Административный надзор за осужденными после освобождения, изменения. Обязанности уии при исполнении наказания в виде ограничения свободы Надзор за осужденными к ограничению свободы осуществляется

Раздел II. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА

Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Статья 60. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

ст.59 УИК РФ

Нуркатов Анвар Ербулатович,студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский Государственный Университет», г. Оренбург[email protected]

Контроль и надзор за осужденными,

отбывающиминаказания в виде ограничениясвободы

Аннотация.Встатье рассматривается особенности контроляи надзораза отбыванием, осужденным наказания в виде ограничения свободы, осуществляемые уголовноисполнительными инспекциями.Ключевые слова: уголовноисполнительное право, ограничение свободы, контроль за осуждёнными,надзор за осужденными, уголовноисполнительная инспекции, осуждённый.

Ряд наказаний за преступления дают возможность не изолировать осуждённых из общества, не отрывать от привычного образа жизни, семьи, друзей. Любое наказание ограничивается в правах и свободах осуждённого. Появляются дополнительные обязанности, которые необходимо ему выполнять регулярно, и отчитываться после выполнении перед уполномоченными лицами.Согласно, ст. 53 УК РФ, ограничение свободы выражается в разном ограничении прав осужденного. Это зависит от вида и степени его вины, факторовпреступления, суд выносит приговор, которым могут устанавливаться такие виды ограниченийкак:1)запрещенопокидать место проживание в строго установленное время суток; посещать места, которые находятся на территории определённого муниципалитета;2) запрет посещение и участие в массовых и иных мероприятиях; 3) запрет на смену места проживания или нахождения, места работы, учёбы без предварительного согласования этого вопроса с уголовноисполнительной инспекцией. В случае если осужденный постоянно получал разрешение на выезд в выходные дниза пределы города, но по какимто причинам ему отказали, и он считает, что ему, как и прежде можно выехать, наказуемыйошибается. Совершив подобное действие, он нарушит условие отбывания наказания. Принцип простой: если есть разрешение, есть действие, и наоборот.4) не общаться с определенными лицами или группами лиц;5) не употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные, токсические вещества.На осужденного к ограничению свободы может быть возложено исполнение ряд обязанностей такие как, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также осуществлять материальную поддержку семьи и (или) исполнять алиментные обязательства.Из зарплаты или иного дохода наказуемого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовноисполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20% . Контроль и надзор за лицом, который отбывает наказание в виде ограничения свободы, занимается уголовноисправительная инспекция.Её сотрудники осуществляют контроль, надзор за осужденными, который заключается в наблюдении за его поведением, соблюдением установленных судом ограничений.Осуждённый к данному виду наказание несет его по месту своего проживания. Он обязан выполнять и соблюдатьвсе предписания установленные приговором суда ограничения. Для обеспечения надзора и контроля, в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных уголовноисполнительная инспекция:1)вызывает осужденного на беседы не реже одного раза в месяц в целях получения от него письменных или устных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 2) проводит проверки не реже одного раза в месяц в любое время суток (за исключением ночного времени) по месту жительства осужденного;

3) наводит справки по месту жительства, работы, учебы осуждённого о его поведении;

4) принимает решение об использовании технических средств надзора и контроля к осужденному . Сроки ограничения свободы законодателем определяется в пределах от двух месяцев до четырёх лет. Назначается этот вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а величина срока наказания зависит от совокупных факторов, куда включаются и вид совершенного преступления, куда входят и вид совершенного преступления, причастность лица к нему, его характеристики, совершал ли ранее преступные действия.Использование технических средств помогают сотрудникам инспекции получать необходимую информацию о поведении осужденных. Уголовноисправительная инспекция вправе использовать средства персонального надзора и контроляи технические средства, устройства региональных информационных центров.К средствам персонального надзора и контроля относятся:1) Электронный браслет –это электронное устройство, которое надевается на осуждённого, с целью его дистанционной идентификациии отслеживания его местонахождения и имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпусабраслета;2) Ретранслятор –электронное устройство, служитдля расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;3) Стационарное контрольное устройство –устройство, обеспечивает непрерывный круглосуточный приём и распознаваниесигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещениии оповещает о попытках снятия и повреждения браслета.К техническим средствам и устройствам региональных информационных центров принадлежат:1) Сервер мониторинга –это программноаппаратный комплекс, который предназначен для обеспечения работы системы дистанционного получения, хранения обработки и передачи информации;2) Мобильный пульт мониторинга –комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий обработку информации о выполнении осужденным предписанных ограничений и приём сигналов от электронного браслета.Служба инженернотехнического обеспечения территориального органа Уголовноисполнительной системы по вопросам использования технических средств контроля и надзора принимает меры по установлению и устранению возможных сбоев в работе технических средств.Согласно, п.«б»ч.4 ст.58 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осуждённый, отказавшийся от использования технических средств контроля и надзора.В отношении уклонения осуждённого отбывания наказания, уголовноисполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничение свободы в виде лишения свободы.Итогинадзора записываются в месячную ведомость надзора. Начальник инспекции или лицо, его замещающее, не реже одного раза в десятьдней проводит проверку ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осуждённого в соответствиис периодичностью, определенной судом. На регистрационном листе отражаются результаты регистрации. Осужденный может быть вызван в инспекцию, с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы занесены в справку о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.Рассматривая и анализируя поведение осужденного, сотрудники уголовноисполнительной инспекции готовят в суд соответствующее представление, в которой излагают факты, подтверждают это фактическими материалами. Суд, рассмотрев представление, выносит постановление об отмене или увеличении ранее принятых по отношению к лицу ограничений.В ходе реализации контроля и надзора за осуждёнными в виде ограничения свободы на практике могут возникнуть немало спорных моментов, на которые стоит обратить внимание.Имеет место неясность формулировки закона. В ст. 53 УК РФ, устанавливается возможность наложения на лицо обязанностей, не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования и места проведения, массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях. Порядок, который определяет подобные места и мероприятий никак не закрепляется. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015г. №58«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», определяется ряд запрещённых мест рестораны, кафе, а под массовыми мероприятиями понимается митинги, демонстрации, фестивали, профессиональные праздники спартакиады .Особенно важной является прямо установленная в указанном постановлении Пленума рекомендация судам детально перечислить определённые местаи мероприятия, для осуждённого,не ограничиваясь в приговоре лишь цитированием положения ст.53 УК РФ.В п. 1 статьи 53 УК РФ, установлены обязанности осуждённого являться для регистрации в уголовноисполнительную инспекцию от одного до четырёх раз в месяц, проблема заключается в отсутствии в приговорах суда точного числа явок в течение месяца. Неслучайно на необходимость детального закрепления этой обязанности необходимо обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №58, суды должны указать конкретное число явок, назначаемых осужденному в течение месяца.Эффективность применения контроля и надзора за осуждёнными к ограничению свободы зависит, прежде всего, деятельности уголовноисполнительной инспекции. Постоянная профессиональная подготовка и переподготовка на службу, материальнотехническое обеспечение инспекции, играет огромную роль эффективнорешать задачи.

1.Ограничение свободы как вид уголовного наказания. –URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1475750.2.Беспалов. Ю.Ф. Правила назначения уголовного наказания: учебнопрактическое пособие для судей. –Москва, 2015. –С.24 3.Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовноисполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. №198.4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 29.11.2016) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

В ст. 183 УИК РФ лишь в общей форме указывается на контроль за освобожденными. Данная подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. Поэтому пока контроль за некоторыми категориями лиц, имеющими судимость, предусмотрен ведомственными нормативными правовыми актами.

Контроль осуществляется «уполномоченным на то специализированным государственным органом» (ч. 6 ст. 79 УК РФ), точное название которого будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время. Таким органом могут стать уголовно-исполнительные инспекции.

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел, который призван предупредить преступления со стороны освобожденных лиц.

Административный надзор устанавливается по месту жительства на срок от шести месяцев до одного года в отношении лиц:

а) осужденных ранее за преступление при особо опасном рецидиве;

б) осужденных ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или два и более раза – за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно-досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в период неотбытой части наказания.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного. Эти ограничения по месту жительства контролирует участковый уполномоченный.

На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний классифицируется по субъектам, его осуществляющим: на международный и на внутригосударственный.

Внутригосударственный контроль делится на такие виды: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19 УИК РФ), судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ), прокурорский надзор (ст. 22 УИК РФ) и общественный контроль, включая средства массовой информации (ст. 23 и 24 УИК РФ).

Международный контроль

Первая форма

Вторая – обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции РФ – право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Перечисленные формы международного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания. Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые содержат стандарты, касающиеся условий содержания заключенных: размещения заключенных; питания; наказаний и средств усмирения; перемещения заключенных и др.

Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территории.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент Российской Федерации; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Судебный контроль производится при обращении приговора к исполнению, решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и т. д. Также суд устанавливает конкретных сотрудников, виновных в данных нарушениях, выносит частные определения, в которых вскрывает причины нарушений порядка исполнения уголовных наказаний.

Ведомственный контроль выполняют вышестоящие органы (Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний и соответствующие территориальные органы уголовно-исполнительной системы) и должностные лица на основании специальных нормативных актов, предусматривающих такие формы контроля: отчет по установленной форме о всех сторонах деятельности органа или учреждения по исполнению уголовного наказания; проверки, ревизии деятельности исправительного учреждения и др.

Прокурорский надзор осуществляется на основе ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Существуют следующие формы прокурорского надзора:

а) беспрепятственное посещение прокурором учреждений уголовно-исполнительной системы;

б) личный прием осужденных и рассмотрение их жалоб;

в) дача заключений в суде при рассмотрении представлений об условно-досрочном освобождении от наказаний и др.

Общественный контроль. Общественные объединения и благотворительные организации помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Существуют следующие формы общественного контроля, предусмотренные законодательством РФ:

а) разрешительное посещение мест отбывания наказания в целях проверки жалоб, законности применения к осужденным мер воздействия;

б) контроль за положенными видами снабжения (включая оказание медицинской помощи);

в) контроль за организацией труда;

г) контроль за воспитательной работой и отдыхом осужденных.

Последняя форма общественного контроля (г) также используется представителями средств массовой информации, которым с разрешения администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, либо вышестоящих органов, позволяется посещать данные учреждения, производить кино-, фото– и видеосъемку, интервьюировать осужденных с их письменного согласия и др.

Осужденные даже в условиях строгой изоляции, связанной с отбыванием лишения свободы, остаются гражданами Российской Федерации. Поэтому вполне закономерно, что предмет контроля в пенитенциарной сфере включает в себя прежде всего соблюдение персоналом прав и свобод осужденных, закрепленных в Конституции РФ.

В гл. 2 Конституции РФ выделен перечень гарантированных осужденным к лишению свободы прав и свобод, которые и составляют содержание предмета контроля, среди которых:

1) естественные (личные) права: на жизнь (ст. 20); охрану достоинства личности (ст. 21); свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) и др.;

2) право на свободу мысли, слова и получения информации (ст. 29) и право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

3) социально-экономические права, которые установлены в ст. 34–44 Конституции РФ (право на предпринимательскую деятельность; частную собственность; свободный труд и др.).

Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в трех формах.

Первая – анализ международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина.

Вторая – обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них.

Третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции РФ – право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Перечисленные формы международного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания.

Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые содержат стандарты условий содержания заключенных в области: размещения заключенных; питания; соблюдения норм гигиены, касающихся одежды и спальных принадлежностей; физических упражнений и спорта; медицинского обслуживания; дисциплины; наказаний и средств усмирения; информирования осужденных и предоставления ими жалоб; контактов с внешним миром; перемещения заключенных и др.

В ч. 4 ст. 3 УИК РФ закреплено, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Раздел XII ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ И ЕГО ОТБЫВАНИЯ

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 74. Освобождение от наказания и его отбывания 1. Освобождение осужденного от наказания или дальнейшего его отбывания, замена более мягким, а также смягчение назначенного наказания, кроме освобождения от наказания или смягчения наказания на основании закона

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С БОЛЕЗНЬЮ; ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ Освобождение осужденных от наказания в связи с болезнью является не только юридической проблемой, оно требует учета многих обстоятельств, имеет свои существенные особенности. Условия

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

33. Уклонение от отбывания наказания Злостное уклонение от наказания – умышленные действия осужденного с целью избежать или воспрепятствовать исполнению назначенного судом наказания в виде штрафа (в качестве основного наказания), обязательных работ, исправительных

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

46. Отсрочка отбывания наказания беременным и женщинам, имеющим малолетних детей. Освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда 1. Отсрочка отбывания наказания беременным и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), –

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Глава 27. Освобождение от отбывания наказания 27.1. Основания освобождения от отбывания наказанияОснованиями освобождения от отбывания наказания являются:– отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;– отмена приговора суда с прекращением производства по

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Глава 28. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними 28.1. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденныхНе позднее чем за 2 месяца до истечения срока

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Злостное нарушение порядка отбывания наказания К злостным нарушениям осужденными к лишению свободы установленного порядка относятся: употребление спиртных напитков или наркотических средств, или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть: Учение о наказании автора Коллектив авторов

Тема 19. Освобождение от отбывания наказания, помощь освобожденным от отбывания

Из книги автора

Отсрочка отбывания наказания осужденным женщинам В гл. 12 ст. 82. УК РФ предусмотрена отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей:«1. Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме

Из книги автора

108. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания В ст. 183 УИК РФ лишь в общей форме указывается на контроль за освобожденными. Данная подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

115. Освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания Основания освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания определены в ст. 92 УК РФ. В уголовном законе предусмотрено, что несовершеннолетний, осужденный за преступление средней тяжести, может быть

Из книги автора

§ 6. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания и замена наказания более мягким Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 93 УК). Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении

Из книги автора

§ 5. Досрочное освобождение от отбывания наказания В Англии возможно как условное, так и безусловное досрочное освобождение от продолжения отбывания лишения свободы. Основаниями для безусловного досрочного освобождения являются: 1) осуждение к тюремному заключению на

УИК РФ (ст.60) регулирует вопросы осуществления надзора за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. СПб., Пресс, 2010. - С. 145..

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных инспекция:

  • 1. вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
  • 2. не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного; посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного;
  • 3. наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении;
  • 4. в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах;
  • 5. своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия;
  • 6. принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Место хранения технических средств надзора и контроля определяется территориальным органом УИС.

Результаты осуществления надзора отражаются в месячной ведомости надзора. Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, не реже одного раза в 10 дней проверяет ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора, о чем производит соответствующую запись в ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осужденного в соответствии с периодичностью, определенной приговором суда. Результаты регистрации отражаются в регистрационном листе. При вызове осужденного в инспекцию с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы отражаются в справке о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.

Инспекция не реже одного раза в месяц осуществляет проверку осужденного по месту жительства или пребывания на предмет соблюдения им установленных судом ограничений, которые закреплены в ст. 53 УК РФ Козаченко И.Я., Незнамовой З.А. Уголовное право. Общая часть. М., Высшая школа, 2010. - С. 247., а также в целях выяснения сведений о его поведении и работе, а также иных сведений, имеющих значение для осуществления надзора, о чем составляется рапорт.

Дополнительная проверка нахождения осужденного по месту жительства или пребывания, работы и (или) учебы в период действия ограничений может производиться по домашнему или рабочему стационарному телефону. В случае отсутствия нарушений со стороны, осужденного рапорт не составляется, в ведомости надзора делается соответствующая запись.

При обращении осужденного с просьбой о разрешении ему изменения места жительства (пребывания), работы и (или) учебы инспекция регистрирует указанное обращение в соответствующем журнале, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Инспекция по результатам рассмотрения обращения принимает решение, дает осужденному мотивированный письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

При проверке инспекцией мест проведения массовых и иных мероприятий и установлении осужденного, имеющего ограничение на участие в них, сотрудник инспекции должен проявлять сдержанность и осмотрительность, чтобы не спровоцировать со стороны осужденного и других лиц противоправных действий.

Начальник инспекции либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания.

Решение о применении к осужденному технических средств надзора и контроля оформляется в форме постановления, которое объявляется осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, при этом разъясняется ответственность осужденного за порчу оборудования. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет установку необходимого оборудования, разъясняет осужденному особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручает ему памятку по их эксплуатации под роспись Конгер П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право России. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - С.229..

Устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией непосредственно на осужденного, по месту его жительства или пребывания в целях осуществления надзора за соблюдением следующих ограничений (ст. 53 УК РФ):

  • 1. не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
  • 2. не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
  • 3. не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
  • 4. не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции.

Сотрудник инспекции, ответственный за использование технических средств надзора и контроля:

  • 1. осуществляет сбор информации с использованием данных пульта мониторинга о соблюдении осужденным установленных ограничений; при получении информации о фактах повреждения, несанкционированного съема технического средства надзора и контроля, нарушений ограничений, установленных судом, докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, и производит соответствующие отметки в журнале учета нарушений;
  • 2. незамедлительно докладывает в форме рапорта начальнику инспекции либо лицу, его замещающему, о всех зафиксированных фактах отказов и сбоев в работе технических средств надзора и контроля, отражает их в журнале учета неисправностей средств надзора и контроля.

Инспекция осуществляет взаимодействие со службой инженерно-технического обеспечения территориального органа УИС по вопросам использования технических средств надзора и контроля. В случае сбоя в работе средств надзора и контроля принимает меры по установлению его причин и их устранению.

В случае невозможности дальнейшего использования в отношении осужденного средств надзора и контроля по техническим причинам либо при изменении судом установленных ограничений начальник инспекции либо лицо, его замещающее, отменяет использование средств надзора и контроля либо изменяет порядок их использования и набор применяемых технических средств, приняв соответствующее мотивированное постановление. Сотрудник инспекции, ответственный за использование средств надзора и контроля, в течение трех рабочих дней с момента вынесения постановления осуществляет снятие (замену) необходимого оборудования.

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.



Комментарии к ст. 60 УИК РФ


1. Надзор за отбывающими ограничение свободы - это система мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в исправительном центре и за его пределами путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц.

Надзор осуществляется в форме наблюдения и контроля. Наблюдение заключается в проведении мероприятий, состоящих в изучении поведения осужденного без активного вмешательства в его действия. Под контролем понимается процесс оказания определенного воздействия на личность осужденного с целью организации его деятельности в рамках установленных правил.

Осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы является обязанностью всех работников исправительного центра, хотя ч. 1 ст. 54 УИК РФ и ч. 1 комментируемой статьи он возложен на администрацию центра (см. комментарий к ст. 54 УИК РФ). В пределах своей компетенции администрация организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, исполнение трудовых обязанностей (ст. ст. 189, 192 ТК РФ), а также обеспечивает надзор за их поведением в рабочее время совместно с представителями администрации исправительного центра.

Помощь администрации исправительного центра в осуществлении надзора за осужденными оказывают сотрудники органов внутренних дел (участковые уполномоченные, работники патрульно-постовой службы, муниципальной милиции, криминальной милиции, паспортно-визовой службы и др.), на территории обслуживания которых расположен исправительный центр.

В надзоре за поведением осужденных могут принимать участие трудовые коллективы, представители общественных организаций и формирований.

Определяя содержание наказания в виде ограничения свободы, ч. 1 ст. 53 УК РФ одним из его необходимых элементов определяет надзор. Комментируемая статья уточняет, что надзор за осужденными должен осуществляться по месту жительства, по месту работы, а также во внерабочее время. Иными словами, вся жизнь осужденного к ограничению свободы должна быть под надзором - и в дневное, и в ночное, и в рабочее, и в нерабочее время, в праздничные и выходные дни, во время краткосрочного выезда и во время отпуска и т.д. Такой постоянный и всеобщий контроль осуществляется в местах проживания осужденных, по месту работы, на маршруте движения от исправительного центра до работы и обратно, на предприятиях и объектах коммунально-бытового назначения, в местах проведения краткосрочного выезда и отпуска и т.д.

Не должны оставаться без контроля и осужденные, которым разрешено проживать с семьей на арендованной или собственной жилой площади.

Закрепленные в п. п. "а", "б", "в", "г", "е" ч. 3 ст. 50 УИК РФ обязанности призваны облегчить осуществление надзора за осужденными к ограничению свободы. Это и обязанность работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, и обязанность постоянно находиться в пределах исправительного центра и др. (см. комментарий к ст. 50 УИК РФ).

Не противоречащие законодательству обязанности могут закрепляться и в нормативных актах, регламентирующих порядок отбывания ограничения свободы (Правила внутреннего распорядка исправительных центров, Инструкция о надзоре за осужденными, отбывающими наказание в исправительных центрах, и др.).

2. В качестве меры предупреждения нарушений установленного порядка отбывания ограничения свободы в ч. 2 комментируемой статьи закрепляется возможность водворения осужденного к ограничению свободы в дисциплинарный изолятор до решения вопроса о применении к нему мер взыскания на срок не более чем 24 часа.

Эта мера применяется при нарушении осужденным общественного порядка (например, при совершении мелкого хулиганства - ст. 20.1 КоАП РФ, при распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах - ст. 20.20 КоАП РФ и проч.). Она является мерой пресечения и не препятствует применению впоследствии соответствующих мер взыскания, предусмотренных ч. 2 ст. 58 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).