Кому принадлежит большой уссурийский остров. Что стоит за передачей части амурских островов китаю

В Хабаровске сегодня прошла передача Китаю острова Тарабарова и части острова Большой Уссурийский. Соглашение, подписанное между правительствами четыре года назад, юридически закрепило линию российско-китайской границы на этом участке.

Остров Тарабаров и половина острова Большого Уссурийского под Хабаровском, а также остров Большой на реке Аргунь в Читинской области по дополнению к соглашению о российско-китайской государственной границе отходят Китаю. Документ был подписан между президентом России Владимиром Путиным и руководством КНР 14 октября 2004 года. Передача Китаю островов под Хабаровском состоялась ровно через четыре года после подписания соглашения между руководством двух стран.

Замдиректора первого департамента Азии МИД России Владимир Малышев заявил, что этот акт «завершает установление и юридическое закрепление всей линии российско-китайской границы, протяженностью 4300 км». Отныне остров Тарабаров стал китайским Иньлундао, а Большой Уссурийский поделен на две части. Его западная часть, отошедшая китайцам, будет называться Хэйсяцзыдао. Восточная часть закреплена за Россией. Общая площадь этих территорий составляет около 350 квадратных километров.

С передачей островов на Амуре Китай стал ближе к Хабаровску на 50 километров. Считается, что острова имели стратегическое значение, они прикрывали Хабаровск в случае военного нападения. На Большом Уссурийском располагался укрепрайон, сейчас военные его оставили и переехали на новую заставу. Китайская сторона с пониманием отнеслась к тому, что граница проходит вблизи построенной на Большом Уссурийском острове православной часовни святого Виктора, и «при демаркации линия границы отнесена дальше от храма».

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев предложил создать на Большом Уссурийском острове совместную российско-китайскую торговую зону. «С точки зрения экономики мы ничего не потеряли», - сказал он. По его словам, создание торговой экономической зоны создаст цивилизованные условия для товарооборота между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян. Как сообщил Ишаев, в федеральный бюджет закладывается финансирование на строительство мостового перехода из Хабаровска на Большой Уссурийский остров.

Территориальный спор вокруг острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова на Амуре начался в 1964 году, когда руководитель СССР Никита Хрущев и китайский лидер Мао Цзэдун договорились о размежевании территорий, однако не согласовали вопрос об этих островах, напоминает Ньюсру.ком.

После этого китайцы развернули так называемую ирригационную войну и начали регулярно затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком. Если бы протока пересохла, острова, соединившись с китайским берегом, автоматически стали бы китайскими, поэтому китайцы сыпали в Амур песок, а россияне углубляли дно и укрепляли берег.

В 1991 году президент СССР Михаил Горбачев подписал пограничный договор с Китаем, и границу провели по фарватеру Амура. Все это время граница между Россией и Китаем на протяжении почти 4 км оставалась не демаркированной. К визиту президента РФ Владимира Путина в Китай в октябре 2004 года «ирригационной войне» был положен конец: между двумя странами было подписано дополнительное соглашение к Соглашению о российско-китайской границе на ее восточной части.

Природные ресурсы островов богаты и разнообразны. Значительную ценность имеют земельные ресурсы. До 70% площади могут использоваться в качестве пашни, сенокосов или пастбищ. На территории островов обитают ценные пушные виды животных, копытные, боровая и водоплавающая дичь. Имеются виды, занесенные в Красные книги Международного союза охраны природы, СССР и России: дальневосточный и черный аисты, черный и японский журавли, мандаринка, сухонос, дальневосточная кожистая черепаха и другие.

В Амуре, его протоках и в пойменных озерах много рыбы. Среди них охраняемые виды - черный амур и китайский окунь-ауха. В окрестностях островов постоянно обитает больше видов рыб, чем во всем бассейне Волги. Около островов проходит миграция осенней кеты и миноги.

Острова имеют большое рекреационное значение. Уже сейчас здесь расположено около 16 тыс. садово-огородных участков, которые посещают десятки тысяч жителей города, отмечают информагентства.

В 2008 году Россия передала Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский.

Почему это произошло? Либеральная общественность и часть наиболее эмоциональных патриотов подала и подает произошедшее как «одностороннюю» и «ничем не обоснованную» уступку со стороны нашей страны в отношении Китая.

Сложно согласиться, что уступка 174 кв. км. российской территории это успех нашей дипломатии.

Однако, господа журналисты, кричащие «о продаже интересов России», впрочем, как и всегда, действуют в конъюнктурных интересах и сильно упрощают проблему. Давайте попробуем разобраться, что заставило Российского Президента так поступить. А история вопроса берет начало в 1858 году.

До 1858 года современные Амурская область, Еврейская автономная область, Южная часть Хабаровского края и Приморский край по Нерчинскому договору России и Китая 1689 года являлись как бы «нейтральной территорией». Тогда это устраивало оба государства.

Однако, с началом противостояния России и Англии (после Наполеоновских войн) ситуация со значимостью современной территории Приамурья начинает меняться. Нарастала опасность занятия этих территорий англичанами и французами и тогда, имея своеобразный «клин» вдающийся в континент, державы моря могли успешно развернуть борьбу против как континентального Китая, так и континентальной России.

Последствия подобного развития событий хорошо представлял Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев: «Возникло не безосновательное предположение, что англичане займут устье Амура, - доносил 25 февраля 1849 года Н.Н. Муравьев императору Николаю I.

Каких тогда потребуется сил и средств от правительства, чтобы Восточная Сибирь не сделалась английскою, когда в устье Амура станет английская крепость, и английские пароходы пойдут по Амуру до Нерчинска и даже до Читы?

Если бы вместо английской крепости стала в устье Амура русская крепость, равно как и в Петропавловском порте в Камчатке, и между ними ходила флотилия, а для вящей предосторожности чтобы в крепостях этих и на флотилии гарнизоны, экипаж и начальство доставляемы были изнутри России, - то этими небольшими средствами на вечные времена было бы обеспечено для России владение Сибирью и всеми неисчерпаемыми ее богатствами.

Крымская война и продолжающиеся в Китае опиумные войны наглядно продемонстрировали, что если русским не занять Приамурье, то это сделают англичане или, в крайнем случае, идущие в кильватере их политики французы.

Являясь талантливым политиком и имея полномочия от императора, генерал-губернатор Н. Н. Муравьев выступил инициатором заключения нового договора о границах с Китаем. Согласно Айгунскому договору от 16 мая 1858 года России отходил весь левый берег Амура вплоть до устья реки.

Непосредственным дополнением к соглашению выступил Пекинский договор, заключенный между Россией и Китаем 2(14) ноября 1860 года в рамках серии договоров между Китаем и европейскими странами в сожженном и разграбленном англичанами и французами Пекине. Граница между двумя странами была установлена по Амуру, Уссури и Сунгари, через оз. Ханка, до р. Тумыньдзян.

Россия, таким образом, окончательно закрепила за собой Уссурийский край. Была закреплена также и западная граница между двумя странами. Договор предусматривал последующее определение границы на местности, как на восточном, так и на западном её участках.

Согласно договору, восточная граница между Россией и Китаем устанавливалась, начиная от слияния рек Шилка и Аргунь, вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Договор обходил стороной вопрос принадлежности островов. Однако, в рамках демаркационных работ российской стороной была составлена и приложена к договору карта масштабом 25 верст в дюйме, прилагаемая к тексту Пекинского договора.

Указание на наличие подобной карты имеется в статье 1 текста договора, гласившей: «Сверх сего, во исполнение девятой же статьи Тяньцзинского договора, утверждается составленная карта, на коей граничная линия, для большей ясности, обозначена красной чертой и направление её показано буквами русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У. Карта сия подписывается уполномоченными обоих государств и скрепляется их печатями».

Именно на этой карте граф Н. П. Игнатьев красным карандашом провел линию границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури, а в районе Хабаровска по протоке Казакевичева. Однако, при заключении Пекинского договора китайский представитель князь Гун отказался подписывать данную карту, а в 1861 – 1886 гг. было составлено описание линии границы лишь на ее участке от устья р. Уссури до устья р. Туманная, что серьезно запутало дело демаркации государственной границы по Амуру.

Таким образом, Пекинским договором предусматривалась постепенная работа по демаркации границы. Эта работа была проведена в Приморье, Центральной Азии, на Аргуни, однако на Амуре вплоть до начала 1990-ых годов работ по демаркации государственной границы не проводилось, была зафиксирована лишь общая линия делимитации.

Таким образом, хоть это и удивительно, но четкой границы на Амуре Россия и Китай не обозначили по различным причинам в течении более чем 100 лет – с 1860 по 1990 год.

Все это породило массу споров и сложностей. В Пекинском договоре ничего не говорилось о принадлежности островов, китайский представитель, согласно условиям договора, карту не подписал.

Однако, император Китая утвердил указ вместе с картой. Кроме того, в договоре указывалось, что граница проходит вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Вставал вопрос, что считать впадением реки Уссури в Амур. Даже среди российских ученых не было единства по поводу того, что считать устьем р. Уссури: точки, расположенные в районе ст. Казакевичевой или в районе Хабаровска.

Однако, понимая стратегическое значение этих островов для тогда ещё военного поста Хабаровка, Россия сразу установила контроль за островами Большой Уссурийский и Тарабаров. Чтобы избежать пограничных конфликтов вся деятельность на островах ограничилась сенокошением.

Для фиксации линии государственной границы на местности российско-китайская демаркационная комиссия в 1861 г. на китайском берегу напротив станицы Казакевичевой установила деревянный столб с литерой «Е», имевший координаты 48º16’20» с.ш. и 152º37′ в.д. В 1886 г. деревянный столб был заменен на каменный, установленный в том же месте.

На изданных в России «Карте Китая и прибрежья реки Амура» (1859 г.) и «Карте Маньчжурии» (1897 г.) архипелаг был обозначен как территория России. Несмотря на это, китайская сторона неоднократно предъявляла претензии на архипелаг, обвиняя противную сторону в обмане и самовольном переносе демаркационного столба.

Однако, до начала Первой Мировой Войны демаркация государственной границы по Амуру так и не была проведена. Наример, согласно указанию Министерства иностранных дел России, прибрежному населению в 1911 г. предложено было до окончания размежевания «пользоваться теми островами, которые они признают принадлежащими им, не обращая внимания на протесты китайцев».

Кроме того, определение границы по главному фарватеру (по максимальной глубине русла) на Амуре и Уссури было весьма затруднительно. Дело в особенностях их течения. Эти реки несут очень много ила, тот постоянно оседает на дне - и, естественно, именно там, где идёт основной речной поток, то есть по фарватеру. В результате фарватер рек то и дело смещается.

На реках довольно много островов. Как правило, ил оседает с одной стороны острова, а с другой стороны в это же время донные отложения размываются течением. Поэтому фарватер то и дело переходит с одной стороны острова на другую. Таким образом, остров, ещё недавно считавшийся принадлежащим одной из сторон, по правилу фарватера оказывается принадлежащим другой.

Исходя из этого принципа возможность определить принадлежность островов Большой Уссурийский и Тарабаров вообще не представляется возможной. Так как не было четкого понимания, что же считать главным фарватером. Данная особенность рек Амура и Уссури была использована китайской стороной в проведении «ирригационных войн» в районе Большого Уссурийского и Тарабарова при серьезном обострении отношений с СССР при Хрущеве, а впоследствии и при .

Смысл был прост: китайцы топили в протоке Казакевичева баржи с песком, усиливая её заиливание, что впоследствии вызывало уход фарватера на север и автоматическое присоединение спорных островов к Китайской территории. Соответственно мы проводили дноуглубительные работы. Доходило до курьезов: китайцы ночами засыпали протоку, а мы днем ее углубляли.

Вот с таким багажом противоречий государственная граница существовала все годы Первой мировой, революции и гражданской войны в России.

В 1929 году, воспользовавшись как поводом конфликтом на КВЖД, наши войска заняли остров Большой Уссурийский. Находясь в непосредственной близости от Хабаровска и до этого не контролируемый нашими войсками, остров мог быть использован для обстрела города, где начинала строиться промышленность.

В 1931 году Манчжурия оказалась оккупирована японцами. В свете этих событий военное присутствие на островах было просто необходимо. Кроме того, СССР взял под контроль практически все острова на Амуре и Уссури. Собственно в таком положении граница оставалась до создания в 1949 году Китайской Народной Республики. Молодое государство было обязано СССР многим, кроме того общая идеология, грамотная политика в отношении Китая сталинского СССР не давали повода разгореться пограничной проблеме.

КНР и СССР выступали единым фронтом по борьбе с общим врагом – англосаксонскими державами. 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, призванный, по словам И.В. Сталина «служить делу обеспечения мира на Дальнем Востоке против всех и всяких агрессоров и поджигателей войны».

В соответствии с договором о дружбе союзе, взаимной помощи (1950г.) советско-китайская граница до начала ревизии двусторонних отношений была границей добрососедства, где между населением пограничных районов поддерживались активные связи, велась оживленная торговля, был налажен культурный обмен.

Были заключены соглашения о сотрудничестве в целом ряде пограничных областей, среди которых «Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача, и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях» (1951г.), о лесоводстве, о совместной борьбе с лесными пожарами в пограничных районах и т.д. В рамках этих соглашений фактически охраняемая линия границы сомнению не подвергалась.

Подтверждает отсутствие претензий у китайских товарищей передача КНР топографических карт с обозначением всей линии границы. С китайской стороны каких-либо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало.

Проблемы начались со смертью Сталина и приходом к власти Хрущева. По этому примеру наглядно можно узнать последствия непонимания руководителем страны канонов геополитики. Данный «прожектер» умудрился за несколько лет сдать ряд позиций англосаксонским державам и сильно испортить отношения союзным Китаем.

Однако, вплоть до 1960 года территориальные претензии Китаем не выдвигались. Именно в этом году начинает подниматься застарелый и не урегулированный территориальный вопрос, как отражение общего резкого ухудшения отношения между странами. В чьих интересах? В интересах США, разумеется.

В 1960 году СССР неожиданно отзывает советских специалистов из Китая и почти одновременно произошел первый эпизод на границе, который показал наличие разногласий между СССР и Китаем в вопросе о линии прохождения границы и принадлежности тех или иных участков.

Речь идет об инциденте 1960 г., когда китайские скотоводы производили выпас скота на территории находящейся под советской юрисдикцией (в районе перевала Буз-Айгыр в Киргизии). Когда прибыли советские пограничники пастухи заявили, что находятся на территории Китайской Народной Республики. Позже выяснилось, что они действовали по директиве властей своей провинции.

По этому поводу министерства иностранных дел Китая и СССР направили друг другу несколько нот и сделали устные заявления, в которых впервые со времени образования КНР на официальном, дипломатическом уровне обнаружилось различное понимание линии прохождения границы с Советским Союзом.

С осени 1960 года же начались и систематические выходы китайских граждан на острова на пограничных реках Дальнего Востока, находящиеся под нашим контролем. Советским пограничникам они заявляли, что находятся на китайской территории. Изменилась и реакция советских пограничников на инциденты. Если ранее они просто игнорировали промыслы китайских крестьян на ряде территорий, находящихся под советской юрисдикцией, то, начиная с 1960 г. Старались их пресекать.

В сложившейся обстановке Президиум ЦК КПСС принял решение о создании межведомственной комиссии из специалистов МИД, КГБ и Министерства Обороны, в задачу которой входило подбор и изучение договорных актов по границе с КНР. Комиссия выявила 13 участков, где на картах сторон имелись расхождения и 12, где не было проведено распределение островов.

Сама пограничная линия не имела четкого обозначения на местности, т.к. из 141 пограничного знака в первоначальном виде сохранилось 40, в разрушенном состоянии находились 77, 24 отсутствовали вообще. Также отмечалось, что описание границы в договорных актах часто носит общий характер, а многие договорные карты составлены в мелком масштабе на примитивном уровне.

В целом, по заключению комиссии отмечалось, что вся пограничная линия с КНР, кроме участка на Памире южнее перевала Уз-Бель, определена договорами. В случае проведения пограничных переговоров комиссия предлагала проводить границу не по берегам рек, а по линии середины главного фарватера на судоходных реках и по линии середины реки на несудоходных реках, а не как она была обозначена красной линией на карте, приложенной к Пекинскому договору, по которой граница шла по китайскому берегу.

То есть граница была определена весьма приблизительно, необходима была её новая демаркация. Неопределенность границы на местности давало отличный повод для создания конфликтных ситуаций.

И Китай активно использовал приграничную проблему как повод для конфликтов. Статистика нарушений показывала, что с 1960 по 1964 годы их количество быстро росло, а во второй половине 60-х инциденты стали носить более острый характер. В 1960 г. количество нарушений было около 100, в 1962 уже около 5 тыс. В 1963 более 100 тыс. китайских гражданских и военных приняли участие в незаконном пересечении советско-китайской границе.

Таким образом, ссора Хрущева с Китаем, положила начало очень трудному и болезненному процессу демаркации всей государственной границы.

При Хрущеве же в феврале 1964 года начались консультации с КНР по приграничной проблематике. Причем китайцы выдвигали заведомо нереальные требования. Так Китай требовал признать «неравноправными» Пекинский и Айгунский договор. Тут необходимо понимать, что задача Китая в то время была не решить территориальные споры, а усугубить их и спровоцировать конфликт, демонстрируя США свою решимость противостоять СССР.

В апреле 1964 г. стороны обменялись топографическими картами с обозначением своего понимания линии границы и создали рабочую группу, после чего приступили непосредственно к рассмотрению линии границы.

В результате изучения китайских карт и сопоставления их с советскими было установлено, что в нанесении линии границы на этих картах имеются расхождения на 22 участках, из которых 17 расположены на западной части советско-китайской границы (ныне среднеазиатские республики бывшего СССР) и 5 участков - на восточной части границы.

Эти участки примерно совпадали с участками, которые указывала в своей записке межведомственная комиссия 1960 г. На китайских картах были обозначены ещё 3 участка, которые в материалах комиссии не фигурировали, в том числе довольно большой участок в районе перевала Бедель (Киргизия), а также острова у Хабаровска.

По итогам рассмотрения карт в Москве был сделан вывод о возможности проведения переговоров не по отдельным участкам, как это предполагалось ранее, а по всей границе, как настаивала китайская делегация. Такой подход стал возможен, поскольку на большей части протяжения пограничной линии жизненно важных расхождений граница не имела.

По наиболее протяженной линии, требовавшей уточнения – речная граница на Дальнем Востоке, у сторон было одинаковое понимание того, что граница должна была проходить по главному фарватеру. В связи с этим делегации было дано дополнительное указание - подтвердить линию прохождения границы на участках, где стороны понимают ее одинаково.

Итак, запомним – инициировал пограничную проблему Хрущев, который облил грязью Сталина, бывшего для Мао Дзедуна непререкаемым авторитетом и совершив ещё ряд недружественных действий в отношении Китая. Результатом недальновидной политики Хрущева стаи боевые действия на острове Даманском, а также в Казахстане и, что самое главное, разворот Китая от дружбы и сотрудничества с СССР к США. Что во многом, определило наше геополитическое поражение в начале 1990-ых. Пограничный вопрос выступил следствием этой политики.

Далее события развивались следующим образом. Во времена Горбачева при проведении переговоров в 1987 – 1991 году, которые увенчались подписанием Соглашения о советско-китайской границе 1991 года, было установлено, что граница на Амуре должна проходить по главному фарватеру реки. По этому соглашению множество островов, ранее контролировавшихся СССР, в том числе и остров Даманский оказались Китайской территорией.

Теперь вопрос. Кто-нибудь помнит гневные статьи либералов о том, что Горбачев торгует родиной и отдал Китаю сразу несколько десятков «исконно русских островов»? Тем не менее, здесь Михаил Сергеевич со своей страстью к односторонним уступкам все-таки помог разрешению многолетней приграничной проблемы, во многом инициированной политикой Хрущева.

Однако, данное соглашение обходило стороной решение приграничной проблемы у островов в районе Хабаровска. Самая южная протока между Китаем и островами Тарабаров и Большой Уссурийский - это протока Казакевича.

Если считать её впадением Уссури в Амур, то все острова являются российской территорией. А если считать впадением Уссури в Амур место севернее Большого Уссурийского острова, то тогда острова полностью являются Китайской территорией. И этот вариант для России неприемлем, так как тогда граница будет проходить прямо в непосредственной близости от Хабаровска (левый берег будет Китайским, а на правом находится Хабаровск).

По сути - это был последний не урегулированный территориальный спор с Китаем (вместе с островом Абагайтуй на Аргуни) на момент вступления в должность Президента Путина. Теперь необходимо понять тот геополитический контекст, в котором действовал Путин в начале 2000-х годов.

С 2003 по 2004 год, Владимир Путин инициирует наглядный урок для желающих отдать российские недра под контроль монополий США и по заказу американцев скупить Государственную Думу (дело «ЮКОСа» и посадка Ходорковского), отменяет колониальный, по сути, закон об СРП (Соглашение о разделе продукции), вводит НДПИ («Налог на полезные ископаемые» наполняющий сегодняшний госбюджет).

Следом Путин делает следующий шаг. В октябре в Пекине открываются российско-китайские переговоры, на которых вместе с рядом неопубликованных договоренностей, подписываются дополнительные соглашения, урегулировавшие все имеющиеся территориальные споры между Россией и Китаем.

Так как в случае с Хабаровскими островами нельзя было применить принцип разграничения по фарватеру, стороны договорились разделить остров Большой Уссурийский на южную Китайскую и Северную (самую освоенную) Российскую части. Кроме того, в обмен на Северную часть Большого Уссурийского мы уступили половину острова Абагайтуй на Аргуни. Был применен новый принцип – территории делились согласно ориентирам на местности.

Сквозь вопли либералов «о торговле Родиной», был «упущен» тот факт, что впервые в истории России и Китая были сняты все претензии и спорные моменты со всего протяжения 4300 км российско-китайской границы.

Безусловно, передачу части островов нельзя однозначно назвать успехом, и я далек от мысли оправдывать нашего Президента, однако неполживые журналисты отчего то не говорят, что сложившееся в начале 2000-х ситуация с государственной границей досталась Путину от Хрущева и Горбачева. Где первый поссорился с нашим основным геополитическим союзником, в результате чего был инициирован территориальный вопрос, а второй успешно эту проблему решил, напоследок угробив страну, которой руководил.

В результате чего Российская Федерация по силе и влиянию в мире, а главное, наличию козырей на переговорах в 2004 году представляла собой далеко не сталинский СССР образца 1952 года. В 1952 году договор о границах мог быть заключен на выгодных нам условиях, благо пространство для дипломатического торга было несравненно шире.

Возможно ли было разрешить территориальный вопрос в условиях нашего времени как-то иначе? Это большой вопрос. Передача части остров под Хабаровском была итогом почти 150 лет истории наших побед и поражений, усиления и ослабления России, а не являлась «одномоментной уступкой со стороны России».

Так за что же так ругают Путина либеральные журналисты и не в меру эмоциональные патриоты? Давайте обратимся к фактам. В октябре 2004 года в Пекине подписываются договоры о границе, окончательно урегулируется пограничный вопрос. Сразу после этого, 31 декабря 2004 года выходит распоряжение Правительства РФ № 1737-р о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) с ответвлениями на Китай.

Юридическое оформление границы было завершено лишь в июле 2008 года, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД КНР Ян Цзечи подписали дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы в ее восточной части.

Руководство России и Китая взяло курс на сотрудничество и добрососедские отношения друг с другом, устранив последние территориальные споры, могущие всерьез испортить отношения между двумя странами и привести к русско-китайской войне, которая так нужна США.

Вот это и не нравится либеральным блогерам и журналистам, а точнее их заокеанским спонсорам. Им нужна конфронтация, а лучше война между двумя самыми мощными континентальными странами. И чем больше будет поводов для конфликтов, тем лучше.

  • Tags: ,

Все просто. Острова отдал Путин. Да, в 2004 году Китаю были переданы острова в течении реки Амур общей площадью более 300 квадратных километров. И действительно, на документах стоит подпись Путина. Это факт.


Но, как обычно, есть и нюансы. И, прежде чем орать в стиле некоторых СМИ на тему разбазаривания исконно русских земель, продажи и всего в таком духе, есть смысл покопаться в . На предмет не то чтобы выяснения исконности, а для того, чтобы просто понять, откуда когти растут.

И тут выясняются интересные подробности, с которыми я попробую вас познакомить. А там можно будет сделать вывод, кто что продал и кого предал.

Острова, вокруг которых все завертелось, были изрядное количество лет не то чтобы не пойми чьи, а даже говорить о их спорном статусе не приходится, просто потому, что границы как таковой не было. Первой попыткой шевеления на приграничную тему можно (и нужно) считать Нерчинский договор 1689 года. Именно тогда впервые было на межгосударственном уровне урегулировать приграничную проблему между Россией и Китаем.

Затем были Айгунский (1858 год) и Пекинский (1860 год) договоры.

Айгунский договор фактически пересмотрел условия Нерчинского договора. Стороны согласились, что левый берег Амура от реки Аргуни до устья стал собственностью России, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури было разрешено только российским и китайским судам и запрещено всем остальным.

В 1860 году договор был и подтверждён, и расширен Пекинским договором. Вообще оба договора - это безоговорочная победа русской дипломатии в лице графа Николая Николаевича Муравьева, впоследствии ставшего графом Муравьевым-Амурским.

Умнейший человек, не обременённый излишней любовью к дальнему, за 5 лет работы с представителями китайской стороны, Муравьев не только «отжал» все отданное Китаю по Нерчинскому договору, но и откровенно шантажируя открытием «второго фронта» (а в Китае бушевали Опиумные войны) прирезал к России сегодняшний Уссурийский край.

И аппетиты графа Муравьева-Амурского простирались еще дальше. В своих докладных императорам Николаю Первому и Александру Второму он неоднократно предлагал продолжить присоединять к России северные и западные территории Китайской империи, включая и соседние страны - Монголию и Корею.

На такие шаги Романовы не рискнули пойти, но дали разрешение Муравьеву на создание Забайкальского казачьего войска. Китайцы были рады-радехоньки, что отделались так дешево, договоры подписали, хотя считали, что их просто ограбили. Но с Муравьевым ничего поделать не могли.

И к приграничным вопросам стороны больше не возвращались. Русских все устраивало, китайская сторона предпочла не искать приключений на дипломатическом поприще, дабы не потерять что-то еще.

Потом грянул 1917 год и все с ним связанное. Но даже тогда на границе была относительная тишина.

Только в 1924 году правительство уже созданного СССР предприняло попытку как-то внести ясность в ситуацию с территориями. Даже был подписан меморандум с представителями пограничных провинций о намерении провести демаркацию. Дальше бумаги дело не пошло.

В 1926 году вопрос снова подняли. Не потому, что была чья-то инициатива, просто поняв, что бардак имеет место быть, местные жители начали самозахват, жестокий и хаотичный. Причем, в нем приняли деятельное участие представители обеих сторон. Китайцы захватывали земли на левом берегу Амура, а русские занимались абсолютно тем же самым на правом. Стороны снова встретились и пришли к выводу, что надо как-то бардак прекращать. И снова наступает тишина.

Далее началась Вторая мировая, и стало не до границ вообще. Особенно Китаю, у которого остро стоял вопрос независимости вообще. А учитывая, что Китай умудрялся совмещать войну с Японией с гражданской войной, то до границ ли было?

В 1945 году, при решении японского вопроса Василевский сотоварищи (Малиновский, Мерецков, Пуркаев) заняли немного китайской территории, в том числе и острова на Амуре. Китайцы не протестовали, ибо решение японского вопроса русскими силами было более предпочтительно, чем своими.

Японский вопрос был решен, как вы помните.

После чего начинается мирное время, и возникает вопрос, отложенный с 20-х годов, о том, что надо бы провести демаркацию.

Но ситуация была несколько усложнена тем, что советская армия заняла ещё часть территорий. Совсем немного, но вопрос должного оформления затянулся. И, если в случае с Курилами все просто - отвоевали у противника и забрали, то вот отвоевать у Китая, действуя в интересах и на стороне Китая - как-то не звучит. Не по-русски, по крайней мере.

Ситуацию пытались разрешить аж до 1964 года. В 1964 году все-таки разродились неким документом, который вроде бы устраивал всех. Границу решили делать по Амуру, но затык был именно в частностях, а именно в том, кому какой остров будет принадлежать.

Напомню, что Советским Союзом уже вовсю рулил Хрущев. И благодаря Никите Сергеевичу отношения с Китаем зашли несколько в недружественную область. Товарищ Мао, который при Иосифе Виссарионовиче был тише воды и ниже травы, уперся рогом и решил доказать Никите Сергеевичу, что с Китаем надо считаться.

Дальше отношения обострились еще сильнее, и китайцы даже провели за счет НОАК тестирование новейшей советской разработки - РСЗО «Град». Хрущев, при всей своей бестолковости, умел, когда надо стукнуть кулаком. Стукнули. Да так, что участников тестирования из числа состава НОАК потом подсчитывали по фляжкам и бляхам от ремней.

И снова тишь и благодать. Но то, что Китай умеет ждать, мы уже убедились.

Черным днем стало 16 мая 1991 года. В этот день советский иуда, по совместительству первый и последний Президент СССР, М. С. Горбачев подписывает документ о том, что граница с Китаем должна пройти по фарватеру Амура.

Так впервые за сотни лет у Китая появилась юридическая возможность официально оспорить у России острова Большой Уссурийский и Тарабаров.

Подчеркиваю, несколько сотен лет до этого момента вопрос принадлежности ни разу не был зафиксирован. Горбачев просто автоматом отписал все спорные территории.

Пока китайцы тихо офигевали и не верили своим глазам, Горбачев успешно развалил Союз и отправился на свалку истории. Но подмалеванные им документы остались, и более того, Россия как преемник СССР получила эту радость по наследству.

Да, еще аспект: взамен отдаваемых территорий Горбачев не выторговал НИЧЕГО! Просто взял и отдал. Ну, после ГДР что ему какие-то там острова…

Но самое страшное началось потом. Когда уже в дело вступил Борис Непросыхающий первый президент России. Вот кто специалист…

Декабрь 1992 года. Российско-китайский саммит. Б.Н. подписывает меморандум о взаимопонимании между правительствами РФ и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы.

Выдержка из 12-й статьи.

"Стороны продолжат переговоры по еще не согласованным участкам границы между РФ и КНР на основе договоров о нынешней российско-китайской границе согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости с тем, чтобы справедливо и рационально разрешить пограничные вопросы".

Приграничные вопросы были разрешены с истинно ельцинским размахом и щедростью. Ельцин отдал примерно 600 (ШЕСТЬСОТ) островов на реках Амур и Уссури, и небольших, и более чем средних. Плюс около 11 квадратных километров суши. Роскошно.

Но самое страшное - для дальнейших территориальных споров создан прецедент. Не в плане возможности что-то еще урвать, а в плане того, что русские могут отдать. Китайцы не дураки, и понимают, что затуманенные парами алкоголя остатки разума Б.Н. позволяют это провернуть. А если можно, то почему не взять? Зачем действовать пушками, если «занесенные» кому надо доллары работают не менее эффективно?

Ничем другим, кроме как покупкой чиновников на местах, объяснить потерю еще примерно 15 квадратных километров в 1995 году при проведении демаркации, я не могу.

И вполне спокойно Китай намывает отмель, чтобы проток между Китаем и двумя спорными островами около Хабаровска стал декоративным. После чего можно достать горбачевский договор с подписью и начать прокладывать границу по фарватеру. Как это в свое время наши провернули в Бресте с протокой Мухавца, оставив немцев за пределами Брестской крепости.

А что, собственно, Путин? А ничего. Нет, действительно ничего. Владимир Владимирович сделал все, что было возможно в его силах. На его долю выпало как раз завершение всех процессов. Которые наподписывали Горбачев и Ельцин.

Сегодня демаркация границы наконец-то проведена. И именно Путиным полностью закрыты все территориальные претензии Китая к России. Да, отдано, к сожалению, было много. Но не отдать, в силу подписанных официальными лицами официальных договоров, было уже невозможно. Вопрос стоял только с каким профитом и с какими потерями.

Здесь зачастую обвиняемый в разбазаривании русских земель Путин выступал исключительно в роли исполнителя. Можно ли было отыграть все назад? Судить придется нашим внукам. Мы этого не узнаем. Как не узнаем того, что творилось за кулисами всего процесса.

Но тем, кому приятно говорить на тему того, что «Путин слил, Путин отдал» стоит почаще напоминать, кто и что все-таки подписывал.

Так что, прочитав очередную сказочку про "Путина, раздаривающего земли" - не поленитесь, напомните говорящему, кто по факту что подписывал и отдавал.

Но в целом эпоха территориальных споров России и Китая осталась в прошлом. Дорогой ценой, но факт. Китай получил желаемое, демаркация проведена, граница утверждена. Остается только развивать согласно букве договора «тесные дружественные отношения».

Как говорится, «кто старое помянет, тому глаз вон, кто старое забудет - тому два». Не стоит поминать, смысла уже нет, будем лишь удивляться и выражать свое мнение на тему того, за какие заслуги был отгрохан Центр имени первого президента России. Видимо, и за эти. Мог бы, в конце концов, и Туву подписать обратно китайцам.

Но дорогим либералам и прочим, желающим повесить всех собак именно на Путина: почаще смотрите на то, чья подпись стоит на документе. Прояснить ситуацию может порой очень даже хорошо. Обычно виноват не палач, отсекший голову, а судья, подписавший приговор.

И, кстати, приведенный опус никоим образом не является примером для решения Курильского вопроса. Но это так, к слову.

А по сути, заслуга Путина, не раздавшего всех наших приобретений на Дальнем Востоке, вполне сопоставима с заслугами Муравьева-Амурского, присоединившего эти земли к России.

Вот как-то так...

Источники информации:
https://vk.com/wall288925483_78725
Муравьев-Амурский, Николай Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.).
Айгунский договор 1858 / М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. - С. 309.
Пекинский_трактат_(1860)
Рябушкин Д. С. Мифы Даманского. - М.: АСТ, 2004. - С. 151, 263-264.
Плугатарёв И. Оружейные дебюты Даманского // « »: журнал. - 2006. - № 10.
Шишов А. В. Россия и Япония. История военных конфликтов.
В. В. Лаврентьев, П. Д. Казаков. Великая Отечественная. - М.: Воениздат, 1984.
Василевский А. М. Дело всей жизни.
.html

В торжественной обстановке на сухопутном участке границы были открыты пограничные столбы, и стороны обменялись нотами, подтверждающими завершение определения линии российско-китайской границы на всем ее протяжении. МИД России, сократив присутствие СМИ, ограничил публичность церемонии, пишет газета «Коммерсантъ».

По свидетельствам очевидцев передачи островов, пожелавших остаться неназванными, в мероприятии принимали участие около ста представителей КНР и 30 российских чиновников и силовиков. Китайская делегация прибыла к месту события (ближний к КНР берег Большого Уссурийского острова) на катерах, развернув поблизости временный палаточный городок.

Возле прикрытых тканью пограничных столбов (каменного китайского и деревянного российского) участников церемонии встречали по четыре девушки в национальных костюмах обеих стран. После торжественного поднятия государственных флагов покрывала с пограничных столбов были сняты, представители сторон обменялись нотами, подтверждающими вступление в силу дополнительного протокола-описания линии границы (подписан главой МИД РФ Сергеем Лавровым и его китайским коллегой Ян Цзечи в Пекине в июле 2008 года), и короткими речами, в которых способ урегулирования пограничного спора ставился в пример мировому сообществу как «бесконфликтный». После этого члены российской делегации покинули место церемонии.

Напомним, государственная принадлежность амурских островов была неопределенной на протяжении более сорока лет. По Пекинскому договору 1860 года российско-китайская граница в районе Хабаровска проходила по южному берегу Амура и Уссури, и, соответственно, острова Тарабаров и Большой Уссурийский являлись российскими. В 1991 году было заключено межправительственное соглашение, согласно которому советско-китайская граница была проведена преимущественно по главному фарватеру Амура. Таким образом, часть островов, ранее принадлежавших СССР, отошла Китаю (например, остров Даманский, пограничный конфликт из-за которого произошел в 1969 году). Острова Тарабаров и Большой Уссурийский, а также остров Большой на реке Аргунь были выведены за рамки соглашения. Китай продолжал считать эти острова спорными.

В октябре 2004 года в ходе визита в Китай Владимира Путина было подписано дополнительное соглашение о российско-китайской границе, предусматривающее передачу Китаю островов Большой и Тарабаров, а также разделение Большого Уссурийского острова на российскую и китайскую части. Федеральный закон об утверждении допсоглашения был ратифицирован обеими палатами российского парламента и подписан президентом в 2005 году. 21 июля 2008 года главы МИД РФ и Китая в развитие положений соглашения подписали «Дополнительный протокол-описание линии российско-китайской госграницы на ее восточной части», определивший линию прохождения границы в районе островов Большой, Тарабаров и Большой Уссурийский. Китайской стороне отошла вся территория острова Тарабаров (в китайском варианте - Иньлундао, остров Серебряного Дракона) и половина Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао, остров Черного Медведя). Общая площадь переданной под контроль Пекина территории составила 174 кв. км.

Решение о передаче островов на Амуре Китаю было отрицательно встречено рядом общественных организаций и оппозиционными партиями Хабаровского края. В частности, депутаты Хабаровской думы настаивали на чрезвычайной важности находящегося на Большом Уссурийском острове укрепрайона, призванного сдержать натиск в случае агрессии со стороны Китая. Кроме того, над островом Тарабаров пролегает траектория взлета боевых самолетов ВВС и ПВО. Жители Хабаровска были крайне недовольны в 2004 году перспективой передачи островов. С резкими заявлениями выступили представители общественных и политических объединений.

В 2005 году были собраны и направлены в Москву «десятки тысяч подписей против передачи островов», однако это никак не изменило решения Москвы.

Между тем уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий считает, что окончательная передача островов КНР открывает большие перспективы для жителей региона. «У нас появляется уникальная возможность, которой нет больше нигде в стране, активизировать не только торговое, но и культурное взаимодействие», - заявил господин Березуцкий.

Напомним, что правительство Хабаровского края, смирившись с передачей островов КНР, в течение последних лет разрабатывает проект создания на Большом Уссурийском острове совместной российско-китайской торговой зоны, предусматривающий строительство на острове таможенно-пограничного перехода и постоянно действующего моста вместо ныне существующего понтонного. В будущем на данной территории планируется создать новый трансграничный коридор между Китаем и Россией.

За последние 25 лет Россия отдала Китаю столько земли, сколько тот не мог забрать в течение полутора предыдущих веков. Дружба продолжается

Военнослужащий китайской армии. Фото: PhotoXPress

В объятиях

«Китайская политика - это бесконечный путь хитрости».
Сунь-цзы, китайский политик VI века до н.э.

В связи с намерением властей Забайкальского края передать в аренду Китаю на 49 лет более 300 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, думаю, необходимо напомнить, сколько своей территории СССР, а затем и Россия отдали Китаю за последние 25 лет.

Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части было подписано 16 мая 1991 года, а ратифицировано Верховным советом РФ 13 февраля 1992 года. Границу решено было провести по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных. До этого граница в основном проходила по китайскому берегу, согласно заключенным ранее советско-китайским договорам. Осенью 1991 года была создана демаркационная комиссия, которую возглавил посол по особым поручениям МИД РФ Генрих Киреев. Никаких комментариев советскому народу об изменении границы на дальневосточных рубежах не давалось. Все проходило тихо, почти скрытно. Комиссия работала в течение семи лет. За это время Россия отдала Китаю примерно 600 островов на реках Амур и Уссури, а также 10 квадратных километров сухопутной территории. Еще полторы тысячи гектаров земли в Приморье Россия потеряла при демаркации границы в ноябре 1995 года, реализовав Соглашение 1994 года между Россией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Западной части.

После того как Михаил Горбачев подписал в 1991 году соглашение, по которому граница с Китаем должна пройти по фарватеру Амура, у китайцев появилась возможность оспорить принадлежность России островов Большой Уссурийский и Тарабаров в районе Хабаровска, а также остров Большой в Амурской области.

Ну а потом и Борис Ельцин объявил, что эти острова стали спорной территорией. Между тем спорными эти острова стали благодаря длительным усилиям китайской стороны по изменению русла Амура.

Об этих усердиях китайцев чуть ниже.

Мы подарили свое…

«Горы и реки изменить легко, характер человека - трудно».
Китайская поговорка

Борис Ткаченко, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, уверен, что Конституция РФ, которая действовала в феврале 92-го года, «не позволяла производить изменения государственной границы, и относила решение вопросов, влекущих изменение территории РФ, исключительно к компетенции Съезда народных депутатов РФ. Следовательно, ратификация соглашения Советского Союза с Китаем об изменении государственной границы проведена с нарушениями. То есть ратификации не было. Потому что в то время действовал съезд. Вопрос надо было выносить на съезд. Верховный совет РФ был тот орган, который не имел на это полномочий. С таким же успехом можно было ратифицировать на заседании Моссовета, областного совета, сельсовета…».

Согласно Декларации о суверенитете РФ от 12 июня 1990 года, любые изменения территории РФ не могли происходить без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. «Что мы получили? Получили изменение границы не в нашу пользу, просто подарили свое. Получили наплыв низкокачественных китайских товаров, поток китайцев, которые живут здесь как у себя дома. По мере ослабления РФ китайцы вытащат на свет божий все эти договоры и будут доказывать, что Айгуньский, Пекинский договоры XIX века были неравноправными, поскольку они заключались в период ослабления Китая. Китай вынужден был уступить. А дальше будет поставлен вопрос - убирайтесь вон. А когда их здесь будет уже не 200 тысяч, а два миллиона или 20 миллионов, представляете, что будет?!» - говорит Ткаченко.

Кстати, в 90-е годы о договорной «несправедливости» уже говорил духовный лидер Китая Дэн Сяопин: «Во второй половине XIX века царская Россия вынудила правителей Цинской династии Китая заключить целый ряд неравноправных договоров. Таким образом, царская Россия захватила в общей сложности свыше полутора миллионов кв. км китайской территории».

Недалеко от города Хэйхэ китайцы построили музей своего, китайского, позора. В нем рассказывается о невыгодных международных договорах, которые когда-либо заключал Китай.

В том числе речь идет о Пекинском (1860 г.) и Айгунском (1858 г.) договорах. «Не забывать о национальном позоре, оживить дух китайской нации» - таков посыл музея бесславия. Иностранцев в этот музей не допускают, так же как и в музейный комплекс на бывшем советском острове Даманский, где в 69-м году были жестокие бои с китайцами.


Даманский, теперь - китайский остров

Тогда погибло 58 советских пограничников и более 800 граждан КНР. В 1991 году Даманский был отдан Китаю. На Чжэньбао, или «Драгоценном острове», как его называют китайцы, площадь которого всего 0,74 кв. км, установлен обелиск с именами национальных героев Китая, погибших на Даманском. Здесь же китайские пограничники теперь принимают присягу. А с 2009 года на бывшем Даманском находится еще и официально утвержденная национальная база воспитания патриотизма.


В этом здании на территории бывшего российского острова китайские пограничники теперь принимают присягу

Кстати, в 90-е тогдашний губернатор Приморского края Евгений Наздратенко хотел по аналогии с китайским музеем позора поставить в центре Владивостока столб позора в знак несогласия с отдачей Китаю части территории Приморского края. Но что-то пошло не так. Столб так и не установили. А надо было бы. Хотя бы в память о том, что

пограничники из Хасанского района Приморского края сами вышли к правительству с инициативой отодвинуть границу в сторону России, мотивируя это тем, что им тяжело обслуживать некоторые участки труднодоступной местности. И поэтому они предложили эти земли отдать Китаю. 300 гектаров! Патриотичненько вышло!

На дружеских началах

«Два тигра в одном логове - кто из них выживет, кто умрет?»
Китайская поговорка

В 1991 году тогда еще Советский Союз согласился, что полторы тысячи кв. км советской земли будут осваиваться совместно с Китаем. То есть советские граждане и китайцы на равных могли косить сено, а в прилегающих к островам акваториях рек ловить рыбу. На деле этими землями единолично пользовались китайцы; советские, а затем российские пограничники своих граждан на острова не допускали. Через пять лет острова отошли Китаю.

В 1999 году, будучи премьер-министром России, Владимир Путин подписал постановление правительства о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий приграничных рек. Этим постановлением Россия разрешала совместное хозяйственное использование находящихся под суверенитетом Российской Федерации острова Верхнеконстантиновский и прилегающей к нему акватории реки Амур (Хэйлунцзян) и позволила приграничному населению Китайской Народной Республики заниматься традиционной хозяйственной деятельностью в этом районе.

В свою очередь, китайская сторона разрешила российским гражданам, проживающим в приграничном районе, вести совместное хозяйство на острове Мэнкэсиличжоучжу и острове № 1 группы островов Лунчжаньдао и прилегающей к ним акватории реки Аргунь.

Китайцы вовсю пользовались российской землей, а российских граждан российские пограничники так и не пустили на китайские острова.

Отдельно стоит сказать о двух наших островах, которые китайцы захватили явочным порядком еще в 1985 году. После этого советские, а затем и российские пограничники туда даже и не заходили. Эти безымянные острова общей площадью 2,4 кв. км имеют порядковые номера 1007 и 1008 и располагаются в Хабаровском крае за фарватером протоки Казакевича, то есть их принадлежность к России всегда была бесспорна. Тем не менее на картах российских военных разведчиков сказано, что «здесь китайцы ловят рыбу, пасут скот, зимой 10-15 человек, а летом 30-40 человек».

Рядом с этими островами китайцы на протяжении нескольких лет засыпали грунтом протоку Казакевича, затопив в ней баржу с камнями. В итоге протока Казакевича стала несудоходной.

Точно так же китайцы в нарушение международных договоров в одностороннем порядке укрепляли свой берег Амура и возвели около 600 километров дамб, что постепенно привело к изменению фарватера реки.

Продолжаем отдавать

«Если есть щель, будут и личинки мухи».
Китайская поговорка

15 октября 2004 года в Пекине Путин подписал «Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части», где говорилось о добровольной передаче Китаю острова Тарабаров, части Большого Уссурийского острова в Хабаровском крае и острова Большой в Читинской области. Все эти острова имели стратегическое значение для государства. На Большом Уссурийском был размещен большой укрепрайон и погранзастава, а над Тарабаровым проходила траектория взлетов военных самолетов 11-й армии ВВС и ПВО (ныне - 3-е командование ВВС и ПВО), которая дислоцируется в Хабаровске. Кроме того, на этих островах были дачи хабаровчан, сенокосные угодья… На острове Большом, площадью 70 кв. км, располагалась погранзастава и происходил забор питьевой воды для части региона.

Министр иностранных дел Лавров тогда сказал: интересы жителей Хабаровского края после подписания дополнительного соглашения к двухстороннему договору о границе не пострадали.

«Нам есть, чем доказать безусловную выгодность этого договора, в нем интересы граждан России, прежде всего проживающих в Хабаровске, защищены», - заявил Лавров. Министру Лаврову, прежде чем такое говорить, следовало бы съездить в Хабаровский край и на месте изучить настроения людей.

Хабаровчане активно возмущались, протестовали, но федеральная пресса об этом молчала.

В те времена лишь два губернатора - Приморского края Наздратенко и Хабаровского Ишаев - сопротивлялись передаче Китаю российских территорий. Наздратенко писал письма Черномырдину с просьбой о ревизии соглашения о границе с Китаем от 1991 года, а Виктор Ишаев даже распорядился построить понтонный мост, соединяющий Хабаровск с островом Большой Уссурийский, где установили часовню мученика-воина Виктора - в память о тех, кто погиб при защите дальневосточных границ России.


Обелиск памяти и часовня мученика-воина

Еще Ишаев начал земляные работы по соединению островов Тарабаров и Большой Уссурийский, да и китайцев в Хабаровский край особо не пускал. «Территория-то наша, российская. Так было, есть и будет», - говорил Ишаев. Но все тщетно. В 2005 году Россия отдала Китаю остров Тарабаров, половину острова Большой Уссурийский (половину, видимо, только потому, что на острове оказалась построенная Ишаевым часовня) и остров Большой в Читинской области. В общей сложности 337 кв. км.


О. Большой Уссурийский. На одной половине китайская погранзастава, на другой - российская часовня.

Метод «отложенного спора»

«Лучше не знать иероглифов, чем не знать людей».
Китайская поговорка

Метод «отложенного спора», разработанный в КНР еще в 70-х годах, принес свои результаты. Этот метод сводится к тому, чтобы вывести погранично-территориальные споры за рамки двухсторонних международных отношений и дождаться, пока «созреют условия» для решения вопроса на приемлемых для Китая, а еще лучше - просто на китайских условиях. Недолго в этот раз ждали китайцы, пока созреет выгодная для них ситуация. За 25 лет Китай получил от России столько земли, сколько не смог заполучить в течение полутора веков. «Всякие уступки и колебания с нашей стороны, как доказывал опыт, понимаются китайцами как проявление слабости и поощряют их к дальнейшим вымогательствам», - писал еще в начале прошлого века военный министр царской России Владимир Сухомлинов.

Карты, атласы и школьные учебники в Китае продолжают издаваться с описанием «временно оставленных Китаем» территорий, на которых Хабаровск, Владивосток, Находка, Амурская область, Бурятия и Сахалин обозначаются китайскими названиями. Например, на картах в учебнике истории для старших классов часть территории России помечена как бывшая китайская земля со следующим пояснением:

«Благодаря Айгуньскому договору 1858 года царская Россия отрезала более 600 000 кв. км китайской территории. Благодаря Пекинскому договору 1860 года царская Россия отрезала около 400 000 кв. км китайской территории...

Благодаря Илийскому договору 1881 г. и последующим пяти соглашениям по границам царская Россия отрезала более 70 000 кв. км китайской территории».

А в справочнике провинции Хэйлунцзян, которая граничит с нашим Дальним Востоком и Приморьем, сообщается: «Китайский город Хэйлуньнао расположен на северном берегу р. Хэйлунцзян уезда Айхой. В 1858 году, после того как царская Россия вынудила Китай подписать Айгуньский договор, она захватила его и переименовала в город Благовещенск».

В Концепции национальной безопасности РФ, действовавшей с 2000 по 2009 год, среди прочего говорилось: «Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию». В нынешней, действующей до 2020 года концепции об экспансии не говорится уже ни слова.

Надо сказать, что не только Россия при демаркации границы отдала свои земли Китаю, но еще и Таджикистан, и Киргизия, и Казахстан. Тысячи километров бывшего Советского Союза в итоге перешли КНР.

Однако у Китая по-прежнему есть территориальные претензии к Индии, Вьетнаму, Филиппинам и Малайзии. Недавно министерство иностранных дел Китая сообщило, что в Южно-Китайском море на рифах архипелага Наньша (Спратли) практически закончены работы по созданию искусственных островов. Китай прирастил себе 8 кв. км земель, которые будут использоваться для строительства военных и гражданских объектов. И это притом что архипелаг Спратли является спорным. На него претендуют помимо КНР Вьетнам, Малайзия, Бруней, Тайвань и Филиппины. Эксперт по китайской внешней политике Института государственной политики имени Ли Куан Ю в Сингапуре Хуан Цзин в интервью The Wall Street Journal заметил: «Китай может теперь сказать своему народу, что добился того, чего хотел. Китай таким образом показывает, что обладает инициативой и может делать все, что считает соответствующим его интересам».

Стратегическое партнерство

«Можно только по ошибке купить, но нельзя по ошибке продать».
Китайская поговорка

Равиль Гениатулин, бывший руководитель Читинской области, а затем и всего Забайкальского края, так говорил о своем регионе: «Экономический потенциал лесов позволяет заготавливать древесину по всем видам пользования до 50 млн кубометров, а близость рынков сбыта в КНР, Японии и других странах Тихоокеанского региона делает его привлекательным и выгодным для международного сотрудничества». Вот на протяжении уже двух десятилетий и идет активная вырубка лесов как в Забайкальском крае, так и в Приморье, и в Иркутской области. Например, в Приморье ежегодно нелегально вырубается до 1,5 млн кубометров древесины, а в Амурской области под рубки отдано более половины регионального лесного фонда.

В 1998 году китайское правительство полностью запретило на протяжении 20 лет коммерческую вырубку леса на своей территории. Эта программа по защите лесов называется у китайцев «Великой зеленой стеной». Уже многие годы китайцы закупают круглый лес, то есть необработанную древесину, в Малайзии, Габоне, Камеруне, Северной Корее и в России. Россия лидирует в этом списке.

Причем считается, что на 80 процентов уходящий в Китай российский лес - ворованный. Чита, Иркутск - здесь находятся самые большие нелегальные рынки древесины. Приобретая разрешение якобы на санитарную рубку, лесозаготовители вырубают первосортный пиловочник, притом берут только нижнюю, наиболее ценную часть ствола, а остальное бросают на месте рубки.

В ряде регионов Дальнего Востока и Забайкалья в сфере лесозаготовок китайские предприниматели уже на сегодняшний день являются абсолютными монополистами.

Совместные российско-китайские предприятия по переработке древесины чаще всего оказываются просто фикцией. Китайское правительство даже приняло закон, запрещающий закупку в России обработанных лесоматериалов. Покупается только необработанный лес. Непрерывным потоком груженые железнодорожные составы с необработанной древесиной движутся в сторону китайской границы.

Необходимо отметить, что китайские предприятия, действующие на российской территории, очень часто не следуют нормам законодательства РФ, а являются фактически китайскими колониями, где действуют законы Китайской Народной Республики.

Принципиально важно, что на всех производственных территориях китайцы стараются поднять свой государственный флаг и разместить информационные знаки на китайском языке.

Согласно официально не афишируемому постановлению Госсовета КНР «О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов», основные усилия должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из Северо-Восточного Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы России, прилегающие к государственной границе. Китайским организациям предписывается изыскать возможности по переводу контрактов китайских рабочих с сезонной на круглогодичную занятость. При этом важное значение уделяется аренде земли и созданию компактных мест по проживанию граждан Китая. Так что власти Забайкальского края, желая сдать в аренду на 49 лет сотни гектаров российской земли, просто выполняют постановление Госсовета КНР.

Очень показательным в контексте российско-китайских партнерских экономических отношений стало выступление временно исполняющего обязанности губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя на Петербургском экономическом форуме: «Я недавно назначен губернатором, и ко мне кинулись инвесторы. Говорят: «Давайте будем развивать сельское хозяйство». А его, оказывается, практически нет! Потому что вся земля порезана на лоскутки, и 80% территорий контролируется китайцами - разными способами, законными и незаконными. При этом 80% земли засеивается соей, которая убивает землю».

Землю убивает не только соя, но и китайские ядохимикаты, которые активно используют китайские сельхозрабочие на арендованной земле.

«Китай - наш самый большой сосед, это большая такая, грубо говоря, жирная свинья, которая разлеглась у нас в подбрюшье Сибири и Дальнего Востока. И его надо внимательно изучать - какие они себе глобальные стратегические цели ставят. Я нисколько не верю в стратегическое партнерство между Россией и Китаем. Мне кажется, это надуманная вещь. У нас все это сводится к декларациям, вот вроде бы мы провозгласили партнерство. Партнерство должно выражаться в конкретных делах. В чем Китай нам помог? Да ни в чем. Пока мы для них интересны как поставщик новейших разработок в области военных технологий и техники, как источник сырья. Но пройдет время, когда отсюда все высосут, и в этом плане мы для них будем неинтересны», - говорит историк Борис Ткаченко.

Глава Забайкальского края Константин Ильковский, подписывая с китайской компанией «Хуаэ Синбан» протокол о намерениях по сдаче земли в аренду в рамках Петербургского экономического форума, объяснил свое решение низкой востребованностью сельхозземель. Видимо, поэтому земля китайцам достанется просто за копейки. Арендная плата составит всего 250 рублей в год за гектар, то есть меньше пяти долларов. Вот уж действительно выгодно! Но явно не для России. Согласно официальной информации, инвестор - китайская компания «Хуаэ Синбан» - планирует на арендуемой на 49 лет земле у Забайкальского края (согласно протоколу о намерениях, сначала арендуется 115 тысяч гектаров, а затем еще 200 тысяч) выращивать кормовые, зерновые, масличные культуры, а также лечебные травы для фармакологии, развивать промышленное скотоводство, птицеводство, мясное животноводство.

Вообще-то компания «Синбан» - хорошо известное в регионе предприятие. Оно уже давно «кормит» Забайкалье своими прожектами. Например, с 2004 года обещало построить здесь крупный современный целлюлозно-бумажный комбинат. Но так до сих пор и не построило. Но зато за эти годы в Китай через зимний переход Покровка-Логухэ вывезены самые ценные леса междуречья Шилки и Аргуни и незаконно отсыпана дамба для сооружения 10-метровой плотины в русле реки Амазар - крупного притока Верхнего Амура.


Зеленым заштрихованы участки общей площадью 928 122 га, которые китайцы арендовали на 49 лет под строительство Амазарского ЦБК в Могочинском районе Забайкальского края

ЦБК должен быть возведен на земле, которую на 49 лет арендовали несколько китайских компаний: ООО «Забайкальская Ботай ЛПК» (учредитель - Хэйлунцзянское ООО по экологии и торговле «Чжунте Ботай»), ООО «Экспресс» (учредитель - ООО Хэйлунцзянское инвестиционная управляющая компания «Фу Цзинь»), ООО «Руслес» (учредитель - ООО Промышленное предприятие «Жунчэнсиньюань» города Аргуна). Общая площадь арендованной китайцами земли - 1 844 407 гектаров, то есть почти вся полоса лесов, примыкающих к государственной границе с Китаем отдана под вырубку. «Рубки ведутся китайскими гражданами, которые попутно уничтожают ресурсы охотничье-промысловых видов животных и рыбные ресурсы, причем не только на вырубаемых участках, но и на обширных сопредельных территориях», - написано в аналитической записке по проблеме лесопользования и создания особо охраняемых природных территорий в приграничных районах Забайкальского края, подготовленной сотрудниками Забайкальского госуниверситета и государственного природного биосферного заповедника «Даурский».

А вот что осенью прошлого года по поводу китайской аренды сказал министр природных ресурсов края Олег Поляков: «Этот договор долгосрочной аренды был заключен 14 лет назад в рамках проекта по строительству Амазарского ЦБК. Мы не можем его сейчас расторгнуть, так строительство ЦБК продолжается. Сейчас подобных сделок не происходит». Ну, да, не происходит! И года не прошло после заявления министра Полякова, как глава Забайкалья Ильковский вновь по дешевке предложил китайцам землю.

Кстати, власти Забайкальского края хотят сдать землю в аренду не только китайцам. На днях на заседании групп по сотрудничеству Совета Федерации и Великого государственного хурала Монголии первый вице-премьер краевого правительства Алексей Шеметов сообщил, что власти Забайкальского края готовы к приходу любого инвестора на территорию Забайкалья, в том числе согласны предоставить в аренду землю и монгольским инвесторам.

Но монголы пока молчат. Даже при цене пять долларов за гектар. Может, ждут, когда русские согласятся отдать по три доллара?

31 декабря прошлого года президент Путин подписал указ о создании территорий опережающего развития (ТОР) (ФЗ №473). А на днях премьер Медведев с гордостью сообщил, что определены первые три территории - в Хабаровском крае и Приморье. Удивительный по «патриотизму» президентский указ был подписан накануне Нового года. Фактически в ТОРах ограничивается действие российского законодательства, в том числе отменяется местное самоуправление. Согласно подписанному закону, эти территории на 70 лет (с правом пролонгирования) могут быть сданы в аренду иностранцам, иностранным рабочим не требуется разрешение на работу, нет ограничительных квот для завоза иностранной рабочей силы, вводится свободная таможенная зона, допускается изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества у граждан России по ходатайству управляющей компании. Кроме того, иностранцам позволяют добывать и вывозить минералы, углеводороды, вырубать лес, ловить рыбу, отстреливать животных в любом количестве и без возмещения убытков. Резиденты ТОРов будут платить пониженные тарифы страховых взносы (Пенсионный фонд - 6%; Фонд соцстрахования - 1,5%; Фонд обязательного медстрахования - 0,1%), а выпадающие доходы резидентов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых из федерального бюджета. И все это объясняется опережающим экономическим развитием территорий.

На деле же это означает, что у китайцев более нет никаких ограничений по проникновению на территорию России и вывозу в Поднебесную наших природных ресурсов. Этим указом Путин фактически подарил Китаю наш Дальний Восток. Наверно, этот подарок сделан взамен «необыкновенно выгодного» контракта на поставки российского газа в Китай.

«Русский с китайцем братья навек»… Мы помним эту песню 1949 года времен дружбы Сталина и Мао, и знаем, что было потом…