Практикум для родителей «Игры на развитие фантазии и словесного творчества. Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников Игры придумывание фантазирования для детей дошкольного возр

Надежда Гуреева
Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников

1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

У современных детей умение играть развито очень слабо . Игра вытеснилась другими, взрослыми видами деятельности. Согласно возрастной переодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития связаны с возрастным новообразованием . Для дошкольников это психологическое новообразование проявляется в функции воображения . Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра , то и актуальным на этот переиод будет вопрос развития фантазии через различные виды игр.

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Фридрих Фребель.

Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация . Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.

В режиссерских играх, проигрывая ситуации, связанные с неприятными переживаниями, рассуждая вслух, ребенок научается более адекватно оценивать отображаемые события, приобретает возможность вставать на чужую точку зрения, осмыслять ее, что приводит к смягчению эмоциональной реакции, к большему пониманию ситуации.

Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет разное значение для формирования отдельных компонентов воображения . Так, предметная среда, в основном, складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию сюжетно – ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция формируется сначала в образно – ролевой игре, а затем получает свое интенсивное развитие в режиссерской .

2. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ

Этому наш коллектив уделяет особое внимание, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка.

Самодельные куклы, куклы на перчатке, варежке,

Коробки (пещеры, шалаши, туннели, летающие тарелки, космодромы,

Самодельные значки на липучках ,

Переносная игровая комната с небольшими куклами, домик, лоскутки ткани, шарики, брусочки,

Наряды : накидки (многофункциональные-мушкетер, принцесса., платки разного размера, куски ткани разного цвета,

Коллекции : перья, веера, цветные ленточки, пояса, ремни.

Бросовый материал : гибкий шланг, трубочки, колесо, пластмассовые крышки, детали машин, формочки для яиц, поролон, баночки.

Материал для обустройства пространства : занавески с петлями на концах, с рисунком, который может обозначать - кафе , ресторан, больницу.

Волшебная палочка, сундучок,

Панно, карты с волшебными странами, сказочными пещерами, страны облаков, цветовых пятен со съемными изображениями героев и вещей,

Книжки-самоделки : «История одной вещи» , «Оживший холодильник» , «Туфельки на балу» , «Королевство зеркал и зеркалец» .

2. ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

В нашем детском саду для развития воображения проводятся следующие игры, упражнения,даются задания :

«Незаконченный рисунок» .Задание : предложите ребенку подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать ее.

«Угадай, кто я» .Ход игры : дети с помощью жестов или звуков изображает какой – либо предмет (паровоз, чайник, самовар, собака, кошка) .Задание : ребенку надо отгадать, что это за предмет.

«Укрась слово» .Задание : предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову (осень, дом, зима, лето, бабушка, цветок, мама, игра и др.)

«Использование предметов» .Задание : ребенок должен перечислить все возможные случаи употребления данного предмета.Варианты : карандаш, газета, листок бумаги, книга, кисточка, табурет, лопата, крышка.

«Представь, будто» .Задания : ребенок должен представить и изобразить, как вдевает нитку в иголку; как задувает свечи на торте в день рождения; часы с маятником, которые бьют; изобразить и озвучить часы с кукушкой, мотоцикл; парикмахера, который делает прическу; маленького рыболова, хирурга во время операции.

«Составь предложение» .Задание : составить предложение, используя названия предметов, изображенных на картинках.

«Составление изображений объектов» .Задания : пользуясь геометрическими фигурами, ребенок должен нарисовать лицо человека, нарисовать дом и другие предметы.

«Составь загадку» .Задания : предложите ребенку составить загадку о зонтике.Подсказки : на что похож предмет (на гриб, на волчок, на колокольчик) ; чем отличается (несъедобный, не крутится, укрывает от дождя) ;загадка : как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится, как колокольчик, но от дождя укроет.

«Что произойдет» .Задание : предложите ребенку подробно ответить на предложенный вопрос.Например : что произойдет, если оживут все сказочные герои?; что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? ; что произойдет, если дождь будет лить не переставая? И др.

Желаем всем педагогам творить и фантазировать, потому что только такой педагог может понять ребенка, сделать его жизнь интересной!

Игра – фантазирование

как средство развития воображения и детского творчества.

Кутузова Лидия Александровна,

педагог-психолог МБУ д/с № 147 «Сосенка»

Прекрасное пробуждает доброе. В эстетическом и умственном воспитании общий объект познания и освоения - окружающий мир ребенка. Эстетические ценности имеют и искусство, и природа, и быт, и взаимоотношения людей. Встреча с прекрасным в жизни и искусство развивают у детей эстетическое чувство. В процессе эстетического восприятия сначала под влиянием взрослого, затем самостоятельно ребенок делает обобщения, у него возникают ассоциации, сравнения, появляются эстетические оценки, суждения. Так возникает оценочные отношения к окружающему, а на его основе формируется эстетический художественный вкус.

Л. С.. Выготский считал, что основой всякой творческой деятельности является воображение, а именно - способности комбинировать впечатления, полученные либо из реального жизненного опыта, либо из литературы и произведений искусств .

В последние годы наметилась печальная тенденция – игры старших дошкольников становятся примитивными и агрессивными, их содержание и форма обеднены и однообразны. Дети 5-6 лет, играя, имитируют действия и голос выбранного персонажа, но создаваемые ими игровые образы обычно маловыразительны, лишены ярких эмоциональных проявлений, зачастую агрессивны. Традиционные сюжеты игр «Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» включают две-три взаимосвязанные ситуации. Литературный опыт детей практически не включается в игровых сюжетах, свои впечатления от мультсериалов (роботы, трансформеры) в игру вносят, в основном мальчики. Взрослые, в первую очередь педагоги, способны помочь детям и многому их научить.

Одна из форм передачи игрового опыта – игра-фантазирование, совместная деятельность детей и взрослых.

Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. В такой игре необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Сюжетной игре не свойственно жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе игры .

Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:

1- обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2 - герой встречается с "дарителем" (обладателем) волшебного средства и для его получения проходит испытание (на доброту, смекалку, ловкость, находчивость и.п.);

3- герой получает от "дарителя" волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;

4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);

5- герой побеждает противника и получает искомый объект;

6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы разворачивать игру-придумывание и изменять знакомый сюжет.

Мы решили сделать центральным героем игры - фантазирования Человечка – необычную мягкую игрушку, не похожую ни на одного из знакомых детям сказочных персонажей.

И
грушка изготовлена из мягкого, приятного на ощупь материала. Руки Человечка выполнены на проволочном каркасе, положение бровей, рта тоже можно менять так, чтобы лицо Человечка выражало разные чувства: радость, грусть, удивление, интерес, злость, страх в соответствии с игровой ситуацией, настроением героя.

Разработана карта сказочной страны с традиционными объектами, отражающими узловые точки сюжета (дорога, дворец положительного героя и замок анти-героя, река-препятствие, лес, горы). Карта помогает герою перемещаться во времени и пространстве. Работа с такой картой облегчает проведение игры-фантазирования, помогает детям самим организовывать игры, лучше запоминать придуманное. Все события в игре разворачиваются вокруг героя-Человечка и связаны сюжетной линией.

В начале игры, педагог дает «опорную точку», рассказывает о том, какие события в ней будут происходить, подробно описывает эмоциональное состояние героев, их переживания, дети совместно с педагогом изображают, как выглядит главный герой – Человечек в разные моменты сказки (мимика, позы, жесты).

Пример. В начале путешествия Человечек отправляется в сказочную страну Хохотанию. Дети придумывают, как выглядят жители этой страны, как называются города страны (например, Хохотанск), ее улицы, как выглядит столица, дворец, в котором живут правители и т.д. Жители страны Хохотании поведали Человечку грустную новость: Злой ветер украл юную принцессу Улыбку (описание принцессы: как выглядела принцесса?, Как проявлялась ее доброта?).

Наш смелый Человечек отправляется на поиски принцессы в царство Злого ветра.

Педагог постепенно привлекает детей к разработке сюжета, рассматривает вместе с детьми карту (например, «река на пути героя», «замок Злого ветра») и помогает детям вопросами: «Как могла называться река в волшебной стране?», «Какая в ней вода?», «Какой она стала после проделок Злого ветра?» и т.п.

По ходу игры привлекается литературный опыт детей, им, например, предлагается вспомнить, что в сказках всегда есть волшебные помощники, (Какие герои-помощники бывают в сказках?, Как они помогают герою?, Какие испытания придумывают?).

Наконец Человечек добрался до замка Злого ветра, но чтобы проникнуть туда, надо выполнить задание стражников (например, без бумаги и красок, одними словами нарисовать портрет Злого ветра, описать замок и его окрестностей, что можно увидеть внутри замка).

Особое внимание следует уделить развитию умения создавать образ персонажа, умению описывать знакомые эмоциональные состояния. Для этой цели используются музыкальные произведения (например Шопен «Ноктюрн» для обсуждения эмоционального состояния «грусть», П.И. Чайковский «Новая кукла» - для обсуждения эмоционального состояния «радость», Э. Григ «В пещере горного короля» - «страх» и т.д.).

Практически на каждом этапе игры-фантазировании в качестве заключительной части занятия можно использовать рисование в любой технике, в том числе и «волшебными красками», в состав которых входит гуашь, клей ПВА, крупная соль. При высыхании такие рисунки будут загадочно поблескивать.

На первых этапах игры педагог подробно описывает детям события, эмоциональное состояние героев, их переживания. Через некоторое время можно предложить детям использовать фишки-пиктограммы, на которых изображены основные эмоции Человечка. Детям нужно придумать, что произошло, почему у героя именно такое лицо, подробно описать новые события в жизни героев.

Игра-фантазирование, по мнению Д.П.Н. Н.Я. Михайленко, К.П.Н. Н.А. Коротковой способствует формированию монологической речи дошкольников, а именно - овладению детьми самым сложным ее видом - творческим рассказом. Этот вид игры расковывает воображение детей, развивает речевые умения и навыки в области сочинения, придумывания историей, рассказов, сказок.

Желание придумывать историю или сказку, героем которой является игрушка, побуждает ребенка подобрать нужные слова, грамматически оформить их в связные высказывания, ясно, четко, интонационно выразительно рассказать слушателям, чтобы вовлечь их в игру. Для этого нужно владеть хорошо развитой монологической речью, что на сегодня является скорее исключением, чем правилом для дошкольника.

С помощью игры-фантазирования решаются следующие задачи : умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.

2. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал.2001. №5.с.57

3. Кравцова Е. А. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

4. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском садуМ.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.

Калиниченко А.В. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2004.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с

6. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.

7. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

9. Фантазия: Чубчик в стране Хохотании.//Обруч.-1997.-№4

Задачи: формировать навыки речевого общения детей, развивать речевое творчество, выразительность речи; формировать индивидуальные способности к речевой деятельности: формирование речи – доказательства, речи – рассуждения, воспитание уважительного отношения к мнению другого, навыки взаимовыручки и взаимопомощи.

Оборудование: полифункциональный игровой материал игрового пространства: карта – макет, фигурки Кляксы, Маши, Вани, Снегурочки, Здоровяка, девушек и парней, фигурки зверей, лесного массива.

Предварительная работа: чтение В. Сутеева «Мы ищем Кляксу». Изготовление фигурок, карты – макета, заучивание скороговорок, физкульт минутки. Опыт «Превращения воды в пар и обратно». НОД «Круговорот воды в природе».

Ход:

Воспитатель: Ребята, а что у меня в руках? (Клякса) .

Воспитатель: A откуда она появилась? (Из сказки «Мы ищем кляксу»).

Воспитатель: А как она образовалась? (Высказывания детей. Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом и получилась большая, безобразная клякса ).

Воспитатель: И что же произошло потом? (Она ожила, захихикала и куда – то спряталась).

Воспитатель: Как вы думаете, на что способна клякса? (Ответы детей).

Воспитатель: А вы хотели бы поиграть в путешествие по следам кляксы вместе с нашими героями Ваней и Машей? А хотели бы придумать для них новые приключения? Что же для этого нам надо? (Нам надо взять карту путешественников и разные фигурки).

Воспитатель: Ну, хорошо, пора нам оправляться в путь. Для этого нам надо обязательно посчитать. Считать будем полную минуту от 1 до 60 и произнесем волшебные слова: «крибли, крабли, бум».

Воспитатель: А теперь открыли глаза, увидели первые следы Кляксы. Куда же они нас привели? (В сказочный лес, полный сказок и чудес, здесь есть парни и девушки, водят хороводы, песни поют и прыгают через костер. Среди них и Снегурочка ).

Воспитатель: Дети, а видите, вот и клякса, она подговаривает Снегурочку прыгнуть через костер? А что наши друзья? (Они отговаривают ее, хотят ее задержать).

Воспитатель: А если бы вы были рядом, чтобы вы сказали? («Не прыгай, растаешь»).

Воспитатель: А клякса уже толкает Снегурочку к костру. Снегурочка прыгнула и превратилась в облачко. Какое облачко? (Облачко пушистое, белоснежное, холодное оно повисло над лесом. Маша и Ваня заплакали).

Воспитатель: Кто же сможет помочь нашим друзьям и как? (Большой здоровяк, который забросит Машу и Ваню на облачко, чтобы они могли следить за кляксой сверху и не допускать безобразия).

Воспитатель: Дети, давайте расскажем о «здоровяке» и покажем его, выходите сюда.

Физкультурная минутка.

«Один пузатый здоровяк, (руки соединенные вместе показывают большой живот).

Съел десять булок натощак (руки прямо перед собой и показывают 10 пальцев).

Запил он булки молоком. (имитируем, как пьем молоко).

Съел курицу одним куском. (хлопки в ладоши перед собой).

Затем барашка он зажарил (изображаем рожки и покачиваем головой)

И в брюхо целиком отправил. (руки соединенные вместе показывают большой живот).

Раздулся здоровяк, как шар (руки в стороны, переступаем с правой ноги на левую).

Он столько съел всего! Кошмар!» (руки к голове, покачивание головой).

Воспитатель: А теперь закрыли глаза и посчитали десятками 1 минуту (10, 20, 30 … 60) и сказали волшебные слова «крибли, крабли, бум», вот мы и на втором поле нашей карты. Оно желтое, куда же мы попали? Кто здесь живет? (В пустыне живут быстроногие антилопы, длинношеи жирафы, грозные львы, огромные слоны и гиппопотамы).

Воспитатель: «За гиппопотамами по пятам быстро топает гиппопотам» - давайте скажем эту скороговорку.

А вот и следы кляксы, что она делает? (Она хочет развести костер и разводит его).

А как она может развести костер? (Ответы детей. С помощью спичек, с помощью увеличительного стеклышка, и т. д.).

Воспитатель: О чем кричат Ваня и Маша с облака? (Это катастрофа, если разгорится костер, будет пожар, все сгорит).

Воспитатель: Как себя повели животные, почуяв запах дыма! (Жираф первым увидел дым и забил тревогу, помчался на своих высоких ногах, лев, зарычал и стал собирать свой прайд. Тревожно стало в пустыне).

Воспитатель: Кто сможет затушить разгорающийся пожар и как? (Рассердилось облачко, нахмурилось и потемнело, и полетели с неба крупные капли дождя, заливает костер, поливает нашу землю).

Воспитатель: Дети, давайте скажем закличку.

«Дождик, дождик пуще!

Дадим тебе гущу,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку!»

Воспитатель: Обрадовались звери, птицы на земле спасительному дождю: получилось чудо. Какое чудо может произойти? (Дождевая вода затушила костер, размыло кляксу, на земле осталось только белое пятно).

Воспитатель: А с облачком случилось что? (Оно стало маленьким, очень легким и едва удерживает Машу и Ваню).

Воспитатель: Надо срочно спасать облачко и детей Машу и Ваню, где облачко может восстановиться, стать большим и пушистым, быстрым? (Надо подуть, чтобы облачко полетело к океану, к морю, к реке. Над водой формируются облака, тучи. Здесь происходит круговорот воды в природе).

Воспитатель: Вот мы и попали на голубую часть нашей карты. Что же мы видим? (Голубой океан).

Воспитатель: А какие океаны вы знаете? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно – Ледовитый океан). А это волшебный океан, океан «Оживил».

Воспитатель: А как вы думаете, что делает этот океан? (Он оживляет все предметы, которые в нем находятся).

Воспитатель: Что может случится с предметами, которые попали в океан «Оживил»? (Они оживляются).

Воспитатель: Что мы видим в нем? (карандаш и линейка)

О чем может думать карандаш? О чем может думать линейка? (выслушивает ответы детей).

Воспитатель: Можем ли мы как – то изменить их мысли, их настроение? (Мы можем их взять с собой, наше облако тоже увеличилось над океаном, с помощью водяного пара, он испаряется с океана из – за жаркого солнышка, поднимается над водой и летит вверх, потом охлаждается, капельки объединяются, и становится большими облаками. Наше облачко стало тоже большим и сильным и принесло детей на лесную полянку).

Воспитатель: Маша и Ваня спустились с него на землю и попрощались с облачком. Вам понравилось наше путешествие? (Да, мы же нашли новых друзей, карандаша и линейку).

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы нарисовать наше путешествие и сделать из него потом мультфильм и показать его потом остальным детям? Берите бумагу, цветные карандаши и приступайте, нарисуйте то, что вам понравилось в нашем путешествии. (дети рисуют.

Воспитатель: А в следующий раз мы с облачком полетим на Север. Что нам для этого будет нужно? (Сделать новое игровое поле, новых героев).

Картотека творческих игр для детей 5-6 лет.

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают(по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог по-могает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра«Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: « Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: « Где мы были, мы не скажем, а что делали— покажем» (если они договорились изображать действие) или« Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: « Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть— траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,— осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель: Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.

Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра« Дедушка Молчок».

Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.

Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать.

Где ты, добрый старичок? Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри, Тс-с-с, ничего не говори.

Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог« находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читаеттекст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.

Сидит кукушка на суку,

И слышится в ответ...

«Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.

А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)

Щенок прогавкает в ответ,

Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)

Корова тоже не смолчит,

А вслед нам громко замычит... (Му-у!)

А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)

Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)

Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра«Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он « ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.

Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп —это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук».

Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок — его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра«Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.

Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»

Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу(с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой— зеркало. « Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и по-вторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист?

(Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза—«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, « разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.

После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

Педагог объясняет детям: « Режиссер — это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок(по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.

Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.

Водящий хлопает еще раз— и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.

Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра«Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.

Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает« картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают « картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться(как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: « Горячий картофель!»

Игрок, у которого оказалась в руках« горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.

Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.

Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

— Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра«Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод, в хоровод

Здесь собрался народ!

Раз, два, три— начинаешь ты!

Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.

Например:

— Сашенька, доброе утро!

Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своимдрузьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивоеплатье и т.д.).

После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.

Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).

Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать«Ау!».)

Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)

Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).

Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спичкидетям не игрушка!)

Игра«Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат

Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,

Он под деревом сидит. И медведица!

Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит

И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!

Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик...

По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.

В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита(игра«Оркестр»)

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас;воспитывать доброжелательные партнерские отношения.

Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:

Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.

В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:

Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,

Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.

Педагог объявляет номера:

— Первый номер нашей программы «Канатоходцы»!

Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе.

— Второй номер нашей программы— «Знаменитые силачи».

Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги.

— Третий номер нашей программы — «Ученые собачки» под рукводством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.)

Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют.

В антракте всем зрителям и участникам представления «буфетчица» раздает воображаемое мороженое.

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном

действии.

  1. Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения« Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.
  2. Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок« ловит» мяч и«бросает» его обратно педагогу.
  3. Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.

Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша(Педагог передает«мяч» рядом стоящему ребенку).

—Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.

—Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.

Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.

Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки - в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).

Игра с воображаемым объектом

Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным. Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

Игра«И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.

Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: « И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь... Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»

Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю...

Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...

Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый—обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Игра«Веселые обезьянки»

Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. « Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают«посетителя»:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая радуга.

(М. Лопыгина. Радуга)

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра«Поварята»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Дети делятся на две команды(рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая— салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. — для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п.—для салата. Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):

Сварить можем быстро мы борш или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат и простой винегрет,

Компот приготовить—вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить вкастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все « компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

Игра«Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки,— « дедушка и пятеро внучат». С другой стороны — остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к«дедушке» и«внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три—догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.

После двух загадок выбираются новые« дедушка» и« внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они! показывали в загадках.

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на « день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят.

Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

Игра«Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

Стоит с поднятой рукой(кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);

Стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед(ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);

Сидит на корточках(смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);

Наклонился вперед(завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Педагог предлагает ребятам повторить игру « Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их(собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Игра«Одно и то же по-разному»

Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).

Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:

Сидеть у телевизора;

Сидеть в цирке;

Сидеть в кабинете врача;

Сидеть у шахматной доски;

Сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II группа получает задание идти. Возможные варианты:

Идти по дороге;

Идти по горячему песку;

Идти по палубе корабля;

Идти по бревну или узкому мостику;

Идти по узкой горной тропинке и т. д.

III группа получает задание бежать. Возможные варианты:

Бежать, опаздывая в театр;

Бежать от злой собаки;

Бежать, попав под дождь;

Бежать, играя в жмурки, и т.д.

IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:

Отгонять комаров;

Подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

Сушить мокрые руки и т. д.

V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:

—ловить кошку;

—ловить попугайчика;

—ловить кузнечиков и т.д.

Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

Игра«Превращение предмета»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Сначала педагог объясняет детям: « В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

  • карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для

рисования, дудочка, I расческа и т.д.;

  • маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
  • записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра«Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие:

« Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле».

Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки.

Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты— гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Игра«Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий

(вариант народной игры).

Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки на окошках,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

Король сидит на « троне» с короной на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами(повара, прачки, швеи и т. д.).

Первая группа подходит к Королю.

Работники. Здравствуй, Король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет

убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер

Короля — то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй,

легкомысленной, сварливой и т. д. Главное в этой игре—действие с воображаемыми предметами.

Игра«День рождения»

Цель. Игра учит детей быть доброжелательными, внимательными и добрыми, Уметь действовать своображаемыми предметами.

Педагог назначает на роль именинника ребенка. Он будет принимать гостей в день рождения.

Гости по очереди дарят ему воображаемые подарки(кукла, мяч, конструктор и т. д.). Педагог должен обращать внимание на верные действия детей с воображаемыми предметами.

Игра «Загадки без слов»

Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини- сценок.

Педагог созывает детей: Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей— погляжу.

Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов.

Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время

располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море,

ручеек, чайник(если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т. д.). Дети второй подгруппы отгадывают.

Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает— первая

Ольга Филатова
«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста

«Веселые фантазии » (игры , при помощи которых можно развивать фантазию , а также словесное творчество у детей дошкольного возраста .

Хочу начать свое выступление словами А . Эйнштейна "Без воображения нет соображения".

Дошкольник в силу своей возрастной специфики является искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Развивать воображение и фантазию необходимо с самого раннего детства.

Что такое воображение и фантазия ? (ответы педагогов)

Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.

Чем отличается фантазия от воображения ?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например : Буратино, Оловянный солдатик, Кот в сапогах - это фантастические образы .

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Если ребенок овладел связной устной речью, развитием фантазии , воображения и способностью к литературному творчеству , то можно сказать, что он уже вполне качественно подготовлен к школе.

Как развивать у детей фантазию и воображение ?

Есть три закона развития творческого воображения :

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение.Отсюда следствие : надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком .

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования . И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать " свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством .

Среди современных инноваций в дошкольном образовании следует использовать именно те методики и технологии, которые не только приносят результат, но и увлекательны для ребят. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества . Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить.

Малыши подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться! Получая удовольствие от игры , они быстрее овладеют умением фантазировать ! А потом умением воображать! А потом и рационально мыслить! Чем больше вы будете с ребенком играть и заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться ! Кто не изобрел велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Пусть дети «изобретают свои велосипеды» .

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Веселые фантазии » . Цель, которого знакомство с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества .

Какие игры можно проводить с детьми :

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы 2 команды)

О чем думает мебель? (Ответы 3 команды)

Игра «Веселые рифмы »

Подберите к словам рифмы .

Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т. д.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его,по такому плану : Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «Как мне повезло»

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка) ".

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,что бы он хотел подарить : "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Хорошей доброй традицией стало в нашем детском саду перед новым годом устраивать конкурс совместного творчества детей и взрослых. Целью.

В октябре в нашем учреждении прошла выставка поделок совместного творчества детей и родителей «Чудо – семена» Это - с носиком пушинки, Это.

Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Проект по экологии «Овощные фантазии» для детей старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы. Паспорт проекта Авторы проекта: Егорова Татьяна Михайловна,Коновалова Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского.