Шведская политика в отношении российской федерации. Российско-шведские отношения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов (ФИНЭК)

Факультет регионоведения, информатики, туризма и математических методов

Кафедра региональной экономики и природопользования

Курсовая работа по дисциплине

Региональная экономика

Сравнение социальной политики России и Швеции

Выполнил: Вдовина Александра, группа Р-312

Санкт-Петербург 2011

  • Введение
    • Социальная политика России: проблемы развития
      • Шведская модель социальной политики
      • Выводы
      • Список использованной литературы

Введение

Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.

Но, следует заметить, что фундаментальная конституционная характеристика нашего государства - "социальное" - не соответствует действительности. По разным причинам государственное регулирование экономики не помогает ее превращению в социально ориентированную.

На мой взгляд, это крайне важный вопрос на сегодняшний день. И его понимание обостряется при виде, например, Скандинавской (Шведской) модели социальной политики, которую иначе называют "Общество бесчисленных пособий". В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния. Оно отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей: образовании, здравоохранении, заботе о детях и пожилых, на рынке труда.

В связи с чем, я хотела бы рассмотреть и Шведскую, и Российскую модель социально-экономической политики, заведомо предполагая преимущество первой, и предположить возможные пути преобразований в этой сфере в нашей стране.

социальный политика финансовых страховой

Социальная политика России: проблемы развития

Прописанное в Конституции РФ определение "социальное" применительно к нашему государству, к сожалению, на сегодняшний день не имеет подтверждения на практике. Реалии же выглядят следующим образом:

1. Прогрессирующая деградация основных фондов, износ которых не компенсируется новыми капиталовложениями. В настоящее время физический и моральный износ основных фондов достиг 60%, быстро возрастает технологическое отставание практически всех отраслей народного хозяйства от мирового уровня. При этом практически не происходит обновления оборудования, за 2007-2008 гг. в два раза сократилась инвестиционная активность, в несколько раз снизились затраты на НИОКР, большая часть амортизационных отчислений не направлялась на инвестиции, а фактически изымалась из воспроизводственного процесса. Углубляющийся спад производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, повсеместно привел к значительной недогрузке производственных мощностей, не позволяющей поддерживать их эффективную эксплуатацию и технологический режим. Резко снизилась эффективность общественного производства (удельный расход электроэнергии на единицу ВВП вырос на 23%, производительность труда упала на 28%), что отражает общее снижение конкурентоспособности российской экономики. Фактически экономика вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны, происходит нарастающая деградация производственного аппарата в отраслях материального производства.

2. Деиндустриализация народного хозяйства, отчетливый сдвиг в направлении утяжеления его структуры за счет опережающего спада в наукоемких отраслях промышленности и производства товаров народного потребления, повышение доли сырьевых отраслей (прежде всего ТЭК) и сферы услуг (финансового и торгового секторов) в структуре производства и инвестиции, сокращение доли машиностроения в структуре общественного производства и повышение доли топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о структурной деградации российской экономики, прогрессирующем сокращении производства товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, являющихся основой современного экономического роста и поддержания занятости населения.

3. Угроза массовой безработицы и обнищания значительной массы населения вследствие как абсолютного сокращения производства, так и деиндустриализации, в ходе которой создание новых рабочих мест в сырьевых отраслях и в сфере услуг не компенсирует высвобождение занятых из отраслей обрабатывающей промышленности. При дальнейшем углублении промышленного спада скрытая безработица, достигающая в настоящее время до 20% занятых, неизбежно перейдет в открытую форму, что создаст серьезную угрозу неконтролируемого роста социальной напряженности и дальнейшего разрушения человеческого потенциала.

4. Вывоз капитала, его связывание в спекулятивных и посреднических операциях, обусловленное образовавшейся изоляцией торгово-финансового капитала от производственных мощностей, а также высокой неопределенностью эффективности капитальных вложений вследствие галопирующей инфляции и неопределенности прав собственности, неразвитости правовой системы обеспечения инвестиционной активности и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной величине ввоза, а также концентрация банковской активности в финансировании спекулятивной деятельности делают невозможным поддержание расширенного воспроизводства и обновление производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими хозяйствующими субъектами валютных резервов, выведенных из хозяйственного оборота нерациональной экономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим с годовым фондом накопления.

5. Утечка умов и деградация человеческого потенциала, дезинтеграция общества и возникновение угрозы развертывания классовых конфликтов, разрушение основ социальной стабильности. Растущая поляризация населения (разрыв в уровне доходов между верхним и нижним десятипроцентными уровнями населения достиг 11 раз и продолжает возрастать) сопровождается обнищанием значительной части населения (27% населения живет ниже уровня бедности), резким снижением уровня социального обеспечения и государственных расходов на социальные гарантии.

6. Криминализация хозяйственной деятельности, подрывающая рыночную конкуренцию и государственное регулирование, обусловливающая быстрое увеличение веса теневой экономики, степени реальной монополизации народного хозяйства. По официальным оценкам, сфера теневой экономики охватила 40% товарооборота и 28% услуг населению общественного производства, под влиянием криминальных структур находится значительная часть предприятий финансового и торгового секторов, сферы услуг. Криминализация общественного производства серьезно затрудняет создание новых предприятий, подавляет конкуренцию, сопровождается коррупцией в органах государственной власти. Значительный размах коррупции, в свою очередь, резко снижает эффективность работы государственного аппарата, в том числе и деятельности правоохранительных органов, делает невозможным продуктивное использование большого арсенала методов государственного регулирования экономики, в том числе правовое обеспечение механизмов рыночной конкуренции. Сращивание госаппарата с криминальными структурами резко осложняет достижение целей экономической стабилизации, активной структурной политики и социальной защиты.

7. Галопирующая инфляция, колеблющаяся в пределах 10-25% в месяц, крайне затрудняла долгосрочную хозяйственную деятельность, развитие производства, инвестиционную и инновационную активность.

8. Угроза разрушения транспортной и энергетической инфраструктуры страны, повышение вероятности аварий на энергетических и транспортных сетях вследствие длительного отсутствия инвестиций в их поддержание, обновление и развитие.

При оценке современного состояния социальной политики в России и особенностей ее социально-экономической трансформации особо выделяются два аспекта:

· социально-экономический по критерию постиндустриальных перемен, происходящих в развитых странах мира, а также по отношению к собственному историческому опыту и традициям;

· геоэкономический - по месту и роли страны в современном мировом хозяйстве, в глобальных и региональных экономических структурах и институтах.

Эти две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса при определяющем значении первой стороны показывают, что вопросы социальной политики, особенно на долгосрочную перспективу, нельзя рассматривать в отрыве от перспектив экономического развития страны. Невозможно проводить в жизнь эффективную и результативную социальную политику без достижения высоких устойчивых темпов экономического роста. Если социальные реформы не будут увязаны с экономическими и нацелены на достижение динамичного развития российского общества, то, конечно, и основные меры социальной политики будут обречены на неудачу.

Разумеется, перечисленные проблемы, часть из которых достигла остроты, угрожающей экономической безопасности страны, взаимосвязаны и вызваны неадекватностью проводимой экономической и социальной политики. Необходимо проведение соответствующей активной экономической и социальной политики, направленной на решение перечисленных выше проблем и устранение обусловливающих их причин.

Шведская модель социальной политики

В начале двадцать первого века на ход развития передовых стран доминирующее влияние оказывают социальные факторы, воздействие которых охватывает все сферы экономики и приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности и общечеловеческих ценностей.

История свидетельствует, трансформационный процесс перехода от командно-административной системы к социально - рыночному хозяйству опирается на различные экономические модели развития. Известны американская (США, Канада), японская (Япония, Южная Корея) модели, а также континентальная (Германия, Австрия, Швейцария, Франция) и скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Универсальной модели трансформации не существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и практический опыт этих процессов имеют значение для разработки концепции социализации национальной российской экономики, создания механизмов и финансовых инструментов ее реализации.

Наибольший интерес для Российской Федерации представляет шведская модель и современные попытки ее реформирования.

"Шведская модель" характеризует тип экономической системы, в которой:

· существенное влияние на развитие рыночной экономики оказывает государство

· конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются посредством проведения коллективных переговоров при активном участии профсоюзов

· цель социальной политики государства -- достижение высокого качества жизни всех слоев населения

Это обусловлено следующими причинами:

· в качестве главных приоритетов социально-экономического развития выбраны показатели полной занятости и выравнивания уровня доходов населения

· с 1932 года (за исключением периода с 1976 по 1982 год) в Швеции у власти находятся социал-демократы

· сильную позицию имеют профсоюзы, оказывающие существенное влияние на уровень и динамику роста доходов населения

· шведы, как и россияне, близко воспринимают идею равенства

Швеция явилась первой страной во многих социальных начинаниях. Это касается, прежде всего, института социального партнерства, начало которому было положено в 1938 году, когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерации работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения коллективных договоров. Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия, перераспределяя через государственный бюджет огромные средства.

Результатом проведения последовательной социальной политики явился высокий уровень политической культуры, который позволил:

· сформировать общественную систему диалога и корпоративный характер отношений между различными слоями общества

· достичь реализации таких важных экономических задач социально-экономического развития, как полная занятость, стабильный уровень цен, долговременный динамичный экономический рост, высокий уровень жизни и социальных гарантий для большей части населения, развитие экономики без социальных потрясений и политических конфликтов

Это способствовало в свою очередь развитию приоритета человеческого фактора, творческого начала в стимулировании трудовой деятельности, что нашло свое отражение в концепции "человеческого капитала".

Анализ развития шведской экономики позволяет сделать вывод, что она построена, в первую очередь, на идеях кейнсианства относительно места и роли государства в экономической системе.

Первая реформа экономики в этом государстве была проведена в условиях Великой депрессии 1930-х годах. Выход из создавшейся ситуации был найден за счет усиления государственного регулирования экономики, причем в Швеции с самого начала государство было ориентировано на выполнение социальных функций.

Основоположником шведской модели считается Г. Мюрдаль, который обосновал и доказал тесную связь развития техники и технологии с прогрессом социума, ибо все, что делается, имеет своей целью благо для человечества.

Стабильность в обществе была достигнута за счет компромисса между государством, предприятиями и наемными работниками, которые предприняли взаимные уступки друг другу. Рабочие отказались от проведения широкомасштабных политических акций, общенациональных забастовок и призывов к национализации собственности, а работодатели признали за государством право на осуществление социальных реформ. В результате сформировалась особая культура, в рамках которой все проблемы общества решались только мирным путем. Была достигнута, по сути, максимальная степень государственного вмешательства в рыночную систему.

В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния, которое отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей образования, здравоохранения, заботе о детях и пожилых людях.

Основной элемент шведской социальной политики - страхование. Его цель - удовлетворение общественных потребностей в надежной страховой защите от случайных рисков: обеспечение граждан экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (страхование от несчастных случаев на производстве), безработицы (страхование по безработице и материальная помощь). Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи независимо от причины обращения (страхового случая), известной как "общественная помощь". Ключевым в этом подходе следует считать универсальность: подобная защита распространяется на всех жителей Швеции независимо от рода занятий и потому именуется "всеобщая социальная политика". Однако право на ряд социальных выплат зависит от оценки их необходимости, занятости и добровольности участия. Социальная политика Швеции обеспечивает высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

В шведской модели полная занятость населения достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя справиться только путем снижения заработной платы, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не могут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями прибавки к заработной плате. Поэтому центральным пунктом в первоначальном варианте шведской модели (еще в 50-е годы прошлого века) стала ответственность правительства за экономическую стабильность и полную занятость населения, а профсоюзы совместно с организациями предпринимателей отвечали за уровень заработной платы.

По мнению Ёсты Рена, ведущего экономиста Центрального объединения профсоюзов Швеции и одного из создателей модели Рена-Мейднера, решение дилеммы "безработица-инфляция" сводится к следующему: необходимо применять такой набор всеобщих налоговых ограничений, которые стимулируют предпринимателей удерживать цены на низком уровне относительно заработной платы и тем самым эффективно противостоять инфляционным процессам. Полная занятость населения обеспечивается специальными мерами, особой политикой на рынке труда. Сочетание общих экономических мер по поддержанию общего спроса на рабочую силу несколько ниже уровня, гарантирующего работу всем и везде, и активной селективной политики на рынке труда, а также в области социальных гарантий, направленных на поддержку слабых групп населения, отраслей и регионов, стало сущностью шведской модели. Этот пункт модели объясняет и ту роль, которая была предназначена социальной политике на рынке труда, задача которой - помочь тем, кто ищет работу, занять вакантные места. Поэтому естественно, что шведский рынок труда весьма развит и гибок, а доля расходов на эту сферу в государственном бюджете очень высока. Причем характерно, что на меры, предусматривающие в основном подготовку и переподготовку кадров, приходится значительно больше расходов, чем на выплаты пособий по безработице.

Право на бесплатное медицинское обслуживание или на оплату части суммы на лечение гарантировано в Швеции органами, не входящими в систему здравоохранения. Каждый ландстинг (областной орган власти) отвечает за то, чтобы любой его житель имел свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. На финансирование здравоохранения идет примерно 80% собранных налогов с доходов. Государство оплачивает от 30 до 100% расходов на медицинское обслуживание и лекарства. При этом Национальная система страхования компенсирует два вида расходов: оплату назначенных врачами лекарств и стоматологических услуг. Однако, существуют некоторые ограничения. В среднем шведы платят за лекарства не более 900 крон (около 120 долларов) в год, страховые выплаты выше этой суммы, но не более 1800 крон за12 месяцев. Выплаты производятся не наличными денежными средствами, а перечислением средств непосредственно в аптеки из фондов страхования. С января 1999 года в Швеции были введены новые правила субсидирования лечения зубов, которые стимулируют людей регулярно заниматься профилактикой и не запускать болезни.

Кроме того, все жители страны с годовым доходом не менее 6 тыс.крон охвачены национальной системой страхования, гарантирующей пособие в случае болезни. Пособие по временной нетрудоспособности в настоящее время составляет 80% от суммы потерянного дохода, хотя еще не так давно его размер достигал 90%от заработной платы. В течение первых трех недель болезни работники получают компенсацию от работодателей, по их истечении - пособие гарантировано государством в размере77,6% от суммы потерянного дохода, но не более 598 крон в день, при этом количество дней болезни работников не ограничено.

В современной Швеции существуют и другие виды социального обеспечения. Так, страхование от несчастных случаев на производстве предполагает в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, сначала выдачу пособия на общих основаниях, а затем в качестве дополнительных выплат может быть назначено специальное страховое обеспечение в зависимости от тяжести последствий - оно распространяется на всех работающих по найму. Если полученная травма ведет к полной потере трудоспособности, пострадавшему назначается пособие в размере 100% утраченного трудового дохода вплоть до достижения пенсионного возраста. Из фонда медицинского страхования оплачиваются расходы на лечение, превышающие размеры выплат. Фонд страхования от несчастных случаев на производстве создан за счет взносов, перечисляемых работодателями в размере 1,38% от фонда оплаты труда.

В Швеции существуют две системы выплат пособий по безработице. Первая (добровольная) называется страхованием на случай потери работы и финансируется (при поддержке и надзоре государства) специальными страховыми фондами, связанными с профсоюзами. В этих фондах состоит почти 90% всех трудящихся. Условиями позволяющими получать пособие являются: членство в страховом фонде не менее одного года и не менее шести месяцев работы за предшествующий год; регистрация в качестве безработного на бирже труда; участие в программе подготовки и переподготовки кадров; обязательство занять предлагаемое рабочее место.

С января 1998 года в Швеции действует новый государственный страховой фонд, за счет которого любой дееспособный гражданин может получать пособие по безработице. Эта система именуется материальной поддержкой рынка труда и включает всех, кого не охватывает деятельность страхового фонда при потере работы. При этом безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда и отработать до увольнения не менее шести месяцев.

Действующая система страхования предоставляет равные права для родителей, как матери, так и отцу ребенка. Можно выделить две разновидности пособия родителям. Первая - пособие по случаю рождения ребенка, которое, как правило, выплачивается в течение480 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то за каждым из родителей резервируется по 60 дней из 480, а средства за оставшийся период может востребовать любой из них. Причем, в первые 390 дней размер выплачиваемого пособия равен пособию по болезни (80% потерянного дохода), а затем предоставляется в размере 60 крон за день. Другая разновидность - пособие по уходу за больным ребенком, которое обычно выплачивается в течение не более 60 дней на ребенка в год.

Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является пособие на детей в возрасте до 16 лет (из расчета 950 крон на ребенка в месяц). Причем это пособие, в отличие от большинства других, не облагается налогом, а его размер определяется решением риксдага. Семьи, в которых детей, более трех, получают дополнительные выплаты.

Для семей с детьми предусмотрена компенсация части коммунальных платежей, ее величина зависит от числа детей, размера доходов и суммы оплаты за коммунальные услуги.

На протяжении десятилетий в Швеции действовали две взаимосвязанные схемы пенсионного обеспечения. Первая, вступившая в силу еще в 1913 году (и модернизированная в 1946-м), была призвана гарантировать социальное обеспечение каждого жителя, и предполагала выплату так называемой базовой (народной, или основной) пенсии. В 1960 году было принято решение о выплате государственных пенсионных надбавок, или дополнительной (служебной, трудовой) пенсии, что гарантировало связь между размером пенсии и прежними трудовыми доходами. Пенсии по старости, инвалидности ("досрочные пенсии") и в случае потери кормильца выплачивались в соответствии с положениями обеих схем. С 1999 года началась пенсионная реформа, обусловленная современным состоянием экономики: по мнению авторов реформы, она имеет возможность решить назревшие демографические, финансовые, политические проблемы. Прежняя система финансирования пенсий по старости стала испытывать затруднения из-за демографических проблем (непрерывного роста доли пенсионеров), и средства Всеобщего пенсионного фонда вскоре могли оказаться в дефиците. Необходимо было либо сокращать объемы пенсионных выплат, либо увеличивать взносы. Кроме того, система ущемляла интересы лиц с низкими доходами, и риксдаг после длительной дискуссии в 1994 году принял решение о проведении реформы, начатой пять лет спустя.

Новая пенсионная система, во-первых, учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, во-вторых, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто получал очень низкие доходы или их вообще не получал, а в-третьих, включает систему обязательных взносов в негосударственные пенсионные фонды на индивидуальные счета (взносы в пенсионную систему составляют 18,5% от полученных доходов, в том числе 2,5% на индивидуальные счета). В отличие от прежней системы в пенсионный стаж включается время, проведенное дома по уходу за ребенком или потраченное на образование и воинскую службу. Изменены сроки выхода на пенсию, хотя пенсионный возраст сохранился прежним - 65 лет. До реформы можно было выходить на пенсию в возрасте от 60 до70 лет (если до 65 - размер пенсии меньше, если позже - больше). Согласно новой системе досрочный выход на пенсию возможен при достижении 61 года, а крайний срок - 67 лет.

Пенсионная система предусматривает также выплату пенсий инвалидам и вдовам. Эти нововведения вызвали в стране волну дискуссий, которые обсуждаются до настоящего времени. Сторонники реформ считают, что новая система гарантирует более высокий уровень стабильности в случае экономических потрясений. Говоря о недостатках системы, ее противники отмечают рост различий в размерах пенсий, что ведет к усилению неравенства между пенсионерами. Вместе с тем эта радикальная реформа привлекла внимание других стран и стимулировала схожие процессы.

Избрав принцип всеобщего благосостояния, шведы постепенно расширили государственный сектор экономики до размеров, сделавших страну уникальной в этой области: занятость в государственном секторе достигла одной трети дееспособного населения. Естественно, это нашло отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие затраты на содержание государственного сектора и трансфертные платежи, превысили 60% ВВП Швеции, что вывело ее по этому показателю на первое место в мире. Высокий уровень налогообложения позволил государству сосредоточить в своих руках значительные финансовые средства и направить их на решение социальных задач.

В настоящее время доля социальных расходов в ВВП колеблется в пределах 31 -35%, выплаты по социальному страхованию составляют до 30% совокупных доходов населения.

Система социального страхования финансируется за счет государственных и местных налогов. Основной источник (свыше 40%) - взносы с работодателей, исчисляемые от фонда оплаты труда. В 70-е годах взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися, были заменены взносами, осуществляемыми за счет средств работодателей. С 1970-го по2007 год, согласно действующему налоговому законодательству, они возросли с 14 до 37,5% от фонда оплаты труда для физических лиц - работодателей, для коллективных договоров - до 43,6% для рабочих и 46,4% для служащих. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, сами оплачивают расходы на свое социальное страхование.

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономический практике общие закономерности развития социально-ориентированной рыночной экономики, присущие и другим странам постиндустриального общества, проявились наиболее ярко.

Изучение закономерностей и особенностей становления социальной работы и социальной политики Швеции, вычленение движущих факторов формирования эффективной модели и механизмов регулирования интересов различных общественных групп и слоев населения, при их умелой адаптации к российским условиям, могут способствовать созданию сбалансированной социальной политики в Российской Федерации.

Выводы

Подводя итоги, могу отметить, что мои прогнозы подтвердились: Российская система социальной политики кардинально отличается со знаком минус от системы Шведской и нуждается в незамедлительном реформировании.

Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства перед его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.

Социальная политика и идеология России переходного периода должна исходить из догоняющей концепции, учитывающей опыт и ошибки других стран, прогрессивные тенденции социального и мировоззренческого развития. Основными принципами социальной стратегии должны стать следующие:

· трудовая мораль и деловая этика, соединение личного и общественного интереса, союз труда и собственности;

· сочетание всеобщности с дифференцированным подходом к различным группам населения, баланс во взаимоотношении семейного и государственного бюджета при решении социальных проблем (жилья, коммунально-бытовых, транспортных услуг и т.д.) по мере роста уровня трудовых доходов и повышения эффективности производства;

· сочетание комплексности с целевым, адресным подходом к решению социальных проблем, установление минимальных жизненных стандартов на федеральном и региональном уровнях, в том числе общественно приемлемых норм обеспечения социально значимых услуг в сочетании с целевой, адресной помощью особо нуждающимся группам населения;

· усиление превентивного адресного характера социальной политики с помощью использования социального мониторинга и анализа социальных индикаторов с выделением тех, которые показывают ситуацию социального взрыва.

В связи с этим необходимо повышение гибкости и динамизма в проведении социальных мероприятий и усиление роли социального прогнозирования.

Чрезвычайно важной проблемой становится выбор правильных социальных ориентиров. Анализ современной социально-экономической ситуации и хода реформирования в России свидетельствует о сложности выбранной стратегии и тактики социально-экономических преобразований и прежде всего - определения конечной цели реформирования. Расширение зоны социальных бедствий стало закономерным результатом осуществления стратегии развития, основной целью которой являлось формирование рыночной экономики. Создание рыночного хозяйства выступило как самоцель, а не средство достижения более эффективной экономики и повышения на этой основе уровня и качества жизни населения.

К сожалению, отношение к экономическому развитию и реформам как самоцели продолжает доминировать при выработке, обосновании и принятии решений в социальной политике государства.

При определении социальных приоритетов, на мой взгляд, теоретико-методологической основой должна служить теория социального государства, которая является официальной доктриной, определяющей формирование государственного устройства Российской Федерации. Однако, как отмечают большинство исследователей, на практике осуществляются принципы не социального государства, а государства эпохи "классического либерализма", основанного на идеологии индивидуализма и невмешательства в экономическую и социальную жизнь. И, соответственно, Россия не отвечает пока критериям, используемым в мировой практике при характеристике социального государства.

Согласно теории социального государства программной целью государства является обеспечение достойных условий жизни населения. Государство обязано создавать условия для развития человека. Механизм государственного регулирования должен быть направлен на обеспечение благосостояния всего населения. Задачей государственных органов управления при этом становится нахождение баланса между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, дозирование объемов хозяйственной свободы и государственных социальных гарантий. В этой связи особое значение приобретает проблема встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов. Регулирование социальных процессов и проведение социальной политики, направленной на снижение социальных издержек, становится одной из основных функций государства.

Главная цель социальной политики - значительное сокращение масштабов бедности; повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:

· достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;

· обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;

· обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;

· развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.

Список использованной литературы

· Триценко Н.Н. Выбор - социальное государство: Материалы междунар. конференции "Социальные модели общества в период перехода к социально ориентированной рыночной экономике: принципы, практика, перспективы". М, 1999.

· Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1997.

· Андре А. Принцип социального государства и его закрепление в конституции // Социальный прогресс. Бонн, 1990.

· Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт.- 2006.- № 3.

· Ламеко П. Шведская модель экономической реформы // Белорусский банковский бюллетень. - 2001 -- № 2.

· Пагротски Л. Европейскую модель необходимо модернизировать //Дипкурьер.- 2001.- №10

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальное рыночное хозяйство и его становление на территории двух высокоразвитых стран: Австрии и Швеции. Особенности социально-ориентированной экономики этих государств, их положение на мировом рынке. Экономические отношения России с Австрией и Швецией.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Основные характеристики социально-ориентированной экономики, признаки и принципы ее развития. Цели, задачи и направления ее формирования в России. Анализ функционирования такой модели в Швеции и Беларуси. Индикаторы эффективности экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Общая характеристика основных проблем развития институтов в социально-экономической системе России. Н. Кондратьев как один из представителей российской школы экономической мысли. Рассмотрение этапов развития институционализма в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2014

    Ознакомление с научными изобретениями Швеции. Наиболее известные открытия. Реализация шведскими строителями уникальных проектов энергосбережения при возведении общественных и промышленных зданий. Направления государственной инновационной политики.

    презентация , добавлен 26.09.2014

    Изучение сущности, основных целей, направлений и принципов социальной политики Российской Федерации. Экономическая, идеологическая и распределительная функция социальной политики. Методы поддержки доходов населения через систему социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2013

    Теоретические основы социальной политики государства, ее основные принципы и функции. Типы социальной политики государства, ее основные направления. Особенности социальной политики в Российской Федерации. Ключевые проблемы социальной политики в России.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2014

    Концепция справедливого распределения доходов. Задачи и направления социальной политики. Классификация ее моделей в странах Западной Европы (на примере Германии и Швеции). Использование опыта Западных стран в социально-экономическом развитии России.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Специфика трансмиссионных механизмов реализации денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях. Анализ государственной денежно-кредитной политики в Российской Федерации в период экономической нестабильности, направления ее развития.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2016

    Региональное социально-экономическое развитие Российской Федерации в посткризисный период. Российский опыт применения федеральных целевых программ как инструмента региональной политики федерального уровня. Особенности программно-целевого бюджета.

Президент РФ Дмитрий Медведев прибыл с визитом в председательствующую в Евросоюзе Швецию, где сегодня пройдёт саммит Россия-ЕС. Параллельно состоятся российско-шведские переговоры.

Этим событиям предшествовал неформальный ужин накануне, который дал в честь российского гостя премьер Фредрик Рейнфельдт.

В последние годы отношения Швеции с Россией складывались трудно. Настолько, что проведение нынешнего саммита Россия-ЕС было под угрозой. Ухудшение отношений началось с 2006 г., когда к власти пришло правоцентристское правительство Рейнфельдта, где пост главы МИДа занял известный критикой России бывший премьер Карл Бильдт.

Иметь недоброжелателя в лице Швеции неприятно. Это богатая и авторитетная страна, обладающая одной из самых высокотехнологичных экономик и едва ли не высочайшим в мире уровнем социальной защиты населения.

Шведы – один из ключевых игроков в Северной Европе, их компании фактически контролируют большую часть экономик стран Прибалтики. Кроме того, Швеция входит в десятку крупнейших в мире производителей оружия.

Особенно ярко антипатия шведского руководства к России проявилась во время прошлогодней войны на Кавказе. Бильдт одним из первых в мире заговорил о "российской агрессии".

Швеция вместе с Великобританией, Польшей и странами Прибалтики в знак несогласия с действиями РФ в Южной Осетии призвала заморозить отношения между Россией и ЕС и ввести против нас санкции (другие страны ЕС это не поддержали).

В нынешнем году Стокгольм также стоял у истоков программы ЕС "Восточное партнёрство". Она предполагает развитие особых отношений и экономическую помощь Европы таким странам, как Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. В России многие усматривают в этом попытку создать вокруг нашей страны санитарный кордон.

Помимо прочего, шведы долго отказывались дать добро на прокладку газопровода "Северный поток" в своей экономической зоне. (Обойти воды, прилегающие к шведскому острову Готланд, невозможно).

Неидеальные отношения России и Швеции поправил "Северный поток"?

Северяне ссылались то на вред экологии, то на опасность лежащих на дне Балтики снарядов 300-летней давности.

Доходило до нелепостей. По мнению некоторых шведских экспертов, Россия могла бы использовать газопровод в шпионских целях – для слежки за шведскими военными объектами.

Наконец, Швеция недовольна тем, что РФ несколько лет назад решила повысить вывозные пошлины на лес-кругляк. Она даже грозила заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). (О существовании этой проблемы МИД Швеции напомнил 17 ноября – за несколько часов до открытия встречи Россия-ЕС).

К июлю 2009 г., когда Швеция стала страной-председателем ЕС, её отношения с Россией оказались столь удручающими, что появились сообщения об отмене встречи Россия-ЕС в Стокгольме.

Позже, в октябре, помощник президента РФ Сергей Приходько сообщил, что Дмитрий Медведев сомневался в эффективности проведения мероприятия в Швеции ввиду высказываний и действий шведских политиков в отношении РФ.

Но 5 ноября произошло событие, радикально повлиявшее на улучшение наших отношений. Швециясогласилась на строительство "Северного потока". Таким образом, причина, препятствовавшая проведению в Стокгольме саммита Россия-ЕС, отпала.

В Москве оценили шаг, сделанный шведами. "Мы отмечаем проявленный руководством Швеции прагматизм и настойчивость, который, как мы надеемся, позволит эффективно провести как двустороннюю встречу, так и сам саммит Россия-ЕС", - сказал 17 ноября Приходько.

Своим видением российско-шведских отношений с "Правдой.Ру" поделилась ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН Наталия Антюшина.

Отношения между Россией и Швецией в последние годы далеки от идеала. Впрочем, России приходилось выслушивать критику и от представителей других скандинавских стран.

Но Финляндия и Норвегия куда больше ориентированы на экономические связи с Россией, чем Швеция. И потому их власти не могли позволить себе столь же резкие высказывания, как шведские.

Неидеальные отношения России и Швеции поправил "Северный поток"?

Россия не слишком интересна Швеции как торговый партнёр. РФ поставляет на Запад в основном энергоносители, а Швеция покрывает свои энергетические потребности преимущественно за счёт поставок из Норвегии, последовательно вытесняя углеводороды другими источниками энергии.

В итоге на Россию приходится четыре процента шведского импорта и два процента экспорта. В то же время, несмотря на политические трудности, товарооборот между двумя странами в период с 2000 по 2008 гг. вырос в пять раз.

В Швеции была разработана Стратегия развития сотрудничества с Россией на 2005 – 2008 гг. В рамках проекта страна потратила около 150 млн евро. Более половины этих средств были потрачено на улучшение экологической обстановки в России, остальные – на проведение экономических реформ и углубление демократии.

Немало проблем накопилось в политике. Например, в случае обострения отношений России с одной из прибалтийских республик или Польшей Швеция всегда принимала сторону наших оппонентов.

Так было с переносом "Бронзового солдата" в Таллине в 2007 г. или двумя годами ранее с запретом на импорт польского мяса, не соответствующего российским стандартам.

Швеция вместе с Польшей инициировала в ЕС программу "Восточное партнерство". Она включает в себя четыре направления действий: переговоры о заключении соглашения о свободной торговле, предоставление финансовой помощи, обеспечение энергетической безопасности и облегчение визового режима.

В мае этого года Россия тоже получила приглашение на участие. Но это было сделано уже после того, как программа была согласована ЕС со странами Закавказья, Молдавией, Украиной и Белоруссией, так что приглашение носило формальный характер. И подозрения в антироссийском характере этой программы вполне могли возникнуть.

Но недавно Швеция вслед за Данией и одновременно с Финляндией дала свое разрешение на строительство газопровода "Северный поток" в своей экономической зоне. Это был приятный сюрприз. Еще и потому, что Швеция, по утверждению местных экспертов, не заинтересована в поставках газа из России.

А саммит Россия-ЕС, проводимый в Стокгольме, должен поспособствовать своего рода "перезагрузке" в наших взаимоотношениях.

Сегодня Швеция является одним из основных иностранных инвесторов в российскую экономику, а шведские инвестиции за период с 2007 по 2015 гг. составили 8,6 млрд. долларов.

О российско-шведских отношениях и перспективах развития экономических связей рассказал агентству ТПП-Информ посол Швеции в России Петер Эриксон.

- Господин Эриксон, расскажите, пожалуйста, об экономических отношениях между нашими странами.

Швеция уже в течение многих лет входит в число основных иностранных инвесторов в российскую экономику. Такие шведские компании, как IKEA, SCA, Scania, VolvoTrucks и другие инвестировали миллионы долларов в проекты в различных российских регионах, создав тысячи новых рабочих мест. По данным Центрального банка России, чистые прямые инвестиции Швеции в Россию составили 8,6 млрд долларов за период с 2007 по 2015 гг.

В то же время показатели двусторонней торговли выглядят не столь впечатляюще. В последние годы Швеция занимала 25-е место среди торговых партнеров России по объему внешней торговли. Основные статьи шведского экспорта – телекоммуникационное оборудование, транспортные средства, машины и прочее оборудование. Российский же экспорт в Швецию на 76% состоит из нефти и нефтепродуктов.

Тот факт, что наши компании относительно в большей степени сфокусированы на инвестициях, нежели на ведении исключительно торговой деятельности, свидетельствует о том, что они верят в долгосрочные перспективы российского рынка. В частности, IKEA планирует инвестировать 2 млрд. евро в Россию в течение ближайших 5–7 лет. Недавно я принимал участие в церемонии начала строительных работ по расширению дистрибьюторского центра IKEA в Московской области. По окончании работ мощность этого комплекса возрастет в два раза, что сделает его одним из самых крупных одноклиентных дистрибьюторских центров в мире. В прошлом году шведско-британская компания AstraZeneca открыла завод по производству медикаментов в Калужской области. Инвестиции в этот проект составляют 224 миллиона долларов.

В глобальном мире свободная внешняя торговля способствует повышению уровня конкуренции, росту инвестиций и занятости. В то же время изменения, которые происходят на глобальном рынке, оказывают значительное влияние на двустороннюю торговлю. Российский кризис после падения цен на нефть и последовавшее вслед за этим резкое ослабление рубля, приведшее к удорожанию импорта, – все это не могло не сказаться на показателях шведского экспорта в Россию. Его падение в 2015 году по сравнению с 2014 годом составило 33% в стоимостном выражении.

- Торговля и инвестиции тесно связаны...

Да, это так. Однако позитивный момент состоит в том, что подавляющее большинство шведских компаний, несмотря на глубокий кризис, намерены остаться в России. Поэтому можно надеяться на улучшение ситуации в этой сфере при условии хорошего инвестиционного климата в России, что, в частности, означает развитие конкурентной среды, единые правила игры и эффективную правовую защиту инвестора. Это в интересах не только иностранных компаний, но и российской экономики в целом.

- Каков потенциал наших отношений?

Швеция заинтересована в дальнейшем развитии торгово-экономических отношений с Россией. Мне представляется, что помимо традиционных направлений существует значительный резерв для взаимовыгодного сотрудничества в таких сферах, как энергосбережение, транспортная безопасность, «умные города», биотехнологии, креативные индустрии и прочее.

Как известно, ослабление рубля привело к значительному снижению турпотока из России за рубеж. Поэтому с восстановлением российской экономики можно будет ожидать роста турпоездок в Швецию. Считаю, что моя страна – отличное место для семейного отдыха. Бизнесменам я бы также советовал присмотреться к возможностям корпоративного туризма в Швеции. Развитая инфраструктура, гармония с природой и множество действующих исторических достопримечательностей позволяют проводить в Швеции корпоративные мероприятия любого уровня.

Швеция и Россия являются торговыми партнерами уже несколько столетий – русское слово «торг» вошло в шведский язык тысячу лет назад и на шведском означает «площадь»– то есть «место для торговли». Наша торговля развивалась параллельно с нашими обществами. Между нами всегда шел обмен сырьевыми ресурсами, и это до сих пор является важной частью нашей торговли, но со временем мы начали торговать машинами, технологиями и услугами.

Промышленная продукция до сих пор является важной частью нашей торговли. Мы видим легковые и транспортные автомобили шведского производства каждый день на дорогах России. Русские семьи украшают дома предметами шведского дизайна и везде в России используются шведские информационные системы. Интересно наблюдать за развитием так называемых «зеленых технологий» – экологических разработок, которые спасают наши леса, реки и моря для будущих поколений. Скоро я поеду в Калининград для открытия водоочистных сооружений, построенных по шведской экологической технологии. Эти сооружения обеспечат жителей города чистой водой и улучшат экологию береговой зоны, пляжей и рыболовных зон.

- Поговорим о шведских туристических маршрутах...

Российский туристический бизнес развился невероятно быстро за короткий период. Пока российские туристы в основном посещают наши крупные города – Стокгольм , Гетеборг и Мальмё. Скоро, думаю, они откроют нашу сельскую местность и ее возможности для рыбалки, походов, охоты, парусного спорта.

Очень большая часть Швеции – природа с кристально чистой водой, свежим воздухом и нетронутыми лесами. Наши заповедники имеют хорошо развитую инфраструктуру для посетителей, туда удобно добираться поездом или внутренними авиарейсами.

Я иногда удивляюсь глубоким познаниям русских в шведской географии. Я понял, что это во многом объясняется популярностью советского мультфильма по мотивам сказки Сельмы Лагерлеф о путешествии Нильса Хольгерсона . Как известно, Нильс путешествует на диких гусях от юга до крайнего севера Швеции и таким образом открывает свою родину. Лагерлёф описывает реальные места и города, и я уверен, что для туриста интересно было бы повторить путешествие Нильса по Швеции – может быть не обязательно на гусях, но на машине или поезде. В 2017-м году мы отмечаем 110 лет со дня первой полной публикации романа Лагерлёф.

- Русские и шведы – очень разные. В чем наши различия?

Я больше обращал внимание на сходства. У русских и шведов много общего. У нас много общей истории и мы живем в похожих природных условиях. Есть даже блюда в наших кухнях, которые очень похожи: блинчики и драники – совершенно знакомые блюда для шведа. Шведская водка в принципе не отличается от русской. Оба народа – трудолюбивые, предприимчивые. Наша природа научила нас строить крепкие, теплые дома и всегда заботиться о запасах на зиму.

Я думаю, что нас объединяет любовь к сочинительству. Все шведы знают и читают великих русских писателей – Достоевского , Толстого , Чехова , Булгакова . А наши, шведские, – Астрид Линдгрен и Сельма Лагерлёф – дали русским Нильса и Карлсона. Мы одинаково любим музыку, спорт (хоккей, футбол, лыжи).

Конечно, все люди разные, но интересно видеть наши сходства.

- Ваши планы на следующий год?

Программа уже достаточно насыщена. Я еду в Ростов -на-Дону в середине октября на «Дни Швеции», во время которых мы организуем в городе культурную и деловую программу (мы приедем с большой делегацией представителей шведских предприятий). В начале 2017 года поеду в Самару . Как Вы знаете, во время Второй мировой войны посольство Швеции было эвакуировано в Самару. А в двадцатые годы прошлого века во время голода в Самаре же находилась штаб-квартира миссии шведского Красного Креста. Катастрофический голод после гражданской войны вызвал огромный резонанс в шведском обществе. Большие денежные средства были собраны для голодающих Поволжья , была развернута большая гуманитарная операция. Сотни тысяч людей были спасены благодаря пожертвованиям простых шведов. Мы надеемся организовать выставку об этой части нашей общей истории, сообщает информационный портал

Со Швецией у России одни из худших отношений в Европе. Так говорит российский политик Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации по международным делам. Он считает, что причина — недопонимание и то, что «шведские журналисты пишут о России наихудшим возможным образом».

Со времен холодной войны отношения Швеции и Кремля никогда не были так плохи, как сейчас. Само собой, причина в российском захвате Крыма и в украинской войне. Все контакты между шведским и русским правительствами заморожены. Российский политик и бывший дипломат Константин Косачев сожалеет об этом, о чем сообщает на хорошем шведском. Детали — чуть позже.

«У нас трудности в отношениях со многими странами, но если проблемы аналогичны, то способы их решения совершенно разные. С большинством европейских стран у нас хороший диалог, за исключением Швеции, Великобритании и Польши. Швеция — одно из крайне малого числа европейских государств, которые решили заморозить контакты. Это было решение Швеции, и я считаю его ошибкой. Мы ничего не можем с этим поделать, но мы всегда готовы возобновить диалог».

Контекст

Не верьте слухам: Швеция не собирается в НАТО

Aftonbladet 13.04.2016

Швеция: арабский язык подвинет финский

The Washington Post 11.04.2016

Швеция перестает импортировать время

Dagens Nyheter 02.04.2016 На вопрос, от чего это, по его мнению, зависит, Косачев отвечает, что от незнания. «Шведские политики недостаточно информированы о том, что случилось на Украине, и о том, что происходит в российской внутренней и внешней политике». Сейчас «модно писать наихудшее о России», поэтому картина, совершенно не соответствующая реальности, уже начинает влиять на общественное мнение и, соответственно, на политиков, говорит Косачев.

«Политики реагируют, но не на реальность, не на Россию саму по себе, а на ту картину, которая существует в СМИ. Но она искусственно создана».

Несмотря на эти горькие слова, сам Косачев тепло относится к Швеции. Его родители были сотрудниками российского посольства в Стокгольме, и он, по собственным словам, практически рожден в Швеции.

«Тогда советские граждане не могли рожать за границей. Не из-за идеологии, а по финансовым причинам. У нас же не было социального страхования, так что это оказалось бы очень дорого, если бы что-то пошло не так».

Поэтому его родители вернулись домой в Москву перед родами и потом отправились назад в Швецию, когда Константину исполнилось две недели. Первые семь лет жизни он провел в Швеции. Позже, поступив в университет в России, он пожелал изучать шведский язык.

«У меня всегда была такая мечта — вернуться в Швецию к воспоминаниям моего детства, к моим, так сказать, корням».

Он выучил шведский и постепенно не просто стал дипломатом, как отец, но и попал в Швецию.

«Забавно, что нам с женой удалось сделать то, что не смогли сделать мои родители. Наш сын родился в Южной больнице Стокгольма в 1991 году».

В Швеции он проработал восемь лет, что объясняет его хороший шведский язык. Несмотря на то, что парламентские контакты между нашими странами заморожены, я встречаю его выходящим из риксдага.

«У меня здесь много друзей, некоторые в риксдаге».

Помимо прочих, он виделся со спикером Урбаном Алином (Urban Ahlin), секретарем кабинета министров Анникой Сёдер (Annika Söder) и многими представителями различных комитетов, в том числе обороны и внешней политики.

Конечно, его представление о Крыме, Украине и повышенных мерах безопасности на Балтике отличаются от шведских. Все это для него — игра геополитических интересов, в которой США расширили свои сферы и окружили Россию странами НАТО.

«Альянс НАТО был необходим, чтобы обеспечить баланс сил в холодную войну. Но второй блок распался, а НАТО продолжил существовать. Он хочет стать еще сильнее и получить военное преимущество. Это нарушает баланс».

Несмотря на свою критику НАТО, Косачев не хочет комментировать шведские дебаты о вероятном членстве в альянсе.

«Мы уважаем шведский суверенитет, и Швеция имеет право самостоятельно определять свою политику безопасности. Но у нас свое мнение о том, как следует обеспечивать безопасность в Европе и во всем мире. Мы не считаем, что НАТО — подходящий ответ на те вызовы и угрозы, что встали перед всеми нами в форме терроризма, контрабанды наркотиков, потоков беженцев и мигрантов».

Что касается роста напряжения, он комментирует привлекший всеобщее внимание инцидент, когда российские самолеты на прошлой неделе пролетели на опасно близком расстоянии от американского эсминца «Дональд Кук».

«Что американские военные корабли вообще делают в Балтийском море? Это судно, о котором мы говорим, имело на борту ракеты с радиусом действия 2,5 тысячи километров. 2,5 тысячи! И этот корабль прошел в семи милях от берегов России, военных баз Калининграда. Россия всего лишь отреагировала. Это была ответная реакция, а не просто действие. Россия принимает меры, чтобы обеспечить свою национальную безопасность».

По вопросу о будущем он говорит, что статус Крыма — не предмет для дискуссий. Этот вопрос уже решен.

«Нам следует обсудить, как в будущем избегать таких ситуаций. Пора начать говорить об этом. Нужны коллективные решения проблем в сфере европейской и мировой безопасности».

Политик и дипломат

Константин Косачев, год рождения 1962, — сенатор в Совете Федерации, верхней палате российской Думы. На него указывают как на вероятного преемника министра иностранных дел Сергея Лаврова. Входит в список лиц, к которым Украина применила санкции.

Косачев — член партии «Единая Россия». Прежде чем заняться политикой, он был дипломатом и, в частности, провел восемь лет в Швеции. Также был советником по внешней политике премьер-министра Евгения Примакова.

Напряженность в отношениях Швеции и России возникла, когда Россия захватила Крым 18 марта 2014 года, чем нарушила международное право, а также с началом войны на Украине. Европейский Союз поэтапно ввел санкции против России вследствие украинского кризиса. В двухлетнюю годовщину аннексии Крыма министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём (Margot Wallström) заявила, что санкции сохранятся на весь период аннексии.

ОБЪЕДИНЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВ ШВЕЦИИ Министерство иностранных дел Швеции Стратегия шведской политики в отношении Российской Федерации Исходные положения Европейская безопасность. Развитие Российской Федерации и развитие отношений Швеции и ЕС с Российской Федерацией - важный фактор будущей стабильности и безопасности в Европе. Швеция и ЕС сами глубоко заинтересованы в укреплении связей и модернизации Российской Федерации. . Расширение ЕС к востоку, естественно, еще более повысит интерес Союза и Швеции к Российской Федерации. Цель - дальнейшая интеграция Российской Федерации в общеевропейское сотрудничество. Обмен должен быть взаимовыгодным и основываться на реальных достижениях. . Традиционно приоритетная роль, отдаваемая России в шведской внешней политике, давнее сотрудничество и географическое соседство - вот составляющие шведского опыта, который следует учесть при формировании политики ЕС в отношении России. Экономическое развитие. Модернизация России и раскрытие потенциала российской экономики повысят привлекательность российского рынка для шведских предприятий и способны положительно повлиять на состояние шведской экономики. . Швеция заинтересована в развитии российской экономики и в том, чтобы в перспективе Россия смогла экспортировать более совершенные товары. Государство с сильной экономикой, предлагающее разнообразные и передовые товары, с намного большим удельным весом малых и средних предприятий - более надежный и привлекательный торговый партнер, нежели государство с преобладающей сырьевой экономикой. План действий План действий рассчитан на выполнение в краткосрочной и среднесрочной перспективе. План будет корректироваться по мере необходимости. Политика безопасности. В целом, Швеция стремится, как двусторонне, так и во взаимодействии с другими странами, развивать связи и углублять сотрудничество с Россией и российскими компетентными органами, направленное на устранение существующих угроз в области безопасности и, по мере возможностей, предотвращение возникновения новых угроз. Приоритет отдается прямым контактам между компетентными органами, установлению контактных пунктов и других форм прямого, оперативного взаимодействия. . Благодаря распространению деятельности, направленной на поддержание мер безопасности, на восток, в том числе на Россию, укрепится двустороннее сотрудничество Швеции по вопросам политики безопасности. Сотрудничество должно основываться на широком понимании безопасности и охватывать такие сферы, как охрана границ, предоставление убежища, спасательные операции, защита демократии, в т. ч. миротворческие операции, ядерная, биологическая и химическая защита, а также установление контактов и доверительных отношений. Экология. Следует поощрять усилия, направленные на повышение экологического сознания в российском обществе и более бережное отношение к окружающей среде. Задача Швеции - более четко обозначать экологические вопросы в сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией. . Швеция добивается скорейшего признания Балтийского моря "Особо Чувствительной Морской Зоной" (ОЧМЗ). Россия не присоединилась к заявке, поданной странами региона Балтийского моря в Международную морскую организацию ООН. По этой причине необходимо использовать другие возможности сотрудничества с Россией в области охраны морской среды. . Вопрос ратификации Россией Киотского протокола будет решаться как в рамках ЕС, так и в двусторонних отношениях. Швеция направит дополнительные силы на разъяснение пользы от присоединения к протоколу. . Швеция должна стремиться к расширению сотрудничества с Россией в области ядерной безопасности в рамках двусторонних и многосторонних программ, - такая возможность появилась благодаря подписанию соглашения "Многосторонняя программа по защите окружающей среды в области ядерной энергетики России (MNEPR) в мае 2003 года. Инфекционные заболевания. В рамках сотрудничества в области развития с Российской Федерацией Швеция будет, по-прежнему, поддерживать борьбу с инфекционными заболеваниями. При содействии Всемирного банка ведется работа по профилактике ВИЧ/СПИДа и туберкулеза. В поддержку социальноустойчивых экономических преобразований входит развитие инфраструктуры первичной медицинской помощи и учреждение центров приема молодежи. Борьба с организованной преступностью. Швеция будет и в дальнейшем участвовать в успешной деятельности Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью (Task Force) в регионе Балтийского моря и развивать сотрудничество в этом регионе. Общие экономические вопросы. Швеция должна, в двустороннем и многостороннем планах, содействовать макроэкономической стабильности и экономическому росту в Российской Федерации. Важно ускорить проведение структурных реформ в сферах, стержневых с точки зрения долгосрочного экономического развития. . За счет технического сотрудничества Швеция и ЕС будут способствовать модернизации российской экономики и максимально возможному ее приведению в соответствие с европейскими и международными стандартами. . В рамках "Европейской политики добрососедства" (European Neighbourhood Policy) Швеция должна стремиться к созданию новых рыночных связей между ЕС и Россией, чтобы в долгосрочной перспективе создать зону свободной торговли, куда войдут все страны, граничащие с ЕС. . Швеция должна содействовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации с целью обеспечения роста российской экономики и улучшения возможностей для деловой деятельности шведских предприятий. Посредством активного обсуждения с международными финансовыми организациями их политики Швеция должна способствовать созданию крепких финансовых институтов и борьбе с коррупцией. Торговая политика. Швеция должна, как и прежде, активно выступать за принятие России в ВТО и оказывать конкретную помощь, направленную на приведение российского законодательства в соответствие с нормативной базой ВТО. . Швеция должна выступать за улучшение условий торговли и поощрять деятельность шведских предприятий в России, в том числе, малых и средних предприятий, которые часто не имеют достаточных средств, например, на юридическую помощь при оформлении предприятия. Развитие торговли. Дальнейшая работа будет направлена на распространение информации о российском рынке и поиск перспективных инвестиционных проектов. Шведские промышленники, по-прежнему, имеют ограниченное представление о России. . Богатый потенциал для шведских предприятий представляет российский рынок ИТ и телекоммуникаций. Дальнейшая информатизация - важный инструмент развития по существу всех общественных сфер в России. В общих интересах России и Швеции продолжать сотрудничество по этому вопросу. . Швеция должна активно улучшать возможности для общения между людьми. Большим потенциалом обладает российский рынок туризма. Калининград. Швеция усилила свое присутствие в области, открыв здесь генеральное консульство, и тем самым создала более благоприятные условия для поддержки социально-экономического и экологического развития, а, в дальнейшем, также для улучшения торговли, интеграции и обмена с близлежащими странами. . Швеция должна и в дальнейшем привлекать внимание ЕС к Калининграду и заручаться поддержкой Москвы для экономического и социального сотрудничества в этом регионе. Возможности, открывшиеся в связи с расширением ЕС, нужно использовать для развития Калининградской области. Миграция. Необходимо продолжать и расширять шведско-российское двустороннее сотрудничество по вопросам миграции, способствуя установлению в России работающего миграционного порядка и сокращению потока необоснованных заявлений о предоставлении убежища. . Швеция должна выступать за облегчение режима перемещения между Россией и шенгенскими странами. Улучшение возможностей для личных контактов имеет большое значение для интеграции Швеции/ЕС и России. Упрощение визового режима предполагает выполнение необходимых условий и должно основываться на принятии взаимных обязательств. Чечня. Швеция должна стремиться - в двусторонних отношениях, в рамках ЕС и на международных форумах - привлекать Россию к более конструктивному и конкретному обсуждению положения в Чечне. Политика в отношении Чечни должна быть более нацеленной на результат. . В дальнейших отношениях с Россией необходимо учитывать тот факт, что чеченский конфликт имеет также международные последствия и тем самым создает угрозу международной безопасности. Права человека и общественное развитие. В целях лучшего соблюдения прав человека и правовых принципов в российском обществе Швеция должна активнее привлекать Российскую Федерацию к обсуждению, идущему в рамках международных организаций: Совета Европы, ОБСЕ и ООН. . Следует оказывать содействие свободным средствам массовой информации, в частности, повышать уровень образования журналистов. Свободная и независимая работа прессы - важный залог утверждения российской демократии. Культурный и научный обмен. Необходимо поощрять двусторонний культурный и научный обмен. Будет рассмотрен вопрос о выделении отдельных средств на презентацию шведской культуры и других областей ее жизни в России, в частности, на проведение Года Швеции. . Учреждение Шведского культурно-информационного центра в СанктПетербурге поможет укрепить имидж Швеции в России. . Необходимо повысить уровень знаний о российской жизни в шведских ВУЗах и заинтересованных учреждениях. Швеция должна расширять преподавание шведского языка за рубежом и учебный обмен не только между студентами, но и между представителями различных профессий. Один из способов достичь этого - увеличение количества стипендий по программе Висбю, предназначенных для России, и расширение группы, из которой набираются стипендиаты. Многостороннее сотрудничество. Помимо диалога между ЕС и Россией, необходимо расширить двусторонние консультации и обмен мнениями с Россией по многосторонним вопросам, которые имеют первоочередное значение для Швеции (с течением времени они будут меняться). В частности, Швеция будет стремиться к усилению взаимодействия в рамках ООН по вопросам разоружения. Сотрудничество в области развития. До принятия новой шведской стратегии в отношении Российской Федерации, намеченного на 1 января 2005 года, будут тщательно проанализированы новые предпосылки для сотрудничества, которые появятся в результате разработки новой коллективной стратегии ЕС в отношении Российской Федерацией и выполнения совместной цели, предусматривающей развитие сотрудничества в области экономики, правовой и правоохранительной деятельности, внешней безопасности, науки и культуры. Региональное сотрудничество. Региональное сотрудничество должно в большей мере способствовать выполнению приоритетных задач шведской политики в отношении России. Россия участвует в работе Совета государств региона Балтийского моря, Совета Баренцева Евро-Арктического региона и Арктического совета на равных условиях с остальными государствами и, таким образом, имеет возможность влиять на выборный процесс и принятие решений по конкретным вопросам. . Швеция должна стремиться к усилению чувства причастности России также в тех вопросах, которым шведская сторона отдает приоритет в плане действий по инициативе "Северное Измерение", выполняемой в рамках ЕС. . Швеция будет выступать за углубление и расширение сотрудничества Северных стран с Российской Федерацией, в частности, в области культуры и научных исследований. Трансграничное сотрудничество. Насущная задача, входящая в приоритеты шведской политики - установить более тесное, равное и реальное сотрудничество между приграничными областями ЕС и России (а также других государств, прилегающих к новым границам ЕС). Трансграничное сотрудничество и выравнивание уровня жизни в соседних регионах - важное условие благоприятного развития отношений России с ее соседями.