почка до распускания называется покоящейся. Часть почек, обычно расположенных в нижней части стебля, не распускается долго, иногда много лет, но сохраняет возможность к прорастанию. Такие почки называются спящими. Придаточные ростовые почки могут возникать по всему стеблю, обычно между древесиной и корой, на корнях или местах поранений. Покоящиеся, спящие и придаточные почни способны прорастать при обрезке и повреждении стеблей. Этим широко пользуются для формирования кроны, для восстановления утраченных ветвей или всей надземной части растения, для замены устаревших частей молодыми (омолаживание). Лист. Значение листа для жизни растении огромно. В листьях находится зеленое вещество - хлорофилл. В хлорофилловых зернах листьев из углекислоты, воды и минеральных солей на свету создаются органические вещества, из которых растение строит свое тело. Процесс этот называется фотосинтезом. Протекает он только на свету и сопровождается выделением кислорода. Но листья не только поглощают углекислоту и выделяют кислород. В процессе дыхания они выделяют углекислоту, а поглощают кислород воздуха. Днем процессы накопления органических веществ преобладают над дыханием, ночью - наоборот. Поэтому днем растения улучшают в комнате воздух, обогащая его кислородом. Поглощение и выделение углекислоты и кислорода происходит через мельчайшие отверстия - устьица, находящиеся чаще на нижней стороне листа. Через них же испаряется вода, что способствует поступлению питательных веществ из почвы через корни и продвижению их по растению. Испарение воды предохраняет растения и от перегрева. Поэтому очень важно, чтобы листья были всегда чистыми и достаточно освещались солнечным, лучше рассеянным светом. Многие растения имеют красивые листья и ради этого выращиваются в комнатах. Цветок. Основное назначение цветка - образование семян и плодов. Но комнатные растения редко размножаются семенами, и цветки здесь служат главным образом украшением. Из-за красоты цветков растения и выращивают в комнатах. Цветки располагаются на растении или поодиночке, заканчивая собою побег (тюльпан и др.), или группами в определенном порядке. Эти группы называются соцветиями. Большинство декоративных растений образует соцветия различной формы и строения. Цветки бывают различных размеров, формы и окраски. Чрезвычайно разнообразны и исключительно красивы цветки роз, камелий, кактусов; у других растений своеобразно красивы соцветия, бутоны. Махровость цветка (увеличенное число лепестков) наряду с окраской и ароматом представляет исключительно ценное свойство декоративных растений, и махровые цветки расцениваются значительно выше простых (немахровых). Махровые цветки бывают у розы, камелии, розана, сирени и многих других растений. Время и продолжительность цветения имеют большое значение. В периоды, неблагоприятные для цветения (осенью, зимой, а в открытом грунте и весной), каждый цветов дорог. Уже одна способность цвести в такой бесцветный период является ценным свойством того или иного растения. Зная время и продолжительность цветения, можно подбирать растения так, чтобы почти все время иметь цветущие экземпляры. Растения цветут обычно один раз в год, но встречаются и такие растения, которые ежегодно цветут по два и по нескольку раз. Эти растения называются ремонтантными (отдельные группы роз, лимоны и др.). На продолжительность цветения оказывают значительное влияние питание, влажность, тепло, воздух и свет. Обилие света и влаги, например, у многих растений увеличивает продолжительность цветения. У большинства растений образование семян вызывает прекращение цветения, поэтому удаление завязей способствует продлению срока цветения. Не только цветки, но часто и плоды являются украшением растения. В комнатах содержат многие растения с красивыми плодами (цитрусовые, паслен, плодовые).

Растение - живой организм. Каждое растение - дикорастущее, сельскохозяйственное, садовое, комнатное - представляет собой сложный живой организм. Первоначально все растения были дикорастущими, и человек использовал для себя то, что они давали в природе. С течением времени человек отбирал в природе наиболее полезные для себя растения и возделывал их, чтобы получить тот или иной продукт в наибольшем количестве и наилучшего качества. Живое растение, особенно цветущее, радует глаз человека. Чтобы иметь возможность постоянно наслаждаться созерцанием живых растений, люди стали наиболее красивые растения выращивать в комнатах. Под влиянием ухода и специального воздействия эти растения превратились в комнатные цветы, отличающиеся особой красотой.

Каждое растение, в природе или в комнате, для своего существования требует определенных условий. Главнейшими из этих условий являются влага, элементы питания, воздух, свет, тепло. Для использования этих условий растение имеет особые органы. Так, влагу и растворенные в ней питательные вещества растение извлекает из почвы корнями, свет улавливает зелеными листьями, для размножения служат цветки с развивающимися из них семенами.

Корень. При прорастании семени появляется зародышевый корешок, из которого развивается главный корень. От главного корня отходит масса боковых корешков, которые образуют корневую мочку растения. У пальм, луковичных и некоторых других выращенных из семян растений главный корень довольно рано перестает расти, а взамен его из основания стебля появляются придаточные корни. У всех растений, выращенных не из семян, а из частей растения, например из черенка, главный корень отсутствует, а бывают только придаточные корни. На концах мелких корешков находится корневые волоски, через которые в основном поступают питательные вещества из почвы. Совокупность всех корней растения называется корневой системой. Прищипыванием главного корня при пикировке и умеренной подрезкой корней при пересадке растения можно усилить рост корневой мочки. А это увеличит поступление питательных веществ в растение. Корни дышат, т. е. поглощают кислород из воздуха, находящегося в рыхлой почве, и выделяют углекислоту. Поэтому рыхление земли в цветочных горшках и кадках способствует лучшему проникновению воздуха в почву, а следовательно, и лучшему росту корней и всего растения.

Корни растений весьма разнообразны по форме. Нередко встречаются растения (георгины, спаржа, некоторые виды бегоний) c утолщенными, разросшимися корнями, заполненными запасными питательными веществами. Филодендрон, антурий и некоторые другие образуют воздушные корни, отходящие от стебля, которые являются опорой для стебля растения. Многие многолетние растения способны давать от корней ростовые побеги (корневые отпрыски). Такие растения (драцена, бирючина, некоторые виды пальм, роз) можно размножать корневыми отпрысками, делением куста, корневыми черенками.

Стебель. Стебель соединяет все органы растения, от корней к листьям проводит воду в растворенными в ней минеральными веществами, и от листьев к корням, цветкам и плодам - выработанные листьями органические вещества, из которых растение строит свое тело. У большинства растений стебель держится вертикально, но у некоторых он обладает способностью виться, лазать или цепляться. Такие растения называют лианами. Их широко используют для вертикального озеленения стен, трельяжей, колонн. Для этой цели в комнатах используют виноград, ползучий фикус, плющ и в качестве свешивающихся (ампельных) растений - спаржу, традесканцию, хлорофитум. У кринума и кактуса в результате накопления запасов питательных веществ или воды стебель в местах накопления разрастается и образует различной формы утолщения. У некоторых растений стебли под землей образуют луковицы (гиацинты, тюльпаны), клубни (бегонии, глоксинии), корневища.

Эти видоизмененные части стебля являются не только местом накопления питательных веществ, но и средством для размножения растений.

У некоторых растений пустынь и полупустынь, например, у большинства кактусов, нет листьев. В этом случае стебель заменяет листья: он зеленый и усваивает из воздуха углекислоту. Стебли иглицы (рускуса) видоизменены настолько, что напоминают собой листья. На стебле (побеге) находятся почки, листья, цветки и плоды.

Почка представляет собой сильно укороченный зачаточный побег с зачаточными листьями и заканчивается точкой роста. Различают ростовые почки, имеющие зачатки побега и листьев, и цветочные почки, несущие зачатки цветка или соцветии. Цветочные почки обычно крупнее ростовых и более округлые.

Ростовая почка до распускания называется покоящейся. Часть почек, обычно расположенных в нижней части стебля, не распускается долго, иногда много лет, но сохраняет возможность к прорастанию. Такие почки называются спящими. Придаточные ростовые почки могут возникать по всему стеблю, обычно между древесиной и корой, на корнях или местах поранений. Покоящиеся, спящие и придаточные почни способны прорастать при обрезке и повреждении стеблей. Этим широко пользуются для формирования кроны, для восстановления утраченных ветвей или всей надземной части растения, для замены устаревших частей молодыми (омолаживание).

Лист. Значение листа для жизни растении огромно. В листьях находится зеленое вещество - хлорофилл. В хлорофилловых зернах листьев из углекислоты, воды и минеральных солей на свету создаются органические вещества, из которых растение строит свое тело. Процесс этот называется фотосинтезом. Протекает он только на свету и сопровождается выделением кислорода. Но листья не только поглощают углекислоту и выделяют кислород. В процессе дыхания они выделяют углекислоту, а поглощают кислород воздуха. Днем процессы накопления органических веществ преобладают над дыханием, ночью - наоборот. Поэтому днем растения улучшают в комнате воздух, обогащая его кислородом.

Поглощение и выделение углекислоты и кислорода происходит через мельчайшие отверстия - устьица, находящиеся чаще на нижней стороне листа. Через них же испаряется вода, что способствует поступлению питательных веществ из почвы через корни и продвижению их по растению. Испарение воды предохраняет растения и от перегрева. Поэтому очень важно, чтобы листья были всегда чистыми и достаточно освещались солнечным, лучше рассеянным светом.

Многие растения имеют красивые листья и ради этого выращиваются в комнатах.

Цветок. Основное назначение цветка - образование семян и плодов. Но комнатные растения редко размножаются семенами, и цветки здесь служат главным образом украшением. Из-за красоты цветков растения и выращивают в комнатах.

Цветки располагаются на растении или поодиночке, заканчивая собою побег (тюльпан и др.), или группами в определенном порядке. Эти группы называются соцветиями. Большинство декоративных растений образует соцветия различной формы и строения. Цветки бывают различных размеров, формы и окраски. Чрезвычайно разнообразны и исключительно красивы цветки роз, камелий, кактусов; у других растений своеобразно красивы соцветия, бутоны.

Махровость цветка (увеличенное число лепестков) наряду с окраской и ароматом представляет исключительно ценное свойство декоративных растений, и махровые цветки расцениваются значительно выше простых (немахровых). Махровые цветки бывают у розы, камелии, розана, сирени и многих других растений.

Время и продолжительность цветения имеют большое значение. В периоды, неблагоприятные для цветения (осенью, зимой, а в открытом грунте и весной), каждый цветов дорог. Уже одна способность цвести в такой бесцветный период является ценным свойством того или иного растения. Зная время и продолжительность цветения, можно подбирать растения так, чтобы почти все время иметь цветущие экземпляры.

Растения цветут обычно один раз в год, но встречаются и такие растения, которые ежегодно цветут по два и по нескольку раз. Эти растения называются ремонтантными (отдельные группы роз, лимоны и др.). На продолжительность цветения оказывают значительное влияние питание, влажность, тепло, воздух и свет. Обилие света и влаги, например, у многих растений увеличивает продолжительность цветения. У большинства растений образование семян вызывает прекращение цветения, поэтому удаление завязей способствует продлению срока цветения. Не только цветки, но часто и плоды являются украшением растения. В комнатах содержат многие растения с красивыми плодами (цитрусовые, паслен, плодовые).

Органы растений: их функции, строение и метаморфозы.

  1. Корень и корневые системы. Метаморфозы корня.

  2. Стебель и побег. Метаморфозы побега.

  3. Лист и его метаморфозы.

1.Корень и корневые системы. Метаморфозы корня.

Вегетативными называются органы растений, служащие для поддержания индивидуальности жизни растения (корень, стебель, лист), называются вегетативными. Они находятся в зачаточном состоянии в каждом семени.

Генеративные органы обеспечивают процесс полового размножения. Цветок представляет собой видоизменённый неразветвлённый побег с ограниченным ростом, приспособленный для полового размножения с последующим образованием семян и плода. Органы цветка являются видоизмененными листьями: покровные листья формируют чашелистики и лепестки, а спорообразующие листья дают начало тычинкам и пестикам. Особенности строения цветка связанны со способами опыления.

Метаморфозы вегетативных органов.

Основные вегетативные органы растения – корень, стебель и лист. Кроме типичных вегетативных органов часто встречаются их видоизменения, возникшие в длительном процессе эволюции. Эти явления называют иначе метаморфозом, что значит превращение. Видоизменённые органы бывают иногда настолько своеобразны, что нельзя сразу определить их происхождение.

Иногда форма того или иного органа растения (например, корень свеклы) изменяется в результате деятельности человека.

Морфология корня и корневые системы.

Корень – специализированный орган почвенного питания. Он выполняет следующие функции:

    поглощает воду и минеральные элементы

    служит для закрепления в почве;

    обладает двигательной активностью (зона растяжения);

    может иметь также запасные функции, приобретая форму корневых клубней (георгин);

    выполнение новых функций проводит к возникновению: а) дыхательных корней у болотных растений; б) корней – прицепок (плющ); в) воздушных корней орхидеи и др. модификаций.

Но основная функция корня – почвенное питание. Эта функция определяет особенность строения. Во-первых, корень должен иметь, возможно большую поверхность соприкосновения с почвенными частицами и плотно срастаться с ними. Во-вторых, всасывающие рабочие участки корня не могут оставаться на месте – они должны передвигаться, осваивая всё новые пространства и преодолевая сопротивление плотной почвы.

Продвижение в плотной почве становится возможным благодаря верхушечному росту корня и защитным приспособлениям, позволяющим нежной верхушечной меристеме пробиваться между частицами почвы.

Всасывающая ткань выполняет важнейшую функцию корня – почвенное питание. Она состоит из одного слоя клеток, расположенных на поверхности молодого корня. Весь наружный слой клеток, покрывающим молодой корень, называют ризодермой.

Клетки всасывающего слоя обладают тонкими оболочками и плотно прилегают к частичкам почвы. Они активно воздействуют на почву и всасывают необходимые вещества. Эта деятельность требует значительной затраты энергии, что обеспечивается, во–первых, постоянным притоком органических веществ и, во–вторых, интенсивным окислением этих веществ, т.е. дыханием с потреблением кислорода. Поэтому в корне хорошо развита система межклеточников, заполненных газами и облегчающих газообмен.

Клетки всасывающего слоя образуют длинные выросты – корневые волоски, в несколько раз увеличивающие поверхность корня.

Корневые волоски возникают только на некотором удалении от корня. Это объясняется тем, что участок корня между волосками и чехликом испытывают сильное растяжение и скользит между частичками почвы. Всякие неровности и выступы на этом участке корня затруднили бы проникновение в почву.

Первым при прорастании семени появляется главный корень, который развивается из зародышевого корня. Главный корень – ось первого порядка. От него отходят боковые корни, это оси второго порядка, от них идут корни третьего порядка и т.д. В результате формируется корневая система.

На растениях из стебля или листьев часто образуются придаточные корни. Строение и функции их такие же, как и у главного и бокового корней.

Так как стебель более толстый по сравнению с корнем, то граница между ними обычно заметна. Место перехода стебля в корень называется корневой шейкой, а участок стебля, находящийся между корневой шейкой и семядолями, - гипокотилем, или подсемядольным коленом. От него часто отходят придаточные корни. Образованию их способствует окучивание растений. За счет придаточных корней увеличивается корневая система, что улучшает питание растения, делает его более устойчивым.

Корневая система может быть стержневой, если главный корень выделяется среди других корней своей величиной, и мочковатой, если главный корень слабо развит и не отличается от остальных корней.

По форме стержневые корни бывают: конусовидные (петрушка); реповидные (репа, свекла); нитевидные (проростки льна); веретеновидные (некоторые сорта моркови).

Длина корней варьирует в значительных пределах. У культурных злаков главная масса их развивается в пахотном горизонте, но отдельные корни угодят на глубину 1.5 – 2м.

Общая длина корней у одного растения ржи или пшеницы (без корневых волосков), выращенного в полевых условиях, равна 600 м – 70 км.

Различают ростовые и сосущие корни. Первый быстро растут, вскоре покрываются пробкой и не всасывают воду. Сосущие растут медленно, долго остаются нежными и хорошо всасывают почвенные растворы. Они являются окончанием корней высших порядков.

Метаморфозы корней.

    Корнеплод формируется из главного корня благодаря отложению в нём большого количества питательных веществ. Корнеплоды образуются главным образом в условиях культурного возделывания растений. Они имеются у свёклы, моркови, редьки и др. В корнеплоде различают: а) головку, несущую розетку листьев; б) шейку – среднюю часть; в) собственно корень, от которого отходят боковые корни.

    Корневые клубни, или корневые шишки, представляют собой мясистые уплотнения боковых, а также придаточных корней. Иногда они достигают очень большой величины и являются вместилищем запасных веществ, по преимуществу углеводов. В корневых клубнях чистяка, орхидей, запасным веществом служит крахмал. В придаточных корнях георгины, превратившихся в корневые клубни, накапливается инулин.

Из возделываемых растений следует назвать батат, из семейства вьюнковые. Его корневые клубни достигают обычно 2 - 3 кг, но могут быть больше. Культивируется в субтропических и тропических районах для получения крахмала и сахара.

    Воздушные корни образуются у некоторых тропических растений. Они развиваются как придаточные из стеблей, имеют бурых цвет и свободно повисают в воздухе. Характеризуются способностью поглощать атмосферную влагу. Их можно видеть у орхидей.

    Цепляющиеся корни, при помощи которых слабые стебли лиан поднимаются вверх по стволам деревьев, по стенам, откосам. Подобные придаточные корни, врастающие в щели, хорошо закрепляют растение и дают ему возможность подниматься на большую высоту. К группе таких лиан относится плющ, широко распространённый в Крыму и на Кавказе.

    Дыхательные корни. У болотных растений, к обычным корням которых доступ воздуха сильно затруднён, вырастают специальные корни, направленные из земли вверх. Они находятся над водой и получают воздух из атмосферы. Дыхательные корни имеются у болотного кипариса. (Кавказ, Флорида).

Органы аналогичные и гомологичные.

Ч. Дарвин ввел понятие об аналогичных и гомологичных органах.

Аналогичные органы выполняют одинаковые функции, но имеют различное происхождение(Колючки боярышника и колючки кактуса).

Гомологичные органы – имеют одинаковое происхождение, но выполняют разные функции. (Колючка груши, корневище купены).

Класс: 1

Учитель: Кайсаримова Р.М.

Тема урока: «Органы растения и их функции».

Цели урока : Сформировать представление о строении растений, выяснить значимость каждой части растения;

обобщить и систематизировать знания учащихся о растении как живом организме; о разнообразии растений;

развивать коммуникативную и информационную компетентность, умение выделять существенные признаки; устанавливать причинно- следственные связи, умение обобщать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к растениям.

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: частично- поисковый, практический, творческий

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование : презентация, иллюстрации растений, тестовые задания, учащиеся сидят в группах.

Ход урока.

1. Мотивационно - целевой этап.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошей работы.

А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.

Кроссворд «Растения» (слайд1)

1. Не огонь, а жжется. (Крапива. )

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина .)

3. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина .)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра. )

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза. )

6. Ветка в грозди разодета

Фиалкового цвета.

Это в летний жаркий день,

Расцвела в саду …….. (сирень. )

7. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа .)

8. Платье потеряла,

Пуговки остались. (Рябина .)

Что такое растение?

Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

Почему растения считаются живыми организмами? Перечислите признаки?(c лайд2)

Растение

Что нужно растению для роста и развития?(слайд 3)

На какие группы делятся растения? (слайд4)

Растения

Молодцы.

Ученица читает стихотворение.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Помогите разобраться нам”.

Почему вянут растения? Объясните?

Назовите тему нашего урока.

2. Операционный этап.

Каждой группе раздается задание.

При подготовке каждой группе можно пользоваться учебником.

1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “ Части растений”

2 группа . Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “

3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “ Что общего у разных растений? ”

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревце все выше, выше.

- А сейчас каждая группа представит свое выступление.

Выступление групп.

Формативное оценивание групп « Цветик –семицветик»

Отлично – большой цветок

Хорошо- средний

Не очень - маленький

Модельный ответ №1

Модельный ответ №2

Модельный ответ №3

Из каких частей состоит растение?

Какой вывод можем сделать?

Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.

Какое значение в жизни человека имеют растения?

Молодцы.

3. Контрольно – оценочный этап.

А сейчас мы проверим, как вы поняли новый материал.

У каждого на столе лежит тест с заданиями.

Выполните тест.

1. Какая часть укрепляет растение.

а) стебель б) *корень в) лист

2. Что образуется на месте цветка.

а) * плод б) стебель в) лист

3.Какая часть отвечает за дыхание растения.

а) стебель б) корень в) *лист

4. Что находится внутри плода..

а) цветок б) *семена в) лист

5. Чем отличается дерево от кустарника.

а) * у него один ствол б) стебель в) много стволов

Проверка теста.

Формативное оценивание.

Выставьте себе оценки по пятибалльной шкале.

4. Д/З: нарисуйте дайте характеристику растению.

5. Рефлексия.

Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Пополнили ли вы свой багаж знаний?

Получили удовольствие от урока?

Урок окончен.