Военное представительство на заводе - меллер александр леонидович. Положение о военных представительствах министерства обороны российской федерации Головное военное представительство мо рф


Я уже несколько лет знаю этого человека, хотя пока не знаком лично.
Но это не мешает мне уважать его.
Бывают такие незнакомые люди, прочитав даже коротенькое письмишко от которых, - начинаешь их искренне уважать за то, что они матерые профи, за их жгучую и искреннюю боль за армию и положение в ней, за их профессиональное понимание "реформатосрких" процессов и их последствий.
Вот за это я и уважаю Тархова.
ВБ

Уважаемый Виктор Николаевич!
Уверен, что Вас, как и меня, беспокоят не прекращающиеся попытки руководства Министерства обороны «реформировать» Вооружённые Силы.
Мною подготовлено и направлено в адрес Президента РФ обращение, в котором выражена озабоченность содержанием последних четырёх директив Генерального штаба ВС РФ, каждая из которых предусматривает сокращение штатной численности, уменьшение должностных окладов офицеров и воинских званий по должностям в военных представительствах МО РФ.
Представляю на Ваше рассмотрение проект статьи по данному вопросу. Распоряжайтесь им по своему усмотрению. Надеюсь, если этот материал (или даже какая-то часть его) окажется полезным для Вас и будет напечатан.
С искренним уважением Н. Тархов
16 июня 2011 г.

«Новый облик» военных представительств Минобороны России
или прощание с системой эффективного военного контроля
за качеством и надёжностью вооружения и военной техники

Прослужив и проработав в системе военных представительств Министерства обороны СССР и РФ более 40 лет и последовательно занимая все офицерские должности от младшего военпреда до старшего военпреда - руководителя и уполномоченного начальника вооружения Военно-воздушных сил, не могу спокойно смотреть на предпринимаемые в последнее десятилетие попытки развала, как я считаю, хорошо налаженного в предшествующие годы механизма военного контроля качества вооружения и военной техники.
В последние два года Генеральным штабом Вооружённых сил РФ издано четыре директивы, каждая из которых предусматривает проведение организационно – штатных мероприятий по сокращению численности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и уменьшению должностных окладов и воинских званий военнослужащих этих военных представительств.
Первой из названных была печально знаменитая Директива от 23 марта 2009 года № 314/9/1000 со сроком реализации до 1 июня 2009 года, согласно которой в военных представительствах 1-ой и 2-ой категорий должно было остаться по 2 офицера, а в военных представительствах 3-ей категории – по 1 офицеру, с одновременным сокращением численности гражданского персонала.
Нелепость упомянутой директивы была столь очевидна, что уже 27 марта, то есть через три дня после ее подписания, действие директивы было приостановлено. Признаюсь, что о таком мне не приходилось даже и слышать.
Затем появилась Директива от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, предусматривающая уменьшение должностных окладов с одновременным снижением воинских званий для всех офицерских должностей военных представительств. Эта директива была «успешно» реализована на радость её создателей – горе-реформаторов Генерального штаба.
Считаю необходимым заметить, что, вообще-то, согласно Конституции Российской Федерации не допускается издание законов (а директива ГШ ВС РФ по отношению к военнослужащим имеет положение закона), умаляющих права и свободы граждан, и ранее в Российской Федерации должностные оклады и воинские звания не уменьшались, а только неоднократно увеличивались.
Третья Директива от 25 декабря 2010 года № 314/9/1193 предусматривала переформирование всех военных представительств с содержанием их по новым штатам с сокращением численности военнослужащих и гражданского персонала.
После реализации названной директивы было принципиально изменено правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Большинство других военных представительств были включены (в количестве по 20 и более) в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» и фактически потеряли свою самостоятельность.
И самой трагической для судьбы военных представительств стала четвёртая Директива от 01 апреля 2011 года № 314/9/1547 со сроком реализации до 01 августа 2011 года..
Во-первых, согласно этой директиве предусмотрено сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза (!). Такого глобального сокращения численности никогда не было в многолетней истории существования военных представительств.
Во-вторых, согласно этой же директиве фактически предусмотрено расформирование нескольких сотен военных представительств, так как вместо имеющихся военных представительств, каждое из которых имело свой индивидуальный номер и свою гербовую печать с этим номером, появились безымянные отделы и группы в составе территориальных военных представительств.
Последняя из названных директив приведёт к необходимости увольнения большого количества офицеров. И в первую очередь будут уволены наиболее опытные из них, так как только их можно уволить более-менее правомерно, как имеющих необходимую выслугу лет для получения пенсии. И это неизбежно приведёт к снижению уровня контроля за качеством вооружения и военной техники.
Исторически сложилось, что в военные представительства назначались наиболее квалифицированные и способные офицеры, имеющие высшее образование и, в подавляющем большинстве, опыт эксплуатации вооружения и службы в строевых частях. Высок был престиж офицерской службы в военных представительствах, в которых минимальной офицерской инженерной должностью была должность с воинским званием «майор».
А о каком престиже службы в военных представительствах можно говорить после реализации перечисленных директив Генерального штаба?
Престижно ли, например, служить в должности начальника военного представительства первой категории, которая совсем недавно была «полковничьей» должностью с окладом по 30 тарифному разряду, потом по воле чиновников Генерального штаба стала «подполковничьей» должностью с окладом по 24 тарифному разряду, а после реализации последней из названных директив эта должность вообще получило непонятное новое название – «начальник отдела» с воинским званием «майор» и с окладом по 20 тарифному разряду. Вот такая «карьерная лестница» (сверху вниз!) от полковника до майора и от 30-го до 20-го тарифного разряда!
Замечу, что воинские звания и должностные оклады в военных представительствах первой категории всегда были выше, чем в военных представительствах второй категории. Это было и справедливо, так как личный состав военных представительствах первой категории контролировал разработку более сложной техники. Чиновники Генерального штаба своей последней из названных директив устранили и этот «недостаток», предусмотрев равенство воинских званий и должностных оклады в военных представительствах первой и второй категорий.
Престижно ли будет служить в должности начальника военного представительства третьей категории, которая совсем недавно была «подполковничьей» должностью, а после реализации названных директив эта должность получила новое название – «начальник группы» с воинским званием младшего офицера - «капитан». Вот такая «карьерная лестница» (сверху вниз!) от подполковника до капитана!
Самое удивительное в «деятельности» чиновников Генерального штаба, что все перечисленные директивы подготавливались ими в то время, когда на уровне Президента РФ и Верховного Главнокомандующего с 2009 года решался вопрос о содержании военных представительств вне численности Вооружённых Сил.
Мне известно, что 22 апреля 2011 года такой Указ подписан Президентом РФ. В Указе приведена предельная численность военных представительств, которая даже превышает фактическую численность их на сегодняшний день!
В связи с этим невольно возникает вопрос о правомочности, как минимум, последней из названных директив, предусматривающей глобальное сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств в два и более раза (!).
Не пора ли чиновникам Генерального штаба направить свою деятельность не на развал военных представительств, неизбежно приводящий к снижению качества поставляемого в войска вооружения и военной техники, а на реальное повышение боеготовности Вооружённых Сил.
Хотелось бы надеяться, что с учётом Указа Президента РФ от 22 апреля 2011 года должностные лица Генерального штаба найдут мужество признать допущенные ошибки и, как минимум, отменят Директиву от 01 апреля 2011 года № 314/9/1547.
Если же эта директива и такое глобальное сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала будут реализованы, то, как я считаю, выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих военных представительств может стать невозможным!

Свою обеспокоенность выше перечисленными действиями Генерального штаба по «реформированию» военных представительств и переводу их на «новый облик» я выразил в обращении к Президенту Российской Федерации, в котором настоятельно просил его дать поручения по рассмотрению направленного обращения и выразил надежду, что будут приняты необходимые меры для корректировки требований названных директив (вплоть до отмены отдельных из них) для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и воссоздания престижности службы и работы в системе военных представительств!

Полковник в отставке Н.Тархов, ветеран системы военных представительств СССР и России, кавалер ордена Почёта и медали «За боевые заслуги», дважды лауреат премии имени С. И. Мосина, автор 15 изобретений в области вооружения.
Тула.

Оригинал записи и комментарии на

Техническое руководство военными представительствами продолжало осуществляться Управлениями заказов и поставок по принадлежности продукции. Деятельность Управления военных представительств по взаимодействию с Управлениями заказов и поставок, координировалось начальником Управления начальника вооружения – заместителем начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Начальники УВП МО РФ

  • полковник Д. М. Тумасов (с 2005 по 2009 гг.);
  • полковник (в отставке) А. Г. Тарасов (с 2009 по 2013 гг.);
  • полковник О. Н. Степанов (с 2013 по настоящее время).

Учебные заведения

  • - основан приказом ректора № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве ;
  • действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны и некоторых других военных вузах страны.

Напишите отзыв о статье "Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации"

Примечания

Отрывок, характеризующий Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации

Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.
«Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.
«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту! – думала княжна Марья. – И надо было его сестре отказать князю Андрею! – И во всем этом княжна Марья видела волю провиденья.
Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда ои вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини – его матери, и поправила бы дела его отца; и даже – Николай чувствовал это – сделала бы счастье княжны Марьи. Но Соня? И данное слово? И от этого то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.

Реформа в виде «приведения к новому облику» серьезно ударила по военным представительствам Минобороны (ВП МО). Их персонал был серьезно сокращен, функции частично переданы ОТК предприятий «оборонки». Сегодня в оборонно-промышленном комплексе восстанавливаются военпреды, повышаются требования к качеству выпускаемой продукции и подбору кадров. Об этих и других переменах в интервью «ВПК» рассказал начальник Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации Олег Степанов.

– Общие результаты выполнения ГОЗ-2013 уже опубликованы, в целом они положительные. Но почему выполнены не все контракты?

– В 2013 году предприятиями ОПК допущены срывы при выполнении примерно 90 государственных контрактов. В связи с этим ГОЗ-2013 был выполнен по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) на 96,1 процента, закупкам вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) – 93 процента, ремонту (сервисному обслуживанию) – 91 процент.

Сравнительная характеристика результатов выполнения ГОЗ в 2012–2013 годах показывает, что при росте объемов заданий также увеличились количественные показатели выполнения гособоронзаказа. По НИОКР – на 0,5 процента при росте объемов финансирования более чем в 1,3 раза, по закупкам ВВСТ – на 2 процента при росте почти в 1,4 раза, ремонту (сервисному обслуживанию) ВВСТ – на 0,5 процента при росте финансирования более чем в 1,2 раза. Из основных показателей выполнения ГОЗ-2013 можно сделать главный вывод – ОПК в целом выполнил взятые обязательства по поставке новых образцов вооружений и военной техники (ВВТ) в войска.

Вместе с тем нет необходимости скрывать, что ряд предприятий допустил срыв контрактных обязательств. Недавно в Минобороны состоялась коллегия совместно с представителями Генеральной прокуратуры России, на которой заслушали руководителей предприятий промышленности, не выполнивших свои обязательства. Ими были представлены материалы с конкретными предложениями по реализации сорванных контрактов. В целом же руководство дало положительную оценку выполнения ГОЗ-2013 предприятиями промышленности и органами военного управления, в том числе ВП МО.

– Военные представительства осуществляют контроль качества и приемку продукции на предприятиях ОПК в интересах Минобороны или ваши задачи шире?

– В рамках исполнения ГОЗ существует четкая организация обеспечения качества ВВТ, которая регламентирована федеральными законами, постановлениями правительства, государственными стандартами, другими нормативными документами, конструкторской документацией. Положение о военных представительствах Минобороны РФ, утвержденное Постановлением правительства от 11 августа 1995 года № 804, установило, что ВП МО создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях (организациях) промышленности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации.

Контроль качества и приемки различных видов ВВТ в интересах нескольких силовых структур и ведомств четко регламентирован. В рамках ГОЗ – постановлением правительства от 26 декабря 2013 года. По ПВН для экспорта – статьей 8 федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», указом президента от 16 августа 2004-го «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

По космическим системам и комплексам научного, социально-экономического и коммерческого назначения – июльским постановлением правительства 1998 года «Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов» (Положение РК-98-КТ), протоколом заседания Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ в мае 2011-го «Положение о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов» (Положение РК-11).

По авиационной технике гражданского назначения – статьей 8 Воздушного кодекса РФ и распоряжением правительства от 12 августа 1994 года «О мерах по осуществлению независимого контроля за соблюдением действующих нормативных документов, правил и процедур при разработке, производстве, испытании, сертификации и приемке на предприятиях промышленности».

Осуществление контроля качества и приемки ВП МО – одно из основных требований также со стороны иностранных заказчиков, что еще раз подчеркивает важность и ответственность выполняемых мероприятий. Фактически на базе военных представительств сформирована и функционирует межвидовая и межведомственная система контроля, позволяющая без корректировки основных нормативных правовых документов осуществлять независимый военный контроль качества и приемку ВВТ вне зависимости от того, какой орган – Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минпромторг, Роскосмос, Росатом, ФСВТС – выполняет функции государственного заказчика. Более 95 процентов военных представительств осуществляют эти функции в интересах нескольких заказчиков.

– Что скажете о качестве поставляемых ВВСТ? Было немало нареканий.

– Да, в последнее время много говорится о качестве. Ведь к 2016 году доля современных образцов в войсках должна составить 30 процентов, в 2020-м – 70. В этих условиях особенно остро стоит вопрос поставки качественных ВВСТ. Анализ показывает, что при значительном росте объемов поставок в 2013 году по отношению к 2011-му (в 2,5 раза) и 2012-му (в 1,7 раза) число рекламаций, по предварительным данным, не превысит уровня 2012 года.

Для сравнения: в 2011 и 2012 годах приходилась одна рекламация на 10 гарантийных образцов. По предварительным итогам 2013 года (окончательные еще впереди) – одна примерно на 14 гарантийных образцов. Возвращенная ВП МО продукция на приемо-сдаточных испытаниях составила 8,5 процента от общего числа предъявляемых изделий.

Тут есть существенный фактор. Да, в последние три года претензии увеличились, но связано это не с качеством ВВСТ и не только с возросшим числом поступивших в войска, но еще и с более значительной интенсивностью эксплуатации. В 2013 году Верховный главнокомандующий провел ряд внезапных проверок боевой готовности ВС, а Минобороны – несколько совместных учений («Восток-2013», «Запад-2013» и др.). В данных мероприятиях задействовали большое количество личного состава и боевой техники, в том числе новые и перспективные образцы. По результатам можно сказать, что поставляемая в войска продукция в целом соответствует современному облику ВС РФ и позволяет качественно решать поставленные задачи.

– Какие мероприятия прошли в вашем управлении после реформ Сердюкова – Макарова, переработана ли нормативная правовая база?

– Естественно, мы не сидели сложа руки в ожидании, что кто-то решит все проблемы. Управлением военных представительств проведена серьезная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ВП МО. Издано и откорректировано множество ведомственных правовых актов, разговор о которых вряд ли заинтересует читателей. Более подробно остановлюсь на таких моментах.

Наш основной нормативный акт – «Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», утвержденное Постановлением правительства от 11 августа 1995 года № 804. В настоящее время организована работа по внесению изменений в данное положение в части приведения в соответствие с нормативными правовыми актами в области поставок оборонной продукции, возвращения ВП МО ранее снятой функции по контролю за разработкой и применением цен на военную продукцию, а также учета изменившихся организационных условий функционирования системы военного контроля. Разработанный проект постановления размещен на официальном сайте Минэкономразвития России, прошел процедуру общественного обсуждения и со дня на день будет направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Помимо контроля качества и приемки продукции, одной из основных задач военных представительств являются сбор, обобщение и анализ сведений о качестве продукции, полученных по результатам их производства, испытаний и эксплуатации. С производством и испытаниями проблем не возникает, здесь все организовано, процесс идет своим чередом. А вот с эксплуатацией в настоящее время связь практически потеряна. В Минобороны проведено множество организационных мероприятий, отдельные органы переформированы, изменились задачи и функции, некоторые, увы, вообще ликвидированы. Это, естественно, привело к нарушению сложившихся десятилетиями информационных связей по представлению сведений о качестве ВВСТ непосредственно от эксплуатации.

Учитывая важность данного вопроса, нами сейчас организована работа по переработке правовой базы, регламентирующей порядок сбора сведений о качестве продукции непосредственно от эксплуатирующих организаций (войсковых частей) через довольствующие органы и виды (рода) войск (сил) ВС РФ. Если все, что нами запланировано, будет реализовано, то за первое полугодие 2014 года мы получим полную картину состояния ВВСТ как по итогам производства, так и по итогам эксплуатации.

– Число военных представительств значительно увеличилось. Как обстоят дела со специалистами, подготовкой кадров?

– Действительно, с 1 сентября 2013 года штатная численность военных представительств Минобороны России увеличена более чем в два раза. В настоящее время они укомплектованы примерно на 75 процентов. Это связано с тем, что найти хорошие кадры сейчас не так просто. Военпреды должны быть хорошими инженерами, знать тактико-технические характеристики ВВСТ, способы и условия применения изготавливаемых образцов, нормативную, техническую и технологическую документацию, в соответствии с которой осуществляются разработка и производство, ведение контрактной (договорной) работы, вопросы ценообразования и многое другое.

В основном ВП МО комплектуются военнослужащими из войсковых частей и научно-исследовательских институтов Минобороны, которые имеют значительный опыт и навыки применения ВВСТ в реальных условиях. Учитывая, что в Минобороны этой категории военнослужащих не хватает, Управление военных представительств уделяет особое внимание их подготовке, дополнительному профессиональному образованию. Система предполагает использование таких форм обучения, как переподготовка и повышение квалификации.

В соответствии с приказом министра обороны 2011 года № 035 организованы обучение 590 специалистов в девяти высших военных учебных заведениях ежегодно и подготовка 60 кадровых офицеров в четырех учебных военных центрах гражданских вузов. Для укрепления кадрового потенциала проводится ежегодная аттестация военнослужащих ВП МО. Аттестационные комиссии рассматривают также офицеров при назначении на высшие должности и на соответствие занимаемой.

– Как осуществляется контроль за качеством продукции военного назначения на различных этапах производства? Насколько он зависит от оснащенности современным оборудованием?

– Наша работа начинается буквально с нулевого этапа – совместного с ОТК предприятий входного контроля сырья, материалов и комплектующих на соответствие заданным требованиям. Он может проводиться по внешнему виду и сопроводительной документации, также путем физико-химических анализов материалов, инструментальной проверки параметров. По результатам принимается решение о запуске изделия в производство либо отказе.

Следующий этап – контроль технологического цикла производства. Здесь творческая с технической точки зрения работа. Исходя из стабильности техпроцесса определяются критические точки – наиболее ответственные операции, которые подлежат обязательному контролю с нашей стороны. Кроме того, военное представительство вправе внезапно проверить соблюдение технологической дисциплины на любом участке производства.

Завершающий этап – проведение контрольных испытаний окончательно изготовленной продукции. Это самый ответственный момент, на котором осуществляются проверка эксплуатационных характеристик образца, оценка показателей надежности и других предъявляемых заказчиком требований.

На этапах изготовления продукции объем контроля ВП МО жестко не регламентирован документацией и может изменяться в зависимости от стабильности техпроцесса, то есть оснащенности производства современным оборудованием, уровня подготовки персонала. Поэтому связь тут прямая: чем выше автоматизация производства и квалификация сотрудников, тем меньше брака. Соответственно контроль не столь жесткий.

– Какой вам видится роль военной приемки в ценообразовании ПВН? Могут ли военпреды как-то влиять на этот процесс?

– Еще с советских времен военные представительства участвовали в этом в той или иной степени в зависимости от законодательства. Можно вспомнить приказ министра Вооруженных Сил Союза ССР 1947 года № 9, п. 54, где говорилось: «Военный представитель проверяет себестоимость изделий на заводе и непрерывно заботится о ее снижении».

Это объяснимо. Ведь кто, как не военное представительство, непосредственно находясь на предприятии, может досконально проверить все затраты на разработку, производство и ремонт ВВСТ. Это и фактическая трудоемкость, материальные затраты (сырье, материалы и др.), испытания, содержание производственного оборудования и основные фонды, многое другое. Работа ВП МО в этом направлении показала свою эффективность в виде сэкономленных государственных средств. Практически каждая предъявленная предприятием цена военным представительством уменьшается, хотя уровень снижения совершенно разный, вплоть до 20–30 процентов от заявленного.

Подчеркну: и в настоящее время ВП МО являются одним из инструментов формирования цен на ВВСТ. После выдачи заключения военным представительством цена проходит дополнительную экспертизу в соответствующем департаменте (управлении) Минобороны России и регистрируется в Федеральной службе по тарифам (ФСТ) или выносится на конкурс (торги, аукцион).

Это касается фиксированных и максимальных значений, когда цена продукции заранее понятна и прозрачна, объем работ известен. Особенно востребован контроль применения ориентировочных цен с возмещением издержек и ряда других факторов, которые на момент заключения контракта не имеют четких фиксированных значений. Например, это ремонт, так как окончательные затраты становятся известны только после разборки и дефектации образца, или отдельные НИОКР, когда в начале разработки только определяется облик образца. В данном случае эффективность использования бюджетных средств напрямую зависит от анализа фактически понесенных затрат. Сделать это можно, лишь находясь непосредственно на месте проведения работ, на предприятии.

В 2012 году был период, когда военные представительства не осуществляли контроль над ценами. Но практика показала, что без их участия утерян источник первичной информации о фактическом состоянии дел, а ряд предприятий, особенно третьего, четвертого и пятого уровней кооперации, необоснованно поднимал цены на материалы и комплектующие изделия. Возврат в январе 2013-го в полном объеме функций ВП МО подтвердил необходимость их работы.

– Сейчас Минобороны начинает реализовывать практику заключения контрактов на весь жизненный цикл. Каковы роль и участие военных представительств в этом процессе?

– Важность этого подтвердила сама жизнь. Существующая схема работы, нормативно-правовая и техническая документация позволяют обеспечить ВП МО контроль работ по контрактам жизненного цикла. Возможно, сложился стереотип, что военное представительство проверяет только качество изготовления непосредственно образца вооружения на предприятии. На самом деле контролем ВП МО покрывается весь жизненный цикл, начиная с разработки образца и заканчивая его утилизацией.

Военные представительства также созданы и в НИИ, которые по заказам Минобороны выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Здесь на всех этапах, начиная от эскизно-технического проектирования, разработки конструкторской документации, изготовления опытного образца и заканчивая проведением государственных испытаний, обязателен контроль ВП МО.

Следующая стадия жизненного цикла – серийное производство, о чем мы уже говорили. Затем ремонт и сервисное обслуживание как в стационарных условиях на ремонтных предприятиях, так и непосредственно в войсковых частях выездными бригадами. Завершающая стадия – утилизация. Здесь на военные представительства в большей степени возлагаются задача контроля демилитаризации образцов, проведение фактической утилизации, выход и реализация продуктов утилизации, то есть сугубо экономические дела.

Все это нормативно определено в контрактной и технической документации. С начала 2013 года проводятся пилотные проекты реализации контрактов жизненного цикла с ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (бронетехника), ОАО «КАМАЗ» (автомобильная техника), ОАО «Компания «Сухой» (самолеты) и др.

– Какую ответственность несут военные представители, если обнаруживается брак в поставляемой технике?

– Дисциплинарную, материальную и уголовную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Управление военных представительств МО РФ на постоянной основе организовало анализ деятельности на местах. Заслушиваем начальников представительств по результатам работы и мероприятиям, направленным на повышение качества контролируемой продукции. После чего принимаются решения об объемах премирования личного состава ВП вплоть до полного лишения материальных поощрений, а также о применении дисциплинарной практики – до увольнения из рядов ВС РФ.

Хотелось бы подчеркнуть: качество ВВСТ складывается из работы всех участников этого сложного процесса, начиная от этапа разработки и заканчивая эксплуатацией. В настоящее время сложилась четкая организация работы, порядок которой регламентирован правовыми, то есть федеральными законами, постановлениями правительства и нормативно-техническими документами (государственными стандартами, технической документацией). Существующий алгоритм контроля качества на стадии производства ПВН осуществляется на двух уровнях.

Первый – органы технического контроля предприятий ОПК, второй – ВП МО. Основная ответственность за качество ВВСТ, поставляемых по ГОЗ, возлагается на предприятия промышленности, а военные представительства в качестве независимого внешнего органа выполняют функцию оценки продукции. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает необходимость проведения работ по обеспечению качества продукции как со стороны головного исполнителя, так и со стороны государственного заказчика.

– А что говорит зарубежный опыт? Существует ли практика сравнения работы военных представительств?

– В современном мире жить за высоким забором и не обращать внимания на опыт коллег в других странах – значит безнадежно отстать в развитии. Нами проведен анализ существующих систем обеспечения качества военной продукции НАТО «Политика обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла». Используемый там подход в целом близок к нашему, есть и отдельные различия.

Так, система обеспечения качества РФ довольно консервативна и базируется на жесткой регламентации подходов в системе государственных стандартов ГОСТ СРПП, устанавливает для всех участников процесса обязательный для выполнения порядок работ по созданию военной техники. Подходы НАТО более демократичны, допускают необязательное применение всего комплекса нормативных документов, а задание через контракты – на усмотрение заказчика отдельного набора процедур.

В российской системе объем контроля (испытаний) установлен в конструкторской и технической документации (максимальный) и един для всех контрактов (поставщиков). В системе НАТО уровень контроля и объем испытаний индивидуален для каждого контракта (поставщика) и в отдельных случаях может уменьшаться, позволяет в зависимости от обстоятельств применять упрощенные процедуры контроля и испытаний.

Учитывая, что в последние годы сделан значительный упор на поставки новых современных образцов ВВСТ, считаю отечественную систему качества более надежной. Однако мы не отказываемся от каких-то новшеств и со временем, думаю, будем готовы к большей гибкости в отношении к поставщикам.

размер шрифта

Планы работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия;

научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы (их этапы), а также составные части указанных работ, выполняемые в порядке кооперации.

15. Руководители организаций обязаны:

предоставлять военным представительствам для ознакомления все документы по качеству военной продукции;

Своевременно принимать меры по устранению недостатков и дефектов военной продукции, выявленных при ее разработке, производстве, монтаже, испытаниях, приемке и передаче воинским частям в эксплуатацию;

проводить работы по повышению качества и надежности военной продукции на протяжении всего ее жизненного цикла;

предоставлять руководителям военных представительств информацию о номенклатуре и содержании работ, выполняемых организациями, независимо от источника их финансирования в целях определения работ, имеющих военное значение;

своевременно предъявлять военным представительствам расчетно - калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен на военную продукцию;

В случае отсутствия в организациях военных представительств уведомлять заказывающие управления Министерства обороны Российской Федерации о ходе выполнения договоров.

16. Руководители организаций для создания условий работы военных представительств обеспечивают их:

документацией, справочными материалами и научно - технической информацией, необходимыми для контроля качества и приемки военной продукции;

контрольно - измерительными приборами, инструментами и оснасткой, а также производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки военной продукции;

Оборудованными служебными помещениями по действующим санитарным нормам, услугами по секретному и несекретному делопроизводству, имеющимися в организациях средствами связи, а также помещениями для личного состава, прибывающего из воинских частей для получения и сопровождения военной продукции;

жилыми помещениями для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей по нормам, установленным законодательством Российской Федерации, за счет жилищного фонда организаций. Стоимость предоставляемых военнослужащим в постоянное пользование жилых помещений компенсируется Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданский персонал военных представительств обеспечивается всеми видами социально - бытового и медицинского обслуживания наравне с соответствующими категориями работников организаций.

17. Военные представительства организуют свою работу с учетом правил внутреннего распорядка, установленного в организациях. Допуск военнослужащих и гражданского персонала военного представительства в служебные, производственные и складские помещения осуществляется в порядке, установленном в организации.

18. Руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями, приемкой и поставкой военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.

19. Запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.

20. Военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций, а администрация организаций - в служебную деятельность военных представительств.

К проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 804" от 3 июля 2014 г. N 612, первоочередной целью изменений явилось уточнение задач и функций военных представительств. Кроме того, вследствие принятия новых нормативных правовых актов в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и технического регулирования возникла необходимость приведения в соответствие с ними отдельных норм Положения о военных представительствах. Попутно были устранены некоторые застарелые недостатки указанного Положения.

Уточнение задачи военных представительств в части обеспечения реализации механизма государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, связано с промахами, допущенными в ходе реформирования военных представительств в 2012 г. Суть этих реформ сводилась к сокращению общего количества военных представительств и снижению их роли в процессе формирования ГОЗ и контроля за ходом его исполнения.

Первоначально следует напомнить, что согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о ГОЗ) государственный заказчик ГОЗ формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении ГОЗ путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В свою очередь, на головного исполнителя возложена обязанность по обоснованию с участием исполнителей цены на продукцию по ГОЗ при направлении ему соответствующего запроса со стороны государственного заказчика ( Закона о ГОЗ). При этом государственный заказчик проводит проверку обоснованности предлагаемой цены в целях предупреждения ее необоснованного завышения.

До 2012 г. для обеспечения согласования с военными представительствами цены военной продукции на руководителей организаций и учреждений, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции (далее - организации), возлагалась обязанность своевременно предъявлять указанным представительствам расчетно-калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен. В июле 2012 г. эта обязанность была с руководителей организаций снята . Однако, как показала практика, проверка обоснованности предлагаемой организациями цены крайне затруднительна без привлечения военных представительств. Именно военные представители обладают наиболее полным представлением и точными сведениями о состоянии предприятий оборонно-промышленного комплекса, технологических процессах создания вооружения, военной и специальной техники, кооперационных связях.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 612 военные представительства уполномочены на выдачу заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. Эти заключения используются в последующем государственными заказчиками ГОЗ при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта. Реализация указанного полномочия обеспечивается вновь закрепленной в Положении о военных представительствах обязанностью руководителей организаций своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию.

В результате нормативных изменений военные представительств наделены и рядом других полномочий. В частности, в Положении о военных представительствах определена новая цель создания военных представительств. Как следует из п. 1 данного Положения, военные представительства создаются для контроля качества и приемки не только военной продукции, но и работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций-исполнителей непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов). Появление новой цели создания военных представительств повлекло за собой расширение их компетенции в части контроля качества и приемки работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, т.е. еще одного из возможных объектов закупок в рамках ГОЗ ( Закона о ГОЗ).

Правительство Российской Федерации устранило ранее существовавшую коллизию между нормами Положения о военных представительствах и Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции . Так, согласно Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции контроль качества и приемки осуществляется представительством заказчика только в случае, установленном государственным контрактом (договором). В соответствии же с первоначальной редакцией п. 4 Положения о военных представительствах контроль качества военной продукции и ее соответствия технической документации мог осуществляться военным представительством на любом этапе разработки и производства этой продукции вне зависимости от наличия заключенного контракта. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливалась заказывающими управлениями Минобороны России. В результате внесения в 2014 г. изменений норма п. 4 Положения о военных представительствах приведена в соответствие с п. 10 Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции.

Серьезным изменениям было подвергнуто Положение о военных представительствах в части, касающейся обязательных оснований для приостановления военными представительствами приемки и отгрузки военной продукции. В новой редакции названного Положения расширен круг обязательных оснований для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Военные представительства обязаны приостанавливать приемку и отгрузку указанной продукции в следующих случаях вне зависимости от их упоминания в тексте государственного контракта (контракта):

1) невыполнение условий государственных контрактов (контрактов), а также принятых решений по обеспечению качества и надежности военной продукции;

3) выявление дефектов в процессе эксплуатации военной продукции, вызывающих выход ее из строя, если эти дефекты имеются в военной продукции, находящейся в производстве;

5) использование в производстве военной продукции контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также признание изготавливаемой военной продукции контрафактной;

6) нарушение требований по противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите, способствующее созданию каналов утечки (разглашения, утраты) сведений, составляющих государственную тайну.

Три последних из названного перечня основания являются новыми по сравнению с ранее действовавшей редакцией Положения о военных представительствах. Вероятно, определение нарушения особо ответственных технологических процессов производства военной продукции в качестве обязательного основания для приостановки ее приемки и отгрузки связано с недавними авариями, получившими широкий общественный резонанс . Участились и случаи использования при производстве военной продукции контрафактных и некондиционных комплектующих . Это сыграло свою роль при выделении этого нарушения как самостоятельного основания для приостановления приемки и отгрузки военной продукции. Между тем, на наш взгляд, данное нарушение охватывается другим основанием - невыполнением условий государственных контрактов (контрактов).

Согласно новой редакции Положения о военных представительствах на начальника военного представительства возложена обязанность письменно уведомить о приостановке приемки и отгрузки военной продукции, помимо руководителя организации и государственного заказчика ГОЗ, также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сфере ГОЗ.

Приемка и отгрузка военной продукции возобновляются после проведения организацией согласованных с государственным заказчиком мероприятий по устранению выявленных недостатков и их причин.

Правительство Российской Федерации устранило недочеты, связанные с использованием в Положении о военных представительствах указаний на заказывающие управления Минобороны России. Проведенные после принятия "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ изменения организации закупочной деятельности Минобороны России привели к обессмысливанию использования термина "заказывающие управления" в тексте Положения и его замене на актуальную терминологию.