Школы для гиперактивных детей. Мастер-класс по работе с детьми с сдвг

Школьные занятия для детей начинаются с периода привыкания. Он проходит у всех по-разному, но хуже адаптируются дети с гиперактивностью и дефицитом внимания - 10 % от общего числа. Диагностируют СДВГ чаще у детей с шести-семи лет, иногда раньше: если проблемы с поведением, обучением и коммуникацией проявились уже в детском саду. Ежедневно помогать ребенку с СДВГ должны значимые взрослые - родители и педагоги. The Village поговорил с нейропсихилогом Натальей Андреевой о том, как помочь первокласснику с СДВГ справиться с трудностями в школе и стать успешным в учебе и общении.

Что мешает детям с СДВГ в школе?

Все основные проблемы детей с СДВГ вызваны незрелостью лобных структур, которые отвечают за самоконтроль и планирование. Таким детям сложно концентрироваться на заданиях, они часто отвлекаются, забывают тетради или теряют вещи. Они не могут самостоятельно делать уроки, не умеют придерживаться расписания и очень редко записывают домашние задания.

Учителя часто жалуются на таких учеников: мешают педагогам, одноклассникам, болтают на уроках. Ребенок с СДВГ усваивает гораздо меньше информации на уроках в силу того, что лобные доли его мозга, которые отвечают за произвольное внимание, недостаточно развиты. Он не может организовать себя и противостоять первому желанию отвлечься, ему сложно включиться обратно в деятельность.

Из-за того, что ребенок с СДВГ сначала делает, а потом думает, у него возникает много проблем в учебе: он читает в слове первый слог, а остальное додумывает; тянет руку, не дослушав вопрос учителя; вскакивает и убегает, как только звенит звонок. К тому же детям с СДВГ непросто усидеть на месте, они стремятся к агрессивным играм. Правда, происходит это не со зла, а из-за дефицита ощущения своего тела. Чтобы почувствовать его, таким детям постоянно надо двигаться: очень быстро, резко, с кем-то удариться, кинуть что-то - тогда они хорошо себя ощущают.

Если педагог поймет проблему ребенка, будет знать, что на самом деле он хороший, просто надо его организовать, установить рамки, поощрять, ребенок будет нормальным учеником. Дети с СДВГ отлично считывают правильные примеры поведения - для этого нужно только обращать внимание на других людей.

Как делать домашнее задание?

Делать вместе

В начальном периоде обучения ребенок с СДВГ однозначно не сможет делать уроки без взрослого. Взрослый для такого ребенка является лбом и планирует деятельность за него. Постепенно родитель может передавать управление ребенку, но при этом должен быть начеку: периодически заглядывать в комнату, проверять, справляется ли ребенок сам. Если нет, то возвращаться к совместным занятиям.

Не отвлекаться

Когда родители садятся делать уроки с ребенком, они не должны никуда торопиться, параллельно готовить ужин или бесконечно отвечать на сообщения. Нужно полностью принадлежать ребенку. Суетливость родителя автоматически передастся ребенку - он будет нервничать.

Делить сложные задачи на части

Фраза «иди делай уроки» для ребенка с СДВГ непонятна. Он не может спланировать эту деятельность, и она распадается. Указания должны быть конкретными и разбитыми на этапы: садимся за стол, открываем дневник, читаем домашнее задание, открываем учебник. Так мы помогаем ребенку поэтапно прийти к решению. Постепенно это внешнее речевое управление переходит во внутренний план. Ребенок начинает самостоятельно совершать эти шаги без вашей помощи.

Использовать таймер

У детей с СДВГ плохо развито восприятие времени, поэтому он должен видеть, что время идет. Можно использовать песочные часы, разнообразные приложения, где бежит стрелка и циферблат закрашивается - так ребенку будет проще воспринимать время. Когда ребенок видит, что 15 минут, отведенные на математику, истекают, его активность повышается.

Делать перерывы

Детям с СДВГ они необходимы: 20 минут работы, пять минут отдыха. Если ребенок начинает ерзать, зевать, ковырять в носу - останавливаем таймер и идем отдыхать. Перерыв в процессе выполнения одного задания должен быть коротким, не больше пяти минут, так как ребенку с СДВГ сложно включиться обратно в процесс. Перерыв между заданиями - обычно 10–15 минут. Во время перерывов все гаджеты (телефон, планшет, телевизор) - под запретом: ребенку нужно активно подвигаться (балансир, батут, турник), попить воды, посмотреть в окно, съесть яблоко - этого достаточно. Можно толкать руками стены или балки дверного проема: такое напряжение и давление включает проприоцептивную систему, которая активизирует все структуры головного мозга.

Если ребенок постоянно крутится на стуле, можно заменить его на фитбол - это поможет сконцентрировать внимание. Если ребенок сползает со стула, помогут противоскользящие коврики на сиденье, под ноги и под учебники. Под рукой всегда должен быть эспандер, жвачка для рук, мячик: глубокие нажатия способствуют улучшению энергетического тонуса в головном мозге.

Держать стол в порядке

Ответственен за это должен быть ребенок. На столе остается органайзер для письменных принадлежностей, и больше ничего. Никаких игр, журналов, книг. После уроков ребенок должен позаботиться о том, чтобы все было убрано. Вводим правило: где берем, туда и кладем. Это поможет решить проблему с организацией, которая свойственна детям с СДВГ. Поначалу можно сориентировать ребенка, наклеив стикеры с подписями.

Отказаться от черновиков

Большая проблема ребенка с СДВГ - он быстро истощается. Если ребенок напишет черновик, то на чистовик сил уже не хватит. Конечно, писать сразу начисто поначалу будет сложно, ребенок будет допускать ошибки. Но это будет приучать его к ответственности, он будет стараться сделать качественно.

Как взаимодействовать с учителями?

Школьная адаптация - одна из самых важных из целей в работе с ребенком с СДВГ, поэтому с педагогом нужно быть максимально откровенным, сделать его своим союзником. Скрывая от учителя диагноз, родители изначально ставят его в позицию «за забором». Нужно, напротив, предупредить об официально установленном диагнозе, рассказать о сложностях ребенка, объяснить, что семья заинтересована в хорошей учебе, ребенок будет заниматься со специалистами, и вы надеетесь на помощь педагога в адаптации. Если вы попросите у учителя рекомендаций и советов, он почувствует, что вам важно его мнение, и будет нести ответственность за ребенка.

Важно также передать учителю рекомендации нейропсихолога, которые касаются учебного процесса ребенка: как взаимодействовать с ним на уроке, как лучше реагировать, как распределить для него задания. В течение учебного года нужно поддерживать связь с педагогом, спрашивать об успехах и неудачах ребенка, а также благодарить за терпеливое отношение и понимание его проблем.

Если происходит конфликт, важно не разбираться на эмоциях. Первое, что необходимо сделать, - поговорить с ребенком. Нужно дать расстроенному ребенку выпустить пар, дать высказаться, не перебивая и не обрывая. Назвать его чувства, признать их и переформулировать слова ребенка более конструктивно: «Ты, наверное, разозлился, испугался, ты, наверное, сейчас боишься последствий». В этот момент ребенок почувствует облегчение: он слил сильные эмоции, понял, что вы с ним. После можно начать более рациональный разговор: понять причины, разобрать всю ситуацию, расставить все по местам и обсудить дальнейшие действия.

Следующий этап - обсудить произошедшее втроем с учителем. Родителю важно соблюдать нейтралитет, говорить конструктивно, выслушать все точки зрения и постараться разрешить конфликт. Очень важно всегда быть на стороне ребенка и сохранять доверительные отношения, чтобы он хотел рассказать вам о своих конфликтах, а не скрыть их. Важно поддерживать ребенка, но не оправдывать: так он будет знать, что, что бы ни случилось, вы поможете ему справиться с эмоциями и разрешить конфликт.

Беседа с коллегой взволновала меня, и я решила передать суть разговора, записав самое основное.

Моя знакомая утверждает, что ее ребенок крайне активен и неусидчив, но стоит ей начать, например, выполнять с ним вместе домашнее задание, как он успокаивается и делает все, что ей нужно.

− Наверное, твой ребенок не гиперактивный, − сказала я и добавила, что в школе каждый день встречаю на уроках десятки детей с синдромом дефицита внимания. Их ничем не удержать. Они, будто ужаленные, носятся по классу даже во время урока.

− Эти дети абсолютно не могут себя контролировать! − продолжала я. − И что бы я ни придумывала, чем бы я их ни стращала, ничто не приводило их в чувство.

Они не боятся «двоек», наказаний и даже вызова родителей. Что мне делать в этой ситуации − не знаю. А мне ведь нужно вести урок дальше, объяснять тему.

Я же работаю не только на этого гиперактивного! Если ему не хватает усидчивости, это не значит, что остальные 24 человека в классе должны оставаться без урока.

− Быть может, ты просто еще не до конца профессионал и не нашла пока своего подхода к детям, − ответила она. − Наверное, твои уроки не всем интересны.

− А что значит «не всем интересны»? Почему я должна тратить время на детей с синдромом?

− Значит, ты считаешь, что мой ребенок тоже с синдромом? Если честно, не очень-то приятно слышать такое... Ты пробовала вызвать родителей своих «гиперактивных детей» на беседу? Говорила им, что их дети «с синдромом»?

− Конечно!

Я вызывала родителей и продолжаю это делать при любой детской провинности − сразу пишу им в вотсап или в электронный журнал.

− И что же они?

− Мамы приходят и только руками разводят. Многие ревут. А чего реветь-то? Нужно записаться на прием к нейропсихологу или неврологу. И лечиться. А если не помогает − перейти в специализированный класс или школу (чтобы не мешали другим детям учиться).

− А с чего ты решила, что они «с синдромом...» и им нужно пойти лечиться? Я уверена, что им не требуется ни невролог, ни нейропсихолог, − возразила учительница. − Я в своих классах справляюсь с такими детьми легко. Да и с какими «такими»? Они обычные дети, просто более любознательные и активные.

Этот ваш синдром дефицита внимания, гиперактивность и неусидчивость − просто отговорки. Если у меня на уроке несколько детей встают из-за парт и начинают слоняться, то и всем остальным разрешается встать и поменять местоположение.

У нас такие правила: меняемся местами каждые 15 минут урока. А бывает, что вообще убираем парты и сидим на подоконниках и на полу. Или я размещаю методические материалы по всему кабинету, и мы весь урок перемещаемся от одной стены к другой.

− Но это ведь уже получается никакая не школа, а самый настоящий балаган, − возмутилась я.

– Ты идешь на поводу у неуравновешенного ребенка и всех превращаешь в гиперактивных.

− Зато ко мне приходят довольные родители, которые не плачут по ночам от того, что их ребенок «не такой». Не нужно свои недоработки списывать на ребенка и обрекать его на прием таблеток и вечное хождение по врачам.

− А что будет с этими детьми потом, ты задумывалась? Когда они станут взрослыми и пойдут на работу? У меня есть такие знакомые, все родственники до сих пор с ними мучаются.

− И как это выражается у взрослых? Как это можно диагностировать? − переспросила меня коллега.

− Я знаю одного из таких «трудных детей».

Он не может найти свое место в мире, постоянно меняет работу, друзей и т.д. А это все от того, что вовремя не вылечили!

− Скорее, это все от того, что ему вовремя не попалось хороших учителей, − поправила меня знакомая, и на этом наш спор закончился.

Но я еще долго сидела и сама с собой рассуждала, кто из нас прав. Мне как маме действительно было бы неприятно услышать, что мой ребенок с каким-то «дефицитом». Но одно дело − приятно-неприятно, другое дело − образовательный процесс. Есть ведь нормы, требования к результатам!

Так же странно было слышать фразу о том, что я не нашла еще своего подхода к детям. Может, и так, но все-таки я работаю не первый год и даже не третий... Словом, я запуталась и расстроилась окончательно.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – так звучит «диагноз» гиперактивных деток. Строго говоря, синдром – это состояние, совокупность симптомов, но еще не заболевание. Поэтому и диагноз пишем в кавычках.

Чем же отличаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания от остальных, не столь активных? Прежде всего – несвойственной возрасту импульсивностью, неспособностью сосредоточиться, сконцентрироваться. Они не могут усидеть на месте, очень эмоциональны, легко «вспыхивают», раздражаются или злятся. Их внимание ничем невозможно привлечь надолго, зато отвлечься они могут «на раз». «Живчики», «шустрики», даже «энерджайзеры» - так зовут их домашние. А врачи и психологи, описывая детей с СДВГ, используют другие термины. Например, упоминают про моторный тип развития, про аффективность.

Есть у гиперактивных малышей и более тревожащие проблемы, нежели неумение справиться с собственной нервной системой. Так, у них неустойчивый аппетит, им знакома бессонница, они бывают рассеяны и неуклюжи (из-за чего опасность падений возрастает). Нередко у них страдает самооценка, им трудно дается общение со сверстниками, они не умеют выстраивать отношения. Согласно статистике, таких детей становится в мире больше с каждым годом. По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций, в России СДВГ диагностируют каждому пятому ребенку в возрасте 7-11 лет. А некоторые психологи склоняются к мнению, что гиперактивностью в той или иной степени страдает от 16,5% до почти половины всех детей.

Как распознать СДВГ?

Специалисты обозначают следующие признаки гиперактивности.

  • Малыш не может пребывать в спокойствии: постоянно крутит руками и ногами, корчится, извивается, если сидит на стуле.
  • Ему сложно усидеть на месте, даже если этого требует ситуация (например, на уроке).
  • Моментально отвлекается на посторонние шумы и другие малейшие раздражители.
  • Не может ждать. Вообще. Правило «дождись своей очереди» – понятие, с которым ребенку с СДВГ очень трудно смириться.
  • Отвечает на вопрос, еще не успев его дослушать и подумать.
  • Испытывает сложности при выполнении предложенных задач.
  • Игры по правилам ему даются с трудом, он не может сохранять концентрацию внимания.
  • Не закончив одно дело, бросается делать другое.
  • Он шумный: тихий час, тихие игры – не для гиперактивного малыша.
  • Болтает без умолку.
  • Он мешает: пристает к окружающим, пытается их отвлечь от занятий, вмешивается в игры других детей.
  • Возникает ощущение, что часто ребенок не слышит, когда к нему обращаются.
  • Рассеянный и «растеряша»: у детей с СДВГ чаще всего теряются шапки, сменка, варежки, он забывает дома пенал, а портфель – на улице.
  • Не думает о последствиях, что делает его действия опасными: может выбежать на дорогу, не глядя по сторонам, и совершает другие подобные «бездумные» поступки.

Если у малыша наблюдаются несколько вышеперечисленных признаков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, скорее всего, имеет место быть, и ребенка лучше показать специалисту: неврологу, психологу, психотерапевту.

Причины гиперактивности у ребенка

Врачи полагают, что этот синдром – следствие микроскопического органического поражения головного мозга, которое при диагностике не может быть определено (так называемой минимальной мозговой дисфункции). Она могла возникнуть потому, что еще во время беременности что-то пошло не так: наблюдалась внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), заболевание будущей мамы, хроническое или острое, а возможно, в дело включились генетические факторы, или роды были не очень простыми. Мальчики примерно вдвое чаще страдают от СДВГ, и врачи видят причину в том, что на ранней стадии развития плод мужского пола более уязвим к разного рода патологиям беременности и родов.

Какие проблемы с адаптацией к школе возникают?

Родителям гиперактивного ребенка приходится непросто: мало того, что дома маленький «вулканчик» способен натворить дел, так и далеко не все окружающие готовы мириться с его соседством. Для учителя первоклассник с СДВГ – тоже задачка не из простых: чтобы помочь ему адаптироваться в школе, придется приложить гораздо больше усилий и потратить больше времени, чем на адаптацию других детей.

Какие сложности в первом классе могут подстерегать ребенка?

  • Интеллектуальные способности гиперактивных деток обычно выше среднего, но при этом часто наблюдается:
  • Недостаточность речевого развития
  • Несовершенная тонкая моторика (такие дети хуже пишут, рисуют)
  • Сниженный интерес к знаниям, к приобретению интеллектуальных навыков
  • Отсутствие систематичности в занятиях, требующих внимания и концентрации.

Все это может стать помехой в учебной деятельности.

Малыш с СДВГ – вспыльчив и гневлив, следовательно, с одноклассниками ему уживаться непросто. Конфликты почти неизбежны, а те, кто не вступает в него, стараются держаться от ребенка подальше – это, согласитесь, не способствует доброжелательному общению.

Жалобы на ребенка с СДВГ других родителей – тоже довольно частое явление.

Старший дошкольный и младший школьный возраст – это время, когда у детей гиперактивность проявляется наиболее остро. Причина в том числе в том, что именно в этом возрасте малыш вынужден переходить от ведущей игровой деятельности (которая давала выплеск его энергии) к ведущей учебной. Интеллектуальные нагрузки увеличиваются, от малыша требуются другие, несвойственные ему навыки: умение концентрироваться, терпеть, сидеть в неподвижной позе длительное время, доводить дело до результата, делать задания одно за другим. Школа – это система правил, норм, требований и регламентов для жизни ребенка. А как втиснуть в правила и регламенты малыша, который попросту не может быть организованным, неподвижным и тихим?

Вот почему проблема школьной дезадаптации у таких гиперактивных деток проявляется в наиболее сильной степени. И только образовательная система, которая учитывает индивидуальные нужды каждого ребенка, способна адаптироваться под его уникальность, способна максимально облегчить вхождение этих детей в образовательный процесс. Такая система, как «Начальная школа XXI века», является программой, рассчитанной на детей с разным уровнем подготовки к школе и разными психофизическими особенностями. Благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку обучение по этой программе может быть комфортным и корректным даже для непоседливых, импульсивных и рассеянных малышей. Так образовательная система делает школьную среду соответствующей возможностями каждого ребенка.

Еще несколько лет назад в классе могло быть всего 1-2 ученика с гиперактивностью. В наши дни, по наблюдениям педагогов, до 20-30% учащихся первых классов являются гиперактивными детьми.

Гиперактивность характеризуется повышенной потребностью в движении. Поэтому просидеть за партой 30-45 минут для ребенка с гиперактивностью задача непосильная. А ведь еще и на переменах бегать не разрешают! Игровая зона, где малыш сможет сбросить напряжение, справиться с агрессивностью с помощью активных игр, очень важна для такого ребенка.

Поскольку гиперактивный ребенок не может дождаться окончания вопроса учителя и отвечает без разрешения, часто кричит ответ с места, возможен диссонанс между школьными правилами и поведением ребенка. Важно предупредить учителя об особенностях малыша и выработать совместно методику взаимодействия с ним.

Если ребенок с СДВГ устает (а устает он быстро), он еще сильнее теряет концентрацию внимания. Результат – масса ошибок и небрежности во время выполнения заданий. При этом он все знает, однако стандартная система оценок знаний, умений и навыков, принятая в школе, попросту не рассчитана на особенности гиперактивного ребенка. К счастью, в первом классе оценок не ставят, однако эту проблему придется решать – также совместно с учителем и при активном участии родителей в развитии и воспитании малыша.

Требовать каллиграфического (или хотя бы понятного) почерка от первоклассника-непоседы – пустая задача. Навыки чтения, письма у ребенка с СДВГ нарушены не только из-за проблем с вниманием, но и из-за недостаточного развития мелкой моторики, координации движения, речевого развития, зрительного восприятия. Стоит учитывать, что наглядные учебные пособия и тактильная поддержка (счетный материал, инфографика, карточки, игрушки-антистресс и т.п.) способствуют усвоению информации гиперактивным ребенком.

Задачи, с которыми предстоит столкнуться в период подготовки к школе и адаптации к первому классу, решаются комплексно при участии родителей, педагогов, психологов и врачей (неврологов, психиатров). Педагогическая и психологическая коррекция может сочетаться с медикаментозной терапией. Но важнее всего – участие родителей, их терпеливый и системный подход к воспитанию гиперактивных детей.

Плюсы гиперактивности

Да, они тоже есть, и очень важно знать о них и родителям, и учителям.

Гиперактивные детки всегда более креативны, нестандартно мыслят, способны одновременно думать в нескольких направлениях – их мышление очень гибкое, а ответы поражают оригинальностью.

У них «всегда есть план». А точнее, несколько различных вариантов одного ответа. Более того, они никогда не отвечают одинаково дважды даже на один и тот же вопрос! Если ответ предполагает точность – например, учитель хочет слышать результат решения уравнения – гиперактивный ученик скучает и «тормозит». Но если нужно продемонстрировать несколько способов решения одной и той же задачи, тут «живчики» на коне.

С ними не соскучишься. Да, если относиться к их постоянному желанию влезть во все и сразу как к помехе, возникают сложности. Но в организации мероприятий, где требуется вовлечение всех участников, нет никого лучше гиперактивных малышей, которые успевают тормошить всех и сразу.

  • Будьте сдержанны и терпеливы. Иногда за «выходки» ребенка хочется наказать, накричать на него или как-то иначе бурно отреагировать. Но давать выход своим собственным эмоциям, особенно негативным, не стоит. Не стоит усугублять напряженную обстановку вокруг эмоционально лабильного малыша.
  • Поддерживайте свое чадо в каждой попытке вести себя «правильно», то есть конструктивно, позитивно и подчиняясь правилам. Ему, поверьте, это непросто дается!
  • Помиритесь с близкими. Конфликты в семье, в которой растет гиперактивный ребенок, провоцируют усугубление его состояния. Поэтому в повседневном общении постарайтесь избегать упреков, обид, категоричных оценок, криков, угроз – словом, любых провоцирующих факторов, даже если ваши эмоции направлены не на ребенка, а на других членов семьи.
  • Не ругайте, а переключайте внимание. Делайте это с юмором и легко. Пытайтесь понять своего ребенка с тем, чтобы договариваться с ним без манипуляций, и не запрещать ему (следовать запретам ребенку с СДВГ сложно), а взаимодействовать на основе взаимного уважения и любви.
  • Организуйте распорядок дня. Для гиперактивного ребенка соблюдение режима особенно важно. У него должны быть свои обязанности, при выполнении которых он заслуживает искреннюю похвалу.
  • Организуйте быт ребенка так, чтобы у него была возможность побыть одному. Это может быть отдельная комната или уголок, где он может по-настоящему расслабиться. В оформлении не используйте ярких красок – красный, оранжевый, желтый возбуждают нервную систему, и не только отвлекают, но и раздражают ребенка.
  • Играйте с ребенком чаще. Подвижные игры позволят «выпустить пар», игры в театр и разыгрывание сценок из прочитанных книг позволят пережить и транслировать эмоции голосом, мимикой, жестами. Очень часто «живчики» обладают актерским талантом, так что не стесняйтесь устраивать овации своему маленькому непоседе.
  • Будьте на связи с учителем, взаимодействуйте с ним. От первого учителя во многом зависит атмосфера в классе, и конечно, его обязательно нужно предупредить об особенностях вашего малыша, чтобы гиперактивность первоклассника не стала для учителя сюпризом. Подумайте, как направить чрезмерную импульсивность и активность ребенка в продуктивное, позитивное русло.
  • Поддерживайте, успокаивайте, хвалите ребенка, чтобы не усугублять его состояние еще и комплексом неполноценности или отрицательными переживаниями. Очень важно, чтобы сложный первый год жизни в школе малыш прожил без стресса, обрел в школе новых друзей и получал знания в комфортной ему обстановке.

Как помочь ребенку с нарушением внимания .

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания.

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.