Исследовательская работа учащегося «Исчезнувшие буквы русского языка. Проект « Алфавит всем надо знать «Алфавит вокруг нас»

МБОУ «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №1»

Выполнил:

Шарафутдинов Данила

ученик 1 б класса

Руководитель: Фомина

Елена Александровна

Краснослободск – 2016г.

I .Введение

Я учусь в 1 классе. Мы только что закончили изучать все буквы, и учительница задала выучить весь алфавит. Мне стало интересно, кто придумал алфавит и для чего он нужен? Я решил побольше об этом узнать.

Мою идею поддержала моя учительница, которая и стала главным помощником в моих исследованиях.

Поэтому цель моей работы заключается в том, чтобы оценить роль алфавита в жизни людей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- узнать, что такое алфавит;
- выяснить, кто и когда придумал алфавит;
- выяснить, зачем нужен алфавит;
- вместе с одноклассниками создать «Весёлую азбуку».

Актуальность исследования:

Каждый первоклассник изучает алфавит, но не все знают, зачем нужно знать порядок и названия букв алфавита.

Объект исследования: русский алфавит.

Предмет исследования: использование алфавита в нашей жизни.

Гипотеза исследования

Я предположил , что:
- алфавит был создан очень давно;
- знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни.

Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач были использованы такие методы и приёмы как:

Анализ литературы по теме работы;

Сравнительно-исторический анализ;

Экскурсия;

Иллюстративный метод;

Сопоставление и обобщение данных;

Наблюдение.

II . Основная часть

1) Что такое алфавит?

Чтобы узнать, что такое алфавит , я решил обратиться к словарям.

В словаре русского языка С. И. Ожегова говорится о том, что алфавит – это «то же, что азбука в первом значении [с. 22]. В свою очередь азбука в первом значении «это – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит». [с. 20]. Во втором значении алфавит – это «порядок букв, принятый в азбуке».

В словаре В. И. Даля я прочитал о том, что «алфавит, абевега, буквица», означают «собрание в порядке всех букв» [с 24].

2) Почему алфавит и азбуку так назвали?

В интернете я узнал что, название алфавит пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались – «альфа» и «вита». Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Получилось слово «азбука».

3) Когда появился алфавит?

В IX веке была создана одна из первых славянских азбук просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита и названа по имени просветителя Кирилла – Кириллица. Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас.

Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый « гражданский шрифт».
И все-таки правописание оставалось сложным. Попробуй запомнить, когда нужно писать «иже», а когда « и с точкой». Да еще и «ер»- твердый знак. Его ставили в каждом слове, заканчивающемся твердой согласной. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.
Число букв сократилось до 33, упростили названия букв (вместо «аз», « буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.
4) Выяснение роли Алфавита в жизни людей.

В Людмила Павловна показала мне, как можно облегчить себе поиск книги, если знаешь алфавит. Вся на полках располагается в алфавитном порядке, по фамилии автора.


Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.


У меня была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Если мы откроем любой из словарей, то увидим, что слова в этих словарях расположены в алфавитном порядке. Зная наизусть алфавит, легко найти нужное слово.


Затем мы побывали в кабинете у секретаря нашей школы Надежды Юрьевны Пикиной, у неё есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.


А ещё я от неё узнал, что в школе существует алфавитная книга учащихся. В этой книге фамилии всех учеников расположены в алфавитном порядке, благодаря чему очень легко найти ту или иную фамилию.


Самое больше количество учащихся в нашей школе, фамилии которых начинаются на букву « К » - их оказалось 871.

Классный руководитель Елена Александровна показала мне классный журнал, в котором список учащихся нашего класса сделан в алфавитном порядке. Я по списку 22.


Моя мама работает в Пенсионном Фонде. Она рассказала, что у неё на работе есть архив, в котором пенсионные дела хранятся в алфавитном порядке.


У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке. Больше всего на букву К, а самая распространённая фамилия –Лютов, в справочнике встречается 23 раза.


С папой я люблю рассматривать Атлас мира. Все географические названия в нем расположены в алфавитном порядке.


А ещё папа рассказал, что автомобильные коды городов России тоже расположены по алфавиту.

Мы также проанализировали списки погибших солдат у памятника Погибшим воинам и выяснили, что фамилии героев ВОВ собраны тоже алфавитном порядке.


5)Как легче запомнить алфавит?

Елена Александровна мне рассказала, что способов запоминания алфавита много.

Один из способов – это запоминание алфавита при помощи рифм и стихотворений. В приложении к моей работе даны два стихотворения из «Русской азбуки», которые можно использовать тем, кто ещё не знает или уже забыл порядок букв в алфавите.

Ещё один способ это создание и дальнейшее рассматривание иллюстраций к каждой букве алфавита. Одну из таких моделей алфавита мы обнаружили в Букваре, который был выпущен в 1985 году. Поэтому букварю учились мои родители.


Вторую модель нашли в Русской азбуке, которая была выпущена в 2009 году.



Интересно то, что содержание иллюстраций к буквам практически не изменилось, несмотря на то, что разница между этими иллюстрациями составляет 24 года.

Чтобы легче запомнить алфавит, мы с одноклассниками решили создать «ВЕСЁЛУЮ АЗБУКУ». Каждая буква в ней напоминает какой-то предмет и про неё есть стихотворение или загадка.

II .Заключение

Выполняя эту работу, я узнал очень много полезной информации. Я выяснил, что означают слова «алфавит» и «азбука», а также то, что эти слова имеют одинаковое значение.

Я узнал, что создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий.

Моё предположение о том, что знать алфавит обязательно, подтвердилось, так как знание алфавита помогает быстро находить важную и необходимую информацию и этим значительно облегчает её поиск .

Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.

Список литературы

1. Азбука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0

2. Алфавит [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс на 10 CD]

4. Горецкий В. Г. Букварь. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.: ил.

5. Даль В. И. Иллюстрированный Даль: дополнительный том «Толкового словаря живого великорусского языка»/под ред. Бутромеева В. П. – М.: Белый город, 2008. – 544 с.; ил.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.

7. Русская азбука. : учеб. для общеобразовательных учреждений/В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2009. – 239 с.: ил.

Приложение 2.

Господин учитель Жук

К. Льдов


Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к жуку пришли.

«А» - акула, «Б» - букашка,

«В» - ворона, «Г» - глаза…

Шмель и муха, не болтайте!

Не шалите, стрекоза!

«Д» - дитя, «Е» - единица»,

«Ж» - жаркое, «З» - зима…

Повторите, не сбиваясь:

«И» - игрушка, «К» - кума!

Кто учиться хочет с толком,

Пусть забудет в школе лень…

«Л» - лисица, «М» - мартышка,

«Н» - наука, «О» - олень.

«П» - петрушка, «Р» - ромашка,

«с» - сверчок, «Т» - таракан,

«У» - улитка, «Ф» - фиалка,

«Х» - ходили, «Ц» - цыган.

Так наш Жук, махая розгой,

Учит азбуке стрекоз,

Мушек, мошек и козявок,

Мурашей, шмелей и ос.

Песенка-азбука

Б.В. Заходер

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, М, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!..

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они – стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Аникина Елена
Исследовательская работа учащегося «Исчезнувшие буквы русского языка»

I. ВВЕДЕНИЕ

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

I.Введение.

Русская азбука – это начало начал великого русского языка . Может быть его богатство объясняется тем, что в своих истоках он хранит многовековые тайны. А русские писатели с незапамятных времен пытаются с его помощью разобраться в никем еще не разгаданной тайне русской души .

Как видим, язык исполняет много важнейших функций, без которых не было бы настоящего образованного общества. Язык переносит в себе историю от предков до современников. Это бесценный дар, который передали нам наши великие предки – славяне.

На уроках русского языка мы знакомились с буквами древнеславянского алфавита, а на уроке окружающего мира изучали историю возникновения древнеславянской письменности. Рассматривая древнеславянский алфавит, я увидела, что буквы носили другие названия и их было больше, чем в современном алфавите. Мне стало интересно какие буквы утеряны и почему , поэтому я определила цель для своего исследования : выявить, где в современном русском языке можно обнаружить исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.

Объект исследования : алфавит русского языка .

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи :

Сравнить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита ;

Выяснить причину исчезновения букв ;

Рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита .

Методы :

1. Изучить научную литературу по теме исследования ;

2. Посмотреть научно познавательные фильмы по данной теме;

3. Изучить источники в сети Интернет.

Гипотеза : Если , значит они не были важны.

Актуальность моего исследования определяется тем , что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков. Историю развития общества можно проследить в связи с историей развития его языка и наоборот : язык изучается в связи с изучением истории народа.

Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.

Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях, которые нашли отражение в их языке . Он оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.

II. Основная часть.

1. Теоретическое исследование .

Недавно в учебнике русского языка я увидела рисунок с изображением букв древнеславянского алфавита. Я сосчитала их и обнаружила, что алфавит состоял из 49 букв , начертания большинства букв похожи на буквы современного алфавита, но названия они носили более сложные и явно имели смысл. Например буква А называлась «аз» , Б-«буки» , В – «веди» , Г – «глаголь» , Е- «есть» , Ж- «живете» , Л- «люди» , М-«мыслите» , Н –«наш» , О- «он» , П- «покой» , С- «слово» , Т –«твердо» , Ф- «ферт» и так далее. Букв , которые сохранили свое написание в современном алфавите, я насчитала 29, хотя написание некоторых из них немного изменилось. Так, например, начертание букв Ц , Ч, Щ было немного другим, и назывались они «цы» , «червь» , «шта» , а вот для обозначения одного звука (з) служили два знака «зело» и «земля» . Некоторые буквы полностью исчезли из современного алфавита, например, «омега» , «ять» , «юс малый» . «юс большой» , «юс малый йотированный» , «юс большой йотированный» , «кси» , «пси» , «фита» , «ижица» и другие.

Я посмотрела научный документальный фильм о том, как на Руси появлялась письменность. Из фильма я узнала, что в истории древнерусского языка выделяются два периода : дописьменный – до X–XI вв. и письменный. Узнала, что существовали древние славянские алфавиты, которые носят названия глаголицы и кириллицы. Создание одного из них приписывают христианскому проповеднику IX в. Кириллу и все дошедшие до нас древнерусские тексты написаны кириллицей. Об употреблении глаголицы мы знаем очень мало (глаголицей сделаны, например, надписи на внутренних стенах новгородского Софийского собора).

Мне стало интересно узнать, почему же буквы кириллицы носят такие странные для современного человека названия, и тогда я стала искать информацию в Интернете.

Я узнала, что русская азбука , которая была в обиходе вплоть до 1918 года, - это набор графических знаков, обозначающих смысловые ОБРАЗЫ (а не простые звуки) . Знаки азбуки назывались «буквицы » . Каждая буквица несла в себе отдельное смысловое понятие. Например : первая буквица русской азбуки «АЗ» передаёт звук [а] и имеет смысло-образ «я, человек, начало…» ; буквица «Буки» передаёт звук [б] и несёт смысло-образ «Бог, быть, будет…» . И так - все знаки русской азбуки

Самое интересное, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой еще и число. Причем все буквы -числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – «аз» соответствует единица, В – 2, Г – 3, Д – 4, Е – 5 и так до десяти. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам : 10, 20, 30, 40, 50, 70, 80 и 100.

Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений : ведать, знать и владеть. Знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!» .

Глаголь – буква , значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы -слова Глаголь являются : глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать» . Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3.

Какой же смысловое значение несли исчезнувшие буквы ? Рассмотрим на примере некоторых букв .

Зело – буква , которая является сочетанием двух звуков [д] и [з]. Главное значение этой буквы для славян заключалось в словах «крепко» и «сильно» . Численным содержанием буквы Зело является шестерка.

Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна» . Иногда в предложениях буква -слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край» , «страна» , «народ» , «земля» или же под этим словом понималось тело человека. Это число 7 – семь, семерка, седмица.

Иже – буква , смысл которой можно выразить словами «ежели» , «если» и «когда» . Смысл этих слов по сей день не изменился, просто в повседневной жизни современные славяне используют синонимы Иже : если и когда. Иже соответствует цифра 10.

Оукъ – еще одна буква в азбуке , которая на сегодняшний день трансформировалась в букву У . Незнающему человеку, конечно, тяжело понять, что обозначает это слово, однако славяне знали её как «закон» . Оукъ часто употреблялась в значении «указ» , «скреплять» , «законник» , «указывать» , «крепить» и т. д.

Ферт. Эта необычная буква -слово обозначает не что иное, как славу, вершину, верх, воздает славу вечности. Числовым значением Ферта является 500 – пятьсот.

Ять – это буква , к которой наиболее подходит синоним «принять» . Ю [у] – буква скорби и печали . Её коренным смыслом является горькая доля и несчастливая судьба.

Еще две интересные буквы старославянского алфавита Юс малый и Юс большой.

Юс малый по форме напоминает связанные руки. Самое интересное то, что коренным смыслом этой буквы являются «узы» , «оковы» , «цепи» , «узлы» .

Юс большой был символом темницы или тюрьмы, как более строгого наказания за совершенные человеком злодеяния.

Рассмотрев часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Кирилла к потомкам. «Где это видно?» - спросите вы. А вы попробуйте теперь прочитать все буквы , зная их истинных смысл. Если брать по несколько последующих букв , то складываются фразы-назидания :

Веди + Глаголь обозначает «ведай учение» ;

Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон» .

Каждая буква -слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.

Изучив древнеславянскую азбуку, я смогла сделать вывод о том, что исчезнувшие буквы когда-то занимали равноправное положение среди других букв в алфавите

Причина исчезновения этих букв в том , что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме, и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание.

Приведу пример. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению :

Миръ – состояние без войны;

Міръ – вселенная;

Мїръ – община;

Мгро – благовонное масло;

Мръ – мера времени.

В процессе развития, совершенствования нашего письма изменились и названия букв . Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита "аз", "буки", "веди" и т. д., которые не совпадали с их звучанием, в XVIII в. были устранены и вместо них приняты названия "а", "бэ", "вэ" и т. д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка , поскольку название буквы указывало теперь на соответствующий этому названию звук.

В энциклопедии я прочитала, что самыми первыми исчезли «юс малый» и «юс большой» . В 1718 году серьезно взялся за усовершенствование алфавита Петр 1, он упразднил буквы , которые обозначали одни и те же звуки. А вот следующие преобразования алфавит претерпел в 1917 году, и стал иметь современный вид.

Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода , все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов» , обозначает не что иное как «начать с самого начала» . Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я» .

2. Практическая часть.

Рассмотрев причины и пути исчезновения букв древнеславянского алфавита, мне показалось интересным выявить случаи использования этих букв в современном русском языке . Я обратились к исследованию пословиц и поговорок, поскольку, как говорил Михаил Александрович Шолохов : «…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».

В Словаре русских пословиц Даля собрано 53 пословицы и поговорки. В них употреблены 23 буквы древнерусской азбуки . Вот, например, некоторые пословицы об исчезнувших буквах :

1) Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока) .

2) Там я (Наполеон, барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.

3) Фертом не ходят сохой орющие (пашущие) .

5) Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.

6) Ер Егорка упал в озёрко : сам не потонул и воды не всколебал.

7) Сделать на ять.

8) У нея ротик фитою.

9) От фиты подвело животы.

10) Фита – школьный грамотей, дошлый писака.

11) Фита не славна, а вещь она славна.

12) Фита, ижица к розге ближится.

13) Кси, пси с фитою пахнули сытою.

14) Не суйся, ижица поперёк аза.

15) Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.

16) От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.

17) От аза до ижицы.

Каждая буква представляет собой набор определённых признаков : звуковое значение, числовое значение, начертание, место в алфавите.

При употреблении в пословицах и поговорках подчёркиваются их разные признаки.

Следует отметить, что пословицы и поговорки славянской азбуки представляют собой особую группу среди других, являясь великим культурным наследием русского народа .

Закончив свою работу , мне стало интересно, а другие дети знают о существовании утерянных букв ?

Я провела анкетирование среди моих друзей по следующим вопросам :

Знаете ли вы, что в древнеславянском алфавите было букв больше ?

Результат : из 16 ребят- 5 человек знали об этом(31%, 11 человек не знали(69%) .

На сколько больше?

Результат : ребята предполагали разное количество, правильно никто не ответил(0%) .

Как вы думаете какой алфавит современный или древнерусский легче для употребления?

Результат : все ответили, что современный алфавит легче для употребления(100%) .

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв . Проделав исследовательскую работу , я вижу, что звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка . Русский народ создал и сохранил их, это показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке.

Вероятно, эти пословицы бытовали и в крестьянской, и в городской, более образованной среде, и, может быть, в среде семинаристов. Это даёт нам уверенность в том, что ещё не забыт древнерусский язык , что по-прежнему это великое культурное наследие русского народа .

Вывод : Опираясь на теоретическую и практическую часть, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась : буквы исчезли из русского алфавита , т, к они потеряли свою значимость и стали только усложнять понимание смысла написанного, значит они не были важны.

Мало кто из современных людей знает о влиянии, употребляемых ими слов и каково их значение на нашу общую действительность. Эту тему начнём с понимания, что такое Алфавит и буквы, тогда многое прояснится. Поэтому сразу определим смысл важных для нас слов.

Алфавит - это система сакральных символов, позволяющая осознанно управлять Лучами Света, формирующими события в Голограмме, проявленного мира. Символы алфавита нам известны под названием Буквы, поэтому сразу же дадим определение слова буква.

Буквы - это плазменные объёмные формы, влияющие на направление движения, проходящего через них луча Света.

Каждая буква при своём произношении имеет свои звуковые вибрации, определяющие её цвет и запах, а также реакцию генов внутри ДНК человека. Буквы обладают способностью менять направление света и его качественные характеристики при прохождении через них луча света.

Знания об Алфавите несут в себе основу «Всея Светной грамоты» об устройстве, жизни человека и всей Вселенной. Изучая составные части Алфавита — буквы, человек получает частичное знание о построении речи, об управлении своими состояниями, событиями своей жизни в создании новых построений мысли для её материализации.

Все звуки на плоскости оформляются символами, то есть нотами, буквами, цифрами и рисунками с различным смысловым наполнением создаваемых ими образов.

Сочетания букв называются словами. Те из буквосочетаний, которые Господь внёс в гены человека, составляют правильные слова.

Буквы планетарного Алфавита, которыми написаны гены человека, составленные в определённой последовательности, формируют генную этику человека, от которой произошло слово генетика.

Слова, соответствующие генной этике, вызывают при своём произношении и при прочтении различные образы, которыми он оперирует в своей жизнедеятельности. Изначально их в человеке было 9млн. 600 тысяч и они составляют корневую основу первого языка человечества на планете, из которого после Вавилонского столпотворения в Месопотамии произошли все существующие языки мира и наречия. В основе Алфавита планетарного человечества находится около 1600 букв. Они создают корневую основу единого языка, звуковой палитры планеты.

Когда человек познает все буквы, их значение, научится правильному произношению букв и слов, тогда получит возможность немедленной материализации своих мыслей.

Такое знание называется «Всея Света Грамота». Это знают недоброжелатели человечества и поэтому усилиями безумных политиков разделяют народы.

Смысл слова «безумный» означает без умения мыслить правильно, так как правила построения мысли ему не ведомы, и он не знает следствий своих действий ни для себя, ни для своих детей и внуков.

Слова, не имеющие корневой базы в генах, являются ложными и при своём звучании ведут клетки организма к внутреннему разладу, так как гены не понимают их звучания и не могут создать соответствующий им образ.

Звуки слов, имеющего вибрации, сходные с создаваемыми образами, помогают соединить мысленный образ с Первичной Материей сотового экрана планеты, способствуя его материализации. Поэтому буквы и слова — это инструменты созидания и разрушения!

Все буквы и составленные из них слова нужно рассматривать с позиции Лучевых, световых и энергетических взаимодействий в Голограмме живой реки Времени.

Из изображений букв, обозначающих движение энергий с определёнными частотами звучания и имеющими свой цвет, составлены практически все, существующие Алфавиты для письма и общения между людьми на планете Земля. Многие буквы искажены и не выполняют своей функции по формированию направленных потоков энергии для материализации вещей и событий. Правильное звучание букв и составленных из них слов делают человека Богом, так как дают возможность материализовать образ мысли звучащими словами своей речи.

Только поэтому смысл слов, их произношение, умышленно искажены или забыты.

Из букв АЛФАВИТА, заключённых в сферы, на Земле формируется кристалл-куб, содержащий в себе по закону подобия символы Вселенской Азбуки.

Человек содержит в себе такой же кристалл, но буквы в нём не светятся, потому что человек не употребляет большинство правильных слов, в своей речи, сужая этим свои творческие возможности.

Сейчас этот набор букв раздроблен по различным языкам и полноты звуков для материализации мысленных образов, создаваемых человеческим Разумом, нет ни в одном из существующих алфавитов народов планеты.

Чем проще алфавит, используемого языка, то есть чем меньше в нём буквенных символов, тем меньше в нём звуковых фонем, позволяющих человеку влиять на свою реальность в виде состояния тела и происходящие события. В английском языке всего 22 буквы, поэтому его старательно усилиями роботизаторов человечества внедряют для всеобщего употребления, делая из человека биоробота.

Сегодня правильное произношение большинства слов умышленно искажено или забыто.

Наиболее полно и правильно буквы представлены в сохранившемся русском алфавите и санскрите, но русский алфавит после выхолащивания из него 11 гласных звуков в 1917 году по декрету Владимира Бланка - Ульянова — Ленина, утратил свою былую силу.

Человек, правильно использующий при формировании слов в своей речи большое количество правильно составленных слов из букв Алфавита Всея Света Грамоты, всегда будет гармоничен и здоров. Это лучший способ профилактики своего здоровья. Только по этой причине молитвы в церквях читаются на древнем, славянском — русском языке, не искажённом упрощенчеством 1917года.

Опыт показывает, что в любой православной молитве, сохранившей в себе правильное написание и построение фраз, есть «целительная компонента», помогающая сочетанием звуков при своём произношении восстанавливать лад в человеке, а значит и его здоровье.

Сравнивая статистику заболеваний школьников во времена обязательной читки молитв перед занятиями в школе и перед едой с тем, что происходит сейчас, во время разгула насилия над РАЗУМОМ с экранов телевизоров и компьютерных игр показывающих насилие, то можно понять тяжесть, совершаемого преступления взрослых перед детьми. Ранее, при царском режиме, здоровых детей рождалось 96%, а сегодня в разгул демократии, здоровых детей рождается всего 2%.

Такие цифры могут заставить задуматься даже глупого человека, а продолжать упорствовать на сатанинских реформах русского и других алфавитов, языков могут только люди без ума, так как лишены умения мыслить правильно. Очень не хочется думать, что обществом управляют только безумные.

Тогда эта власть не от Отца и они её лишаться, если не наступит прозрение! Легитимность любой власти заключается в чести её носителей!

Необходимо для сохранения здоровья населения прививать у него в любом возрасте уважение к родителям, Родине и своему родному языку, а кто этого не приемлет, тот служит не Отцу Всевышнему, в какие бы словесные и иные одежды он не рядился.

Возврат русов к своему родному языку значительно сократит расходы на медицинскую помощь у населения и уменьшит преступность в обществе.

У человека в его генах записи сделаны Отцом Всевышним, там написано о том, каким он обязан быть. Нельзя допускать, чтобы яйцо становилось квадратным, а квадрат круглым. Эта несуразность равна по значимости смысла тому, что делается с божественным языком.

Изначально видимо Библия была написана на общепланетарном языке, но мы этого текста не увидим, так как тогда придётся зачеркнуть лживую историю о Руси и её безграмотном народе.

Многие тексты, даже перепечатанные из первоисточников знаний для человечества, имеют при переводах умышленные и не умышленные изменения, формируя анаграммы.

Анаграмма. Текст, в котором слова переставлены и искажают, вложенный в текст смысл. Их может быть великое множество.Библия в сегодняшнем издании и многие учебники для школ и ВУЗов являются подобными примерами.

Слова, непонятные генам, разрушают человека, его космическую Суть изнутри, лишая божественных качеств. Нужно возвращаться к основам своего языка и АЛФАВИТА, зачеркнуть лживую историю о Руси и её народе.

Вся сила человека в правильном звуковом оформлении своих мыслей посредством речи. Речь человека — это мощнейший инструмент созидания и разрушения.

Понимая это, удели внимание тому, что и как ты говоришь, если не знаешь смысла слов, освободи от них свою речь, так как они не всегда способствуют твоему благополучию.

Если сейчас начать говорить правильно, с позиции законов управления движением информации и энергий в окружающем Пространстве, то следуйте заповеди: "Читай и разговаривай на том языке, которым написаны твои гены, а для этого изучай свой алфавит!».

Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс»

Исследовательская работа

«АБВГДЕЙКа» или «Что такое алфавит и азбука и зачем их нужно знать?»

МБОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа

Руководитель: Кодесникова

Наталия Викторовна

пос. Чистое Поле Балахтинского района Красноярского края , Россия

Введение……………………………………………………………………

Глава I. О русской азбуке и алфавите ……………………………………

§ 1. Определение понятий «азбука» и «алфавит»…………………...

§ 2. История появления алфавита и азбуки………………………….

Глава II. Практическая часть работы……………………………………..

§ 1. Выяснение роли алфавита на работе и в жизни людей……….

§ 2. Описание процесса создания модели алфавита………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………...

Приложения………………………………………………………………...

Приложение 1. Стихотворения об азбуке………………………….

Приложение 2. Азбука в картинках………………………………….


Введение

«Запишите слова в алфавитном порядке…», «Подумайте, зачем слова в словарях расположены в алфавитном порядке…», «Расположите по алфавиту буквы каждой строки…». Такие задания мы встретим в нашем учебнике по русскому языку , когда будем заканчивать обучение во втором классе. Интересно то, что на страницах учебника нет чёткого и точного определения, что такое алфавит.


Мы предположили, что если мы не будем знать, что это такое и откуда он взялся, то при выполнении заданий у нас будут некоторые трудности.

Этим и обосновывается актуальность выбранной нами темы.

Проблема заключается в том, что не все современные школьники, не говоря уже о взрослом населении, знают алфавит, и поэтому не могут использовать его в своих целях.

Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы оценить роль алфавита и азбуки в жизни людей.

Для достижения этой цели нами были выдвинуты следующие задачи :

1. Выяснить, что означают слова «алфавит» и «азбука».

2. Описать историю появления русского алфавита (или азбуки).

3. Сходить на экскурсию к людям разных профессий, чтобы узнать, где им помогает знание алфавита.

4. Провести анкетирование с целью выяснения значимости знания алфавита.

5. Создать модель азбуки, как один из способов запоминания букв алфавита.

Для раскрытия темы мы привлекали материал из энциклопедий и словарей на печатной основе и ресурсы сети Интернет.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что

1. слова «алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же;

2. алфавит и азбуку придумали для чего-то…;

3. знать алфавит и азбуку совсем необязательно.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что модель, созданной нами азбуки можно будет использовать для знакомства первоклассников с буквами для лучшего их запоминания.

Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач мы использовали такие методы и приёмы как: анализ литературы по теме работы, сравнительно-исторический анализ, экскурсия, моделирование, иллюстративный метод, сопоставление и обобщение данных, и кроме того методы социального исследования такие как: сравнительный метод, наблюдение, опрос, выборочное обследование.

Глава I. о русской азбуке и алфавите

§ 1. Определение понятий «алфавит» и «азбука»

Прежде чем вести разговор об азбуке и алфавите, мы посчитали необходимым дать им определения на основе известных источников определений.

В свободной энциклопедии – Википедии – говорится о том, что азбука – это «(от аз и буки) кириллический алфавит. Иногда другие алфавиты» , а алфавит – это порядок букв в азбуке» .

В словаре русского языка говорится о том, что алфавит – это «то же, что азбука в первом значении . В свою очередь азбука в первом значении «это – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит». . Во втором значении алфавит – это «порядок букв, принятый в азбуке».

В электронной версии Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия мы прочитали, что слово алфавит произошло от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета, новогреческого - вита, и означает совокупность букв, слоговых знаков и др. графем данной системы письма, расположенных в определенном порядке .

Здесь же мы тоже прочитали о том, что слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Современный алфавит составлен на основе азбуки (кириллицы). В нём 33 буквы расположены в определённом порядке.

В словаре мы прочитали о том, что синонимами слова азбука являются «алфавит, абевега, буквица», которые означают «собрание в порядке всех букв» .

В этом же словаре мы узнали о других значениях слова «азбука»:


1. учебник для изучения грамоты (букварь);

2. начальные основы какой-либо науки;

Таким образом, на основании разных словарей и энциклопедий мы определили, что слова «алфавит» и «азбука» зачастую являются по отношению друг к другу синонимами.

Глава I. О русской азбуке и алфавите

§ 2. История алфавита и русской азбуки

В нашем учебнике по русскому языку говорится, что «слово азбука – русское, а слово алфавит – греческое. Образовались эти слова одинаково – из названий первых букв. Раньше буква а называлась аз , а б буки . Так получилось слово азбука . Греческое название азбуки алфавит » .

Попробуем проверить, насколько эти факты совпадают с фактами из других источников.

Из универсального словаря по русскому языку мы узнали, что слово азбука переделано из греческого άλφαβητος и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита – альфа и бета .

Мы прочитали о том, что азбука не всегда была в таком виде, в котором мы привыкли её видеть и использовать. В IX веке была создана одна из первых славянских азбук просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита и названя по имени просветителя Кирилла – Кириллица. Действовала эта азбука до 1708 года. С изображением этого алфавита мы впервые встретились в учебнике «Русская азбука» на уроке литературного чтения в 1-ом классе .

Там же прочитали про создателей азбуки Кирилла и Мефодия .

На рисунке ниже мы привели иллюстрации из Русской азбуки, на которых изображены Кирилл и Мефодий.

В славянском алфавите две первые буквы носят название аз и буки . Такие названия придумал создатель азбуки Кирилл. Его идея заключалась в том, чтобы каждой букве придать какое-либо значение. Первую букву он назвал «аз» , что в переводе с древнеболгарского означает «я» . Таким образом, я была первой буквой алфавита. Вторая буква называлась «буки» , что означало «буква» . Третья буква в алфавите «веди» была образована от древнеславянского глагола и означала «знать» . Получается, что первые три буквы можно было понимать как «я букву знаю» .

Мы также узнали, что само слово азбука впервые встретилось в письменных источниках XIII века.

В словаре говорится о том, что «в 1620 году было зарегистрировано другое название – азведи . Это связано с тем, что в греческом языке не различаются звуки б и в . Поэтому Кириллу пришлось вместо одной буквы бета ввести две – буки и веди . Греческая β произносилась как нечто среднее между б и в . В нашем языке это два разных звука. Соответственно возникла необходимость в создании двух букв. Появилось у нас слово алфавит , заимствованное у греков. Вместо беты в нём фигурирует вита . Так произносили это слово в средние века, и именно таким оно дошло до наших времён.

§ 1. Выяснение роли Алфавита на работе и в жизни людей

Итак, какую же роль играет алфавит в жизни людей и всего общества в целом?

Мы уже знаем о том, что когда мы выучим алфавит, то на уроках русского языка будем выполнить упражнения на знание алфавита.

Про азбуку и алфавит известны некоторые детские песни, такие как «Азбука» Островского, «АБВГДЕЙКА»

Если мы откроем любой из словарей, то увидим без особого труда, что слова в этих словарях расположены в алфавитном порядке.

С алфавитом мы встретились в книге «Русские пословицы и поговорки», где все пословицы и поговорки выстроены в алфавитном порядке. В предисловии к сборнику говорится о том, что «алфавитный способ размещения пословиц существует издавна. Это вносит порядок в сборник. При алфавитном порядке сами собой выделяются весьма значимые для пословиц начальные слова» . Авторы сборника говорят о том, что «алфавитный порядок помогает понять обобщённый, переносный смысл пословиц, что правильно было бы распространить принцип алфавитного размещения на каждое значимое слово и тогда поиск нужной пословицы был бы значительно облегчен. Но тогда каждую из пословиц пришлось бы повторять в сборнике столько раз, сколько в ней слов» .

Здесь же мы нашли несколько пословиц и поговорок про азбуку: «Аз да буки избавят ли от муки?», «Аз не вяз, и, содрав лыко, не сплести лаптей», «Азбука к мудрости ступенька».

На основе алфавита построена обучающая игра «Баба Яга учится читать», в которой есть упражнения на запоминание букв алфавита, а также на проверку знания его.

Для выяснения ответа на вопрос «Какова роль алфавита в жизни людей?» мы провели опрос среди школьников и взрослых (родителей и работников школы).

В анкетировании приняли участие взрослых и школьников. Всем им предлагалось ответить на три вопроса.

Первый вопрос в нашей анкете звучал так: «Знаете ли вы алфавит?».

Оказалось, что известен алфавит 100% взрослым и 78% учащимся 1-4 классов.

На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в своей работе или в учёбе?» только 95 % взрослых и 52 % школьников ответили положительно. 4 % взрослых и 38 % школьников не используют знание алфавита в работе или в учёбе, а 1 % взрослых и 10 % школьников затруднились дать ответ на этот вопрос.

На вопрос «Используете ли вы знание алфавита в повседневной (обычной) жизни?» утвердительно ответили 5 % школьников и 15 % взрослого населения. Не используют в повседневной жизни знание алфавита 90 % школьников и 80 % взрослых. По 5 % из обеих категорий затруднились ответить на вопрос.

С нашим руководителем мы побывали в кабинете у секретаря-делопроизводителя школы Татьяны Борисовны Баховой, от которой узнали, что в школе существует алфавитная книга учащихся. В этой книге фамилии всех учеников расположены в алфавитном порядке, благодаря чему очень легко найти ту или иную фамилию.

Кроме того, она показала нам алфавитную книгу в электронной базе данных , где мы увидели свои фамилии и прочитали данные, которые отражены про нас в этой базе. Узнали также, что самое больше количество учащихся в нашей школе, фамилии которых начинаются на букву «Ш» - их оказалось 35.

Классный руководитель Виктория Владимировна Пахомова показала нам классный журнал, в котором список учащихся нашего класса сделан в алфавитном порядке.

В школьной библиотеке Елена Николаевна Идатчикова показала нам, как можно облегчить себе поиск книги, если знаешь алфавит. Вся художественная литература на полках располагается в алфавитном порядке.

Знание алфавита очень помогает также и при работе с алфавитным каталогом.

Посетив узел почтовой связи, мы узнали, что каталоги периодической печати создаются на основе алфавитного порядка. Это означает, что если знаешь название журнала, на который хочется оформить подписку, то благодаря алфавитному указателю легко найти страницу, где отражены подписной индекс, стоимость подписки и краткая информация о журнале.

Мы также проанализировали списки погибших солдат у памятника неизвестному солдату и выяснили, что фамилии героев ВОВ собраны в том же алфавитном порядке. Это подтвердило гипотезу, что знать алфавит нужно для удобства поиска нужной информации.

https://pandia.ru/text/78/168/images/image015_7.jpg" width="265" height="198 src=">

В ближайшем будущем мы планируем посетить сельский фельдшерско-акушерский пункт и узнать у фельдшера Натальи Петровны Чанчиковой, где медицинские работники используют знание алфавита в своей деятельности. Кроме того, в ближайшее время планируем осуществить экскурсию в сельскую администрацию, чтобы узнать, где знание алфавита используется работниками администрации сельсовета.

На сегодняшний день через беседы с учителем, секретарём и библиотекарем школы мы выяснили, что знать алфавит человеку необходимо для скорости нахождения нужной информации. Узнали, что знание алфавита нужно не только тем людям, чья профессия связана с образованием, но и всем другим.

Глава II. Описание практической части работы

§ 2. Описание процесса создания модели алфавита

Мы узнали, что способов запоминания алфавита много.

Один из способов – это запоминание алфавита при помощи рифм и стихотворений. В приложении к нашей работе даны два стихотворения из «Русской азбуки», которые можно использовать тем, кто ещё не знает или уже забыл порядок букв в алфавите.

Ещё один способ это создание и дальнейшее рассматривание иллюстраций к каждой букве алфавита. Одну из таких моделей алфавита мы обнаружили в Букваре, который был выпущен в 1985 году .

https://pandia.ru/text/78/168/images/image018_5.jpg" width="193 height=264" height="264">DIV_ADBLOCK192">

Суждение о том что, алфавит придуман для чего-либо, подтверждено фактами применения данной буквенной последовательности в практической деятельности людей разных профессий.

Наше предположение о том, что знать алфавит и азбуку совсем необязательно является ложью, так как знание алфавита помогает быстро находить важную и необходимую информацию и этим значительно облегчает её поиск.

Экскурсии к людям разных профессий и на различные предприятия позволили нам убедиться в том, что знанием алфавита пользуются люди, работающие не только в сфере образования.

Анкетирование, проведённое нами с целью изучения роли алфавита в жизни людей, позволило узнать различные точки зрения на эту проблему.

Список литературы

1. Азбука [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0

2. Алфавит [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс на 10 CD]

4. Горецкий. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.: ил.

5. Даль Даль: дополнительный том «Толкового словаря живого великорусского языка»/под ред. – М.: Белый город, 2008. – 544 с.; ил.

7. Ожегов русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.

9. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. Аникина; Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В. Аникин. – М.: Худож. Лит., 1988. – 431 с.

Иллюстрации алфавитов заимствованы из Букваря (1985 г.), учебника по русскому языку для 2-го класса (2009 г.), и РусскоЙ азбуки для 1-го класса (2009 г.)

Приложение 1.

Господин учитель Жук

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Вот стрекозы, мушки, мошки,

Пчёлы, осы и шмели,

Муравьи, сверчки, козявки

На урок к жуку пришли.

«А» - акула, «Б» - букашка,

«В» - ворона, «Г» - глаза…

Шмель и муха, не болтайте!

Не шалите, стрекоза!

«Д» - дитя, «Е» - единица»,

«Ж» - жаркое, «З» - зима…

Повторите, не сбиваясь:

«И» - игрушка, «К» - кума!

Кто учиться хочет с толком,

Пусть забудет в школе лень…

«Л» - лисица, «М» - мартышка,

«Н» - наука, «О» - олень.

«П» - петрушка, «Р» - ромашка,

«с» - сверчок, «Т» - таракан,

«У» - улитка, «Ф» - фиалка,

«Х» - ходили, «Ц» - цыган.

Так наш Жук, махая розгой,

Учит азбуке стрекоз,

Мушек, мошек и козявок,

Мурашей, шмелей и ос.

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, М, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!..

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они – стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-беседа.

Вид урока: иллюстративно-объяснительный.

Технология: на диалоговой основе с элементами игры.

Цель урока: дать знания об особенностях русского алфавита.

Задачи урока:

  • Обучающие :
    • обеспечить усвоение учащимися особенностей русского алфавита;
    • добиться усвоения знаний об истории письменности;
    • обобщить и систематизировать знания по теме урока;
    • отработать навыки использования алфавита, функций мягкого знака;
    • устранить пробелы в знаниях по теме «Синтаксис», «Морфология», умение вести беседу.
  • Развивающие :
    • развивать умение применять знания на практике;
    • формировать умения выделять главное;
    • развивать умения частично – поисковой познавательной деятельности;
    • развивать умения творчески подходить к решению заданий;
    • развивать умение работать в заданном темпе: писать, читать, пользоваться учебной и справочной литературой;
    • развивать инициативу, уверенность в своих силах.
  • Воспитательные :
    • воспитывать добросовестное отношение к труду;
    • воспитывать дисциплинированность;
    • развивать чувство к прекрасному.

Оборудование:

  • таблица «Алфавит»;
  • мультимедийные технологии;
  • учебник; словари; история русской письменности;
  • «Кириллица»;
  • карточки с заданиями;
  • лингвистический тренажёр – круг.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Сообщение темы и цели урока.

(Приложение 1 , слайды 1, 2).

II. Повторение ранее усвоенных знаний. Комментированное письмо.

Задание 1. Запишите пословицы, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в данных предложениях; произведите синтаксический разбор первого предложения.

(Приложение 1 , слайды 3, 4).

Азбука – к мудрости ступенька.
Аз да буки избавляют от муки.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

– Как вы понимаете данные пословицы?

Задание 2. Произведите морфологический разбор имен существительных в 1 предложении с помощью лингвистического тренажёра.

Технология: ученик рассказывает об имени существительном на конкретном примере, показывая на приборе наглядно.

Задание 3. Запишите транскрипцию слова азбука.

Задание 4. Обратите внимание на слово (от) муки. Поставьте ударение на другой слог. Как называются такие слова?

– Омофоны.

III. Объяснение нового материала

1. Сообщение учителя с элементами эвристической беседы

– Как называются все буквы, собранные вместе?
– Правильно, алфавит.
– Как его ещё называют?
– Верно, азбука.
– Кто знает, как эти слова – алфавит и азбука, получили своё название?
– Эти слова, ребята, образованы одинаково: из названий двух первых букв, но слово алфавит – из первых двух букв греческого языка (альфа и вита), а азбука – из букв древнерусского языка (аз и буки).

2. (Приложение 1 , слайд 5).

Словарная работа (азбука, алфавит).

3. Показать отрывок урока виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»

4. Продолжение беседы

– Ребята, как вы думаете, буквы раньше читались и писались так же, как и сейчас?
– Конечно, нет, в их написании очень многое изменилось. А раньше каждую букву учили по названию.

(Приложение 1 , слайд 6). Славянская Азбука.

– Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863г. двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию – научить местных славян богослужению на родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки – глаголица и кириллица. Глаголица довольно быстро вышла из употребления.

– Вы видите, что запомнить такой алфавит было очень сложно. Поэтому в начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы сейчас.
«При Петре Великом, – шутливо писал М.В.Ломоносов,– не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука)».
В 1917 – 18 годах была проведена следующая реформа и из азбуки исключены «i», «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
После исключения лишних букв кириллицы их должно было остаться в русском алфавите 31. А оказалось 33. Откуда же они взялись?
– Их придумали в 18-м веке для звуков, не существовавших в старославянском: й – в 1735г., а ё – в 1797г. Букву ё впервые использовал писатель Н.М.Карамзин, автор «Истории государства Российского».
Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.
– Давайте приоткроем завесу истории и, послушав отрывок из стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица», узнаем, как учили грамоте на Руси в старину.
(Эту часть урока можно оформить как «Историческая справка».)

5. Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

(Приложение 1 , слайд 7).

«Наша древняя столица».
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»;
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

– Как и кто обучал грамоте детей в старину?
– Что это за перья из «гусиного крыла»?
– Почему нож называли «перочинным»?
– Кому не полагалось учиться в старину?

(Приложение 1 , слайд 8).

Словарная работа (дьяк, перочинный).

6. Работа с учебником

– Ребята, вы знаете, что есть правила произношения букв русского алфавита? Часть букв, обозначающих согласные звуки, произносится со звуком [а], часть со звуком [э] в начале, а часть со звуком [э] в конце. Внимательно прочитайте теоретический материал учебника.

– Сколько гласных букв?
– Сколько согласных букв?
– В чем особенность букв Ь и Ъ?
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [а].
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [э].

IV. Закрепление изученного материала

1. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера с целью закрепления правильного произношения букв (слайд 9 спроецирован на экране и раздаётся на каждый стол).

Задание: определите, каких букв нет в стихотворении, и вставьте их на место.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я, –
Все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

2. Беседа:

– Какое практическое значение имеет знание алфавита?
– В каких сферах деятельности человеку необходимо знание алфавита?
– Действительно, алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужное слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
К сегодняшнему уроку некоторые ребята получили задание. Ребята, расскажите, что вы узнали?
– Как используют алфавит в библиотеке?
– Как помогает алфавит медицинским работникам?
– Помощник учителя.

3. Творческое списывание

Задание: запишите слова в алфавитном порядке, уточните написание при необходимости по орфографическому словарю.

Кор(?)еспондент, д…журный, арх…тектура, г…олог, ин…циатива, к…манда, г…нерал, сп…сибо, р…дакция, инст…тут, эксп…диция, б…бл…отека, к…т…лог, б…ография, с…наторий, а…томобиль, брош…ра.
(Автомобиль, архитектура, библиотека, биография, брошюра, генерал, геолог, дежурный, инициатива, институт, каталог, команда, корреспондент, редакция, санаторий, спасибо, экспедиция).

4. Игра «Кто быстрее?»

Задание: мысленно расположите слова по алфавиту, определите их очередность и соедините стрелочками с нужным номером. Каждый ученик заполняет индивидуальную карточку, которую он сдаёт после выполнения задания. Победитель определяется по двум критериям: правильность выполнения работы и скорость заполнения карточки.

Знания 1
Хорошист 2
Чистота 3
Циркуль 4
Карандаш 5
Скорость 6
Школа 7
Наряд 8
Пенал 9
Жизнь 10

5. Работа над культурой речи

– Посмотрите, ребята, на современный алфавит.
– О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву. Не произносите вместо звука название буквы.

(Приложение 1 , слайды 10, 11). «Помоги Незнайке».

– Ребята, помогите Незнайке. Посмотрите, как выполнил он задание. Найдите ошибки, запишите названия букв в исправленном виде.
– В слове лист 4 буквы: «ль», «и», «сэ», «тэ».
– В слове строчка 7 букв: «эс», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

Одна из загадок русского языка – мягкий знак. Буква, которая не обозначает звука.Как связан Ь с орфографией?
Мягкий знак – всегда орфограмма (ошибкоопасное место).

(Приложение 1 , слайды 14-17).

Задание : распределите слова в три группы.

(Приложение 1 , слайды 18, 19).

Мальчик, роскошь, тетрадь, рассказываешь, вьётся, купаться, Софья, назначьте, возьми.

– Объясните свой выбор.

6. Комментированное письмо

– Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)

Задание: определить род существительных и объясните постановку ь или его отсутствие на конце существительных с помощью тренажёра-круга.
Технология: у доски работают три ученика, остальные записывают в тетрадь. Один ученик читает пример, второй на тренажёре-круге определяет род, склонение существительного, третий с помощью тренажёра-круга объясняет написание Ь на конце существительных.

На море свирепствовал смерч ; мальчику подарили мяч и игрушечный меч ; в трюме была обнаружена течь ; пробежала мышь ; вовремя подоспела помощь ; озорной малыш ; печь обогревала все комнаты; сторож караулил дом; рядом с домом был гараж ; гуашь и тушь нужна художникам; вокруг тишь да гладь; лесная глушь ; расцвёл ландыш ; шумит камыш ; купи мне брошь ; смелая молодёжь .

7. Распределительный диктант

(Приложение 1 , слайды 20, 21).

Расположите названия разделов науки о языке в алфавитном порядке: фонетика, морфология, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, лексика, грамматика.

Технология: слова проецируются на экране и записаны на карточках, выходя к доске, ученик должен прикреплять картонную карточку с названием раздела науки о языке с помощью магнита на доску в алфавитном порядке.

8. Игра «Шифровальщик».

(Приложение 1 , слайды 22, 23).

Задание: прочитайте и запишите зашифрованные слова.

9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20.
9, 3, 21, 12, 10.
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1.
19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19.
2, 21, 12, 3, 29

Ответы: загадка, алфавит, звуки, фонетика, синтаксис, буквы.

Технология: у каждого ученика есть карточка с алфавитом, над буквами расставлены цифры. Ребята получают задание по рядам (по два слова, если остаётся время на уроке, шифруют все слова). Кто быстрее.

V. Подведение итога урока

– Что такое алфавит?
– Как образовалось это слово?
– Зачем нужно знать алфавит?
– Что вы узнали из истории азбуки?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы обозначают гласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы обозначают согласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Если первые буквы слов одинаковые, как правильно расположить слова?

VI. Выставление оценок

VII. Информация о домашнем задании

– Выучить алфавит.
– Выполнить упражнение № 289.

Дополнительное задание по желанию. Карточку ребята выбирают самостоятельно.

Индивидуальное задание по карточкам:

1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. Распределите слова по следующим тематическим группам: «Школа», «Библиотека», «Театр» в алфавитном порядке.

Р…пертуар, в..стибюль, к…талог, илл…страция, д..ректор, к..нцелярия, к..б..нет, р..п..тиция, сп..ктакль, бр..ш..ра, аб..н..мент, б..ллетень, п..р..одические издания, дек. .рация, д..бют, б..летристика, л. .уреат, к. .ридор, экзаменатор, атт..стат зрелости, л..бораторная работа, аплодисменты, п…рсонаж, н..велла, м..нускрипт, энц. .клопедия, г..рбарий, б..леты, ф..йе, лит..ратурный г..рой, г..зеты, г..рдероб, б..нокль, п..ртер, ф..стиваль, ст. лаж, консультация, экземпляр, к..р..ндаш.

2. В данных словах вставьте пропущенные гласные и согласные буквы, расставьте ударение. Выпишите слова по следующим тематическим группам: «Физкультура и спорт», «Наука и техника» в алфавитном порядке.

Арт..лерист, б..тальон, трен..ровка, с..м..фор, тр..лейбус, к..мета, пл..нета, экск..ватор, диз..ль, г..мнастика, д..визия, г..н..рал, к..р..бин, рот..принт, эск..латор, ст..дион, б..ссейн, тр..мплин, р..кетчик, к..нвейер, ш..нель, инт..ндант, к..н..нада, бл..када, р..портаж, ф..нал, к..мпьютер, г..потенуза, к..ррозия, м..лекула, ч..мпион, п..л..гон, к..зарма, п..л..тка, к..мпания, п..тит, ман..кен, р..нтген, д..агноз, п..циент, б..ктерия, бл..ндаж, б..с..ктриса, м..диана, с..ликаты, б..скетбол, тр..ншея.