Поучение чадам своим. Поучение чадам Владимира Мономаха»

Поучение Владимира Мономаха своим чадам

Первое, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню творя неоскудну, это начаток всякому добру.

Если вам Бог умягчит сердце, то слезы испустите о грехах своих, рекуще: "Яко же блудницу и разбойника, и мытаря помиловал еси, тако и нас, грешных, помилуй!". И в церкви так делайте, и ложась. Не грешите ни одну же ночь; если можете, поклонитеся до земли, не забывайте, не ленитеся; тем бо ночным поклоном и пением человек побежает дьявола, и что в день согрешит - тем человек избывает.

На коне едучи, если иных молитв не умеете молвити, то "Господи, помилуй" зовите беспрестанно, втайне; это будет лучше, нежели мыслить безлепицу ездя.

Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще, по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицу оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его.

С любовью взимайте благословение от епископов, и попов, и игуменов, и не устраняйтеся от них, и по силе любите, да приимете от них молитву.

Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме, но рцем: "Смертны есмы, днесь живи, а заутра в гроб; се все, что нам еси дал - не наше, но Твое, поручил нам еси на мало дний".

Старых чти, яко отца; а молодых - яко братью. Лжи блюдися, и пьянства, и блуда - ибо в том душа погибает и тело. Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости делать отроком, ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в житех, да не начнут вас клясти. Куда же пойдете, идеже станете, напойте, накормите просящего; и боле же чтите гостя, откуду же к вам придет; те мимоходящие прославят человека по всем землям, либо добрым, либо злым.

Больного присетите. И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти. Се же вы конец всему; страх Божий имейте выше всего.

Аще забудете сказанное - перечитайте: и мне не будет срама, и вам будет добро.

Леность всему мати: что умеет - то забудет, а что не умеет - тому не учится. Не ленитеся ни на что доброе, первое - к церкви. Да не застанет вас солнце на постели; тако бо отец мой делал блаженный и все добрые мужи совершенные. А узревшие солнце -прославите Бога, с радостью рече: "Просвети очи мои, Христе Боже, иже дал мне еси свет Твой красный!". И еще: "Господи, приложи ми лето к лету, да остаток грехов своих покаявся, оправдив живот, тако похвалю Бога!".

Что советую творити отроку моему, то и сам отворил - дела на войне и на охоте, ночь и день, на зною и на зиме, не давая себе упокоя. Тоже и худого смерда, и убогих вдовиц не дал сильным обидети, и церковного наряда, и службы сам никогда не презирал. Да не зазрите меня, дети мои, ни иной, кто прочтет, не хвалю бо ся ни дерзости своея, но хвалю Бога и прославляю милость Его, иже меня грешного и худого, на вся дела человеческая потребна. Да сию грамотицу прочитаючи, потеснитеся на вся дела добрая, славяще Бога со святыми Его.

Смерти, дети, не бойтеся - ни в бою, ни от звери, но мужское дело творите, как вам Бог подаст. А если от Бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти, но то, что добро есть блюсти - Божие блюдение, лучше человеческого.

"Поучение Владимира Мономаха чадам своим": "Первое, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню творя неоскудну, это начаток всякому добру. Если Вам Бог умягчит сердце, то слезы испустите о грехах своих, рекуще: «Яко же блудницу и разбойника, и мытаря помиловал еси, тако и нас, грешных, помилуй!» И в церкви так делайте, и ложась. Не грешите ни одну же ночь; если можете поклонитеся до земли, не забывайте, не ленитеся; тем бо ночным поклоном и пением человек побеждает дьявола, и что в день согрешит – тем человек избывает. На коне едучи, если иных молитв не умеете молвити, то «Господи помилуй» зовите беспрестанно, втайне; это будет лучше, нежели мыслить безлепицу ездя. Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще, по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицу оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его. С любовью взимайте благословение от епископов, и попов, и игуменов, и не устраняйтеся от них, и по силе любите, да примете от них молитву. Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме, но рцем: «Смертны есмы, днесь живи, а завтра в гроб; се все, что нам еси дал – не наше, но Твое, поручил нам еси на мало дний». Старых чти, яко отца; а молодых – яко братью. Лжи блюдися, и пьянста, и блуда – ибо в том душа погибает и тело. Куда же ходяще путем по своим землям, не давайте пакости делать отроком, ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в житех, да не научат вас клясти. Куда же поидете, иде же станете, напойте, накормите просящего; и боле же чтите гостя, откуду же к вам придет; не мимоходящие прославят человека по всем землям, либо добрым, либо злым. Больного присетите. И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти. Се же вы конец всему; страх Божий имейте выше всего. Аще забудете сказанное – перечитайте: и мне не будет срама, и вам будет добро. Леность всему мати: что умеет – то забудет, а что не умеет – тому не учится. Не ленитеся ни на что доброе, первое – к церкви. Да не застанет вас солнце на постели; так бо отец мой делал блаженный и все добрые мужи совершенные. А узревшие солнце – прославите Бога, с радостью рече: «Просвети очи мои, Христе Боже, иже дал мне еси свет Твой красный!» И еще: «Господи, приложи ми лето к лету, да остаток грехов своих покаявся, оправдит живот, тако похвалю Бога!» Что советую творити отроку моему, то и сам створил – дела на войне и на охоте, ночь и день, на зною и на зиме, не давая себе упокоя. Тоже и худого смерда, и убогих вдовиц не дал сильным обидети, и церковного наряда, и службы никогда не презирал. Да не зазрите меня, дети мои, ни иной, кто прочтет, не хвалю бо ся ни дерзости своея, но хвалю Бога и прославляю милость Его, иже меня грешного и худого, на вся дела человеческая потребна. Да сию грамотицу прочитаючи, потеснитеся на вся дела добрая, славяще Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтеся – ни в бою, ни от звери, но мужское дело творите, как вам Бог подаст. А если от Бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти, но то, что добро есть блюсти – Божие блюдение, лучше человеческого."

Фев 21 2017

Владимир Мономах (1052-1125 гг.) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон. Став в 1113 г. великим киевским князем, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли.”Поучение” было внесено в Лаврентевскую под 1096 г. Оно рассматривалось летописцами как предсмертное завещание князя. Центральная идея “Поучения” состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит “сию граматицю”, строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. “Поучение” выходит за рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. Характерная особенность - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления подкрепляются не только “священным писанием”, но и примерами из собственной жизни. На первом плане - задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя - забота о благе гос-ва, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен заботиться о благе церкви, тк она является верной помощницей князя. Однако он не рекомендует детям идти в монахи, но призывает соблюдать религиозную обрядность, считая, что тремя добрыми делами - покаянием, слезами и милостыней - можно искупить грехи. Он требует заботы о бедных и считает, что князь не должен дать “сильным погубить человека”.Князь должен быть примером высокой нравственности. Основное положительное кач-во - трудолюбие. Труд в понимании Мономаха - это прежде всего воинский , а за ним - занятие охотой. Для подтверждения приводит себя в пример - совершил 83 похода, не считая малых, и заключил 20 мирных договоров. Основной порок - лень, которая может повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов и нанести ущерб хоз-ву князя. Владимир предстает в “Поучении” человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Одним из его положительных качеств является щедрость. Он широко образован, хорошо знал литературу своего времени. Он использует Псалтырь, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодора к детям, помещенные в”Изборнике 1076 г.”, “Шестоднев”.”Поучение” построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, центральная дидактическая часть, где он философски рассуждает о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, удивляется чуду человека. В последней части он снова обращается к детям, начиная с рассуждения о пользе молитвы, а затем перейдя к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственным наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту. Завершается “Поучение” призывом воздать хвалу Богу при восходе солнца, при решении гос. дел, выезжая на охоту, отправляясь в походы или ложась спать. Наконец Мономах подкрепляет завершение описанием своих “трудов” - дает своего рода дневник военных походов, перечисляет заключенные мирные договора, и в конце-концов просит не осуждать его. Он хвалит не себя, а Бога, которого благодарит. К “Поучению” примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он взывает к человеческим чувствам своего врага и просит освободить свою сноху, говорит о примирении с Олегом. С одной стороны в “Поучении” содержатся книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой - элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании “путей” и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля - наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений. “Поучение” и письмо раскрывают облик незаурядного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, заботящегося о славе родной земли.

«Поучение» было внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Само поучение было написано Мономахом в 1117 году.

Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель Киевской Руси (1053-1125).

Особенности жанра:

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, «Поучение» содержит конкретно-исторические черты. Оно распространено автобиографической частью.

Оно построено по весьма чёткому плану:

1. Вступление, обращённое к детям.

2. Центральная дидактическая часть - общее философское рассуждение о человеколюбии и милостивости бога. Практические наставления.

3. Завершение - призыв воздать хвалу богу при любых делах.

Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил 83 больших похода, заключил 20 мирных договоров.

Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами.

Стиль:

1. Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников. Любовь к природе выражается литературным языком.

2. Элементы живого разговорного языка (охота, походы).

3. Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений.

4. Язык простой.

Личность:

1. Нет молодецкой лихой удали, не красуется славой своих подвигов, потому что он не только витязь, а ещё и высокообразованный князь, философски осмысливший опыт своей долголетней жизни.

2. Черты воина и охотника, никогда не расстающегося с оружием, не знающего страха в схватках.

3. Образ князя-книголюба.

12. Киево-Печерский патерик. Общая характеристика + новеллы.

Наряду с первыми княжескими житиями создаются жития чисто церковные. В стенах Киево-Печерского монастыря собираются жития, предания и легенды святых.

Все эти описания жизни и деятельности монахов в 13 веке были объединены в сборник, который получил название в 15 веке - «Киево-Печерский патерик».

Основа патерика - переписка суздальского епископа Симона с монахом Поликарпом из Киево-Печерского монастыря. (Начало переписки - 20-е годы 13 века).

Они пишут о святости Киево-Печерского монастыря. Симон подчёркивает значение монастыря, называет знаменитые имена - выходцы из Киево-Печерского монастыря.

Состав:

1. Сказание о святых черноризцах Печерских (9житий святых, написанных Симоном)

2. 11 рассказов о жизни святых, написанных Поликарпом.

Эти 20 рассказов и составили основу Киево-Печерского патерика.

Патерик открывается сказанием о создании Печерской церкви (1073). Далее следуют рассказы о жизни святых. Они наполнены религиозной фантастикой, чудесами, борьбой с бесами, и т.д.

Большое место занимает отношение монахов с киевским князем. Обычно в столкновении с ним победа остаётся за монахами.

Жестокая кара постигает того, кто не почитает монастырь и его старцев. Такова мораль рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить князь Ростислав.

Хорошо описываются князья Святослав, Всеволод, Владимир Мономах.

Не только подвигами прославляют монахи монастырь, но и искусством врачевания (Агапит), писательским мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста писания (Никита), знанием языков (Лаврентий) и искусством живописи (иконописец Алимпий).

Возникновение патерика в условиях феодальной раздробленности, в период, когда Киев утратил былое значение политического центра, имело большое значение: патерик напоминал о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря, символе единства русской земли.

Слово о полку Игореве». Историческая основа. История создания.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.

Историческая основа:

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

1170 год - съезд южнорусских князей.

1184 год - коалиция разбивает половцев.

Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.

Написано было между 1185 и 1187 годами.

Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова».

Основная идея - страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».

Надо сказать, что идейная и художественная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга.

Художественное своеобразие:

«Слово о полку Игореве» представляет собой своеобразный мир образов, в котором живут, строят планы, борются, радуются и печалятся, делятся мыслями и чувствами разного положения люди феодального класса: князья и дружинники.

С художественной точки зрения «Слово о полку Игореве» поражает стройностью и внутренним единством, гармонией всех входящих в его состав компонентов - образов, картин, элементов словесного оформления.

Батальная живопись «Слова» отличается необычайной яркостью красок. Битва рисуется в этих картинах как богатырская потеха, как шумный пир.

Это произведение не словесно-изобразительного, а словесно-выразительного творчества, не эпически повествовательное полотно, а лирически песенный словесный поток. Песенный характер «Слова» выражается в отчётливо лирическом складе этого произведения.

Надо сказать о значении описания природы в «Слове». Каждый раз перед битвой она особенно ярко отражает предстоящие события.

Гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Чёткость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность - всё это делает «Слово» прекрасным произведением русской литературы.

Система образов в «Слове».

«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи - идеи единства Руси.

1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли . «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.

2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

3) Совсем особую группу составляют женские образы . Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян - «вещий».

В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

Фольклорность «Слова».

«Слово...» - не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора. Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена.

Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья - это «солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка» и т.д. В таких же традициях выдержано описание сна Святослава: покрывало - символ похорон, жемчуг - слез и проч. Все это взято из русского фольклора. Как, впрочем, и прием олицетворения (автор черпал из фольклорные метафоры, сравнения, эпитеты, которыми изобилует текст): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» - эпитеты, «Донец сказал князю Игорю...» - олицетворение, например. С русским песенным жанром связаны и многие рефрены (повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны Игоревы!.. - эти строки часто повторяются. С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть..?

Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму, полную патриотизма. А без фольклорных традиций у него ничего бы не получилось.

Поэтический стиль «Слова».

Свойственный народной поэзии постоянный эпитет, неизменно связанный с названием определённого предмета, составляет характерную черту поэтики «Слова». Как и в народной поэзии, в «Слове» волк всегда «серый», орёл - «сизый», ворон обязательно «Чёрный», стрелы - «Калёные», девки - «Красные». Эпитет «вещий» неоднократно используется в «Слове» в словосочетании «вещий Боян». У Бояна и персты вещи.

Кроме постоянных эпитетов, носящих традиционный характер, в «Слове» иногда проскальзывают эпитеты, поражающие оригинальностью, заставляющие по-новому ощутить вещи. Например, эпитет «серебряный» в приложении к берегу реки.

Пленяя нас богатством и разнообразием поэтического словаря, «Слово» производит сильное впечатление и фигуральностью (гиперболы, восклицания, вопросы), интонационным богатством своего языка. Оборами аффективно-приподнятой речи наполнены и «золотое слово» Святослава, и «плач» Ярославны, и «слово» автора повести.

Поэтика воинской повести существенно отличается от поэтики житийной литературы. Поэтический язык «Слова» звенит всеми голосами земной жизни, говорит о красоте земных страстей полными страсти словами; это буйный и жизнерадостный язык княжеских дружин.

Тесная связь «Слова» с устной народной поэзией: отрицательные метафоры, некоторые типично народные эпитеты, плачи, прославления («Слово» заканчивается славой русским князьям.)

Характерна ритмичность поэтического языка «Слова». Тревожный ритм (волнение Игоря перед бегством), ритм большого, свободного дыхания (плач Ярославны)

«Слово о полку Игореве» - воинская повесть, поражающая своим необычайным художественным совершенством.

Композиция «Слова».

Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.

Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.

«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.

Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.

1174 год - I поход Игоря.

1183 год - II поход Игоря.

I часть.

Завязка - выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.

II часть.

Центральная часть. Кульминация - поражение войска. Символ Руси - Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.

Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

III часть.

Плач Ярославны - олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач - важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку - бегство Игоря из плена. Затем - бегство Игоря со сказочными превращениями.

III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце - слава князьям за мужество и храбрость.

Владимир Мономах

«Поучение чадам»

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, – это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, – праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас».

«Помилуй меня, боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек; «Если есть награда праведнику, значит есть бог, творящий суд на земле». «Освободи меня от врагов моих, боже, и от восстающих на меня защити меня. Избави меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость». «Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Веселитесь все праведные сердцем. Благословлю господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные, – как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», – и снова скажем: «Велик ты, господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, господи, твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, – если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены тобою, господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. «И кто не восхвалит тебя, господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!»

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее, – это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.

Если вам бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, – если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.

Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

Вишневский В.В.

О Новикове-Прибое

Алексей Силыч Новиков-Прибой... Вы должны себе представить плотного коренастого русского человека. Сильный был человек. Большая бритая голова, нависаю-щие черные брови, усы с сединой, тоже нависающие, такие моржовые... И взгляд внимательный, присталь-ный, бодрый. Говор у него был ясный, простой, средне-русский. Силыч ведь из тамбовских крестьян, года рождения 1877-го. Родился в пору русско-турецкой войны.

Познакомился я с Силычем после гражданской вой-ны, в Петрограде, куда он часто приезжал то на чтение, то по делам издания своих книг и так далее. Писал Алексей Силыч много, со вкусом. Труженик был, настоящий труженик.

Это была пора появления первых его книг, двадца-тые годы. Вы знаете эти книги – «Морские рассказы», «Море зовет», «Ухабы», «Женщина в море» и другие очень широко известные нашему народу произведения.

Я как-то потащил Силыча к нашим балтийским морякам. В нашей морской аудитории,– я тогда был командиром на одном из кораблей Балтийского фло-та,– старого матроса, участника цусимского боя, Алек-сея Силыча, принимали неизменно доброжелательно. Любили его за простую повадку, за честный, открытый разговор, за хорошую шутку.

Моряки не раз его спрашивали: «А почему у вас, Алексей Силыч, фамилия двойная, откуда это?»

Силыч отвечал спокойно, с прищуром эдаким:

– Родом я – тамбовский, Спасского уезда, села Матвеевского, Отец мой – солдат николаевских времен с Крымской войны. Фамилия у отца была Новиков, а имя – Сила. Почему я Новиков-Прибой, двойная фамилия? Объясню: когда я начинал писать, а это было в 1906–1907 годах, то в русской литературе уже работал писатель Новиков Иван Алексеевич. (Здравствует он и поныне, дорогие радиослушатели, работает сейчас и недавно к 70-летию своему был награжден орденом.)

Потому мне, второму Новикову, подписываться просто «Новиков» было неудобно. Спутали бы, опять же старшего писателя немножко как-то подвел бы. Тогда придумал я иную фамилию-псевдоним, назвал себя «Матрос Затёртый», намекая этим на тяжкое положение матроса в старом царском флоте. Ну, напечатал одну брошюрочку, другую, посмотрел, подумал, подумал – Матрос Затёртый – нет, не звучит. Что-то очень жалобное. Может быть, лучше псевдоним «Прибой». Лихо вышло!

Оказывается, так уже подписывается один морской офицер,– тоже «Прибой». Вот не везет. Опять не годится. Подумал еще, написал «Новиков-Прибой». И мне понравилось. Пошел к друзьям: «Ну как, нравится?» И им понравилось. Ну, а вам как? Нравится Новиков-Прибой?

И аудитория балтийских матросов ответила громом аплодисментов.

Постепенно, с годами я сблизился с Алексеем Силычем. Лучше узнал его, рассказы его доходили до души. Писал он точно, был настоящим писателем-реалистом и вместе с тем писал романтически-приподнято. Даже в произведениях, написанных им до революции, не было пессимизма.

Новиков-Прибой умел показать здоровую, умную, упрямую русскую матросскую породу. Он знал ее на совесть. Сам прошел суровейшую школу Кронштадта, действительно повидал службу, поплавал под разными широтами и о моряках мог рассказать, как мало кто умеет.

Тут надо напомнить, что Силыч после русско-япон-ской войны, с 1907 по 1913 год скитался по земному шару, плавал как торговый матрос, нахлебался всякого. Думаю, что необходимо сегодня, поскольку моя речь посвящена памяти его, кое-что вспомнить о биографии дорогого нашего Алексея Силыча.

Крепок он был, весь в отца (старого николаевского солдата, оборонявшего Крым, Севастополь); любовно и тепло говорил Силыч про отца. Отец Силыча был грамотен, выучился в солдатах. Сам учил своего сына грамотеем и передавал ему первые военные навыки. Вот откуда у Силыча и любовь пошла к военной теме и к морской теме.

Мать Силыча была женщина мечтательная, трогательная, и вот от нее, думается мне, и унаследовал Новиков-Прибой свои литературные фантазии и мечтания, соединяя очень большую отцовскую силу, крепость и выдержку с мечтательностью матери.

Детство у Алексея Силыча было тяжелым – в школе нещадно били. Дьячок-учитель буквально истязал маленького Силыча: «Ты, тварь непокорная!» Раз! – и бил по голове линейкой.– Раз! Раз! Раз! И не раз линейка обламывалась при этом. Тяжело ему было в этой школе. Родители пожалели мальчика и отдали в другую, в соседнем селе. Мальчонке приходилось ежедневно ходить по нескольку верст. Там была учительница приветливая, чуткая. Эту школу наш Силыч закончил первым учеником. Подошли к нему по-душевному, по-хорошему, по-настоящему – в мальчике развернулись какие-то силенки – улыбка появилась на лице, все стало хорошо. (Вот и подумаем кстати об этом.)

Рано Силыч пристрастился к чтению. И тут в ранней юности его произошла встреча, которая определила всю его судьбу.

Что ж это за встреча?

Встретился Силыч в своей деревне с матросом, с бал-тийским матросом, «Поглядел я на него – прямо как ослепительная картина этот матрос. Черные с золотом буквы, кокарда, синий воротник, тельняшка. Все чисто, сукно великолепное, и парень молодой, крепкий, ахо-вый! И вот с тех пор,– признавался Силыч,– стал я жить только морем, мечтой о нем, во сне его видел, – хоть никогда на море не был».

Прошли годы, и 22-летний юноша Алексей Силыч пошел во флот охотником. Его приняли добровольцем,– подходил по всем статьям – ровен, крепок, смышлен.

На службе Силыч исключительно много читал. Он посещал в Кронштадте воскресную школу – была такая. Мечтал со временем поступить в университет в городе Санкт-Петербурге (ныне – Ленинград). Но тогда крестьянам путь в университет был наглухо закрыт. Понял это Силыч, вздохнул и обратился к литературным занятиям. «Сам буду пробиваться!»

И образцом, отметьте себе это, товарищи, был для него наш Алексей Максимович Горький. Год за годом крестьянин-самоучка, Силыч наш, отдавал свои силы литературе. Он совмещал свои занятия с очень тяжелой службой на кораблях в Кронштадте. Надо по достоин-ству оценить это упорство и огромную человеческую целеустремленность. Решил человек стать грамотным, подняться на высокий культурный уровень – и добился этого. Он стал писателем с мировым именем.

Да послужит этот пример в назидание нашей моло-дежи. Она тоже должна ставить себе высокие политические цели борьбы за революцию, за коммунизм, за власть Советов, за родимую нашу Родину, за Совет-ский Союз. Наша молодежь должна упорно идти к повышению знаний своих, к повышению культуры, добиваться максимума.

Так вот, продолжаю о Силыче. Пришла война 1904 – 1905 годов – война с Японией. Японцы напали на Россию коварно, неправомерно, подло. Новиков-При-бой, тогда еще просто матрос Новиков Алексей, бата-лер, шел в поход на эскадре Рождественского. День за днем вел он свой дневник, записывал все перипетии похода, все события, происшествия. Писал и про дру-зей, и про недругов. Он участвовал в бою, страшном бою у Цусимы, которому он впоследствии посвятил свою книгу.

Когда русская эскадра была разгромлена, – автор дневника сжег его. Но в памяти этого упорного матроса многое осталось. И должно было пройти более двадцати пяти лет, пока Силыч вновь собрал все эти свои воспо-минания, вновь восстановил все материалы и написал свой глубокий, правдивый до конца, сильный роман «Цусима», известный ныне всему миру.

Но все это произошло не сразу. Силыч после боя, как и тысячи других матросов, был взят в плен. В плену он решил: восстановлю свой дневник! И он стал вновь записывать свои воспоминания, рассказы спасенных, рассказы матросов с других кораблей о том, что проис-ходило в походе и в бою. И таких записей собрал он не больше не меньше – целый чемодан.

Алексей Силыч был очень упорен и работоспособен, горел идеей: рассказать России правду о Цусиме, о пре-ступлениях царизма и о доблести простых матросов и офицеров, которые пошли и приняли бой,

Силыч как раз в те годы примкнул к революции. Он распространял уже в плену революционные бро-шюры. С этими брошюрами и с чемоданом своих цен-нейших записей готовился он возвратиться на большом океанском пароходе в Россию, родимую Россию. И тут провокаторы жандармского типа – дело было в одном из японских лагерей – убедили малограмотных суеверных солдат: «Вот, мол, такой тип завелся, против начальства идет, сам пропадет и вас за собой потянет...» и так далее. Солдаты струхнули.– А, против царя идешь! – И трехтысячная толпа окружила кучку мат-росов, которые жили вместе в одной палатке.

– Давай сюда этого Новикова!

Еще немного, и дело кончилось бы кровавым самосудом. Силыч рассказывал мне: «Ну, что было делать? Ну, скажи. Не сдаваться ведь. Вынули мы ножи. Матросов было нас человек пятнадцать, и прямо бросились вперед.– Расступись!–Что будет, то будет. И толпа обалдело шарахнулась, а матросы прорвались и спаслись. Озлобленная толпа налетела на нашу опустевшую палатку, разметала ее с колышками, взяла все вещи, записки, и все сожгла». В том числе опять погибли все записи Силыча.

Я напоминаю сейчас обо всем этом, чтобы было яснее, на какой подвиг вновь пошел наш Силыч, наш русский писатель, наш матрос. Он заново, в третий раз, начал восстанавливать свои записи. Он писал их год за годом, скитаясь по миру, сидя в вонючих клоповных кубриках, плавая на пароходах вдали от родины, не зная ничего толком о России. Но он верил в нее, верил в свой народ – в великий и смелый народ свой. Знал, что народ поднимется, сбросит оковы царизма и установит свой справедливый строй. Поэтому он и продолжал свою работу.

И вот после двух лет скитаний Новиков-Прибой, матрос с коммерческих пароходов, выпустил первые свои книжки о Цусиме – маленькие брошюрки. Царская цензура немедленно конфисковала их.– Как? Кто?

Писатель не испугался. Он не унывал и не сдавался. Он продолжал свою работу. Он собирал и собирал материалы...

Годы шли, не известный никому матрос, начинаю-щей литератор, продолжал свой труд. После десяти-двенадцати часов работы, когда люди сваливались и отсыпались, он заставлял себя писать.

Он ждал встречи с народом. Работать было неимо-верно тяжело. Ведь для записей оставались лишь вечерние, ночные часы. Силы уходили на потогонный, каторжный труд, на хозяев, которые изматывали простых матросов. Тяжело было на этих пароходах, в доках, в конторах. Но писатель терпел, не сдавался. Он копил материалы, он жил идеей: «Я расскажу народу правду о России, правду про флот, про матросов, про Цусиму».

Грянула первая мировая война, война 1914 года. По старому стилю началась она в июле... Тяжкие испытания принесла она России.

Народ разгневался. Прокатились валы великой на-шей революции. Силыч, вернувшись на родину, вос-прянул духом. Он хотел сразу рвануть, дать свою книгу. Но в деревне, где он тогда жил, пропали его записи...

Но Силыч – настоящий русский человек, идейный, упорный, крепкий, как железо. Он продолжал писать хотя пропажа дневников и записей изрядно осложняла, тормозила работу.

Сама жизнь наградила, наконец, писателя: в его деревне, когда начиналась коллективизация, где все перестраивали для новой жизни, случайно были найде-ны записки, которые Силыч считал пропавшими, запис-ки долгих его лет – с 1907 по 1913 год.

Как сиял Силыч, рассказывая мне это:

– Да, Всеволод, пойми, ведь нашли!

– Как не понять! Да понимаем, дорогой! – Какая была радость на его лице: записки, неоценимые, найденные и спасенные колхозниками, как бы восстановленные в четвертый раз,– были в руках Силыча. О, видели бы вы его в эти минуты!

Все лишнее в сторону – к станку, к станку! – к столу писателя!

Он писал упоенно, упорно, вдумчиво, писал кровью сердца. И вот Россия, наш Советский Союз, и весь мир, наконец, получили роман «Цусима».

Спасибо тебе, дорогой наш Силыч, хороший, умный, упрямый русский человек! Спасибо тебе за дело твоей жизни.

Я заканчиваю. Я очень рад, что мог рассказать вам, дорогие друзья-радиослушатели, радиослушатели Рос-сии и всего нашего Советского Союза, – одну простую, но очень важную страницу из истории нашей русской литературы. Будете перечитывать «Цусиму» – вспом-ните, чего она стоила Силычу. Вспомните об этом и глу-боко задумайтесь над тем, что значит труд – труд, в который вложена идея, большая светлая идея.

ораторском искусстве ораторским искусством . ПРОЦЕСС ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК...

  • Ораторское искусство (притворись его знатоком)

    Руководство

    Скорее, мастер блефа) в области ораторского искусства . В действительности все намного проще. ... непревзойденного мастера блефа в ораторском искусстве : "Наилучшим из всех ораторов... имеет сходство с настоящим ораторским искусством . ПРОЦЕСС ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК...