Заявление о регистрации общественной организации образец. Создание некоммерческой организации: порядок государственной регистрации

Для многих граждан становится все более актуальной информация о том, как выглядит регистрация некоммерческой организации. Инструкция, при помощи которой можно открыть любую НКО, достаточно проста, но при этом сопряжена с некоторыми важными нюансами, достойными внимания. Подобные сведения важны по той причине, что много социальных задач и других проектов можно реализовать при помощи именно такой формы неприбыльной структуры.

Некоммерческая организация: регистрация

Под структурой подобного типа стоит понимать организацию, деятельность которой не сосредоточена на получении прибыли и не подразумевает распределения финансовых средств между ее участниками.

Что же может рассматриваться в качестве основной цели создания? Ответ на этот вопрос имеет несколько граней:

Достижение образовательных, культурных, управленческих, благотворительных и научных целей;

Развитие спорта и физической культуры;

Охрана здоровья граждан;

Защита законных интересов и прав как организаций, так и конкретных людей;

Оказание юридической помощи;

Разрешение споров и конфликтов;

Любые другие цели, ориентированные на достижение общественных благ.

Виды некоммерческих организаций

Перед тем как открывать любую организацию, которая не ориентирована на получение прибыли, нужно определить тот факт, чему именно будет посвящена ее дальнейшая деятельность.

Принять верное решение поможет перечень организационно-правовых форм, которые разрешены российским законодательством. Это:

Потребительские кооперативы;

Учреждения;

Объединения юридических лиц (союзы и ассоциации);

Религиозные и общественные объединения.

Важно изучить все вышеприведенные виды структур и сделать верный выбор, поскольку порядок регистрации некоммерческих организаций подразумевает отражение в уставе всех видов деятельности, которые будут осуществляться в будущем.

Общая схема действий

Изначально стоит отметить, что все действия, которые направлены на создание неприбыльной структуры, должны соответствовать требованиям, описанным в административном регламенте РФ.

Сама же пошаговая регистрация некоммерческой организации выглядит следующим образом:

Подготовка необходимых документов, их последующее подписание и ;

Заверение заявления о регистрации юрлица у нотариуса;

Предоставления собранной и заверенной документации в местный орган Министерства юстиции РФ;

После рассмотрения регистрирующий орган принимает решение;

Постановка на учет в налоговой инспекции той организации, которая была зарегистрирована;

Получение документов, которые будут являться официальным подтверждением государственной регистрации НКО.

Алгоритм, согласно которому происходит государственная регистрация некоммерческих организаций,дает возможность выступать в качестве заявителя как руководителю юридического лица, так и учредителю самой организации.

Более подробно о сроках

Если попытаться разобраться в том, сколько придется ждать решения от регистрирующего органа, то изначально стоит отметить, что количество дней в этом случае напрямую зависит от типа организации.

Если речь идет о структуре с религиозным контекстом, то актуальный срок будет определен только после проведения соответствующей государственной экспертизы. В итоге ждать придется либо месяц и 3 дня, либо в два раза дольше. Когда приходится регистрировать общественные объединения, Минюст будет думать 33 дня, а вот для основания политических организаций нужно ждать на трое суток меньше - 30.

Если создается любая другая некоммерческая организация, регистрация продлится 17 дней.

Для того чтобы поставить новую структуру на учет в налоговой службе, также потребуется время. Если говорить более конкретно, то от 2 до 4 недель.

Что касается общего последующей постановки на учет, то он будет равен приблизительно 2 месяцам. Причем в этот период ожидания не входит время, которое необходимо потратить на подготовку документации.

Тем, кто намерен регистрировать огороднические, дачные, садоводческие некоммерческие объединения и потребительские кооперативы, можно облегченно вздохнуть, поскольку им ждать решения регистрирующего органа придется значительно меньше.

Какие документы нужно собрать

Данный этап является одним из важных в процессе регистрации. Ведь если вместе с заявлением подать не все бумаги, которые требует Министерство юстиции, то придется начинать все сначала.

Прежде всего нужно оформить заявление о регистрации некоммерческой организации. Причем в нем должна содержаться информация о лицах, являющихся учредителями НКО. Составлять его нужно внимательно с учетом будущей структуры объединения.

Грамотно сформированный устав - это следующее, без чего не будет проведена регистрация некоммерческих организаций. Документы также должны включать и квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины.

Стоит помнить о необходимости предоставления протокола создания НКО. Альтернативой может быть решение об утверждении организации, в котором необходимо указать, какие органы были избраны.

Последний документ, без которого не обойтись - это подтверждение места, где будет расположена организация. Оно может быть оформлено в письменной форме и предоставлено как арендатором, так и собственником с подтверждением того факта, что обе стороны готовы заключить договор аренды.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что описанный выше комплект бумаг является общим. Это означает, что, в зависимости от территориальной сферы деятельности и организационно-правовой формы, набор документов может изменяться.

Какие документы подтверждают государственную регистрацию

Любому, кто планирует создавать НКО, стоит понимать, как именно можно подтвердить тот факт, что его организация действует законно.

Итак, для того чтобы чувствовать себя уверенно перед любыми проверками, нужно иметь следующие документы:

Свидетельство, которое подтверждает постановку на учет в ФНС;

Правильно составленный устав;

Уведомление о том, что организация поставлена на учет во внебюджетных фондах;

Непосредственно само свидетельство о регистрации.

Тем, кого беспокоит вопрос начала деятельности, стоит знать о том, что, как только было вынесено положительное решение регистрирующего органа, и выданы все необходимые документы, можно смело проявлять активность в рамках выбранного профиля.

Работа с финансами

Помимо всех вышеперечисленных шагов, без которых не сможет начать свое существование любая некоммерческая организация, регистрация также косвенно подразумевает открытие банковского счета. Эту нужно сделать для того, чтобы без труда производить все необходимые расчеты. При этом важно донести информацию о счете представителям налоговой службы и фондов.

Если затянуть с этим шагом и несвоевременно предоставить такие сведения, то можно столкнуться с необходимостью платить штраф.

О бухгалтерской отчетности тоже не стоит забывать. После регистрации каждая организация некоммерческого типа обязана ее предоставлять в налоговые органы не позже установленных сроков. Здесь все так же строго, как и в случае с предпринимателями. Подача специальной отчетности является не менее важной, чем бухгалтерская.

Как производят изменения в учредительной документации

Так может случиться, что в процессе деятельности иногда возникает необходимость внесения определенных корректив. Регистрация изменений некоммерческой организации имеет определенный алгоритм, который позволяет без труда выполнить подобную задачу:

Заявление;

Устав, представленный в новой редакции, и прежняя версия;

Документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;

Решение о том, что в будут внесены конкретные изменения.

Все перечисленные выше бумаги нужно предоставить в двух экземплярах. В случае с уставом понадобится 3 копии. Платежное поручение или квитанция об уплате должны предоставляться в подлиннике. Что касается заявления, то оно в обязательном порядке заверяется нотариально. А вот решение об изменениях нужно оформить в виде протокола.

В рамках темы: «Регистрация некоммерческих организаций: пошаговая инструкция» нужно коснуться и такого вопроса, как причины проведения изменений в уставе. Коррективы становятся актуальны вследствие воздействия разных факторов. В качестве примера можно привести изменение адреса или добавление нового вида деятельности.

Что нужно знать о госпошлине

Какая бы ни создавалась некоммерческая организация, регистрацияподобной структуры всегда будет включать уплату государственной пошлины, размер которой может отличаться в зависимости от профиля деятельности.

При создании НКО потребуется 4000 руб., в случае с формированием политической партии нужно приготовить 2000 руб., а одну тысячу должны заплатить те, кто намерен регистрировать общественную общероссийскую организацию инвалидов.

Если речь идет об изменении устава, то платеж будет составлять 20% от стандартной госпошлины, которая взимается при регистрации.

Как проводить ликвидацию

Не стоит исключать такие обстоятельства, при которых деятельность конкретной организации становится неактуальной и возникает необходимость в ее нейтрализации. Для того чтобы данная процедура был проведена грамотно, также необходима точная информация.

Прежде всего нужно поставить в известность о подобном решении управление Министерства юстиции, местные отделения фондов (социальный, пенсионный) и, конечно же, налоговую службу.

Следующим шагом будет размещение информации о закрытии организации в СМИ. Затем бухгалтер составляет промежуточный баланс, отражает наличие должников, равно как и задолженностей, после чего производится уплата всех актуальных налогов.

В качестве завершающего этапа можно определить погашение задолженности и работу с кредиторами.

Когда все перечисленные этапы выполнены, учредители получают 2 месяца для того, чтобы подготовить всю необходимую документацию для ликвидации.

Заключение

Если внимательно изучить все существующие требования и основательно отнестись к сбору пакета документов, то можно без труда как зарегистрировать некоммерческую организацию, так и ликвидировать ее.

Другими словами, законодательство, которое действует на данный момент, создает благоприятные условия для подобной деятельности. А это является очень важным моментом в деле развития социальной позиции определенных гражданских групп.

Не у всех предпринимателей конечная цель деятельности – извлечение прибыли. Существует и социальное предпринимательство, занимающееся явлениями, не имеющими отношения к купле и продаже. Чтобы такая организация получила статус юридического лица, нужно правильно определить ее организационно-правовую форму, и наиболее приемлемым вариантом будет НКО – некоммерческая организация.

Сегодня деятельность некоммерческих структур достаточно подробно регламентирована государством. Прежде чем зарегистрировать НКО, учредителям следует убедиться, что их цели и задачи не противоречат установленным со стороны державы требованиям.

Определим особенности функционирования НКО и обоснованные законом условия для их существования. После этого можно будет шаг за шагом осуществить путь государственной регистрации этой формы юрлица.

Что такое НКО

НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это значит, что ее первоочередной задачей не является материальный заработок и его распределение между учредителями, хотя закон не запрещает заниматься коммерцией для достижения плановых целей. НКО отличает от коммерческих структур именно их основная цель – достижение того или иного общественного блага.

К задачам НКО могут относиться вопросы:

  • социального характера;
  • благотворительности;
  • культурной сферы;
  • природоохранения;
  • здравоохранения населения;
  • обучения и научной деятельности;
  • спортивной отрасли;
  • духовных потребностей людей;
  • защиты интересов и прав разных категорий населения, в том числе и юридических;
  • посредничества в конфликтах.

К СВЕДЕНИЮ! Государство регламентирует деятельность НКО в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Определяющие признаки НКО:

  • прибыль не является целью деятельности юрлица;
  • средства не распределяются между учредителями;
  • сформулированная в Уставе сфера деятельности относится к области социальной защиты, культуры, науки спорта и других общественных благ.

Нюансы функционирования НКО

НКО отличается от коммерческих структур не только своей «неденежной» направленностью, но и подчиненностью – их регистрацией ведает Министерство юстиции, а не налоговые инспекции. И оно гораздо более требовательное и суровое в отношении рассмотрения заявлений и прохождения регистрации.

  1. Некоммерческая организация считается созданной, как только она прошла процедуру государственной регистрации. С этого момента она имеет право функционировать бессрочно, если иного не предполагает ее учредительная документация.
  2. Юридические лица-НКО могут заниматься как одним, так и несколькими видами деятельности из регламентированных, что должно быть отражено в Уставе.
  3. Хотя данный тип юрлица и не относится к коммерции, но на добрые дела также нужны финансы, поэтому у НКО должен быть свой капитал, составляется .
  4. Некоторые разновидности деятельности НКО требуют получения лицензии.
  5. На такого рода организации, к сожалению, может осуществляться давление, против возможности которого государство разработало ряд мер предосторожности. Эти меры направлены, прежде всего, на прозрачность денежных потоков НКО, поскольку воспользоваться ими могут и недобросовестные инвесторы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если подобную организацию решит создать иностранная структура, государство должно проверить ее на возможную угрозу национальной безопасности и Конституции РФ: так гласят «Закон об иностранных агентах» от 18 июня 2016 года №121-ФЗ и «Закон о реестре нежелательных организаций» от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ.

Разновидности некоммерческих организаций

Минюст Российской Федерации разделяет некоммерческие структуры на 4 основные группы:

  1. Общественные объединения – добровольные консолидации граждан (не менее 3 человек или юрлиц) на основании общих целей, интересов и потребностей.
  2. Политические партии – объединения, ставящие целью принять участие в осуществлении власти в государстве через своих полномочных представителей.
  3. Религиозные организации – то же, что и общественные объединения, но с другими задекларированными целями – проповедование. Воспитание в соответсвующем духе, совместное проведение обрядов. С этой целью создать НКО могут не менее 10 человек, объединенных территориально. Для таких организаций государство предусматривает налоговые льготы.
  4. Другие НКО :
    • фонды – организации, собирающие и распределяющие добровольно переданные средства на определенные цели;
    • кооперативы – это объединения, призванные решать потребности своих членов в товарах и услугах за счет добровольных взносов на паях;
    • АНО – автономные некоммерческие организации (их учредители не имеют права на имущество юрлица и не ответственны по его обязательствам);
    • учреждения – собственник (физлицо, юрлицо, субъект РФ или сама федерация) финансирует организацию и управляет ее имуществом полностью или в какой-то части;
    • товарищества, союзы, ассоциации и другие организационно-правовые формы (ОПФ).

Главная трудность при регистрации НКО состоит как раз в определении сферы деятельности. При выборе ОПФ нужно учесть множество важных моментов относительно:

  • регулирования отношений между участниками и учредителями;
  • взаимной ответственности;
  • собственности имущества НКО;
  • возможности и правил ведения предпринимательской деятельности;
  • необходимости получения лицензии;
  • подчиненности федеральным законам первого порядка (например, частное учебное учреждение своим Уставом не должно противоречить Закону об образовании).

ВАЖНО! На этапе регистрации нужно очень серьезно отнестись к выбору ОПФ, поскольку перерегистрация может обойтись дороже по финансам и времени, нежели регистрация оптимальной формы деятельности НКО.

Как назвать НКО

Закон обязывает именовать НКО с помощью двух компонентов:

  • имени собственного;
  • указания на его ОПФ.

Например: потребительское общество «Гидростроитель», благотворительный фонд «Спасая сердца», религиозная организация «Адвентисты седьмого дня» и др. Некорректная формулировка может сослужить плохую службу при регистрации.

Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Формулируя наименование НКО, проверьте, не зарегистрирована ли уже организация с таким названием – это также будет основанием для отказа в регистрации.

Поскольку в названии НКО нужно четко прописывать вид деятельности, исключены совпадения с названиями коммерческих организаций.

После регистрации у НКО будет исключительное право на применение названия.

Кто вправе и не вправе становиться участником НКО

Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:

  • иностранные персоны нон грата;
  • лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
  • объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
  • лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
  • недееспособные граждане.

Все о регистрации НКО

Прежде чем приступить к подготовке к этой процедуре, стоит тщательно изучить все требования государства к формулировкам Устава и перечню необходимой документации. В отличие от регистрации коммерческих организаций, к НКО приковано более пристальное внимание державы в лице Минюста. Любая неточность может стать поводом к отказу в регистрации, а значит, все придется начинать с нуля, при этом даже госпошлина не будет возвращена.

К СВЕДЕНИЮ! Многие учредители предпочитают обратиться в специализированные юридические компании, доверяя им сложную и ответственную процедуру регистрации НКО. Если принято решение заниматься этим самостоятельно, следует тщательно контролировать каждый этап.

Шаг 1. Подготовка уставной документации

Прежде чем регистрировать некоммерческое объединение, его сначала нужно формально создать. Для этого учредители собираются на общем собрании и формулируют и принимают Устав. Это может сделать единственный учредитель самостоятельно. Решение о создании оформляется протоколом собрания. Необходимо соблюдать требования к Уставу, прописанные в законодательстве, которые говорят об обязательном наличии в нем таких данных:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Шаг 2. Составление заявления на регистрацию

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Шаг 3. Уплата госпошлины за регистрацию

Недавно размеры этой пошлины были изменены Минюстом на основании внесения изменений в федеральное законодательство. Актуальные суммы пошлин следует уточнять в п. 25.3 части второй действующей редакции Налогового кодекса РФ.

Перечислить эти средства можно в любом отделении банка проведением безналичного платежа. Реквизиты следует узнать в Минюсте РФ (на его официальном сайте). Квитанцию о платеже нужно скопировать и при подаче документов предъявить оба экземпляра.

ВАЖНО! Проводить платеж и значиться в квитанции должен исключительно заявитель.

ШАГ 4. Сбор пакета документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах;
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра;
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.;
  • данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия);
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

К СВЕДЕНИЮ! Некоторые формы НКО потребуют дополнительных документов, например, если в названии используется копирайт, нужно предоставить подтверждение правообладания. А иностранный организатор должен будет предъявить еще и выписку из ЕГРЮЛ своего государства о своем юридическом статусе. Потому при подготовке следует еще раз уточнить в регистрирующем органе перечень необходимой документации: никаких документов сверх перечисленных Минюст требовать не вправе.

ШАГ 5. Подача заявления в регистрирующий орган

Этот шаг должен быть сделан не позднее 90 дней после первого шага. То есть даты, стоящей на протоколе решения общего собрания о создании НКО. Просроченные протоколы к регистрации не принимаются.

Пакет документов нужно подать в территориальный орган Министерства юстиции РФ лично или почтовым отправлением с описью вложений. Допустимо доверить это дело юридической фирме, специализирующейся на государственной регистрации.

Шаг 6. Ожидание принятия решения

Сроки рассмотрения заявления Минюстом отличаются от аналогичной регистрации коммерческих объединений. Обычный срок рассмотрения для большинства форм НКО составляет 2 недели. Однако принятие решения о регистрации политических партий составляет 30 дней, а для религиозных организаций может растянуться и на полгода, если потребуется религиоведческая экспертиза.

Шаг 7. Постановка на налоговый учет

Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.

Шаг 8. Получение свидетельства

В течение 3 дней после получения подтверждения от ФНС Министерство юстиции обязано выдать заявителю документ о прохождении госрегистрации, содержащий:

  • наименование НКО;
  • юридический адрес объединения;
  • индивидуальный номер государственной регистрации.

Выдача этой бумаги означает, что с этого момента НКО официально признана существующей.

Возможные причины отказа в регистрации НКО

  1. Поданные документы в какой-то части противоречат Конституции и/или законодательству РФ.
  2. Лицо-заявитель не имеет права быть учредителем НКО в соответствии с ФЗ «О коммерческих организациях».
  3. Организация с таким наименованием уже была зарегистрирована.
  4. Наименование, данное НКО, является оскорбительным для нравственных, национальных, религиозных чувств.
  5. Неполный пакет документов.
  6. Документы, составленные с нарушением законодательных требований.
  7. Недостоверные сведения в предоставленной документации.

Устранив причину, можно подать документы повторно, при этом потребуется еще раз уплатить государственную пошлину либо обжаловать решение об отказе в регистрации в вышестоящем органе или в судебном порядке.

Сегодня существует множество организаций, объединяющих группы лиц для осуществления общественно-политической, научной, благотворительной и прочей деятельности, носящей некоммерческий характер. Такие объединения, если они не имеют стремления извлечь из своей деятельности прибыль, называются некоммерческими. По действующему российскому законодательству любая организация, независимо от того, ведется ли ей предпринимательская деятельность, обязана закреплять свой правовой статус, официально зарегистрировавшись в специальных органах, следуя законодательно установленным процедурам. Из-за большого разнообразия форм, которые могут принимать эти сообщества, регистрация некоммерческих организаций связана с некоторыми трудностями.

За исключением особых видов общественных организаций, остальные НКО оформляются в качестве юридических лиц. Однако они имеют иные цели своего существования, нежели коммерческие фирмы. НКО не занимается предпринимательством, если это не способствует напрямую выполнению задач, ставших причиной создания сообщества.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ГК РФ регламентируют деятельность и юридический статус НКО. Функционирование некоторых видов некоммерческих организаций регулируется специальными законами: «Об общественных объединениях», «О потребительской кооперации в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Жилищным кодексом и другими актами.

Виды некоммерческих организаций

Законодательные акты для создания и существования НКО предусматривают несколько форм.

  • Общественное или религиозное объединение – добровольное собрание группы граждан, основанное на общих интересах его участников, располагающихся в сфере духовной жизни или социальной активности. Общество организуется участниками для достижения связанных с данными интересами потребностей. Такое сообщество может вести деятельность, имеющую коммерческий характер, для реализации своих уставных задач. Для этих объединений предусматривается множество организационных форм. Они могут существовать в виде движения, фонда, политической партии, религиозной группы и других правовых формах.
  • Фонд — сообщество, учрежденное отдельными лицами или официальными организациями, служащее целям реализации общественно-полезных задач (в области благотворительности, образования, спорта, в социальной сфере). Фонд работает за счет взносов, пожертвованных в добровольном порядке частными лицами, фирмами и имеет право осуществлять необходимую хозяйственную деятельность.
  • Государственная корпорация или компания – компания, имеющая в учредителях государство, не предполагающая членства и работающая с эксплуатацией государственного имущества, переданного в собственность или в доверительное управление обществу в качестве взноса. Такое общество организуется для реализации общественно-полезных функций или оказания государственных услуг.
  • Некоммерческое партнерство — объединение группы лиц, компаний, существующее на основе членства. Партнерство создается для решения его участниками любых задач в социально-культурной сфере, в области защиты прав, оказания помощи и иных значимых целей.
  • Частное учреждение — организация, созданная отдельным собственником для осуществления своих некоммерческих целей.
  • Государственное, муниципальное или бюджетное учреждение – общество, созданное правительством РФ, субъектом федерации или муниципалитетом для осуществления некоммерческих целей или производства работ, оказания услуг, обеспечивающих выполнение обязательств органов власти перед населением в социально-культурных вопросах.
  • Автономная некоммерческая организация – объединение граждан на основе внесения ими взносов, организованное для оказания услуг населению в социально значимых сферах.
  • Ассоциация или союз – некоммерческое объединение группы частных или юридических лиц для представления своих интересов, выполнения сообществом социально полезных задач. Эта форма предусматривает членство участников и обозначается в наименовании общества.

Кроме того, специальными законами предусматриваются дополнительные виды НКО:

  • объединения потребителей — кооперативы;
  • жилищные товарищества — ТСЖ;
  • территориальные объединения в виде органов общественного самоуправления;
  • благотворительные организации и фонды;
  • профессиональные союзы и ассоциации.

Какие документы необходимы для регистрации НКО?

Документы для регистрации некоммерческих организаций должны своевременно подаваться в соответствующие органы, не позже трех месяцев после установления учредителями намерения создать сообщество. Заявителем считается учредитель НКО, которым может являться отдельный гражданин, группа лиц или организация. Количество участников НКО законодательно не ограничивается, ими могут становиться как российские юридические и гражданские лица, так и нерезиденты.

Для оформления сообщества требуется собрать пакет документов:

Учредительные документы объединения должны включать следующую информацию:

  • наименование общества, с указанием его формы и вида деятельности;
  • адрес регистрации организации;
  • установленные цели создания организации;
  • порядок ведения деятельности общества;
  • перечень прав и обязанностей участников сообщества;
  • список представительств организации;
  • условия вступления и выхода из состава участников НКО;
  • порядок внесения изменений в документы общества;
  • условия формирования и использования имущества организации.

К написаниюУстава НКО следует подойти со всей ответственностью. Если при рассмотрении документов сотрудниками регистрирующих органов в уставе будут обнаружены несоответствия между заявленными целями создания НКО, направлением ее деятельности и выбранной организационно-правовой формой, в государственной регистрации может быть отказано.

С учетом вида объединения и характера его деятельности оформляются разные комплекты документов.

  • Для фондов, некоммерческих партнерств, автономных НКО и частных учреждений – устав, завизированный учредителями общества и его участниками.
  • Для ассоциаций и союзов к уставу прилагается учредительный договор между участниками.
  • Для регистрации местных религиозных организаций дополнительно предоставляется подтверждение, выданное территориальными органами власти, о функционировании религиозной группы на подведомственной территории в течение длительного срока (не менее пятнадцати лет). Или свидетельство, подписанное руководством централизованной организации, о вхождении новой группы в ее состав.
  • Для создания объединенной религиозной организации предоставляются уставы как минимум трех местных религиозных сообществ, вступающих в общую структуру. Также необходима подача сведений, включающих в себя информацию об основах и практиках исповедуемого вероучения, истории возникновения религиозного учения и групп его последователей. При рассмотрении заявления религиозной организации учитываются формы и методы ее существования, особенности мировоззрения участников: их отношение к социальным институтам, семье и браку, здоровью и образованию, наличие ограничений прав и обязанностей служителей и последователей данного течения.

Инструкция по регистрации некоммерческой организации

Некоммерческая организация оформляется сотрудниками территориального органа Министерства юстиции. Некоторые формы организаций, например, муниципальные учреждения, потребительские кооперативы имеют особый порядок регистрации, установленный отдельными законами.

Регистрация НКО включает следующие шаги:

  • подготовка необходимых документов;
  • оплата государственного сбора в размере, который определяется законодательными нормами на момент подачи документов;
  • предоставление пакета документов в регистрирующий орган;
  • получение свидетельства после завершения процедуры оформления;
  • постановка организации на налоговый учет;
  • получение статистических кодов;
  • создание печати юридического лица;
  • открытие расчетного счета и получение банковских реквизитов;
  • уведомление внебюджетных фондов о создании НКО.

На рассмотрение предоставленных документов органам Росрегистрации отводится 14 дней. При положительном решении сотрудники Минюста самостоятельно уведомляют налоговую инспекцию и направляют в нее необходимые документы для внесения информации в государственный реестр о вновь созданной организации. Внесение записи в ЕГРЮЛ занимает 5 дней, после чего свидетельство о государственной регистрации НКО выдается в течение трех дней на руки заявителю.

Выбор той или иной формы оформления организации, а также характер ее деятельности может накладывать некоторые особенности на общий порядок проведения процедуры регистрации. Например, заявления религиозных организаций могут рассматриваться в срок от месяца до полугода в связи с необходимостью проведения специальной религиоведческой экспертизы.

После получения документов НКО считается официально действующей и может приступать к работе в соответствии с заявленными целями общества. В связи с этим организация будет приобретать права и обязанности, иметь в собственности или оперативном управлении имущество, отвечать им по своим обязательствам. Деятельность некоммерческой организации по умолчанию устанавливается как бессрочная, если ее срок не ограничен учредителями в документах общества.

Порядок заполнения Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании:

2.1. В адресной части Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании указывается наименование уполномоченного органа, в который представляются документы.

При представлении Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Е, Ж к указанному заявлению. Иные листы приложений к заявлению заполняются при необходимости.

2.2. Раздел 1 "Организационно-правовая форма и наименование некоммерческой организации".

Пункты 1.1 - 1.6 заполняются в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании юридического лица.

В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках.

При использовании в названии некоммерческих организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования "Россия", "Российская Федерация", слова "федеральный" и образованных на их основе слов и словосочетаний необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация".

2.3. Раздел 2 "Адрес (место нахождения) некоммерческой организации".

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" место нахождения некоммерческой организация указывается в ее учредительных документах.

Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического
лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При заполнении сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации следует учитывать возможность осуществления связи с данной некоммерческой организацией по указанному адресу.

2.4. Если в пункте 2.1 знаком "V" отмечен адрес (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа,
исполнительного или иного органа, заполняется пункт 2.2; далее заполняются пункты 2.3 и 2.4.

Если в пункте 2.1 знаком "V" отмечен адрес (место нахождения) лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, то заполняются пункты 2.3 и 2.4.

В пункте 2.3 указывается адрес в Российской Федерации постоянно действующего руководящего органа, исполнительного или иного органа либо лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности.

В пункте 2.4 указывается контактный телефон с указанием его междугородного кода, номер факса (при наличии).

2.5. Раздел 3 "Дата принятия решения о создании".

Указывается дата принятия решения о создании некоммерческой организации, отраженная в протоколе учредительного собрания, ином решении о создании.

2.6. Раздел 4 "Количество учредителей некоммерческой организации".

В пунктах 4.1 и 4.2 указывается количество учредителей, соответственно, юридических и физических лиц. Сведения об учредителях - юридических и физических лицах указываются в листах А и Б Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.

При представлении Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании сведения об учредителях заполняются отдельно на каждого учредителя.

2.7. Раздел 5 "Территориальная сфера деятельности общественного объединения".

Указанные сведения заполняются только общественными объединениями.

Согласно ст. 47 и ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ официальное название общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельности.

Раздел 5 Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании заполняется в соответствии с территориальной сферой деятельности, указанной в названии общественного объединения в соответствии с его уставом.

2.8. Раздел 6 "Количество структурных подразделений некоммерческой организации". Заполняется при наличии у некоммерческой организации структурных подразделений - отделений, организаций, филиалов, представительств.

Пункт 6.1 заполняется только общественными объединениями. Указывается количество отделений (организаций) общественного объединения. При наличии отделений (организаций) сведения о них указываются в листе В Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы юридического лица должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В пунктах 6.2 - 6.3 указывается количество филиалов и представительств некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами. При наличии филиалов и представительств сведения о них указываются в листах Г, Д Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.

2.9. Раздел 7 "Количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации".

Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, указываются в листе Е Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.

При заполнении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, лист Е Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании заполняется отдельно на каждое лицо, имеющее право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности. Количество заполненных листов Е должно соответствовать указанному в разделе 7 количеству лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации.

2.10. Раздел 8 "Количество видов экономической деятельности".

В разделе 8 указывается количество видов экономической деятельности некоммерческой организации.

Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Виды экономической деятельности указываются в соответствии с положениями ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД).

Сведения о видах экономической деятельности указываются в листе Ж Заявления о государственной регистрации некоммерческой организация при ее создании.

2.11. Раздел 9 "Сведения о заявителе". Заполнение всех пунктов раздела 9 является обязательным, за
исключением пункта 9.5 Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.

2.12. В подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 указываются фамилия, имя, отчество заявителя полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

В подпункте 9.1.5 указывается дата рождения заявителя.

В подпункте 9.1.6 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - физического лица (при его наличии).

Указанный подпункт заполняется в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В пункте 9.2 указываются данные документа, удостоверяющего личность.

В подпункте 9.2.1 указывается вид документа, удостоверяющего личность (паспорт, удостоверение личности, военный билет и т.п.).

Подпункты 9.2.2 - 9.2.6 заполняются на основании данных документа, удостоверяющего личность. При заполнении на основании временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации подпункты 9.2.2, 9.2.4 и 9.2.6 не заполняются.

В пункте 9.3 указывается адрес места жительства заявителя в Российской Федерации на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства.

В случае если заявитель не имеет места жительства в Российской Федерации, в пункте 9.3 указывается адрес его регистрации по месту пребывания.

Пункт 9.4 заполняется в случае, если заявитель - иностранный гражданин либо лицо без гражданства - постоянно проживает за пределами Российской Федерации. В пункте 9.4 указывается адрес места жительства заявителя в стране, резидентом которой он является, на основании записи в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Если сведения об адресе места жительства заявителя в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина либо лица без гражданства, отсутствуют, то пункт 9.4 не заполняется.

В пункте 9.5 указывается контактный телефон заявителя. В подпунктах 9.5.1 - 9.5.3 указывается контактный телефон заявителя с указанием его междугородного кода, номер факса (при наличии).

2.13. В разделе 11 Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании проставляется подпись заявителя.

2.14. Раздел 12 Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании заполняется нотариусом в соответствии со статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.

2.15. Лист А "Сведения об учредителях некоммерческой организации - юридических лицах" заполняется в случаях, когда некоммерческая организация вне зависимости от организационно-правовой формы имеет учредителей - юридических лиц.

При отсутствии в составе учредителей некоммерческой организации юридических лиц лист А не заполняется и не представляется.

2.15.1. Лист А заполняется отдельно на каждого учредителя.

2.15.2. В строке, следующей за названием листа А, указывается полное наименование создаваемой некоммерческой организации.

2.15.3. Разделы 1 и 2 листа А заполняются в соответствии с учредительными документами учредителя - юридического лица.

2.15.4. Раздел 3 "Сведения об учредителе некоммерческой организации - российском юридическом лице".

Пункты 3.1 и 3.2 заполняются на основании документа, подтверждающего внесение в Единый государственный реестр юридических лиц первой записи о юридическом лице (свидетельств по формам N Р51001, N Р50003, N Р57001, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей").

Пункт 3.3 "Сведения о регистрации до 1 июля 2002 года" заполняется полностью при отсутствии Основного государственного регистрационного номера у учредителя - юридического лица.

Пункт 3.4 "Адрес (место нахождения) учредителя некоммерческой организации - российского юридического лица" заполняется в соответствии с его учредительными документами либо с документом, содержащим сведения об адресе (о месте нахождения) юридического лица.

В пункте 3.5 указываются контактный телефон учредителя с указанием его междугородного кода, номер факса (при наличии).

2.15.5. Раздел 4 "Сведения об учредителе некоммерческой организации - иностранном юридическом лице".

Заполняется на основании выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего юридический статус учредителя - иностранного лица.

2.15.6. В разделе 5 "ИНН/КПП" указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) юридического лица в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Указанный раздел заполняется только в отношении учредителей юридического лица - российских юридических лиц.

2.15.7. Лист А Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании подписывается заявителем.

2.16. Лист Б "Сведения об учредителях некоммерческой организации - физических лицах" заполняется в тех случаях, когда некоммерческая организация имеет учредителей - физических лиц.

При отсутствии в составе учредителей некоммерческой организации физических лиц лист Б не заполняется и не представляется в регистрирующий орган. Лист Б заполняется отдельно на каждого учредителя.

2.16.1. В строке, следующей за названием листа Б, указывается полное наименование создаваемой некоммерческой организации.

2.16.2. Раздел 1 "Данные учредителя - физического лица".

В пунктах 1.1 - 1.4 указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения учредителя - физического лица полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

В пункте 1.5 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) физического лица (при его наличии). При
заполнении данного пункта необходимо руководствоваться положениями пункта 2.12 настоящих Методических рекомендаций в части указания сведений об ИНН.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства данные заполняются латинскими буквами на основании сведений, содержащихся в документе, установленном федеральным законом или признаваемом в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного
гражданина или лица без гражданства.

2.16.3. Раздел 2 "Гражданство".

В пункте 2.1 указывается гражданство учредителя - физического лица.

Пункт 2.2 заполняется иностранным гражданином.

2.16.4. При заполнении раздела 3 "Данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации" необходимо учитывать положения пункта 2.12 настоящих Методических рекомендаций в части, касающейся документа, удостоверяющего личность.

Пункты 3.1 - 3.6 заполняются гражданином Российской Федерации.

Пункты 3.7 - 3.10 заполняются иностранным гражданином или лицомбез гражданства.

2.16.5. Раздел 4 "Основания приобретения дееспособности несовершеннолетним" заполняется в случае, если учредителем некоммерческой организации является несовершеннолетний, объявленный в установленном порядке полностью дееспособным.

2.16.6. В пункте 4.1 знаком "V" отмечается основание приобретения несовершеннолетним лицом дееспособности:

Вступление в брак. В пункте 4.2 указывается "свидетельство о заключении брака". Пункты 4.3, 4.4 заполняются в соответствии со свидетельством о заключении брака;
- принятие органами опеки и попечительства решения об объявлении физического лица полностью дееспособным. В этом случае в пункте 4.2 указывается "решение органа опеки и попечительства". Пункты 4.3, 4.4 заполняются в соответствии с решением органа опеки и попечительства;
- принятие судом решения об объявлении физического лица полностью дееспособным. В этом случае в пункте 4.2 указывается "решение суда", в пункте 4.3 - номер решения суда, в пункте 4.4 - наименование судебного органа, дата принятия решения суда.

2.16.7. Раздел 5 заполняется в случае, если учредителем некоммерческой организации является физическое лицо - иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

2.16.8. Раздел 6 "Адрес места жительства учредителя некоммерческой организации - физического лица".

В пункте 6.1 указывается адрес места жительства в Российской Федерации на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства.

В случае если учредитель - физическое лицо не имеет места жительства в Российской Федерации, в пункте 6.1 указывается адрес регистрации по месту пребывания.

Пункт 6.2 заполняется в случае, если учредитель - физическое лицо - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации.

2.16.9. В разделе 7 указывается контактный телефон учредителя - физического лица с указанием его междугородного кода, номер факса (при наличии).

2.16.10. Лист Б Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании подписывается заявителем.

2.17. Лист В "Сведения об отделении (организации) общественного объединения" заполняется международным, общероссийским или межрегиональным общественным объединением.

Лист В заполняется отдельно на каждое отделение (организацию).

2.17.1. В строке, следующей за названием листа В, указывается полное наименование создаваемого общественного объединения.

2.17.2. В разделе 1 "Адрес (место нахождения) отделения (организации) общественного объединения на территории Российской Федерации" указывается место нахождения отделения (организации) общественного объединения.

Раздел 2 "Адрес (место нахождения) отделения (организации) общественного объединения за пределами Российской Федерации" заполняется международным общественным объединением.

2.17.3.

2.17.4. Лист В Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании подписывается заявителем.

2.18. Лист Г "Сведения о филиале некоммерческой организации" заполняется некоммерческой организацией при наличии у нее филиала (филиалов).

Лист Г заполняется отдельно на каждый филиал.

2.18.1. В строке, следующей за названием листа Г, указывается полное наименование создаваемой некоммерческой организации.

2.18.2. В разделе 1 указывается адрес (место расположения) филиала некоммерческой организации на территории Российской Федерации.

В разделе 2 указывается адрес (место расположения) филиала некоммерческой организации за пределами Российской Федерации.

Разделы 4 - 6 заполняются с учетом положений пункта 2.12 настоящих Методических рекомендаций.

Разделы 4 - 6 заполняются в случае, если руководителем филиала некоммерческой организации является участник (член) некоммерческой организации.

2.18.3. Лист Г Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании подписывается заявителем.

2.19. Лист Д "Сведения о представительстве некоммерческой организации" заполняется некоммерческой организацией при наличии у нее представительства (представительств).

Лист Д заполняется отдельно на каждое представительство.

2.19.1. В строке, следующей за названием листа Д, указывается полное наименование создаваемой некоммерческой организации.

2.19.2. В разделе 1 указывается адрес (место расположения) представительства некоммерческой организации на территории Российской Федерации.

В разделе 2 указывается адрес (место расположения) представительства некоммерческой организации за пределами Российской Федерации.

Разделы 4 - 6 заполняются с учетом положений пункта 2.12 настоящих Методических рекомендаций.

Разделы 4 - 6 заполняются в случае, если руководителем представительства некоммерческой организации является участник (член) некоммерческой организации.

2.19.3. Лист Д Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании подписывается заявителем.

2.20. Лист Е "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации" заполняется отдельно на каждое лицо, имеющее право действовать от имени некоммерческой
организации без доверенности.

2.20.1. В строке, следующей за названием листа Е, указывается полное наименование создаваемой некоммерческой организации.

2.20.2. Разделы 1, 3 - 5 заполняются с учетом положений пункта 2.12 настоящих Методических рекомендаций.

В разделе 2 указывается должность лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, занимаемая в указанной некоммерческой организации.

Пункт 4.2 заполняется в случае, если лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, постоянно проживает за пределами Российской Федерации.

2.20.3. Лист Е Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании подписывается заявителем.

2.21. Лист Ж "Сведения о видах экономической деятельности".

Поскольку в учредительных документах некоммерческой организации обязательно указание на предмет и цели ее деятельности, коды по ОКВЭД и наименование видов деятельности, перечисленные в листе Ж, должны соответствовать целям деятельности, указанным в учредительных документах.

При заполнении листа Ж указываются все виды экономической деятельности, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, первым указывается основной вид экономической деятельности некоммерческой организации. Если количество видов деятельности больше 5, заполняется второй лист Ж Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.

2.21.1. В строке, следующей за названием листа Ж, указывается полное наименование создаваемой некоммерческой организации.

2.21.2. Сведения о коде по ОКВЭД и соответствующем ему наименовании вида экономической деятельности заполняются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. При этом в графе "Код по ОКВЭД" указывается не менее трех цифровых знаков Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

2.21.3. Лист Ж Заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании подписывается заявителем.

2.22. Лист З "Расписка в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации" заполняется уполномоченным органом. При
этом один экземпляр остается в уполномоченном органе, второй экземпляр, заверенный подписью государственного служащего уполномоченного органа, выдается (направляется ) заявителю с указанием даты получения документов уполномоченным органом.

Изменения: январь , 2019 года

Регистрация общественной организации в России — комплекс мероприятий, направленных на открытие НКО и последующее ведение законной деятельности. Чтобы избежать сложностей в процессе оформления, важно следовать приведенному алгоритму или привлечь специалистов в сфере регистрации. Во втором случае расходы на оформление будут выше. Рассмотрим пошаговую инструкцию, как регистрировать НКО своими силами.

Что такое некоммерческая организация?

Некоммерческая организация — одна из форм деятельности юридического лица, планирующего дальнейшую работу в социальной сфере. На современном этапе НКО регулируются на законодательном уровне, и предусмотрены различные меры поддержки таких направлений.

Чтобы успешно пройти регистрацию общественной некоммерческой организации, стоит обратить внимание на ряд нюасов:

  1. Действующие требования со стороны законодательства.
  2. Цели и задачи, которые ставятся перед организацией. Важно, чтобы они соответствовали законам.
  3. Документы, которые требуется передать для прохождения регистрации.

В законодательстве РФ прописано, что НКО — организация, главной целью которой не является получение дохода и его распределение между учредителями. Такие структуры, как правило, формируются для работы в социальной сфере, на благо общества. При создании НКО отсутствуют ограничения по периоду действия, если иные требования не установлены в уставе. Некоммерческая организация может работать в различных сферах — благотворительной, культурной, образовательной, научной, охраны здоровья и многих других.

К основным формам НКО стоит отнести автономные, общественные и религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, казачьи образования, общины коренных народов РФ и другие.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Кто вправе создать некоммерческую общественную организацию?

В роли учредителя НКО вправе выступать обычные физлица — иностранцы или граждане России, а также компании. Количество участников таких обществ на государственном уровне не лимитируется. Возможны ситуации, когда у общественной организации только один участник. Последний вариант исключается для следующих форм деятельности — союзов, ассоциаций и партнерств.

Участниками НКО могут быть:

  • Физические лица (должны быть дееспособными) или юрлица.
  • Иностранцы, которые легально находятся на территории страны.

Учредителями НКО не могут быть:

  1. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, по отношении к которым имеется запрет о нахождении на территории государства.
  2. Субъекты, которые находятся в списке с учетом ФЗ, касающегося отмывания денег и финансирования терроризма.
  3. Объединения (общественные или религиозные), деятельность которых запрещена на территории РФ по ФЗ об экстремистской деятельности (статья № 10).
  4. Субъекты, которые по решению суда причастны к экстремистской деятельности.
  5. Лица, которые не соответствуют требованиям законодательства, определяющим порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческой организации.

При создании общественной организации ключевую роль играют учредительные бумаги. В них содержатся сведения о целях деятельности, структуре компании, а также условиях ее работы в будущем. Именно эту документацию изучают регистрирующие органы при рассмотрении заявки на регистрацию. По федеральным законам РФ главной учредительной бумагой считается устав, который утвержден участником (владельцем) НКО.

В учредительных бумагах должны быть следующие сведения:

  • Название НКО с описанием направлений и формы деятельности.
  • Юридический адрес, по которому зарегистрирована общественная структура.
  • Цели и предмет, а также принципы управления деятельностью.
  • Права и обязательства учредителей.
  • Данные об отделениях и представительствах организации.
  • Нюансы выхода учредителей из НКО и тонкости приема.
  • Особенности внесения правок в учредительные бумаги.
  • Источники создания имущества, а также порядок его применения.

Регистрация НКО — шаг за шагом

Сегодня задачу регистрации НКО берет на себя Минюст РФ. Именно этот орган и его отделения на различных территориях страны выполняют работу по приему обращений и проверке документов. Кроме того, именно они принимают решения по вопросам реорганизации или ликвидации подобных обществ. Внесение правок в учредительную документацию или включение вновь созданной структуры в ЕГРЮЛ — также задача Министерства юстиции. Процесс регистрации проходит в несколько этапов.

Поиск учредителей

Выше рассмотрено, кто по законодательству вправе стать участником НКО — компания или физическое лицо, не имеющее запретов на законодательном уровне.

Определение направления деятельности

При прохождении этого этапа стоит учесть следующие нюансы:

  1. Важно, чтобы род деятельности соответствовал целям, для которых создается некоммерческая организация.
  2. В уставе структуры важно прописать все виды деятельности, которые планирует вести НКО.
  3. В ЕГРЮЛ представляется полная информация в отношении деятельности подобных структур.

Выбор названия

Отдельное внимание уделяется выбору наименования НКО. К нему предъявляется ряд требований:

  • Использование только русского языка.
  • Указание формы и вида деятельности.
  • Регистрация наименования обязательна, ведь в ином случае его смогут использовать другие лица.
  • Важно соблюдать осторожность в случае применения в названии «Российская Федерация». Здесь имеется ряд нюансов, с которыми стоит ознакомиться до начала регистрации.

Определение юридического адреса

Следующий шаг — выбор юрадреса для организации. Здесь стоит выделить только два главных правила. Во-первых, требуется указать реальный юрадрес. Во-вторых, если объект оформляется в аренду, в Министерство юстиции требуется передать арендное соглашение. В случае если офисом владеет сам учредитель, потребуются подтверждающие бумаги.

Сбор и передача документации

Теперь стоит собрать документы для регистрации общественного объединения. В пакет бумаг входит:

  1. Заявление. Форму заявления при создании можно взять в регистрирующем органе. Документ оформляется в двух экземплярах.
  2. Учредительные бумаги, а точнее — устав (в трех экземплярах).
  3. Решение о создании НКО, а также об утверждении учредительных бумаг. Здесь требуется указание состава назначенных органов. Количество — 2 ед.
  4. Бумаги об уплате госпошлины (квитанция) — 2 ед.
  5. Информация об участниках НКО — 2 ед.
  6. Данные о юридическом адресе общественной организации, по которому с ней можно связаться (при необходимости). Как вариант, передача арендного соглашения или свидетельства, подтверждающего право владения объектом.
  7. Бумаги, подтверждающие возможность применения в названии НКО имени учредителя, запрещенной законами РФ символики и так далее.
  8. Выписка из реестра юрлиц страны, откуда родом учредитель, или другая равная по действию бумага, подтверждающая статус участника-иностранца.
  9. Заявление на включение НКО в соответствующий реестр, где отражены общественные организации, играющие роль иностранного агента.

В Минюсте РФ не имеют право требовать другие бумаги, кроме тех, которые входят в рассмотренный выше список.

Оплата госпошлины

Следующим этапом требуется заплатить госпошлину, размер которой в отношении НКО составляет 4 000 рублей. Но здесь имеется ряд нюансов:

  • Стоимость госрегистрации юрлица — 4 000 р.
  • Регистрация политической партии (отделений по регионам) — 3 500 р.
  • Общественная организация инвалидов — 1 400 р.
  • Внесение сведений в госреестр СРО — 6 500 р.

После оплаты важно обратить внимание, что в квитанции указывалась фамилия человека, подающего бумаги на прохождение госрегистрации.

Передача бумаг в Минюст

Как только вся документация подготовлена, и процесс регистрации оплачен, требуется передать пакет бумаг в Минюст. На это выделяется не больше 3-х месяцев, начиная со дня принятия решения по открытию НКО.

Передача может осуществляться лично или через портал госуслуг, где имеются требуемые формы для заполнения.

Получение свидетельства

Если Министерство юстиции выдало позитивное решение, заявитель получает Свидетельство, подтверждающее успешное прохождение регистрации НКО. На это дается срок до одного месяца. Бумага гарантирует успешность прохождения регистрационных процедур. В свидетельстве отмечаются следующие сведения — персональный код (регистрационный номер), юрадрес, а также название НКО.

Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.

Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.

Тонкости оформления заявления

Одним из главных документов в процессе создания НКО является заявление, которое подается в Минюст. Участник организации готовит бумагу в двух вариантах, после чего подписывает ее. Заполнение заявления осуществляется по общепринятой форме Р11001. Правильный шаблон можно найти на сайте Минюста. Здесь же имеются иные образцы бумаг, которые требуются для прохождения регистрационных процедур.

В заявление на создание НКО требуется указать следующие сведения — ФИО, номер телефона, а также адрес участника. Обязательно наличие подписи заявителя, удостоверенной нотариально. Также пишется второе заявление с подписью, которая сделана своей рукой (копия первой бумаги не допускается).

Как быть при отказе в регистрации?

Минюст РФ вправе принимать решение — регистрировать НКО или отказать заявителю в предоставлении такой услуги. Кроме того, такое решение в регионах принимают его территориальные органы. Если все бумаги собраны и заполнены правильно, претензии возникают редко. Но возможны ситуации, когда уполномоченный орган отказывает в создании общественной организации некоммерческого типа. Для этого существует ряд причин:

  1. Учредительные или другие бумаги, которые переданы в Минюст РФ для рассмотрения и прохождения регистрации НКО находятся в противоречии с законами и Конституцией РФ.
  2. Название структуры несет в себе элементы оскорбления нравственности, а также религиозных и национальных чувств.
  3. Пакет бумаг, необходимых для создания НКО, сформирован не полностью и не соответствует требованиям законодательства РФ. Причиной отказа часто бывает передача в неподходящую структуру.
  4. В роли учредителя НКО выступает лицо, которое с учетом ФЗ не имеет права выполнять подобную функцию.
  5. В переданных для рассмотрения бумагах имеется информация, которая ошибочна и не соответствует реальному положению дел.

Если заявитель получил отказ в создании НКО, у него в распоряжении имеется два варианта — смириться с отказом и прекратить попытки создания общественной организации этого типа или добиваться цели. По закону не запрещено снова собирать и передавать пакет бумаг для прохождения регистрации, но при условии, что причины отказа устранены. Вторичная подача бумаг осуществляется с учетом требований ФЗ об НКО.

Как видно из статьи, процесс создания НКО достаточно трудоемкий и требует определенных затрат времени на сбор бумаг, их передачу и ожидания решения Минюста или его представителей в регионах. Но при правильном подходе весь процесс, начиная с принятия решения и заканчивая получением свидетельства, может занять не больше двух месяцев.

Ваша оценка данной статье: