Основные способы предоставления информации в журналистике. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории журналистики


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ

Общая характеристика


В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс «Техника журналистской работы» входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий).

Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки.

Курс «Техника журналистской работы» является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как «журналистская информация, ее виды, «методы сбора и проверки информации», «источники информации и их классификация» должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях.

Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса.


Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях.

Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.


Тезисный план лекций


Понятие журналистской информации

Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.

Информация обладает определенными свойствами.

Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.

В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.

Требования, предъявляемые к журналистской информации.

Оригинальность, не банальность сведений.

Доступность или декодируемость сообщения.

Релевантность или уместность сообщения.

Виды журналистской информации:

Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.

Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.

Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.

Репортерская работа в системе журналистской деятельности

Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.

Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.

Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.

В основе новостной журналистики лежит факт.

Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.

У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.

Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.

Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизмах, о непредсказуемых поступках людей или неожиданном стечении обстоятельств. Организованные новости - это искусственное привлечение внимания к какому-либо событию, искусственная сенсация.

Любой ли факт повседневной действительности может быть пригоден к опубликованию? Что такое новость и как определить ценность новости?

Факт, существенным образом меняющий ситуацию, и есть новость.

Новость должна быть:

Ранее неизвестной

Близкой к аудитории

Необычной

Персонифицированной

Вызывать общий интерес

Задача репортера - собрать факты о событии и изложить по классической схеме, ответив на главные вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК, а дальнейшее объяснение с ответами на вопрос ПОЧЕМУ - это уже задача комментатора.

3. Источники информации

Умение добыть первичные живые сведения, эксклюзив - один из показателей высокого профессионализма журналиста.

В обществе сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которой относятся:

брифинги

презентации

пресс-конференции

пресс-релизы

сообщения информационных агентств.

Основным источником информации для получения неплановых сведений выступает фрагмент реальности.

Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда. Письменные источники основаны на принципе гласности и свободы информации, которые позволяют знакомиться с документами, классифицированными как общественно доступные (официальные бумаги, письма, отчеты, протоколы, акты, приказы и пр.). Человек всегда может разъяснить содержание документа, прокомментировать их, рассказать предысторию события, даст совет и пр. Иногда обстановка, которая окружает человека (предметы и вещи) может рассказать о нем больше, чем он сам.

Устные источники информации - люди, не всегда согласны с указанием своего имени в публикации. В связи с этим они могут быть

открытыми

анонимными

источниками «не для печати».

Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:

переспросить источник и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, фамилии, иные важные детали, членораздельно проговорить важные высказывания.

сопоставить сведения с видео-, аудиозаписями, текстовыми документами

спросить дополнительных свидетелей и очевидцев

дать прочесть текст редакционному юристу.

Наблюдение как метод сбора информации

Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности - первичную информацию. Какие сведения может получить журналист с помощью наблюдения? Во-первых, это данные, которые выражают сущность происходящего через внешнюю сторону, на основе которых можно сделать выводы о значении событий, об отношениях людей, об уровне их общей культуры или традициях, привычках - обо всем, что поддается считыванию глазом. Во-вторых, данные, передающие внешние характеристики того или иного объекта. Они выступают в тексте как описание примет реальной ситуации, которые создают для читателя «эффект присутствия» - это и детали внешности действующих лиц, их речь, жесты, предметы обстановки, в которой происходят события.

К достоинствам метода можно отнести конкретность и единичность. Метод наблюдения и самый оперативный метод в журналистике, и этим объясняется его важное значение. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. Но журналист воспринимает окружающий мир на основе своего прошлого интеллектуального и эмоционального опыта, на основе сложившихся логических понятий. Чем богаче этот опыт, тем полнее и достовернее результаты наблюдения. Следовательно, метод наблюдения имеет субъективность восприятия, привносит в объективную картину мира субъективный элемент.

Наблюдение в журналистике имеет ряд модификаций. Прежде всего, наблюдение бывает подготовленное и неподготовленное.

Подготовленное наблюдение предполагает ознакомление журналиста с необходимой литературой, архивными материалами, другими сведениями об объекте. Журналисту известно, что ему предстоит наблюдать, кто будет участвовать в событиях, какова их последовательность и пр.

Неподготовленное наблюдение основано на непредсказуемости, случайности, внезапности происходящего. Журналист работает с объектом, заранее ничего о нем не зная.

Существует разовое и длительное наблюдение.

Разового наблюдения достаточно при написании небольших заметок. Разовое наблюдение используется в новостной журналистике, та как связано с жесткой профессиональной необходимостью - оперативностью.

Длительное наблюдение в журналистике близко к научному. Оно ведется по четко спланированной программе, в соответствии с поставленной целью, фиксируются и сравниваются результаты. Длительное наблюдение имеет мощные достоинства - отражает предмет в развитии, в высшей степени достоверно и аналитично.

Наблюдения бывают прямым и косвенным, открытым и скрытым. Прямое наблюдение осуществляется при непосредственном контакте журналиста с объектом. Косвенное наблюдение нужно тогда, когда объект наблюдения удален во времени и в пространстве и прямое наблюдение невозможно.

Открытое наблюдение уместно лишь при подготовке положительного материала. Открытое наблюдение заставляет героев материала корректировать свое поведение, манеру, стиль работы и пр., то есть возникают некоторые психологические помехи. Поэтому журналисту нужно время, чтобы «приучить» окружающих к своему присутствия.

Скрытое наблюдение - вид, при котором журналист исследует предмет, не оповещая о самом факте наблюдения, изучает поведение людей в привычных для них условиях, фиксирует сложившиеся отношения в коллективе и пр.

Скрытое наблюдение используется и в тех ситуациях, когда журналист является сторонним свидетелем ситуации, и в тех, когда он является его участником. В 1-ом случае - невключенное наблюдение, во 2-ом - включенное.

Включенное наблюдение осуществляется журналистом тогда, когда он приходит в какой-либо коллектив или социальную группу как полноправный участник процесса, социальных отношений в этой группе. Взгляд изнутри позволяет фиксировать не только внешние проявления, но и побудительные причины, мотивы поведения людей.

Особо выделяется из ряда видов наблюдения - эксперимент. Это подготовленное наблюдение, которое обладает неким новым качеством. Сущность эксперимента в том, что журналист искусственно создает обстоятельства, при которых яснее и точнее проявляется явление. При этом обеспечивается предельная достоверность информации.

Интервью как метод сбора информации.

Подготовка и проведение интервью

Самый распространенный тип источников информации - это человек. Во-первых, человек - это нередко свидетель или участник происходящих событий, во-вторых, он - носитель информации о себе и о своем субъективном мире, в-третьих - транслятор информации, полученной от других.

С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно:

Фактические данные

Объяснения

Предположения и прогнозы

Речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности.

Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.

Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками. И тут на помощь приходят дополнительные вопросы, которые не прогнозировались. Они задаются в момент, когда не срабатывает основной или когда неожиданно возникает поворот темы.

Классификация вопросов по форме:

Открытые. Открытые вопросы называют тему или предмет, а дальше собеседник волен структурировать ответы по своему усмотрению. Закрытые часто используются в социологии при массовом опросе. В закрытых вопросах возможные ответы заложены в самом вопросе, и опрашиваемый должен выбрать ту позицию, которая соответствует его мнению.

Прямые и косвенные. Косвенные вопросы целесообразно задавать тогда, когда тема носит «щекотливый» характер, связаны с мнением, которое идет вразрез с моральными или этическими нормами в той или иной социальной группе. Поэтому вопрос нужно строить так, чтобы он освободил собеседника от категоричности высказывания.

Личные и безличные. Личные формы вопроса выявляют более индивидуальное мнение. Безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представление о том, чего требует объективная реальность.

Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации.

Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора.

При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого.

Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью «увильнуть» от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным.

Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной.

Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: «да» или «нет».

Вопросы должны быть нейтральными.

Вопросы должны быть простыми.

Прислушивайтесь к ответам.

Документальный метод сбора информации

Мастерство журналиста связано с умением использовать достоверные источники информации. Поставщиком такой информации является способ изучения действительности с помощью документа.

Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной с любой знаковой системе. Документом может быть письмо, ауди- или видеопленка, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала…

Проработка документов - метод, позволяющий получать сведения самого разного характера - от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. С помощью документов проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Необходимо представлять, что за тип документов попал к вам в руки. В журналистике принята следующая классификация документов:

По способу фиксирования информации: рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные и цифровые записи.

По статусу документа: официальные и неофициальные

По степени близости к эмпирическому материалу: первичные и вторичные

По способу получения документа: по установленному образцу и целевые.

В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (сопоставление, осмысление) или специальные (психологические, социологические, криминалистические).

Существуют различные способы проверки документов. Традиционно они разделяются на внешнюю и внутреннюю оценку.

Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа - его форма, язык, стиль, датировка. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и для журналистики:

нет ли в документе каких-либо ошибок;

компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;

существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно или как оно называлось прежде, в то время, когда был составлен документ;

соответствует ли содержание документа его форме;

не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями;

если документ многостраничный, все ли страницы пронумерованы, одинакова ли бумага, ее качество и цвет.

четко ли виден штамп или печать.

Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить: какой информацией пользовался составитель документа, не искажены ли фамилии должностных лиц.

Желательно установить дату появления документа и его номер.

Кроме того, необходимо отличать в документе от оценок, так как оценки - вещь субъективная и автор мог быть заинтересован в своей интерпретации или в умалчивании.

Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ.

Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:

Фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;

Заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

Помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

При завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.


Темы и задания лабораторных работ

журналистский информация репортерский интервью

Способы фиксирования и накопления сведений для будущих информационных сообщений.

Деловая игра «От факта - к слуху».

Приемы и способы получения первичной информации (работа на объекте) и ее фиксирование.

Сбор оперативной информации вне аудитории.

Этические нормы поведения репортера в общении с людьми.

Способы проверки и перепроверки сведений, записей и фактов; сбор дополнительных сведений при подготовке текста информационного сообщения.

Выбор жанра выступления в связи с характером события.

Проведение в аудитории пресс-конференции по определенной теме.

Организация и постановка репортерской службы в газетах разных типов.

Решение творческих задач репортера.

Описание как способ фиксирования информации.


Вопросы к зачету


Понятие журналистской информации

Виды журналистской информации

Требования, предъявляемые к журналистской информации

Специфика репортерской работы

Факт и требования, предъявляемые к новости

Основные типы источников информации

Наблюдение как метод сбора информации

Виды наблюдения

Интервью как метод сбора информации

Правила ведения интервью

Классификация вопросов

Документальный метод сбора информации

Классификация документов

Установление подлинности и достоверности документа

Эксперимент как метод сбора информации


Контрольный тест


К какому виду информации относится заявление Президента России:

событийной

интерпретирующей

базисной

Вся информация, циркулирующая в обществе, это:

реальная информация

потенциальная информация

Сообщение о предстоящей годовщине чего-либо можно отнести к категории:

горячих новостей

календарных

организованных

Каковы приоритетные качества репортера:

личное обаяние

оперативность

Короткие совещания, на которых происходит ознакомление журналистов с позицией устроителей встречи по тому или иному вопросу, это:

презентации

брифинги

Каким методом сбора информации вы будете пользоваться при описании открытия художественной выставки:

интервью

наблюдением

1. Наблюдение. Основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Н.- довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Несколько видов журналистского наблюдения:

1.B зависимости от степени непосредственного контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом - прямое (явный контакт) или косвенное (опосредованный контакт, с использованием косвенных данных). 2. По временному признаку, по количеству затраченного времени на кратковременные и длительные. 3. По основанию заявленности или незаявленности наблюдателя своей роли - открытые и скрытые. 4. По степени участия наблюдателя в событии на включенные (наблюдатель внедряется в организацию и видит все происходящее изнутри) и невключенные (изучение со стороны).

2. Интервью и беседа - самые распространенные методы сбора информация. Различаются 3 вида контактов: письменный (резюме, проект), устный (разговор по телефону) и аудиовизуальный (личная встреча, непосредственны» контакт, обмен визитными карточками).

3. Проработка документов. Документ – это чаще всего письменное свидетельство о ч.-л.. Но выделяются несколько типов документов по разным основаниям: 1. По типу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино, и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.). 2. По типу авторства - официальные и личные. З.По близости к объекту отображения -первоначальные и производные. 4. По подлинности – оригиналы и копии. 5. По предназначенности для печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные.

Другая типология документов: госуд-администр., производ.-администр., обществ.- полит., научн., нормативно-тех., справочно-инф., худ., бытовые документы: личные пиьсма, записки, кино- и фотосъемки, дневники и пр.

При анализе документов необходимо: 1.Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения). 2.Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной. 3.Выявяять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь. 4.Сравнить при возможности содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников. 5.Использовать хронологически принцип рассмотрения фактов.

Отбор получаемой информации. Значимость информации определяется фактологической насыщенностью, а также достоверностью ее содержание. Oшибки: 1. Безоглядное доверие документам, в опубликовании которых некто бывал очень заинтересован, доверие к документам, не имеющим точного авторства или выходных данных. 2. 0бычно такие материалы содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей.

4. Эксперимент или провокация. Наблюдатель создает не существовавшую до него, а искусственную ситуацию и уже затем изучает ее, применяя метод наблюдения. То есть способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный)

Нестерова И.А. Методы получения информации в журналистике // Энциклопедия Нестеровых

В настоящее время очень важно знать и адекватно использовать основополагающие методы получения информации в современной журналистике. Без овладения ключевыми методами развитие журналиста как профессионала невозможно.

Метод опроса в журналистике

В теории журналистики рассматриваются четыре вида опросов:

  • почтовое анкетирование
  • телефонное интервьюирование
  • Интернет-опрос
  • личное интервьюирование.

Самым простым способом опроса принято считать почтовое анкетирование. Однако метод почтового анкетирования уступает по своей надежности телефонному и личному интервьюированию, поскольку оптимальный объем анкеты ограничен и ее может заполнить другой член семьи, а не тот, кому она адресована. Отдельно отметим, что заполненными возвращаются от 30 до 60 процентов разосланных анкет. Но данный метод более надежный, чем Интернет-опрос.

Телефонный опрос ограничен семьями, имеющими телефоны. Однако основной недостаток заключается в том, что обезличенный собеседник не склонен рассказывать о своих взглядах, образе жизни. Несмотря на недостатки такого опроса. Этот вид опроса помогает оперативно собрать необходимые сведения относительно настроений больших и географически разобщенных групп людей.

Стандартным надежным методом сбора сведений является способ непосредственного взаимодействия журналиста с человеком, дающим информацию. Он оперативен, гибок и богат потенциальными возможностями. Этот метод позволяет раскрыть актуальную проблему, уточнить, задать любой нужный вопрос, убедить собеседника в необходимости разговора. Эти качества позволяют журналистам часто использовать интервью. Функции этого метода многообразны. Взаимопознание, взаимоотношение, взаимодействие предстают как содержательные, структурные элементы единого процесса общения. Общение журналиста функционально, оно служит средством получения необходимой информации. И вместе с тем оно "надфункционально", поскольку журналист имеет дело с человеком, который интересует его не только как исполнитель типизированной социальной роли, но и как личность.

Основное правило ведения интервью состоит в том, что информация всегда передается в условиях двустороннего общения, то есть в условиях взаимного желания излагать свои взгляды, мнения, идеи. Только владея темой, журналист сможет "разговорить" собеседника. Часто метод интервью рассматривают ограниченно, лишь с точки зрения правил и приемов, умения задавать вопросы. На самок деле, этот процесс общения представляет собой универсальную форму деятельности, включенную как органичный и естественный компонент в структуру творческого поведения журналиста, в творческий процесс на многих его этапах. Но, чтобы создалась атмосфера творчества, необходим психологический фон общения. Для этого важна не только эмоциональность, но и подвижность психики, способность к перестройке поведения журналиста в зависимости от состояния интервьюируемого. И еще весьма важно для журналиста: "прежде чем он оказывается способным к отражению других людей во всем богатстве признаков... он сам как личность должен пройти большой путь развития.

Творческая природа метода интервью обнаруживается в умении задавать интервьюируемому такие вопросы, которые учитывали бы качества личности собеседника, позволяли бы предвидеть логику интервью, вносили бы в нее живость и непосредственность.

Главное предназначение вопросов – это реализация целей и задач, поставленных журналистом .

Практика выработала определенные правила, следуя которым можно квалифицированно использовать метод опроса.

Первое правило : журналист должен иметь доскональные знания по обсуждаемой проблеме.

Второе правило : прямо или косвенно выраженный интерес не только к общественному положению собеседника, но и к его индивидуальности, к реальному человеческому характеру.

Третье правило : создание условий для собеседника, учитывающих особенности его характера, его душевное состояние.

Четвертое правило : сочетание единства позиции с дискуссиональностью, с постановкой спорных вопросов. Конечно, постановка проблем диктуется в ходе сбора информации и вряд ли необходим спор при подготовке небольшой хроникальной заметки, но при работе над очерком, статьей спор в общении позволяет выявить позиции сторон, раскрыть существо дела.

Пятое правило : умение не только говорить, но и слушать, это помогает верно понять и верно оценить яркую оригинальную мысль, интересную идею собеседника.

Шестое правило : журналист ориентируется в интервью на наиболее значимую для собеседника тему, например, на увлечение или на позитивные мотивы поведения .

В интервью объект изучения может быть непосредственным и опосредованным.

Метод анкетирования предполагает опосредование объекта изучения. Это способ получения информации о проблемах реальной действительности, о самых различных аспектах культурной, хозяйственной и общественной жизни при помощи анкеты. По сравнению с интервью анкетирование позволяет человеку самостоятельно обдумать ответ на вопрос. Однако, порой оставаясь один на один с анкетой, человек испытывает "эффект одиночества", который негативно действует на серьезное отношение к поставленным вопросам.

Рассмотрим типы анкет. Первый тип – это анкеты, обращенные к радиослушателям и телезрителям и читателем газет. Они дают информацию о составе аудитории, ее запросах, предпочтениях, интересах. В системе средств массовой информации этот тип служит своеобразным средством обратной связи, позволяющим проверить, как функционирует система. Такие анкеты обдумываются, заранее обсуждаются, публикуются в газетах. Поступающие ответы обрабатываются, анализируются, в конце года обычно подводятся итоги, которые затем представляется в одном или серии материалов.

Анкеты второго типа призваны собрать сведения о различных явлениях как общественной, так и личной жизни. Такие анкеты содержат вопросы как об объективных фактах", так и о мнениях, оценках, то есть "субъективных фактах". Итак, анкеты, применяемые журналистами, имеют разный характер в зависимости от целей и задач сбора информации.

Метод наблюдения в журналистике

Наблюдение – процесс сложный, творческий. Его структура определяется как внешними, так и внутренними условиями. Внешние условия связаны с объектом наблюдения, а внутренние с личностью самого наблюдателя, его психологическими и профессиональными установками, то есть его желаниями, а также потребностями, целями, задачами осуществляемой им деятельности. Наблюдение связано со значительными трудностями. Одна из наиболее частых – это реакция людей, которые являются объектом наблюдения. Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда ситуация расходится с их представлениями о нормальной ситуации.

Личностные качества наблюдателя, проявление им отношения к происходящим событиям могут также оказать серьезное влияние на поведение наблюдаемых. Но важно знать, что порой только наблюдение, может дать информацию, необходимую для исследования.

Существует много разнообразных видов наблюдения, которые можно классифицировать по разным основаниям: по предмету наблюдения, по характеру сведений, которые интересуют наблюдателя. Если рассматривать наблюдение как метод сбора информация, то необходимо классифицировать по способам его организации и по позиции наблюдателя. В связи с этим рассмотрим, прежде всего, открытое и скрытое наблюдение.

Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем он наблюдает, знают о факте наблюдения.

Скрытое наблюдение используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть, не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщают цели и истинного содержания работы.

Способы организации наблюдения могут быть обусловлены степенью участия наблюдателя в исследуемой ситуации. На этом основании выделим включенное и невключенное наблюдение.

Этот метод сбора информации предполагает, что журналист не просто со стороны фиксирует событие, явление, процессы, а выполняет определенные функции в коллективе, который является объектом наблюдения.

Включенное и не включенное наблюдение , в свою очередь, могут быть скрытыми или открытыми.

Включенное наблюдение скрыто, когда те люди, за которыми наблюдают, не знают об этом. О таком наблюдении чаще всего говорят в тех случаях, когда "исследователь меняет профессию". Меняя профессию, журналист получает важную, не поддающуюся стороннему наблюдению информацию. Однако психологи считают, что этот вид наблюдения страдает специфическим недостатком: журналист теряет способность писать объективно.

Включенное открытое наблюдение предполагает, что люди знают о целях наблюдателя, потому что он в данном коллективе выполняет определенную обязанность. Включенное открытое наблюдение имеет, казалось бы, все признаки приема "перемены профессии", однако это иной прием, который имеет свои характерные особенности.

В чем заключаются эти особенности?

Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны.

Способы наблюдения

Тип наблюдения выбирается в зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед журналистом.

Стандартизованное наблюдение – это наблюдение, связанное с предварительным выделением объекта наблюдения. Таким объектом могут быть отдельные акты поведения человека или отдельная актуальная проблема, например текучесть кадров на отдельном участке производства, который заранее намечен.

Неструктурированное наблюдение не имеет строгого плана наблюдения, то есть наблюдатель не знает заранее, какие элементы он должен отследить. Проблемы лишь видны в самых общих чертах. Такое наблюдение необходимо при поисковом исследовании.

В зависимости от регулярности наблюдения различают:

  • Систематическое наблюдение – проводится регулярно в течение определенного времени.
  • Несистематическое наблюдение. Это незапланированное заранее наблюдение. Оно связано с неожиданным событием.

В практике выбор вида наблюдения диктуется задачами, которые поставлены перед журналистом, конкретными условиями сбора информации, сроками выполнения задания. Основное требование: журналист должен целенаправленно обдумать приемы, виды наблюдения и способы фиксации полученных данных. Этот метод – один из первичных методов, который журналист использует в начале творческого процесса – сбора информации. Однако качество информации зависит во многом от многообразия и достоверности тех источников, которые необходимы для создания социальной информации.

В зависимости от условий организации различают наблюдения "полевые" и "лабораторные". "Полевые" наблюдения проводятся в реальной, жизненной ситуации .

Цель лабораторного наблюдения – проверить определенные данные, конструируемые при помощи организованной ситуации. Часто этот метод применяется при подготовке инсценированного телерепортажа.

Метод изучения документов

С помощью метода изучения документов журналист получает информацию, необходимую для создания публикаций, теле-радиопроизведений.

Слово "документ" происходит от латинского "documentum" – поучительный пример, способ доказательства. Определение понятия "письменный документ" дается в толковом словаре: это – "деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь; или то, что официально удостоверяет личность предъявителя или письменное свидетельство о чем-нибудь" .

В своей работе по сбору информации журналист использует документы разного типа. Одни исследователи рассматривают классификацию документов по основаниям представленным на рисунке ниже.

Другие ученые дополняют эту классификацию, указывая на особенности документов, связанных со степенью близости к фиксируемому материалу (первичные, вторичные) и со способом получения документов естественно функционирующие и целевые.

Третьи считают, что необходимо учитывать и такие особенности документов, как личные и общественные (тип авторства), естественно функционирующие и "спровоцированные", целевые, заданные и "вызванные" (по способу получения) и по степени близости к фиксируемому эмпирическому материалу. Целесообразно учесть и такие критерии, как "предметный источник документа" (экономический, юридический и т. д.), его духовно-практическая или научная принадлежность, способ кодировки и хранения" .

Сегодня кустарные способы сбора обработки и хранения документов изжили себя. Компьютеризация, интернетизация позволяют добиться максимально-эффективного использования информации.

При анализе документов на достоверность важно различать описание событий от оценок, мнений. Журналисту необходимо учитывать важное условие достоверности: сведения, которые подтверждает документ, не затрагивают интересы автора документа, не наносят ему ущерба, автор относится к ним недоброжелательно.

Литература

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики – М.: Аспект Пресс, 2011
  2. Дворецкая Г. В. Социология Учебное пособие – К.: КНЭУ, 2002
  3. Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике – М., 1983.
  4. Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М: Вече., 2002

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Требования, предъявляемые к информации. Репортерская работа в системе журналистской деятельности. Основные источники информации. Способы проверки фактических сведений. Интервью как метод сбора информации. Главные особенности документального метода.

    методичка , добавлен 13.06.2012

    Способы функционирования журналистики, информационный обзор ее функций. Роль журналистской информации. Функциональные особенности журнала "Эксперт" и "Огонек": цели и уровень предоставляемой информации, основная тематика и значение для аудитории.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2009

    Документальные источники информации. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации. Интернет как источник журналистской информации. Человек как источник журналистской информации. Общение журналиста с коллегами.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2007

    Источники информации и методы ее получения. Отношение журналистов "Русского Радио Рязань" к содержанию профессиональной деятельности. Исследование качественно-количественной характеристики новостных выпусков. Изучение интересов целевой аудитории.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Основные виды и особенности творческой деятельности журналиста. Профессионализм и дилетантизм в журналистике. Методы получения сведений, постижения сути, предъявления информации и воздействия на аудиторию. Тема, объект и предмет журналистской разработки.

    курс лекций , добавлен 14.06.2012

    Интервью как самый распространенный метод получения информации. Описание его видов в зависимости от целей опроса. Преимущества опосредованного общения. Стадии подготовки интервью. Журналистские правила проведения и планирования беседы с респондентом.

    реферат , добавлен 08.01.2016

    Общая характеристика журналистских текстов и способов подачи новостей в средствах массовой информации. Выборочный анализ подачи информации в BusinessWeek и анализ рейтинговых публикаций издания. Рассмотрение основных проблем журналистских текстов.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Поводы к созданию журналистского расследования. Особенности профессиональной деятельности репортера-расследователя. Права журналистов на получение информации. Интервью как метод сбора фактов. Проекты журналистских расследований на примере compromat.ru.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

Дисциплина: Экономика
Тип работы: Доклад
Тема: Методы сбора информации в журналистике и PR-коммуникациях

Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет
Доклад по теории и практике связей с общественностью:
«Методы сбора информации в журналистике
-коммуникациях»
Студентки
I курса гуманитарного ф-та
Группы 6031
Лавровой Марии
Преподаватель: Евсеев А.Ю.
2004 г.
Вообще с получением, поиском, сбором информации имеет дело не только журналистика и
PR-коммуникации, но и множество других профессий - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.д. По сути дела любая область деятельности, где ключевое значение
имеет обстоятельство – точна ли информация относительно объекта, процесса или явления, сталкивается с проблемой как эту информацию получить и оценить, с комплексом методов реализации
этой задачи.
Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может
привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является
ключевым этапом построения любого журналистского и
- материала. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист или
добивается поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени
влияния социальной или иной значимости. При этом следует избегать чрезмерно избыточной информации, так и недостатка ее.
Науки гуманитарного цикла, а журналистика и
относятся к таковым, во многом исходят из предположительной информации, которую трудно, а порой и невозможно интерпретировать однозначно или подтвердить. Поэтому
здесь имеют место, как точные данные, так и гипотезы, носящие характер наиболее вероятного предположения.
В журналистике и
методологическая основа процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист или работник
в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии
информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы
При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет
все последующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его использование в дальнейшем
принесет максимальную, пользу не менее важна, нежели комплекс профессиональных навыков по ее получению.
Чем точнее журналист или
работник представляет себе, какие именно факты необходимы для его материала, чем в большей степени готов он к предварительному сбору информации - тем эффективнее
этот процесс.
Совершенно очевидно, что начальной стадией поиска информации по определенному заданию является первичное и максимально полное в данных условиях
предварительное ознакомление с проблемой. Опытные журналисты не только не пренебрегают возможностью понять суть проблемы, ознакомиться со всеми ее аспектами до того, как приступают к
практической работе - будь то написание короткой заметки или подготовка серьезного аналитического материала, но напротив, изыскивают для этого любую возможность.
Во время изучения литературы, я обнаружила, что методы сбора информации столь разнообразны и инвариантны, в такой степени зависят от контекста, что даже
приблизительное, беглое их описание заняло бы огромный объем текста. Для журналистики и
существуют свои определенные профессиональные особенности методологии, однако в общем смысле, группируя их по ключевым признакам - хотя такая классификация в
известной степени условна - их можно разделить на три группы:
- Коммуникативные методы.
- Некоммуникативные (документальные и физические).
- Аналитические.
Коммуникативные методы
К коммуникативным методам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации, которые доступны в работе журналиста или
mena
.. Разумеется это, в первую очередь, беседа, интервью и опрос.
К коммуникативным методам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций,
такие как телеконференции, электронная переписка и т.п.
Беседа,
как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный
фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.
Основным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью (очное или заочное интервью), в результате
которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное. Формализованное
интервьюирование характеризуется достаточно большим количеством времени или периодом между сбором информации и его публикации. В результате этого происходит множество катаклизмов:
выбор слов или фраз из контекста, монтаж материала, заказной материал. А неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени между сбором и публикацией. Данный
метод характерен прямому эфиру, в результате данного варианта мы получаем паблисити, т. к. этот процесс непредсказуем и неконтролируем. Как правило этот метод свойственен радио и
телевидению.
В опросах также выделяют
фокус-группы - метод сбора информации, который позволяет оценить эффективность коммуникации на любом этапе, от возникновения идеи до конкретного
- продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии в ходе которой собирается субъективная информация от
участников по обозначению проблем.
Некоммуникативные методы (документальные и физические)
Крайне важно в работе журналиста использовать все доступные информационные массивы для получения информации. Здесь следует отметить, что знакомство с печатной и
иной прессой, первичными документами, связанными с событием (книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и распоряжениями, иного рода документами и т.д.)
дает журналисту огромный информационный массив, на который он может опираться в своей работе над материалом. Другим весьма эффективным методом являются способы получения информации в
результате использования различных инструментальных средств наблюдения. Впрочем наблюдение(мониторинг), как некоммуникативный метод, даже без использования специальных приборов дает
зачастую неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем события, наблюдать обстановку и т.д. Для
мониторинг это проведение анализа СМИ, стиль письма, манера изложения материала. Важно достаточно представлять картины работы СМИ,...

Забрать файл