Роль деепричастий в речи. Образцы рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели для учащихся:

  • определять роль деепричастий в текстах разных стилей;
  • распознавать деепричастия в тексте,
  • правильно употреблять их в речи.

Цели для учителя:

  • Предметные – обобщить знания учащихся о деепричастии, показать роль деепричастий в речи.
  • Метапредметные – учить употреблять одиночные деепричастия и деепричастные обороты в связной речи с учетом различных стилей речи, грамотно оформлять письменные высказывания.
  • Личностные – обогащать словарный запас учащихся для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, совершенствовать речевую практику школьников, развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; карточки для учащихся.

Ход урока

1. Организация класса.

Цели этапа для учащихся:

  • настроиться эмоционально на учебную деятельность,
  • проверить наличие необходимых принадлежностей.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить учащихся на освоение темы и содержания урока, проверить готовность к уроку.
  • Метапредметные – создать рабочую атмосферу на уроке.
  • Личностные – обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся.

Слайд 1

2. Актуализация ранее изученного.

Цели этапа для учащихся: показать умениеотличать деепричастия от других частей речи, распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цели для учителя:

  • Предметные – проверить знания учащихся о деепричастии, умение отличать деепричастия от других частей речи.
  • Метапредметные – развивать у школьников умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать задачи; совершенствовать навыки контроля и оценки своей и чужой деятельности.
  • Личностные – развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Слайд 2. Ребята, а вы любите сказки? Чем они вас привлекают?

Почему сказки ценятся и детьми, и взрослыми? (поучительный смысл ).

Сейчас я расскажу вам сказку, а вы послушайте и определите идейный замысел сказки.

В стране Лингвистика жили-были части речи. Принцесса Морфология решила собрать всех жителей своего королевства на грандиозном балу. Гостей ожидали превращения, фейерверки, сюрпризы.

Пусть наш праздник прославится на века! – воскликнула принцесса. – А кто же о нем расскажет? Сохранит воспоминания для потомков? Пожалуй, Глагол. Ведь он такой мудрый, у него столько грамматических достоинств.

Ваше Высочество! Я выполню Вашу просьбу, буду служить Вам верой и правдой! – торжественно пообещал Глагол.

На бал он явился со своей верной женой Инфинитив, красавицей дочкой Причастие и сыном Деепричастие. Глагол важно ступал по залу, приветствовал гостей, наблюдал за действием, сочинял рассказ. “Встали гости, поприветствовали, присели, послушали, похлопали... Да, что-то получается скучновато. Видно стар я уже стал и глаз не тот.

Что же делать, дорогая инфинитив? – обратился он к жене. Та даже в лице не изменилась: “Думать, терпеть, творить”.

Да, без вдохновения творить не возможно! быть может, дочь поможет? Но обворожительное Причастие вихрем кружилась по залу со своим партнером. Лишь только Деепричастие смотрел на отца влюбленными глазами и ходил за ним следом:

Возьми меня в помощники. Я особенный, я необыкновенный. Я постараюсь, я помогу...

Беседа с учащимися:

О чем эта сказка?

Как вы считаете, какова основная мысль этой сказки?

А для чего я вам рассказала эту сказку? Над чем предлагает задуматься? (задумались о роли деепричастий в речи).

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (роль деепричастий в речи).

По-вашему, каковы цели нашей работы (узнать, какова роль деепричастий в речи; научиться использовать деепричастия в речи).

Чтобы использовать деепричастия, следует отличать их от других частей речи. Проверим себя.

Задание 1: из предложенных слов выберите деепричастия, обоснуйте свой выбор (украшая, краса, раскрашенный, морозно, замораживая, разморозив, подморозить).

По каким признакам вы находили деепричастие?

Назовите суффиксы,с помощью которых образуются деепричастия?

Слайд 5

Задание 2: распределите деепричастия по столбикам – в первый столбик запишите деепричастия несовершенного вида, во второй – совершенного; пропущенные буквы подчеркните.

Взаимопроверка. Слайд 6

3. Изучение нового материала

Цели этапа для учащихся: определить роль деепричастий в речи, особенности их употребления.

Цели для учителя:

  • Предметные – показать роль деепричастий в тексах разных стилей;
  • Метапредметные – совершенствовать умение анализировать материал, обобщать, делать выводы по теме.
  • Личностные – развивать навык сотрудничества со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь можно приступить к решению нашей проблемы.

Чтобы определить роль деепричастий в речи, я предлагаю вам поработать с текстами.

Как вы думаете, почему? (текст – единица речи)

Ребята, перед вами лежит карточка. Скажите, сколько текстов на этой карточке? Почему перед вами не один текст?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем тексты и сравним их (чтение).

По-вашему, почему для определения роли деепричастий мы используем тексты разных стилей речи?

Определите стилевую принадлежность текстов (цель - воздействие; место общения - ОО; количество собеседников – много).

А теперь я вам предлагаю поработать в парах: вам необходимо найти в текстах деепричастия, подчеркнуть их как члены предложения.

Давайте посмотрим, справились ли вы с заданием. Проверьте, что у вас получилось, исправьте ошибки.

Самопроверка. Слайд 8

Для чего используются деепричастия в данных текстах.

Слайд 9 Обратимся к первому тексту.

Словарная работа: дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, кушак, тулуп, салазки.

Перед вами ряд слов. Что между ними общего? (устаревшие)

Какие слова являются устаревшими? Давайте определим значение этих слов.

Какова тема этого текста? А в чем заключается его идея?

Попробуем обойтись без деепричастий. Прочитайте получившийся текст (есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты) Слайд 11

Изменилось ли ваше восприятие текста? Каким образом?

Какова роль деепричастий в тексте художественного стиля? (красочность, выразительность)

Рассмотрим следующий текст и сравним данный текст с текстом А.С. Пушкина.

Слайд 12

Сколько деепричастий в данном тексте? О чем это говорит?

Какова роль деепричастий в этом тексте? (конкретизировать, точно показать действие).

С какой целью в тексте научного стиля используются деепричастия? Какова особенность их употребления?

Проанализируем третий текст, давайте определим сходства и различия с предыдущими текстами. Слайд 13

Назовите деепричастия, использованные в тексте. В чем особенность их употребления? (с точки зрения значения)

Слайд 14. Итак, какую же роль играют деепричастия? (дорисовывают основное действие, делают речь более точной, конкретной, яркой; предложения с деепричастиями более выразительны и живописны).

Нужно ли употреблять в своей речи деепричастия? Почему?

4. Закрепление изученного

Цели этапа для учащихся: правильно употреблять деепричастие в речи, пунктуационно грамотно оформлять текст.

  • Предметные – развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; грамотно оформлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.
  • Метапредметные – совершенствовать навык правильно строить высказывания определенного стиля, используя в них деепричастия и деепричастные обороты.
  • Личностные – совершенствовать речевую практику школьников.

А если так, если деепричастия нужны, будем учиться их использовать. Перед вами предложения. Сконструируйте новые предложения, дорисовав действие. Что вы для этого сделаете? (глаголы для слабых учащихся)

(Сосны и ели всю зиму спят. И дни, и ночи за окнами ревет пурга. С самого утра шел снег.

Застилать, закутаться, сердиться, покрывать, негодовать)

5. Домашнее задание.

Цели этапа для учащихся: отработать навык употребления деепричастий в тексте

определенного стиля.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить школьников на самостоятельную работу по закреплению изученного материала.
  • Метапредметные – развивать умение учащихся планировать и организовывать самостоятельную работу (домашнюю).
  • Личностные – формировать ответственное отношение к учению – важность выполнения домашнего задания.

Предлагаю вам выступить в роли писателей. Ваше домашнее задание будет творческим. Составить текст (8-10 предложений) “Зима в нашем городе”, используя деепричастия.

Какого стиля будет ваш текст? Роль деепричастий в этом тексте?

6. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 16

Наше занятие подошло к концу. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, чтобы вы, уходя с урока, подумали о том, как прошел он для вас лично и прилепить снежинку к окошку с графами: “Полезно”, “Интересно”, “Трудно”.

Приложение

  • Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки.
  • Бразды – управление.
  • Кибитка – крытая дорожная повозка.
  • Ямщик – кучер на лошадях.
  • Облучок – сиденье на кучере в начале экипажа.
  • Кушак – широкий пояс из материала.
  • Тулуп – длинная меховая шуба.
  • Салазки – маленькие ручные санки.
  • Муссоны – ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу.

Карточка для учащихся

Зима!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно... (А.С. Пушкин)

Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они сильно охлаждаются, образуя область высокого атмосферного давления. Сухой и холодный воздух растекается из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны. (Учебник географии)

Мишка просит маму:

Мам, ну что я дома сложа руки сижу, когда во дворе ребята лепят снеговика? Можно мне пойти погулять?

Сынок, положа руку на сердце скажи, ты уроки выучил?

Тогда можно, только сломя голову не несись.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Деепричастие, немного спорное понятие в русском языке. Дело в том, что лингвисты до сих пор так и не договорились, чем оно является.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что его надо расценивать как самостоятельную часть речи. Но есть и те, кто не согласен с этим и считает деепричастие лишь особой формой глагола.

Обе точки зрения имеют право на существования. Ну а мы все-таки будем придерживаться мнения большинства.

Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает

Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»

Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями :

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ

Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие .

Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами :

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ

Суффиксы деепричастий на примерах

Все деепричастия образуются от глаголов. И делают это с помощью суффиксов –а/-я и –в/-вши/-ши , а также постфиксов –сь/ся .

Например:

СОХРАНЯТЬ – СОХРАНЯЯ, СОХРАНИВ, СОХРАНЯСЬ
УКАЗЫВАТЬ – УКАЗЫВАЯ, УКАЗАВ, УКАЗАВШИ
СЫГРАТЬ – СЫГРАЯ, СЫГРАВ, СЫГРЫВАЯСЬ
УМЫВАТЬСЯ – УМЫВШИСЬ, УМЫВАЯСЬ, УМЫВАЯ

Таким образом, деепричастие не только обозначает какое-то свое действие, но и отвечает на вопрос, каким образом совершилось основное действие.

ОСТАНОВИВШИСЬ, МУЖЧИНА ПОЗДОРОВАЛСЯ – Каким образом поздоровался? Остановившись.
ЧИТАЯ КНИГИ, МЫ УЧИМСЯ – Каким образом учимся? Читая.

Виды деепричастий и примеры предложений с ними

Все деепричастия, как собственно и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида.

Деепричастия совершенного вида :

УВИДЕВ ЕЕ, ОН ТУТ ЖЕ ВЛЮБИЛСЯ
ОН УШЕЛ, ЗАКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ВЫПИВ БОЛЬШУЮ ЧАШКУ КОФЕ

А теперь почти те же деепричастия, но в несовершенном виде :

ВИДЯ ЕЕ, ОН НЕ МОГ ОТВЕСТИ ГЛАЗ
УХОДЯ, ОН ЗАКРЫЛ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ПОПИВАЯ ГОРЯЧИЙ КОФЕ

Также деепричастия могут быть возвратными и невозвратными . Соответственно, в них может присутствовать постфикс –ся/сь или такового нет.

Примеры возвратных деепричастий:

КУПАЯСЬ, УДИВИВШИСЬ, ЗАНИМАЯСЯ
Примеры невозвратных деепричастий:
ПОКУПАЯ, ОДЕВАЯ, СИДЕВ, ПРОПУСТИВШИ и так далее

Что общего у деепричастий с глаголом и наречием

Мы уже говорили, что деепричастия похожи одновременно и на глаголы, и на причастия.

Сейчас подробнее рассмотрим, какие признаки этих частей речи им характерны.

Признаки глагола у деепричастий:

  1. Обозначает дополнительное действие к основному;
  2. Образуется от глагола;
  3. Имеет несовершенный и совершенный вид;
  4. Могут быть возвратные и невозвратные;
  5. Деепричастие образует словосочетания, когда связаны с существительными, местоимениями или наречиями.

Признаки наречия у деепричастий:

  1. Характеризует основное действия, более точно показывая, как оно произошло. Другими словами, отвечает на вопросы «Как?», «Когда?», «Каким образом?» и «Почему?»;
  2. Остается неизменным, то есть не меняет своей формы (падеж) вслед за основным глаголом. Например, «ШЛИ, СМЕЯСЬ – ШЕЛ, СМЕЯСЬ – ИДЕТ, СМЕЯСЬ – ПОЙДЕТ, СМЕЯСЬ». Тут основной глагол меняется во времени и количестве, а деепричастие остается неизменным;
  3. Относится к глаголу-сказуемому и чаще вставится непосредственно перед или сразу за ним;
  4. при разборе предложения по составу . Например, обстоятельством времени «ВЕРНУВШИСЬ, Я ЗАСТАЛ ЕГО ДОМА» или обстоятельством условия «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Как отличить деепричастие от отглагольного причастия

К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:

МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ

В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.

А вот если бы предложение было таким:

ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ

то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.

Деепричастие с НЕ

Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».

На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно ».

Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.

НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ
НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ
НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ
НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ

Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения . Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.

НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ
НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ
НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ

Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».

НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ
НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ
НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ

Деепричастный оборот (примеры предложений)

Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).

Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.

Примеры деепричастных оборотов:

ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ
УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ
ВЫПИВ ВОДЫ , ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ
МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ , ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ

Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.

Выделение запятыми деепричастных оборотов

Есть «золотое правило» гласит, что почти все деепричастия и деепричастные обороты выделяются в предложении запятыми .

И это не зависит, где они находятся – до главного глагола или после.

Я ВЗЯЛ КНИГУ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ
ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, Я ВЗЯЛ КНИГУ
Я ВЗЯЛ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, КНИГУ

Но опять же есть ряд исключений . Запятые не ставятся, если , то есть устоявшихся выражениях. Например:

ДЕЛАТЬ СПУСТЯ РУКАВА, ИДТИ НЕ СПЕША, БЕЖАТЬ СЛОМЯ ГОЛОВУ, СИДЕЛИ МОЛЧА и так далее.

Вот собственно и все, что нужно знать о деепричастиях. Удачи вам в познании русского языка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Как правильно пишется «несмотря на» Обстоятельство - это второстепенный, но важный член предложений Причастие - это смесь прилагательного с глаголом Как пишется слово НЕ ЗНАЮ - слитно или раздельно Словосочетания - это смысловые конструкции русского языка Предложение - это мысль, доведенная до логического завершения Главные и второстепенные члены предложения - тотальный разбор Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы) Что такое синонимы, их примеры и какие они бывают Наречия - это часть речи в русском языке, поясняющая суть

Деепричастие в русском языке

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

Вид

  • несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а () и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после.
  • совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши.

Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту : «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В нынешнее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

Синтаксическая роль

  • Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается.
  • Реже примыкает к именному сказуемому , выраженному кратким прилагательным или существительным.
  • Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола.

В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховым в рассказе « » (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин »).

На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми .

Примеры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Деепричастие" в других словарях:

    Форма глагола, представляющая действие как признак другого действия. В русском языке деепричастие имеет формы вида и залога; относится к тому же лицу или предмету, к которому относится и глагол, определяемый деепричастием. В предложении обычно… … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая, наряду с категориями глагола (вид, залог), признаком наречия (неизменяемость), напр. лёжа, играя, взяв. | прил. деепричастный, ая, ое. Д. оборот (деепричастие с относящимися к нему… … Толковый словарь Ожегова

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, форма глагола, обозначающая второстепенное действие, подчиненное главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях. В предложении обычно выступает как обстоятельство (Он ответил не… … Современная энциклопедия

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, деепричастия, ср. (грам.). Отглагольное наречие, напр. сидя, читая, взяв, ушедши, уйдя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Деепричастие - ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Глагольная форма русского яз., имеющая формы вида и залога, сохраняющая управление глагола (см.), вступающая в сочетание только с глагольными словами (см.) и обозначающая глагольный признак или предмет, как вместилище… … Словарь литературных терминов

    Деепричастие - ДЕЕПРИЧАСТИЕ, форма глагола, обозначающая второстепенное действие, подчиненное главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях. В предложении обычно выступает как обстоятельство (“Он ответил не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Деепричастие - Деепричастие нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая второстепенное действие, подчинённое главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях («Писал, время от времени заглядывая в книгу»;… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Неспрягаемая форма глагола. Обозначает дополнительное действие того же субъекта, что и спрягаемая, совпадающее во времени с основным (деепричастие настоящего времени от глаголов несовершенного вида) или предшествующее ему (деепричастие прошедшего … Литературная энциклопедия

    Я; ср. Грамм. Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия (например: спеша, узнав, читая и т.п.). ◁ Деепричастный, ая, ое. Д. оборот (обстоятельство, выраженное деепричастием с зависящими от него словами). * * *… … Энциклопедический словарь

    деепричастие - 1. Атрибутивная (непредикативная) неизменяемая форма глагола, обозначающая действие (состояние, отношение) как сопутствующий признак другого действия (состояния, отношения): Блестя на солнце, снег лежит (П.) В.В. Виноградов определил деепричастие … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Причастие и деепричастие. 12 таблиц + методика , . Учебный альбом из 12 листов. Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. НЕ с причастиями. Н и НН в суффиксах страдательных причастий…

«Деепричастный оборот. Роль в художественном тексте.»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Метод обучения: частично-поисковый, личностно-ориентированный.

парная, индивидуальная, фронтальная.

Цель урока:

Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»,

Формирование представлений о роли деепричастий в художественных текстах.

Задачи урока:

Обучающие:

Активизировать знания по теме “Деепричастие”;

Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах,

уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте;

уметь работать над связным текстом на лингвистическую тему.

Развивающие:

Развивать творческие способности;

развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение;

развивать языковую компетенцию;

развивать речевую культуру.

Воспитательные:

Повысить интерес к изучению и учебному процессу, бережное отношение к слову, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, мультимедийный проектор, технологические карты для каждого ученика.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока


Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Актуализация знаний

Работа с художественным текстом. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

Повторение теоретических знаний.

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Закрепление знаний

Тренировочные упражнения

Обучающая работа

Закрепление полученных знаний

Подведение итогов, выставление оценок

Рефлексия, выставление оценок.

Информация о домашнем задании

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.

Организационный момент. Приветствие.

Сегодня на уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики, литературы и географии.


А какова тема этой встречи, цели и задачи мы выясним с вами, выполнив первое задание.

2. Актуализация полученных знаний.

1) Работа с текстом. (фронтальная работа).

Учитель: Прочитаем стихотворение «Лодорский ». Оно написано английским поэтом Робертом Саути.

В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

«Лодорский водопад»

Как падают воды в Лодоре?

Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Держа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Какую роль играют в этом тексте деепричастия?

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Какие еще художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.) (фронтальная работа).

Вспомните, при изучении какой мы уже сталкивались с подобным явлением, когда весь текст стихотворения создан из слов одной части речи?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы)

Используя опорную схему, сформулируйте цели нашего урока

1) закрепить умение находить __________________________________ в предложениях и текстах,

2) повторить правила постановки ___________________________________,

3) сформировать представление о _____________ деепричастий в художественных произведениях.

Запишем тему: «Деепричастный оборот. Роль деепричастий в художественных текстах».

3. Повторение теоретических сведений. На основании данного выше текста, используя план, составим необычный портрет, лингвистический (работа по вариантам).

Лингвистический портрет деепричастия

Глагольные признаки

1. Обозначает ________________________ действие.

2. Образуется от ___________________.

3. Имеет ____________ и _____________ вид.

4. Имеет ______________________

Наречные признаки

Изменяемость ________. В предложении является __________________

Лингвистический портрет деепричастного оборота

1. Деепричастный оборот это - ________________________________________.

2. Деепричастный оборот _______________ выделяется на письме ________________.

3. Одиночные деепричастия ______________ выделяются на письме.

4. Деепричастный оборот в предложении является ______

** Используя текст стихотворения, подготовить ответ на вопрос: «Для чего нужно изучать деепричастия и деепричастные обороты?»


Ответы детей. (Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой эмоциональной, предложения с деепричастными оборотами более выразительны, живописны)

4. Гимнастика для глаз.

5. Закрепление знаний (работа в парах).

1) * Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Любовь к матери зарождаясь в колыбели всегда живет в душе человека.

Мама нежно заботясь о своем малыше много времени проводит с ним.

** Замените одно сказуемое деепричастием. Запишите получившееся предложение, обозначьте границы деепричастного оборота, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Любовь к матери зарождается в колыбели и всегда живет в душе человека.

*** Спишите предложение, найдите границы деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены), начертите схему предложения

Мама, любя ребенка всем сердцем простит ему любую ошибку и неудачу.

Поэкспериментируйте. Переставьте деепричастный оборот. Запишите получившиеся предложения. Сделайте вывод о месте деепричастного оборота в предложении.

Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.

Дополнительный вопрос для всех: - Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нем нет глагола? Почему?

2) Применение. Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, графически объясните расстановку знаков препинания.

Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.

Но я не понимаю его язык.

Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.

Красивая притча? А что представляет собой текст? Какие особенности существуют в оформлении диалога? Проверяем задание. Какова роль деепричастных оборотов в данном тексте?


Обучающая работа (индивидуальная работа)

Прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

Озаглавьте текст. Сформулируйте основную мысль притчи. Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия. Расставьте знаки препинания, укажите границы деепричастных оборотов, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Что изменилось в составленном вами тексте?

Однажды к маме пришли ее дети _________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать __________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь». Мама ________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?». И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них __________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.

Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.

Прочитайте получившийся текст. Как изменился текст, после того, как мы добавили в него деепричастия и деепричастные обороты?

Сформулируйте основную мысль притчи:__________________________(Притча о любви матери к детям.)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сегодня на уроке мы говорили о самом дорогом для всех человеке – о маме.

**Попробуем составить синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастие или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.

Кому трудно выполнить это задание, предлагаю оценить свои действия на уроке

*1. На этом уроке я вспомнил ____________________________________________

2. Было трудно, но ____________________________________________________

3. Теперь я могу____________________________________________________

4. Я бы хотел ____________________________________________________

Сегодня на уроке мы повторяли __________________

Мы вспомнили, как ______________ на письме деепричастия и деепричастные обороты.

Деепричастия делают речь _____________________, _____________, ______________.

Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ______________ , ____________.

7. Домашнее задание:

*Чтобы закрепить полученные знания и на следующем уроке успешно выполнить , ваше домашнее задание будет заключаться в следующем:

На двойном листе написать: «Что я должен сделать, чтобы получит «5» за проверочную работу по т. «Деепричастие и деепричастный оборот» (составить план и выполнить его).

** Используя отрывок из произведения «Кладовая солнца», раскройте смысл высказывания русского писателя «...деепричастие дорисовывает движение»:

«Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: “Чуф! Ши!”

Аргументируйте свой ответ 2-3 примерами из прочитанного текста.