Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы. Усадьба Екатеринодар в Ляличах – самое «несчастливое» творение Джакомо Кваренги? Что построил кваренги

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д’Иманья, входящего в провинцию североитальянского города Бергамо.
Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже «Милосердие». Отец настоял, чтобы он изучил философию и юриспруденцию.
Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей.

Кваренги уехал в Рим. Там в течение первых четырех-пяти лет он неоднократно менял творческие мастерские и не получил систематических знаний ни по живописи, ни по архитектуре, однако, как можно понять из его слов, архитектурные мастерские были удобным местом для рисования. Именно рисунок являлся той главной областью его творчества, которую Кваренги непрестанно развивал.
Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760-х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков «для английских господ» и выполнил поручение с успехом «к удовольствию названных господ». После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.
«…Благодаря усидчивому изучению и труду я справился с делом и построил по плану новую церковь внутри старой», - писал он.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено. И сам Кваренги, и его жена были представителями влиятельных на севере Италии и обеспеченных семейств.
Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Здесь он надеялся широко использовать свои знания и способности. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву.

По своему служебному положению «архитектора двора её величества» Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить по достоинству выдающиеся способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца, «а равно и фасад, по колику можно поправить».

Архитектору пришлось разрабатывать свои предложения, не ознакомившись воочию с московским зданием и только изучив находившийся в Петербурге старый проект, который был уже в основном осуществлен. В этих условиях для Кваренги оставалась возможность лишь «причесать» по-новому готовую постройку.
Зодчий с честью вышел из этого трудного положения. Он предложил акцентировать центральные части продольных фасадов протяженными колоннадами большого ордера. Антаблемент этого ордера он продолжил по периметру всего дворца и завершил его балюстрадой вдоль края крыши. Лаконичными приемами Кваренги добился подчеркнуто горизонтальной системы архитектурного оформления.

В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - «одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения…». Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.
Здание с восьмиколонным портиком ионического ордера и фронтоном, в проекте украшенным статуями, поднято на цокольный этаж. Оно было поставлено на самой кромке невского, тогда ещё не обработанного берега реки, что и заставило архитектора наружную парадную лестницу развернуть по фронту на два схода. Этот храм науки поражает и ныне ясностью образа и сильной пластикой главного фасада, несомненно, рассчитанного на восприятие с другого берега реки от Сенатской площади.

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки «при эрмитаже каменного театра… по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия».
Перед зодчим была поставлена трудна задача - разместить театр в очень стесненном месте - во дворе Малого Эрмитажа, над конюшенным корпусом. Это обстоятельство предопределяло относительно небольшие размеры сооружения и, быть может, его конфигурацию.

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Он писал, что «старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями… Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится… На полукруглой форме театра я остановился по двум причинам: вопервых, она наиболее удобна в зрительном отношении и, вовторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище. Я старался дать архитектуре театра благородный и строгий характер. Поэтому я воспользовался наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями. Колонны и стены сделаны из фальшивого мрамора. Вместо завитков я поместил в коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных античных капителей…»

В конце 1780-х годов Кваренги участвовал в небольшом закрытом конкурсе, объявленном графом Н. П. Шереметевым. Дом на Никольской не был построен. Граф решил ограничиться перестройкой своей загородной резиденции в Останкино. Для участия в этой работе он пригласил несколько зодчих, в том числе и Кваренги. Проектирование домашнего театра Шереметева было особенно приятно для Кваренги, потому что он был лично знаком с П. И. Ковалевой-Жемчуговой, ведущей актрисой этой группы, в прошлом крепостной, а затем женой графа Шереметева.

Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.
Невозможность изза местности, отведенной для дворца, получить необходимый фронт для раскрытой композиции заставила Кваренги отказаться от создания широкого пространственного ансамбля. Служебный кухонный Побразный корпус он разместил асимметрично, ближе к улице со стороны бокового фасада, вне композиционной связи с дворцом.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли. Ансамбли Екатерининского и Александровского дворцов стали ярким воплощением двух архитектурных мировоззрений: барокко - с замкнутыми ансамблями и классицизма - с открытыми ансамблями, формирующими окружающее пространство.

Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II: «Её величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители». Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет, завоеванный им у императрицы трудолюбием и блестящим воплощением всех её требований и собственных замыслов, позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.
После окончания строительства Эрмитажного театра зодчий просил разрешения «ввиду… многочисленной семьи и бед, вызванных болезнями», поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Разрешение было получено. Там он и жил до конца своих дней.

До 1793 года спутницей жизни Кваренги оставалась Мария Фортуната. Их первенец - дочь Теодолинда оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских монастырей. Из детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 года. В следующем году родился сын Федерико, а ещё год спустя - Джулио, который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его произведений.
В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и ещё четырех малолетних детей. К уходу за ними, по его словам, Кваренги «был совершенно не приспособлен». Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчали участь овдовевшего Кваренги. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793–1794 годов зодчий покинул Петербург.

Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. Анна Конради была лютеранкой, и потому к этому браку родственники в Италии отнеслись отрицательно. Кваренги с новой женой в Италию так и не поехал.
К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 года он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Высокое избрание было осуществлено не без участия его шведских друзей - скульптура Т. Сергеля и архитекторов Ф. М. Пипера и Ф. Блома. Кваренги часто посылал им свои чертежи и рисунки, держа их тем самым в курсе своих работ.

Официальное признание зодчего санктпетербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в «почетные вольные общники».
В первые годы нового века Кваренги проектировал и строил почти одновременно два значительных здания учебно-воспитательного назначения. Одно из них - Екатерининский институт - существует и ныне. Оно выстроено в 1804–1807 годах на набережной Фонтанки. Постройка другого началась в 1806 году, и через два года уже велись отделочные работы. Это - широко известное здание Смольного института.

Участок, где предполагалось разместить здание Екатерининского института, был занят обширным садом, принадлежащим так называемому Итальянскому дворцу. Имея в своем распоряжении большое пространство запущенного сада и ветхий дворец, Кваренги спроектировал обширный замкнутый ансамбль из четырех корпусов, охватывавших квадратный двор, в центре которого разместил круглую купольную церковь, связанную крытыми переходами с двумя боковыми корпусами.

Проект оказался чрезмерно дорогим, и архитектор представил новый вариант в виде одного корпуса, поставленного вдоль набережной. На оси здания в саду Кваренги предусмотрел невысокую купольную ротонду церкви и две одноэтажные бытовые постройки. Затем зодчий сделал ещё один вариант главного фасада, обогащенного за счет фронтонного портика из восьми полуколонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого рустованного этажа. В отличие от предыдущих вариантов в проекте, утвержденном в июне 1804 года, не была предусмотрена церковь.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. Понимая необходимость войти своим зданием в ансамбль со Смольным монастырем Растрелли и Александровским институтом Фельтена, расположенным по другую сторону монастыря, Кваренги сделал достаточно точный чертеж существующих строений, и в их ансамбль гармонично ввел запроектированное здание института. Главным фасадом Смольный развернут на запад - в ту же сторону, куда были обращены и вход в монастырь, и главный фасад Александровского института.

Здание имеет ясную планировку и простую по композиции, но нарядную по формам архитектуру главного фасада с совершенной колоннадой композитного стиля; она гордо поднята на высокую аркаду портика. Торжественный характер архитектуры Смольного института и решение его в ансамбле с архитектурой соседних строений и берегом Невы позволяют видеть в нем явление высокого классицизма и ставят в ряд лучших произведений этого стиля, возведенных в Петербурге.

В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга. Здание включалось в комплекс казарм конногвардейского полка и торцевым фасадом с глубоким портиком замкнуло далекую перспективу на запад от формирующейся площади перед Зимним дворцом. Постройка манежа в 1804–1807 годах явилась важным звеном в коренном преобразовании центра столицы.

Известно, что Кваренги был человеком честным, доброжелательным и отзывчивым. В одном из писем он пишет о своем чересчур горячем характере, от которого он, прежде всего, сам и страдал: «При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какиелибо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю».

В другом письме он писал: «Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении, и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность».

Второй брак Кваренги длился около десяти лет. В 1811 году Кваренги снова приехал на короткий срок в Италию, чтобы уладить дела с недвижимым имуществом и присутствовать на бракосочетании любимой дочери Катины. Там же летом он вступил в третий брак с Марией Лаурой Бьянкой Соттокаса. Ему тогда было шестьдесят семь лет. А. Мацци в биографии зодчего пишет, что «Соттокаса вышла замуж не за красивую внешность Кваренги. Можно думать, что она решилась на этот шаг, надеясь жить в том же дворце, где жила царская семья самого большого государства в Европе, и пользоваться теми же самыми благами». После женитьбы Кваренги возвратился в Петербург и вскоре «понял, что ошибся и не последовал вовремя советам своих друзей не заключать этого необдуманного брака». Брак со стороны жены был по расчету.

Кваренги стал утрачивать веру даже в близких людей. В том же письме он сетует и на петербургское окружение: «Несмотря на всю доброту е. в. ко мне, все его окружение думает иначе, и зависть приводит к тому, что они мне всюду служат дурную службу и до сих пор я не нашел никого, кто бы решился сообщить е. и. в. о моем состоянии дел… Надо быть готовым ко всяким неприятностям со стороны всяких возвысившихся людей». Пессимизм объяснялся, с одной стороны, тем, что состарившийся зодчий, действительно, все больше уступал место в творческой жизни столицы архитекторам нового поколения, а с другой - драматическими событиями, происшедшими в Италии и коснувшимися его лично.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов.

Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект «Храма в память 1812 г." для постройки в Москве!
Но построить ему помешала смерть. 2 марта 1817 года он скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище. В 1967 году останки перезахоронены в некрополе XVIII века Александро-Невской Лавры. В том же году в его честь был установлен памятник перед зданием Ассигнационного банка.
Важную часть наследия Кваренги составили тонированные акварелью рисунки с видами Москвы и Петербурга, а также проекты мебели и утвари.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов».

© РИА Новости / Б.Манушин / РИА Недвижимость

В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – "Зимней канавкой". До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.

1 из 9

20 сентября 1744 года в одном из селений на севере Италии родился известный зодчий и мастер ведута (повседневного городского пейзажа) Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Несмотря на свое итальянское происхождение, настоящую славу архитектора он снискал в России, куда переехал по приглашению Екатерины II в возрасте 35 лет и где жил и творил почти сорок лет до самой смерти, став ярчайшим представителем зрелого классицизма в русской архитектуре. В день рождения зодчего сайт РИА Недвижимость вспоминает самые известные работы Кваренги в Санкт-Петербурге и Москве.

В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – "Зимней канавкой". До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.

© РИА Новости / Б.Манушин / Кваренги был автором проекта самостоятельного здания Петербургской академии наук на Университетской набережной, которая до этого располагалась в доме Шафирова на Городском острове, а с 1728 года занимала здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Новое здание академии было построено в 1783-1789 годах в стиле строгого классицизма. До наших дней в здании сохранилась внутренняя отделка конференц-зала и парадной лестницы, на площадке которой с 1925 года красуется мозаичное панно Ломоносова "Полтавская баталия".

2 из 9

Кваренги был автором проекта самостоятельного здания Петербургской академии наук на Университетской набережной, которая до этого располагалась в доме Шафирова на Городском острове, а с 1728 года занимала здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Новое здание академии было построено в 1783-1789 годах в стиле строгого классицизма. До наших дней в здании сохранилась внутренняя отделка конференц-зала и парадной лестницы, на площадке которой с 1925 года красуется мозаичное панно Ломоносова "Полтавская баталия".

© РИА Новости / Б.Манушин / Одно из самых масштабных творений Кваренги в Санкт-Петербурге – Александровский дворец в Царском Селе. Он был построен в 1792 – 1796 годах по заказу императрицы Екатерины II в подарок к свадьбе ее внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Вытянутое двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам украшает сквозная колоннада коринфского ордера.

3 из 9

Одно из самых масштабных творений Кваренги в Санкт-Петербурге – Александровский дворец в Царском Селе. Он был построен в 1792 – 1796 годах по заказу императрицы Екатерины II в подарок к свадьбе ее внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Вытянутое двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам украшает сквозная колоннада коринфского ордера.

© РИА Новости / Борис Ушмайкин / Смольный институт благородных девиц – еще одно известное здание в Санкт-Петербурге, построенное Кваренги в 1806 году. С этим зданием связаны знаковые исторические события. Первоначально, в XIX- начале XX века, здесь располагался институт благородных девиц. Но по-настоящему "знаменитым" здание стало после событий Октябрьской революции 1917 года. Именно в нем обустроился Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет КПСС, где и находился вплоть до 1991 года. После в здании расположилась мэрия города, а с 1996 года оно стало резиденцией городского губернатора.

4 из 9

Смольный институт благородных девиц – еще одно известное здание в Санкт-Петербурге, построенное Кваренги в 1806 году. С этим зданием связаны знаковые исторические события. Первоначально, в XIX- начале XX века, здесь располагался институт благородных девиц. Но по-настоящему "знаменитым" здание стало после событий Октябрьской революции 1917 года. Именно в нем обустроился Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет КПСС, где и находился вплоть до 1991 года. После в здании расположилась мэрия города, а с 1996 года оно стало резиденцией городского губернатора.

© РИА Новости / П. Манушин /

Фронтон двухэтажного здания манежа с 1817 года украшен скульптурами Диоскур, укрощающих коней, работы Трискорни. У этих фигур непростая судьба: после изготовления в 1810 году они шесть лет добирались до России, а в период с 1840 по 1954 год их пришлось перенести с основного на обратный фасад здания, так как духовенство возведенного рядом Исаакиевского собора воспротивилось соседству обнаженных языческих божеств.

5 из 9

В эпоху наполеоновских войн в Санкт-Петербурге специально к возвращению конно-гвардейского полка из Европы по проекту Кваренги на Исаакиевской площади в срочном порядке возводится монументальное здание Конногвардейского манежа (1804 – 1807 годы).

Фронтон двухэтажного здания манежа с 1817 года украшен скульптурами Диоскур, укрощающих коней, работы Трискорни. У этих фигур непростая судьба: после изготовления в 1810 году они шесть лет добирались до России, а в период с 1840 по 1954 год их пришлось перенести с основного на обратный фасад здания, так как духовенство возведенного рядом Исаакиевского собора воспротивилось соседству обнаженных языческих божеств.

© РИА Новости / Рудольф Кучеров / Кваренги был первым автором Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, построенных в 1814 году за один месяц из дерева и алебастра в честь возвращения русских войск из Европы после победы над Наполеоном. На воротах красовалась колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, а также скульптуры римских воинов. Однако выполненные из столь хрупких материалов ворота быстро разрушались. Поэтому спустя 20 лет ворота были отстроены заново в металле и камне под руководством архитектора Стасова, который в целом сохранил замысел Кваренги.

6 из 9

Кваренги был первым автором Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, построенных в 1814 году за один месяц из дерева и алебастра в честь возвращения русских войск из Европы после победы над Наполеоном. На воротах красовалась колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, а также скульптуры римских воинов. Однако выполненные из столь хрупких материалов ворота быстро разрушались. Поэтому спустя 20 лет ворота были отстроены заново в металле и камне под руководством архитектора Стасова, который в целом сохранил замысел Кваренги.

© РИА Новости / Владимир Вяткин / В Москве зданий, построенных по проектам Кваренги, значительно меньше, чем в Петербурге, но все они, как и их "северные" братья, являются объектами культурного наследия. Самым известным московским зданием Кваренги, расположенным возле Красной площади, является, конечно, Гостиный двор на Ильинке. У этого здания также была непростая архитектурная судьба. Первоначальный проект Кваренги пришлось изменить в процессе строительства, причиной чему был сложный рельеф местности и всевозможные нарушения в технологиях и сроках возведения. После пожара 1812 года здание заново восстанавливалось и достраивалось российским архитектором Осипом Бове. А в начале ХХ века перестройке подвергся центральный ризалит здания.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. Quarenghi, Guarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) - известный архитектор и живописец, сын живописца и внук живописца.

Джакомо Кваренги является крупнейшим представителем архитектуры русского классицизма, утвердившегося к 1770-м годам во всех областях отечественного искусства.

Искусство Дж. Кваренги хорошо исследовано, но всегда найдется место для добавлений и всегда будет уместен пристальный интерес к отдельному произведению в творчестве мастера.

Он усиливается благодаря недавним публикациям обширного графического наследия Кваренги, ставшего более доступным для специалистов. Графические листы, хранящиеся, в основном, в собраниях Городской библиотеки Бергамо в Италии (более 700 произведений), Государственного Музея истории Санкт-Петербурга и Государственного Эрмитажа, как правило, не датированы, что представляет определенную проблему в выстраивании хронологии и оставляет место дискуссии, но именно они являются важным источником информации наряду с письмами архитектора. При сопоставлении и анализе материала яснее осознаются масштаб работ, разнообразие осуществленных и неосуществленных проектов, повторяющиеся идеи, которые волновали мастера, заимствования и инновации в его решениях, художественная традиция, которой он следовал.

Родился в Италии возле Бергамо в старинной знатной семье. Обучался живописи в Бергамо у Дж. Реджи, ученика Тьеполо. Путешествовал по Италии. В Риме вначале учился живописи у А. Р. Менгса, а затем архитектуре у Ст. Поудо. Находился под влиянием А. Палладио. Имел знатных друзей и покровителей. Много работал в Италии и Англии. Один из самых известных архитекторов и рисовальщиков XVIII века.

Замыслы архитектора, основанные на изучении памятников античности и эпохи Возрождения, отвечали духу времени, и Екатерина II предложила Кваренги работать при русском дворе.

В одном из самых ранних писем, отправленном Кваренги из Санкт-Петербурга и датированном 1 мая 1780 г., архитектор описывал заботливый прием, который ему оказала Екатерина II по приезде, отметив также, что она испросила его рисунки. Он послал те, которые были выполнены в Риме несколько лет назад, после чего императрица объявила публично на одном из празднеств, что она, наконец, нашла в Кваренги архитектора своего склада.

Литография в карандашной манере, бумага, 34,5 x 30 см
Опубликовано на аукционном доме bidspirit

Екатерину всегда отличало пристрастное наблюдение за выполнением ее архитектурных заказов и непосредственность общения с архитекторами. В одном из писем Кваренги упоминал, что императрица неоднократно обращалась к нему с программами построек и набрасывала эскизы. В обширном архиве Кваренги в Городской библиотеке Бергамо сохранились собственноручные записки Екатерины с карандашными набросками планов, которые она адресовала архитектору. Они свидетельствуют о личном и частом обращении к нему («Я забыла вам сказать вчера три вещи...»), понимания того, чего она хочет, представления о возможных ресурсах материалов: «Господин Кваренги, я вас прошу сделать мне рисунок для зала или салона в саду в форме, как это отмечено на бумаге, в центре которого можно было бы поместить статую Аполлона Бельведерского или какую-либо другую, которая бы вам понравилась, с которых есть формы и которые я приказала бы отлить...».

Джакомо Кваренги подписал контракт 1 (12) сентября 1779 года еще в Италии и прибыл в Санкт-Петербург в конце 1779. В конце 1779 года итальянский зодчий вместе с женой прибыл в Петербург и до конца жизни остался в России.

Здесь он создал выдающиеся архитектурные памятники, вошедшие в историю русского искусства: Английский дворец в Петергофе, здание Академии наук на Васильевском острове, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк на Садовой улице, Мариинский госпиталь в пригороде Санкт-Петербурга - Павловске; Академия наук на Университетской набережной; Эрмитажный театр; Лоджии Рафаэля в Эрмитаже; здание Коллегии иностранных дел на Английской набережной; Ассигнационный банк на Садовой улице; Серебряные ряды на Невском проспекте; дом Салтыкова на Марсовом поле; дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте; дом Юсуповых на Садовой улице; здание Главной аптеки на Миллионной улице; Мариинская больница для бедных на Литейном проспекте; Екатерининский институт на Фонтанке; здание "Кабинета Его Величества" на Невском проспекте; Смольный институт; Конногвардейский манеж; Английская церковь на Английской набережной. Александровский дворец в Царском Селе.

Все постройки Кваренги отличает простота композиции, строгость внешнего облика и в то же время изысканность, достигнутая благодаря необыкновенной соразмерности пропорций. Фасады его построек почти лишены декора; внимание акцентируется на главной - центральной части здания, обычно украшенной портиком или колоннадой.

А. Орловский. Карикатура на Джакомо Кваренги, 1802 и 1817

В качестве придворного архитектора сначала работал в Петергофе, а затем в Санкт-Петербурге. Блестящий мастер эпохи классицизма, он много строил в Москве, работал при трех российских императорах: императрице Екатерине II, императоре Павле I и императоре Александре I. Значительный период жизни и творчества Кваренги связан с пригородами Петербурга, и в первую очередь с Царским Селом.

Екатерина в письме Гримму от 2 февраля 1780 сообщает, что он «сразу же по прибытии засел за один план» - когда Камерон уже работал над замыслом "Холодной бани", она предложила, по своему обыкновению, составить проект и другому только что приглашенному ею архитектору.

Деятельность Кваренги в Царском Селе началась в 1780-х годах, когда, следуя воле Екатерины II, придворный архитектор создал в пейзажной части Екатерининского парка, на одном из островов так называемых Верхних прудов» , задуманный как храм, посвященный богине плодородия Церере, и первоначально названный Храмом Дружбы.

В 1780-х годах недалеко от Концертного зала архитектор выстроил еще один павильон, названный . По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «… руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Кухня-руина и Концертный зал, органично вписанные в окружающий ландшафт, образуют один из наиболее живописных и романтических уголков пейзажной части Екатерининского парка. Островок, на котором расположены обе постройки, Кваренги соединил с берегами пруда двумя металлическими мостами (вместо прежних деревянных), конструкции которых были отлиты по его проекту на Сестрорецких оружейных заводах.

Мостики Царскосельского парка восхищали гостей Екатерины II. Франсиско де Миранда, посетивший загородную резиденцию императрицы, писал: «Мост, сделанный полностью из железа в подражание подлинному английскому мосту, впечатляет своей легкостью, прочностью и изяществом, превосходя все прочие. Пожалуй, это лучшее, что есть в этом парке...».

В 1783 году архитектор поселился с семьей в существенно перестроенном им казенном доме, располагавшемся на , недалеко от императорского дворца.

На территории прилегавшей к зданию усадьбы по его проекту был разбит сад с беседкой и небольшим круглым прудом. В ответ на просьбу зодчего в 1804 году Александр I распорядился передать усадьбу со всеми строениями в его полную собственность.

28 марта (8 апреля) 1783 года священником Стефаном Ивановым, рядом с деревянным, была совершена закладка нового каменного храма на Кузьминском кладбище - . Храм возводился по проекту Д. Кваренги.

В двумя месяцами позже в Пулкове заложили другой каменный храм по проекту Кваренги, а построили его в период 1783-1785 гг. - .

Обоим этим храмам не суждено будет дожить донаших дней- они будут разрушены во время войны. Но храм в б. Большом Пулкове планируют восстановить по проекту Кваренги, правда, несколько сместив его в сторону из-за проектов расширения Петербургского шоссе у Экспофорума.

В 1785 году мастера Сестрорецких заводов изготовили по проекту Кваренги установленную в Екатерининском парке на правом берегу второго Нижнего пруда.

XVIII столетия, наряду с «мыльнями», были купальни под открытым небом. Одной из обязательных принадлежностей парков в Царском Селе были купальни и банные комплексы. В 1791 году Кваренги построил открытую , находившуюся между Рамповой аллеей и Большим прудом.

В 1794 году Кваренги приступил к капитальной перестройке в классическом стиле Зала на острову, построенного в конце 1740-х годов архитектором С. И. Чевакинским. Памятник был полностью реконструирован.

В 1795 году Кваренги оформил заново оформил в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Для любимого внука Екатерины II Александра в живописном месте Нового (Александровского) парка по указу императрицу Кваренги выстроил . Этот памятник является лучшей и наиболее масштабной работой архитектора в Царском Селе. Чертежи и проекты Нового дворца (так его называли первоначально), предположительно, были выполнены архитектором в начале 1792 года. Переезд "малого двора" во дворец состоялся в 1796 году- год смерти Екатерины.

Кваренги органично вписал здание в ансамбль разбитого в это же время Нового сада.

В решении интерьеров архитектору удалось соединить строгость и утонченную роскошь. Отбор предметов убранства был самым тщательным, многие из них сохранялись в дворцовых залах и при последующих перестройках. Оформляя интерьеры, Кваренги проектировал и мебель, органично вписывая ее в архитектурный облик зала, гармонично сочетая мебельное убранство с архитектурными формами.

Парадные залы Александровского дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, не только являются яркими образцами творчества архитектора, но и входят в историю русского и мирового искусства XVIII столетия.

Хотелось бы упомянуть еще об одном удивительном дворце, построенном в то же время в Царском Селе Кваренги. Дворцы были построены в одно и тоже время для родных братьев. Но как разительно отличается их облик и судьба. Речь идет о , выстроенном на Большом лугу у Зубовского корпуса на берегу Верхних прудов. Константиновский дворец был построен в честь . Великий князь Константин Павлович родился в Царском Селе и был вторым сыном и его второй супруги . Будучи на полтора года младше брата Александра, он рос и воспитывался вместе с ним у бабушки императрицы Екатерины II.

После смерти Екатерины II в 1797 году дворец, по приказу Павла, был перенесен архитектором П.В. Нееловым в Павловский парк. Кваренги известен в первую очередь как создатель каменных сооружений. Деревянные постройки этого зодчего мало изучены. Среди них дача Донаурова на Охте, имеющая много общих черт с Констан-тиновским дворцом. В связи с этим он представляет значительный интерес для историков русского классицизма.

Слева от Александровского дворца, фасадом на Кузьминскую (Дворовую) улицу в 1795-1796 годах Дж. Кваренги соорудил

Джакомо Кваренги известен не только как автор выдающихся архитектурных памятников. С самого начала своей деятельности он изучал и зарисовывал привлекавшие его интерес работы других мастеров. Ему принадлежат зарисовки с разных точек пейзажной части Екатерининского парка, строения которого его восхищали и в котором он сам создал ряд павильонов и мостов. В рисунках и эскизных набросках Кваренги очевиден уверенный почерк талантливого мастера-графика.

Творчество Кваренги является неотъемлемой частью расцвета русской культуры Екатерининской эпохи. Работы зодчего следуют духу палладианства и традициям новой итальянской школы, для которой характерны сдержанные архитектурные формы, исполненные изящества и благородства. Творения архитектора отличает безупречный художественный вкус и гармония пропорций. Памятники, сооруженные им в Царском Селе, принадлежат к числу лучших образцов русской архитектуры эпохи классицизма.

В 1801 году посетил родину, где был встречен с триумфом.

С 1805 года - вольный общник Санкт-Петербургской Академии художеств.

Кваренги Джакомо (1744-1817), итальянский архитектор.

Родился 20 или 21 сентября 1744 г. близ Бергамо. В молодости много странствовал по Италии, делая обмеры и зарисовки античных памятников и построек архитектора А. Палладио, что оказало огромное влияние на его последующее творчество.

На родине деятельность Кваренги ограничивалась ландшафтной архитектурой, сопровождением туристов на экскурсиях по Риму и выполнением небольших заказов. В 35 лет мастер приехал в Россию, с которой связан важнейший период его жизни. Первые годы здесь он посвятил глубокому изучению русского зодчества, освоению его основных приёмов. Во многом благодаря этому искусство Кваренги органично вписалось в русскую культуру.

Большинство его проектов предназначалось для Петербурга и его окрестностей. Немало делал архитектор и в Москве, а также в городах и усадьбах России и Украины.

В 80-х гг. XVIII в. он построил дворец П. В. Завадовского в Ляличах на Черниговщине, Ассигнационный банк в Петербурге на Садовой улице (1783- 1790 гг.), здание Академии наук (1783-1789 гг.), «Лоджии Рафаэля» и Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), Английский дворец в Петергофе (1781- 1789 гг.), дворец Юсуповых на Фонтанке и дом Салтыковых на набережной Невы, павильон «Концертный зал» в Екатерининском парке Царского Села (1782- 1788 гг.).

Крупнейшим произведением Кваренги первой половины 90-х гг. является Александровский дворец в Царском Селе. К 90-м гг. относится и Мальтийская капелла во дворе петербургского дома М. И. Воронцова, проекты дворцов для А. А. Безбородко и для Шереметевых в Москве. Кроме того, для Шереметевых Кваренги частично переработал созданный Е. С. Назаровым проект Странноприимного дома в Москве.

В первое десятилетие XIX в. Кваренги создал торговые ряды на углу Невского и набережной Фонтанки, Смольный и Екатерининский институты, Конногвардейский манеж, больницу на Литейном проспекте и большую усадьбу в Хотени на Украине.

Для творчества зодчего 10-х гг. XIX в. наиболее характерны монументы, посвященные Отечественной войне 1812 г.: Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Петербурге (1814 г.) и храм-памятник в Москве, проект которого не был осуществлён.

Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо, в селении Рота Фуори. Семья Кваренги была известна в Италии ещё с XII века. В юности Джакомо Кваренги увлекался словесностью, литературой, показывал способность к живописи. Благодаря этому Кваренги был отправлен на учёбу в Рим, считавшийся в то время центром художественной жизни Италии.

В Риме Джакомо Кваренги начал обучаться архитектуре. В мастерской своего наставника Стефано Поцци Кваренги встретился с другим одарённым юношей, Винченцо Бренной . Некоторое время они учились вместе. Джакомо Кваренги отличался усердием в учёбе. Он совершил несколько путешествий по стране, изучая памятники античности и Возрождения. Первой серьёзной работой 25-летнего архитектора стала перестройка старинной церкви в Субиако.

Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет. В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера. Им стал Джакомо Кваренги. Подписав контракт, итальянец со своей семьёй приехал в Санкт-Петербург к концу 1779 года. Екатериной II он был назначен придворным архитектором.

Первой работой зодчего в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Затем он построил госпиталь в Павловске. Уже в 1783 году Джакомо Кваренги писал на родину:

"У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать, что среди тех многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною, и чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека" [Цит. по: 1, с. 110].

Первой петербургской работой архитектора стала разработка проекта здания Биржи на стрелке Васильевского острова . Данный проект начал реализовываться, но завершён не был. Впоследствии Биржу построили по проекту Тома де Томона .

Не зря архитектор писал о своей занятости. Именно в это время Кваренги начал строительство здания Академии наук (1783-1789), Ассигнационного банка (1783-1790), колокольни Владимирского собора (1783-1791), Эрмитажного театра (1783-1787). В Эрмитажном театре Кваренги отвели постоянную ложу, а также оборудовали квартиру. Здесь он жил до конца своих дней. В последние годы XVIII века зодчий работал над особняком купца Гротена на Марсовом поле (1784-1788), зданием Серебряных рядов (1784-1787), занимался перестройкой дворца князя Юсупова на Фонтанке (1789 - 1793), строительством Круглого рынка (1785-1790), пакгаузов в северной части стрелки Васильевского острова (1795-1797), дома князя Гагарина на Дворцовой набережной (1798), Малого Гостиного Двора (1790-е).

Для канцлера А. А. Безбородко архитектор построил усадьбу на берегу Невы, известную сейчас как дача Кушелева-Безбородко . Для А. Д. Ланского Кваренги строил дом на Дворцовой площади . Его же работы: дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте, Александровский дворец в Царском Селе, здание Мариинской больницы, перестройка дворца Безбородко близ Почтамта и многие многие другие проекты.

Джакомо Кваренги был известен среди современников как высоко эрудированный и образованный человек. Вместе с тем, он обладал непривлекательной внешностью, из-за чего часто становился объектом карикатур. В одном из писем зодчий писал:

"При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какие-либо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю".

В другом письме:

"Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность".

Учеников архитектор не имел. В 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Российской Академией наук архитектор был признан гораздо позже - в 1805-м. Своей профессиональной деятельностью Джакомо Кваренги заслужил потомственное российское дворянство, стал кавалером ордена святого Владимира.

В 1812 году перед походом Наполеона на Россию итальянский король приказал всем итальянцам вернуться на Родину. Кваренги данному приказу не последовал, из-за чего был приговорён королём к смертной казни и конфискации всего имущества. Таким образом Джакомо Кваренги потерял возможность вернуться на историческую Родину, но обрёл новую. Победное возвращение русской армии в Санкт-Петербург в 1814 году пожилой архитектор отметил строительством триумфальных Нарвских ворот . Он начал проектировать и новый "Храм в память 1812 года" в Москве, но не успел завершить эту работу.

Джакомо Кваренги умер 18 февраля 1817 года. Его похоронили в католической части Волковского кладбища. Вдова архитектора позже уехала из России, забрав с собой семейный архив. Ныне он хранится в городской библиотеке Бергамо. В 1967 году прах Кваренги был перенесен в некрополь