Положен ли полис омс военнослужащим. Военные выступили за возможность включения военнослужащих в омс

10 августа вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Большинство поправок носят уточняющий и редакционный характер. В основном изменения коснулись Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 326). Немалая часть изменений связана с информационным взаимодействием при ведении органами персонифицированного учета - с них и начнем.

Теперь ФЗ № 326 содержит указание о том, что взаимодействие между органами осуществляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного взаимодействия.

У территориального фонда появилось новое полномочие - проводить проверку достоверности сведений о застрахованных лицах , предоставленных страховыми медицинскими организациями, на основе информации, получаемой в рамках информационного взаимодействия, в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ.

В рамках информационного взаимодействия у органов появились новые обязанности:

  • Территориальный фонд должен ежеквартально не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять страхователю для неработающих граждан сведения о неработающих застрахованных лицах. Застрахованные лица, сведения о которых не предоставлены, будут учитываться как неработающие застрахованные лица .
  • На МВД России возложены обязанности ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, передавать в Федеральный фонд сведения:
    • о лицах, гражданство РФ которых прекращено;
    • об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых аннулирован вид на жительство;
    • об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых аннулировано разрешение на временное проживание;
    • об утрате статуса беженца или лишении статуса беженца лицами, которые таковым статусом обладали.
  • Военные комиссариаты ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны передавать в территориальные фонды сведения о призванных на военную службу гражданах, а также информацию о начале, сроке и окончании военной службы.

И тут мы переходим с самому интересному. Глава 10 ФЗ № 326 дополнена новой статьей 49.1 о приостановлении действия полиса ОМС и о признании его недействительным.

Теперь полис ОМС признается недействительным в случае:

  • прекращения гражданства РФ (при отсутствии оснований для признания застрахованным лицом);
  • аннулирования вида на жительство в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • аннулирования разрешения на временное проживание в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • утраты или лишения статуса беженца.

Полис в данных случаях признается недействительным со дня поступления в Федеральный фонд сведений из МВД (как раз это новые обязанности МВД, о чем мы писали выше).

Действие полиса ОМС приостанавливается в случае призыва (поступления) на военную службу или приравненную к ней службу на срок прохождение застрахованным лицом такой службы . Причем такие граждане (за исключением проходящих военную службу по призыву) обязаны сдать полис ОМС или сообщить о его утрате путем подачи заявления в любую страховую медицинскую организацию или территориальный фонд. В принципе на военной (приравненной к ней) службе полис и не понадобится, ведь военнослужащие получают медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (а если военно-медицинской организации нет, то в МО государственной или муниципальной системы здравоохранения, которым в последующем расходы возмещаются счет средств федерального бюджета с учетом Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 911).

При этом как потом «возвращать» полис обратно - не сказано. Санкций за неисполнение пока не предусмотрено. При этом Минздрав еще в 2017 году высказывал свои «пожелания» о введении штрафа в размере 5 000 рублей за несдачу полиса ОМС. Так что следим - авось изменения в КоАП не за горами.

Здоровье и жизнь военнослужащих является предметом обязательного государственного страхования. В случае травм или иных повреждений, связанных с исполнением служебных обязанностей, офицеры получают денежные и социальные гарантии. Обязательность страховых выплат военнослужащим объясняется тем, что их работа почти всегда сопряжена с риском для здоровья и жизни.

Законодательное регулирование и конечные получатели

Необходимые документы

Для получения страховки, выгодоприобретателю потребуются:

  • паспорт;
  • заявление;
  • документальное свидетельство о произошедшем страховом случае, заверенное командованием воинского подразделения;
  • справка об инвалидности (если имеется).

В случае гибели офицера список дополняется:

  • свидетельством или медицинской справкой о смерти;
  • заключением военно-врачебной комиссии о наличии причинно-следственной связи между гибелью и служебными обязательствами;
  • рапорт командования об исключении военнослужащего из перечня личного состава;
  • документы, подтверждающие родство с умершим.

В случае смерти выгодоприобретателя, его наследники должны предоставить документы, о родстве с обоими умершими.

Все указанные сведения передаются страховщику в виде копий, заверенных подписью и печатью руководителя воинской части или военкомата.

Где взять формы документов

Самому выгодоприобретателю не стоит озадачиваться этим вопросом. Поскольку по его заявлению руководство воинского подразделения самостоятельно предоставляет справки о страховых случаях, наступивших во время службы или воинских сборов. К ним относятся сведения:

  • о смерти;
  • о получении инвалидности;
  • о получении тяжелой травмы или контузии;
  • о повреждении здоровья или смерти военнообязанного во время сборов;
  • о непригодности или об ограниченной пригодности в результате травмы или болезни, наступившей в следствие службы или на сборах.

В ряде случаев этот перечень дополняется рапортом о факте смерти офицера, документами служебного, административного или уголовного расследования. При условии, что следствие по делу завершено вступившим в законную силу постановлением суда, следователя или другого уполномоченного лица.

Срок выплаты компенсации

Компания выплачивает страховку через 15 дней после получения документов от выгодоприобретателя. В случае задержки, страховщик за свой счет обязан выплатить неустойку в размере 1% от суммы, причитающейся к выплате.

Индексация страховки

Суммы выплат военнослужащим по страховке подлежат обязательной ежегодной индексации в целях «смягчения» действия инфляции. В январе 2019 года президент подготовил указ, согласно которому размеры всех социальных выплат и компенсаций увеличатся на 2,5%. В начале февраля 2019 года указ вступит в силу.

Когда страховая компания отказывается от выплат

Страховщик отказывает выгодоприобретателю в выплате, если страховой случай:

  • имел место в результате противоправного поведения военнослужащего;
  • произошел в тот момент, когда застрахованный находился в состоянии алкогольного, наркотического аффекта;
  • стал следствием умышленного вреда здоровью, который гражданин нанес себе самостоятельно, при условии, что данное обстоятельство будет доказано в суде.

Решение об отказе в выплате оформляется в письменном виде, подписывается руководителем страховой компании и передается выгодоприобретателю в разумный срок после принятия. В документе должны быть изложены причины отказа, возможность их устранения или обжалования.

Порядок оформления и выплаты страховки

Компенсация выплачивается исключительно на территории Российской Федерации. Способы могут быть разные в зависимости от условий конкретного договора:

  • единовременно или по частям;
  • наличным или безналичным переводом.

Оформление выплаты начинается со сбора пакета документов. Большую часть из них, как мы уже говорили, подготавливает командование в\ч, к которой прикреплен пострадавший или умерший военнослужащий.

Чтобы инициировать подготовку справок застрахованный или выгодоприобретатель пишет на имя командования соответствующий рапорт (заявление). В случае гибели офицера к командованию с заявлением обращаются его близкие родственники.

После сбора и формирования справок, командование отправляет их вместе с заявлением (рапортом) в страховую компанию. Здесь анализ документов и ситуации занимает 10 рабочих дней, т.е. 2 недели.

При обнаружении недостоверности или ошибок, страховщики возвращают пакет с сопроводительным письмом, где изложены причины возврата. После устранения нарушений военнослужащему или его родным выплачивается сумма компенсации, установленная за конкретный страховой случай. Как правило, между окончанием рассмотрения и перечислением средств проходит не больше 1-2 дней. В случае задержки компания выплачивает пострадавшим неустойку в размере 1 % от страховки.

Порядок обжалования отказа

В случае отказа в выплате страховки при травме или ином повреждении здоровья военнослужащий имеет право обжаловать его в суде. Это долгая и трудоемкая процедура, поэтому о ней мы расскажем лишь вкратце.

Итак, споры по поводу страховых выплат проходят в общеустановленном порядке. Однако, прежде, чем подавать исковое заявление в суд, выгодоприобретатель должен принять меры к добровольному урегулированию вопроса. Для чего необходимо в адрес компании направить письмо с требованием выплатить страховку и его детальным обоснованием. Почти всегда такие претензии остаются без ответа либо их авторы получают мотивированный отказ.

После получения ответа, гражданин может обращаться в суд с иском, к которому прилагаются:

  • паспорт истца;
  • копия постановления страховой компании об отказе;
  • копия досудебной претензии;
  • копия ответа на нее;
  • доверенность на представителя, если он участвует от имени истца;
  • документальные доказательства, на которых сторона основывает свои требования.

Чаще всего в качестве доказательств выступают множественные экспертизы – медицинские, технические, психолого-психиатрические и другие. Самая главная сложность, с которой столкнется истец на стадии экспертиз – это давность страхового случая.

Всем известно, что чем больше времени проходит с момента события, тем сложнее проанализировать его и установить объективную истину. Однако, если эксперт все же смог ответить на поставленные вопросы, и суд принял его заключение во внимание, есть вероятность положительного исхода дела.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос

  1. пользователя - это ответ на
    его вопрос

    Юрист связывается
    с пользователем и
    предоставляет ему
    консультацию

С 10 августа ужесточается контроль за получателями медпомощи по системе обязательного медицинского страхования

Способ контроля за наличием у граждан полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) будет изменён, после чего некоторые россияне указанной страховки лишатся. Предусматривающий такие правила закон вступил в силу 10 августа.

«Двойное» медстрахование останется в прошлом

Как пояснила глава Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко , документ направлен на исключение страхования тех россиян, которым полисы не положены. В частности, это военнослужащие, расходы на лечение которых обеспечиваются из федерального бюджета, и приравненные к ним категории граждан - сотрудники Министерства внутренних дел РФ, Росгвардии, Федеральной противопожарной службы, Федеральной фельдъегерской связи, Уголовно-исполнительной системы, а также таможенных органов. Действие полиса будет приостанавливаться, если у гражданина аннулирован вид на жительство в России или разрешение на временное проживание, а также если он утратил статус беженца. По мнению Натальи Стадченко, такие меры позволят повысить качество планирования бюджетов ФОМС, субъектов Федерации и территориальных фондов ОМС.

Согласно действующему законодательству, платить взносы в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающих граждан обязаны регионы, в общей сложности на это у них уходит 618 миллиардов рублей в год. При этом часть отчислений субъекты вносят за тех, кто в действительности в этом не нуждается. В частности, многие люди, поступив на военную службу, оставляют у себя и полис ОМС, тем самым запуская процесс «двойного медицинского страхования». «После того как будет налажено информационное взаимодействие территориальных фондов ОМС с ФНС, военными комиссариатами и МВД, таких граждан можно будет своевременно выявлять», - сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья .

Теперь федеральные и территориальные фонды ОМС станут каждый месяц фиксировать все предоставленные сведения, после чего страхование тех граждан, кто в этом по факту не нуждается, будет приостанавливаться или прекращаться.

Не останавливаться на достигнутом

С данной законодательной инициативой Правительство выступило после совместного обращения губернаторов в Совет Федерации. В 2016 году главы субъектов обратили внимание сенаторов на то, что расходы региональных бюджетов на взносы в Фонд ОМС за неработающих граждан стали для них серьёзной финансовой нагрузкой, причём во многих случаях такие траты оказываются неоправданными.

«На согласование закона ушло более полугода, - сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике . - Его специфика заключается в том, что нужно было наладить информационное взаимодействие многих ведомств и структурных подразделений. Теперь предоставляемыми ими сведениями смогут воспользоваться местные органы власти при подсчёте тех бюджетных ресурсов, которые нужны для фонда ОМС».

По словам сенатора, пока что точных данных о том, сколько денег позволит сэкономить закон регионам, у парламентариев нет. «Это покажет дальнейший мониторинг, - отметил он. - Однако ни у кого не вызывает сомнений - принять документ было необходимо, нам нужно понимать, сколько граждан - из тех, за кого регионы платят в фонд ОМС, действительно не работают, а кто всё же трудится и, соответственно, не может относиться к категории безработных».

На территории Российской Федерации разработан закон, который позволяет откорректировать действия, связанные с приостановкой или полным прекращением страхования. Для того чтобы совершить различные оптимизационные процессы, было принято решение о разработке документов, отменяющих обязательное медицинское страхование тем работникам, которые трудятся в структуре МВД и ФСИН.

На территории Российской Федерации 10 августа заработал новый закон, упраздняющий оформление ОМС для лиц, которые работают в МВД и ФСИН

Официальную информацию предоставила руководитель Федерального фонда ОМС (ФФОМС) Наталья Стадченко. Она говорит о том, что закон упраздняет обязательное страхование для тех лиц, которые ранее оформляли полис ОМС. После принятия данного закона бюджет ФФОМС будет более тщательно сформирован. Также принятие законопроекта предусматривает повышение качества формирования необходимого бюджета всех регионов Российской Федерации.

После внедрения рассмотренного законопроекта ОМС, расположенные в субъектах Российской Федерации, по-другому будут формировать бюджет. На последнюю инстанцию также распространяется новое обязательство. Региональные ОМС смогут контролировать все процессы, которые проходят в момент страхования граждан Российской Федерации.

Для того чтобы определить достоверное количество застрахованных лиц на территории страны, Кабинет Министров разработает методику, позволяющую производить полноценный расчёт. Несмотря на то что работники МВД и ФСИН больше не обязаны оформлять полис обязательного медицинского страхования, в законе также установлена норма предоставления информации для тех учреждений, которые оформляют данный документ.

Каждый календарный месяц фонды ОМС будут предоставлять всю необходимую информацию

Территориальные и Федеральные фонды обязательного медицинского страхования должны каждый месяц подготавливать информацию, которая касается количества застрахованных людей. Также необходимо отображать объективные показатели, которые касаются приостановления или полного прекращения сотрудничества людей с учреждением.

От обязательного медицинского страхования теперь освобождены только те люди, которые работают в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в противопожарной службе, фельдъегерской связи и ФСИН. Также ОМС не нужно сотрудникам таможни. Документ был принят, потому что многие граждане, которые становятся военными, получают поддержку от государства в двойном размере.

Региональные власти выплачивают за неработающих застрахованных людей взносы в ФОМС. В свою очередь, работники органов внутренних дел получают медицинскую помощь, которая финансируется государством. Предприимчивые граждане не закрывают полисы ОМС, получая помощь в двойном размере.

Министерство финансов РФ выступило с инициативой – включить в систему обязательного медицинского страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, которые не имеют «гражданской» страховки и получают медицинскую помощь в соответствующих ведомственных медучреждениях. В Минздраве предложение коллег по правительству с воодушевлением. «В том случае, если будет узаконено введение страховых взносов со стороны военнослужащих, мы заинтересованы в том, чтобы консолидированная система обязательного медицинского страхования была более мощной, – заявила Вероника Скворцова. – Это дает нам возможность включения различных перераспределительных механизмов. На самом деле, поскольку это, как правило, молодые здоровые мужчины, они не требуют такого индекса оказания медицинской помощи, как дети и старики. Поэтому для нас, для системы это выгодно, и мы не будем совсем возражать против этого». Мнения экспертов и заинтересованных сторон – в опросе Vademecum.

Офицеры запаса и в отставке имеют полисы ОМС, но прикрепляются они к поликлиникам, подведомственным Минобороны. Там можно пройти осмотр не более трех врачей в день. При необходимости человек может быть госпитализирован в ведомственную клинику. Возможность прикрепиться к любой городской поликлинике – хорошее решение, которое повысит доступность медицинской помощи. Хотя ведомственные медцентры очень востребованы, из‑за чего иногда даже возникают проблемы: бывшие жены военнослужащих и военные, перешедшие на службу в другие ведомства, все равно продолжают лечиться в клиниках Минобороны.

Андрей Иваненко, майор в отставке

Я сталкивался с тем, что у людей, относящихся к категории военных, возникали сложности с получением плановой амбулаторной и особенно стационарной медпомощи в гражданских медицинских организациях. В основном эти проблемы были обусловлены фактической невозможностью получения медорганизацией платы за оказание помощи этой категории пациентов, хотя они – такие же граждане РФ, имеющие право на бесплатную медпомощь. Вот и получается, что в месте дислокации воинской части может не быть ведомственного стационара, а в гражданское медицинское учреждение в плановом порядке не попасть. То же и с амбулаторной помощью.
Но принимая решение о предоставлении военнослужащим медицинской помощи в системе ОМС, нужно учитывать «ведомственные» особенности. Во многих воинских частях имеется своя медицинская служба, которая осуществляет медицинское обеспечение в мирное время, на учениях, в условиях боевых действий и так далее. Кроме того, воинская часть может располагаться в существенном отдалении от жилых районов, на военных кораблях, находящихся в длительном автономном плавании. Не стоит забывать про военные базы, находящиеся на территории иностранных государств. Необходимо также учитывать специфику оказываемой медицинской помощи. Тяжелораненых военнослужащих всегда лечили в ведомственных военных медицинских организациях. Вот уже два вопроса, которые нужно учитывать: какой вид медицинской помощи военнослужащим нужно погружать в ОМС; какая патология (страховое событие) будет лечиться военными самостоятельно, а какая – в гражданских организациях. К этим концептуальным и организационным вопросам нужно добавить вопросы экономического и правового характера. Ответы на них помогут понять целесообразность реализации инициативы.

Алексей Николаев, адвокат петербургской группы «Онегин»

Вопрос включения военных в систему ОМС прорабатывался и ранее.
Однозначно сложно сказать, нужно ли на государственном уровне включать военных в единую систему медицинской помощи. В основном сложные виды медицинской помощи оказываются в Военно‑медицинской академии, главном и центральных госпиталях МО РФ, которые демонстрируют очень высокий уровень оснащения, подготовки персонала и качества оказания медпомощи. В округах также действует развитая сеть военных госпиталей разного уровня, которые квалифицированную высокотехнологичную и специализированную помощь. Для категорий же военных, служащих в дальних гарнизонах, вдали от стационарных военно‑медицинских учреждений, при необходимости оказания экстренной медицинской помощи в стационаре могут понадобиться услуги гражданского здравоохранения. Мне трудно сказать, как в этих случаях будут происходить взаиморасчеты, поскольку я не занимаюсь вопросами финансирования. Но одно я могу сказать твердо и определенно: военную медицину надо всячески развивать и поддерживать. Потому что мы, работая в мирное время, всегда думаем и о работе в других условиях. В вооруженных конфликтах последних лет медицинская служба МО РФ добилась очень высоких показателей в лечении раненых, гораздо лучших, чем в других масштабных конфликтах последних десятилетий.

Валерий Зуев, старший преподаватель кафедры хирургии неотложных состояний и онкологии Филиала ВМА им. С.М. Кирова

Омс, военная медицина, военнослужащие, военные госпитали, минобороны, минздрав, скворцова, минфин