История жизни. Джеймс Джойс: биография, литературное наследие Биография джеймса джойса

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (James Augustine Aloysius Joyce) родился 2 февраля 1882 года на Брайтон Сквер Вест, 41 в южном районе Дублина Ратгар и был крещён 5 февраля в церкви Святого Иосифа (ныне Тереньюр Роуд Ист, 6). Его день рождения пришёлся на католическое Сретение и одновременно на День Сурка.

Традиционно Джойсы (как и все многочисленные Джойсы Ирландии) вели свою родословную от славных Джойсов из Голуэя и даже держали дома их герб, но никаких доказательств родства нет. Этимология фамилии предполагает происхождение от французского «joueux» (радостный) или латинского «jocus» (острота, шутка, забава), и этот факт особенно нравился Джеймсу Джойсу, который придавал дате своего рождения и своей фамилии особое значение. В свидетельстве о рождении была допущена ошибка, и Джойса поименовали Джеймсом Августой – ошибка, которую Джойс передаст своему персонажу Леопольду Блуму.

Джеймс был старшим из десяти выживших детей Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Мерри. Джон Станислас Джойс был родом из Корка, из семьи торговцев. Унаследовав значительное состояние, он быстро его промотал, но за счёт своих связей добился весьма прибыльной и нехлопотной должности сборщика налогов, на которой, однако, долго не задержался. Джон Джойс, рьяный католик и патриот, считался одним из лучших теноров Ирландии, блестящим собеседником, душой компании, жуиром и острословом. Пристрастие к алкоголю, прогулкам по пабам, любительским выступлениям, политическим дебатам отнимали всё его время – семья жила на грани нищеты и постоянно переезжала. Мэри Джейн Мерри, мать писателя, была одаренной пианисткой, набожной и удивительно терпеливой женщиной, которой с большим трудом удавалось сохранять видимость приличного буржуазного достатка при постоянной нехватке средств.

В 1888 году отец определил своего любимца Джеймса в привилегированный Клонгоуз Вуд Колледж, школу ордена Иезуитов. Джеймс отлично прижился в школе, хорошо учился, заслужил прозвище «Джим-Солнышко» (Sunny Jim), но уже в 1891 году семье стало не по карману оплачивать дорогое обучение, и Джойс продолжил учиться дома и в школе Христианских Братьев. Этот период своей жизни писатель, щедро насыщавший автобиографическими деталями свои произведения, попытается не вспоминать вовсе. В 1893 году опять же посредством связей Джону Джойсу удается пристроить старших сыновей в иезуитский Бельведер-Колледж на казенный счет. Строго регламентированное, основательное иезуитское образование, с упором на философию, теологию, языки и искусство очень много дали Джойсу. До конца своих дней писатель, даже отказавшись от католичества, не перестанет восхищаться логикой и стройностью рассуждений Фомы Аквинского, которого изучил под надзором иезуитов.

В Бельведере Джойс учился блестяще, особенно высоки были его достижения в языках и литературе. На ежегодных национальных экзаменах он завоевывал награды и солидные денежные призы. Джойс начинает активно писать. Еще в 1891 году он, вдохновленный патриотическими настроениями в Ирландии, сочиняет стихотворение «И ты, Хили» (Et tu, Healy), посвященное лидеру движения за независимость Ирландии Чарльзу Стюарту Парнеллу, герою националистов. Студенческие годы наполнены работой над эссе об Ибсене, переводами Ибсена и Гауптмана, эссе о драматургии и поэзии Йетса и, конечно, постоянным сочинением стихов (большая часть ранних произведений не сохранилась). 1 апреля 1900 года в крупном лондонском журнале «Двухнедельное обозрение» появляется статья Джеймса Джойса «Новая драма Ибсена», посвящённая пьесе «Когда мы мёртвые проснёмся»; статья была замечена самим Ибсеном. Примерно в 1901 – 1902 годах Джойс создаёт и теоретически обосновывает собственный жанр «эпифаний», кратких зарисовок, в которых он пытается описать некий эстетический аналог богоявления, когда через слово является «душа» вещи, ситуации, малозначимого события; впервые Джойс формулирует очень важную для него идею «о значительности вещей тривиальных», о невозможности разделить обыденное и возвышенное.

В колледже Джойс переживает кризис веры (тщательно разобранный в частично автобиографичном «Портрете художника в юности») и отказывается от предложения вступить в орден Иезуитов. А в Ирландии всё больше набирает силу так называемое «Ирландское возрождение», направленное на восстановление национальной идентичности, в значительной степени утраченной под владычеством Англии. Отношение Джойса к этому всплеску патриотизма и национализма весьма противоречиво: с одной стороны, он восхищается Чарльзом Парнеллом и новыми ирландскими поэтами, прозаиками и драматургами, с другой, ему претят наплыв площадных, фольклорных элементов в театре, невежественные «ура-патриоты» (чей обобщённый образ появится в «Улиссе» в виде персонажа Гражданин) и проч. С декабря 1902 года Джойс начинает свои попытки «сбежать» из Ирландии в Париж – он едет туда и возвращается дважды.

В апреле 1903 года он возвращается в Дублин к больной матери, которая 13 августа умирает от рака печени. Сильно начавший пить Джойс постепенно приходит в себя, его брат Станислав (Станни) даёт ему темы для небольших «сочинений», одна из этих тем - «Портрет художника». Десятистраничная рукопись «Портрета художника» отвергнута редактором Джоном Эглинтоном. Джойс начинает работать над произведением «Герой Стивен», пишет для журнала «Ирландская усадьба» серию рассказов, впоследствии объединённых в сборник «Дублинцы». 13 августа 1904 года «Ирландская усадьба» публикует рассказ «Сёстры», 10 сентября – «Эвелина». Но важнейшим событием становится первая встреча 10 июня с Норой Барнакл (1884 – 1951). 14 июня мисс Барнакл на свидание не приходит, зато вечером 16 июня свидание состоится (16 июня 1904 года – день в «Улиссе»). Статная, грубоватая, самостоятельная, с медно-рыжими волосами Нора Барнакл служила горничной в мелком отеле. Она станет любовью и женой Джеймса Джойса.

Джойс всё больше разочаровывается в Ирландии и литературной жизни «Ирландского Возрождения», он пишет сатирический памфлет «Святая Контора» (The Holy Office), где высмеивает литературный Дублин, и 9 октября Джеймс с Норой уезжают на континент.

Следующие годы Джойс живёт в Европе: Цюрих, Пула (портовый город на Адриатике), Триест, Рим, Цюрих… Работает преподавателем на курсах иностранных языков, потом мелким клерком в Римском банке. Рим Джойсу не понравился, вычурные внешние красоты, «великое», его мало трогало, он скажет: «Рим мне напоминает человека, промышляющего тем, что показывает желающим труп своей бабушки». У Джойса и Норы рождается сын Джорджо (1905) и дочь Лючия (1907). Джойс продолжает писать рассказы и к 1907 году заканчивает «Дублинцев», начинаются долгие мытарства с изданием этого сборника (издан в 1914). Предположительно 1 марта 1914 года начат «Улисс».

За десять лет Джойс всё глубже и детальней разрабатывает свою собственную эстетику, всё больше отстраняя или сильно преображая увлечения студенческих лет. Пишет стихи, издаёт два сборника поэзии: «Камерная музыка» (Chamber Music) - опубликован в 1907 году – и «Стихи, пенни за штуку» (Poems Pennyeach) – опубликован в 1927 году. Джойс знакомится Эзрой Паунд и Томасом Стернзом Эллиотом. В 1907 году Джойс решает полностью переработать «Героя Стивена» и начинает писать «Портрет художника в юности». 1914-1915 годы становятся поворотными в жизни и творчестве Джойса. Публикуется сборник «Дублинцы» (Dubliners), в 1915 выходит «Портрет художника в юности» (A Portrait of the Artist as a Young Man). Постепенно разрешаются денежные проблемы, друзья добывают для Джойса различные субсидии, знаменитые меценатки авангардистов Харриет Шоу-Уивер и Эдит МакКормик назначают ему значительную стипендию.

C марта 1918 года в американском журнале The Little Review начинает эпизодами печататься «Улисс» (Ulysses), ряд эпизодов появляется в лондонском The Egoist. 2 февраля 1922 года «Улисс» официально опубликован полностью. С первых появлений в печати роман производит огромное впечатление, вызывает волну отторжения и недоуменного восхищения даже среди близких друзей и коллег Джойса. Впечатление было таким, что именно «Улисс» определяет границы литературы, направляет литературу и литературные тенденции. Уже первый «экспериментальный» роман Вирджинии Вулф «Комната Джейкоба» написан «под тенью» «Улисса». В дневнике Вирджиния Вулф записывает: «тайное чувство, что сейчас, в это самое время, мистер Джойс делает то же самое - и делает лучше».

А Джойсу уже недостаточно полистилистичности «Улисса», он начинает работать над новым произведением Finnegans Wake («Поминки по Финнегану», «Финнеганов помин»). С апреля 1924 года Finnegans Wake начинает эпизодами публиковаться в разных журналах. 2 февраля 1939 выходит первое книжное издание. В Finnegans Wake Джойс полностью отошел от традиционных форм повествования, это произведение стало многоуровневой непереводимой игрой в язык, которую только с большой натяжкой можно назвать романом.

С 1920 года и до конца жизни Джойс живет в Цюрихе и иногда в Париже. Продолжает работать и вносить исправления в «Улисс» и Finnegans Wake. У Джойса с детства было слабое зрение, и оно начало ухудшаться, с 1923 года он перенес множество операций, но они практически не помогли. Последние годы Джойс не мог читать и писать, и на помощь ему пришли секретари (одним из них был Сэмюэл Беккет).

Джеймс Августин Алоизиус Джойс умер 13 января 1941 года от прободения язвы. 15 января он был похоронен на кладбище Fluntern неподалеку от Цюриха.

Джеймс Джойс, биография и творчество которого будут рассмотрены в нашей статье, - знаменитый ирландский писатель и поэт. Яркий представитель модернистского направления. Самым знаменитым романом автора является «Улисс», одно из лучших и скандальнейших произведений ХХ века. После первой публикации во многих странах он был запрещен, что только подогрело интерес у публики к его автору.

Джеймс Джойс: биография. Детские годы

Родился будущий писатель 2 февраля 1882 года в южной части Дублина, район Ратгар. Семья Джойсов была очень большой - целых 15 детей. У Джона, главы семейства, был собственный бизнес - виноторговля. Но из-за того, что в дела он вести не умел, очень быстро разорился. Чтобы прокормить семью, ему пришлось пойти на работу в налоговую. Но и здесь не сложилось. Через несколько месяцев он потерял место и снова принялся за поиски работы. С этого времени он не раз менял места службы, нигде подолгу не задерживаясь. Из-за этого семье приходилось часто переезжать. Вся ответственность за воспитание и содержание детей легла на их мать, Мерри Мэй, которая получала небольшую пенсию. На эти гроши часто и жила вся семья. Отца такое положение дел ничуть не смущало.

В 1888 году Джеймс в возрасте 6 лет попал в школу для мальчиков «Клонгоуз Вуд», которой управлял орден иезуитов. В те годы это учебное заведение считалось лучшим среди католических школ Ирландии. Здесь маленький Джеймс проучился до 1891 года, когда его отец потерял очередную работу, семья больше не могла оплачивать обучение в школе. Мальчику приходится перейти в школу Христианских братьев, расположенную в Северном Ричмонде.

В этот же год маленький Джеймс пишет свое первое стихотворение - «Парнелл», которое было посвящено смерти лидера освободительного ирландского движения Ричарда С. Парнелла. К сожалению, текст не сохранился.

В 1893 году Джону Джойсу удается устроить своих сыновей в колледж Бельведер за казенный счет. Это учебное заведение Джеймс окончил в 1898 году.

Переезд в Париж и смерть матери

В 1989 году поступает в Королевский университет Джеймс Джойс (биография представлена в этой статье), который успешно оканчивает в 1902-м. Настало время выбрать для себя профессию, и юноша остановился на медицинской карьере. Он переезжает в Париж, чтобы реализовать свою задумку. Но в большом городе, полном соблазнов и развлечений, он быстро забывает о намеченной цели.

Но не только разгульная жизнь манит Джойса. Он очень много читает, посещает Национальную библиотеку и много размышляет. Из всего этого появился его первый стихотворный сборник, получивший название «Камерная музыка». Произведения писателя начинают печатать.

Но 1903 год омрачается для Джойса смертью матери. Несколько месяцев до смерти она тяжело болела, и Джеймс провел это время в Дублине у ее постели. Однако из-за своего отношения к религии - он ее отрицал, начал чувствовать вину перед покойной. Пытаясь заглушить это чувство, пристрастился к алкоголю.

Встреча с Норой

В молодые годы был большим любителем «Ночного города» Джеймс Джойс. Биография писателя полна довольно пикантных моментов, связанных с этой частью Дублина, где располагались дома терпимости и питейные заведения. Однако вскоре он разочаровался в подобной жизни и поклялся, что отныне будет ложиться в постель только с женщиной, которая его любит.

Такую девушку он вскоре встречает. Судьбоносная встреча состоялась 16 июня 1904 года. Именно этот день, растянутый до невероятных размеров, был описан в романе «Улисс». Женщину звали Норой, и она была простой горничной в отеле. Джойс и его возлюбленная практически не расставались всю оставшуюся жизнь.

1904-й становится для него счастливым не только в плане личных отношений, но и творчества. Джойс очень много работает, его произведения активно печатаются в прессе. А под конец года они с Норой решают перебраться в Европу.

В 1905-м они приезжают в Триест, здесь у пары рождается сын, которому было дано имя Джорджио. В 1907-м на свет появляется дочка Лючия, которая была рождена в больнице для бедных. Материальное положение семейства было ужасным, хотя Джойс много работал. Однако в этот период его произведения перестают публиковаться, все больше издательств отказываются от сотрудничества с автором. Такая судьба постигла сборник «Дублинцы», позднее получивший широкую известность и до сих пор пользующийся большой популярностью у читателей. Одно из издательств все-таки решилось напечатать книгу. Но первый, уже готовый тираж был сожжен, так как сборник назвали непатриотичным.

«Улисс» - запрещенное произведение

Начинается Первая мировая война. В связи с этим в 1915 году перебирается в Цюрих Джеймс Джойс, биография и творчество которого очень причудливы и переменчивы. В этом городе он вместе с семьей остается до 1919 года. Дела писателя налаживаются, его произведения вновь печатают. В эти годы он начинает работать над «Улиссом». С 1918 по 1920 гг. роман публикуется в журнале Little Review. Оканчивается это судебным процессом, инициатором которого стала общественность. Роман был запрещен из-за своей порочности. Опубликовать успели только 14 глав.

В 1920 году Джойс отправляется в Париж, вскоре в столицу Франции перебирается вся его семья. Здесь они останутся до начала Второй мировой, которая вынудит писателя вновь переселиться.

Издание «Улисса»

Тем не менее издает свое скандальное произведение Джеймс Джойс. Биография (фото автора можно найти в этой статье) писателя полна трудностей и препятствий, связанных с неприятием его творчества обществом. Он часто был осужден за свою откровенность, но на характер это не повлияло. Джойс всегда держался очень высокомерно, особенно в беседах с критиками и другими писателями. Что только ухудшило общее мнение о нем.

Итак, в 1922 году за издание «Улисса» берется Сильвия Бич, хозяйка парижского книжного магазина. Тираж вышел как раз в день рождения Джойса - 2 февраля. Цензурный запрет в Великобритании сохраняется до 1936 года.

В этом же году писатель начинает работать над новой вещью, в которой задумывает описать историю мира. Позднее это произведение получило название «Поминки по Финнегану». 13 марта 1927 года начинают публиковаться отдельные главы романа.

Судьба детей

В 1931 году решает все-таки узаконить свои отношения с Норой Джеймс Джойс. Биография, книги и переписка писателя свидетельствуют о том, что на протяжении всей своей жизни он был верен своей гражданской жене. Однако год их бракосочетания омрачился смертью отца Джойса, к которому сын испытывал очень неоднозначные чувства.

В 1932-м у писателя родился первый внук, ребенок его сына Джорджио, которому очень повезло в личной жизни. Зато дочь писателя ждала куда более страшная судьба. В этом же году Лучии поставили диагноз "шизофрения", после чего она попала в психиатрическую лечебницу, где провела остаток своих дней.

Решение суда

Биография Джеймса Джойса в 1933 году резко меняется - американский суд выносит решение о том, что «Улисс» не относится к порнографическим произведениям, поэтому может быть опубликован в США. И через год роман выход отдельным изданием. Для Джойса это значило очень много. Это не только увеличило его доходы, но еще и являлось знаком признания критиков и читателей. После публикации в США роман издается в различных странах Европы.

Последние годы и смерть

В 1940 году начинается Вторая мировая, спасая себя и семью, снова бежит из Франции в Цюрих Джеймс Джойс (подробная биография представлена в этой статье). Однако увидеть окончание войны писателю не было суждено. В 1941-м у Джойса начинаются желудочные колики, и его срочно госпитализируют в Schwesternhaus von Rotenkreuz Hospital. Через пару дней писателю ставят диагноз - "язва желудка". Хирург решает провести операцию, которая проходит успешно. Но уже через несколько часов писатель умирает. На тот момент Джойсу исполнилось только 58 лет.

Произведения писателя

Оставил богатое наследие после своей смерти Джеймс Джойс. Биография и творчество (кратко которое можно охарактеризовать как постоянную борьбу с предрассудками), представленные выше, являются лучшим тому доказательством. А сейчас перечислим самые значимые произведения писателя:

  • «Эпифании»;
  • «Портрет художника»;
  • «Камерная музыка»;
  • «Святая контора»;
  • сборник рассказов «Дублинцы»;
  • «Джакомо Джойс»;
  • «Газ из горелки»;
  • «Герой Стивен»;
  • «Изгнанники»;
  • «Портрет художника в юности»;
  • «Пенни за штуку» - самый знаменитый стихотворный сборник;
  • «Улисс»;
  • «Поминки по Финнегану» - второй по популярности роман писателя;
  • «Се, дитя».

Итоги

Огромное влияние на развитие мировой литературой оказал Джеймс Джойс. Биография, кратко характеризующая личность автора, убеждает нас в том, что он был весьма неординарным человеком. Однако критикой творчество Джойса всегда оценивалось неоднозначно, как при жизни, так и после смерти. Но с одним согласны как поклонники, так и противники автора: его творчество произвело революцию в литературе ХХ века. И, разумеется, главную роль в этом сыграл роман «Улисс». Самые именитые критики посвятили целые тома разбору этого произведения, но так окончательно и не пришли к единому мнению касательно его тематики и идейной наполненности. С уверенностью можно сказать одно: Джеймс Джойс до сих пор остается одной из загадочнейших фигур в мировой культуре.

В течение двух последующих лет умный, сообразительный и развитый мальчик занимался самообразованием. В 17 лет он поступил в Университетский колледж в Дублине, которым тоже руководил орден иезуитов. Джойс даже подумывал о том, чтобы стать священником, но затем отказался от этой мысли, поскольку это повлекло бы за собой принятие обета безбрачия. 16 июня 1904 года Джойс влюбился в Нору Барнакл, необразованную горничную из Дублина. Все события в его знаменитом романе "Уллис" происходят именно в этот день. Джойс отказался, чтобы их брак зарегистрировал "какой-нибудь клерк с пишущей ручкой за ухом или какой-нибудь священник в ночной рубашке". Джойс и Нора стали жить в гражданском браке и в октябре 1904 года уехали на континент. Они все же заключили официальный брак в 1931 году, поддавшись уговорам их дочери Люсии.

В Европе Джойс перебивался случайными заработками. Он преподавал разговорный английский язык и писал рецензии в Триесте, Цюрихе и Париже. Дублин он посещал довольно редко, поскольку считал атмосферу этого города слишком затхлой и провинциальной для таких художников, как он. После долгих лет упорного литературного труда и 25 болезненных и тяжелых операций по удалению воспаления радужной оболочки глаза, глаукомы и катаракт, из-за которых он временами бывал практически слепым, Джойс, наконец, начал получать стабильный доход от издания своих произведений. Постоянно носящий очки, долговязый и застенчивый, Джойс никогда не позволял себе ни одного бранного слова в присутствии женщин. Этот же самый человек, вместе с тем, прославился поистине необузданным языком своих литературных произведений, а его "Уллис" в декабре 1920 года был запрещен в США и Великобритании за то, что содержал "непристойные места".

В юности Джойс очень часто бывал в "Ночном городе". Так в Дублине назывался район, где размещалось множество публичных домов. В "Ночном городе" Джойс и стал мужчиной в 14-летнем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он решил никогда не иметь больше сексуальных отношений с проститутками, заявив, что для того, чтобы спать с женщиной, ему нужно, чтобы в ней "была душа". Нора Барнакл, "женщина с душой", которую он выбрал, была с ним до конца жизни. Он считал себя слабым ребенком, нуждавшемся в Норе как в матери, и однажды написал ей: "Я хотел бы, чтобы ты меня ударила или даже избила. Не в шутку, дорогая, а по-настоящему. Я хочу, чтобы ты была сильной-сильной, дорогая, и чтобы у тебя была большая грудь и большие толстые бедра. Как бы я хотел, чтобы ты отхлестала меня плетью, Нора, дорогая!"

Нора, похожая на мальчика, с небольшой грудью, хорошо приспособилась к роли повелительницы. Джойса она называла "глуповатым Джимом". В своих разговорах с друзьями и знакомыми она называла его "слабаком". Даже когда литературные произведения Джойса принесли ему всемирную славу, Нора и не пыталась скрывать, что просто презирает их. Автор "Уллиса" прославился знанием женской психологии и ее тонким раскрытием, а Нора утверждала, что Джойс "ничего не знает о женщинах". Нора все же оставалась верной Джойсу на протяжении всей их длительной совместной жизни, хотя она и признавалась друзьям, что Джойс хотел, чтобы она изменяла ему с другими мужчинами, чтобы ему "было о чем писать". В 1909 году, когда Джойс уехал по делам в Ирландию, он писал Норе страстные письма, в которых были, например, и такие слова: "Какие-то совсем незаметные вещи вызывают у меня эрекцию, например, еле заметное движение твоих губ, маленькое пятнышко на твоих белоснежных трусиках... Я так хочу почувствовать прикосновение твоих горячих губ на всем теле..." В следующем письме он, правда, тут же извинился: "Ты обиделась, дорогая, на то, что я сказал о твоих трусиках? Это чепуха, дорогая. Я знаю, что на них нет ни одного пятнышка, как и на твоем сердце". Женское белье вообще было для Джойса настоящим фетишем. У него в кармане, например, всегда были маленькие трусики, которые он снял как-то с детской куклы. Иногда, выпив где-нибудь в кафе, он надевал их себе на пальцы и изображал движение маленьких ножек, изумляя посетителей и официантов. В различных кафе Джойс проводил обычно много времени. Там он встречался и беседовал с другими писателями, художниками и музыкантами.

Когда Джойс преподавал английский язык в Париже, он влюбился в Амалию Поппер, одну из своих учениц, дочь богатого еврейского бизнесмена. Эта любовь без взаимности погасла, когда в дело вмешался отец ученицы, попросив Джойса не пользоваться своим положением и оставить его дочь в покое.

Еще в юности, во время своих вылазок в "Ночной город" в Дублине Джойс заразился сифилисом. Он попытался излечить болезнь самостоятельно. Это самолечение подавило все признаки сифилиса, но не саму болезнь. Считается, что из-за нее Джойс страдал потом всю жизнь от хронической болезни глаз. Умер Джойс, тем не менее, в Цюрихе после операции по удалению язвы двенадцатиперстной кишки.

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (1882 - 1941) – поэт и писатель из Ирландии, работавший в направлении модернизма.

Детство и юность

В южной части ирландского города Дублин был район, густо застроенный георгианскими домами, назывался он Ратгар. Там жила семья Джойсов, в которой 2 февраля 1882 года родился мальчик Джеймс.

На тот момент в Ирландии, пожалуй, не было более распространённой фамилии, чем Джойс. В переводе с французского это слово означает «радостный». В Ирландии каждый, кто носит такую фамилию, доказывает, что его генеалогические корни уходят к далёкому знатному роду голуэйских Джойсов. В доме будущего писателя также имелся герб этого знаменитого рода.

Папа Джеймса всем своим поведением оправдывал французский перевод фамилии, жил радостно, очень любил посещать всевозможные утренники, вечеринки и праздники. У него был довольно неплохой голос, в обществе он часто пел и становился душою компании. Всё мужское поколение Джойсов годами занималось виноторговым делом и относилось к категории зажиточных буржуа. Но отец писателя, Станислас, получив наследство, как-то неудачно повёл дела и почти разорился. Но он не отчаивался. Не получилось с виноторговым делом, зато удалось устроиться сборщиком налогов – работёнка хлебная, но непыльная. Но здесь он тоже надолго не задержался, и потом ему очень часто приходилось менять род своей деятельности.

Мама писателя, Мери Мэй, когда выходила замуж, партией была хорошей, с неплохим приданым. Однако, начав супружескую жизнь в достатке, семья со временем обнищала. Мери вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей, которых она родила 15 человек. Но из всех деток выжили только десять, Джеймс в семье был вторым ребёнком.

Так как финансовое положение семьи было крайне нестабильным, а отец часто менял работу, Джойсам пришлось много переезжать. Будущий писатель за годы своего детства пожил почти во всех районах Дублина.

Отец Джеймса очень сильно его любил, и пока у семьи было достаточно денег, шестилетнего мальчика отдали на обучение в закрытом иезуитском пансионе Клонгоуз Вудс. Этот пансион находился не в Дублине, а в соседнем графстве Килдер. Школа входила в число самых лучших в Ирландии. Мальчик был очень талантливым ребёнком, хорошо учился, особенные успехи показывал в изучении языков и литературы. Естественные науки и математика давались ему немного сложнее.

Но через время дела в семье стали ухудшаться, возможности оплачивать такой пансион больше не было, и в 1893 году Джеймса перевели в обычный казённый дублинский колледж Бельведер. Отца уволили с налоговой службы, и всю огромную семью приходилось содержать за счёт мизерной пенсии матери. Большое количество детей, отсутствие нормальных условий и средств к существованию ни капли не смущали отца семейства. Он вёл довольно разгульный образ жизни, чем вызвал к себе плохое отношение собственных отпрысков. Позже это даже найдёт своё отражение в произведениях Джойса.

Жизнь семьи катилась по наклонной, они постоянно меняли квартиры, которые с каждым разом становились всё беднее и беднее. На свою скудную пенсию мать, как могла, кормила семью. Но, несмотря на такое почти нищенское и необустроенное положение семьи, Джеймс получил довольно хорошее образование, в 1897 году он закончил дублинский колледж и через год поступил в университет.

Начало творческого пути писателя

Школьная любовь к литературе и языкам была у мальчика неслучайной, он с раннего детства занимался сочинительством. Когда ему было 9 лет, Джеймс написал стих, который поражал открытыми и прямолинейными мыслями. Речь в стихотворении шла об ирландском лидере освободительного движения Чарльзе Парнелле и о его соратнике Тимати Хили, который оказался предателем.

У Джеймса был любимый писатель Генрих Ибсен. Во время учёбы в университете Джойс написал о нём эссе под названием «Драма и жизнь». А уже через год, в 1900 году, в городской газете Дублина «Двухнедельное обозрение» впервые было опубликовано эссе Джеймса Джойса на тему пьесы Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». Начинающий писатель получил за публикацию неплохой гонорар. Но сам он признавался, что важнее денег для него стали похвалы автора пьесы Ибсена. В этом же году Джойс стал писать стихи.

В 1900 году Джеймс написал пьесу «Блестящая карьера». С 1901 года он очень много времени начал уделять переводам. В 1902 году молодой человек окончил университет и в 20-летнем возрасте уехал во Францию. Так далеко он ещё никогда не уезжал. Ему нужно было выбирать свой дальнейший жизненный путь, и Джойс решил связать его с медициной. Париж не встречал молодого человека с распростёртыми руками, финансовые проблемы были серьёзными, и Джеймс часто менял работу, как когда-то давно его отец. Ему довелось поработать в абсолютно разных ипостасях. Он был и учителем, и журналистом. Но хорошо то, что молодой человек напрочь забыл, что собирался становиться медиком.

В таком романтическом месте мысли о медицине выветрились из его головы. Джеймс стал очень часто посещать Национальную библиотеку, много читал и думал над жизнью, её принципами. Из этих размышлений сформировался сборник стихов под названием «Камерная музыка», а также некоторые произведения в прозе.

Из Парижа ему пришлось вернуться в Дублин, так как тяжело заболела мать. Последние дни он был рядом с нею. В марте 1903 года мамы не стало. С нею у Джеймса были разногласия на религиозной почве. Ещё в 15-летнем возрасте у юноши произошла переоценка ценностей. Он напрочь отверг Бога, а религию назвал мертвенной. После смерти мамы он вдруг почувствовал себя виноватым и стал заливать горе алкоголем.

Но через время взялся за ум и в 1904 году начал долгую работу над своим первым крупным произведением. Это был роман «Герой Стивен». Попутно он писал много рассказов, которые публиковались в журналах, и новеллы, впоследствии сформированные в целый сборник под названием «Дублинцы».

В начале лета 1904 года в жизни Джеймса произошло судьбоносное событие, он познакомился с Норой Барнакл. Девушка в тот момент работала в отеле горничной. Они стали жить вместе и больше уже никогда не расставались. Через 27 лет она стала его законной супругой.

В конце осени 1904 года Джойс снова принял решение уехать из Ирландии вместе с Норой. На этот раз он отправился в Триест.

В 1905 году у Джеймса и Норы родился сын Джоржио, а через два года дочь Лучия. Несмотря на то, что отец семейства очень много работал, жили они на грани нищеты, и девочка родилась в больнице для бедных.

Зрелое творчество

Перед началом Первой мировой войны Джойс с семьёй перебрался в Цюрих, где начал работу над самым значимым своим произведением – романом «Улисс». Здесь же он закончил работу над книгой «Портрет художника в юности». Как и у многих писателей, эта книга Джойса получилась автобиографичной (впрочем, как и все остальные его шедевры). По сути, это переработанное произведение «Герой Стивен». Автор глубоко и тонко описал, как проходило жизненное становление Стивена Дедала. В будущем герой появился и на страницах романа «Улисс».

«Протрет художника в юности» первый раз был издан в Америке в 1916 году, позже он вышел в Австрии, потом и в других европейских странах.

До 1920 года в журналах периодически печатались отдельные главы романа «Улисс», но потом его запретили, обвинив Джойса в непристойности. В свет он вышел лишь в 1922 году. Книга была издана не на родине писателя в Ирландии, а во Франции, но выпустили её в день рождения автора, 2 февраля. Это был абсолютный фурор, так как книга вышла в новом формате, до этого неизвестном читателю. Более чем на 600 страницах автор рассказывал об одном-единственном дне Леопольда Блума, еврея из Дублина. Это удивительное и по-настоящему увлекательное произведение, несмотря на то, что сюжет довольно прост. Его глубокая философия послужила тому, что роман назвали «потоком сознания» и в настоящее время преподают в университетах на факультетах филологии.

В 1923 году автор начал работать над своим последним большим произведением «Поминки по Финнегану». В этот момент Джойс с семьёй снова перебрался в Париж. В 1927 году отдельные главы этого романа стали печатать в журналах, а целиком произведение увидело свет лишь в 1939 году.

За свою жизнь Джеймс Джойс написал не так много произведений, но все они внесли в мировую культуру неоценимый вклад:

  • «Эпифания»;
  • «Портрет художника»;
  • «Святая контора»;
  • «Газ из горелки»;
  • «Джакомо Джойс»;
  • «Изгнанники»;
  • «Пенни за штуку»;
  • «Се, дитя».

Летом 1931 года Джеймс и Нора узаконили свои отношения официально, а через полгода у них родился внук Стивен.

Когда началась Вторая мировая война и часть французской территории была оккупирована немецкими войсками, Джеймс с семьёй вернулся в Цюрих. К этому времени он сильно мучился глазным заболеванием – глаукомой. В январе 1941 года у писателя случился приступ, и ему сделали операцию по удалению язвы желудка. Однако через два дня после операции Джеймса Джойса не стало. Это был страшный непоправимый удар для семьи и для тех, кто уже на тот момент являлся почитателем его писательского таланта.

Конечно же, такой талант не мог остаться незамеченным даже после смерти.

С 1 января 2012 года наследие Джойса стало общественным достоянием, до этого дня им управлял его внук.

Джеймс Джойс, отец литературного постмодернизма, изобретатель «потока сознания», был завзятым пьяницей и богохульником. Ирландец, соотечественник виски и Боно, он тяготел к гигантомании и спиртному. Джойс родился 2 февраля 1882 года в пригороде Дублина, в бедной католической семье. Отец его страдал алкоголизмом, бывал, по словам знакомых, мертвецки пьян 3,75 дня в неделю и в итоге, спившись, потерял работу. Джеймс, лишенный поддержки семьи, доучивался в иезуитском колледже за казенный счет. Уже в 14 лет юноша увлекся написанием эссе, а также принялся активно дружить с бутылкой и девицами легкого поведения. Вскоре Джойс оставил католицизм, а после покинул и родину («Дублин гадостный город, и люди здесь мне мерзки»). Роман «Улисс», прославивший Ирландию (если очень кратко, то в нем описан один день трех дублинцев), Джойс заканчивал на чужбине. Он скитался по Европе, кормился уроками инглиша и мечтал о славе. Жизнь его героев, как и его собственная, проходила все больше в кабаке.

Будучи прогрессирующим алкоголиком и католическим отступником, Джойс до конца жизни сохранял религиозное уважение только к текстам. Его жена Нора жаловалась подругам: «Он просит, чтобы я переспала с другим, чтобы ему было о чем писать...»

Даже перенеся одиннадцать операций на глазах и почти ослепнув, Джойс не бросил пить и писать. В последние годы он прослыл не только алкоголиком, но и эксцентриком. Боялся грозы и собак и носил с собой дамские штанишки, которыми размахивал, когда хотел выказать кому-то симпатию. Добившись славы, Джойс решил, что с делами в этом мире покончено, и, к удивлению врачей, скоропостижно умер после простой операции на желудке.

Посмертная судьба Джойса символична. Физики заимствовали из его «Поминок по Финнегану» термин «кварк». На родине добровольного изгнанника неохотно признали великим. Практичные соотечественники сделали из бесполезного гения тотем для туристов. Таблички с гастрономическими цитатами из «Улисса» украшают улицы Дублина, объясняя туристам, где и что в городе можно съесть и выпить. Портрет писателя изображен на банкноте достоинством в 10 ирландских фунтов. И почти в каждом ирландском пабе на стене - портрет Джойса с кружкой пива в руке.

Гений против употребления

1898 - 1902 Первые стихи. Будучи представленным поэту Уильяму Батлеру Йейтсу, Джойс заявляет: «Ваше мнение значит для меня не больше, чем мнение прохожего». Хочет изучать медицину, отправляется в Париж, где приобретает дурную привычку к абсенту.

1903-1904 Отказав умирающей матери в ее просьбе сходить на исповедь, глушит чувство вины алкоголем. Увидев на улице Д. Б. Йейтса, отца поэта, подходит к нему с просьбой: «Одолжите два шиллинга». Йейтс-старший отвечает: «Во-первых, у меня нет денег, а во-вторых, вы все равно бы их пропили».

1905-1906 Встречает будущую жену, горничную Нору Барнакл, уезжает в Триест. Делает книжные обзоры, преподает английский. Пьет с загулявшими моряками. Пишет сборник рассказов «Дублинцы».

1907-1914 Пишет «Порт­рет художника в юности». В палате для бедняков родилась дочь Лючия. Джойс пытается пристроить «Дублинцев». Издатель сжигает тираж. Выпив с горя, Джойс покидает Ирландию.

1915-1919 Публикация первых глав «Улисса» в американском Little Review заканчивается процессом по обвинению в непристойности. Роман запрещен в США. В расстройстве Джойс едет в Париж пить любимый абсент.

1920-1929 Заканчивает «Улисса». Все тот же абсент в романе удостаивается самого страстного панегирика: «Мы все будем пить зеленый яд, и да заберет дьявол последнего из нас». Долгожданная слава. Пьет в компании Хемингуэя, Сэмюэла Бекетта и Эзры Паунда.

1930-1937 У Лючии шизофрения, она проведет в клинике 47 лет. Джойс уходит в запой. Суд выносит решение: «Улисс» - не порнография, можно издавать в США.

1938 - 1939 «Поминки по Финнегану». Название взято из ирландской баллады о любителе выпить, который разбился насмерть, но на поминках воскрес от запаха виски.

1940-1941 Перебирается в Швейцарию. Попадает в больницу с язвой желудка. Кровь для операции предлагают сдать два солдата из кантона Невшатель. «Хорошее предзнаменование, - говорит Джойс. - Я всегда любил тамошнее вино». 13 января Джойс умер, несмотря на удовлетворительное состояние после операции.