Что учит народная мудрость. Как народная мудрость учит сохранять нерушимость российского народа? Как народная мудрость учит сохранять нерушимость российского

июня 11 2010

В раннем детстве мы впервые знакомимся с книгой. Первые , стихи, рассказы нам читают родители. А потом мы и сами учимся понимать печатное слово. Книга появилась потому, что люди всегда стремились сохранить и передать для потомков свою мудрость, знание, красоту художественного слова. Из истории знаем, что сначала писали на глиняных табличках, папирусе, пергаменте. Лишь со временем изобрели бумагу и начали печатать книги. Первые книги были рукописными. Их создание занимало немало времени и сил. Истоки отечественной рукописной книги начинаются со времен Киевской Руси. Благодаря летописям, которые создавались в монастырях, мы сегодня имеем возможность знать о том, как жили наши предки. Наиболее детальный летописный свод заключен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Называется он « временных лет» и рассказывает о расселении славян, об образовании государств, о первых русских князьях. Рукописной книгой есть также одна из древнейших памяток украинской письменности - «Слово о полку Игоревом».

Рукописные книги всегда ценились очень дорого и пользоваться ими могло ограниченное количество людей. Доступнее книги стали с того времени, когда их начали печатать. Первопечатниками были Иван Федоров, Франциск Скорина, Елисей Плетедкий. Книгопечатанья начиналось из первых несмелых попыток, а потом этот процесс усовершенствовался. Книг становилось все больше и они были лучшего качества. Сегодня тяжело вообразить нашу без книг. Они помогают нам приобретать образование, узнавать больше об окружающем мире, жизни других людей. Печатное слово нередко становится советчиком в разных жизненных ситуациях.

Книги - это настоящая копилка мудрости. Недаром издавна люди собирали книги, создавали библиотеки, чтобы сохранить ту информацию, которая содержится в книгах. Во Львове на одном из помещений местной библиотеки сделана надпись латинским языком: «Здесь мертвые живут и немые проговаривают». Так как и в самом деле, в книгах остаются жить мысли, стремление, мечты не только наших современников, а и представителей прошлых поколений.

В России книгу уважали издавна, еще со времен Киевской Руси. Книжная наука в нашей Родине началась во времена княжения Владимира. Еще большего расцвета получила при Ярославе Мудром. В одном из тогдашних летописей отмечается, что князь любил церковные уставах, часто читал их днем и ночью. Он собрал много писарей, которые переводили книги с греческого языка на славянский. Ярослав Мудрый не только сам любил книги, был просвещенным. Он заботился и о развитии образования в государстве. Один исторический факт свидетельствует, что в Новгороде Ярослав собрал триста детей старост и священников и велел учить их. Народная мудрость говорит, что книга учит, как на миру жить. И это действительно так. Она раскрывает нам интересный мир, помогает странствовать через столетия и лучше понимать настоящее.

Все мы с детства знаем много пословиц. Некоторые из них часто удается вставить в речь, другие используются редко. Благодаря крылатым выражениям получается расширить свой словарный запас и придать речи интересную витиеватость. Чему учат пословицы и фразеологизмы? Давайте разберемся.

Чему учат детей

Пословицы играют важную роль в жизни любого человека. Благодаря им человек может быстро запомнить и понять житейские премудрости и простые истины. Чему учат пословицы детей? В первую очередь родители читают чадам пословицы и поговорки о дружбе и любви. Благодаря крылатым фразам малышам проще запоминать народную мудрость. Например, как быстро донести до юного создания, что врать плохо? Можно прочитать часовую лекцию, которая все равно не дойдет до сознания ребёнка.

А можно сказать: "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят". Краткое изречение быстро помогает донести тот смысл, что если ребенок будет лгать, то ему не будут верить ни друзья, ни родители. А может случиться и такое, что близкие люди просто отвернутся.

Благодаря крылатым выражениям можно заложить в сознание ребенка и моральные нормы. Например, стоит объяснять детям, что, общаясь с людьми, нужно уметь подбирать слова. Нужно рассказать, что иногда можно сильно обидеть человека, сказав ему что-то не то. В этом случае отлично подходит пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Такие краткие изречения дети запоминают лучше, чем длинные непонятные тирады. И даже если смысл высказывания до вашего чада не дойдет сразу, не переживайте, время сделает свое дело.

Как научить ребенка читать с помощью пословиц

Многие родители переживают, что их чадо не интересуется книгами. Но оказывается, есть быстрый способ научить ребенка читать. Если родители занимаются со своим чадом, то к 5 годам девочки и мальчики уже будут знать много пословиц. И как же эти знания применять на практике? Нужно найти детское произведение, в котором есть крылатое выражение. Не нужно заставлять ребенка читать всю страницу. Необходимо поставить цель найти нужную фразу. Такая задача для ребенка выглядит более привлекательной. Ведь ему предстоит поиск, а не скучное чтение. Но любой грамотный родитель понимает: чтобы найти кусок текста, придется потрудиться и прочитать как минимум полстраницы. Ребенок будет рад одержанной победе, а родители счастливы, что нашли нетривиальный способ заставить свое чадо грызть гранит науки.

Чему учат взрослых

Люди развивают свой интеллект всю жизнь. Нельзя сказать, что учеба заканчивается, когда человеку дают диплом о высшем образовании. А учиться на скучных курсах и лекциях неинтересно не только детям. Намного проще прививать любовь к чему угодно посредством поговорок. Чему учат пословицы людей? Любви к своей родине, помощи другим, уважению и смирению. Многие могут сказать, что это то же самое, чему обучают детей. Но ведь не каждый ребенок воспринимает все, что ему говорят взрослые. Иногда приходится уже в зрелом возрасте наверстывать упущенное. Разберем на примере.

Чему учат пословицы о родине? Любви к своей отчизне, своему дому и краю. Разве может ребенок осознать всю глубину пословицы «Родной край - сердцу рай»? Конечно, нет. Нужно пожить за границей или в другом городе, чтобы понять, что нет ничего лучше, чем отчий дом.

Пословицы в литературе

Русские классики любили придавать своим произведениям яркость за счет образности языка. И в этом им помогали пословицы. Чему учат эти короткие народные высказывания? Чести, долгу, морали, любви и верности. Доносить любую мораль лучше в форме сжатого выражения. С этой задачей поговорки справлялись превосходно. Например, посмотрим, как вставил в свою повесть «Капитанская дочка» А. Пушкин такое выражение: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду"».

Некоторые писатели пошли дальше и сами начали создавать фразы, которые впоследствии стали крылатыми. Так, А. Грибоедов на страницах «Горе от ума» изрек: «Счастливые часов не наблюдают». Сегодня эту фразу можно слышать повсеместно, так же как и цитату из «Онегина»: «Любви все возрасты покорны».

Зачем пользоваться пословицами

Поговорки помогают людям лучше понимать чувства друг друга. Иногда бывает сложно описать свое состояние, и фраза «У меня кошки на душе скребутся» может в полной мере выразить тревогу и страх человека. Также многие люди на пословицах учатся. Чему? Верности, преданности, любви к родине и ближним. Нет надобности говорить, что благодаря крылатым выражениям наш лексикон становится богаче. Ведь русский по праву считается самым литературным языком в мире.

Можно ли обходиться без пословиц и поговорок

Раньше люди жили и без языка и как-то справлялись. Существовать можно и без пословиц, поговорок и фразеологизмов. Но насколько скучна будет речь. Истории, которые рассказаны сухим языком, слушать неинтересно. Люди любят преувеличивать, преуменьшать и домысливать. Это все отражается в народной мудрости, которая одновременно и поучает, и смешит. Убрать из языка пословицы - это значит лишить страну ее культурного наследия. Люди веками вкладывали мудрость в книги и киноленты. И квинтэссенцией всех этих знаний по праву считаются именно пословицы и поговорки. Чему учат эти выражения? Ну конечно, жизни.

Как правильно учить пословицы

Лучший способ что-либо запомнить - это создавать привязки к контексту. Если вы думаете, какие пословицы учить с детьми, то просто мысленно представьте ситуацию, в которой это выражение может пригодиться. Лучший способ - это рассказывать умную мысль ребенку к месту.

Например, ваше чадо совершило досадный промах. Не нужно ругаться, можно просто сказать: «На ошибках учатся». Таким образом, ребенок не только сделает вывод из сложившейся ситуации, но и обогатит свой словарный запас полезной пословицей. Этот способ подходит и для взрослых. Правда, не всегда с вами будет рядом опытный наставник, который поможет подобрать уместную фразу. Но у каждого современного человека в кармане лежит смартфон с доступом в Интернет. И всегда можно попросить "Гугл" найти что-нибудь подходящее. Таким образом будет легче отпустить неприятную ситуацию и пополнить копилку своих знаний.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

Направление: русский язык и литература

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Зангиева Лана , 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А., учитель русского языка и литературы

п. Мизур

2015-2016

Содержание

    Введение …………………………………………………… .. 3

    1. Обоснование темы и актуальность

      Цели исследования

      Задачи исследования

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Методы и приёмы исследования

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1 Вступительное слово

    1. Историческая справка

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

    Заключение……………………………………………………9

    Список литературы………………………………………….. 10

Введение.

Обоснование темы и а ктуальность:

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

    Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

    Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

    Найти различия между поговорками и пословицами

    Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

    Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

    Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

    К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

    Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

    Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

    Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

    Интернет ресурсы

Предварительный просмотр:

Игра-викторина

«Чему учит народная мудрость».

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся, расширению кругозора, развитию мышления и речи.

Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы

вневременного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает неповторимое своеобразие и выразительность.

У каждой пословицы есть своя задача.

Викторина

Викторина будет проходить в довольно быстром темпе.

Она чем-то напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях - кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри... Итак, мы начинаем!

1 . Конкурс « Продолжи пословицу»

Пословица - ритмизированное высказывание, несущее обобщённую мысль, поучительный вывод.

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,

ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле

век учись.

Что посеешь,

пока горячо!

Век живи

год кормит.

Вешний день

то и пожнешь.

Для Родины своей

не воин.

Задание для 2 команды:

Задание для 3 команды:

При солнышке тепло,

вода не течёт.

Красна птица опереньем,

слова не выкинешь.

Сам умирай,

один раз отрежь.

Семь раз отмерь,

а человек уменьем.

Из песни

а при матери добро.

Под лежачий камень

а товарища выручай

2.Конкурс (объясните пословицу)

Задание для 1 команды:

Краткость - сестра таланта. –

Лучше поздно, чем никогда. –

He откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. –

Задание для 2 команды:

В гостях хорошо, а дома лучше. –

Время творит чудеса. –

Честность - лучшая политика. –

Задание для 3 команды:

Здоровье дороже богатства.-

Утро вечера мудренее.-

Учиться никогда не поздно.-

3.Конкурс

Сказки

А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд

Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.

(«Репка»)

Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведи»)

Ах ты, Петя, - простота, Оплошал немножко,

Не послушался кота Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться,

Очень вкусная вода В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

4.Конкурс

Загадки

Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? - Голубой платок, Алый клубок

По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)

- Двенадцать братьев Друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы.)

Пришёл волк - Весь народ умолк, Ясен сокол пришёл -

Весь народ пошёл. (Ночь и день.)

- Поднялись ворота - Всему миру красота. (Радуга.)

Старик у ворот Тепло уволок, Сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз.)

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает. Зимой согревает. (Лес.)

Стоит городок - Сколько стареньких домков,

Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

- У матери двадцать деток,

Все детки - однолетки. (Наседка и цыплята.)

Бел, как снег, В чести у всех, В рот попал -

Там и пропал. (Сахар.)

И языка нет,

А правду скажет. (Зеркало.)

Утка ныряла - ныряла

И хвост потеряла. (Иголка и нитка.)

Сидит Пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки.)

Без крыльев, А летит.

Без языка,

А говорит. (Письмо.)

Под землёй Птица гнездо свила,

Яиц принесла. (Картофель.)

Белый тулупчик Сшит без рубчика. (Яйцо.)

- Маленький Иван - Костяной кафтан. (Орех.)

Без ног, а хожу, Без рук, а указываю. (Часы.)

Легко, кругло,

А за хвост не поднять. (Клубок.)

А всё расскажет. (Книга.) Ведущий: Ребята! Справились с загадками!

5. Конкурс

Особенности русского быта.

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, рубашка, кокошник, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу.)

11. Чем был знаменит Нижний Новгород? (Ярмарками.)

12. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

13. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

14. Какой русский царь любил плотничать? (Пётр 1.)

6 . Конкурс

« Вставь слово»

Вставьте в названия сказок пропущенные слова.

  1. Поди туда – _______________, __________ то – не знаю что.
  2. Сестрица __________ и братец____________.
  3. Иван – ________________ и ___________волк.
  4. У страха _________ велики.
  5. Финист - _______________ сокол.
  6. _________ из топора.
  7. Никита __________.
  8. Летучий _____________.

7. Конкурс

«ВОПРОС–ОТВЕТ».

Командам задаются вопросы, каждый правильный ответ – плюс один балл команде.

  1. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец )
  2. Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник )
  3. Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич )
  4. Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку )
  5. Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали )
  6. Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка» )
  7. Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка )
  8. Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца )
  9. Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч )

III. Подведение итогов, награждение команд.


Шкарупа Лариса Николаевна

Учить - значит показывать: «Это возможно».
Учиться - значит сделать это возможным для себя .
Пауло Коэльо «Дневник мага»

Многие опытные классные руководители и воспитатели считают, что главное в воспитании «не потерять высший смысл мелочей, проживаемых ежедневно».

Я полностью поддерживаю эту мысль и считаю, что ни грандиозные проекты, ни планы, составляемые нами сразу на учебный год, ни задачи, заявляемые в начале года, не являются основой воспитания. Воспитывают так называемые «мелочи жизни», изо дня в день, из четверти в четверть, из года год. И человек, находящийся рядом с ребенком, хочет он этого или нет, являет собой и орудие воспитания, и пример воспитания. Дети на уровне интуиции чувствуют, как к ним относишься, их не обманешь. Для них очень страшно равнодушие старших. Контакт начнется или не начнется с того момента, как мы (взрослые) поздороваемся. И как только «есть контакт», автоматически включается процесс воспитания. Конечно, мы работаем на результат, цель которого - самореализация, самоопределение ребенка.

И я уверена, он будет положителен, если ребенок будет понимать и чувствовать, что к его деятельности и состоянию души неравнодушны окружающие.

Существует широкий выбор методов, средств и форм воспитания. Но жизнь неподвластна методикам. Тогда только один выход - «жить с ребятами одной жизнью, в которой есть творчество, успехи, удачи и неудачи, праздники и будни, радости и огорчения, а порой - боль и одиночество. Значит, главное - быть рядом и оказаться рядом». Тогда и средства найдутся, и методики сработают.

Народная мудрость как инструмент процесса воспитания. Притчи.

В этих лаконичных историях заключены и малые, и большие законы человеческого мира. Суть притч заключается в том, что « в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намеком».

Для младших школьников притча связана со сказкой; подросткам помогает перешагнуть грань детства, а старшеклассникам - «облегчает пересечение границы со взрослой жизнью».

Я приведу несколько примеров притч, а вы без труда поймете, в каких ситуациях они могут вам пригодиться.

Притчевая сказка «Коряга»

Коряга, неуклюжая бедняжка, лежала на опушке леса поблизости от гладких, хорошо обтесанных и дружных между собой бревен, вызывала у них насмешки и страдала от одиночества и собственного уродства. Но однажды пришел человек, уложил бревна в ряд, скрепил их корягой, у которой было немало кривых цепких сучьев, - получился плот, на котором он отправился в путешествие по реке.

Вопросы:

1. Как ты думаешь, о чем эта притча?

2. Смог бы человек выполнить задуманное без коряги?

3. Нужны ли ему бревна для плота, если нечем их скрепить?

4. Как ты думаешь, в твоем окружении есть «бревна» и «коряги»?

Притча «Совет Сократа»

Один человек спросил у Сократа:

Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

Три сита?

Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

Нет, я просто слышал это.

Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

Нет, напротив.

Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет необходимости.

Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Прежде, чем сказать, подумай:

1. То, что ты собираешься сказать, несет в себе добро или зло?

2. Ты уверен в правдивости своих слов?

3. Какая польза может быть от твоих слов?

Ведро с яблоками

Купил человек себе новый дом, большой, красивый, и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:

«Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Темы для обсуждения:

1. Великодушие и зависть.

2. Добро и зло.

3. Любовь и ненависть.

4. Война и мир.

Опасное искусство

В одной монгольской деревне от укусов змеи умерло так много людей, что мало кто осмеливался выходить в поле. Говорят, один змеелов укротил змею и убедил ее сделаться миролюбивой.

Жители деревни скоро увидели, что змея стала безвредной. Они начали забрасывать ее камнями и таскать за хвост. Как-то ночью, избитая, чуть живая, змея приползла к змеелову в дом.

Змеелов выслушал ее жалобы и сказал:

Госпожа Змея, люди перестали бояться тебя - и это плохо.

Но ведь ты сам учил меня не проявлять насилие!

Я хотел, чтобы ты прекратила кусаться, но не шипеть!

Вопросы:

1. Считаешь ли ты нормой бояться тех, кто сильнее тебя?

2. Считаешь ли ты нормой обижать тех, кто не такой сильный, как ты?

3. Если сильный не любит драться, считаешь ли ты его «слабаком»?

4. Если ты сильный, умеешь ли ты постоять за себя не кулаками?

5. Можно ли слова «…люди перестали бояться тебя» заменить словами «…люди перестали уважать тебя»?

6. Закончи фразу: « Я хочу, чтобы меня …(уважали, боялись)»

7. Где граница между страхом и уважением?

Нет работы, нет еды

Китайский Мастер дзэн Хякудзе даже в восемьдесят лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю.

Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты.

В этот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать.

«Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты», - догадались ученики. - Положим-ка мы их лучше обратно».

В тот день Мастер работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал:

Нет работы - нет еды!

Задание:

Подбери пословицы и поговорки к названию притчи (ее главной мысли).

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Руки не протянешь, так и полки не достанешь.

Не потрудиться, так и хлеба не родится.

В поле с серпом да вилой, так дома с ножом да вилкой.

На полатях лежать - ломтя не видать.

Помоги себе сам

Однажды к Учителю пришел некий богатый вельможа.

Учитель! - сказал он. - Мне скучно жить!

Мне сплясать тебе? - ехидно поинтересовался Учитель.

Ну что вы, Учитель, - смутился вельможа.

Тогда сам спляши, - хладнокровно предложил Учитель.

Вельможа только поморщился.

Значит, тебе просто хочется жить скучно, - заключил Учитель.

Вопросы:

1. Скучно, это как?

2. Какое у тебя настроение, когда тебе скучно?

3. Вспомни, от чего, от каких дел, занятий у тебя поднимается настроение?

4. Что тебе хотелось бы изменить в твоем свободном времени?

Семена и ростки

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и непрочны в нем.

Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи люди прячут глубоко в душе, чтобы их не увидели другие. Там они растут и губят человека в самом его сердце.

Вопросы:

1. Плохие наклонности - это …

2. А добрые - …

3. Ты можешь сознаться в каком-то проступке, за который обычно наказывают?

4. А попросить прощение?

Попутчики

Пересохло озеро от долгой засухи, совсем стало невмоготу Черепахе, и пустилась она в долгий путь к большому озеру в низине.

Змея тоже хотела ползти туда, но сил у нее не осталось. Тогда залезла она на Черепаху и поехала на ней. Черепахе стало прохладнее, но тяжелее.

Змея была недовольна медлительностью Черепахи. Хотела укусить ее, но боялась: «Укушу - сбросит». А Черепаха была недовольна тяжестью на спине, но боялась: «Сброшу - укусит».

Так с этими мыслями они и доползли до воды.

Вопросы:

1. Ты думаешь, такая ситуация возможна только в дороге?

2. Как ты понимаешь содержание притчи?

3. В чем ее истинный смысл?

Как важно слушать

Отправил как-то один царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

Мой господин... повелел вам сказать, чтобы вы дали ему... белую лошадь с черным хвостом... а если вы не дадите такой лошади, то...

Не желаю больше слушать! - перебил царь запыхавшегося гонца. -Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то...

Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну.

Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне белую лошадь с черным хвостом, а если не дашь, то...»?

- «...пошли лошадь другой масти», - продолжил царь. - Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то...»?

- «...непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу», - ответил второй правитель.

Вопросы:

1. «Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено», - назови, пожалуйста, причину изнурительной войны между царями.

2. Какая связь между названием притчи и ее содержанием?

3. Важно ли в жизни уметь выслушать говорящего?

4. Какой жизненный урок дает нам эта притча?

Привычка к сражениям

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро.

Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.

И тогда из последних сил дракон спросил:

Рыцарь, а ты чего хотел-то?

Воды попить.

Ну, так и пил бы...

Вопросы:

1. Из-за чего произошло сражение между рыцарем и драконом?

2. Как бы ты поступил, будь на месте рыцаря?

3. «Рубить с плеча», как ты понимаешь эти слова?

«Условный рефлекс» (для родителей и педагогов)

Жил-был на свете Ежик. Однажды он увидел маленькое существо, которое с любопытством рассматривало лужайку перед входом в его жилище, и пригласил его к себе. Так Ежик и Черепашка стали жить вместе.

Но друзья оказались очень разными. Ежик бегал быстро - Черепашка передвигалась медленно. Ежик любил действовать - Черепашка любила мечтать. Ежик вставал ни свет ни заря - Черепашка предпочитала поспать подольше. Ежик очень любил порядок, а медлительная Черепашка все время забывала, в чем этот порядок заключается. То забудет на ночь светлячков со стен собрать, то листья по полу разбросает, то лапы вытереть не спешит. Ежик терпел-терпел, пыхтел-пыхтел, напоминалнапоминал и однажды не выдержал.

Давай так, - решительно сказал Ежик. - Нужно, чтобы любовь к порядку стала у тебя условным рефлексом. Каждый раз, когда ты чтонибудь забудешь, я тебя уколю иголкой. Вот так!

Однако Черепашка, как ни старалась, все равно время от времени чтото забывала или не успевала. Только теперь она очень боялась, что ее опять будут колоть, а от этого думала не о том, что надо делать, а о том, что будет больно. У нее уже вся спинка была исколота!

Через какое-то время Черепашка с удивлением заметила, что спинка стала вовсе не такой чувствительной. Она еще не знала, что существо становится бесчувственным, если постоянно делать ему больно…

В целях защиты! Защита от боли - это тоже условный рефлекс. Кроме того, Черепашка почему-то стала много спать, и это Ежика тоже раздражало. Ведь когда кто-то спит, очень трудно вырабатывать у него условные рефлексы!

А потом наступила осень. И Черепашка совсем замерла. Она не шевелилась день, потом другой, потом третий. Ежик запаниковал. Он выскочил из норки и побежал к лесному доктору - старой Сове.

Ничего непоправимого, - сообщила Сова, осмотрев пациента на месте. - Просто впала в спячку. Защитная реакция такая.

А от кого ей защищаться? - недоуменно спросил Ежик. - Здесь, кроме меня, никого нет, я ее воспитываю и никому в обиду не даю.

Так от тебя, воспитатель, она и защищается, - покачала головой Сова. - Ты ж ей личного пространства совсем не оставил. Вот и пришлось панцирь нарастить, чтобы хоть как-то от тебя отгородиться. Может, если уйдет от тебя - оживится, повеселеет. Поймет, что, кроме условных рефлексов, есть еще и безусловные.

Это какие такие безусловные? - не понял Ежик.

Это когда условий не ставишь, а принимаешь другого таким, какой он есть, - объяснила Сова. - Любовь - это и есть самый безусловный рефлекс.

И Сова полетела по своим делам. А Ежик устроился рядом с Черепашкой.

Слышишь, Черепашка! - тихонько сказал он. - Ты спи, сколько захочешь. А я подожду. И больше никогда, никогда не буду пытаться тебя изменить. Я лучше сам изменюсь! Я сделаю свои колючки мягкими.

И ему уже казалось, что его колючки, правда, становятся мягкими и шелковистыми, потому что все мы - и Ежики, и Черепашки, и другие существа - по сути своей одинаковые: с любопытными носиками и мягкой, розовой, беззащитной кожицей, очень нуждающейся в Любви.

В поисках истины (для взрослых слушателей)

Попал один мудрец на небеса.

Как прожил ты свою жизнь? - спросил его Ангел.

Я искал Истину, - ответил мудрец.

Это хорошо! - похвалил мудреца Ангел. - Расскажи, что ты делал, чтобы найти Истину.

Я знал, что мудрость, накопленная людьми, записана в книгах, и много читал, - сказал мудрец, и Ангел улыбнулся.

Я изучал святые книги и ходил в храмы, - сказал мудрец. Улыбка Ангела стала еще светлее.

Я много путешествовал в поисках Истины, - продолжил мудрец, и Ангел благосклонно кивнул головой.

Я любил беседовать и спорить с другими мудрецами. В наших спорах рождалась Истина, - добавил мудрец, и Ангел снова кивнул головой.

Мудрец замолчал, и лицо Ангела вдруг омрачилось.

Разве я что-то делал неправильно? - удивился мудрец.

Ты все делал правильно, но ты ничего не сказал о Любви, - ответил ангел.

У меня не было времени на Любовь, я искал Истину! - гордо заявил мудрец.

Там нет Истины, где нет Любви, - с горечью воскликнул Ангел. - И глубочайшая Истина рождается лишь из глубочайшей Любви.

Между жизнью и смертью (для взрослых слушателей)

Однажды Ученик и Учитель переправлялись в лодке через быструю реку.

Ученик сказал:

Сейчас между нами и смертью только этот кусок дерева!

На суше нет и его, - ответил Учитель.

Притча «Счастье» (для взрослых слушателей)

Замесил Господь глину и силой Вдохновенной Мудрости создал Творение - Человека. И смотрел Бог на Человека, и доволен был, ибо видел, что все у Человека есть: очи - чтобы видеть, уши - чтобы слышать, язык - чтобы говорить, ноги - чтобы стоять и идти, руки - чтобы действовать, грудь - чтобы дышать, сердце - чтобы любить, кожа - чтобы чувствовать, живот - чтобы беречься, спина - чтобы выдерживать нагрузки, плечи - чтобы отвечать за себя.И радовался Всевышний, хоть и остался у него неиспользованный глиняный комочек. И ликовало все вокруг, приветствуя Творение Бога.

Что еще слепить тебе? - спросил Господь Человека, разминая оставшуюся глину.

Слепи мне счастье, - попросил тот.

Ничего не ответил Отец Небесный, лишь молча вложил в ладонь Человека оставшийся комочек глины...

Вопросы и упражнения:

1. А в ваших руках может оказаться то, что нужно вам для счастья?

2. А может, оно там уже есть и стоит просто почувствовать?

3. Попробуем это сделать прямо сейчас, не откладывая. Протяните перед собой руки на свободно согнутых локтях, расположите их на уровне груди раскрытыми ладонями вверх (то есть как будто что-то держите в них) и, не напрягаясь, понаблюдайте за ощущениями: есть ли в ладонях что-то? И если есть, то какое это что-то: мягкое или твердое, большое или маленькое, тяжелое или легкое, теплое или холодное, круглое или угловатое, гладкое или шероховатое? На что это похоже?

4. Если вы ощутите невидимый комочек Божественной глины, сотворите свое Счастье!

Использованная литература:

1. Людмила Соловьева «Ежедневная Педагогика», ж-л «Классное руководство и воспитание школьников» №1, 2012

2. Валентина Пономарева, « Сказка за сказкой. Синтез-метод профилактики и коррекции», ж-л «Классное руководство и воспитание школьников» №2, 2012

3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.

4. Ж-л «Классное руководство и воспитание школьников», №1-5,2012

5. Комаров А.С. The Concentrated Wisdom of the Raсe.Пословицы русского языка и их русские аналоги: учеб. пособие /А.С.Комаров.- М.: Флинта: Наука,2008.-112с.