Досуг православных детей. Какой досуг приемлем для православного ребенка

По дате ▼ ▲

По имени ▼ ▲

По популярности ▼ ▲

По уровню сложности ▼

Этот сайт будет особо интересным для молодых православных Киева и их родителей. Вокруг портала собираются молодые люди с активной жизненной позицией, желающие найти единомышленников по активному отдыху и волонтерской помощи. Они не только приходят на молодежки и пикники, чаепития и апологетические беседы, но и организовывают общие поездки по детским домам, больницам, помогают онкобольным детям и людям преклонного возраста, с радостью принимают в свои ряды новых волонтеров.

http://www.molodost.in.ua/

Женский православный форум содержит множество идей для рукодельниц: как украсить дом к Рождеству, подготовиться к Пасхе, организовать кружок рукоделия в воскресной школе, вышивать иконы, плести четки и даже шить церковную утварь, а также много предложений по макраме, декупажу, валянию из шерсти, изделиям из глины и соленого теста и т. д. Вас удивит разнообразие вариантов и прекрасное общение и, кроме этого, возможность порадовать домочадцев, прихожан и священников в храме.

http://prihozhanka.ru/viewforum.php?f=12

Предлагаем вашему вниманию специальный ресурс православного сообщества «Азбука веры». Этот столь важный сайт позаботился о досуге нескольких десятков тысяч человек. В каком смысле? Предлагая христианское общение. Православная служба знакомств - это возможность общаться с православными христианами, участвовать в опросах, вдохновляться примерами других, найти единомышленников, друзей, а если повезет (как удалось некоторым участникам), то и надежную вторую половинку.

http://azbyka.ru/znakomstva/articles/browse/catego...

Хорошая кинолента может укрепить человека в вере сильнее душевных бесед и нравственных лекций. Сайт «Православное кино» предлагает уникальную подборку христианских фильмов - как художественных, так и документальных. А если возникает вопрос, какой фильм лучше использовать с целью результативного проведения досуга, загляните в «Золотую коллекцию». Тогда точно не ошибетесь. А для приятного и полезного времяпровождения с детьми используйте рубрику «Мультфильмы».

http://pravfilms.ru/load/

Кулинария - один из популярных видов досуга. Но почему-то многие уверенны в тому, что в православный пост вряд ли получиться накрыть на стол что-то вкусное. На предлагаемом сайте вы найдете много полезных рецептов и советов, которые уверят вас в обратном, помогут приготовить из самых незамысловатых продуктов простые и вкусные блюда, порадовать мужа и детей, проявить гостеприимство. Главное - не забудьте добавить к вычитанным рецептам хоть чуть-чуть молитвы и любви.

http://wco.ru/biblio/books/kuhnya/Main.htm

Для многих из нас чтение хороших книг является самым лучшим досугом. Издательство «Лепта» внесло свою лепту в организацию православного досуга и предлагает широкий ассортимент христианской печати - от серий по психологии, межличностным отношениям и воспитании детей, художественной литературы до трудов богословов и христианских подвижников. Каждый читатель найдет книги по своему вкусу или выберет подарки друзьям и знакомым, отыщет ответы на серьезные вопросы духовной жизни.

http://www.lepta-kniga.ru/

Галерея-ризница «Чудотворные иконы Афона» - удивительное место, частичка Афона в центре Киева, где можно как уединиться для личной молитвы, так и прийти на молебен. А еще в галерее проводятся концерты духовной песни, просветительные лекции и семинары. Чтобы спланировать свой досуг с пользой, не забудьте заглянуть на сайт галереи-ризницы и ознакомиться с расписанием и выбрать интересующие вас тренинг, беседу, лекцию, мастер-класс… или просто уединенную молитву.

http://gallery-afon.org/sobytia

Литературный портал «Предание» позаботился о досуге православного христианина. Сайт предлагает широкий выбор церковных книг для читателя с разной степенью подготовленности: от детской художественной литературы до толкования Священного Писания и святоотеческого наследия. Здесь вы найдете книги как в текстовом, так и аудиоварианте. Также настоящей находкой станет информация о евангельских кружках в разных городах. А где в вашем городе изучают Священное Писание?

http://staroe.predanie.ru/lib/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Открытый юридический институт»

Курсовая работа

по дисциплине: «Социальная педагогика»

на тему: «Организация досуга православным социальным педагогом»

Выполнил студент

Левкина Е.В.

Саратов 2010

Введение 3

Глава 1. Социально-педагогическая работа в христианских концессиях 5

1.1 Русская православная церковь 5

1.2 Протестантизм 7

Глава 2. Социально-педагогическая работа по организации православного досуга учащихся в школе 10

2.1 Предмет и содержание социально-педагогической деятельности 10

2.2 Деятельность Социального педагога на приходе 14

2.3 Виды православного досуга 19

2.3.1 Паломничество 19

2.3.2 Воскресные школы 20

2.3.3 Благотворительность 21

Глава 3. Влияние православного досуга на морально-нравственный облик учащихся. (На примере Лицея №4 г. Энгельса, Саратовской обл., группа №1120 23

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Введение

Православная вера в своем летоисчислении имеет многовековую историю. На Земле за эти века менялись народы, появлялись новые города и страны, начинались и заканчивались войны. Нитью с прошлых времен и по наши дни тянется к нам Православная вера. Многое пережили верующие люди за свои убеждения: в разные времена последователи Христа подвергались гонениям, мученическим смертям, миллионы церквей просто стерты с лица земли теми, за чье спасение Господь отправил на муки своего единственного сына. Но прошлое есть прошлое. Человеку не свойственно долго размышлять о нем: ведь мы имеем настоящее и надежду на будущее. В России, которая сейчас встает с колен, по-прежнему есть место для Русской Православной Церкви. Причем далеко не последнее место. Ежедневно в России миллионы храмов начинают свою утреннюю Литургию, на которую приходят верующие разных социальных слоев и возрастов. Стало популярно восстанавливать храмы, строить часовни, жертвовать средства на реконструкции варварски разоренных церквей. Вновь, как это и было принято на Руси, молодожены освещают свой союз Таинством Венчания, а через время несут младенцев для Таинства Крещения. Канули в лету времена, когда крестились только в темноте, а крестики и иконки прятали под подушки. Русская православная церковь сейчас имеет в своей главе глубоко верующего Патриарха - Кирилла. Он то, трудясь на благо России, особое внимание уделяет детской вере. В данной курсовой работе будет вестись речь о людях, которые способны пробудить и укрепить в детях веру в Бога. В качестве социальных православных педагогов будут выступать служители церкви и непосредственно учителя, занимающиеся христианским досугом учащихся.

В первой главе рассмотрим социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях: Русская православная церковь и протестантизм.

Во второй главе рассмотрим социально-педагогическая работа по организации православного досуга учащихся в школе, а также виды православного досуга.

В третьей главе рассмотрим на конкретном примере, как православная вера, укрепляясь в детях, приносит благодатные всходы.

Глава 1. Социально-педагогическая работа в христианских конфессиях

Христианские конфессии осуществляют социально-педагогическую деятельность как составную часть их общей центральной миссии проповеди и утверждения Евангелия Иисуса Христа.

Субъектами социально-педагогической деятельности выступают: церковь как централизованная религиозная организация на макроуровне, община на мезоуровне и христианин на микроуровне. Объектами социально-педагогической деятельности являются все, попадающие под влияния церкви. Особое внимание уделяется прихожанам церкви и социально незащищенным слоям населения. Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Основной целью христианской педагогики является воспитание личности индивида в «образе и подобие Бога». Основным компонентом этого процесса является христианское социальное воспитание.

В процессе рассмотрения раннехристианской, средневековой и реформационных моделей социальной педагогики в христианстве наметились следующие тенденции: христианство всегда выступало оппозиционно существующему социальному строю. Даже когда «официальная иерархия» его поддерживала, появлялось монастырское движение, которое обличало грех мира и призывало к святости, покаянию и перевоспитанию. Модель христианской социальной педагогики строится на том, что учение Христово в совокупности с силой бога может изменить жизнь человека и присоединить его к другому социальному порядку и мировоззрению, пусть даже в рамках большего социума. В этот период происходит социализация человека в христианской общине (приходе, церкви, монастыре). Церкви также заботятся о тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, стремятся включить этих людей в круг своей христианской деятельности. Внутри себя община стремится поддерживать должный уровень социализации и делает это как напрямую, так и через семью.

Сейчас в России социально-педагогическую деятельность осуществляют, в основном, структурные организации русской православной церкви и многочисленные протестантские церкви.

1.1 Русская православная церковь

Русская православная осуществляет широкую социально-педагогическую деятельность.

Сначала рассмотрим внутрицерковные (катехизаторские) формы христианской социальной педагогики. Катехизаторская деятельность в первую очередь направлена на тех, кто уже находится в церкви, и здесь используются самые разнообразные методы.

К примеру, беседа с духовником и таинство исповеди, помимо его прямых сакраментальных функций, дает возможность священнику проводить анализ семейной ситуации, влиять на нее, давать советы и консультировать. Семья остается основным институтом воспитания и местом первичной социализации детей, и внимание церкви направлено на нее. Священнослужители могут влиять на семейный климат еще до создания семьи, через подготовку молодых к браку и таинству венчания.

Крещение детей дает возможность подготовки крестных и родителей к ответственности воспитания ребенка в христианском духе, и тем самым церковь является косвенным субъектом социальной педагогики. К сожалению, в настоящее время институт крестных еще не возрожден во всей своей полноте, отношение крестных к своим обязанностям зачастую формально, но, хочется надеяться, что это в ближайшем скором изменится. Ведь крестные могут посещать дом, где растут дети, наблюдать за домашней ситуацией, помогать родителям и детям в трудных ситуациях как материально, так и духовно. Главное преимущество этой формы работы в том, что она не требует особых финансовых затрат от организации, но при достаточной подготовке крестных может служить важным фактором социально-педагогической деятельности церкви.

В приходах организуются классы воскресной школы, клубы пения и иконописи. Эти организации создают положительную среду для общения детей и способствуют процессу социализации личности в христианскую субкультуру. Широко практикуются и паломничества, которые дают возможность целенаправленного совместного туризма, что обычно оказывает положительное влияние на процесс социализации.

В ходе миссионерской деятельности церковь соприкасается и с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы. Очень часто в этих местах нет возможности для создания общины как основного структурного элемента в процессе социального перевоспитания.

Русская православная церковь также посещает детские дома и интернаты, поддерживая их как материально, так и духовно. В этой работе важен и демонстративный фактор -- нередки случаи, когда христиане идут к тем, к кому никто больше не идет, тем самым, способствуя становлению их психического и социального статуса.

1.2 Протестантизм

Некоторые традиционные формы протестантизма имеют в России уже довольно давнюю историю, но всплеск активности протестантизма в России приходится на начало демократических преобразований.

Протестантизм в большинстве своем конгрегациален (основным структурным звеном церкви является приход, или конгрегация). Поэтому вся социально-педагогическая деятельность на микро и на микроуровне осуществляется именно через приходы или даже через домашние церкви.

В большинстве протестантских церквей нет термина «прихожанин», но есть понятие члена церкви. Член церкви обычно присоединяется к общине через определенный обряд или через крещение. От члена церкви ожидается, что он будет посещать все богослужения, активно участвовать в жизни церкви. В процессе такого присоединения к общине происходит первичная христианская социализация. В традиционной протестантской общине от 80 до 100% процентов присутствующих на Богослужении -- члены церкви.

В протестантизме традиционно функционирует система воскресных школ, где даже в самых маленьких церквях есть программы для детей всех возрастов. У учителей складываются особые отношения с учениками, и в некоторых церквях назначаются отдельные детские пасторы и молодежные пасторы для духовной опеки над соответствующими возрастными группами. Классы воскресных школ являются основным местом христианской социализации, здесь традиционно стараются совмещать когнитивный и духовно-нравственный подход к образованию. Каждый класс воскресной школы становится своеобразной микрообщиной, где отмечаются совместные праздники.

В некоторых классах воскресной школы практикуется так называемая «публичная исповедь». Люди регулярно рассказывают друг другу о своих проблемах, грехах и сомнениях. Такой уровень межличностного общения подразумевает необычайно высокий уровень доверия в группе, свидетельствует о серьезности намерений по перевоспитанию ее членов. Этим методом пользуются и внецерковные группы по социальной и психологической реабилитации и перевоспитанию лиц с девиантным поведением (Анонимные алкоголики, Анонимные наркоманы), берущие свое начало именно в таких классах воскресной школы.

Еще одной формой работы протестантских общин является организация домашней церкви, или «ячеечных групп». В церквях, придерживающихся «ячеечной модели» каждый член общины, вдобавок к общему богослужению, посещает и собрания такой домашней группы. Как и в классах воскресной школы, люди в домашних церквях хорошо узнают друг друга, поддерживают материально и духовно. Домашние группы обычно не больше двенадцати человек, состоят из нескольких семей и способны оказывать друг другу всестороннюю консультативную, духовную или иную помощь. Члены домашних групп обычно живут в одном и том же районе и в случае необходимости могут посещать друг друга дома.

Структура протестантских церквей позволяет устанавливать межличностные связи, отличающиеся высоким уровнем доверительности, что способствует контролю со стороны общины за жизнью каждого ее члена и дает возможность для оказания своевременной помощи. В таких условиях легко восполняется потребность в социализации, появляются возможности мониторинга динамики христианского воспитания и создаются условия для превентивной деятельности.

Протестантские общины помогают детским домам и тюрьмам, организуют там богослужения и библейские уроки. В либеральном протестантизме понимание миссии значительно шире простого духовного перевоспитания, поэтому миссионерская деятельность идет рука об руку с просветительской и общегуманистической. Такие общины организуют, консультации медиков, психологов и прочих специалистов, заботятся об общем социально-культурном уровне незащищенных слоев населения, тем самым, являясь положительным фактором их ресоциализации.

Глава 2. Социально-педагогическая работа по организации православного досуга учащихся в школе

В России традиционно социально-педагогическое направление воспитания осуществлялось семьёй и Церковью, именно они определяли меру и степень воздействия общества на воспитанника. Социальный аспект воспитания в отечественной педагогике рассматривался сквозь призму семейного и религиозного воспитания и, в связи с этим, выделение особой области - социальной педагогики - не представлялось необходимым.

2.1 Предмет и содержание социально-педагогической деятельности

Возникновение социальной педагогики как отрасли научного знания относится ко второй половине ХIХ века. Социокультурные изменения, которые происходили в это время в большинстве стран, отразились и на системе общественного воспитания. Индустриализация способствовала масштабным переездам в города традиционно сельского населения, где оно зачастую оказывалось неприспособленным к жизни в новых условиях. В странах Запада индустриализация породила также процессы массовой миграции в более развитые страны, где и возникала потребность в культивировании определённых ценностей, провозглашаемых или подразумеваемых как национальные. Процессы урбанизации способствовали нарушению многих ценностных устоев. Массовая секуляризация сознания, зачастую связанная и с вышеназванными причинами, а также обусловленная всплеском авторитета естественнонаучного знания, также породила проблему социального воспитания в той сфере, где многие столетия единственным воспитателем являлась Церковь. В таких условиях и зарождается отдельная область педагогической теории и практики - социальная педагогика. Она была призвана к решению тех задач, которые не могла решить традиционная система воспитания. Во-первых, становится актуальной задача воспитания не только детей, но и молодёжи, а также более старших возрастных групп. В- вторых, осознаётся потребность в перевоспитании и помощи в адаптации к новым условиям людям, не вписывающимся в социальную систему или нарушающим установленные в ней нормы.

С самого зарождения социально-педагогической теории на рубеже ХIХ-ХХ веков начинается дискуссия о предмете социальной педагогики. Ряд основоположников социальной педагогики, например, Герман Ноль, Гертруда Боймер, считали предметом её исследования социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики П. Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Таким образом, вопрос "что является причиной, а что следствием?" определяет суть дискуссии о социальном воспитании. Если социальная педагогика займётся анализом процессов, происходящих в обществе и оказывающих влияние на воспитание его граждан, то она (социальная педагогика) найдёт причины и сумеет предложить эффективные методы профилактики антисоциального поведения. В этом случае социальный педагог работает в направлении "оздоровления" социального климата, а не исправляет уже совершившиеся искажения в развитии, такие, например, как - брошенные дети, девиантное (нарушающее установленные социальные нормы) поведение и многое другое. Иная позиция в отношении предмета социальной педагогики предполагает деятельность социального педагога в качестве "санитара скорой помощи" - он оказывает помощь больному социальными недугами ребёнку или взрослому - несовершеннолетнему правонарушителю, осиротевшему ребёнку, человеку, ставшему жертвой какого-либо насилия или несчастья, вышедшему из мест заключения, иммигранту, осваивающему новый образ жизни в новой стране, и т.д. И в этом случае социально-педагогическое мастерство должно быть направлено на скорейшее восстановление способности нуждающегося человека к жизни в этом обществе.

Два подхода к определению социально-педагогических проблем и ныне остаются актуальными. Так, ряд учебных пособий по социальной педагогике ("Социальная педагогика" под общ. ред. М.А. Галагузовой, М.,2001; Василькова Ю.В., Василькова Т.А. "Социальная педагогика", М., 1999), знакомя с основами социально-педагогической деятельности, уделяют больше внимания работе социального педагога с детьми, имеющими проблемы в развитии, девиациями (нарушение социальных и моральных норм) и делинкветным (нарушение установленных правовых норм) поведением у детей. В то же время, А.В.Мудрик (Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику", М., 1997), обосновывая методики социального воспитания, рассматривает социально-педагогическую деятельность в более широком аспекте. Следуя традициям не только Пауля Наторпа, но и К.Д. Ушинского, который во введении к своей "Педагогической антропологии…" писал, что важнейшее значение в воспитании играет окружающая воспитанника атмосфера, А.В. Мудрик ставит перед социальным педагогом задачу освоения педагогического потенциала окружающей среды. Для этого исследуется процесс социализации, как основная проблема социальной педагогики. Все факторы становления личности воспитанника, его семья и микросоциум, соседское окружение, общество сверстников, институты воспитания - государственные и общественные, религиозные, страна, в которой он проживает, его этническая принадлежность, все эти факторы влияют на процесс воспитания. И, несомненно, социальный педагог должен не только грамотно анализировать процесс социализации, но и уметь использовать воспитывающий потенциал среды.

Для православного педагога обе представленные позиции о предмете социальной педагогики являются актуальными и взаимодополняющими.

Любая воспитательная концепция основывается на некотором комплексе антропологических представлений. Антропология отвечает на вопросы - что есть человек, какова его физическая, психическая, нравственная сущность, его место в мире и высшее предназначение. В православии воспитание основано на антропологическом подходе, который можно назвать "открытым". Открытость человека к изменениям обуславливает возможность и даже необходимость внешнего воспитательного воздействия на человека с учетом его свободы. Особенность православного воспитания заключается в том, что оценка "внешнего" человека определяется через степень просветленности "внутреннего" человека. В этом и состоит суть православного понимания социально-педагогической деятельности. Помощь человеку в обращении к духовному богатству православия, способствование его введению в литургическую жизнь Церкви, несомненно, стоит на первом месте в педагогическом процессе. Это конечная цель. А средствами, вспомогательными, но очень важными, являются все формы и методы социально-педагогического процесса. С одной стороны, это работа с отдельной личностью, независимо от ее возраста и условий социализации. В равной степени представляется актуальной и педагогическая работа с окружающей человека средой, то что в социальной педагогике именуются "педагогизацией пространства воспитанника".

Создание воспитывающей среды под благодатным церковным окормлением представляется единственно возможной целью деятельности православного социального педагога. В педагогическом воздействии нуждаются как внешне неблагополучные, так и благополучные воспитанники, семьи или иные группы людей.

2.2 Деятельность Социального педагога приходе

В некоторых христианских конфессиях педагог, помогающий священнослужителю на приходе, именуется "приходским педагогом". Так, в немецкой религиозно-педагогической литературе в последние 20 лет прочно укоренилась концепция приходской педагогики (Gemeindepadagogik). Данная концепция рассмотрена в диссертации А.О. Сергеева "Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (на материале России и Германии)", М., 1997. Автор концепции приходской педагогики Энно Розенбум утверждает, что субъектом церковной педагогической деятельности является приход. Он указывает, что весь процесс жизнедеятельности прихода надо рассматривать как воспитательный процесс. Само христианское воспитание происходит первоначально не в сфере обучения, а в живом общении, которое объясняет жизнь и всё в ней происходящее с позиций веры и позволяет вырабатывать собственный взгляд на мир. Такое христианское воспитание должно пониматься в качестве жизненного измерения в сообществе людей, а совместная жизнь может теперь пониматься через понятие воспитания. Только во вторую очередь речь может идти о целенаправленной воспитательной деятельности, реализуемой определенными институтами, определенными педагогическими методами, воспитательными средствами и т.д. Выявленные А.О. Сергеевым отличия приходской социально-педагогической работы в православии и лютеранстве говорят о том, что содержательно деятельность православных приходов, ориентируясь на введение человека в опыт церкви, в опыт духовной жизни, направлена на формирование навыков церковной жизни. Главной целью большинства форм приходской деятельности в православии является подготовка человека к участию в богослужении или же организация самого богослужения. А эти формы, в свою очередь, предполагают совместное участие верующих, где как раз и должно происходить приобретение и усвоение "социально-христианских" навыков. Лютеранские же приходы, наоборот, в большей степени заботятся о воспитании социальной компетенции человека, помогают открытию собственной идентичности. Церковные формы помогают в достижении этих целей.

Неодинаково и осмысление роли прихода в организации социально-педагогической деятельности. По мнению лютеран Германии, приход должен стать одновременно субъектом, объектом (создание общины) и местом (совместная жизнь) воспитательной деятельности церкви. В РПЦ же редко говорится об объединении всех сфер жизнедеятельности прихода в деле воспитания верующих. Организуемые направления воспитательной деятельности являются как бы вспомогательными для решения центральной задачи жизни прихода - введения в опыт жизни церкви.

Основу социально-педагогической деятельности на приходе, которую, на наш взгляд, можно назвать "приходской педагогикой", составляет необходимость учёта всех параметров воспитательного воздействия прихода при организации приходской жизни. При этом профессиональная квалификация требуется не только от педагогов и социальных работников, но и от диаконов и священников. Компонентами профессионализма являются как богословские, так и теоретические знания из светских гуманитарных наук (педагогики, психологии, социологии), а также практические навыки.

Социально-педагогическая деятельность приходов касается тех форм организации деятельности в приходе, в которых ярко выражается воспитательная цель. Таковыми в Русской Православной Церкви являются миссионерско-просветительская, катехизаторская, культурно-образовательная (церковное образование и досуг) деятельность, приходская благотворительность (приходская диакония), комплексные виды деятельности. К ним же следует относить используемые в том числе и в педагогических целях церковные мероприятия (например, молебен в начале учебного года) и формы практической деятельности прихожан в приходе (например, паломничества), которые, в частности, в церковной традиции считаются важными воспитательными средствами.

Создание воспитывающей среды является сутью социально-педагогического делания на приходе. Социально-педагогический анализ современной приходской жизнедеятельности позволяет сделать выводы о том, что проявляется это делание весьма разнообразно. Это может быть формирование на базе прихода духовно-культурной среды, которая смогла бы содействовать возрождению и преображению души верующего. В других ситуациях приход становится основой для непрерывного религиозного образования, организации социальной деятельности, раскрытия творческих способностей христиан. Провозглашаемый принцип непрерывности предусматривает на уровне прихода создание комплекса образовательных учреждений, объединенных общей концепцией, имеющих единое управление, единые программы, коллектив сотрудников-единомышленников. Проблема организации приходской жизни в этом случае осознаётся как восстановление значения прихода как духовного центра средоточения жизни христианина.

Несомненно, приход является первичной и основной "социальной" структурой Церкви. Именно приходские условия определяют во многом эффективность их воспитательного воздействия не только на прихожан, но и на всё социальное окружение, складывающееся вокруг прихода. Процесс взаимосвязи и взаимовлияния общества и человека в широком смысле определяется как процесс социализации. И, если проблема социализации, являясь основной в социальной педагогике, будет осознана приходским педагогом, это благотворно скажется на всей сфере социальной и педагогической работы в условиях этого прихода и, конечно, значительно поможет настоятелю прихода в выполнении им основной - душепопечительской работы. В этом и состоит основная задача работы социального педагога в условиях прихода - помочь настоятелю в организации всего комплекса воспитательного воздействия прихода.

Процесс социализации человека описывается при помощи многих факторов (необходимых условий для протекания этого процесса). Это и микрофакторы - семья, религиозная община, общество сверстников, соседи и все те социальные группы, в которых человек пребывает непосредственно и которые влияют на него. В функции социального педагога на приходе входит обязательное ознакомление со всеми характеристиками ближайшего окружения прихожан - их семей, жилищных условий и многого другого. Учитывая характеристику ближайшего окружения человека, социальный педагог грамотно выстроит стратегию организации, например, разновозрастных групп в воскресной школе или осознает необходимость создания небольших семейных групп для родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Следующая группа факторов, называемая мезофакторами, действует на человека опосредованно. Это средства массовой коммуникации, тип поселения, в котором проживает человек, региональные условия и всё то, что оказывает влияние через семью, школу, социальное окружение. Промежуточное положение этих условий отчасти затрудняет возможность учитывать их, однако этот учёт необходим. Так, в условиях крупного города специфика приходской жизнедеятельности коренным образом отличается от сельского уклада приходской жизни. Или выстроенное вблизи приходского храма здание тюрьмы либо приюта для несовершеннолетних непременно изменит социально-психологическую атмосферу в приходе. Анализируя эти обстоятельства, приходской педагог сможет предложить настоятелю определённую программу деятельности не только воскресной школы, но и других служб, которые имеются на приходе.

Деятельность социального педагога на приходе может и должна быть разносторонней и многогранной - это и взаимодействие со средствами массовой коммуникации и создание, по возможности и необходимости, собственно приходских СМИ, организация приходских молодёжных объединений и взаимодействие с "внешними" объединениями, которые обращаются к настоятелю с просьбами либо предложениями.

Конечно, всё, что относится к сфере попечительства - попечение о сиротах, инвалидах, больных, престарелых, временно нетрудоспособных и всех тех, кто нуждается в постоянной или ситуативной помощи - также является объектом работы приходского педагога. В этом случае он выступает в роли врача, который определяет стратегию лечения больного. Так и социальный педагог, определяет направление и методы работы с подопечными, сама же практическая деятельность может быть выполняема не только им самим, но и социальным работником, и прихожанами, которые имеют желание и благословение послужить в социальной сфере.

Практически невозможно описать в одной статье весь спектр возможной социально-педагогической работы в условиях прихода. Сделать это трудно ещё и потому, что реальная действительность всегда оказывается богаче, чем её описания. Так и в сфере социально-педагогического служения в приходах Русской Православной Церкви можно встретить самобытные, интересные образцы создания воспитывающей среды, которые могут быть по праву внесены в учебные пособия для подготовки приходских педагогов.

Например, в деятельности воскресной школы храма иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Москве, которой уже много лет руководит И.Н. Мошкова, на первом месте стоит работа с семьёй. Эта работа учитывает конкретные особенности типичной московской семьи, ее социальное и материальное положение, ритм труда и отдыха и другие социально-демографические и психологические характеристики. Действующая на приходе семейная психологическая консультация помогает не только прихожанам "Живоносного источника" разобраться в решении многих семейных и социальных проблем.

Деятельность семейной общины трезвости в приходе храма святителя Николая в селе Ромашково, настоятелем которого является протоиерей Алексей Бабурин, также ориентируется на работу с семьями прихожан. Особенность этой работы состоит в том, что совместными усилиями члены общины помогают семьям, в которых есть страждущие недугом алкоголизма.

Знакомство с деятельностью этих и многих других приходских социально-педагогических объединений позволяет преподавателям и студентам отделения социальной педагогики определять наиболее эффективные в современных условиях методы и формы работы социального педагога на приходе.

2.3 Виды православного досуга

2.3.1 Паломничество

Паломничество (от лат. Palma -- «пальма»):

Паломничество - это путешествие к Святой Земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы;

Проще говоря, это хождение верующих к святым местам на поклонение.

Обычай паломничество основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Богом, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.

Само слово возникло от слова «палома» -- пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.

Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником.

В других религиях имеются аналогичный обычаи:

Хадж -- посещение мусульманами Мекки, Кербелу и Неджеф (Ирак) и совершение там предписанных ритуалов;

Кора -- ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;

у ламаистов -- посещение Лхасы (Тибет);

у индусов -- посещение Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия);

у буддистов и синтоистов -- посещение Нара (Япония).

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места». Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс. В учебных заведениях паломнические поездки осуществляются классами во главе с социальным педагогом.

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира.

2.3.2 Воскресная школа

Воскресная школа -- занятия для детей верующих родителей (христиан), где детям в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий-- так как обычно они проводятся по воскресеньям. Черта, отличающая их от школ обыкновенных, состоит в том, что занятия происходят в свободное от обязательных (чаще всего фермерских) работ время.

Главное место в системной работе воскресной школы отведено непосредственно работе с детьми. К главным целям организации воскресной школы относится воспитание детей в христианских традициях.

По целям, которые преследуются в воскресной школе, их можно разделить на 2 разряда:

Воскресные школы, носящие преимущественно религиозный характер, предназначенный к укреплению детей и юношей в исповедании веры.

Воскресные школы, носящие преимущественно образовательный характер, предназначен для открытого доступа к знаниям.

Обычно занятия воскресной школы проходят непосредственно в церкви или в специальном здании, построенном для проведения различных занятий.

2.3.3 Благотворительность

Благотворительность -- оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом №135 от 11 августа 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

До революции 1917 года благотворительная помощь в нашей стране была делом обычным, а также была разнообразной: люди делали добровольные пожертвования на строительство больниц и школ, помогали тем, кто остался на улице, опекали ветеранов... Сейчас эта традиция возвращается, и сегодня благотворительность снова стала почетной и уважаемой деятельностью: сделать пожертвование спешат не только обеспеченные, но и совершенно небогатые люди, которым небезразлично чужое горе.

Сейчас, к счастью, благотворительность в России снова набирает вес. Детей с учебной скамьи учат помогать тем, кто оказался в трудном положении. Среди возможных фор детской помощи, такие как:

Помощь по дому одиноким старикам

Концерты в детских домах и домах престарелых

Сбор игрушек (одежды) для малообеспеченных и т.д.

Конечно, педагогам в этом процессе отведена доминирующая роль. Именно от активности последнего зависит энтузиазм ребят в столь благом деле. Детей очень легко приобщить к доброму, они легко вовлекаются, если педагог умеет донести важность благотворительной миссии до каждого ребенка.

Глава 3. Влияние православного досуга на морально-нравственный облик учащихся. (На примере Лицея № 4 Саратовская обл., г. Энгельс, группа №11)

Цель работы: Повысить в группе морально - нравственный уровень, приобщить детей к Православной вере.

Исследование проводилось в Лицее № 4 г. Энгельса, Саратовской обл., в группе №11 Социальный педагог - Петрушенко Лариса Марковна

Методика: Вовлечь детей в православные мероприятия, тем самым укрепив их веру в Бога, повысить морально-нравственный аспект воспитания.

В главе 2 данной курсовой работы рассматривались виды Православного досуга:

Паломнические поездки

Благотворительные акции

Посещение воскресной школы.

Социальному педагогу Лицея №4 Петрушенко Ларисе Марковне было предложено провести следующие мероприятия:

3. Посещение Духовной воскресной школы СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА Г. Энгельса

1. Паломническая поездка в Семиключье (Шемышеский район Пензенская область, Россия).

Немного из истории этого святого места. На Семиключье по преданию местных жителей жили монахи. Предположительно, во время нашествия на Русь иноплеменников, семеро монахов были убиты. После этого события, Божией милостью, на этом месте забили родники, отсюда и название - СЕМИКЛЮЧЬЕ. Была поставлена часовня. Божия Матерь, желая прославить это место, явила на нём свою чудотворную иконку «Тихвинская». Случилось это в девятую неделю по Пасхе. Местные жители трижды переносили икону в храм, в село Русская Норка, и трижды, чудным образом, икона оказывалась на родниках. Смотря на явное указание Царицы Небесной на Богоугодность и Благодатность этого места, здесь был воздвигнут храм, совершались Богослужения. Во времена гонений на Православие в России, власти пытались всячески препятствовать посещению «Семнключья» верующими людьми: лили в воду бензин, прогоняли верующих, хотели построить санаторий, продать это место в частное владение, но заступлением Царицы Небесной и стараниями верующих, доступ на это место открыт всякому верующему и неверующему. Каждый год, в девятую пятницу, на «Семиключье» служится водосвятный молебен.Имеются свидетельства чудесных исцелении различных болезней и недугов тех, кто с верою искупался в Источнике. Набранная здесь вода не портится длительное время.

Дети пробыли здесь весь день: набрали воду из родника, послушали чтение Акафиста у Семи Крестов, покушали в Трапезой, помогли убрать территорию. Некоторые даже искупались в купели, несмотря на очень низкую температуру воды.

2. Благотворительная акция - сбор игрушек для детского дома № 2: г. Саратов ул. Гвардейская 7 - а.

Сбор Игрушек осуществлялся в одном из магазинов города. Учащиеся распечатали объявления о предстоящей акции с просьбой откликнуться всех неравнодушных. В течение 10 дней жители окрестных районов приносили в магазин ненужные для них игрушки, куклы, игры. После машина отвезла собранное в Детский дом №2 г. Саратова.

3. Духовная воскресная школа СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА Г. ЭНГЕЛЬСА

Свято-Троицкий храм расположен в центре г. Энгельса, на берегу реки Волги. По воскресеньям в храме работает воскресная школа для детей.

В школе учатся дети в возрасте от 3 месяцев до 16 лет. В дальнейшем они переходят в группы молодёжи и взрослых. Проходят занятия для малышей и их родителей. Ученики разделяются на группы по возрастному принципу: самая младшая группа - это дети от 3 месяцев до 3,5 лет. Следующая группа - это дети от 3,5 до 8 лет, потом от 9 до 12 лет. В старшей группе - подростки 13 - 16 лет.

Занятия в школе делятся на:

основные

факультативные.

На основных уроках дети Энгельса изучают Закон Божий, основы православной культуры, проходят занятия по творчеству, пению и художественному чтению. На факультативных занятиях дети могут изучать церковнославянский язык, церковное пение, иконопись, золотное шитьё, а также учиться вязать и шить. Учащиеся 11 группы смогли приобщиться к этому занимательному процессу, посетили основные и факультативные занятия, приобщились к чтению в библиотеке храма.

Выводы: В течение месяца учащиеся группы № 11 активно занимались Православным досугом. В качестве социальных педагогов для этих детей выступил приход и служители воскресной школы (Свято-Троицкая церковь г. Энгельс), а также Петрушенко Ларисе Марковне (соц. педагог Лицея №4)

В результате коллектив группы № 11 стал более сплоченным. Дети решили посещать воскресную школу и дальше, вместе планируют сделать ещё одну благотворительную акцию. В группе учатся подростки, приживающие трудный период взросления, становления личности. Многим подросткам наставления от служителей Православной церкви помогли разрешить конфликты с родителями, сверстниками, учителями. У детей по многим предметам улучшились оценки. Общая атмосфера в группе, по мнению преподавателей, стала более благоприятной, располагающей к плодотворному учебному процессу.

Заключение

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна строиться на следующих принципах:

Уважение к свободе вероисповедания личности;

Соблюдение прав и интересов ребенка;

Тщательное изучение процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае.

Участие социального педагога в деятельности христианской общины может сводиться к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Часто совместная работа церкви и социального педагога дает большие результаты, чем в отдельности. Церковное общение также приносит положительный эффект в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиантным поведением. На этих основах может строиться плодотворное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2009. - 244 с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания.// Педагогика. -2004. - №4. - с.29-36.

3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. Методические рекомендации. М., 2009

5. Дейч Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование: учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 120 с.

6. Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики.-М., 2002.

7. Морозкина Т.В. Формирование внутренней ответственности: Канд. дисс. -М., 2003

8. Козлов В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников средствами изобразительного искусства: Дисс…канд.пед.наук. - Минск, 1999. - 222с.

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997 - с. 8

Пель B.C. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе./ Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст.-М., 1999.С. 50

10. Подласый П.И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2009; - 298 с.

11. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. - М.: Феникс, 2005. - 474 с.Мамонтов С.П. Основы культурологи. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 2004. - 236 с.

12. Митрополит Филарет: Христианство на пороге третьего тысячелетия - материалы доклада конференции 20. 06. 2000.

13. Тарусин М. исследование «Религия и общество», Институт общественного проектирования, отдел социологии, Москва, 2007.

14. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 2006. - 269 с.

15. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.

Подобные документы

    Типы досугового общения подростков. Специфика деятельности клуба по месту жительства. Формы и методы социально-педагогической деятельности по организации досуга подростков. Разработка методики организации досуга подростков в клубе по месту жительства.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Специфика досуга учащихся младшего школьного возраста, особенности развития детей в данный период. Опыт организации досуга учащихся младшего школьного возраста: структура и основные этапы разработки мероприятия, направления, принципы данной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Особенности организации досуга младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря на основе использования социально-культурных технологий. Анализ обеспечения организации активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного досуга детей.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2013

    Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Познавательные потребности подростков в сфере досуга. Анализ организации культурно-досуговой деятельности в средней школе. Примеры развивающих, просветительских и развлекательных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2015

    Сущность понятия "игровая деятельность". Игровая культура как объект педагогической технологии. Развитие творческих способностей младших школьников. Характеристика организации культурно-досуговой деятельности в основной общеобразовательной школе.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Рассмотрение понятия мнимого и реального досуга. Основные характеристики свободного времяпровождения детьми, подростками и юношеством. Особенности подросткового возраста. Исследование форм организации социально-досуговой деятельности в сельской местности.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Сущность понятия "досуг" и основные формы его организации. Организация молодежного досуга в России и Удмуртии на современном этапе. Уровень организации досуга в сельской местности на примере РОМЦ отдела культуры администрации Алнашского района.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

    Понятие досуга и разновидности деятельности человека в свободное от основного занятия время. Специфика досугового учреждения как важного фактора социализации детей. Основные формы организации досуга младших школьников. Примеры внеклассной работы с детьми.

    реферат , добавлен 10.02.2014

    Границы младшего школьного возраста. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов. Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста. Особенности организации досуга. Знания темпераментов для изучения характера ребенка.