Сколько лет олегу табакову. Умер Олег Табаков: биография и личная жизнь актера

В 1957 году он стал актером и режиссером Студии молодых актеров при МХАТ, возглавляемой Олегом Ефремовым, которая вскоре была преобразована в самостоятельный театр "Современник". В театре дебютировал в роли студента Миши в спектакле "Вечно живые".

В 1966 году он сыграл Александра Адуева в "Обыкновенной истории" Виктора Розова. Спектакль со временем был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР. Затем были роли в спектаклях "Четвертый" Константина Симонова, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби (Лаймон), "Назначение" Александра Володина (Лямин), "По московскому времени" Леонида Зорина (Маврин), "С вечера до полудня" Виктора Розова (Лева), "Декабристы" Михаила Шатрова (Рылеев) и др.

В 1968 году по приглашению театра "Чиногерны клуб" Табаков сыграл в Праге (Чехословакия, ныне Чехия) одну из любимых ролей — Хлестакова в спектакле "Ревизор" Николая Гоголя.

В 1970-1976 годах одновременно с актерской деятельностью Табаков занимал должность директора "Современника".

С 1976 года до 1983 года Олег Табаков оставался в "Современнике" в качестве артиста на так называемых разовых ролях.

В 1983 году артист был принят в труппу МХАТ, где дебютировал в роли Сальери в "Амадее" Петера Шеффера. Играл в спектаклях "Скамейка" Александра Гельмана, "Кабала святош" Михаила Булгакова (Бутон, Мольер), "Горе от ума" Александра Грибоедова (Фамусов), "Тартюф" Жана-Батиста Мольера (Тартюф).

В 1976-1986 годах Табаков выпустил два курса в ГИТИСе, ставших основой Студии на улице Чаплыгина, которая позже была преобразована в Московский театр п/р О. Табакова.

На сцене этого театра артист сыграл Меера Вольфа ("Матросская тишина" Александра Галича), Петра Адуева ("Обыкновенная история" Гончарова), Херба Таккера ("Я хочу сниматься в кино" Нила Саймона), Ивана Коломийцева ("Последние" Максима Горького), Степана Алексеевича Судакова ("Год, когда я не родился" по пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря") и др.

В 1960-1970-х годах он снимался в таких фильмах, как "Шумный день" (1960), "Живые и мертвые" (1963), "Война и мир" (1965-1967), "Гори, гори, моя звезда" (1969), "Семнадцать мгновений весны" (1972-1973), "Каштанка" (1975), "Двенадцать стульев" (1976), "Д"Артаньян и три мушкетера" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979).

Среди его киноработ — картины "Полеты во сне и наяву" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Ближний круг" (1991), "Сирота казанская" (1997), "Президент и его внучка" (2000), "Статский советник" (2005), "Поклонница" (2012), "Тот еще Карлсон" (2012), "Вечное возвращение" (2012), "Кухня. Последняя битва" ().

Олег Табаков много работал на радио. Им были записаны такие работы, как "Юность Герцена" Александра Герцена (1957), "Станция первой любви" Владимира Амлинского (1959), "Убить пересмешника" Харпер Ли (1963), "На дне" Максима Горького (1969), "Предел возможного" Иосифа Герасимова (1979), "Ревизор" Николая Гоголя (1987), "История одного города" Михаила Салтыкова-Щедрина (1996), "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына (2000), "Анна Каренина" Льва Толстого () и другие.

Широкую известность приобрели также работы Табакова по озвучиванию мультипликационных фильмов: "Бобик в гостях у Барбоса" (1977), "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино" (1978-1984), "Ежик плюс черепаха" (1981), "Волк и теленок" (1984) и другие.

Всего в театре, в кино, на радио и телевидении Табаков сыграл около 200 ролей .

Олег Табаков — народный артист СССР (1988), лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (). Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства (2002). Он был удостоен многочисленных профессиональных премий и наград. Среди них — премии "Золотой Овен" (1994), "Золотая маска" (1996, 2017), "Хрустальная Турандот" (1999, 2004, 2011, 2015), премии "Чайка" (2003, 2005), премия Европейской культуры "Треббия" (2011).

Cегодня в 16 часов 15 минут на 83-м году жизни в больнице скончался Олег Павлович Табаков.

Пожалуй, нет более крупномасштабной фигуры в современном российском театре, чем та, которой был Олег Табаков. Всеобъемлющий и неутомимый человек-оркестр, до последнего ловко, талантливо и продуктивно совмещавший игру на сцене и в кино, управление театрами и обучение студентов, работу президентского совета по культуре и много чего ещё. Про таких говорят: глыба.

Судьба Табакова — как объёмный роман с приключениями и злоключениями, любовью и предательством, друзьями и врагами. И хотя артист всегда охотно делился с публикой своими историями, главной исповедью стали мемуары "Моя настоящая жизнь", где он откровенно рассказал о своём жизненном пути, коренных его поворотах и судьбоносных решениях.

Трижды избежавший смерти

Табаков рассказывал, что, по признанию собственной матери, Марии Андреевны Березовской, в 1935 году она не планировала его рождение. Когда забеременела, ей было 32 (отцу — Павлу Кондратьевичу Табакову — 31), была студенткой 5-го курса саратовского мединститута. У неё уже была дочь Мирра от первого брака. А тут она даже пыталась избавиться от ребёнка, по всей видимости, с помощью медикаментов. Но что-то пошло не так — мальчик всё-таки родился. И больше всего на свете любил свою мать. Спустя два десятка лет, впервые в жизни оказавшись на борту самолёта, студент Школы-студии МХАТ Олег Табаков в своих мысленных сентиментальных молитвах обращался к Богу именно со словами о матери.

Не раз Олег Табаков находился на пороге смерти, но судьба его оберегала. Как-то в конце 1940-х годов, ещё живя в Саратове, молоденький Табаков ехал на приступке трамвая. И тут состав резко дёрнулся, ноги молодого человека соскульзнули с приступки прямо под колёса. Вдруг какой-то мужчина схватил его за шиворот и затащил в вагон. С перепугу паренёк даже не узнал имени своего спасителя.

Удивительно, но опаснейший инфаркт Олег Табаков пережил экстремально рано, в 29 лет. Это случилось в 1965 году, когда он на износ работал в театре "Современник". В двухместной палате Боткинской больницы, куда его поместили по блату, на его глазах скончался сначала один пациент, затем второй. Артист ждал, что смерть придёт и за ним. У постели Табакова тогда собирались его коллеги, друзья, жена Людмила Крылова с 5-летним сыном Антоном. Все как бы прощались с ним у смертного одра, однако спустя несколько недель он пошёл на поправку, а вскоре вернулся к работе с ещё большей отдачей. Через несколько месяцев после инфаркта он уже играл в премьерном спектакле, а впоследствии и вовсе шутил, что "инфаркт не произвёл на него впечатления".


В третий раз судьба постучалась в конце 1990-х во время перелёта Табакова в Вену, где он ставил спектакль "Крыша". У самолёта Ту-154 загорелся двигатель. Когда воздушное судно экстренно приземлилось в Варшаве, Табаков увидел совершенно обугленный, трудно узнаваемый мотор и понял, что всего несколько минут назад находился на волосок от смерти.

Театр начинается с туалета

Как известно, Олег Табаков за свою жизнь руководил тремя театрами: самым недолгим было его шестилетнее управление "Современником" после ухода оттуда Олега Ефремова, далее он дважды открывал "Табакерку" и затем возглавил и МХТ им. Чехова, опять же, после Ефремова. Последние два театра оставались под его руководством до самой его смерти.

О Табакове говорят, что он обладал способностью окультуривать всё пространство вокруг себя и внутри своих театров. Та же "Табакерка", начавшаяся с подвала (бывшего угольного склада) на улице Чаплыгина, приросла сначала первым этажом, затем домом напротив, затем — и всем двором. Если в случае с подвалом он получил откровенно грязное помещение, которое приходилось отмывать и ремонтировать, то в других местах, где уже работали театры, всё было, конечно, лучше. Но до прихода Табакова в том же "Современнике" или МХТ попросту не было даже бумаги в туалетах.

В своей "Табакерке" Олег Павлович заставлял студийцев самих драить отхожее место до состояния "распространяющей благоухание дезодорантов стерильности". А про положение в МХТ до него, не стесняясь в выражениях, говорил, что то были "пьянь, срач, воровство". Помимо чистоты туалетов, в этом театре ему пришлось бороться с полупустыми залами и мизерными зарплатами артистов. После пары лет его правления театр было уже не узнать. И главный тому показатель — почти стопроцентный sold out. Кстати, именно Табаков убрал букву "А" ("академический") в аббревиатуре театра, из МХАТ переименовав его в МХТ. По его словам, академичным театр не может быть по своей природе.


По словам историка Анатолия Смелянского, Табаков вёл театр "абсолютно авторитарно, жёстко, сочетая русский революционный размах с американской деловитостью". Но для Табакова коллектив театра был всегда его семьёй, в которой он — стопроцентный патриарх. Артистов, студийцев и учеников он считал своими детьми. Воспитывал их и радовался успехам, каждый раз тяжело переживая их вылеты из гнезда. А вылетали его ученики красиво: Евгений Миронов — руководить Театром наций, Сергей Безруков — Московским губернским театром, Владимир Машков — в Голливуд, откуда, правда, вернулся к Табакову уже в МХТ.


Если при советской власти Табакову приходилось немало лавировать и маневрировать, чтобы сохранить дух своего свободного театра и при этом окончательно не подвести всех своих подопечных под монастырь (ведь "Табакерку" закрывали на 7 лет), то при падении режима его руки оказались полностью свободны.

К тому же к началу 90-х Табаков обладал таким мощным авторитетом, что новые власти только за честь принимали во всём ему помогать. Артист уже не стеснялся пользоваться своим исключительным положением у людей всех уровней, в том числе высокопоставленных чиновников. Сам он называл это "торговать лицом". Коллеги вспоминают, что лишь один телефонный звонок, начавшись с "Добрый день. Это Олег Табаков", решал самые сложнейшие вопросы. Чаще всего не его лично, а вопросы театра или судеб коллег по цеху.

Женщины: множество и две


Об общении Табакова с прекрасным полом ходили легенды. Табаков никогда не отрицал, что женщин он любил и в их внимании никогда себе не отказывал.

— Если Господь или судьба одаривали меня чувством, так оно развивалось по всем законам влюблённости и всего ей сопутствующего. Я благодарен жизни за то, что график моих влюблённостей всегда был плотен, насыщен и регулярен. Почти как движение подмосковных электричек, — писал он.

Но всё изменилось, когда появилась Она. 17-летняя Марина Зудина, пришедшая в студию Табакова, пленила сердце 37-летнего мэтра. Они много лет встречались, не раз расставались.

— Марина изменила мой взгляд на "нашу сестру женщину". Роман, длящийся семнадцать лет, — что-то непостижимое для меня прежнего. Конечно, бывало всякое: на заре этого романа Марина не раз писала мне письма, подытоживающие наши отношения, после того как я последовательно и логично пытался убедить её, что ей надо решать свою жизнь без меня… А потом всё начиналось снова.

Олег Табаков с Людмилой Крыловой.

Олег Павлович не хотел повторять ошибок собственного отца, который покинул семью сразу после войны. Поэтому дождался, когда дети вырастут. Когда младшей дочери Александре исполнилось 29, Табаков развёлся с Людмилой Крыловой и женился на Марине Зудиной. Старший сын Антон принял выбор отца, а вот Александра так и не смогла этого сделать.

Мюллер вечен, как вечен сыск

При том что Табаков сыграл в более чем 120 фильмах, сам он выделял всего несколько самых важных для него ролей. Это роль Владимира Искремаса в "Гори, гори, моя звезда" Митты, роль академика Крамова в фильме Титова "Открытая книга", а также Шелленберга в "Семнадцати мгновениях весны".

После просмотра последней, как вспоминал Табаков, к нему подошёл Юрий Андропов и прошептал:

"Олег, так играть генерала СС — безнравственно!"


"Жизнь несовершенна, но миром правит отнюдь не то самое вещество. Им управляет вера, твоё собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь."

Олег Табаков

Известный российский артист умер не от того, что у него остановилось сердце, как сообщалось ранее, а от попадания инфекции в его кровь. Об этом рассказала Ирина Мирошниченко, которая была хорошей подругой Табакова.

Ирина рассказала, что у Олега Павловича сильно болели зубы. Он старался не показывать этого, но в какой-то момент боль стала настолько невыносимой, что он не мог больше терпеть, поэтому обратился за помощью к частному стоматологу. Вероятно, что из воспаленной десны инфекция попала в кровь, поэтому началось гнойное поражение легких.

Медицинские специалисты подтвердили данную версию и отметили, что из-за инфекции в крови был нарушен физиологический барьер между кровеносной и центральной нервной системами, поэтому начал развиваться менингит.

Доктора допускают, что гнойная инфекция сломала физиологический барьер, поэтому начал развиваться менингит. Так, мозг Табакова практически плавился от гноя.

Кроме того, стало известно, что у артиста было онкологическое заболевания предстательной железы. Такой диагноз был поставлен более десяти лет назад. На протяжении всего этого времени народный артист проходил все нужные процедуры химиотерапии и продолжал активно работать. В таком случае химиотерапия и имплантация зубов являются несовместимыми.

В последний путь Табакова провели пятнадцатого марта. Бывает, что дороги в столице перекрывают для того, чтобы проехал какой-то кортеж, поэтому водители возмущенно сигналят. В этот раз все тоже сигналили, но с грустью и сочувствием.

Люди возле входа в МХТ, где было прощание с Табаковым, начали собираться еще с семи часов утра.

Катафалк с Олегом Павловичем выехал под аплодисменты, как принято у артистов. Люди плакали и шептались. Заплаканный Золотовицкий, которому предрекают должность Табакова, помогал погрузить цветы в машину. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Табаков Олег Павлович родился в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.

В начале девяностых личная жизнь Табакова на некоторое время стала основной темой таблоидов. После тридцати пяти лет совместной жизни с первой супругой — актрисой Людмилой Крыловой — артист ушёл из семьи к Марине Зудиной.

Разница в возрасте между Табаковым и Зудиной, что годилась актеру в дочери, составляет тридцать лет, но артиста никогда это не смущало. Дети Табакова, Антон и Александра, поддержали маму и в знак протеста даже ушли из профессии. Спустя некоторое время наладились отношения с отцом только у Антона Табакова.

Олег Табаков и Марина Зудина расписались в 1995 году после 10-летнего романа. Свой уход из семьи Табаков так и комментирует: «как ни банально это звучит, пришла любофф». Все факты из своей личной жизни и карьеры и, конечно, свою историю любви Табаков описал в книге «Моя настоящая жизнь».

Роман с Мариной Зудиной был не первым в жизни актера, когда он заинтересовался юной актрисой. Поговаривают о страстном романе тридцати четырехлетнего на тот момент Табакова и шестнадцатилетней Еленой Прокловой, что завязался на работе над фильмом «Гори, гори, моя звезда».

Проклова не скрывает, что Табаков был ее первой настоящей любовью, а разные сплетни вокруг их отношений и несовершеннолетие актрисы только помешали их дальнейшим отношениям.

Молодая жена в 1995 году подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году — дочь Марию.

Советский и российский актер театра и кино, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

БИОГРАФИЯ

Олег Табаков родился в Саратове в семье врачей. Занимался в театральном кружке "Молодая гвардия" Саратовского дворца пионеров и школьников. В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ (курс В.О. Топоркова).

ТЕАТР

В 1957 создал "Студию молодых актеров", преобразовавшуюся впоследствии в театр "Современник". Олег Табаков был одним из основателей нового театра, и его первой ролью там стал студент Миша в легендарном спектакле Ефремова "Вечно живые". После этого были работы в постановках: "В поисках радости", "Пять вечеров", "Голый король", "Четвертый", "По московскому времени", "В день свадьбы" и других. Роли, сыгранные актером в 50-е и 60-е годы на сцене "Современника", стали знаковыми для всего искусства времен оттепели.

Актер служил в "Современнике" до 1983 года. С 1970 по 1976 год Табаков был директором театра.

С 1983 года Табаков - актер МХАТа. После разделения театра в 1987 году остался в МХТ им. Чехова. В 2001 году был назначен художественным руководителем МХТ им. Чехова. Благодаря ему театр снова обрел статус одного из ведущих театров страны с актуальным репертуаром и модными режиссерами. К слову, именно Табаков в 2002 году пригласил молодого поставить пьесу братьев Пресняковых "Терроризм", открыл московской публике питерского режиссера Юрия Бутусова и стал работать с Константином Богомоловым.

Роли на сцене МХАТа и МХТ им. Чехова

  • Сальери - "Амадей"
  • Он - "Скамейка"
  • Нил Федосеевич Мамаев - "На всякого мудреца довольно простоты"
  • Голощапов - "Серебряная свадьба"
  • Хайль Маер - "Юристы"
  • Сорин - "Чайка"
  • Лебедев - "Иванов"
  • Бутон - "Кабала святош"
  • Фамусов - "Горе от ума"
  • Мольер - "Кабала святош"
  • Нильс Бор - "Копенгаген"
  • Прибытков - "Последняя жертва"
  • Тартюф - "Тартюф"
  • Морис - "Юбилей ювелира"
  • Бургомистр - "Дракон"

В 1987 году был основан московский театр-студия под руководством Олега Табакова, расположившийся на месте бывшего угольного склада на улице Чаплыгина. В труппу театра вошли актеры с курса Табакова, набранные в 1982 году: , Сергей Беляев, Сергей Шкаликов, и другие.

Роли на сцене московского театра-студии п/р О. Табакова

  • Меер Вольф - "Матросская тишина"
  • Петр Адуев - "Обыкновенная история"
  • Херб Таккер - "Я хочу сниматься в кино"
  • Талейран - "Ужин"
  • Иван Коломийцев - "Последние"
  • Анчугин - "Анекдоты"
  • Леоне Саваст - "Сублимация любви"
  • Иван Жуков - "Комната смеха"
  • Эндрю Лэд III - "Любовные письма"
  • Лука - "На дне"
  • Серебряков Александр Владимирович - "Дядя Ваня"
  • Плюшкин - "ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
  • Граф Альмавива - "Безумный день, или Женитьба Фигаро"
  • доктор Дорн - "Чайка"
  • Степан Алексеевич Судаков - "Год, когда я не родился"
  • доктор Дорн - "Чайка" (новая редакция)

КИНО

Табаков дебютировал в кино в 1956 году, исполнив роль молодого коммуниста Саши Комелева в картине "Тугой узел" по повести Владимира Тендрякова. После этого были роли в картинах: , "Люди на мосту", "Молодо-зелено", "Строится мост", "Выстрел" и многих других.

Всенародную известность Олегу Табакову принесли роли в картинах: , "Ах, водевиль, водевиль…", "Д’Артаньян и три мушкетера" , и многие другие. Всего фильмография актера насчитывает более 200 работ в кино. Олег Павлович работал с , и другими мэтрами отечественного кино.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Олег Табаков был женат дважды. Первой женой артиста была актриса Людмила Крылова. В этом браке родились сын Антон (1960) и дочь Александра (1966).

В 1995 году Табаков женился во второй раз, его избранницей стала молодая актриса . В семье двое детей: сын (1995) и дочь Мария (2006).

По материалам сайтов: mxat. ru, ok- magazine. ru, rg. ru, gq. ru, sobesednik. ru, starhit. ru, vokrug. tv, kino- teatr. ru, kinopoisk. ru.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ:

  • Государственная премия СССР за исполнение роли Александра Федоровича Адуева в спектакле "Обыкновенная история" (1967)
  • Орден "Знак Почета" (1967)
  • Премия Московского комсомола (1967)
  • Заслуженный артист РСФСР (1969)
  • Народный артист РСФСР (1977)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1982)
  • Народный артист СССР (1988)
  • Орден Дружбы народов (1993)
  • Премия "Золотой овен" (1995)
  • Премия "Золотая маска" (1996)
  • Премия мэрии Москвы области литературы и искусства (1997)
  • Государственная премия РФ (1997)
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (1998)
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)
  • Премия газеты "Московский Комсомолец" по итогам 2002-2003 гг. ("Лучший дуэт" — спектакль МХТ имени А. П. Чехова "Копенгаген")
  • Звание почетного гражданина Саратова (2003)
  • Премия читателей газеты "Аргументы и факты" "Национальная гордость России"
  • Премия "Чайка" в номинации "Сердце ангела" за продюсерские успехи
  • Премия газеты "Московский Комсомолец" (роль Серебрякова в спектакле "Дядя Ваня")
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность (2005)
  • Премия газеты "Московский Комсомолец" (сезон 2004-2005 гг.) в номинации "Человек года"
  • Премия "Чайка" в номинации "Патриарх"
  • Премия "Хрустальная Турандот" в номинации "За доблестное служение искусству"
  • Премия имени Г. А. Товстоногова (в рамках Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит", сезон 2006-2007 гг.) — "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства"
  • Звание почетного доктора Чешской академии изящных искусств (2007)
  • Премия газеты "Московский комсомолец" (почетная номинация "Добрый талисман нашей газеты", 2008)
  • Звание почетного члена Российской академии художеств (2008)
  • Премия газеты "Московский комсомолец" (2009)
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность (2010)
  • Памятная медаль "150-летие Чехова" за большой вклад в изучение и популяризацию творческого наследия А. П. Чехова (2010)
  • Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова "За выдающийся вклад в развитие театра" (Международный театральный форум "Золотой витязь", 2010 и 2011 г.)
  • Премия Европейской культуры "Треббия" за выдающийся вклад в развитие искусства (2011)
  • Международная премия "Персона года" (Гран-при)- за наиболее яркое проявление себя в деле служения общественным политическим и государственным интересам России (2011)
  • Звание почетного гражданина Саратовской области (2011)
  • Театральная премия "Хрустальная Турандот" за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2011)
  • Премия "Кумир" в номинации "Высокое служение искусству" (2011)
  • Премия "Звездный мост" за выдающийся вклад в развитие аудиовизуальных искусств для детей и юношества (2011)
  • Офицер ордена Почетного Легиона (Франция) (2013)
  • Премия Олега Янковского "Творческое открытие" (фестиваль "Черешневый лес") — за открытие Московской театральной школы (2013)
  • Межгосударственная премия "Звезды Содружества" (2014; награда учреждена Советом по гуманитарному сотрудничеству государств СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ)
  • Зрительская премия "Звезда Театрала" в номинации "Любимый театр / Лучший директор" (2014)
  • Памятная медаль за значительный вклад в развитие российско-швейцарских отношений (к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, 2014)
  • Театральная премия "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучшая мужская роль" за исполнение главной роли в спектакле МХТ "Юбилей ювелира" (2015)
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени и статус полного кавалера ордена — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, кинематографического и театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность (2015)
  • Театральная премия газеты "Московский комсомолец" в номинации "Мэтры. Лучшая мужская роль" за исполнение главной роли в спектакле МХТ "Юбилей ювелира" (2015)
  • Премия Олега Янковского "Творческое открытие" (фестиваль "Черешневый лес") — за исполнение главной роли в спектакле МХТ "Юбилей ювелира" (2016)
  • Российская национальная театральная премия "Золотая маска" в почетной номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2017)

ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР

  • Кухня. Последняя битва (2017)
  • Кухня в Париже (2014)
  • Тот еще Карлосон (2012)
  • Поклонница (2012)
  • Вечное возвращение (2012)
  • Мелодия для шарманки (2009)
  • Иго любви (2009)
  • Горбунок (2009)
  • Диверсант. Конец войны (2007), сериал
  • Родственники (2006) /Rokonok/
  • Андерсен. Жизнь без любви (2006)
  • Дополнительное время (2005)
  • Есенин (2005), сериал
  • Статский советник (2005)
  • Богатство (2004), сериал
  • Леди на день (2001)
  • Подари мне лунный свет (2001)
  • Президент и его внучка (2000)
  • Кадриль (1999)
  • Что сказал покойник (1999), сериал
  • Сирота казанская (1997)
  • Три истории (1997)
  • Двадцать минут с ангелом (1996)
  • Московские каникулы (1995)
  • Ширли-мырли (1995)
  • Хочу в Америку (1993)
  • Ближний круг (1992) /The Inner Circle/
  • Царская охота (1990)
  • Шапка (1990)
  • Искусство жить в Одессе (1989)
  • Любовь с привилегиями (1989)
  • Оно (1989)
  • Сердце не камень (1989)
  • Дорогое удовольствие (1988)
  • Раз, два горе - не беда! (1988)
  • Шаг (1988)
  • Очи черные (1987) /Oci ciornie/
  • Путешествие мсье Перришона (1987)
  • Человек с бульвара Капуцинов (1987)
  • Путь к себе (1986)
  • Конец света с последующим симпозиумом (1986)
  • Аплодисменты, аплодисменты (1985)
  • Город невест (1985)
  • Корабль пришельцев (1985)
  • После дождичка в четверг... (1985)
  • Время и семья Конвей (1984)
  • Если можешь, прости (1984)
  • Петля (1984)
  • Чужая жена и муж под кроватью (1984)
  • Али-баба и сорок разбойников (1983)
  • Где-то в губернском саду (1983)
  • Мэри Поппинс, до свидания! (1983)
  • Оглянись (1983)
  • Поцелуй (1983)
  • Печники (1982)
  • Полеты во сне и наяву (1982)
  • Вакансия (1981)
  • Эзоп (1981)
  • Все наоборот (1981)
  • Незваный друг (1981)
  • Ах, водевиль, водевиль (1979)
  • Москва слезам не верит (1979)
  • Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979)
  • Д`Артаньян и три мушкетера (1978)
  • Из записок Лопахина (1978)
  • Красавец-мужчина (1978)
  • Накануне премьеры (1978)
  • Хористка (1978)
  • Бирюк (1977)
  • Двенадцать стульев (1977)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
  • Розыгрыш (1977)
  • Транссибирский экспресс (1977)
  • Волны Черного моря (1976)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  • Каштанка (1975)
  • Меняю собаку на паровоз (1975)
  • Лев Гурыч Синичкин (1974)
  • Дача (1973)
  • Открытая книга (1973)
  • Семнадцать мгновений весны (1973)
  • Достояние республики (1972)
  • Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971)
  • Пес, сметана и труба (1970)
  • Сердце России (1970)
  • Случай с Полыниным (1970)
  • Тайна железной двери (1970)
  • Штрихи к портрету (1970)
  • Гори, гори, моя звезда (1969)
  • Король-олень (1969)
  • Война и мир (1967)
  • Выстрел (1966)
  • Война и мир (1965)
  • Дорога к морю (1965)
  • Строится мост (1965)
  • Живые и мертвые (1963)
  • Молодо-зелено (1962)
  • Чистое небо (1961)
  • Испытательный срок (1960)
  • Шумный день (1960)
  • Люди на мосту (1959)
  • Накануне (1959)
  • Дело "пестрых" (1958)
  • Тугой узел (1957)

ФИЛЬМОГРАФИЯ: ОЗВУЧИВАНИЕ

  • Трое из Простоквашино (1978)
  • Каникулы в Простоквашино (1980)
  • Зима в Простоквашино (1984)

В 1957 году он стал актером и режиссером Студии молодых актеров при МХАТ, возглавляемой Олегом Ефремовым, которая вскоре была преобразована в самостоятельный театр "Современник". В театре дебютировал в роли студента Миши в спектакле "Вечно живые".

В 1966 году он сыграл Александра Адуева в "Обыкновенной истории" Виктора Розова. Спектакль со временем был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР. Затем были роли в спектаклях "Четвертый" Константина Симонова, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби (Лаймон), "Назначение" Александра Володина (Лямин), "По московскому времени" Леонида Зорина (Маврин), "С вечера до полудня" Виктора Розова (Лева), "Декабристы" Михаила Шатрова (Рылеев) и др.

В 1968 году по приглашению театра "Чиногерны клуб" Табаков сыграл в Праге (Чехословакия, ныне Чехия) одну из любимых ролей — Хлестакова в спектакле "Ревизор" Николая Гоголя.

В 1970-1976 годах одновременно с актерской деятельностью Табаков занимал должность директора "Современника".

С 1976 года до 1983 года Олег Табаков оставался в "Современнике" в качестве артиста на так называемых разовых ролях.

В 1983 году артист был принят в труппу МХАТ, где дебютировал в роли Сальери в "Амадее" Петера Шеффера. Играл в спектаклях "Скамейка" Александра Гельмана, "Кабала святош" Михаила Булгакова (Бутон, Мольер), "Горе от ума" Александра Грибоедова (Фамусов), "Тартюф" Жана-Батиста Мольера (Тартюф).

В 1976-1986 годах Табаков выпустил два курса в ГИТИСе, ставших основой Студии на улице Чаплыгина, которая позже была преобразована в Московский театр п/р О. Табакова.

На сцене этого театра артист сыграл Меера Вольфа ("Матросская тишина" Александра Галича), Петра Адуева ("Обыкновенная история" Гончарова), Херба Таккера ("Я хочу сниматься в кино" Нила Саймона), Ивана Коломийцева ("Последние" Максима Горького), Степана Алексеевича Судакова ("Год, когда я не родился" по пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря") и др.

В 1960-1970-х годах он снимался в таких фильмах, как "Шумный день" (1960), "Живые и мертвые" (1963), "Война и мир" (1965-1967), "Гори, гори, моя звезда" (1969), "Семнадцать мгновений весны" (1972-1973), "Каштанка" (1975), "Двенадцать стульев" (1976), "Д"Артаньян и три мушкетера" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979).

Среди его киноработ — картины "Полеты во сне и наяву" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Ближний круг" (1991), "Сирота казанская" (1997), "Президент и его внучка" (2000), "Статский советник" (2005), "Поклонница" (2012), "Тот еще Карлсон" (2012), "Вечное возвращение" (2012), "Кухня. Последняя битва" ().

Олег Табаков много работал на радио. Им были записаны такие работы, как "Юность Герцена" Александра Герцена (1957), "Станция первой любви" Владимира Амлинского (1959), "Убить пересмешника" Харпер Ли (1963), "На дне" Максима Горького (1969), "Предел возможного" Иосифа Герасимова (1979), "Ревизор" Николая Гоголя (1987), "История одного города" Михаила Салтыкова-Щедрина (1996), "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына (2000), "Анна Каренина" Льва Толстого () и другие.

Широкую известность приобрели также работы Табакова по озвучиванию мультипликационных фильмов: "Бобик в гостях у Барбоса" (1977), "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино" (1978-1984), "Ежик плюс черепаха" (1981), "Волк и теленок" (1984) и другие.

Всего в театре, в кино, на радио и телевидении Табаков сыграл около 200 ролей .

Олег Табаков — народный артист СССР (1988), лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (). Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства (2002). Он был удостоен многочисленных профессиональных премий и наград. Среди них — премии "Золотой Овен" (1994), "Золотая маска" (1996, 2017), "Хрустальная Турандот" (1999, 2004, 2011, 2015), премии "Чайка" (2003, 2005), премия Европейской культуры "Треббия" (2011).