Школа в совхозе день открытых дверей. В подмосковье открылся современный инженерный корпус центра образования "царицыно"

Инженерный корпус школы №548 в подмосковном совхозе имени Ленина впервые открыл перед учениками свои двери 1 сентября прошлого года. По оценке ЮНЕСКО, эта школа - лучшая в Европе. Таких ещё не успели построить ни в Великобритании, ни во Франции, ни в Германии, ни в других странах с развитыми образовательными традициями. А в совхозе имени Ленина, который уже 23 года возглавляет Павел Николаевич Грудинин, успели. Причём основной акцент на подготовке ребят к овладению инженерно-техническими специальностями, робототехникой, программированием решили сделать, когда строительство только начиналось.

Как рассказал специальному корреспонденту телеканала «Красная Линия» Андрею Дружинину директор школы, известный московский педагог Ефим Лазаревич Рачевский, несколько лет назад тенденции на рынке труда изменились. Многие родители захотели увидеть своих детей не юристами и финансистами, как в 1990-х годах, а инженерами и программистами.

Ко мне приходили папы и мамы и спрашивали: «Можете дать моему ребёнку хорошую математику, физику, робототехнику, программирование?» - вспоминает Ефим Лазаревич. - Понимаете, сегодня многие умные работодатели ищут даже не выпускников престижных вузов, а вчерашних школьников. Главное, чтобы было достойное образование и практические навыки. Смотрят на то, какую школу окончили парень или девушка, какая у этой школы репутация, чему она учит.

Материалы по теме

О том, что строительство инженерного корпуса обошлось совхозу имени Ленина почти в два миллиарда рублей, центральные СМИ уже писали. Денег на детей в этом хозяйстве действительно не жалеют. Такие здесь традиции и принципы, сохранённые с советских времён: тратить доходы на развитие производства и обязательно - на социальную сферу. В совхозе, кстати, и детский сад один из лучших в Подмосковье. Стоит, как сказочный замок, радует глаз. А в здешний детский городок с парком родители везут своих чад даже из столицы. И ведь всё построено на собственные средства, без малейшей помощи государства. Директор хозяйства Павел Грудинин убеждён, что такую же красоту можно создать в любом районе Московской области - надо только правильно расходовать деньги, не набивать ими начальственные карманы да не выводить в офшоры.

Что же главное в новой школе? Первое, что бросается в глаза, - принцип открытости образования. Преград здесь нет даже в дизайне помещений. Почти все стены в инженерном корпусе - прозрачные. Всегда можно увидеть, кто чем занимается. А отсюда уже и интерес, желание присоединиться, отмечает учительница начальных классов Ольга Деева. Педагог с двадцатилетним стажем говорит, что ещё десять лет назад о такой свободе в работе с самыми маленькими школьниками можно было только мечтать. Одни начальные классы - самые настоящие игровые комнаты. Другие - посерьёзнее, напичканы электроникой. Ребятам всего по восемь лет, а у них в обязательной программе уже робототехника.

Мы начинали с самого простого, учились включать компьютер, запускать программную среду, - рассказывает преподаватель робототехники Валерий Кудрявцев. - Сейчас у ребят проблемы гораздо сложнее: надо, например, впечатать в блок какой-то параметр. Пока не у всех это получается.

В соседнем классе первоклашки изучают окружающий мир. Проводят эксперимент с водой, опускают в сосуды разные предметы. В результате добывают новое знание.

Первоклассники - самые любознательные и открытые дети, - уверена учительница начальных классов Татьяна Солодкая. Она признаётся, что, общаясь со своими подопечными, и сама всё время чему-то учится. Работа её по-настоящему захватывает.

Директор школы Ефим Лазаревич Рачевский - большой энтузиаст именно такого подхода к образовательному процессу.

Есть иллюзия, она восходит ещё к временам Аристотеля, что учитель знает всё, а ученик не знает ничего, - объясняет Ефим Лазаревич. - Раньше, наверное, так и было, но в наши дни ученик порой знает больше, чем учитель. Поэтому нужен постоянный обмен информацией. Для этого мы и сделали школьное пространство открытым. Все всё видят, могут подойти, присоединиться - это очень важно.

У заместителя Рачевского, Надежды Владимировны Гарниш, своя философия открытого пространства.

Мы сделали в школе прозрачные стены и открытое пространство, чтобы у детей было больше доверия и друг к другу, и особенно к взрослым, - говорит Надежда Владимировна. - Посмотрите, у нас здесь нет кабинета директора, кабинета завуча. Мы все работаем в одном большом пространстве.

И действительно, учительская в инженерном корпусе отделена от вестибюля только стеклянной перегородкой. Так захотели сами педагоги.

Есть архитектурный дизайн, а есть дизайн педагогический, - обясняет Ефим Лазаревич. - У нас они совпали. А всё потому, что педагогический коллектив принимал участие в обсуждении архитектурного проекта. Поэтому педагогический дизайн определил архитектурный, а не наоборот. И это тоже очень важно.

Архитектуру, как и строительное дело, ученики инженерного корпуса изучают во всех подробностях в студии дополнительного образования «Арка». Рисунок, потом чертёж, бумажный макет, а затем и трёхмерное компьютерное моделирование - здесь учат всему, что может пригодиться будущим архитекторам и проектировщикам. И не только им.

За архитектурное направление в школе отвечает Мария Витальевна Михайлова. Она профессиональный архитектор, руководитель проектов по реконструкции и реставрации Московского Кремля: колокольни Ивана Великого, Архангельского, Благовещенского, Успенского соборов, Оружейной палаты, многих объектов культурного наследия столицы. Суперспециалист, да и только. А главное, чему стремится научить детей, - умению мыслить творчески и креативно, не бояться трудностей и экспериментов.

Такие навыки помогут ребятам и в любых других профессиях, не обязательно связанных с архитектурой, - уверена Мария Витальевна.

Вот восьмиклассники сделали из пенокартона несколько артпроектов. Эскизы и макеты - как декорации для фантастического фильма. Но ребята уверены, что именно так в будущем должно выглядеть городское пространство.

Общество всегда стремится к чему-то новому, необычному, - считает семиклассник Антон Бизяев. - Мне и моим друзьям в таком городе жить точно понравится.

Традиционные общественные науки в этой школе преподают под специальным углом зрения. Особенно историю.

В первую очередь обращаем внимание на технические открытия, - объясняет учитель истории Артём Мурзабулатов.

И это понятно. Всё-таки инженерный корпус.

Трудовое воспитание здесь в большом почёте. На цокольном этаже оборудованы мастерские: швейная, слесарная, столярная, отдельно - кулинариум. Здесь и кроить одежду научат, и объяснят, как пользоваться обычной кухонной сковородкой. Всему, что нужно в повседневной жизни, тому, что можно сделать своими руками.

Директор школы мечтает найти хорошего учителя физики.

У меня все мечты конкретные, - улыбается он. - А их исполнение расписано от понедельника до понедельника.

…В подмосковном совхозе имени Ленина мечты и заветные желания чаще всего сбываются. Жизнь в инженерном корпусе школы №548 - это и есть исполнение таких желаний в образовательном пространстве без границ и преград. От понедельника до понедельника…

Специальный репортаж «Образование без преград» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу .

Каждому хоть раз в жизни приходилось слышать вопрос: “В какой школе ты учился?» Известно, что школа учит и воспитывает. Воспитание - это всегда штучная, индивидуальная, ручная работа. Никогда, ни при каких условиях, ни одному воспитателю не удавалось вырастить двух одинаковых воспитанников. Невольно у членов одного ученического коллектива, имеющих одного воспитателя, учителя, тренера, вырабатываются общие черты. Иногда по некоторым характерным признакам - речевым оборотам, словечкам, по отношению к различным вещам в жизни, по особенностям юмора - можно угадать учителя и даже школу, выпускником которой является человек.

Школа накладывает собственный особенный отпечаток на души ее выпускников, на их поведение и стиль общения. Это своеобразный "знак фирмы", который они несут всю жизнь. С уверенностью можно сказать, что этот знак, полученный человеком в школе, влияет и на его детей и внуков.

Школа Рачевского - учебное заведение, оставляющее нестираемый отпечаток на характере, уровне образования и культуры, общем отношении к жизни выпускников.

Условия для воспитательного воздействия

Исследования психологов свидетельствуют, что около 30 % значимой информации школьники получают из объяснений учителей, остальные 70 % - от своих одноклассников. Главной задачей директора, школьного коллектива, учителей является создать школьную среду, во время пребывания в которой ученик получал бы и осваивал необходимую информацию.

Кому понравится, чтобы его воспитывали? Школа Рачевского предоставляет учащимся такую среду, в которой ненавязчиво, естественно, без применения методов прямого воспитательного воздействия вырабатываются стиль поведения и желаемые навыки.

Школа Рачевского: основное качество лидера

Не каждому по силам создать или же изменить окружающую среду. Большинству гораздо проще самому приспособиться, измениться. Под силу это лишь людям, имеющим активную жизненную позицию. Кто-то активное (креативное) отношение к жизни получил от природы, а кто-то постепенно, в процессе упорного труда вырабатывает его в себе. Есть и такие, кто вовсе не задумывается об этом, плывет себе по течению.

Лидер, имеющий оказывает влияние не только на подчиненных, но и на тех, кто на ступеньках управления стоит выше. Счастьем быть возглавляемой именно таким лидером обладает школа Рачевского.

Впереди всех рейтингов

Школа Рачевского 548 — в авангарде всевозможных Престижные премии, победы в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, огромный комплекс дополнительного образования, передовые талантливые учителя и две с лишним тысячи воспитанников — таков багаж, с которым центр образования подходит к своему 80-летнему юбилею, отмечаемому в этом году.

«Любимая, родная, пятьсот сорок восьмая...»

Этот гимн известен не только ученикам, но и родителям — его поют на школьных мероприятиях, в походах у ночного костра. По словам многих выпускников, ЦО Школа Рачевского действительно сразу становится родной тем, кто решил быть ее учеником. Очень быстро здесь стираются границы, разделяющие школьную и внешкольную жизнь. Нередко после уроков дети остаются в школе и не торопятся домой — их интерес занимают кружки, спортивные секции, музыкальные студии. Педагоги, приветствуя, обмениваются с ребятами рукопожатиями, обсуждают с ними школьные вопросы, делятся идеями.

Школа имени Рачевского: история

Год образования школы - 1936-й. В то время она занимала только одно здание района Нижние Котлы. После войны она превратилась в женскую, в 1968-м стала учреждением с углубленным изучением таких предметов, как физика и математика. Позже добавилось углубленное изучение гуманитарного цикла. При упоминании профиля современной 548-й подразумевается в первую очередь художественно-эстетическое направление школы. Это подтверждает оформление всех семи корпусов образовательного центра: стены каждого здания украшены дизайнерскими работами и картинами учеников художественных классов.

Своеобразным ноу-хау центра образования являются китайские классы — дети из разных городов России переезжают в Москву, чтобы именно здесь изучать китайский язык. Многопрофильность — одна из причин популярности учебного заведения. Здесь каждый найдет то, что искал. Прежде чем учебное заведение получило название ЦО Школа Рачевского «Царицыно» (1998-й), ему пришлось пережить переезды, присоединения, расселения и смену директоров.

Директор

Ефим Лазаревич Рачевский начал работать в школе в 1980 году на должности учителя истории, с 1984-го и по настоящий момент является директором ЦО Школа Рачевского 548.

Руководитель данного учебного заведения - Заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования (2004-й), член Российского общественного совета развития образования, Межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование». Имеет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 2008 году указом президента РФ был удостоен почетного звания Народный учитель России.

Как свидетельствуют его знакомые, Ефим Лазаревич импозантен и остроумен, с первых минут общения располагает к себе, при помощи простого честного разговора умеет разрешить любые детские конфликты. Для многих знакомство с руководителем Центра образования Школа Рачевского (Москва) началось с рубрики «Диалог с директором» на сайте учебного заведения. В ней он уже несколько лет отвечает на вопросы, которые задают ему не только родители и ученики центра, но и читатели из других стран.

Призвание

Именная школа является результатом напряженной работы всего коллектива. Она - плод труднейшего процесса становления, ошибок и достижений. В том числе ошибок и достижений управления. Ефим Лазаревич Рачевский прошел в своей профессии непростой путь.

  • Будущий директор образовательного центра Школа Рачевского, отзывы о котором родителей, учеников и коллег подтверждают его высокий уровень, с 1966 по 1971 г. был студентом историко-филологического факультета Казанского университета.
  • С 1971-го по 1973-й служил в армии (Забайкалье).
  • С 1973-го по 1980-й работал учителем истории в казанской школе № 30.
  • В 80-е начал работать в истории московской школы № 548.
  • С 1984-го является ее директором.
  • В 1996-м школа получила статус Центр образования «Царицыно».

Структура и расположение

Школа Рачевского «Царицыно» (фото представляет внешний вид заведения) - учреждение, в котором наряду с получением общего образования можно пройти дополнительное обучение, профессиональную подготовку, повысить квалификацию в различных сферах человеческой деятельности. Обучение в учреждении имеет определенную структуру, в которой выделяются: начальная, подростковая и старшая школы, художественная, филиал «Видное» и два детских сада.

Здания ЦО Школа Рачевского (адрес можно найти ниже) расположены в трех муниципальных районах юга столицы:

  • Начальная школа — по ул. Елецкой, 31, корпус 2 (Зябликово, бывшее здание школы № 946).
  • Подростковая — по улице М-ла Захарова, 8, корпус 1 (Орехово). Это здание является самым старым из всех, входящих в состав центра. В его строительстве принимали участие старшеклассники 548-й.
  • Художественная школа. Примыкает к зданию подростковой.
  • Старшая школа находится от них в десяти минутах езды (по Домодедовской, 35, корпус 2). Между школами курсирует рейсовый автобус № 148, поэтому ученикам нетрудно самостоятельно добираться до места учебы и обратно.
  • Два детских сада. Располагаются по ул. Шипиловской.
  • Филиал «Видное» («Центр проблемных погружений»). Размещен на окраине подмосковного поселка Видное. Сюда дети добираются в сопровождении учителей на школьном автобусе.

Атмосфера

Каждый корпус отличается особенной атмосферой. В начальной школе она слегка консервативная, зато уютная. В подростковой - демократичная и отнюдь не пафосная, что совершенно неожиданно для здания, где находится приемная и кабинет директора. В старшей - дружелюбная от самого порога.

Уже более 20 лет при входе в старшую школу встречает учеников парадоксальный слоган, утверждающий, что посещение школы не должно мешать получению образования. Директор осмелился разместить его у входа еще в 90-е. Уже тогда он вкладывал в понятие «образование» намного более широкий смысл, чем просто передача ученикам готовых знаний.

Одним из положений философии школы является утверждение, что, слушая учителя, ребенок получает лишь малую часть знаний. В основном он узнает о чем-то новом самостоятельно. Такой подход стал причиной легализации в заведении пропуска занятий по необходимости. Ученик может остаться дома просто потому, что устал. Ему достаточно для этого поставить в известность классного руководителя. Не нужны никакие семейные обстоятельства или болезни.

Начальная школа

Четыре важных года своей жизни ребята проводят в начальной школе. В первом и втором классах они обучаются без отметок. В третьем классе, через две недели с начала учебного года, ученикам начинают выставлять отметки.

В начальной школе огромен выбор кружков и секций: балет, студии декоративно-прикладного искусства, вокал и др., 80 % из них - бесплатные.

Нормативно-душевое финансирование предусматривает осуществление набора количества учеников прямо пропорциональное возможностям школы. Больше детей — больше денег. Полученные средства позволяют содержать необходимое школьное имущество, сохранить достойную зарплату учителям. В здании начальной школы находится штаб психологической службы учреждения (девять психологов, два дефектолога, логопед).

Подростковая школа

Срок обучения здесь - три года (с 5-го по 7-й класс). Классы китайского, инженерно-математического и художественного направлений остаются в этом здании до 11 класса.

Здесь располагается большая часть клубов, кружков, секций, театральная и вокальная студии, классы музыки. Рядом с корпусом теннисные корты, для проведения теннисного блока уроков физкультуры. В здании расположен исторический музей «Две эпохи». Огромный интерес посетителей вызывают его экспонаты: парты советских времен, военная амуниция, старые газеты, патефон, первый школьный холодильник, ламповый радиоприемник и др. Предметом восхищения многих является расположенная в корпусе оранжерея-лаборатория, в которой учителя с учениками выращивают цветы, кофе, бананы, инжир, авокадо и лимоны.

Художественная школа

Художественная школа как пристройка примыкает к зданию подростковой. Здесь проходят основные занятия художественных классов. Непередаваемое ощущение свободы и творческого полета создают картинная галерея, мастерские живописи, керамики, ученические пленэры в парке неподалеку от школы.

Поступить сюда могут все желающие после прохождения вступительных испытаний. Преимущественно ученики художественной школы отдают предпочтение классам художественного направления. Помимо основных предметов, в них 12 часов в неделю проводятся занятия живописью, рисунком, лепкой. По окончании художественной школы выпускники становятся обладателями двух дипломов: об общем среднем и художественном образовании.

Китайская школа

Школа китайского языка является еще одной яркой приметой центра образования «Царицыно». Она не располагается в отдельном здании, как можно было бы предположить. Китайские классы являются составляющей каждой возрастной параллели и находятся в том же здании подростковой школы. Китайский язык изучается наряду с английским в качестве второго иностранного с 5 по 11 класс. В школе преподают носители языков, что делает более совершенным произношение учащихся.

Кроме языка, ученики изучают также блок «Страноведение», который содержит такие предметы, как география, история, литература, технологии, изобразительное искусство Китая. В образовательной программе предусмотрены языковые и тематические погружения (на базе филиала в подмосковном Видном и в поездках в КНР).

О желании учиться в школе китайскому языку можно заявить всем желающим. Для этого нужно заполнить анкету на сайте.

Старшая школа

Старшая школа предполагает обучение с 8-го по 9-й или 11-й класс. Образовательной программой предусмотрено и предпрофильная подготовка, которые предполагают два уровня обучения по всем предметам: базовый и профильный. Для многих детей и родителей определяющим фактором при выборе школы является то, что обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам.

В здании старшей школы размещены два спортзала, имеется отличная библиотека, стадион для школьной команды регби, тренажерный комплекс.

«Центр проблемных погружений» (база «Видное»)

Филиал центра «Видное» пользуется особой любовью у ребят. Как правило, сюда приезжают с ночевкой (база является круглосуточным и круглогодичным центром образования). Здесь дети получают предостаточно времени пообщаться друг с другом и с педагогами в неформальной обстановке. Сочетание «улица-дом» способствует легкому погружению в мир сложных наук и прохождению тренингов. А еще пространство базы используется учащимися для проектной деятельности. «Видное» можно назвать своеобразным пионерским лагерем, местом труда и отдыха. Часто оно выбирается для проведения выпускных вечеров.

  • В Центре образования «Царицыно» несколько раз в год проводятся благотворительные ярмарки и концерты. Вырученные средства идут на помощь детям с онкологическими заболеваниями.
  • Школа смогла приобрести новый автобус на средства, полученные учениками 548-й, которые заняли первое место в ежегодном проектном конкуре «Золотая птица».
  • Ребятами создан проект реконструкции развязок на Каширском шоссе, которые долгое время были проблемой для автомобилистов, пешеходов и властей города.
  • В центре необычно организованы уроки технологии: они проходят попеременно для мальчиков и девочек. В течение полугода занимаются ребята — слесарничают, столярничают, изучают электроприборы, им на смену приходят девочки и занимаются тем же самым. Девочки в это время занимаются домоводством.
  • В 1992-м создали фирменную эмблему школы. Ее автор - руководитель Художественной школы Центра Г.В. Соколов.
  • В 2005 центр получил премию президента РФ в области образования.

В этом году в Подмосковном посёлке с населением всего около 5 тысяч человек открыла двери новая школа. Но непростая, а самая что ни на есть золотая! "Школа №548 Царицино" - единственная школа в России, построенная по финской технологии: с просторными аудиториями, стеклянными стенами и рекреационными зонами.

Посмотрите на особенности архитектуры и внутреннего обустройства:

Внутри - просторнейший общий зал:



Обратите внимание, что стена представляет собой зону для скалолазания.

Вот как выглядят учебные аудитории:



(Возможно, это читальный зал или комната для самостоятельных занятий.)

В коридорах - стеклянные стены:




Отдельное внимание при строительстве и обустройстве школы уделялось созданию классов для лабораторных работ, уроков технологии, залов для репетиций и творческих мастерских.



Кухни для уроков технологии:



Лабораторный кабинет:



Швейная мастерская:



Специализированное оборудование для технологии у мальчиков:



Школа рассчитана на 550 учащихся, в первую очередь - на жителей посёлка. Но и для других желающих учиться в чудо-школе остаётся шанс: в будущем возможно увеличение набора учеников, ведь площадь школы - 18 000 кв.м.

Строительство школы началось в 2015-м году и обошлось в 1,5-2 млрд рублей. Особую гордость у жителей посёлка вызывает тот факт, что школа целиком и полностью построена на средства ЗАО "Совхоз имени Ленина", без участия государства и бюджетных вливаний. "Вот, что бывает, когда начальство не выводит деньги в оффшоры!" - подчёркнули местные жители на торжественном открытии. Директором совхоза является Павел Грудинин, который торжественно перерезал ленточку, а также всем первоклассникам подарил по планшету iPad.

Здание школы состоит из трёх отсеков и трёх этажей. В западной части размещены основная и старшая школа, в восточной – начальная, в центральной части – общешкольные помещения – гардеробные, административная зона, актовые залы, библиотека, кабинеты для творчества, обеденный зал, пищеблок. Что немаловажно, школа адаптирована для маломобильных групп населения.

Ранее в посёлке был построен волшебный детский сад, также целиком на средства от сельскохозяйственной деятельности:


Директор Совхоза, Павел Грудинин, считает своё детище "островком социализма", ведь именно благодаря деятельности Совхоза им. Ленина удаётся выделять средства на создание комфортной, современной инфраструктуры для простых людей, жителей посёлка.

«Министерство строительного комплекса Московской области выдало разрешение на ввод в эксплуатацию школы в поселке Совхоза имени Ленина. Уже в сентябре новая московская школа сможет принять 550 учащихся. Общеобразовательное учреждение возведено в рамках реализации госпрограммы Московской области «Образование Подмосковья» новые школы московской области будут строится за счет средств застройщика» , – заявил министр строительного комплекса Московской области Сергей Пахомов.

Здание школы представляет собой три вытянутых по оси крыла. В западной части размещены основная и старшая школа, в восточной – начальная, в центральной части – общешкольные помещения – гардеробные, административная зона, актовые залы, кабинет ритмики, библиотека, кабинеты для творчества, библиотека, обеденный зал, пищеблок. На первом этаже блока основной и начальной школы размещены учебные классы, мастерские, спортзал, медицинские кабинеты, вспомогательные помещения. На втором этаже разместились учебные кабинеты с лаборантскими, творческие мастерские, репетиционные залы. На третьем этаже – специализированные учебные кабинеты, театральная студия, кабинеты ритмики, административные помещения.

«Новое образовательное учреждение адаптировано для маломобильных групп населения», – подчеркнул министр стройкомплекса Подмосковья. Кроме того, облагорожена прилегающая к школе территория, обустроено спортивное ядро с беговыми дорожками и площадками для игровых видов спорта, детская игровая зона, места для отдыха.

По словам главы регионального ведомства, 1 сентября после традиционной линейки 550 учеников новой школы смогут оценить качественную и внимательную работу строителей. Застройщиком созданы комфортные условия, для того чтобы дети смогли получать качественное всестороннее образование.

«Уже несколько лет Московская область устойчиво сохраняет лидерство по строительству и качеству введённых в эксплуатацию образовательных учреждений», – прокомментировал Сергей Пахомов, министр строительного комплекса Московской области. Он также напомнил, что в 2016 году было введено в эксплуатацию 25 школ, а в 2017 году планируется завершение строительства 28 школ и пришкольных объектов в 15 муниципальных образованиях Подмосковья.

За две недели до начала учебного года The Village побывал в новом инженерном корпусе одной из лучших московских школ - Центра образования «Царицыно» (школа № 548). Ультрасовременное здание из стекла и бетона находится в Совхозе имени Ленина в двух километрах от МКАД. Оно строилось с нуля, поэтому проект школы не типовой, а разработан в результате совместной работы учителей, администрации, архитекторов и инвестора. Они взяли за основу опыт скандинавских и европейских школ, заново продумали формат работы в классах и поставили четкую цель: дать детям практические навыки работы вместо классических знаний по физике и химии.

Юлия Борзова

Фотографии

Е. Р.

Адрес

Совхоз имени Ленина, дом 21

Дизайн и оснащение

ООО «Мартела»

Площадь

Количество учащихся

Расположение инженерного корпуса школы № 548 на Каширском шоссе за МКАД на самом деле логично: другие ее филиалы также находятся недалеко от Каширки - в районах Орехово-Борисово и Зябликово. Новое здание построили по индивидуальному проекту и на деньги Совхоза. Классы оснащены современным оборудованием, пространства для обучения и отдыха тщательно продуманы, ремонт сделан качественно. При этом школа государственная, а обучение в ней - бесплатное.

Концептуально здание разделили на два крыла (отдельно для младших и старших классов) и центральную часть. В каждом крыле есть учебные классы, атриумы и спортивные залы, в центральной части находятся столовая, библиотека и актовый зал. У младших детей много пространства для подвижных игр: мягкий вулкан, труба-горка со второго этажа на первый. У старших акцент сделан на совместной и индивидуальной работе. Еще у них есть свой бар, и на днях объявили конкурс на вакансию бармена: победитель должен уметь делать крутые коктейли и варить вкусный кофе.

Школа прозрачная: она просматривается от края до края - от пола до стеклянного потолка. Много смежных окон, позволяющих видеть из одного помещения то, что происходит в другом. Это дает ощущение общности, единого большого дома, в котором все друг друга знают. Совхоз имени Ленина - небольшое поселение, в котором школа стала его центром. Учителя, дети, их родители - вместе работают, учатся, ходят друг в другу в гости, а в школьном конференц-зале проходят поселковые собрания. Наверное, благодаря такой близости учительскую рискнули сделать тоже прозрачной. Там есть и переговорный модуль, и рабочие места, и даже свое кафе.

Все классные комнаты также находятся за стеклянными перегородками. Их сделали открытыми для того, чтобы занятия можно было выводить за пределы класса. Например, когда дети делятся на рабочие группы, часть из них может выйти поработать в коридор или атриум, при этом учитель будет видеть всех учеников.

Учиться можно везде: на лестницах амфитеатра перед школой, на акустических диванах в коридоре, за высокими столами в столовой, с видом на школьный двор, на широких подоконниках рекреаций. Мебель можно и нужно переставлять, выделять зоны перегородками, переносить экраны и подушки - в общем, трансформировать пространство и делать его более пригодным для занятий. В коридорах, как и в самих классах, есть много рабочих зон разных форматов. В холле перед входом в актовый зал стоят трибуны, которые можно использовать для игровых занятий. В классах, помимо мобильных парт и стульев, есть пуфы и диваны-трибуны. В некоторых аудиториях вместо классического учительского стула стоит кресло-качалка.

Чтобы школу приходилось ремонтировать как можно реже, для ее отделки выбрали износостойкие материалы: стекло, дерево и кирпич. Везде установлены особо прочные стекла, которые практически невозможно разбить. Кирпич, использованный во внутренней отделке, сложно деформировать или испортить. На стенах ― один из самых крепких материалов, HPL-панели (High Pressure Laminate). На лестницах между этажами ― резиновые покрытия для защиты от ушибов при падении. Коммуникации под потолком в коридорах и рекреациях открыты, чтобы дети могли видеть, как устроены инженерные системы, как дышит и функционирует школа.

Лена Аралова

директор ООО «Мартела»

Это инженерный корпус известной московской школы № 548. Поэтому, помимо обычных классов и спортивной инфраструктуры, особый акцент был сделан на мастерских: робототехника, металообработка, столярная мастерская, покрасочный цех, архитектурная и художественная мастерские, телестудия и студия звукозаписи, естественно-научная лаборатория.

Все эти помещения - не игровые тренировочные площадки, имитирующие взрослую деятельность, а полноценные, профессионально укомплектованные цеха. При строительстве химической лаборатории мы консультировались с технологами одной из крупнейших в мире фармацевтических компаний Novo Nordisk. Ездили к ним на производство, изучали, как построена лаборатория, как выглядит технологическая последовательность основных операций. Нам было важно увидеть, как работает современная химическая отрасль, и понять, к чему мы должны подготовить школьников, какие возможности им дать.

Аналогичный подход во всем. 12-метровый скалодром с семью сложными трассами, который нужен для гимнастических занятий, прошел экспертизу специалистов Федерации скалолазания. Телестудию проектировал и строил тот же подрядчик, что площадки Мосфильма или студии имени Горького. В ней можно писать профессиональные видео для конкурсов или олимпиад. Привлечение профильных экспертов по каждому направлению позволило нам найти не только лучшую технологию, но оптимальные бюджетные решения.

Павел Грудинин

директор Совхоза имени Ленина

С директором школы мы знакомы очень давно: мои дети, которым уже по тридцать, учились в 548-й, а я входил в совет школы. По генеральному плану развития нашего сельского поселения надо было строить школу, и мы решили с Ефимом Лазаревичем, что будем делать это совместно. Учителя принимали участие в работе над концепцией с самого начала: мы вместе ездили смотреть лучшие школы России, Финляндии, Англии и Дании.

В Финляндии, например, очень много внимания уделяется тому, чтобы ребенок учился жизни: не физике, химии, а именно тому, что он может сделать руками. И мы решили, что у нас будет лабораторный корпус, швейные и столярные мастерские. В кулинарном классе оборудованы полноценные кухни, чтобы в учебном процессе можно было научиться сервировать стол, готовить. Нам важно, чтобы ребенок вышел из школы с базовыми ремесленными навыками.

Надежда Гарниш

заместитель директора центра образования «Царицыно» № 548

Инженерное направление сейчас востребовано среди детей и родителей. Раньше наши инженерные классы располагались частично в корпусах на улице Маршала Захарова и на Домодедовской. В этом здании они будут объединены. Те дети, родители которых однозначно отказались от обучения в новом корпусе, остались в прежних школах и перешли в классы других профильных направлений. Но таких было очень мало.

Помимо инженерного профиля, в школе будет архитектурное направление. Дети начинают с того, что работают с белой бумагой, карандашом, линейкой, ластиком, а заканчивают технодизайном для роботов, которых создают на занятиях по робототехнике. На школьных компьютерах можно работать в 3D Max, SolidWorks и AutoCAD - все на уровне учебных проектов. Педагоги ― выпускники МАрхИ, действующие архитекторы.

В этом году 5-й инженерный класс мы набираем на конкурсной основе. В 1-й класс отбирались дети, живущие в Совхозе, - они все практически были с московской пропиской. Те, кто прописаны в Совхозе и хотят учиться у нас, должны зарегистрироваться в Москве.