Кто был раньше столицей израиля. Историческое значение перемещения посольства сша из тель-авива в иерусалим

В отличие от Царства Иуды, которое после захвата Иерусалима царём Давидом в конце XI в. до н. э., всегда управлялось из одной столицы, у Царства Израиля на протяжении его истории столиц было несколько: Шхем (Тель Балата), Тирца (Тель эль-Фара), и, наконец, Самария. Эта последняя была основана в 876 г. до н. э. царём Омри (884-873 гг. до н. э.), сын которого, Ахав, женился на знаменитой финикийской принцессе Изевель, жутко ненавидимой пророками Израиля за её поганое влияние на израильского царя. Однако поганые влияния – это одно, а политика и экономика – совсем другое. В период правления царей Омри, Ахава, а затем Йеровама II, Царство Израиля в целом, и его столица Самария, в частности, достигли апогея своего расцвета. Пламенные борцы за права угнетённо-обездоленных лишенцев (т. е., пророки Израиля и Иуды) толкали гневные обвинительные речи в адрес Самарийских братков, которые тем временем возлежали на ложах из слоновой кости, слушали красивую музыку, и распивали качественные напитки. Что же касается царства пастухов к югу от Царства Израиля, то до падения Самарии там богатых было немного, и делить было почти нечего.
Вид с вершины горы, на которой некогда находилась столица Израиля:

Вид в другую сторону, справа видны останки стены и башен эллинистического периода:


Ступени, ведущие в Храм Августа, возведенный Иродом Великим (37-4 гг. до н. э.)


Развалины Храма Августа. Где-то здесь, внизу, находился дворец Царей Израиля:






В ранних книгах Еврейской Библии (Танаха), "Самария" – это название города, а не района. После того, как в 722/1 гг. до н. э. Царство Израиля и его столица Самария были захвачены ассирийцами, новые хозяева реорганизовали аннексированную ими территорию в качестве новой провинции, и дали ей название "Самерина". Провинция Самерина простиралась от Изреэльской долины на севере до долины Аялон на юге, и от Средиземноморского побережья на западе до реки Иордан на востоке. Отсюда и пошло название центральной части Земли Израиля. А до этого, ассирийцы называли Царство Израиля "Бейт Хамри", по имени основателя Самарии, царя Омри.
Земля Израиля в период правления Саргона II:


Еще интереснее судьба названия "Израиль" – изначально, скорее всего, оно относилось лишь к северным племенам, а затем, к северному царству. После его падения, правители Царства Иуды развязали широкомасштабную кампанию по интеграции северного населения в состав своего царства, параллельно заимствуя и реинтерпретируя северные традиции (известно, что после разрушения Северного Царства, огромное количество израильтян искало убежище на юге, на территории Царства Иуды). В результате, история была написана заново, появился эпонимный патриарх Иаков-Израиль, затем древний народ "Израиль", затем объединенное Царство Израиля, которое раскололось надвое, и сейчас "Израиль" снова имеет возможность воссоединиться под знаменем общей истинной веры. Другим словами, в процессе борьбы за интеграцию жителей разрушенного Царства Израиля родился миф об общих древних истоках, а также мифическая трансцендентная категория "Израиль". Интересно, что ни одно еврейское государство в древности (кроме на 100% неортодоксального Царства Израиля) не называлось "Израилем". "Израилем", в более поздние периоды, назывался весь еврейский народ – в смысле метафизическом и трансцендентном. Однако обратите внимание, для современного еврейского государства было выбрано именно это название.
Карта района:


Развалины древней Самарии (н. ц. 168.187) находятся на расстоянии ок. 13 км к северо-западу от Шхема, на территории палестинской деревни Себастия (о происхождении этого названия см. ниже), недалеко от поселения Шавей Шомрон. Для того, чтобы попасть туда, необходимо ехать по 60 дороге до поворота на Шавей Шомрон, продолжить далее до перекрестка "Цомет Шомрон" (рядом с деревней Дир Шараф), и повернуть налево (это все еще 60 дорога). Проехав километр, справа Вы увидите небольшую горку – это и есть Тель Шомрон. На вершину ведет асфальтированная дорога.
Так это выгладит со стороны посёлка Шавей Шомрон:


Однако стоит заметить, что в настоящий момент дорога ремонтируется, и попасть на развалины сложно. Во избежание разочарований, стоит договориться о планируемом визите с армией; офицер, с которым мы общались, сообщил нам, что каждую неделю-две место посещается израильтянами в рамках организованных экскурсий (в-основном, по четвергам). Нас туда пускать не хотели, мы изловчились, и пошли в обход. Это не проканало, так как нас, конечно, заметили, и поджидали. В конце концов, я договорился с офицером, что они позволят нам посетить развалины, а я за это расскажу им историю сего дивного места. Так оно и было. Пока командир дивизии выписывал запрет на наше посещение развалин, мы успели посмотреть большую часть того, что нас интересовало. Самое интересное, что, разговаривая с солдатами, как всегда, нашли кучу общих знакомых (и я не имею в виду Ирода и Хасмонеев).
Спереди ехал джип, сзади – Хаммер. На сей раз наши дети остались дома, им развалины надоели.






К сожалению, раскопки в городе Самария велись давно, и поэтому, конечно, не наилучшим образом. Почему, в отличие от других важных мест на в Иудее и Самарии, там практически не копали после конца 60-х гг., мне не очень понятно, но вероятно, есть на то причины. Раскопки в Самарии производились в 1908-10 гг. (Шумахер, Райзнер и Фишер), в 1931-35 гг. (Крауфут, Сукеник и Кеньон), в 1965-67 гг. (Заядин), и 1968 г. (Хеннеси). В ходе раскопок были обнаружены развалины городского акрополя, стены города, склады, дворец, и дома, датируемые периодом Первого Храма (а также 63 остракона). Кроме этого, были раскопаны городские башни, датируемые эллинистическим периодом (считающиеся наиболее впечатляющими развалинами того приода, сохранившимися в Израиле), а также останки различных строений, сооруженных Иродом Великим – храм Августа, театр, форум и стадион. Также были найдены храм римской богини Коры и улица с колоннами, датируемая Римским периодом. В Византийский период здесь были возведены церкви. Несмотря на то, что в настоящий момент на месте нет никаких указателей, и не специалисту разобраться в развалинах довольно сложно, надо сказать, что масштабы раскопа весьма впечатляют. Хочется надеяться, что археологи еще вернутся сюда; также хочется надеяться, что развалины Самарии когда-нибудь будут приведены в порядок и снова станут Израильским Национальным Парком, как это было в не столь далеком прошлом.
План раскопа:



A вот план сооружений, датируемых периодом Первого Храма:


Об историческом контексте основания Самарии в Танахе рассказывается следующее (здесь и далее синодальный превод с моими исправлениями):
...Прочие дела Зимри и заговор его, который он составил, описаны в летописи царей Израильских. Тогда разделился народ Израильский надвое: половина народа стояла за Тивни, сына Гинатова, чтобы воцарить его, а половина за Омри. И одержал верх народ, который за Омри, над народом, который за Тивни, сына Гинатова, и умер Тивни, и воцарился Омри. В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Омри над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Тирце он царствовал шесть лет. И купил Омри гору Шомрон у Шемера за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею (Шомрон), по имени Шемера, владельца горы. И делал Омри неугодное пред очами Яхве и поступал хуже всех бывших перед ним. Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израильтян, чтобы прогневлять Яхве, Бога Израилева, идолами своими. Прочие дела Омри, которые он сделал, и мужество, которое он показал, описаны в летописи царей Израильских. И почил Омри с отцами своими и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него. Ахав, сын Омри, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Омри, над Израилем в Самарии двадцать два года.
И делал Ахав, сын Омри, неугодное пред очами Яхве более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Этбаала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Яхве, Бога Израилева... (Млахим Алеф 16: 20-33)
А Яхве, Бог Израиля, в его Самарийской версии, был падонком. Во-первых, у него была баба (жена-не жена, не совсем ясно). Во-вторых, он выставлял свое сокровище на всеобщее обозрение. Вот рисунок, обнаруженный на севере Синая, в месте под названием Кунтиллет Аджруд, на нём изображены два голых мужика (ученые считают, что эти мужики – это дважды изображенный египетский бог Бес – по всей видимости, так автор рисунка представлял себе Яхве), и женщина, играющая на каком-то музыкальном инструменте. Надпись на иврите гласит: "Сказал Е[…]??? "Скажи Йехал[елю] и Йоасе и [… ... ... я б]лагословил вас Самарийскому Яхве и его Ашере"."


Покрупнее:


Сын Омри, Ахав (873-852 гг. до н. э.), как было сказано выше, был весьма непопулярен в среде борцов за истинную веру и социальную справедливость, и тёркам между ним и знаменитым пророком Элиягу посвящено немало глав Еврейской Библии. Что же касается археологических свидетельств, связанных с периодом его правления, то он, пожалуй, был одной из наиболее продвинутых и деятельных личностей того периода. Другими словами, Царство Израиля при нём цвело и развивалось быстрыми темпами. Постройки, обнаруженные в Самарии и датируемые его периодом, свидетельствуют о незаурядной изощренности и качестве строительства, которые, по всей видимости, стоит приписать финикийским камнетесам, строителям, и ремесленникам, прибывшим сюда в рамках добрососедских взаимоотношений между Ахавом и финикийским царем Этбаалом. Но не только археологические находки свидетельствуют о том, что Ахав был крут – так называемый "Курхский Монолит" Салманасара III рассказывает о том, что Ахав принял участие в анти-ассирийской коалиции, и прислал 10.000 солдат и 2.000 колесниц для знаменитой Каркарской битвы (853 г. до н. э.). Поясняю: это очень много.
Кроме развития экономики и политических связей, Ахав вел довольно агрессивную политику по отношению к своим соседям, и, в конце концов, погиб в битве за Рамот-Гильад (северное Заиорданье):
... И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии.
И обмыли [его боевую] колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек. Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских... (Млахим Алеф 22: 37-39)
Археологи полагают, что они обнаружили развалины этого самого пруда. Я его не видел, или видел, да не опознал.
Его сын, Йехорам (851-842 гг. до н. э.), также погиб на войне – но на сей раз не от руки чужеземного врага, а из-за заговора своего же военачальника Йеху. Этот Йеху был подпольно помазан на царство(-убийство) учеником пророка Элиягу (после того, как он улетел на небеса на огненной колеснице), пророком Элишой. Элиша вообще был товарищ, связываться с которым не стоило – однажды, во имя Господа, Бога Израилева, он натравил медведей на детишек, которые обозвали его "лысым". Медведи, послушавшись повеления "человека божьего", разодрали детишек на части:
...И пошел он [из Иерихона] в Бейт-Эль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, лысый! иди, лысый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Яхве. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка... (Млахим Бет 2: 23-
24)
Это – одна из поучительных библейских историй, ибо к "человекам божьим" подобает относиться с уважением. Стоит отметить, что именно из-за этой истории появилась ивритская поговорка "?? ????? ??? ???" – типа, какие медведи в Иерихонских краях, и откуда там лес? Хотя, конечно, защитники историчности Святаго Писания скажут, что лес там был, но давно. А сейчас – нету, но это ничего не доказывает и не опровергает.
Итак, благочестивый на первых порах Йеху (842-814 гг. до н. э.) методично истребил всю семью Ахава, а также провел религиозную реформу. После того, как, в соответствии с заповедью Господней, он уже поубивал несколько десятков детей, решил Йеху очистить Землю Израиля от идолопоклонства. Дело было так:
...Прибыв в Самарию, он убил всех, остававшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его, по слову Яхве, которое Он изрек Элиягу. И собрал Йеху весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Йеху будет служить ему более. Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Йеху делал это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала. И сказал Йеху: назначьте праздничное собрание ради Ваала. И провозгласили собрание. И послал Йеху по всему Израилю, и пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришел; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края. И сказал он хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принес им одежду. И вошел Йеху с Йонадавом, сыном Рехавовым, в дом Ваалов, и сказал служителям Ваала: разведайте и разглядите, не находится ли у вас кто-нибудь из служителей Яхве, так как здесь должны находиться только одни служители Ваала. И приступили они к совершению жертв и всесожжений. А Йеху поставил вне дома восемьдесят человек и сказал: душа того, у которого спасется кто-либо из людей, которых я отдаю вам в руки, будет вместо души спасшегося. Когда кончено было всесожжение, сказал Йеху скороходам и начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушел. И поразили их острием меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него отхожее место, до сего дня. И истребил Йеху Ваала с земли Израильской. Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Йеху, - от золотых тельцов, которые в Бейт-Эле и которые в Дане. И сказал Яхве Йеху: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом... (Млахим Бет 10: 17-30)
Кроме своих зверств, Йеху знаменит еще тем, что он изображен на коленях (но зато в шапке-петушке) перед ассирийским царем Салманасаром III (858-824 гг. до н. э.) на знаменитом "Черном Обелиске", ныне в Британском Музее:




Самария достигла апогея своего расцвета в период правления внука Йеху, царя Йеровама II (789-748 гг. до н. э.), правившего огромной империей, простиравшейся от Лаво Хамат (70 км севернее Дамаска) до Мёртвого Моря. Именно в период его правления в Израиле объявились трагический пророк Хошеа (которому Яхве приказал жениться на пищевой бляди), и гневный пророк(-пастух?) по имени Амос, который был родом из иудейской деревни Ткоа (до того, как появился хайтек, жрать там было нечего). Амос неоднократно пытался жечь глаголом сердца надменных самарийских богатеев, обвиняя их в различных преступлениях против нравственности и социальной справедливости.
Археологи обнаружили в Самарии немало предметов роскоши из слоновой кости, которые, по всей видимости принадлежали подобным браткам:




Богатеи, я так полагаю, клали на Амоса и его глаголы с прибором, хотя, надо признать, говорил он красиво (да и отредактировали его речи грамотно, уверяю вас как истинный ценитель пророческой литературы):
...Вы, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия, - вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных... (Амос 6: 3-7)
...Так говорит Яхве: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. Втаптывают голову бедных в земную пыль, и сталкивают кротких с дороги; даже отец и сын ходят к одной девушке, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих... Вот,.. у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Яхве... (Амос 2: 6-15)
После смерти Йеровоама II Самария постепенно стала приходить в упадок. Ассирийцы, постепенно начавшие прибирать к рукам части Израильского Царства, превратили его в своего вассала. После смерти ассирийского царя Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н. э.), последний израильский царь Хошеа бен-Эла (732-724 гг. до н. э.) восстал против ассирийского владычества, в результате чего ассирийцы решили окончательно покончить с существованием Царства Израиля. Самария была осажена Салманасаром V, и захвачена - либо самим Салманасаром в 722 г. до н. э. (если верить Еврейской Библии), либо Саргоном II в 721 г. до н. э. (если верить ассирийским источникам).
Саргон II (справа):

В соответствии с анналами Саргона II, 27.290 человек были депортированы в Месопотамию, а на их место привезены поселенцы из Месопотамии.
Tипа как это было:


Cаргон также хвастался тем, что отстроил Самарию заново лучше, чем она была прежде. Оставшиеся на месте израильтяне перемешались с новоприбывшими жителями, и (так рассказывают библейские авторы), в результате появиась новая этническо-религиозная сущность – самаритяне. В следующем отрывке из Танаха рассказывается о том, как все это произошло:
...В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Хошеа, сын Элы, в Самарии над Израилем и царствовал девять лет. И делал он неугодное в очах Яхве, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него. Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Хошеа подвластным ему и давал ему дань. И заметил царь Ассирийский в Хошеи измену, так как он посылал послов к Со, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Хошеи взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Хлахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских... (Млахим Бет 17: 1-6)
Далее библейский редактор объясняет, что все это произошло из-за грехов, коими сыны Израиля не переставали гневать Яхве. А в конце главы он рассказывает, откуда появились самаритяне:
...И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хаматы, и из Сфарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. И как в начале жительства своего там они не чтили Яхве, то Яхве посылал на них львов, которые умерщвляли их. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона бога той земли, и за то он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону бога той земли. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Бейт-Эле, и учил их, как чтить Яхве. Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккот-Бнот, Кутийцы сделали Нергала, Хаматяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сфарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сфарваимским. Между тем чтили и Яхве, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Яхве они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Яхве и не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Яхве сынам Иакова, которому дал он имя Израиля... ...Народы сии чтили Яхве, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их. (Млахим Бет 17: 30-34; 41)
Из этого отрывка появилось такая известная ивритская фраза, как "??? ?????" ("львиные прозелиты"), т. е., люди, принявшие иудаизм из страха, неискренне.
После ассирийского завоевания, город Самария продолжал быть главным административным центром провинции (а затем – сатрапии) на протяжении ассирийского, вавилонского, и персидского периодов. О том, как обстояли дела в Самарии в ранне-персидский период (последняя треть VI –V вв.), мы узнаем в-основном, из книг Эзры-Неемии, повествующих о возвращении евреев из Вавилонского плена и восстановлении еврейского поселения на территории Иуды и Иерусалима. В соответствии с библейским нарративом, правитель Самарии по имени Санваллат (наряду с Товией-Аммонитянином [на самом деле, евреем, проживавшем в Заиорданьи] и Гешемом-Аравитянином) являлся одним из главных противников возведения стены вокруг Иерусалима во время Неемии, который прибыл в Иерусалим в 445 г. до н. э. Некоторые ученые даже полагали, что конфликт между правителями Самарии и вернувшимися из Вавилона евреями, описанный в книгах Эзры-Неемии, произошел потому как изначально Иудея подчинялась Самарии с административной точки зрения.
Но тут началась новая эпоха. После того, как Александр Македонский завоевал Сирию, он назначил некого Андромаха ее правителем (332 г. до н. э.). Историк Квинт Курций Руф рассказывает, что в то время, как Александр пребывал в Египте, самаритяне сожгли его живьем. Александр расправился с жителями Самарии, часть которых была убита, а часть бежала, и на месте захваченного города Александр основал Македонскую колонию. В Самарии находятся наиболее впечатляющие развалины на всей территории Израиля, датируемые эллинистическим периодом (а именно, сторожевые башни):








В 108-7 гг. до н. э. еврейский этнарх и первосвященник Йоханан Гиркан осадил, взял и разрушил Самарию. Осада длилась целый год, после чего городы был стерт с лица земли, а жители его порабощены. В 63 г. до н. э., после захвата Земли Израиля римлянами, Гней Помпей отобрал Самарию у евреев, и вернул ей независимость. В 57-55 гг. до н. э. она была отстроена заново Габинием наряду с другими эллинистичскими городами, захваченными и разрушенными Хасмонеями. Вершины своего расцвета в период Второго Храма Самария достигла в период правления Ирода Великого (40 – 4 гг. до н. э.), облюбовавшего её в самом начале своего правления. Во время осады Иерусалима в 37 г. до н. э., он демонстративно отправился в Самарию для того, чтобы отпраздновать там свою свадьбу с Мирьям, внучкой (бывшего) первосвященника Гиркана II. После разборок между Марком Антонием и Октавианом, Ирод получил Самарию в подарок от последнего, и решил заново отстроить ее.
Главным письменным свидетельством касательно деятельности Ирода в Самарии являются "Иудейские Древности" Иосифа Флавия. Не обращайте внимание на то, как он оценивает побуждения Ирода и его действия – Йосиф просто гонит:
"Теперь (Ирод) задумал возвести для ограждения себя от народа третью крепость, а именно в Самарии, которую он назвал Себастией. Итак, он решил укрепить это место, находившееся на расстоянии одного дня пути от Иерусалима и представлявшее то удобство, что оно могло служить отличным средством для обуздания не только города, но и всей страны. Для ограждения себя от всенародного восстания Ирод приступил к перестройке города, носившего название Стратоновой Башни и теперь прозванного Иродом Кесарией. На широкой равнине он воздвиг укрепление и поместил в нем отряд всадников, выбранный для того по жребию; в Галилее он построил Геву, в Перее (Заиорданьи) Хешбон. Ирод воздвиг все эти крепости в разных местностях, постоянно заботясь о том, чтобы укрепить и обезопасить свое положение, и стараясь держать в своих руках весь народ, чтобы он менее думал о возмущении (впрочем, некоторое небольшое брожение замечалось всегда) и чтобы ни малейшее движение не оставалось незамеченным, так как всегда имелись налицо силы, бывшие в состоянии немедленно все узнать и подавить всякую такую попытку. Когда он отправился, чтобы укреплять Самарию, он пригласил поселиться там многих из своих прежних солдат, равно как и многих пограничных жителей, причем соблазнил их перспективою постройки нового храма. Вместе с этим он также желал поднять таким образом значение этого города, который раньше не принадлежал к числу особенно блестящих. Главною побудительною для этих иноземцев причиною было то, что Ирод в видах своей личной безопасности не скупился на деньги. При этом Ирод переименовал город в Себастию и распределил между жителями ближайшую, лучшую во всей стране землю, дабы они при своем поселении сейчас же пользовались известным благосостоянием. Он окружил город крепкою стеною и воспользовался покатостью местности, причем дал городу такие размеры, что он не уступал в этом отношении даже наиболее знаменитым городам. Он обнимал двадцать стадий. Внутри города он оставил красивую открытую площадь в полторы стадии и воздвиг здесь храм, принадлежавший по величине и красоте к числу самых выдающихся. Отдельные части города также были им постоянно украшаемы, причем это вызывалось соображениями личной безопасности, стремлением воспользоваться крепкими стенами для обращения всего города в огромную крепость, а также желанием оставить после себя достойный памятник своего вкуса и человеколюбия" (Древности 15: 292-8).
"Себастос" – это греческий эквивалент "Августа", и Ирода назвал отстроенный им город, который он получил в подарок от Августа, "Себасте" в честь своего патрона. Это название и сохранилось в названии арабской деревни, до сих пор расположенной на развалинах древнего города.
Монументальные ступени в храм Августа, построенный Иродом Великим:












Себасте была сожжена еврейскими повстанцами во время Великого Восстания (а именно, в 66 г. н. э.), но впоследствии была восстановлена, и достигла нового апогея своего расцвета в период правления императора Септимия Севера (193-211 гг. н. э.). Септимий Север восстановил храм Августа, построенный Иродом, и стадион. Этим периодом также датируется улица с колоннами (около 600 из которых сохранились), театр, форум, базилика и акведук.
Колоннада (сейчас тут прогуливаются толстые арабы и их противные бабы – все в шлёпанцах, с грязными ногами, а когда-то кросавчег Ирод тут свадьбу справлял). Да, кстати, могу сказать, что, судя по их ляжкам и животам, в оккупированной Палестине жрать хватает:




Когда-то здесь Цари Израиля, македонские бойцы и друзья Ирода двигали прогрессом, а теперь - козлы пасут баранов:






В Византийский период зародились традиции, в соответствии с которыми в Себастии находились могилы пророков Элиягу и Овадии, а также две пещеры, в которых Овадия (напарник Элиягу) спрятал сотню пророков Яхве от гнева Ахава и Изевель (Млахим Алеф 18: 4).
Вот одна из неплохо сохранившихся церквей (арабская надпись над входом гласит: "нету бога кроме аллаху", внутри церкви нарисован магендовид, так что мы не намного умнее):






Интересно, что каким то образом появилась традиция, идентифицирующая Себасте как место захоронения Иоанна Крестителя, который, в соответствии с Иосифом Флавием, был казнен в крепости Махеронт (Михвар), расположенной в Заиорданьи, к востоку от Мертвого Моря. Город начинает приходить в упадок в VI в. н. э., возможно вследствии землятресения 551 г. н. э. Средневековые путешественники упоминают Себасте как деревню.

Если спросить рядового пользователя сети, какой город является столицей Израиля, то многих этот вопрос поставит в тупик. Кто-то скажет "Иерусалим", а кто-то назовет Тель-Авив.

Тель-Авив

Обращение к официальным источникам запутывает еще больше. В российских новостях может фигурировать тот или другой город - в зависимости от политики редакции, но в государственных СМИ всегда называют Тель-Авив. А как же правильно?

В Иерусалиме сейчас нет ни одного иностранного посольства. Большинство из них сосредоточены в Тель-Авиве или окрестностях, за редким исключением в виде Парагвая и Боливии, разместивших свои дипломатические представительства в Мевасерет-Ционе, ближайшем пригороде Иерусалима.

Посольства РФ, Франции, Великобритании и США находятся в двух шагах от тель-авивского пляжа. В Иерусалиме находится только генеральное консульство США, но не российское. Так значит, Тель-Авив?

Иерусалим

Вовсе нет. Израиль называет своей столицей город Иерусалим. Израильский парламент Кнессет, Верховный суд, все министерства и резиденция президента находятся в Иерусалиме. Здесь по воскресеньям рабочую неделю открывает заседание правительства. Иностранные дипломаты часто ездят на приемы из Тель-Авива в Иерусалим. Ведь именно там работает премьер-министр Израиля.

30 июля 1980 года Кнессет принял Закон об Иерусалиме, столице Израиля, который гласит: "Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля". Этот закон получил статус основного закона, приравненного к конституционному, то есть отменить его сложнее, чем обычный закон.

Откуда взялась эта двойственность?

Иерусалим является одним из древнейших городов Ближнего Востока и мира. Первое поселение здесь возникло в IV тысячелетии до н.э.

Еврейским этот город стал в XI веке до н.э. Здесь находились оба Храма, без которого полная реализация иудаизма невозможна, потому что немалая часть из 613 обязательных для исполнения иудеями заповедей связаны с этим местом. Поэтому этот город называют священным.

В 70 году н.э. был разрушен Второй Храм, а в 135 году н.э., с подавлением римлянами восстания Бар-Кохбы, большая часть еврейского народа оказалась за пределами своей родины.

Массово евреи начали возвращаться "к Сиону" в XIX веке. Иерусалим тогда принадлежал туркам, а потом контролировался Британским мандатом в Палестине. План ООН от 1947 года подразумевал, что территория Палестины будет разделена между евреями и арабами, а Иерусалим и его окрестности, включая Бейт-Лехем, будут включены в особую территорию, находящуюся под международным контролем. Евреи после некоторых колебаний план приняли, арабы отвергли.

В мае 1948 года Израиль провозгласил независимость, и началась война. Когда боевые действия завершились и дым над полями сражений развеялся, выяснилось, что западная половина Иерусалима находится под контролем израильтян, а восточная, включая Старый город, - в руках арабов-трансиорданцев. Последние поспешили взорвать синагоги, находившиеся в Еврейском квартале Старого города, а его население - изгнать.

В 1950 году Трансиордания в одностороннем порядке аннексировала территорию Восточного Иерусалима. Законность этого шага признали только три страны - Великобритания, Пакистан и СССР.

Тель-Авив

Декларация независимости Израиля была зачитана на крыльце дома первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Здесь заседал Совет народа с Давидом Бен-Гурионом во главе, который постановил, что Тель-Авив станет временной столицей еврейского государства до тех пор, пока не появится возможность переехать в Иерусалим.

Самое первое заседание Кнессета, который назывался поначалу Учредительным собранием, прошло в здании Еврейского агентства ("Сохнут") в Иерусалиме. Но из-за боевых действий израильский парламент был вынужден на девять месяцев переехать в Тель-Авив. Парламентарии заседали сначала в доме гостеприимного мэра, затем ютились в здании кинотеатра "Кесем" и близлежащей гостиницы "Сан-Ремо", на месте которых в 1993 году был возведен офисно-жилой комплекс "Мигдаль ха-Опера".

Иерусалим

5 декабря 1949 года израильское правительство постановило, что Иерусалим является столицей Израиля. Через три недели - 26 декабря 1949 года - Кнессет торжественно "сменил прописку" на иерусалимскую. Разумеется, речь шла только о западной части города. Благодаря усилиям израильских дипломатов, 24 государства перенесли сюда свои посольства. Правда, среди них не было США и ведущих европейских держав.

По результатам Шестидневной войны 1967 года Израиль получил обе части Иерусалима под свой контроль и распространил суверенитет на всю территорию города. Поначалу местные жители отказывались от израильского гражданства, надеясь на возвращение Иордании, но со временем часть все же приняла его. Остальные довольствуются статусом постоянного жителя, что дает им все права, что и израильским гражданам, кроме права голоса на выборах.

В конце 1970-х годов резко увеличилось политическое давление на Израиль, в котором принимал активное участие блок неприсоединившихся стран, где задавали тон арабские и исламские государства. На шестой Конференции руководителей неприсоединившихся стран был принят протокол, где говорилось, что "город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет".

Эти протоколы были датированы 22 июля 1980 года, и они вынудили Израиль расставить все точки над "i" в вопросе статуса города. Через восемь дней Кнессет принял Основной закон об Иерусалиме, который утверждал статус города как израильской столицы и устанавливал охрану святых мест трех авраамических религий от осквернения и любого действия, способного оскорбить чувства верующих.

Совет Безопасности ООН в резолюции 478 признал это действие незаконным. Резолюция носила только рекомендательный характер, но она призвала страны, посольства которых находились в Священном городе, покинуть его. 13 государств прислушались и перевели посольства в Тель-Авив в том же году. За ними постепенно последовали и другие страны. Последними в 2006 году Иерусалим покинули Коста-Рика и Эль-Сальвадор.

В 1988 году иорданцы отказались от своих мало кем признанных прав на Иудею и Самарию в пользу будущего палестинского государства. В результате палестинцы начали претендовать на Восточный Иерусалим в качестве столицы их еще не созданного государства. Позицию палестинцев поддерживают другие арабские и исламские государства, что вносит дополнительную путаницу в нашем вопросе. Сегодня Иерусалим - это одна из ключевых тем палестино-израильских переговоров.

Сегодня

Приморский Тель-Авив превратился в экономический центр Израиля. Но израильтянам важно, чтобы именно Иерусалим оставался духовной и политической столицей страны.

Поэтому к Тель-Авиву не присоединяют города-спутники, фактически вросшие в него - Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим и другие, а к Хайфе - Крайот. Тем самым подчеркивается статус Иерусалима как самого населенного города страны. В 2013 году Иерусалим насчитывает более 800 тысяч жителей, 64 процента из которых - израильтяне-евреи.

Можно по-разному относиться к Израилю и признавать или не признавать Иерусалим столицей еврейского государства. Но упоминание Тель-Авива в качестве израильской столицы говорит либо о незнании исторических фактов, либо о непорядочности. Поэтому из этических и профессиональных соображений лучше обходиться без упоминания названия израильской столицы, чем писать заведомую ложь.

Также не было прецедентов в истории, когда кто-либо покушался на право государства определять свою столицу. И тем более чтобы это право оспаривалось не государством, а национальной автономией, возникшей намного позже как города, так и государства.

Право определять, какой город является столицей - неотъемлемая часть суверенитета государства. Оспаривая это право, фактически оспаривается суверенитет страны. Но бессмысленно и абсурдно делать это с самодостаточным и успешным государством, признанным мировым сообществом и существующим более полувека.

Итак, Шомрон, Самария - это самые исконные еврейские земли, воспетые Библией наряду с Иудеей, и именно эту землю палестинские арабы сегодня хотят «обООНить»…
Мы - три автобуса, сопровождаемые несколькими десятками израильских солдат - приехали в город Шомрон, древнюю столицу Израильского царства, город, давший название центральной горной области нашей страны, по разрешению палестинских властей, которое они дают несколько раз в году.
Остановка у въезда в зону «В». Через бронированное окно автобуса показались встречающие нас джипы. Их было необычно много. Позор: едем в столицу Израильского государства по спецпропуску, под конвоем…
Желтые бронированые автобусы заехали на пыльную, неасфальтированную площадь, окруженную арабскими сувенирными магазинчиками. Часть конвоя осталась с машинами, а часть рассыпалась по горе охранять нас.
Здесь, в северной, второй столице страны (примерно как в России - Питер), сейчас царит полная заброшенность. Это место - страшный наш позор.
Позор, потому что здесь еврейские цари отвращали народ от Торы. Этот город стал символом раскола, двоевластия еврейской государственности. Позор, потому что сюда современное Государство Израиль не разрешает ездить евреям. Евреям в свою бывшую северную столицу вход воспрещен!
А ведь это место уникальное! На шомронском холме-кургане были найдены руины практически всех эпох истории Земли обетованной. От эпохи Израильского царства сохранились остатки царского дворца, пластинки слоновой кости, черепки с надписями трехтысячелетней давности, часть крепостной стены, а на краю холма расположены могилы пророков Элиши и Овадии…
Виды здесь - не нашел подходящего слова - самарийские, такие есть разве что только в Шило, еще одной заброшенной еврейской столице.
Согласно ТаНаХу, Шомрон - это единственный город, изначально построенный евреями в Земле Израиля. Кладка стен впечатляет (где-то за девять веков до Котеля - западной стены Храмовой горы).
После небольшого спуска по южному склону попадаем на центральную римскую улицу. Колоннада ведет к западным воротам городских стен. Археологи нашли здесь около 600 колонн.
Моя любовь - каменная резьба. Ее фрагменты сохранились очень хорошо, несмотря на мягкость местного камня. Его наивное желание быть похожим на мрамор вызывает улыбку.
Большая часть горы вообще не тронута раскопками: на ней пышно растут оливы и кактусы…
Так я отметил в этом году День независимости.
День независимости Израиля от бывшей своей столицы.
Хоть бы от Иерусалима не отказались…

Toldot.ru

Авраам КОЭН

Оцените пост

Notice: Undefined variable: thumbnail in /home/forumdai/public_html/wp-content/plugins/wp-postratings/wp-postratings.php on line 1176

Третий по величине город страны и крупнейший морской порт Израиля лежит на склонах горы Кармель. Долгое время город развивался как портовый придаток Акко и постепенно превратился в центральные морские ворота страны и крупный узел железных дорог. Хайфа резко отличается от других городов Израиля - здесь постоянно кипит деловая жизнь, сильно влияние европейских традиций и более мягкое воплощение норм иудаизма - это единственный город в стране, где городской транспорт и большинство увеселительных заведений работает по субботам.

Главная достопримечательность города - библейская гора Кармель ("Виноградник божий", 546 м), на которой жил Илья-пророк и которая считается "родиной" ордена кармелитов. В наши дни гора занята городскими кварталами и покрыта многочисленными садами и парками, среди которых живописно разбросаны смотровые площадки и знаменитые монастыри - католический монастырь ордена кармелитов (XIII в.), Большая синагога Хайфы на улице Герцля, пещера Ильи-пророка и увенчанный золотым куполом храм бахаитов с его знаменитыми Персидскими садами и гробницей основателя этого религиозного течения - Эль-Баха (Баба или Бар-Мирца-Али-Мухаммед).

На мысе Кармель раскинулась обширная зона археологических раскопок Тель-Шикмона ("холм сикомор"). Интересны также здание Стелла-Марис ("Морская звезда"), старый Технион (Израильский технологический институт, 1912 г.), колоритный район Мошава-Германит ("немецкая колония"), друзские деревни Исфия и Далият-эль-Кармель, Ганн-а-Эм ("Сад матери") с расположенными на его территории Музеем истории древнего мира и зоопарком, комплекс городского музея Хайфы, музей художника Мени Каца, Музей нелегальной иммиграции, Национальный морской музей, Музей музыки, Музей японского народного искусства с настоящим садом камней в японском стиле, Сад скульптур на бульваре Сионизма и квартал Кабабир, в котором живут последователи мусульманской секты Ахмеда. Одним из самых больших и красивых парков Израиля считается обширный заповедник Ха-Кармель, примыкающий к кампусу университета Хайфы. В северных отрогах гряды Кармель лежит великолепный памятный парк, окружающий гробницу барона Ротшильда и его жены.

Акко

Древний Акко, расположенный в 13 км южнее Хайфы, - ещё одна туристическая жемчужина страны. Первое упоминание о городе относится к 1800 г. до н. э., но настоящую известность ему принесла эпоха крестовых походов, когда город стал столицей крестоносцев в Палестине и был окружен мощными оборонительными сооружениями. Поэтому ни один город крестоносцев не дошел до наших дней в таком сохранном состоянии, как Акко.

Основные достопримечательности сконцентрированы в Старом городе, окруженном массивными стенами. Основные из них - Цитадель (1785 г.) с Музеем героизма, старые крепостные стены, огромные средневековые городские ворота, сторожевая башня Бурдж-эль-Султан, мечеть Аль-Джазара (1781 г.), монастырь Святого Франциска (XVII в.), недавно открытый археологами "Город крестоносцев" (цитадель ордена Святого Иоанна), здание турецких бань (XVIII в.) с экспозицией городского музея, караван-сарай Хан-эль-Умдан (1785 г.), Часовая башня (1906 г.) и др.

Назарет

Священный город христианского мира, место, где прошло детство Христа. Здесь расположены францисканский храм Благовещения (1969 г.) - крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная православная церковь Архангела Гавриила на месте фонтана Девы Марии, национальный парк Сепфорис (Зиппори, родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар-Кана восточнее Назарета, где Иисус сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, а также древний иудейский город Циппори с крепостью крестоносцев и многочисленными археологическими участками.

Тверия

Главный духовный центр страны после изгнания евреев из Иерусалима и родина письменности Израиля, Тверия (Тиверия) расположена на северо-востоке страны, на берегу Ям-Кинерет (Галилейского озера). Тверия входит в число четырех святых для евреев городов (Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат). Улицы и переулки Старого города узки и извилисты, а древние дома из черного базальта придают панораме особый шарм. Каждый год в Тверию стекаются десятки тысяч людей, чтобы поклониться национальным святыням - гробницам Маймонида или Рамбам (автор одного из первых сводов законов иудаизма), Иоханаана бен-Закай и рабби Акива. Не менее привлекательны греческий православный храм Двенадцати апостолов, руины синагоги (VI в.) в районе горячих источников, а также остатки древнего иудейского города Хамат-Тверия (I-IV вв. н. э.). С 1955 г. на базе 17 местных источников с температурой до +63С и лечебной грязи "пилома" действует бальнеологический курортный комплекс Хамей-Тверия. В окрестностях озера расположены прекрасные дома отдыха. В месте выхода реки Иордан из Ям-Кинерет находится Иорданит - традиционное место крещения в водах священной реки. На северном берегу озера лежит Капернаум (Кфар-Нахум), в котором жил и проповедовал Иисус, а сейчас ведутся раскопки и высятся францисканская церковь и монастырь на горе Нагорной проповеди (Блаженства).

Цфат

Лежащий на вершине горы на высоте 800 м Цфат - одно из древнейших и самых загадочных мест Израиля. Духовный центр каббалы, один из неприступных городов-крепостей зелотов, один из крупнейших святых городов иудаизма в наши дни знаменит общинами художников, художественными галереями и мастерскими в очаровательном Квартале художников, а также своими древними синагогами Абохав, Банай, Каро, ашкеназийской и сефардийской синагогой Ха-Ари.

Центр Израиля

Тель-Авив ("Холм весны")

Первый еврейский город современного государства Израиль, основан в 1909 г. как пригородный район Яффы. Через 5 лет здесь жили уже 2 тыс. человек, в 30-е годы он превратился в столицу еврейского ишува Эрец-Исраэль, а в наши дни в этом мегаполисе проживает уже более 1 млн человек. Здесь расположены центральные офисы крупнейших банков и компаний страны, а также представительства иностранных государств и фирм. Из-за своей относительной молодости город небогат историческими достопримечательностями.

Заслуживают внимания Дворец независимости, в котором в 1948 г. было провозглашено государство Израиль, торгово-развлекательный и культурный комплекс "Мигдаль-Опера" ("Опера-Тауэр") на набережной, небоскреб "Азриели-центра", "Синематека", национальный театр Израиля "Габима" (1957 г.), славящийся оригинальной архитектурой Тель-Авивский центр (музей) сценических искусств (1971 г.) на бульваре Шауль-ха-Мелех, живописные кварталы Неве-Цедек и Дизенгоф, Тель-Авивский художественный музей и библиотека "Шаар-Цион". Интересны музей Бейт-ха-Тфуцот (Диаспоры, 1978 г.) на территории Тель-Авивского университета, музей Эрец-Исраэль (Земли Израильской, 1953 г.) с обширной коллекцией предметов истории различных культур и библиотекой, художественная галерея Бруно-Гэллери, а также дома-музеи поэта Хаим-Нахман Бялика и Давида Бен-Гуриона.

Но все же это не исторический город – за историей следует поехать в Яффо. Зато Тель-Авив - центр насыщенной деловой активности и бурной ночной жизни, израильской индустрии, торговли, финансов, культуры, спорта и развлечений. И на современных проспектах, и в старых южных кварталах, и вдоль живописной тель-авивской набережной сосредоточены тысячи кафе, ресторанчиков, пабов, магазинов, рынков и супермаркетов. Жизнь здесь не затихает ни на минуту. Интересны молодежный бар "Базз-Стоп", ночные клубы "Доксо" и "Стефан Браун", русский клуб "Блин", ресторан восточной кухни "Абулафия", ресторан "Кавказ", спорткомплекс "Спортек" и множество других заведений.

Рынок ("шук") Кармель в Йеменском квартале - один из самых больших базаров под открытым небом на Ближнем Востоке. Парк Яркон славится своими зелеными лужайками, ботаническим садом и садом камней на японский манер, птичьим парком "Цапари" и настоящими "Семью мельницами", которые работали здесь аж до 1936 года. Одним из лучших в Азии считается местный зоопарк. Тель-авивские яхт-клубы ("марины") - одни из самых удобных на средиземноморье, водный парк "Меймадьон" имеет все мыслимые виды водных аттракционов и детский городок, а протяженные городские пляжи оснащены наисовременнейшими средствами отдыха и развлечений. В яхт-клубе Тель-Авива можно взять напрокат снаряжение для виндсерфинга, дайвинга или любого другого активного вида отдыха. Множество спортивных сооружений сосредоточено вдоль бульвара Роках.

Яффа

Яффа (Яффо) - один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших городов мира, считается, что именно здесь Ной построил свой ковчег, где-то здесь Персей освободил Андромеду и отсюда отправился в путь пророк Иона, здесь явилось видение апостолу Петру и была воскрешена праведница Тавифа. Именно отсюда началось возвращение евреев в Израиль.

Старая Яффа давно слилась с Тель-Авивом в один мегаполис и превратилась в большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, галереями, мастерскими, блошиными рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками. Основное население здесь тоже своеобразно - художники, музыканты, скульпторы и другие люди творческих специальностей. По старым улочкам Яффы можно бродить бесконечно, на каждом повороте и у каждого дома открывая для себя что-то новое. Интересны яффский театр "Ха-Симта" ("Переулок"), Музей древностей Тель-Авива и Яффы и Музей истории Тель-Авива-Яффы, театр "Гешер" в зале "Нога" (здесь играют на русском языке), салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим или русскоязычная дискотека "Мегаполис". В старом Яффо много художественных галерей и магазинчиков, среди которых наиболее интересна галерея ручного трикотажа Габриэли.

К югу от Яффы лежит приморский город Бат-Ям ("Русалка") - один из любимых морских курортов израильтян. Здесь более 3 км песчаных пляжей, большой городской парк, современнейший центр отдыха, есть даже большой искусственный каток! Можно посетить культурный центр "Бен-Ари" и художественный музей "Дом рыбака". В расположенной в 20 км от Тель-Авива Рамле интересны 30-метровый минарет мечети "Белая башня" (XIII в.) и церковь Никодима и Иосифа (1902 г.). В 20 км от Тель-Авива лежит впервые упоминаемый в хрониках XV века до н. э. город Лод (Луд), в котором, согласно преданиям, похоронен Святой Георгий. Над предполагаемой гробницей святого в VI в. была воздвигнута базилика, на руинах которой крестоносцы построили церковь, восстановленную после многочисленных разрушений только в 1870 году. Сохранились также две старинных мечети, бани и караван-сарай. В районе Модиина сохранилось огромное количество курганов ("телей"), скрывающих под собой руины древних поселений, а также многочисленные могилы, выдолбленные в склонах окрестных холмов.

Иерусалим

Священный город Иерусалим, которому уже более 3 тыс. лет, - главная достопримечательность района, один из древнейших городов мира, "столица трех религий". Древняя столица Израиля, город, который при царе Давиде назывался Иевус, представляет собой фантастическое смешение памятников истории, культур и народов. Количество достопримечательностей здесь просто огромно, поэтому стоит потратить на это уникальное место побольше времени.

Город окружен горами, поэтому начинать знакомство с его историей лучше с с обзорной площадки на Масленичной горе (793 м). За рекой Кедрон виднеются старые крепостные стены, а за ними - многочисленные купола храмов, "свечи" минаретов и крыши Старого города. В северо-западной части Старого города лежит Христианский квартал, где находится святыня христианского мира - Храм Гроба Господня (1149 г. н. э., неоднократно разрушался и восстанавливался) с небольшой часовней "Кувуклия" (Гроб Господень, 1810 г.), величественным храмом Воскресения, в котором хранится часть тернового венца Иисуса Христа, и остатками каменоломни времен Первого храма. К храму примыкают церковь Спасителя (Редимер), Александрийское подворье, руины Судных ворот, над порогом которых находится церковь Александра Невского, печальная Голгофа, греческая церковь Святой Елены, камень Помазания и часовня праотца Адама. За одним из рынков Старого города, на улице Муристан, расположена одна из самых примечательных церквей города, церковь Искупления (1898 г.), и одна из древнейших церквей Иерусалима - Иоанна Крестителя (VIII в. н. э.). Напротив Греческого патриархата лежит церковь Константина и Елены (VI в. н. э.) несколько церквей и часовен, составляющих величественный греческий монастырь. Недалеко от монастыря, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии и духовной семинарии, а также монастырь Спасителя (Святой Савиор).

За Львиными воротами в пределах Старого города тянется Виа-Делароза (Долороза или Скорбный путь), по которому, согласно библейским преданиям, Христос проделал свой путь на Голгофу. На протяжении всего Скорбного пути церквями и памятниками отмечены все этапы пути мессии. В пределах Виа-Делароза обязательно стоит осмотреть Гефсиманский сад за Львиными воротами, где был арестован Христос, монастырь Святой Анны (матери Девы Марии), подземную купель Вифезда (Овечья купель), школу Эль-Омария (Омрим) на месте крепости Антония, часовни Бичевания и Осуждения, монастырь Сестер Сиона, здание Армянского патриархата, часовню Святой Вероники и церковь Богоматери Великомученицы. Интересна лежащая несколько севернее гробница семьи Ирода Терра-Санта.

Севернее Виа-Делароза лежит мусульманский квартал старого города, к которому примыкает Храмовая гора (Хаар-а-Мория) со священным двором Харам-эш-Шериф. Здесь высится золотой купол Мечети скалы, или Купола скалы (Кипат-а"Села, мечеть Омара, 688-692 гг.), воздвигнутой над святилищем Соломонова храма, в котором, по преданиям, хранился Ковчег Завета. Это важнейшее святилище ислама - отсюда пророк вознесся на небо, где ему были открыты заветы ислама, и древнейшая из сохранившихся мусульманских построек мира. Здесь можно видеть отпечаток ноги пророка на скале и три волоска из его бороды. Южнее Кипат-а"Села лежит не менее почитаемая мечеть Аль-Акса (Эль-Акца, 693 г.), а также мечети Купол цепи, Пророка и пророка Элиаса.

Юго-западнее Хаар-а-Мория расположен еврейский квартал с уникальными историческими памятниками, такими как остатки сторожевой башни древнего Иерусалима - Израильская башня, макет Первого храма, остатки цитадели Давида с Музеем истории Иерусалима, Южная стена, Хасмонейские туннели, арка Робинсона, колодец Уоррена, арки Вильсона и Беркли, а также широкая лестница Маалот-раби-Иегуда, ведущая к священному для каждого иудея месту - сложенной из огромных каменных монолитов Стене Плача (Западная стена). Согласно религиозной традиции, евреи должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму, поэтому единственная сохранившаяся от него постройка давно уже стала объектом паломничества - возле неё всегда можно встретить молящихся иудеев, вкладывающих в щели между камнями записки с обращениями к богу.

Долина царей находится к юго-западу от Храмовой горы, между Гефсиманской церковью и долиной Гейеном на юге. Главная ее достопримечательность - это Город Давида, откуда началось строительство Иерусалима в эпоху царя Давида. В этих местах находится множество археологических памятников - столп Авессалома, гробница Бней Хезир, древний район Офель и Арка дубильщиков. Не менее интересны и районы Иерусалима, лежащие за пределами Старого города. На площади Сафра высится красивое здание муниципалитета Иерусалима. Несколько западнее расположено Миграш-а-Русим (Русское подворье) с православным собором Святой Троицы (1863 г.), Суд первой инстанции и Музей узников подполья в здании бывшей британской тюрьмы. В этом же районе расположены Абиссинская (Эфиопская) церковь и монастырь Святого Иосифа. Вдоль центральной улицы города, Яффо, тянется целая череда достопримечательностей - площадь Давидки (Кикар-а-Херут, названа в честь самодельного миномета "давидка", активно использовавшегося израильтянами в период войны за независимость), главный рынок города - Махане-Иегуда, крупнейший концертный зал Иерусалима - Биньяней-а"Ума (Дворец нации), мемориал Алленби, синагога Часовой башни (1906 г.) и живописный квартал ортодоксальных иудеев Меа-Шеарим ("сто ворот").

На склоне холма Гиват-Рам расположено здание Кнессета (1966 г.) - резиденции израильского парламента, а также старое здание парламента Кирия, Верховный суд (1992 г.), огромный университетский кампус Гиват-Рам, Академия иврита, колледж Орт, амфитеатр, Национальный музей Израиля (1965 г.) со скульптурным садом искусств имени Билли Роуза и уникальными экспозициями, монастырь Святого Креста (IV в. до н. э.), а также Храм книги, в котором хранятся знаменитые "свитки Мертвого моря", Музей библейской земли и т. д. Южный склон холма занят ботаническим садом.

На горе Герцль (Гар-Герцель) расположено Национальное кладбище, где похоронены выдающиеся деятели Израиля, а также работает музей Теодора Герцля (Беньямина Зеева). У подножия горы раскинулся район Эйн-Керем ("источник в винограднике"), в котором, по преданию, родился Иоанн Креститель. Сейчас здесь можно осмотреть церкви Святого Иоанна (1674 г.), Посещения (1955 г.), монастырь Сестер Сиона (1860 г.), русский православный женский монастырь (основан в конце XIX в.) с церковью Иконы Казанской Богоматери, католический монастырь сестер Розарии (1910 г.), а также посетить Музыкальный центр Труга и небольшую синагогу с витражами Шагала. На холме Памяти, к западу от Гар-Герцель, находится национальный мемориал Яд-Вашем ("Вечная память", 1953 г.), посвященный памяти жертв холокоста, вокруг которого разбит парк имени Януша Корчака.

Стоит посетить Галерею искусств, любопытный музей Латрун в долине Айалон - один из лучших военных музеев мира, с собственным сувенирным отделом, также интересен Парк обезьян (80 тыс. кв. м) в Кфар-Даниэль. Рядом с железнодорожным вокзалом находятся театр Хан в старинном здании караван-сарая, церковь Святого Андрея (церковь Брюса, 1927 г.), руины византийской церкви и множество древних пещерных захоронений времен Первого храма. К востоку от вокзала находится возвышенность Абу-Тор (Гиват-Ханания), откуда открывается великолепный вид на Старый город, монастыри Хакель-Дама, Сент-Петер-ин-Глокенто, могилу Давида, Центр музыки имени Альберта, парковую зону Яар-а-Шалом, долины Ада и Кедрон.

Гора Скопус (Гар-А"цофим, 826 м) расположена к западу от города и является ещё одной великолепной смотровой площадкой. Здесь расположен Еврейский университет. За пределами Старого города также лежит знаменитая Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, церковь Святой Магдалины, монастырь Ратисбон (1874 г.), гробница Ясона (II в. до н. э.), крупнейшая в Иерусалиме Большая синагога (1982 г.) и одна из крупнейших синагог Иерусалима - Ешурун, а также Гехал-Шломо (дворец Соломона), Парк независимости (Ганн-Ацмаут), Академия музыки имени Рубина и множество других памятников истории и культуры.

В городе неимоверное количество музеев - музей Рокфеллера, Музей стран Библии, музей Мишканот-а-Розим (бедуинского быта) за дворцом губернатора, Музей исламского искусства, Музей музыкальных инструментов, Музей Мандельбаума, Армянский музей, дом-музей Тихо, Музей естественных наук, Музей ислама на Храмовой горе, археологический музей Уоли, Музей старого ишува (еврейской общины), музей "Последний день", Музей налогов, Музей сторожевого поста в доме Туржемана, Музей фуникулера, Музей-студия ремесел древности имени Эйн-Яэль и т. д. Не меньшее внимание у туристов вызывают библейский зоопарк, парк Рабиновича с гигантской статуей "Чудовище", детский театр Акарон ("вагончик"), парк Сакер с аттракционами, а также парки Паамон и Дрор.

Множество открытых кафе и ресторанов находится на бульваре Бен-Иехуда в центре города, где кипит жизнь. На Русском подворье, в самом сердце города, появилось много пабов, а район Тальпиота считается дискотечным. Улицы Нахалат-Шива и Йоэль-Саломон считаются "районами молодых", а в районе Файнгольд-Корт расположены лучшие иерусалимские рестораны. В июле-августе местные рестораны каждый вторник проводят по вечерам кулинарные мини-фестивали под открытым небом. В последние годы заметно оживилась и ночная жизнь города. Из Иерусалима можно совершить и интереснейшее путешествие по объектам археологических исследований в Земле Ханаанской на джипах.

Нетания

Крупнейший курорт средиземноморского побережья, крупный центр цитрусоводства и центр мощной алмазной индустрии страны. Город славится чистыми пляжами, современными рекреационными сооружениями и отелями, а также обилием музеев, среди которых выделяются музей Бейт-Хагдудим ("Еврейского легиона"), музей Пнинат-Шивтеа-Исраэль ("Жемчужина колен израилевых"), Музей археологии, природы и искусства, Муниципальная галерея, Культурный центр Нетании и Центр йеменского фольклора. Вокруг площади Кикер-ха-Ацмаут сосредоточено большинство уютных ресторанчиков и кафе. Южнее Нетании лежит фешенебельный (и дорогой!) курорт Герцлия, славящийся прекрасными пляжами и отменной яхтенной стоянкой.

Кейсария

Построенная царем Иродом и служившая столицей страны в период римского владычества, Кейсария впервые упоминается в середине III в. до н. э. В наши дни почти вся территория древнего города входит в одноименный национальный парк. Сохранились древнейший из обнаруженных на территории Израиля театр, развалины великолепного "Дворца на рифе", амфитеатр царя Ирода (Ицтадион), участки городских улиц римского и византийского периодов, комплекс помещений общественной бани византийского периода с великолепной отделкой, большой искусственный порт эллинской эпохи и укрепленный город-порт арабского периода, руины храмового комплекса, в котором смешались постройки римского, византийского, арабского периодов и эпохи крестоносцев. Интересны также Площадь статуй римского периода, развалины синагоги византийского периода, остатки римской крепостной стены, ипподром (II в. н. э.), фрагменты акведуков и музей Ралли.

Ашкелон

Древний ханаанский город-порт и центр эллинской культуры, сейчас просто небольшой курортный город на берегу Средиземного моря. Сегодня большинство древних памятников города сосредоточено в национальном парке, где представлены развалины колоннад Ирода и древних синагог, римская аллея и амфитеатр, "стена крестоносцев" и другие остатки древних сооружений, обнаруженных археологами. В береговом откосе пляжа Афридар находится пещера с гробницами четырех членов богатой римской семьи (III в. н. э.), а на вершине скалы - руины византийской церкви (V-VI вв.) и жилого дома с довольно хорошо сохранившимся мозаичным полом. Ну и, конечно, отменные пляжи вдоль всей городской черты.

Юг страны

Эйлат

На самом юге страны, на побережье Красного моря, окруженный со всех сторон стеной высоких гор и песками пустыни, лежит лучший морской курорт страны - Эйлат. Древний Эйлат, носивший имя Эцион-Гевер, располагался на холме Эль-Хулейфа несколько восточнее современного города (сейчас это территория Иордании). Воды Эйлатского (Акабского) залива предоставляют прекрасные возможности для морского отдыха и активного туризма - более 12 км первоклассных пляжей, самые северные в Евразии коралловые рифы, постоянно теплая и кристально прозрачная вода, геологические чудеса "копей царя Соломона" в природном заповеднике Тимна, единственный в мире Парк библейской дикой фауны, Красный каньон Адом и редкой красоты скалы, обилие зелени и самых современных развлечений.

Можно посетить Подводную обсерваторию в Марина-парке, Океанариум, Дельфиний риф, Бриллиантовый центр, "Техасское ранчо", аттракцион №1 в Эйлате - "Путешествие в удивительный мир" в отеле "Хилтон - Царица Савская", один из самых современных в мире стрелковый тир в отеле "Амбассадор", или погрузиться в глубины моря на желтой субмарине "Жаклин" на 47 пассажиров, выйти в море на комфортабельной яхте "Жюль Верн", катамаране "Атлантис-220" или "Корал-Перл". Можно совершить путешествие на джипах в самое сердце пустыни, к Амудей-Амрам (Авраамовы Столбы), в "черный каньон" Шхорат, к горе Йоаш, ущелью Соломона с его разработками знаменитого "эйлатского камня" или по "красному каньону" Адом. Любителям дикой природы будут интересны коралловый берег пляжа Альмогим, заповедник Хаи-Бар, а любители истории могут посетить иорданскую Петру, монастырь Святой Екатерины на Синае или древнюю крепость Массада, воздвигнутую ещё царем Иродом Великим.

Эйлат - это ко всему прочему ещё и зона беспошлинной торговли, а рестораны и ночная жизнь города - ночные клубы, дискотеки и шоу - отвечают самым взыскательным вкусам.