Импичмент в англии. Свержение президента по конституционному праву: импичмент – что это такое

1) Импичмент - (от англ. impeachment) - конституционным законодательством стран () привлечения к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. И. предусмотрен законодательством США, Великобритании, Японии и ряда др. стран. В качестве примера угрозу применения И. по отношению к у США Р.Никсону, ушедшему в отставку в 1974 г. в с так называемым «Уотергейтским делом». РФ 1993 г. предусматривает, что Президент отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Соответствующие решения Государственной и Совета Федерации принимаются двумя третями голосов.

2) Импичмент - (англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая привлечения к суду парламента высших должностных лиц го рства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей элиты со стороны населения и демократических политических институтов. Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференциации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент возможен в любом демократическом государстве. Практически все конституции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие - одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлечения к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент применялся в США, Англии, некоторых других странах. В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со стороны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Реакцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как подобный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское недовольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не торжества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать законодательство для достижения корпоративно-политического результата.

3) Импичмент - - досрочного освобождения главы го рства от должности и привлечения его к судебной ответственности.

4) Импичмент - - , применяемая для привлечения к ответственности или отрешения от должности высшего представителя исполнительной власти.

5) Импичмент - (англ, impeachement обвинение) - процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ - Федеральный Конституционный суд, во Франции - Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр., в Бразилии в 1993). РФ привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

Импичмент

(от англ. impeachment) - предусмотренный конституционным законодательством ряда стран особый порядок (процедура) привлечения к ответственности высших должностных лиц в государстве и судебного рассмотрения их дел в парламенте по обвинению в нарушении конституции и совершении преступлений. И. предусмотрен законодательством США, Великобритании, Японии и ряда др. стран. В качестве примера достаточно напомнить угрозу применения И. по отношению к Президент у США Р.Никсону, ушедшему в отставку в 1974 г. в связи с так называемым «Уотергейтским делом». Конституция РФ 1993 г. также предусматривает, что Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Соответствующие решения Государственной Думы и Совета Федерации принимаются двумя третями голосов.

(англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц го суда рства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государственной элиты со стороны населения и демократических политических институтов. Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференциации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент возможен в любом демократическом государстве. Практически все конституции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие - одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлечения к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент применялся в США, Англии, некоторых других странах. В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со стороны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Реакцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как подобный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское недовольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не торжества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать законодательство для достижения корпоративно-политического результата.

Процедура досрочного освобождения главы го суда рства от должности и привлечения его к судебной ответственности.

Процедура, применяемая для привлечения к ответственности или отрешения от должности высшего представителя исполнительной власти.

(англ, impeachement обвинение) - процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Процедура И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ - Федеральный Конституционный суд, во Франции - Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр., в Бразилии в 1993). Президент РФ может быть привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

Отстранения от власти должностного лица на самом высшем уровне, вплоть до руководителя государства, если ему предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления при исполнении официальных полномочий.
Понятие импичмента впервые применили в Англии 14 века. Тогда Палата общин решилась отдать на суд Палаты лордов королевских фаворитов, хотя прежде такие полномочия мог брать на себя только король. Именно процедура предъявления уголовного обвинения в грубом попирании закона получила название импичмент.
Такое обвинение должно носить официальный характер.
Некоторые страны с республиканской формой правления предусматривают импичмент для главы государства в случае покушения на конституцию или государственной измены.
В разных странах предусмотрена разная форма такой процедуры. Классическая схема импичмента сформулирована в конституции США и позаимствована из законодательства Великобритании. Нижняя палата законодательного органа выдвигает обвинение, сформулировав его причину, а верхняя палата рассматривает это обвинение и принимает решение как судебный орган. В США такие слушания проходят в Сенате под патронажем Верховного судьи. Обвинения для импичмента должны поддержать две трети голосов присутствующих сенаторов.
США предусматривает импичмент служащих федерального уровня, если им предъявляются обвинения в государственной измене или взяточничестве или любых других тяжких преступлениях, правонарушениях. Исключительное право на импичмент принадлежит Палате представителей. Все такие процедуры проходят также в Сенате.
Конституция Российской Федерации предусматривает такую же схему. Импичмент может высказать Государственная Дума, а рассматривать это обвинение и выносить вердикт должен Совет Федерации.
Такой процесс отрешения от должности Президента был инициирован трижды и все в отношении первого президента РФ Ельцина.Существует и другая схема выдвижения импичмента. Обвинение имеет право выносить Парламент, а решение выносит высший судебный орган. В Германии и Италии это Конституционный суд, Португалии, Румынии, Финляндии – Верховный суд, во Франции – Высокая палата правосудия. Наказанием считается именно отрешение от должности, но в результате импичмента оговаривается возможность обычного судебного процесса со всеми вытекающими последствиями.
Большинство стран имеют в законодательствах положения об отстранении от должности первых лиц государства, но не всегда их используют. Наиболее громкие процессы импичмента конца XX и начала XXI века – это отрешение от должности президента Бразилии Фернанду Колор, Индонезии Абдуррахман Вахида и Литвы Роландаса Паксаса. Импичмент президента Литвы в 2004 году был единственным принятым импичментом главы европейского государства.
Наиболее скандально известным стал импичмент президента США Билла Клинтона по обвинению его в лжесвидетельстве в истории с Моникой Левински.

нижней палаты парламента при необходимом пороге в 340 голосов. Не поддержали импичмент лишь 137 законотворцев. Согласно процедуре, теперь окончательное решение об отстранении Русеф от должностных полномочий должны принять депутаты Сената — верхней палаты парламента.

АиФ.ru рассказывает, что такое импичмент.

История вопроса

Импичмент (в перев. с англ. impeachment — «недоверие») — это освобождение от должности главы государства специально уполномоченными органами, чаще всего парламентом, по процедуре и основаниям, предусмотренным законами. Впервые такую практику начали применять в XIV веке в Англии. Процедура состояла в подтверждении обвинений в отношении главы Палаты общин или министров с проведением предварительного следствия или без него. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов. Последний раз импичмент в Великобритании проводился против лорда Мелвилла в 1806 году.

В конституции процедура под названием «импичмент» впервые в мире была установлена в США. Отстранение от должности гражданского должностного лица там грозит за «серьезные преступления и правонарушения». Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту.

В истории США было всего три попытки импичмента президентов. В 1868 году одного голоса не хватило для отставки Эндрю Джонсона . В 1974 году президент Ричард Никсон избежал импичмента, заранее подав в отставку. Также провалился импичмент Биллу Клинтону в 1998 году после скандала с Моникой Левински.

Импичмент в Российской Федерации

В России процедура импичмента предусматривается ст. 93 Конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Кому из российских президентов грозил импичмент?

Вопрос отстранения от должности неоднократно возникал в отношении первого президента РФ Бориса Ельцина.

В марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России вопрос о полномочиях президента был вынесен на всенародный референдум, по результатам которого Ельцин сохранил свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого не была признана исполнительной властью. Конфликт в результате был разрешён вооружённым путём.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Бориса Ельцина, согласно начатой в 1998 году процедуре импичмента. Она основывалась на пяти обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов. В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки большинства депутатов и процедура импичмента была прекращена.

В каких странах президенты лишились своих полномочий после импичмента?

Импичмент прописан в конституции многих стран мира, но на практике отстранение от должности в результате этой процедуры случается очень редко. В результате импичмента должности лишились:

  • в 1992 году президент Бразилии Фернанду Колор из-за обвинений в коррупции
  • в 1997 году президент Эквадора Абдала Букарам по обвинению в «умственной неполноценности»
  • в 2000 году президент Филиппин Джозеф Эстрада по обвинению в получении многомиллионных взяток от нелегального игорного бизнеса
  • в 2000 году президент Перу Альберто Фухимори за многочисленные преступления против народа
  • в 2001 году президент Индонезии Абдуррахман Вахид по обвинению в коррупции
  • в 2004 году президент Литвы Роландас Паксас по обвинению в необъективности при принятии решений и зависимости от третьих лиц.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента .

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента - в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Законодательная власть в Российской Федерации

Половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от которых избирается один депутат, - мажоритарная система;

Другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов - округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.

Во время выборов избиратель получает 2 бюллетеня : первый с именами кандидатов от округа, где он проживает; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах стране в целом. Избиратель может голосовать только за одно кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 ГГ.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. С 2007г. планируется избирать Госдуму только по пропорциональной системе (по партийным спискам) - соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

В мажоритарном округе избранным считается кандидат:

При условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум);

За победившего кандидата подано больше голосов, чем "против всех".

К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:

Если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

Если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу не состоявшимися, если:

Ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;

В выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы. Из двух палат парламента именно Государственная дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс - это установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а так же взаимодействие всех участков законотворчества (рис.5.2).

4-й этап. Одобрение закона
Президент Российской Федерации в течении четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его
5-й этап. Предписание и обнародование законов

Рис. 5.2. Стадии законодательного процесса

1 этап - законодательная инициатива . Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

2 этап - рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 этап - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Заключительный этап законодательного процесса - промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

Трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

Двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

Вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен :

В течение одного года со дня ее избрания;

В течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

С момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

В период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Очень часто в средствах массовой информации используют термин «импичмент». Что же он означает и кого подвергали процедуре импичмента? Попробуем ответить на эти вопросы.

Значение понятия

Само слово «импичмент» происходит от латинского impedivi в значении «препятствовать, пресекать» , со временем оно трансформировалось в английском языке в слово impeachment - недоверие. Обычно об импичменте заговаривают в периоды экономических и политических кризисов.

Процедура импичмента предполагает проведение судебных расследований с последующим обвинительным процессом с целью найти и доказать незаконно совершенные чиновником деяния, чтобы впоследствии отстранить его с должности.

Как правило, импичменту подлежат только высокопоставленные лица, такие как президент и премьер-министр, в некоторых странах также министры могут подвергаться данной процедуре. Говоря проще – это снятие с должности госслужащих высокого ранга.

История импичмента

Впервые данная процедура была упомянута в XIV веке в Англии. Именно тогда Палата общин смогла инициировать суд лордов над министрами. Ранее лишь король был вправе рассматривать такие дела и принимать соответствующие решения. Но для того, чтобы снять с должности провинившегося министра, необходимо было сначала завести уголовное дело.

Эту процедуру закрепили на законодательном уровне. Примеру Англии последовали и Соединенные штаты Америки, где под импичмент подпадали не только министры, но и судьи, губернаторы. Сначала вопрос отстранения в США поднимают в Палате представителей, затем его рассматривают на заседании сенаторы, причем необходимым условием для импичмента является то, что за него должны отдать свои голоса не менее двух третей всех сенаторов.

Импичмент в других странах

Такая процедура предусмотрена законами многих стран. Как правило, поднимают вопрос об отстранении чиновников на правительственном уровне . Но так не везде, например, в Конституции государства Лихтенштейн есть пункт, согласно которому импичмент князю можно осуществить на основании народного недоверия, то есть в результате проведения референдума.

А вот в Украине импичмент могут вынести только президенту. Данная норма закреплена в Конституции страны. И занимается проведением процедуры Верховная Рада , в которой за снятие с должности должно проголосовать не менее 226 депутатов. Причин, по которым может быть проведен импичмент две – это доказанная госизмена либо иное тяжкое преступление.

Примеры импичментов

Чтобы разобраться в сути импичмента, опишем несколько случаев проведения этой процедуры. В Европе часто инициировали импичмент, однако до логического финала практически не доводили.

Лишь в 2004 году президента Литвы Роландаса Паскаса обвинили в коррупции (продажа гражданства за крупную сумму денежных средств). Несмотря на то, что в тогда так и не смогли доказать вину президента, и он сам её не признал, его все же отстранили.

А вот дело в странах Южной Америки обстоит иначе, там процедуры импичмента довольно часто проводятся. Например, в начале девяностых годов двадцатого века в Бразилии правительство сняло посредством проведения данной процедуры президента Фернанду Колора ди Мелу, обвиненного в коррупционных деяниях.

Показателен и процесс 1997 года на Абдалой Букарамом (Эквадор), обвиняемом коррупционных деяниях и ненадлежащем поведении (он любил петь и танцевать). Букарам впоследствии вынужден был искать политического убежища в Панаме. Наверное, это единственный импичмент, когда главу государства отстранили по причине «умственной неполноценности».

Бывало, что проведение импичмента провоцировало значительное ухудшение отношений между государствами. Например, в Парагвае шесть лет назад президента отстранили по причине неправомерного использования служебного положения. Однако соседние страны по какой-то причине решили, что в государстве не импичмент, а переворот и сразу же вывезли свои посольства.

За все время существования США трижды пытались провести эту процедуру. Это коснулось таких президентов: в конце девятнадцатого века — Эндрю Джонсона, в двадцатом веке — Ричарда Никсона и Билла Клинтона. Однако делам не дали полный ход, поскольку Никсон сам предпочел уйти в отставку, а остальных оправдали.

Импичмент в Российской Федерации

В Российской Федерации также предусмотрена возможность проведения импичмента и закреплена она в статье 93 Конституции . В случае совершения президентом преступного деяния, Госдума имеет право инициировать обвинительный процесс, подтвердить правомерность которого обязаны Совет Федерации и Верховный Суд.

В истории страны был один такой случай, когда президент не смог найти общий язык с правительством — так против Бориса Ельцина трижды пытались использовать институт импичмента. Однако этому препятствовали то референдум, то недобор необходимого количества голосов.