Психическое развитие в юности. Какие изменения могут произойти в «Салавате Юлаеве Развитие в ранней юности характеризуется

«Салават Юлаев» чудом избежал потери очков в домашнем матче с «Северсталью», которая за последний месяц . Можно не сомневаться, что эта победа спасла Николая Цулыгина от отставки, но игра команды и её результаты продолжают оставлять желать лучшего. Да что там говорить – «Салават» сейчас очень плох.

Турнирное положение

1. «Автомобилист» - 67 очков

2. «Авангард» - 57

3. «Ак Барс» - 64

4. «Металлург» - 58

6. «Салават Юлаев» - 49

«Салават» практически точно останется без преимущества домашней площадки в первом раунде плей-офф. С такими проблемами в игре им никогда не догнать «Автомобилист», «Ак Барс», «Авангард» и «Магнитку». Будет сложно достать и «Барыс», их с уфимцами разделяют сейчас пять очков.

Больше того, «Салават» пока не выглядит фаворитом в борьбе с «Торпедо» за шестую строчку и такими темпами рискует дать шанс другим преследователям. «Салават» разделяют с «Трактором» - 10 очков, с «Куньлунем» - 12. К счастью для уфимцев их ближайшие преследователи играют с перепадами, иначе бы они давно оказались на границе зоны плей-офф.

До нового года «Салават» сыграет дома с «Локомотивом», «Сибирью» и «Куньлунем». Если уфимцы наберёт в них меньше четырёх очков, это будет результат, который означает, что команда продолжается топтаться на месте.

Последние результаты (15 матчей)

Победы всего: 7.

Победы над командами из зоны плей-офф: 2 (при 6 поражениях).

Проблемы в игре «Салавата Юлаева» возникли ещё до перерыва на первый этап Евротура. Казалось, что пауза даст возможность команде перезапуститься, но чем дальше заходит сезон, тем больше проблем в игре уфимцев. Всего семь побед в 15 играх после Кубка Карьяла, из них только две победы над командами из зоны плей-офф («Йокерит» и «Барыс», который приехал в Уфу с переполненным лазаретом).

И это при шести поражениях от команд, входящих в кубковую зону. «Автомобилисту», «Металлургу», «Авангарду» и ЦСКА уфимцы проиграли с общим счётом – 0:10, добавив к этому поражения от «Спартака» и «Сочи». Вообще-то за такие результаты в топ-клубах убирают тренера не задумываясь. Вопрос, насколько ещё хватит терпения руководству уфимского клуба.

«Салават» последний из топ-клубов КХЛ. В чём дело и где бразильский хоккей?

Очень много цифр.

Результативность нападающих из топ-9

«Салават» забросил в 15 последних матчах 31 шайбу. Это уже не самый хороший результат, а теперь отнимите отсюда 15 голов, которые пришлись на матчи со «Слованом», рижским и минским «Динамо». Атака «Салавата» работает только в играх с командами, которые уступают им в классе на две головы. Стоит уфимцам столкнуться с обученным оппонентом, как они чаще всего даже не бьются в стену, а не могут к ней подойти.

Сравните результативность нападающих из первых трёх звеньев после Кубка Карьяла.

Ткачёв – 0 голов в 11 матчах.

Бурмистров - 0 голов 7 матчах.

Филатов – 0 голов в 7 матчах.

Умарк – 1 гол в 13 матчах («Сочи»).

Бурдасов – 2 гола в 12 матчах («Динамо» Мн, «Сочи»).

Майоров – 2 гола в 14 матчах («Йокерит», «Динамо» Мн).

Хохряков – 2 гола в 15 матчах («Слован», «Динамо» Мн)

Кемппайнен – 3 гола в 15 матчах («Динамо» Р – 2, «Динамо» Мн).

Кугрышев
– 4 гола в 15 матчах («Слован» - 2, «Динамо» Мн, «Северсталь»).

Хартикайнен – 5 голов в 15 матчах («Йокерит» - 2, «Слован», «Динамо» Мн, «Барыс»).

Если убрать голы из матчей с аутсайдерами КХЛ, то останутся шайбы Хартикайнена и Майорова в ворота «Йокерита», результативные броски Умарка и Бурдасова» в матче с «Сочи». И ведь не сказать, что у «Салавата» было мало большинства или неквалифицированные исполнители. Это лучшая линия нападения команды за последние сезоны. Но пока тренеры «Салавата» думают, что с ней делать, боссов уфимского клуба обвиняют в плохой селекции, а на трибунах становится всё меньше болельщиков.

«Салават» - «Северсталь»: матч посетили 4563 зрителя - антирекорд Уфы в КХЛ

Четвёртое звено

Если в начале сезона мы восхищались четвёртой тройкой «Салавата», которая успевала не только отрабатывать в обороне, но и забивать больше других сочетаний при игре в равных составах, то сейчас они играют не так продуктивно в чужой зоне.

Феномен этой тройки заключался в идеальном подборе хоккеистов. Жарков – это энергия, Кадейкин – креатив, а Солодухин – игрок, умеющий завершать атаки. Цулыгин сам создал это сочетание, но сам его и убивает. Дело не в том, что Солодухин давно травмирован. Это потеря для «Салавата», но вместо того, чтобы попробовать её компенсировать, тренеры уфимцев продолжает затыкать дыру Бусаровым, Дубровским, Гиматовым или Лукиным. Игроками не без способностей, но ни разу не напоминающими по стилю игры Солодухина. Нарушается баланс, не говоря уже о банальном отсутствии взаимопонимания у игроков. Моменты они создают, но исключительно за счёт индивидуальных действий.

Холланд: в «Детройте» следят за Кадейкиным, он прогрессирует в этом сезоне

Самое интересное, что это происходит на фоне того, что Кадейкин и Майоров регулярно создают остроту у ворот соперника при игре «4 на 5» и хорошо взаимодействовали в начале сезона. Одному не с кем отыграться в четвёртой тройке, а другому никто не подносит снаряды в третьем звене. Все 38 матчей в сезоне Кадейкин начинал в четвёртой пятёрке и после травмы Солодухина может играть в комбинационный хоккей только в играх за сборную России. И, судя по всему, следующий матч Кадейкин и Жарков начнут не с Майоровым или Солодухиным, а будут ломать борта в компании с Максимом Рыбиным.

«Северсталь» подтвердила обмен Максима Рыбина в «Салават»

«Салавату» нужно укреплять оборону

Пока «Салават» подписывает 37-летнего ветерана, потихоньку начинают вскрываться проблемы в оборонительной линии. Если долгое время уфимцы были одной из самых малопропускающих команд лиги и не проигрывали с разницей более двух шайб, то теперь имеют проблемы и в обороне.

Это видно по количеству пропущенных шайб и по игре защитников. В матче с «Сочи» голевой пас сопернику отдал Семёнов, в игре с «Северсталью» Терещенко. Панин и Сергеев хорошо помогают нападающим, но часто допускают позиционные ошибки в обороне, не говоря уже о Ларсене. Предложите взять датчанина в топ-клубы КХЛ и, как минимум, половина из них от него откажется. Кто радует в последних играх, так это Захар Арзамасцев, который начинает обретать уверенность после не самого лучшего начала сезона.

Будут обмены?

Проблемы для «Салавата» заключается в том, что рынок защитников пуст. Возможно уфимцам стоило бы принести в жертву кого-то из своих нападающих. Не секрет, что слухи давно отправляют Антона Бурдасова в СКА. Но он лидер команды, и вряд ли такой переход возможен до конца сезона. Хотя СКА нужны забивающие игроки и у него много защитников (Андрей Зубарев наверняка не отказался бы вернуться в Уфу) – главное захотеть получить Бурдасова здесь и сейчас.

Два вызова в сборную подняли цену за Кадейкина, который успел сыграться с Плотниковым на Кубке Первого канала, а СКА, на секундочку, проиграл все четыре матча ЦСКА в сезоне и наверняка попробует усилить состав перед дедлайном. Зачем «Салавату» удерживать ценный актив, если тренерский штаб не видит Кадейкина в сочетании с креативными игроками и оставляет без большинства? Это не на руку ни клубу, ни самому хоккеисту. В четвёртом звене могут играть Рыбин и игроки из «Тороса».

Тоже самое касается Жаркова, который может помочь любому клубу КХЛ, и на которого уже был спрос. Жарков покинул ЦСКА исключительно из-за переизбытка игроков оборонительного плана, а так его высокий уровень не вызывает вопросов. Или покажите клуб, который не отдаст крепкого защитника за Владимира Ткачёва, пусть у него и всего один гол в сезоне. У Майорова нет своего места в составе, мало того, его посадили в запас в игре с «Северсталью». Это тоже игрок, за которого можно получить хорошую компенсацию от конкурентов. Спрос на него будет, весь вопрос в том, какие планы на него и других упомянутых игроков у тренеров и руководства уфимского клуба? Определяться нужно уже сейчас, трансферное окно закрывается в КХЛ 27 декабря.

Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. В современном взгляде на процесс взросления человека, его вхождения в социальную жизнь юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15–17 лет) и поздняя юность (18–21).

В разных периодизациях верхняя граница юности представлена очень вариативно: от 20 до 22 лет. Задача данной темы – осветить психологию ранней юности как период, на котором заканчивается детство человека.

Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая, по мнению В.В.Зеньковского, вполне созрели для этого.

Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов и они проявляются в юности в новом качестве. От раннего детства возвращается к юности эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности. Младший школьный возраст закладывает внимание к законам и порядкам мира внешнего, социального и морального. Новое их качество проявляется в том, что повзрослевший человек стремится не просто приспособиться к существующим законам, но и самому менять ситуацию, утверждая этот закон. «Наконец от отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы укрощённая и просветлённая…, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души».

Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает самоконструирование своей личности.

Ранний юношеский возраст мы будем также рассматривать сквозь призму становления самосознания как интегративной психологической функции, стоящей в центре всех изменений данного периода.

В отличие от подростка, юноша соотносит имеющийся у него идеал с окружающими его людьми. Он пытается в живых реальных ситуациях и близких людях увидеть этот идеал. Но так как для этого необходимы особые личностные качества, которые зачастую юность ещё не имеет, юноша конфликтует с этими людьми. Для него то, что соответствует его идеалам, положительно, а то, что не соответствует, – отрицательно. Юношеский максимализм – причина частых разочарований. Этот возрастной период образно характеризуют как период «черно-белой» логики. Только развивающийся процесс самопознания позволяет юноше скорректировать свою оценку и найти равновесие между своей позицией и позицией других людей. Самопознание позволяет ему начать соотносить идеал со своими личностными чертами, и здесь можно говорить о том, что детство как период жизни закончилось.

Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность. Поэтому огромное значение в ранней юности приобретает дружба и романтическая любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это сензитивный возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Те из юношей, которые не научаются данному умению, с трудом обретают друзей в течение последующей жизни. Кроме того, дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения. Как отмечают возрастные психологи, юноши и девушки, общаясь с представителем противоположного пола, заменяют доминирующую в подростничестве физическую коммуникацию (объятия, щипки, поглаживания, прикосновения) на словесное общение (комплименты, ирония, остроумные шутки, игровые намеки). Для девушек чаще эмоциональной отдушиной выступают дневники.

Профессиональное самоопределение

Традиционно юношеский возраст рассматривается с позиции профессионального выбора (Пряжников, 1996). Е.А. Климов специально выделяет в стадиях становления профессионала стадию оптации, которая приходится на рассматриваемый возраст, когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от латинского – «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11–12 до 14–18 лет.

Л.А. Головей считает, что основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В 16–17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов. Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная.

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.

Второй этап – подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным – стану врачом). Четвертый этап, по мнению И.С. Кона, – практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации.

Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В современных условиях подросток 13–14 лет вынужден выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении.

В широком смысле самоопределение подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения.

Общение и мировоззрение

Время юности связано с началом профессионального и личностного самоопределения – окончание школьной учёбы, начало профессионального обучения или первая самостоятельная трудовая деятельность, окрепшие личностные привязанности. Ведущей деятельностью юности становится поиск своего места в жизни. Основные новообразования – осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов (выстраивание стратегии), вызревает готовность к самоопределению.

В ранней юности возникает особый интерес к общению со взрослыми. Эмоциональные контакты со взрослыми восстанавливаются на сознательном уровне. С родителями обсуждаются планы на будущее, жизненные перспективы. В них юные люди хотят видеть советчиков и друзей, но на определенном уровне дистанции: это значимое общение, но не интимное. В психологическом времени жизни для юношей и девушек акцентировано будущее. Настоящее – это только подготовка к будущей, подлинной (взрослой) жизни. Оно облегчает юному человеку переживание неприятностей и разочарований, позволяя с легким сердцем относится к ним. Обратной, негативной стороной такого отношения является пониженное чувство ответственности. Юноша, живя предвкушением будущего, в то же время желает получить результаты немедленно или в самое ближайшее время. Указанное противоречие, по мнению Р.М. Грановской, имеет физиологические и психологические причины: для юноши время тянется немного медленнее, чем для зрелых людей.

Юность заканчивается тогда, когда молодой человек понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно. Преодоление этих иллюзий побуждает зрелого человека прикладывать определенные усилия для реализации жизненных планов. Преодолению иллюзий способствует определенный уровень развития познавательной сферы. Мышление юноши характеризуется появлением дивергентного мышления: он начинает осознавать, что любое понятие не имеет однозначного толкования. Истинность понятия или действия можно оценить только в контексте целостной ситуации. Теоретическое осмысление себя и мира приводит к построению абстрактных моделей.

Открывающаяся свобода в мышлении и действиях дает юности своеобразный аванс на будущую жизнь. Тяготение к философствованию, стремление к рассуждениям об иррациональном – одна из важнейших черт юности. Восприятие этого обстоятельства жизни юных людей может существенно разниться, как в осознании самих юношей, так и в объяснении этого взрослыми людьми. Можно назвать юношеский возраст возрастом «метафизической интоксикации», а можно увидеть, как «духовный мир действительности одухотворяет и согревает человека… Этот духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни…он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено именно в юности…».

Вместе с тем, юность ограничена в своём понимании всей полноты того, что происходит в ней и того, что происходит в окружающей действительности. Именно эта недальновидность юности обнаруживает её принадлежность к детству. Неумение адекватно оценить собственное состояние, «социальная слепота», которые связаны с отсутствием житейского опыта, могут привести к тому, что цельность и возвышенность чувств будут подменены «лёгкой жизнью» по принципу «получи от жизни всё» или фанатическому устранению всего того, что мешает юношескому радикализму. Физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на самый высокий уровень притязаний, юношеский максимализм часто не позволяет делать самого простого и необходимого. В учёбе зачастую проявляется стремление к внешним достижениям – притягательными становятся высокий материальный или социальный статус будущей специальности, стремление понравится преподавателям. В духовной жизни также могут превалировать эгоцентрические тенденции. «Тщеславие и честолюбие расцветают в душе молодых людей пышным цветом, поэтому священнику приходится постоянно переключать юношей и девушек с мнения о самих себе, на объективные интересы дела. Очень важно, чтобы пастырь, уделяющий внимание духовному окормлению молодёжи, хорошо чувствовал, куда направлены чувства и мысли его юных прихожан, и понимал, насколько их намерения адекватны. Очень часто для воцерковляющихся юношей и девушек привлекательным становится путь монашеской жизни. Испытав первые разочарования и потрясения от безответной любви, неудачной сессии в институте, они настойчиво просят своих духовников благословить их на послушание в монастыре с намерением, затем в нём остаться. Если вовремя не распознать за этими «благими порывами» болезненного состояния души, произошедшего вследствии уязвлённого самолюбия, тщеславие и честолюбие могут привести молодых людей к жестоким и горьким разочарованиям» Общей тенденцией, характеризующей период юношеского становления, является стремление всё испытать, впитать, пережить. «Юность всегда готова постичь как разнообразие в принципе, так и принцип в разнообразии». Объясняя своё понимание юности, Э.Эриксон утверждает что, прежде чем принять взвешенное решение, юность испытывает крайности. Суть этого испытания – определить «нижний предел некоторой правды, перед тем как вверить силы тела и души части существующего (или грядущего) порядка, подчиниться существующим в обществе законам. Лояльность, законопослушность – опасное бремя, если только оно не взваливается на плечи с чувством независимого самостоятельного выбора и не переживается как верность».

Личностное самоопределение

Самоопределение – важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с новым восприятием времени. Молодой человек задает себе вопросы: что значу я в этой жизни? Каковы мои возможности? Какое место я занимаю в этом мире? С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. По мнению Т.А. Арканцевой и Е.П. Авдуевской (1996), ребенок находится на возрастном перекрестке выбора в самом широком смысле этого слова. Социальная ситуация задается ситуацией множественных социальных выборов.

В связи с необходимостью самоопределения в юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации. Учеба начинает рассматриваться молодыми людьми как предпосылка будущей профессии, поэтому в качестве ведущего вида деятельности в данном возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности.

Возникший не так давно термин «личностное самоопределение» большинством отечественных авторов анализируется в контексте профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха и А.А. Кроник). В зарубежной психологии личностное самоопределение очень близко по своему содержанию к понятию «личностная идентичность» (Н.В. Антонова, М.Р. Гинзбург). Теория идентичности Э. Эриксона является одним из направлений психоаналитического толкования данного феномена. Идентичность достигается как благоприятный психосоциальный исход к концу ранней юности (18 лет), если этого не происходит, то развитие периода заканчивается приобретением феномена «диффузной идентичности» т.е. происходит смешение ролей, о которых ребенок узнает до юношеского возраста; они не интегрируются в стержневую идентичность, не удается разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположной системой ценностей. Э. Эриксон определил идентичность как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении.

В русле психоаналитического направления Дж. Марсиа предложил статусную модель идентичности, которая широко применяется в исследованиях подростков. Он попытался дать операциональное определение: «структура Эго – внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток должен решить следующие проблемы: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой такой проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих слабых и сильных сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Автор подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на акте решения проблем (Антонова, 1996).

В отечественной психологии подобный подход к изучению личностной идентичности близок А.В. Петровскому, который определяет его как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. А. Ватерман акцентирует ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения – это элементы идентичности, они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

– выбор профессии и профессионального пути;

– принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;

– выработка политических взглядов;

– принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

В интеракционистской модели личностной идентичности (Дж. Мид) под идентичностью понимается способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж.Мид выделил осознаваемый и неосознаваемый типы идентичности. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой возможен только при наличии рефлексии. Рассматривая вопрос о развитии идентичности, Дж. Мид отмечает, что человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми, включенности в группу. Два аспекта идентичности, по мнению Н.В. Антоновой (1996), олицетворяют для Дж. Мида сосуществование социальности и индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы существования личности; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.

Исследования последних лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16–17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Кризис в системе ценностей происходит в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в вуз). Кризис 17 лет – это кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки. Автор доказывает, что на содержание системы ценностей в раннем юношеском возрасте оказывают влияние практика реальных выборов и профиль образования. Значимые гендерные различия в содержании ценностных ориентаций автором обнаружены только при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту.

В исследованиях Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой показано, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежат процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:

На первой стадии происходит осмысление субъектом своих внутренних характеристик;

На второй субъект осознанно исследует свой «образ Я» в разных ситуациях;

На третьей он помещает свой «образ Я» в разные ситуации;

На четвертой стадии происходит отделение своей реальной личности от своего «образа Я».

Кризис юности

Завершение юношеского периода связывают с кризисом юности. Основное содержание этого кризиса – встреча реальной жизни с её идеальными представлениями. Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что в какой-то момент осознал как реальность, тем острее происходят внутренние переживания. Помогают пережить кризис подготовленность юности к крупным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить своё поведение в соответствии с ними, а не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.

Сформированная к этому возрасту способность юношей и девушек самостоятельно принимать решения и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы – далёкие и близкие, выстраивать тактику и стратегию в собственной жизни, осознание того, что реально ожидать от будущего – также помогают в преодолении юношеского кризиса. Важным фактором преодоления его становится умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в своей душе идеалы. Отсутствие жизненного опыта зачастую приводит юношество к тому, что оно путает идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить в душе человека, иллюзии рассыпаются при первом же жизненном испытании). Романтика в восприятии юношей зачастую подменяется экзотикой, которая не способствует развитию позитивных качеств личности, а служит некоторым стимулом для внешнего проявления. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу – алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.

Подводя итог характеристике юности, стоит ещё раз подчеркнуть, что это ещё не взрослый возраст. И здесь специалисты предупреждают о возможных опасностях для развития личности юноши или девушки. Б.Ливехуд пишет, что нет ничего опаснее в этом возрасте, как для студенчества, так и для молодых фабричных рабочих «безличного, механического» действа, и осознания чёткой предопределённости во всём. Готовность к ситуации, «срывающей все планы» является ресурсом дальнейшего развития. Г.С.Абрамова видит опасность этого возраста в том, что «отношения близости, соперничества, борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других… Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают такой хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством, а не переживания полноты жизни…».

Стремление и готовность в реальной жизни продемонстрировать ответы на основные вопросы юности: Кто я? Чего я хочу? Что я могу? - обозначают границу перехода в новый период развития. Принятие ответственности за свою жизнь связано с вступлением в пору молодости.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Психологические особенности ранней юности (14-18 лет)

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

Формируется самосознание: представление о себе самом, оценивание своей внешности, своих умственных, моральных, волевых качеств.

Человек соотносит себя с идеалом, оказывается возможным процесс самовос питания.

Возрастает волевая регуляция.

Стремление приобрести профессию - основной мотив познавательной дея тельности.

Возрастает концентрация внимания, объем памяти; происходит логизация учеб ного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.

Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своя жизненная философии; увлечение псевдонауч ными теориями, создание собственных концептов жизни, любви, политики; максимализм суждений.

Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

Пренебрежение советами старших.

Неоправданная критичность, недоверие.

Сухой рационализм, практицизм.

Стремление к самоуправлению, переосмыслению окружающего; жизненное самоопределение, приобретение определенной степени психологической зрело сти.

Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверст ников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

Завершено половое созревание. Формируется отношение к сексуальным жела ниям.

Возникает первое чувство любви, дружбы.

Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

Недостаточное осознание последствий своих поступков.

Новообразование: появляется способность строить жизненные планы и выби рать способы их реализации.

Психологические особенности поздней юности (18-25 лет)

Период 18-25 лет - время как умственной, так и нравственной зрелости. Веду щая деятельность: профессиональная учеба, труд, любовь. Отличительные особен ности:

Центральный период становления характера и интеллекта;

Пик интеллектуальных возможностей, индивидуального структурирования ин теллекта;

Стабилизация характера;

Убежденность, сложившееся мировоззрение;

Чувство нового;

Смелость, решительность;

Способность к увлечению;

Оптимизм;

Самостоятельность;

Прямолинейность;

Критичность и самокритичность (самооценка противоречива, что вызывает внут реннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью);

Пора самоанализа и самооценок;

Скептическое», «критическое, ироническое отношение к преподавателям и по рядкам в учебном заведении;

Период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств;

Усиление сознательных мотивов поведения, но способность человека к созна тельной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере (не редко он идет на немотивированный риск, не умеет предвидеть последствия своих поступков);

Сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мне нию старших;

Неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окри ком;

Кризис идентичности (он состоит из серии социальных и личностных предпоч тений, идентификаций и самоопределении);

Этапы кризиса идентичности: «размытая идентичность» (нет четких убежде ний, не выбрана профессия); «досрочная идентификация» (подчиняется чужому мнению, примеру, авторитету, выбору родителей); «этап моратория» (выбор своего варианта развития из множества возможных); «достигнутая идентич ность» (цели выбраны, переход к практической самореализации);

В результате может сформироваться неадекватная идентичность, которая характеризуется:

1) избеганием тесных межличностных отношений;

2) неспособностью строить жизненные планы, страхом взросления;

3) неумением мобилизовать свои ресурсы для какой-то главной деятельности;

4) отказом от самоопределения, выбором отрицательных образцов для подра жания;

Принятие ответственных решений: выбор профессии и овладение ею, выбор стиля жизни и своего места в ней;

Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;

Формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессио нальной и социальной сферах, борьба за свое «место под солнцем»;

Овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономиче ской активности».

Новый возрастной период - ранняя юность (15-17 лет) - считают третьим миром, существующей между детством и взрослостью. В это время старшеклассник оказывается на пороге реальной взрослой жизни и смотрит на настоящее с позиции будущего, ищет смысл своей жизни. Если рассматривать развитие только как изменение психических функций, то все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, закрепляясь и совершенствуясь в старшеклассника. Поэтому некоторые авторы рассматривают раннюю юность как период завершения новообразований, возникших в подростковом возрасте. 1 этот период с 11 12 до 17-18 лет называют подростковым.

Но рассматривать развитие старшеклассника таким образом было бы ошибочно. Каждый возрастной период важен сам по себе в жизни отдельного человека. Независимо от связи с другими возрастными периодами. Ведь только с присущей этому возрасту социальной ситуацией развития происходят довольно существенные изменения личности.

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него значимость учения. По сравнению с подростками интерес к учебе у них повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Доминирующее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы получают личностный смысл и становятся действующими. Старшеклассники, для которых главным является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать обучение как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте проявляется сознательное положительное отношение к учебе. их интересуют преимущественно те предметы, которые будут нужны в дальнейшей жизни, их снова начинает волновать успеваемость обучения. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" предметов, отказ от пренебрежительного отношения к оценкам, свойственна подросткам.

Заканчивая школу, старшеклассники должны быть психологически готовыми к взрослой жизни. Понятие "психологической готовности" предусматривает в данном случае наличие потребностей и способностей, позволяющих выпускнику школы наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности, общественной жизни, будущей семейной жизни. Прежде всего, это потребность в общении с другими людьми, потребность и способность творчески работать, во-вторых, умение теоретически мыслить, ориентироваться в разнообразных событиях, происходящих в современном мире, выступает в форме научного, теоретического мировоззрения, в-третьих, наличие развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается сознательное и критическое отношение к себе.

Сформировавшись, эти качества образуют психологическую базу для социального и личностного самоопределения школьников - центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Главной особенностью этого периода является потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, выработать мировоззрение, выбрать свой жизненный путь.

Самоопределение означает не автономию от взрослых, а четкую ориентацию и определения своего места во взрослом мире.

Понятие "самоопределение", которое используется в отечественной психологии, подобное понятие «идентичность», разработанного американским ученым Э. Эриксону.

Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения.

Идентичность - условие психического здоровья, и если она не сформируется, то человек не находит себя, своего места в обществе, чувствует себя "потерянной".

Канадский психолог Ж. Марша установил четыре типовых варианта формирования идентичности:

  1. Неопределенную, еще не сложившуюся, "диффузной" идентичность.
  2. Заранее обусловлен, "обречен вариант развития".
  3. Проба ролей или "мораторий" в попыток] выработать идентичность.
  4. Реализована или "зрелая идентичность".

Первый вариант означает, что молодой человек не прошел через испытания, связанные с самоопределением; второй вариант предусматривает, что индивид ранее определенного срока включился в "взрослую" систему отношений, сделав это под чужим влиянием, - это расценивается как неблагоприятный фактор для формирования его личностной зрелости. В третьем случае юноша находится в процессе интенсивного поиска себя; "зрелая идентичность" свидетельствует о том, что кризис прошел, ощущение самоидентичности, то есть собственной определенности, сформирован, и молодой человек перешла к самореализации. Указанные варианты формирования идентичности выступают в двух своих значениях: это этапы развития личности и одновременно ее типы. Пройдя стадию неопределенной идентичности, юноша может подойти к интенсивному проверяются ролей, но может остаться и на начальном уровне, так и не пережив все трудности и радости процесса самоопределения.

Диффузная идентичность связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошения. Диффузная идентичность может проявляться в открытом неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения, в неуважении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении стать "ничем" (если это единственный способ самоутверждения, что остался).

Только реализована, сформированная идентичность личности (доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность) позволяет старшекласснику решить, главная задача, * которое ставит перед ним общество - задача самоопределения, умение разработать свой жизненный план.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка, то есть, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение). Жизненный план возникает, по мнению И.С. Кона, только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому собирается идти человек, те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

Жизненный план - это план деятельности, поэтому он "заземляются", в первую очередь, на выбор профессии.

В профессиональном самоопределении в возрастной психологии различают ряд этапов.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, "проигрывая" отдельные элементы связанной с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, который охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ("Я люблю читать художественную литературу", "Состояния филологом"), затем - с точки зрения его способностей ("У меня хорошие дела с математикой, может, заняться ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Хочу помогать людям, стану юристом»).

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии включает в себя два основных компонента: определение уровня квалификации будущей деятельности, объема и времени подготовки к ней, выбор конкретной специальности. Выбор специальности - многоступенчатый процесс. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование (вступление в X класс), на профессиональное образование (вступление в ПТУ или техникум), непосредственно на работу (с последующим завершением либо не завершением образования). Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения имеет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. Тот, кто выбирает профессиональное образование или работу, должен сразу же дополнить социальную ориентацию профессиональной - куда именно поступить и что делать. В других такое решение откладывается до окончания XI класса, к тому же в одиннадцатиклассников, как и у девятиклассников, выбора профессии предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, профессиональное образование или работу.

Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода: о мире профессий (в целом) вообще и возможности и требования каждой из них; о себе, своих способностях и интересы. И такой информации старшекласснику не хватает. В основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактный, так как не пережитый, а не выстраданный человеком. Подавляющее большинство старшеклассников выбирает профессию более или менее стихийно. Существенные факторы профессионального самоопределения - это возрастной период, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности и уровень притязаний старшеклассников.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, во время которого существует определенная опасность. Например: откладывание во времени профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов (это соответствует этапу диффузной идентичности по Ж. Марша).

Конечно, неопределенное будущее не дает возможности идти к нему. Попытки родителей ускорить этот процесс с помощью прямого психологического воздействия, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у старшеклассников рост тревожности, а иногда и отказ от любого самоопределения, нежелание вообще что-то выбирать (что соответствует стадии "предопределение" или "диффузии" идентичности по Ж. Марша).

Раннее самоопределение считается положительным, хотя тоже имеет свои недостатки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служит психологическим защитным механизмом, средством бегства от сомнений. В будущем это может привести к разочарованию. Иногда ранняя профессионализация связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью и другими негативными факторами, которые снижают уровень сознательного и добровольного выбора.

Важен также и уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Юноши и девушки плохо знают конкретные особенности каждой профессии, делает их выбор преимущественно случайным. В выборе профессии большое значение имеет профессиональная консультация, которая у многих городах нашей страны.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. На старшеклассника влияет субъективный уровень требований, предъявляемые к ним в профессии, он часто завышен. Чаще всего это стимулирует человека к преодолению трудностей. Хуже, если уровень запросов занижен, и юноша ни к чему не направлен.

Подготовка молодежи к труду и выбор професии- важна государств на деле. Необходимо обеспечить связь общего и трудового воспитания, организовать участие старшеклассников в общественно полезном труде, обеспечивая сознательный выбор профессиональной подготовки.

Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачный только тогда, когда он связан с социально-нравственным выбором, с размышлениями о смысле жизни.

Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

В физическом отношении это период спокойного развития. Рост веса тела становится больше относительно увеличения роста. Исчезают диспропорции отдельных частей тела и подростковая неуверенность движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину). Продолжается развитие мозга, проходят процессы внутриклеточного усложнения и развития соответствующих функций.

Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие влияет и на развитие некоторых качеств личности.

Среди старшеклассников, как и среди людей всех возрастов, различаются три главных типа строения тела: екдоморфний (с избытком веса), мезоморфный (стройный, мускулистый), ентоморфний (худой, костлявый). Важно учитывать принадлежность юноши или девушки к тому или иному типу, поскольку ценность их в глазах сверстников неодинакова (предпочтение среди них отдастся мезоморфному типа), соответственно и их влияние на становление личности тоже разный.

Старшеклассники эндоморфного типа часто не имеют симпатии среди сверстников, это затрудняет их вхождения в малую группу, им чаще, чем другим, необходима поддержка. И наоборот, юноши и девушки с мезоморфным типу построения тела находятся всегда в центре внимания, ведь со стройным телом ассоциируются качества вожака, спортивность, энергичность.

Но влияние типа телосложения на личность не однозначен и не фатальный. Многое зависит от самосознания старшеклассника. Один, осознав свою физическую слабость, пассивно подчиняется или начинает чувствовать себя неполноценным. Другой компенсирует недостаток достижениями в другой сфере (например, в обучении). Третий пытается исправить физический недостаток (например, занятиями спортом). Выбор этих вариантов обусловлен как личностной позицией старшеклассника, так и позицией взрослых, которые его окружают.

Вместе с тем, половая зрелость старшеклассника еще не означает зрелости социальной. Юность - это переход от физиологической зрелости к зрелости социальной, содержанием которой является включение старшеклассника к взрослой жизни, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Социальная зрелость в наше время наступает позже, так как необходимо гораздо больше времени для получения необходимого образования.

Некоторые особенности индивида в ранней юности зависят от его когнитивного развития в этот период жизни.

Юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой проявляются в подростковом возрасте. Особенности личности старших школьников своими корнями уходят в психологические новообразования, которые зарождаются уже в подростковом возрасте. Однако у юношей и девушек уже мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают.

В юношеском возрасте особенности, появившиеся у подростков, претерпевают значительные изменения, качественно преображаются. (Асеев, С. 163, Немов, С. 193).

Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: 1) развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; 2) формирование мировоззрения; 3) развитие активной жизненной позиции, самоопределения; 4) преобразование эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим 1-ю из названных особенностей – развитие самосознания . Его отличительной характеристикой становится резкое усиление процесса рефлексии , т.е. стремления к познанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. (Асеев, С. 164). Рефлексия – (от лат. «reflexio» – обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний; размышления о самом себе; осознании того, что воспринимают и оценивают человека окружающие люди по-разному.

Рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время – рефлексия – это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди. То, как они тебя понимают.

Рефлексия как психологический феномен связана в своей основе с процессом общения, но общения особого вида – общения с самим собой; рефлексия подразумевается всегда внутренний диалог.

Чем сильнее развита рефлексия, тем активнее человек становится способным решать встающие перед ним задачи, в частности, – выбора дальнейшего жизненного пути, – и тем быстрее он становится субъектом, хозяином своей жизни и деятельности.

Таким образом, в юношестве человек по существу впервые открывает свой внутренний мир, начинает проявлять глубокий интерес к субъективным переживаниям и к собственному «Я».

В юношеском возрасте желание самоутвердиться также претерпевает трансформацию. В отличие от подростков, которые, пытаясь самоутвердиться, как правило, понимают под этим желание быть похожим внешне на взрослого, юноша же озабочен другим – он жаждет , чтобы окружающие признали его оригинальность . Это проявляется в форме повышенной активности в некоторых видах деятельности, например, в музыке, технике, литературе, спорте и т.п. (Асеев, С. 164). Таким образом, в этом периоде отмечается тенденция . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность. (Сапогова, С. 359-368).


Еще одной особенностью юношеского самосознания является становления нравственного самосознания . Юношеству, благодаря быстрому развитию интеллекта, становятся открытыми для понимания многие вопросы и проблемы, волнующие взрослых. Такими вопросами являются, в частности, морально-нравственные. Эти вопросы начинают волновать юношей и девушек в связи с установлением отношений с лицами противоположного пола и началом поры любви. Старшеклассников интересуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония. Современным юношам свойственны трезвый, практический взгляд на жизнь, независимость и самостоятельность.

Перейдем ко 2-ой особенности личности юношей и девушек – формированию мировоззрения . Юношеский возраст связан с формированием мировоззрения как системы взглядов на общество, мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний.

Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений . Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни, как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. (Сапогова, С. 357).

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни , причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («приносить пользу», «служить людям» и т.п.). (Сапогова, С. 357).

В настоящее время в обществе нет единых взглядов на окружающее, как было раньше, а характерна некая противоречивость, изменчивость.

Это по-своему сказывается на формировании мировоззрения у старшеклассников. С одной стороны (положительный момент) неоднозначность побуждает человека самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих свою точку зрения. С другой стороны (отрицательной) данная ситуация разделяет людей на группы, отличающихся социально-мировоззренческой зрелостью. Те, кто способен самостоятельно решать сложные мировоззренческие проблемы, намного уходят вперед в своем развитии от тех, кто не способен сам справиться с проблемами.

В настоящее время важно, чтобы было сформировано экономическое мировоззрение , заключающееся в способности разбираться в экономической ситуации, сложившейся в обществе. При отсутствии данного мировоззрения у людей, трудно приспособиться и выжить в обществе.

Также важное значение имеет и развитие этического и эстетического мировоззрения , т.к. в настоящее время встречаются люди, богатые в материальном плане, но имеющие не развитые эстетические, этические, литературные, музыкальные вкусы.

Остро стоит сейчас и проблема формирования научного и религиозного мировоззрения . Необходимо, чтобы эти два вида мировоззрения дополняли друг друга, т.к. они связаны с познанием мира, а оно полно тайн и противоречиво. (Немов, С. 196-197).

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью . Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12-14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это – противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д.

Обнаружено, что по ряду психологических тестов нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых . Вполне нормальные юноши и девушки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения», чем взрослые (ММР I). Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослых считались бы отклонениями, у юношей являются статистической нормой. Проективные методики (Роршаха, ТАТ) показывают рост уровня тревожности к юношескому возрасту. Возрастает число случаев деперсонализации ; часто встречается синдром дисморфофобии (бред физического недостатка). (С. 357-359).

Максимум эмоциональных реакций (в т.ч. и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношениях с посторонними взрослыми и преподавателями. Возраст до 18 лет является критическим для появления психопатий . В юношеском возрасте остро акцентируются некоторые свойства характера (в частности, повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость и т.д.), которые могут закрепиться и повышать возможность возникновения психических травм и отклоняющегося поведения. Например, повышенная активность и возбудимость могут привести к неразборчивости в выборе знакомств, участию в рискованных авантюрах и сомнительных предприятиях, толкают к алкоголю, наркотикам. Таким способом юноши рассчитывают самоутвердиться и избавиться от чувства собственной неполноценности. Замкнутость в ранней юности часто перерастает в болезненную самоизоляцию, формирует комплекс неполноценности.

В целом в юношестве способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Это обеспечивает психологическую устойчивость личности к ряду внешних факторов.

Характер : В юношестве улучшается коммуникативность , снижается чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребности в опеке; уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т.е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.

В ранней юности устанавливаются внутренние нормы поведения, расширяется сфера эстетических чувств , юмора, иронии.

Центральным новообразованием является становление самоопределения (т.е. становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я») . Это связано с открытием своего внутреннего мира, что подтверждается результатами стандартных личностных тестов (описывая себя, юноши акцентируют внимание на мыслях, чувствах, внутренних проблемах; в то время как подростки говорят о действиях, поступках). У юношей усиливается внимание к личностным, внутренним, собственным психологическим качествам других людей, а внимание к внешности, одежде, манерам, так свойственной подросткам, снижается.

Отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени . Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, продолжается до конца жизни. Это связано с тем, что человек начинает жить преимущественно будущим, а не настоящим, как живут дети.

Формирование образа «Я» (идентичности по Э. Эриксону) акцентировано на 3-х важных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание .

Опасностью этой стадии, по Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности . Это может быть связано с неуверенностью в сексуальной идентичности (следствие этого – психотические и криминальные эпизоды → так достигается прояснение образа «Я»), но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности, что вызывает тревожность.

Неспособность разрешить, выйти из диффузии приводит к задержке в развитии личности (кризис идентичности затягивается), а выход приводит к достижению «взрослой идентичности». Состояние острой диффузии составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности , по Эриксону, связан с рядом моментов: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что способно изменить жизнь; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («юнисекс»); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. (Сапогова, С. 359-368).

Список использованной литературы

1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб., 2004. – 786 с.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.

3. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб.пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с.

4. Крайг, Г. Психология развития: Учеб.пос.: 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб., 2003. – 993 с.

5. Краснова, О.В., Лидерс, А.Г. Социальная психология старения: Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс – М., 2002. – 288 с.

6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб.пос. / Л.Ф. Обухова. – М., 2000. – 448 с.

9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.

Юношество – это период взросления человека, переход от подросткового возраста к зрелости, ко взрослой самостоятельной жизни. Единого общепринятого мнения о возрастных рамках данного периода нет. Большинство западных психологов объединяют отрочество и юность в единый возрастной период, который называют периодом взросления и определяют его возрастные границы от 12-14 до 25 лет. В отечественной психологии выделяют раннюю юность – 15-17 лет, и позднюю юность – 17-21 год.

В изучении особенностей юношеского возраста существует три основных подхода:

  • биогенетический;
  • социогенетический;
  • психогенетический.

Биогенетический подход

Биогенетический подход ставит на первое место процесс биологического созревания, а все остальные процессы рассматривает как его производные. Так, например, В. Целлер в своей книге «Конституция и развитие» называет изменения, происходящие с телом ребёнка, а также их осознание и принятие связующим звеном между соматическим и психическим развитием. Обычно к 15 – 18 годам общее физическое и половое созревание организма заканчивается, сердечно-сосудистая система обретает гармоническое соответствие, завершается формирование и функциональное развитие органов и тканей организма, рост достигает максимального значения, возрастает мышечная сила и повышается работоспособность. В поведенческих реакциях наступает равновесие – бунтарство и мятежность уступает место внутренней самостоятельности и эмоциональной уравновешенности, повышаются показатели коммуникабельности. Но, в то же время, обостряется косвенное влияние соматотипа на характер молодых людей и становление их личности. Согласно системе профессора Гарвардского университета Уилдона Шелдона люди делятся на три типа телосложений:

  1. Эндоморфный – характерной особенностью являются шарообразные формы, большой живот, круглая голова; руки и ноги слабые и вялые с большим количеством жира на бёдрах и плечах, но при этом запястья и лодыжки тонкие.
  2. Мезоморфный – характеризуется массивной кубической головой, широкими плечами и грудной клеткой, мускулистыми руками и ногами; в теле преобладают кости и мышцы с минимальным количеством подкожного жира.
  3. Эктоморфный – представитель этого типа – долговязый человек с узким вытянутым лицом, узкой грудной клеткой, длинными руками и ногами; подкожный жировой слой у таких людей практически отсутствует, а мускулатура не развита.

Люди разных типов телосложения не одинаково привлекательны для окружающих в любом возрасте, а в подростковом и юношеском особо. Стройным мускулистым юношам обычно приписывают лидерские качества, энергичность, живость ума, а представители эктоморфного телосложения кажутся незрелыми как в физическом смысле, так и в социально-психологическом. Однако эти ожидания не всегда оправдываются.

Социогенетический подход

В центре внимания социогенетического подхода стоят социальные факторы развития личности и процессы социализации. Процессы социальной линии включают в себя становление культурных, морально-этических, политических ценностей, постижение общественно необходимых знаний, норм, а так же включение в общественно-трудовую деятельность.


В юности круг социальных интересов и ролей расширяется; на этот период жизни приходится много значимых социальных событий: получение паспорта, возможность заключения брака, возможность реализации избирательного права, наступление уголовной ответственности. Основной задачей ранней юности является профессиональное самоопределение.

Психогенетический подход

Психогенетический подход анализирует собственно психологические процессы.

Очень важным новообразованием юношеского возраста в интеллектуальной сфере является развитие теоретического мышления. Учащихся старших классов и студентов начальных курсов чаще интересует вопрос «почему?», их мыслительные процессы более активны и самостоятельны, они более щепетильно относятся к преподавателям и содержанию приобретаемых знаний. Представления об интересности предмета меняются: в отличие от младших подростков, которые ценят описательную сторону предмета и его увлекательность, старшеклассники интересуются тем, что неоднозначно и требует самостоятельного обдумывания. Они оценивают нестандартную подачу материала и эрудицию преподавателя. В это время активно проявляются и развиваются творческие способности, требующие не только усвоения знаний, но и проявления инициативы, креативности, гибкости ума. Эти способности школьники и студенты чаще всего реализуют вне школы – на факультативах, курсах и секциях.

Ещё одна особенность развития юношеского интеллекта – тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, присущих частным фактам. Старшеклассники как никто любят «большие теории», тяготеют к «космическим» обобщениям. Но широкий круг интересов в юности зачастую сочетается с интеллектуальным дилетантизмом – разрозненностью, отсутствием системы в обретении знаний и навыков.

Нередко старшие школьники склонны к преувеличению своих интеллектуальных способностей, силы интеллекта и уровня знаний, из-за чего им присуща демонстративная, вычурная интеллектуальность. Именно поэтому практически во всех старших классах есть скучающие ученики, которым учёба кажется пресной, примитивной и не имеющей ничего общего с реальной жизнью и наукой.

Важно, что в ранней юности увеличивается степень определения индивидуальных интересов и способностей, причём нередко разница дополняется дурными поведенческими реакциями. Так в старших классах легко можно выделить различные подгруппы: интеллектуалы-отличники («ботаники»), способные, но безалаберные ученики («богема»), «хронические троечники» и т.д.

В юношеском возрасте формируется активная жизненная позиция, происходит самоопределение, осознание собственной значимости. Развитие мышления даёт предпосылки для формирования взглядов на жизнь, основы бытия, жизненную философию, осознание своей жизни не как цепочки хаотичных событий, но цельного процесса, имеющего последовательность и смысл. Мировоззренческий поиск содержит в себе социальную ориентацию, осознание себя как части социальной общности, выбор будущего социального состояния, а так же способов его достижения.

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является формирование образа собственно «Я» и становление стабильного самосознания. Этот процесс связан с усилением самоуправления и личностного контроля. Важнейшее приобретение ранней юности – осознание собственного мира и его эмансипация от взрослых. Этот возраст очень чувствителен к своим внутренним проблемам и склонен переоценивать их значимость.

Становление собственного, уникального «Я» зачастую связано со многими психодраматическими переживаниями. Юношеское «Я» очень нестабильно, подвержено различным влияниям; становление внутреннего мира может сопровождаться чувством беспокойства, внутренней пустоты, непонятного ожидания и одиночества. Отсюда – острая потребность в общении и одновременно – повышение избирательности общения, хотя в то же время может появляться и желание уединения.

Старшие школьники при оценке людей начинают обращать внимание на их личностные качества, в отличие от подростков, в первую очередь оценивающих внешность. Это также относится к самосознанию – у юношей появляется желание подчеркнуть собственную уникальность и индивидуальность. Но при этом может повышаться чувствительность к каким-то особенностям собственного тела или внешности. У девушек и юношей формируются некие идеалы, стандарты, образцы «женственности» и «мужественности», и они что есть сил стараются следовать им в одежде, манерах, жестах, жаргоне. Порой эти идеалы завышены или противоречивы и это приводит ко множеству внутренних конфликтов.

В юношеском возрасте источником беспокойства могут быть небольшой рост, проблемная кожа, размер груди, избыточный вес и т.д. Реальные или вымышленные недостатки молодые люди компенсируют экстравагантностью в поведении, одежде, прическах, макияже, делает представителей субкультурных групп похожими друг на друга и противоречит их желанию к подчёркнутой демонстрации собственной индивидуальности. Поэтому они часто бывают конфликтны, мнительны, тревожны и внутренне нестабильны. Это такая особенность юношеского возраста – специфический эгоцентризм (они часто думают, что окружающие постоянно обращают на них внимание и оценивают, причём чаще негативно).

Но чем старше становятся юноши и девушки, тем меньшее значение для них обретает внешность (своя и чужая), они привыкают к особенностям своей внешности, принимая себя такими, как есть, и в связи с этим стабилизируется уровень притязаний в данной области. Обычно самооценка стабилизируется и становится более адекватной к старшему юношеству; очень важную роль в этом процессе играет самоуважение.

Период ранней юности традиционно связан с обострением проблемы отцов и детей. Молодые люди стремятся быть наравне со взрослыми, видеть в них друзей и советчиков, а не покровителей и наставников. Молодые люди, осваивая новые «взрослые» социальные роли, нуждаются во взрослых и часто ищут у них совета, при этом моделью поведения и примером могут быть родители. В тоже время растёт желание стать независимым от взрослых, освободиться от их влияния, и поэтому нежелание или неумение признать автономию своих детей зачастую приводит ко множественным конфликтам. Большую роль здесь играют общий культурный уровень семьи, её состав, характер взаимоотношений и позиция юноши в ней.

Юношеское общество – это зачастую не столько компания одновозрастных юношей и девушек, сколько людей со схожим социальным статусом, потребностями и т.д. – юношеская субкультура. В этом возрасте возникают первые дружеские и любовные привязанности, которые носят достаточно длительный, хотя, преимущественно, романтический характер.