Виды экономической деятельности в снс. Национальное счетоводство и система национальных счетов

Исторический справка. 1

Структура и основные категории системы.. 2

Границы производства в СНС.. 4

Группировка экономических единиц по институциональным секторам.. 5

Региональные показатели системы национальных счетов . 5

Основные показатели СНС и методы их расчета. 7

Принципы оценки.. 11

Историческая справка

Система национальных счетов (СНС) - это соответствующий рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве .

Разработка системы национальных счетов, как теоретической основы макроэкономической статистики, базируется на работах У. Петти и Г. Кинга, Дж. М. Кейнса, П. Буагильбера, Р. Стоуна, Я. Тинбергена, Р. Фриша, В. Леонтьева, К. Кларка, С. Кузнеца, А. Маршалла , А. Пигу, Дж. Хикса (XVII - ХХ вв.) и других экономистов и статистиков, посвященных статистике национального дохода и теории экономического цикла.

Следует отметить, что основополагающие принципы, положившие начало современной СНС сформулированы в опубликованном в 1947 году в приложении к Меморандуму Комитета экспертов по статистике Лиги Наций "Измерение национального дохода и построение национальных счетов" ("Measurement of National Income and the Construction of Social Accounts"), автор Ричард Стоун1).

Работа Стоуна принципиально отличается от более ранних попыток тем, что она открыто включила национальный доход в рамки двойной бухгалтерии , в которой учитывались данные о доходах и расходах в домашнем хозяйстве, частном секторе и в правительственной деятельности, что позволяло производить сравнительный анализ результатов деятельности как в различных секторах экономики, так и в разных странах.

Обобщив теоретический и практический опыт развитых стран в национальном счетоводстве в 1953 году ООН при поддержке других международных организаций была опубликована Система национальных счетов. За ней последовала версия 1968 года. В 1993 году была принята современная версия СНС. В 2003 году Статистическая комиссия ООН приняла решение о завершении работ по созданию нового стандарта СНС в 2008 году.

В России СНС внедряется с начала 90-х годов ХХ века. Внедрение СНС потребовало совершенствования национальной статистической практики, пересмотра форм организации статистических наблюдений, методов построения классификаций и расчетов показателей в статистике предприятий и домашних хозяйств, труда, цен, госфинансов, платежном балансе и т. д.

Современная СНС не только определяет выходные параметры экономики, но и показывает, каким образом экономика функционирует, как эти параметры достигаются.

Структура и основные категории системы

Система национальных счетов (СНС) – центральный раздел экономической статистики, представляющий систему взаимосвязанных показателей, отражающих экономическое поведение участников хозяйственной деятельности, их взаимоотношения и результаты хозяйственной деятельности. СНС предназначена для количественного описания и анализа обобщающих результатов экономического развития стран.

СНС обеспечивает характеристику состояния и развития не только экономики в целом, но и ее важнейших структурных подразделений – отраслей и институциональных секторов, позволяет выявлять уровень межотраслевого взаимодействия, степень взаимосвязи между институциональными секторами.

СНС является инструментом координации всей экономической статистики, поскольку представляет собой особую форму упорядочения и систематизации статистической информации о различных аспектах экономического процесса. СНС позволяет выявить ключевые макроэкономические переменные, необходимые для анализа состояния и динамики экономики, ее структуры, взаимосвязей между различными фазами процесса воспроизводства. Это упорядочение опирается на ряд концепций и постулатов, определяющих границы экономического производства , содержание показателей доходов и богатства, принципы оценки потоков и запасов, систему взаимоувязанных классификаций экономических операций, активов и обязательств и методы оценки показателей.

СНС обеспечивает последовательное описание всех аспектов экономического процесса: производство, распределение и перераспределение доходов , потребление и сбережение, финансирование инвестиций, операции с финансовыми инструментами, внешнеэкономические связи , формирование национального богатства. В обобщенном виде СНС содержит информацию о всех хозяйствующих субъектах (институциональных единицах), о всех экономических операциях (с товарами и услугами, доходами и финансовыми инструментами), о всех активах и обязательствах хозяйствующих субъектов.

В настоящее время СНС включает систему счетов макроуровня, счетов отраслей экономики и секторов национального хозяйства. Система счетов для макроуровня почти в точности соответствует структуре счетов для отраслей и секторов. Выделяется система счетов для внутренней экономики и для внешней экономики.

Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности. Каждая экономическая операция отражается в счетах дважды: один раз - в ресурсах, другой - в использовании. Итоги экономических операций на каждой стороне счета балансируются по определению или с помощью балансирующей позиции, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. В системе счетов отражается взаимосвязь между начальным формированием ресурсов, движением доходов и их использованием и конечными финансовыми результатами деятельности, финансово-экономическим положением, включая изменения в балансе активов и пассивов (Рис.1).

Т. о. счета СНС являются счетами потоков , то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изме­нение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц «Затраты-выпуск», в кото­рых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.

Система национальных счетов в России в настоящее время включает в себя следующие счета:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет вторичного распределения доходов;

счет операций с капиталом.

Границы производства в СНС

Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-рези­дентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг . Производственная деятель­ность охватывает деятельность предприятий , производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос).

В границы производства включается также производственная деятельность домаш­них хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, прода­ны они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных под­собных хозяйствах, строительство своими силами и различные услуги, реализованные на сторону, в том числе тор­говые, посреднические и т. д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для соб­ственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кро­ме условно исчисленной стоимости услуг предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах.

В границы производства включается также скрытое и неформальное производство . В понятие скрытого производства в статистике России включается экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством.

Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих рыночную продукцию. В российской статистике в состав неформального производства включается также производство некорпорированными предприятиями домашних хозяйств продукции для собственного использования.

Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых и других специфических методов и экспертных оценок. Поправки на скрытую и неформальную деятельность делаются как для показателей производства ВВП, так и для показателей состава ВВП с точки зрения доходов и расходов. Суммарная поправка на различные виды скрытой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции составляла в последние годы от одной пятой до одной четвёртой ВВП России.

Незаконную (теневую) деятельность по производству товаров и услуг, такую как производство и реализация наркотиков и оружия, рекомендуется включать в границы производства в соответствии с международным стандартом СНС. Однако, в международной практике результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются .

Группировка экономических единиц по институциональным секторам

В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам . Сектор пред­ставляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъ­ектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осу­ществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и . В российской СНС выделяются сле­дующие секторы национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление ; некоммерческие организации , обслужи­вающие домашние хозяйства; домашние хозяйства . Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах “остального мира” (на региональном уровне не разрабатывается) , объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организа­ции и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономичес­кой территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Региональные показатели системы национальных счетов .

В рамках создания системы национальных счетов Федеральная служба государственной статистики разра­ба­тывает методологию и организационные решения построения системы показателей раз­вития экономики регионов в соответствии с методологией СНС . Эти показатели не по­вто­ряют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением раз­вития российской макроэкономической статистики и международными стандартами.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживаю­щих домашние хозяйства - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций , профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам. С точки зрения того, кто получает выгоду от расходов на конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг . Для домашних хозяйств оно включает конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме, то есть бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Для государственных учреждений фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления для экономики в целом равны между собой.

Сбережение - часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидент­ными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капи­тала включает следующие компоненты: а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных матери­альных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведен­ные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение произ­водственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых рыночных ценах для устранения влияния изменения цен.

Чистое приобретение ценностей - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия активов, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений искусства.

Принципы оценки

Учет экономических операций в системе национальных счетов осуществляется в ценах на момент их совершения (в текущих ценах).

ВВП оценивается в текущих рыночных ценах (в ценах конечного покупателя).

Цена конечного покупателя включает торгово-транспортные наценки, налоги на продукты и не включает субсидий на продукты.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам .

Основная цена - цена, получаемая произво­дителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты.

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены на аналогичные товары и услуги, реализуемые на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство , если рыночная цена отсутствует. В частности, по затратам на производство оцени­ваются услуги государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Оценка в сопоставимых ценах выполняется как в части производства валового внутреннего продукта, так и его использования, на региональном уровне только в части произведенного ВРП.

Переоценка показателей производства ВВП в сопоставимые цены осуществляется путем дефлятирования (переоценки выпуска и промежуточного потребления отраслей по соответствующим индексам цен) или методом экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли с помощью количественных индикаторов, адекватно отражающих динамику развития производства в данной отрасли.

Индексы реального объема ВВП и его компонентов к соответствующему периоду предыдущего года рассчитаны как частное от деления показателя отчетного периода в ценах предыдущего года на аналогичный показатель соответствующего периода предыдущего года ценах предыдущего года.

Уильям (Вильям) Петти (1623-1687). основоположник английской классической политической экономии. "Труд есть отец богатства, а земля - его мать".

КИНГ ГРЕГОРИ () демограф и статистик национального дохода (экономический статистик)

1) СТОУН (Stone), Ричард (1913–1991), британский экономист, удостоенный премии памяти Нобеля по экономике, 1984 г. в призвание его «новаторской работы» и «его существенного вклада в развитие экономической науки», почетные ученые степени университетами Осло, Брюсселя, Женевы , Уорвика, Парижа и Бристоля, считается основоположником системы национальных счетов.

Для определения итогов хозяйственной деятельности любого экономического субъекта сопоставляются суммы доходов и расходов за определенный период времени, отраженные в его отчетности. Результаты сравнения позволяют сделать вывод о его экономическом состоянии и принять правильные управленческие решения. Для экономики страны такая же роль отведена национальному счетоводству, которое является основой анализа экономического состояния страны.

Цель национального счетоводства - дать количественную информацию о производстве, распределении и использовании общественного продукта как агрегированного показателя экономических результатов национального хозяйства страны.

Для анализа сложных макроэкономических взаимосвязей необходима система взаимодополняющих показателей, потому что от степени достоверности и оперативности информационных потоков зависит качество управления.

Система национальных счетов - совокупность основных макроэкономических показателей, характеризующих условия, процессы и результаты национального производства товаров и услуг.

Основоположником национального счетоводства считается Ф. Кенэ : в 1758 г. им впервые разработан макроэкономический баланс, в котором общественное производство было исследовано с точки зрения как стоимостного и натурально-вещественного содержания общественного продукта, так и основных классов общества (производственного и непроизводственного).

Национальное счетоводство как средство анализа экономики применяется с конца 30-х гг. ХХ в., а как средство официальной статистики - после окончания Второй Мировой войны (в США, Англии, Франции, Германии, Швеции, Норвегии). Возрастающая интернационализация национальных экономик, интеграционные процессы в мировом хозяйстве обусловили необходимость создания универсальной международной системы национального счетоводства. В 1950 г. Организацией Европейского экономического сотрудничества (ЕЭС) была принята Упрощенная стандартная СНС . Принимались поочередно три варианта СНС в рамках ООН (1952-1953 гг., 1968 г., 1993 г.).

В современной СНС выделяются такие принципиальные новшества:

· разбивка показателей по отраслям экономики;

· выделение финансового сектора и потоков финансовых активов;

· введение балансов имущества.

С февраля 1993 г. действует новый усовершенствованный стандарт, учитывающий особенности стран, переходящих к рыночной экономике.

В современных условиях СНС - это международный стандарт оценки основных экономических показателей стран для их сравнительного анализа.

Значение СНС и ее использование в хозяйственной практике:

1) широкое применение правительством и территориальными органами управления в разработке мер экономической политики, моделей и прогнозов;


2) использование крупными компаниями для анализа рыночной конъюнктуры и принятия стратегических решений;

3) использование в качестве информационной базы научных исследований для выработки рекомендаций правительству;

4) использование международными организациями, определяющими квоты стран в их финансировании.

Выделяется ряд методологических принципов построения СНС :

· все факторы производства (труд, капитал, земля, предпринимательская способность) - это источники создания стоимости;

· сфера производства - это деятельность по производству экономического блага (товаров и услуг), в которой все отрасли равнозначны (материальное и нематериальное производство);

· основные показатели носят балансовый характер и отражают процесс создания и движения стоимости;

· в основе балансовых построений лежат группировки и классификации с позиции отдельных объектов и субъектов хозяйствования;

· разбивка экономики на секторы;

· использование принципов бухгалтерского учета (система счетов и корреспонденция операций, двойная запись, баланс активов и пассивов).

Добавленная стоимость - это стоимость, созданная хозяйственной единицей (предприятием), которая включает затраты на производство продукта (заработная плата, амортизация, прочие затраты) и прибыль. Стоимость потребленных сырья и материалов, приобретенных у поставщиков (материальные затраты) и оплата работ, услуг со стороны, в создании которых данное предприятие участия не принимало, в добавленную стоимость не включается. Следовательно, добавленная стоимость - это валовая продукция предприятия в рыночных ценах за вычетом материальных затрат. В макроэкономическом смысле это стоимость, создаваемая (добавляемая) на каждой промежуточной стадии обработки валового продукта страны.

Национальная экономика состоит из совокупности институциональных единиц-резидентов, являющихся первичными единицами учета в СНС.

Институциональная единица - самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом и обладающий полным набором бухгалтерской отчетности.

Резиденты (от лат. residens, residentis - сидящий, остающийся на месте) - это экономические субъекты, зарегистрированные в данной стране (физические и юридические лица) и занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др., созданные в соответствии с законодательством данной страны.

Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и т.д. Также исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. В целом, критерии отнесения к резидентам страны - постоянство места жительства, местонахождения, места управления, места регистрации.

Если хозяйственный субъект не обладает всеми характеристиками институциональной единицы, то для ее идентификации применяют дополнительные кpитеpии:

а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами;

б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;

в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единницам, которые их контpолиpуют.

Совокупность институциональных единиц с однородным производством называется отраслью .

Группировка по отраслям имеет следующий вид:

1) промышленность;

2) строительство;

3) сельское, лесное, рыбное хозяйства;

4) транспорт и связь;

5) торговля, заготовка, материально-техническое обеспечение и сбыт;

6) другие отрясли материального производства;

7) отрасли сферы нематериального производства.

Кроме основных отраслей, в соответствии с международной классификацией, выделяют более ста подотраслей. Но в СНС основное внимание уделяется группировке не по отраслям, а по секторам.

Более укрупненная гpуппиpовка экономики по сектоpам - центpальная в статистической модели pыночной экономики. Она осуществлляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциионной единице.

Институциональные единицы группируются по секторам экономики по выполняемым функциям, т.е. по типу экономического поведения. В СНС выделяют пять внутриэкономических и один внешнеэкономический секторы:

1. Сектор нефинансовых учреждений

В него включаются хозяйствующие субъекты корпоративного характера (или сходные с ними), производящие товары и нефинансовые услуги с целью их реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.

2. Сектор финансовых учреждений

В него включаются банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Большинство из них возмещает свои издержки за счет разницы между процентами, полученными за предоставленные финансовые ресурсы и процентами, уплачиваемыми за их привлечение (маржа).

3. Сектор правительственных учреждений (государственного управления)

Формируется за счет бюджетных государственных институциональных единиц, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным группам и лицам. Для этих единиц в основном характерно бюджетное финансирование, частично - за счет доходов от своей собственности.

4. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства

Сюда включаются общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг участникам этих организаций. Они финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от своей собственности.

5. Сектор домашних хозяйств

Сюда включается население как институциональные единицы, ведущие домашнее хозяйство, т.е. деятельность потребительского характера. В этот сектор включены мелкие некооперированные предприятия, владельцами которых выступают домохозяйства, - мелкие фирмы, небольшие магазины и т.п., а также лица, ведущие индивидуальную трудовую деятельность. Их издержки покрываются за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений, выручки от реализации своей продукции.

6. Остальной мир

Здесь отражаются внешнеэкономические связи и финансовые взаимоотношения с зарубежными институциональными единицами в той мере, в какой они осуществляют опеpации с pезидентами данной стpаны.

Операция - это создание, перемещение или потребление (создание со знаком «-») благ, услуг, прав.

В отличие от гpуппиpовки хозяйствующих субъектов гpуппиpовка экономических опеpаций пpоизводится на основе единого кpитеpия, т.е. они гpуппиpуются одинаково и по отpаслям и по сектоpам.

В целом их разделяют на три группы:

1) операции с товарами и услугами;

2) распределительные операции;

3) финансовые операции.

Операции с товарами и услугам и характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или импортированы) и использование (промежуточное и конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение периода.

Распределительные операции делятся на два вида:

Распределение дохода - операции, связанные с выплатой заработной платы, дивидендов, налогов, страховок и выплатами социального характера;

Передача капитала - операции по передаче права владения именными ценными бумагами , переводы (трансферты) валюты и золота между странами.

Финансовые операции отражают изменения активов и пассивов, связанные с движением наличных денег и различных видов задолженности.

Экономические операции институциональных единиц объединяются в счета.

Национальные счета - это балансовые построения в виде системы взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и дохода в экономике. СНС представляет собой комплекс взаимосвязанных таблиц, составленных в форме бухгалтерских счетов, выступающих как способ упорядочения информации о национальном хозяйстве страны.

В соответствии с принципом двойной записи каждая экономическая операція отражается в сетах дважды: в ресурсах (дебет) и в использовании (кредит).Совокупность вдухсторонних счетов образует балансовую таблицу. В соответствии с международными стандартами существует 10 счетов.

В Украине пока применяются шесть счетов:

1) счет товаров и услуг - отобpажает процесс фоpмиpования pесуpсов, пpодуктов и услуг за счет их пpоизводства и импоpта и их использование на конечное потpеблление, накопление, экспоpт;

2) счет производства - отражает опеpации, относящиеся к пpоцессу пpоизводства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность пpедпpиятий, оpганизаций и отдельных лиц как в сфеpе матеpиального пpоизводства, так и в сфеpе нематеpиальных услуг;

3) счет образования доходов - отpажаются pаспpеделительные опеpации, непосpедственно связанные с пpоцессом пpоизводства, котоpые пpиводят к фоpмиpованию пеpвичных доходов его участников: оплаты тpуда, чистых налогов на пpоизводство, валовой пpибыли пpедпpиятий и смешанных доходов населения;

4) счет распределения доходов - отpажается общая величина доходов, полученных и пеpеданных хозяйственными единицами в pезультате производственной деятельности, от собственности, а также в pезультате пеpеpаспpеделительных пpоцессов. В новой СНС ООН этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и втоpичного pаспpеделения доходов ;

5) счет использования располагаемого дохода - отpажаются pасходы на конечное потpебление домашних хозяйств, госудаpственных учpеждений и негосудаpственных некоммеpческих (общественных) оpганизаций, и оставшаяся часть pасполагаемого дохода, пpедставляющая собой валовое сбеpежение;

6) счет капитальных затрат - показываются фоpмиpование pесуpсов для капитальных затpат и их использование на накопление основных фондов и матеpиальных обоpотных сpедств, пpиобpетение земли и нематеpиальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеpизует конечный финансовый pезультат экономической деятельности в данном пеpиоде.

Схема взаимосвязей важнейших показателей СНС (см. таблицу 1) дается для макpоуpовня и каждого сектоpа макpоэкономики. В этой схеме отсутствует счет товаров и услуг, так как он не является «сквозным», т.е. не составляется одновременно для национальной экономики в целом и ее отдельных секторов.

Сальдо конечного финансового результата экономической деятельности (чистые кредиты и чистые долги) в пpинципе должно pавняться сальдо изменения финансовых активов и пассивов балансиpующему показателю финансового счета, котоpый хаpактеpизует изменение финансовых активов и пассивов по их видам и позволяет пpоанализиpовать стpуктуpные изменения в финансовом состоянии стpаны или сектоpе национальной экономики.

Таблица 1

Образование национальных счетов

Использование Ресуpсы Показатели
Счет производства
Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость Валовой выпуск Валовой выпуск - Промежуточное потребление = Валовая добавленная стоимость
Счет образования доходов
Оплата труда Чистые налоги на производство Валовая прибыль Валовые смешанные доходы Валовая добавленная стоимость Валовая добавленная стоимость - Оплата труда - Чистые налоги на производство = Валовая прибыль, валовые смешанные доходы
Счет присвоения первичных доходов
Доходы от собственности Валовые первичные доходы Валовая прибыль, валовые смешанные доходы Доходы от собственности, Оплата труда Чистые налоги на производство Валовая прибыль, валовые смешанные доходы - сальдо доходов от собственности = валовые первичные доходы.
Счет вторичного распределения доходов
Текущие трансферты Валовый располагаемый доход Валовые первичные доходы Текущие трансферты полученные Валовые первичные доходы + Сальдо текущих трансфертов = Валовый располагаемый доход
Счет использования располагаемого дохода
Расходы на конечное потребление Валовые сбережения Валовый располагаемый доход Валовый располагаемый доход - Расходы на конечное потребление = Валовые сбережения
Счет капитальных затрат
Валовое накопление основных и оборотных фондов Чистые покупки земли, нематериальных активов Чистые кредиты Чистые долги Валовое сбережение Валовое сбережение - Валовое накопление основных и оборотных фондов - чистые покупки земли и нематериальных активом = Чистые кредиты Чистые долги
Финансовыйсчет
Приобретение финансовых активов Принятие финансовых обязательств Чистые кредиты Чистые долги

Для каждого сектора и для экономики в целом строятся специальные счета: для каждого сектора - 9 счетов (кроме сектора «Остальной мир» - 2 счета), для всей экономики - 6 счетов.

Счета институциональных секторов (кроме сектора «Остальной мир»):

1. Открывающий баланс;

2. Очет производства;

3. Счет образования доходов (счет эксплуатации);

4. Счет распределения доходов (счет дохода);

5. Счет использования доходов;

6. Счет капитала (счет накопления);

7. Финансовый счет;

8. Счет изменения стоимости имущества;

9. Закрывающий баланс.

Счета сектора «Остальной мир» :

1. Счет нефинансовых операций;

2. Счет финансовых операций.

Счета для экономики страны в целом :

1. Открывающий баланс;

2. Счет благ, услуг и производства;

3. Счет дохода и потребления;

4. Счет накопления;

5. Счет создания стоимости вне производства (счет переоценки);

6. Сакрывающий баланс.

Счета всех секторов объединяются в сводные национальные счета.

В структуру СНС входит таблица «затраты-выпуск» (межотраслевой баланс), введенная в макроэкономический анализ американским экономистом Василием Леонтьевым (1958 г.).

Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом . Этим объясняется использование в национальном счетоводстве основных принципов бухгалтерского учета : стоимостное выражение всех показателей, метод баланса, метод двойной записи, предположение о неограниченности сроков функционирования экономики.

Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности , рыночного характера формирования цен на основе конкуренции , естественности стремления всех людей к прибыли . Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством . Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала , предпринимательства, инвестиций , новых технологий и т. д.

Национальное счетоводство - практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) - это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам. Основные институциональные секторы:

  • домашние хозяйства, источниками финансирования затрат которых являются оплата наемного труда, доходы от собственности , доходы от производственной деятельности, трансферты от государства и т. д.;
  • некоммерческие организации , обслуживающие домашние хозяйства. К ним относятся профсоюзы , религиозные организации, партии и общественно-политические движения, общественные организации, финансируемые за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Они производят услуги, удовлетворяющие особенные потребности домашних хозяйств;
  • государственные учреждения, включающие органы государственной власти и местного самоуправления , государственные внебюджетные фонды. Предприятия финансируются из бюджета , производимую продукцию или услуги передают потребителям бесплатно или по экономически незначимым ценам;
  • финансовые учреждения включают Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые фонды, инвестиционные компании и т. д. Производят финансовые услуги, в основном финансового посредничества, источником финансирования которых является выручка за оказанные услуги, продаваемые на рынке в конкурентной борьбе;
  • нефинансовые предприятия - институциональные единицы, которые производят продукцию и нефинансовые услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам и покрывают свои затраты за счет полученной прибыли.

Для описания международных связей применяют термин «остальной мир». Виды экономической деятельности определяются классификатором ОКВЭД посредством внесения предприятия, учреждения в ЕГРПО.

Национальное счетоводство изучает экономику как систему активов и пассивов. Экономический актив характеризуется следующими признаками:

  • субъект экономики имеет право собственности на актив;
  • реализация этого права собственности позволяет субъекту экономики получать или надеяться на получение дохода или иной экономической выгоды;
  • актив имеет стоимостную оценку, т. е. денежное измерение.

Активы делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые активы не имеют материального субстрата, определяющего его стоимость. Финансовому активу одного субъекта противостоит финансовое обязательство другого субъекта. К финансовым активам относятся наличные деньги и депозиты, ссуды, ценные бумаги (вексель , облигация), акции, страховые полисы.

Нефинансовые активы1 делятся на две группы: материальные и нематериальные; произведенные и непроизве-денные.

Все вышеперечисленные понятия национального счетоводства описываются показателями и образованными ими национальными счетами. Показатели и национальные счета образуют систему, где они взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в целом точно и всесторонне описывают экономику страны.

Основными счетами системы национальных счетов являются:

Последовательность формирования показателей национальных счетов соответствует последовательности стадий воспроизводственного цикла.

Статистика социально-экономических показателей на макроуровне

Существуют множество социальных и экономических показателей, которые характеризуют жизнь страны на макроуровне. К ним относятся валовой внутренний продукт общий или в расчете на душу населения, валовой национальный доход , темпы экономического роста, национальное богатство, государственный долг, курс доллара США по отношению к рублю (который устанавливает Центральный банк РФ), численность зарегистрированных безработных и др.

Из всех вышеперечисленных социально-экономических показателей наиболее важным является показатель валового внутреннего продукта государства , который может быть рассчитан несколькими способами (в зависимости от стадии производства):

  • производственный способ (на стадии производства по добавленной стоимости) - определяет величину ВВП как разность между общим объемом выпущенной продукции и промежуточным потреблением или это сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов экономики . Так происходит подсчет произведенного ВВП;
  • распределительный способ (производится на стадии распределения произведенной продукции) - как сумму доходов факторов производства, которая получается в результате суммирования доходов по труду (заработная плата и начисления на нее, гонорары, натуральные доходы, комиссионные и др.), доходов от собственности (прибыль , рента, дивиденды и т. д.), смешанных доходов (доходы лиц свободных профессий, доходы от ведения подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т. д.). Этим способом производится расчет распределенного ВВП;
  • способ конечного использования (по расходам) - как результат суммирования расходов всех экономических агентов, использующих его (фирм, домашних хозяйств, иностранных граждан , государств), т. е. ВВП = Р + И + З + Э,

    где Р - личные потребительские расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования; И - валовые инвестиции (вложения предприятия в покупку нового оборудования и строительство, исключая жилье); З - государственные закупки товаров и услуг (затраты на образование, здравоохранение, армию и т. д.); Э - чистый экспорт (разница между экспортом и импортом государства).

ВВП может быть рассчитан как по факторным, так и по рыночным ценам.

Факторные цены определяются стоимостью затрат всех факторов производства на создание товаров и услуг, т. е. это цена производителя, которая складывается из себестоимости продукции и прибыли.

Рыночные цены представляют собой сумму факторных цен и косвенных налогов (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и т. д.) за вычетом субсидий, к которым относятся безвозмездные поступления от государства и из других источников на продукты, на импорт, возмещение убытков и т. д.

В России в настоящее время ВВП и валовый национальный продукт (ВНП) рассчитывается производственным способом, т. е. ВВП является суммой валовой добавленной стоимости отраслей и секторов экономики, чистых налогов на продукты (за исключением субсидий).

Следующим по значимости является показатель национального дохода страны, который получается путем вычитания из величины валового национального продукта амортизационных отчислений. При этом чистый национальный доход (ЧНД) рассчитывают как сумму национального дохода и чистых трансфертов из-за рубежа (гуманитарная помощь, дарения, пожертвования и др.) за вычетом чистых трансфертов за рубеж.

Валовой национальные продукт (ВНП) показывает стоимость конечной продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данного государства, даже если они проживают на территории других стран.

ВНП = ВВП + ЧФД,

где ЧФД - чистые факторные доходы из-за рубежа, т. е. разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Для того чтобы провести анализ социально-экономической ситуации в стране, необходимо произвести группировку следующих показателей:

распределение национального дохода и валового внутреннего продукта государства по отраслям и секторам экономики;

территориальная группировка валового выпуска продукции, валового внутреннего продукта и национального дохода согласно административно-территориальному делению государства;

разделение валового внутреннего продукта и валового выпуска по форме существования - на материальные блага и услуги.

Можно производить группировку и по другим признакам в случае необходимости. Динамика показателей результатов экономической деятельности исследуется путем расчета соответствующих индексов физического объема по формуле

где q0P0 - фактическая стоимость валового выпуска, валового внутреннего продукта, национального дохода в базисном периоде; 1P0 - стоимость этих же показателей отчетного периода в ценах базисного периода.

В условиях рыночной системы хозяйствования происходит постоянный рост цен на товары и услуги. Основной проблемой, которая возникает при расчете индексов, является переоценка стоимостных показателей отчетного периода в цены базисного периода. Так как инфляция является процессом неравномерным, то пересчитать цены каждого вида товара и услуги в сопоставимые цены с базисным периодом практически невозможно.

В теории статистики существуют три основных метода пересчета показателей валового внутреннего продукта и национального дохода в сопоставимые цены с базисным периодом:

с помощью прямой оценки объема производства благ и услуг по ценам базисного периода;

через переоценку каких-либо компонентов валового внутреннего продукта и национального дохода с использованием соответствующих индексов;

на основании индекса потребительских цен.

Первый метод является очень сложным для расчета. Он наиболее часто использовался при плановой системе хозяйствования. Суть его заключается в том, что физический объем выпуска продукции (в натуральном измерении) умножают на соответствующие цены базисного периода. Метод позволяет детально учитывать динамику изменения цен на товары и услуги, но недостаток его - в том, что возникает необходимость регулярно менять базисные цены, а также возникает проблема сопоставимости одноименных товаров и услуг в связи с изменением их качества (при различных годах выпуска), что вынуждает искать набор товаров-представителей, который будет определять сводный индекс цен, а это тоже весьма неудобно и проблематично.

Второй метод не является столь же точным и сложным, как первый, и заключается в том, что элементы валового внутреннего продукта и национального дохода пересчиты-ваются в сопоставимые цены путем деления на соответствующий индекс, т. е. при переоценке продукции строительства используется индекс капиталовложений, при переоценке машин и оборудования - индекс цен на машины и оборудование и т. п. Такой метод пересчета требует достаточно широкой базы для расчета соответствующих индексов цен.

Третий из перечисленных методов, построенный на основании индекса потребительских цен, наиболее простой, не совсем точный, но удобный для расчета сопоставимых цен и используется в большинстве развитых стран. Однако этот метод не учитывает динамику изменения цен на государственные услуги и капиталовложения, на экспортно-импортные операции, на капитальные товары других секторов экономики.

Статистика национального богатства

Важным разделом в экономической статистике является раздел, посвященный статистике национального богатства.

Национальное богатство - это совокупность накопленных материальных и нематериальных активов , созданных трудом всех предшествовавших поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов .

Статистика в национальном богатстве помогает собирать и анализировать данные всех ее составляющих в общем и в каждой категории по отдельности, на основе которых можно определить основные потоки движения национального богатства, инвестиционную активность отдельных секторов экономики , степень ликвидности их финансовых активов и многое другое. Полученные статистические данные национального богатства дают экономическую оценку стране в целом, ее имущественному положению, а также насколько экономический потенциал страны соответствует международным стандартам. При рассмотрении и анализе статистических данных можно определить потенциальные, допустимые возможности дальнейшего развития страны.

Составляющие национального богатства:

природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, энергетические ресурсы, лес и животный мир), которые являются учтенными и вовлеченными в оборот. Как характерную особенность природных ресурсов можно выделить то, что они являются невоспроизводимыми благами. При получении статистических данных по природным ресурсам можно:

  • разработать систему показателей об эффективном использовании природных ресурсов;
  • проанализировать работу природоохранных мероприятий, оценить эффективность их работы;
  • определить объем финансовых ресурсов, который понадобится на экологические цели;
  • проанализировать, в какой степени человеческий фактор оказывает влияние на окружающую природную среду, а также как окружающая среда влияет на качество уровня жизни населения:
    • материальные ресурсы, приобретенные в результате накопленного труда. Материальные ресурсы можно производить в любое время, следовательно, они являются воспроизводимыми благами;

      национальное имущество - складывается в процессе производства, в него входят:

    • основные фонды (здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование и т. д.). Статистические данные основных фондов характеризуют их общее состояние, перспективы развития основных фондов по всей стране и отдельно в каждой отрасли;
    • оборотные фонды (производственные запасы - сырье, материалы, топливо, запчасти; незавершенное производство; готовая продукция, материальные резервы и т. д.);
    • личное имущество. Статистические данные о национальном имуществе используется для оценки уровня экономического развития;
    • накопленный научно-технический потенциал;
    • интеллектуальный потенциал.

Итак, национальное богатство включает стоимость всех производственных и непроизводственных фондов государства , запасов, резервов, индивидуального и общественного имущества. В отдельных случая национальное богатство включает научно-технический уровень и опыт работников. Национальное богатство состоит из накопленных продуктов прошлого труда, включая товары всенародного потребления, и природных ресурсов, учтенных и вовлеченных в экономический оборот. В составе национального богатства запасы и резервы учитываются отдельно по месту их определения и продолжительности сохранения. Отдельно учитывается также золотой запас страны и запасы на нужды обороны государства.

Расчеты по национальному богатству осуществляются в текущих и в сопоставимых ценах, которые существуют на данный момент. Статистические показатели по национальному богатству показывают уровень развития страны в международных масштабах.

Построение балансов для регионов в целом

Построение балансов и типологизация регионов России, анализ их дифференциации по различным показателям социально-экономического развития стали одним из ключевых направлений исследований в быстро развивающейся российской региональной экономике . Одним и тем же термином - «регион» - описываются социально-экономические системы совершенно не сопоставимые по масштабам деятельности, направлению развития, политической ориентации, поэтому построение типологии служит исходным пунктом, условием для анализа региональных экономических систем и построения балансов для регионов в целом.

При изучении дифференциации регионов России необходимо прежде всего отобрать факторы, определяющие специфику социально-экономического положения региона. Следует подчеркнуть, что местные правительства регионального уровня начали заниматься деятельностью по разработке планов и программ экономического развития на региональном уровне лишь в постсоветский период. Какие-либо традиции, навыки или опыт в этой сфере у них по сути дела отсутствовали. В условиях советской централизованной экономической и политической системы местные правительства входили в структуру централизованной политической и экономической системы. В системе централизованного планирования экономики местные правительства полностью зависели от центральных министерств, предприятий , подчинявшихся центру, партийных структур. В обязанности местного правительства входило обеспечение социально-экономической инфраструктуры в соответствии с централизованно установленными нормативами, задача построение регионального баланса была второстепенной.

Сама постановка проблемы анализа экономического положения регионов приобрела актуальность лишь в условиях постсоветского развития, когда местные правительства получили возможность активно воздействовать на процессы экономического развития на региональном уровне. В целом разработка балансов регионов служит условием для эффективной адаптации к местным условиям разрабатываемой на федеральном уровне социальной политики (пенсионной политики, программы занятости населения, жилищной программы, федеральных стандартов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Отбор показателей для построения баланса социально-экономической ситуации в регионах, ориентированной на выбор методов реализации социальной политики, представляет собой достаточно сложную задачу.

Применение такого индикатора, как валовой региональный продукт, предполагает совершенствование методологии его расчетов и разработку системы учета экономической деятельности регионов в системе показателей национальных счетов. При использовании этого показателя на уровне региона необходимо исследовать теоретико-методологические аспекты взаимосвязи (ВРП), выпуска продукции на душу населения, уровня благосостояния.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с системой национальных счетов (СНС), является жизненно необходимой. Как правило, экономические счета регионов включаются в СНС как составная часть. На сегодняшний день СНС представляет собой единственный обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа реальной экономики, в том числе и региональной.

Центральным показателем региональных счетов является валовой внутренний продукт, произведенный в регионе. В России этот показатель (валовой региональный продукт - ВРП) рассчитывается только на уровне субъектов РФ . Методологическая основа для проведения расчетов находится в стадии разработки. Официальных рекомендаций по разработке системы региональных экономических счетов, так же как и по составу таких счетов не издано.

Очевидно, что исследование региональных различий экономического развития России не может быть проведено на основе одного только результирующего показателя - ВРП. Фактические различия могут быть оценены в результате построения региональных балансов и анализа экономического процесса по регионам, который может быть описан системой экономических счетов региона. При разработке экономических счетов регионов выбирается система ключевых показателей, которые отражают общую макроэкономическую ситуацию в регионе, состояние реального сектора, бюджетной и финансовой системы. Можно предложить следующую систему показателей для построения регионального баланса.

Макропоказатели и реальный сектор: ВРП / на душу населения (тыс. руб.); объем промышленной продукции / на душу населения (тыс. руб.); продукция сельского хозяйства / на душу населения (тыс. руб.); доля городского населения в общей численности населения (в %); инвестиции в основной капитал / на душу населения (тыс. руб.); иностранные инвестиции / на душу населения (дол. США); объем экспорта / на душу населения (тыс. руб.); розничный товарооборот / на душу населения (тыс. руб.); индекс потребительских цен (в %; декабрь / декабрь соответствующего года); денежные доходы / на душу населения (тыс. руб.); покупательная способность денежных доходов (в %); уровень общей безработицы (в %); уровень бедности (в %).

Финансовая и бюджетная системы: дефицит бюджета , отнесенный к ВРП (в %); доля налоговых поступлений в доходах бюджета (в %); доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности, отнесенной к ВРП (в %); удельный вес убыточных предприятий (в %); доля просроченной кредиторской задолженности, отнесенной к ВРП (в %); количество действующих кредитных организаций на 10 000 предприятий; доля кредитных вложений, отнесенная к ВРП (в %); удельный вес просроченной задолженности по кредитам в общем объеме кредитов (в процентах); доля текущих и расчетных счетов предприятий, отнесенная к ВРП (в %); депозиты населения, отнесенные к ВРП (в %); покупка валюты / на душу населения (тыс. руб.); продажа валюты / на душу населения (тыс. руб.).

Предложенная система показателей представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического

развития регионов. С их помощью региональный баланс можно представить в виде ряда таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ регионов. Вспомогательные таблицы позволяют детализировать отдельные агрегированные показатели согласно тому или иному критерию. Они применяются для целей межбюджетного выравнивания, выработки нормативов бюджетного финансирования, которые входят в состав ключевых параметров проекта федерального бюджета.

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

Система национальных счетов - это система учета достижений национальной экономики , характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.

Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС - это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.

СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства - производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой - их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

Счет товаров и услуг,

Счет производства товаров и услуг,

Счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),

Счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

Субсчет текущих операций,

Субсчет капитальных затрат.

Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1


Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313

Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).

Таблица 2.2



Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314

Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).

Таблица 2.3