Виды налоговых правонарушений и санкции таблица. Виды налоговых правонарушений

Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения.

Финансовые санкции - это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В статье 108 НК РФ устанавливаются следующие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. 1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. 2. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. 3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ. 4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. 5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. 6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

5.Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Законодательство установило как ряд положений, исключающих привлечение к ответственности лица виновного в совершении налогового правонарушении и положений, смягчающих ответственность налогоплательщика, так и положения, отягощающие эту ответственность. Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; 2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; 3. Выполнение налогоплательщиком или агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. При наличии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3. Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Соответствующие налоги органы не могут самостоятельно увеличивать или уменьшать размеры штрафных санкций, такие полномочия остались только у судов. Бремя доказательства в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а отягчающих ответственность - на налоговые (таможенные) органы. Формулировки, которые законодатели предусмотрели в данной статье, не являются однозначно исчерпывающими и допускают различные толкования. Относятся эти формулировки только к физическим лицам, или могут быть распространены на организации? Очевидно, что отсутствие в статьях НК конкретизирующих признаков является аргументом в пользу их расширенного толкования. Кроме того, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не является закрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п.3 ст. 112. Важно отметить и тот факт, что хотя совершение аналогичного правонарушения отнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам, определение аналогичности данного и ранее совершенных правонарушений остается неоднозначным.

Аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые, хотя и могут быть отнесены к разным составам и статьям, но имеют общие квалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица. При таком подходе правонарушения, предусмотренные разными пунктами одной статьи, и даже разными статьями, могут рассматриваться как аналогичные. Например, как аналогичные правонарушения могут трактоваться нарушение срока постановки на учет (ст. 117 НК РФ) и уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК). С другой стороны, не аналогичными будут признаны такие правонарушения, как непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений о себе. Очевидно, что в силу неясности данного момента в законодательстве, толкование этих норм будет окончательно разрешено только арбитражной практикой.

Заключение

Складывающиеся реалии современной жизни наглядно демонстрируют, что процесс формирования нового налогового законодательства выявил особую актуальность вопросов ответственности за налоговые правонарушения. Неустранимая зависимость государственного бюджета по большей части от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность краеугольным камнем системы налоговых правоотношений и потребовала ее четкой правовой регламентации.

Проведенная в процессе исследования системная аналитическая работа позволила сделать ряд важных заключений.

Так был обоснован тот факт, что финансовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, структурно дифференцированный в свою очередь на бюджетную, налоговую, валютную и иные подвиды юридической ответственности. Правовый нормы, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой ответственности, в своей совокупности образуют комплексный институт финансового права, и входят как в его общую, так и в особенную части отрасли.

В дальнейшем было установлено, что налоговая ответственность как теоретическая категория не носит комплексный характер. Вместо этого она представляет собой разновидность финансовой ответственности. Комплексной можно назвать ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, которая включает в себя меры не только и не столько налоговой (финансово-правовой), сколько административной и уголовной ответственности.

При освещении некоторых проблем, возникающих в процессе привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений был рассмотрен комплекс необходимый поправок законодательства.

В целях соблюдения принципов справедливости, презумпции невиновности и равенства прав сторон налогового спора было предложено дополнить раздел VII Налогового кодекса РФ главой «Производство по пересмотру решений налоговых органов по жалобам налогоплательщиков в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами». Кроме того, сделан вывод о необходимости введения в налоговое законодательство института досудебного соглашения о сотрудничестве, при помощи которого налоговые органы получают возможность смягчить налогоплательщику тяжесть наказания, применяемого за совершение налогового правонарушения. Наконец, в работе обосновывается, что технические ошибки и опечатки, а также несущественные нарушения форм представления документов и иных сведений, не препятствующие налоговым органам осуществлять налоговый контроль, не должны являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Эти и другие мер позволят, в известной степени, несколько улучшить ситуацию в налоговой сфере, в то же время не стоит питать иллюзий на этот счет.

Список литературы:

1.Налоговый Кодекс Российский Федерации, часть 1

2.Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу РФ

3.Конституция Российской Федерации

4.Правовая система “КонсультантПлюс” (www.consultant.ru)

5."Налоги и налогообложение" - учебник для ВУЗов. Теория и практика налогообложения. Налоговое право. Налоговое планирование и контроль. Под редакцией доктора экономических наук профессора М. В. Романовского и профессора О. В. Врублевской. Издательство "Юпитер", Москва 2012 год.

Портал «Федеральная Налоговая Служба» (www.nalog.ru)

К основным видам налоговых правонарушений относят:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (в течение 10-ти дней с момента государственной регистрации) (ст. 116 НК РФ);

уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.

117 НК РФ);

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (подп. 1 п. 2 ст. 23-7 дней со дня открытия, закрытия счета в банке) (ст. 118 НК РФ);

непредставление налоговой декларации (например, по НДС - до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по налогу на прибыль - до 28 марта, года следующего за отчетным) (ст. 119 НК РФ);

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов(ст. 123 НК РФ);

несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

неявка свидетеля, неправомерный отказ от дачи показаний (ст. 128 НК РФ);

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);

нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

Согласно ст. 114 НК РФ за совершенное налоговое правонарушение налагается определенная мера ответственности - налоговая санкция. Налоговая санкция устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

1. За нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ):

на срок до 90 календарных дней - штраф в размере 5-ти тысяч рублей;

на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10-ти тысяч рублей.

За ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (т.е. уклонение от постановки на учет - ст. 117 НК РФ):

в течение срока до 90 календарных дней - штраф в размере 10% от доходов, полученных в этом периоде, но не менее 20-ти тысяч рублей;

в течение срока, превышающего 90 календарных дней - штраф в размере 20% от доходов, полученных в периоде, превышающем 90 календарных дней, но не менее 40-а тысяч рублей.

За нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - штраф в размере 5-ти тысяч рублей (ст. 118 НК РФ).

За непредставление налогоплательщиком в установленный НК РФ срок подачи налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (с. 119 НК РФ):

в течении периода до 180 дней - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей;

в течении периода свыше 180 дней (налоговое правонарушение) - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

отсутствие первичных документов или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета,

систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

За эти деяния предусмотрена следующая ответственность:

а) в течение менее одного налогового периода и без занижения налоговой базы - штраф в размере 5-ти тысяч рублей;

б) в течение более одного налогового периода и без занижения налоговой базы (налоговое правонарушение) - штраф в размере 15-ти тысяч рублей.

в) деяния, указанные в п.п.1,2 и если они повлекли занижение на-логовой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15-ти тысяч рублей.

За неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия):

совершенные неумышленно - штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора);

совершенные умышленно - штраф в размере 40%) от неуплаченной суммы налога (сбора).

За невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов - штраф в размере 20%> от суммы, подлежащей перечислению.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест - штраф в размере 10-ти тысяч рублей.

За непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Если какая-либо организация (кроме банков) откажется представить сведения о налогоплательщике по запросу налогового органа, то это влечет взыскание штрафа в размере 5-ти тысяч рублей (при отсутствии признаков нарушения законодательства о налогах и сборах).

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, - штраф в размере 1-ой тысячи рублей.

За неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний - штраф в размере 3-х тысяч рублей.

11. За отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки - штраф в размере 500 рублей.

За дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществ-ление переводчиком заведомо ложного перевода - штраф в размере 1-ой тысячи рублей.

Отдельная глава в НК РФ посвящена видам нарушений законодательства о налогах и сборах, допускаемых банками и ответственности за них - гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Основными нарушениями банками законодательства о налогах и сборах являются:

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора);

неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

неисполнение поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени;

непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган.

Ответственность за нарушение банком обязанностей, предусмотренных НК РФ:

1. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику:

а) За открытие банком счета организации, индивидуальному пред-принимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет (п.1 ст. 132 НК РФ):

без предъявления свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе;

при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица - штраф в размере 10-ти тысяч рублей.

б) За несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет - штраф в размере 20 тысяч рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

За нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента и налогового органа о перечислении налога (сбора), пени и штрафа - штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2%за каждый календарный день просрочки (ст. 133, п.1 ст. 135 НК РФ).

За неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности (ст. 134 НК РФ).

За совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа - штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы (п.2 ст. 135 НК РФ).

За непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ - штраф в размере 10 тысяч рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Указанные штрафы взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

НК РФ насчитывает не один десяток всевозможных налоговых правонарушений. В чем именно проще всего ошибиться и как за это придется отвечать?

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

Рассмотрим эти правонарушения и ответственность за их совершение более подробно.

Нарушение порядка постановки на налоговый учет

Налоговый кодекс обязывает все организации встать на налоговый учет по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений.

В первом случае постановка на учет проводится налоговыми инспекциями одновременно с государственной регистрацией фирмы.

Чтобы встать на учет по месту нахождения обособленных подразделений, в течение месяца со дня их создания нужно подать в налоговую инспекцию сообщение.

Если вы нарушите срок подачи сообщения, налоговая инспекция оштрафует вашу фирму на 10 000 рублей. Причем не важно, насколько вы опоздали с подачей сообщения, - сумма штрафа одна, независимо от срока опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Если обособленное подразделение открыто на территории, контролируемой налоговой инспекцией, в которой фирма уже состоит на учете, повторно становиться на учет не нужно.

Обратите внимание

Несмотря на то что филиалы и представительства считают обособленными подразделениями, сообщать об их создании не нужно (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Следовательно, и штрафовать компании, которые открывают филиалы и представительства, на этом основании нельзя.

Контролеры поставят их на учет сами после получения сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). О создании других обособленных подразделений налоговую инспекцию нужно информировать.

Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию сообщение. Оно может быть подано и в электронном виде. В этом случае сообщение нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя фирмы или иного уполномоченного лица.

Подать заявление нужно в течение месяца после создания обособленного подразделения или в течение трех дней со дня изменения сведений о нем (п. 2 ст. 23 НК РФ). Таким изменением может быть, например, смена местонахождения обособленного подразделения.

Срок в один месяц истекает в тот же день следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается в последний день этого месяца.

Если месячный срок подачи заявления оканчивается на нерабочем дне, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

Помните: чтобы взыскать штраф, инспекция должна доказать, что обособленное подразделение создано. То есть там оборудованы стационарные (созданные на срок более месяца) рабочие места.

ПРИМЕР

Компания решила открыть филиал в г. Переславле-Залесском. С этой целью она провела подготовительные мероприятия. В частности, в марте были наняты директор и бухгалтер.

В июне фирма подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на налоговый учет. Налоговики посчитали, что датой создания филиала является день назначения на должность директора филиала. На этом основании они оштрафовали фирму на 5000 руб. Фирма обратилась в суд.

Арбитры признали решение инспекции незаконным, поскольку филиал считается созданным, если там оборудованы стационарные рабочие места (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 мая 2006 г. № А82-12661/2005-29).

Если вы вели деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции, она может оштрафовать вашу фирму на 10% от доходов, которые вы получили за это время, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе не указан. Из-за этого между фирмами и налоговыми инспекциями часто случаются споры.

Поэтому, если вы не хотите тратить время на судебные разбирательства, постарайтесь подать сообщение с самой ранней из всех возможных дат (даты издания приказа о создании подразделения, заключении договора об аренде или приобретении помещения под подразделение и т. д.).

Отметим, что оштрафовать фирму могут только в том случае, если сообщение о создании ею обособленного подразделения в налоговую инспекцию не подавалось.

Если заявление подано позже установленного срока, обязанность фирмы по сообщению о создании обособленного подразделения является исполненной. В этом случае оштрафовать ее в соответствии с пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса нельзя (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 г. № 15АП-7650/2011).

Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке

Если фирма или предприниматель , нужно в течение семи рабочих дней сообщить об этом в налоговую инспекцию.

За нарушение этого срока налоговики могут оштрафовать компанию или предпринимателя на 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

К счетам Налоговый кодекс относит расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

На такие счета зачисляют и с них можно расходовать денежные средства фирмы или предпринимателя. Это:

  • расчетный счет;
  • текущий валютный счет.

Ссудный счет, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, под определение «счет» не подходит. Поэтому сообщать о его открытии или закрытии не нужно.

Не надо сообщать в инспекцию и о депозитном счете. Его открывают на основании договора банковского вклада. И пока договор действует, списать деньги со счета нельзя (ч. 3 ст. 834 ГК РФ). Следовательно, он не соответствует требованиям статьи 11 Налогового кодекса (письмо Минфина РФ от 9 июня 2009 г. № 03-02-07/1-304, постановления ФАС Московского округа от 10 марта 2006 г. по делу № КА-А40/1433-06 и от 28 марта 2006 г. по делу № КА-А40/2217-06).

Транзитный валютный счет банк открывает без участия фирмы (автоматически). Таким образом, он также не соответствует определению счета, данному в Налоговом кодексе. Поэтому сообщать о нем налоговикам не нужно.

Это подтверждает и судебная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 августа 2011 г. № А56-67325/2010, от 13 июля 2011 г. № А56-67223/2010).

Сообщение об открытии (закрытии) счета может быть представлено в налоговую инспекцию в письменной форме лично, через представителя или по почте (заказным письмом) либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Форма сообщения (№ С-09-1) утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@.

Если руководитель фирмы или предприниматель не сообщили об открытии или закрытии счета из-за болезни и других уважительных причин, следует назвать их суду. Он может счесть их смягчающими обстоятельствами и снизить штраф.

ПРИМЕР

Предприниматель Шаламова Т.М. открыла в филиале Сбербанка РФ расчетный счет, но не сообщила об этом в инспекцию.

Налоговики вынесли решение о привлечении Шаламовой к ответственности за нарушение срока представления в налоговой орган информации об открытии счета в виде штрафа, равного 5000 рублей.

Предприниматель штраф не уплатила. Инспекторы обратились в суд.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Шаламова Т.М. долгое время находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем не могла сообщить об открытии банковского счета. Кроме того, в ее жизни на тот момент имели место сложные семейные обстоятельства.

Суд признал эти причины смягчающими ответственность и снизил размер штрафа до 500 руб. (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2006 г. по делу № А33-11760/05-Ф02-258/06-С1).

Если фирма или предприниматель не сообщили об открытии или закрытии счета по вине банка, нужно объяснить это суду. Если он признает, что налогоплательщик не виноват, можно избежать штрафа.

ПРИМЕР

Фирма не сообщила в установленный срок налоговому органу о закрытии расчетного счета в банке.

Инспекция обратилась в арбитражный суд, чтобы взыскать с фирмы штраф в размере 5000 рублей.

Налоговики проиграли дело, так как суд признал, что вины компании в пропуске срока нет, поскольку инициатором закрытия счета выступил банк. О своем решении он фирму не уведомил (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2006 г. № Ф04-10018/2005 (18871-А27-23)).

Обратите внимание

Обратите внимание: если фирма открывает счета для своих обособленных подразделений, то извещать об этом нужно налоговую инспекцию головного подразделения. Посылать отдельные сообщения в инспекции по месту нахождения филиалов не надо (письмо МНС России от 6 февраля 2004 г. № 24-1-10/93).

Непредставление налоговой декларации

Ответственность за это нарушение предусмотрена в статье 119 Налогового кодекса РФ. Причем независимо от срока опоздания с декларацией размер штрафа - 5% от неуплаченной суммы налога, но не более 30% от неперечисленной суммы налога по декларации и не менее 1000 рублей.

Эта норма статьи 119 Налогового кодекса действует со 2 сентября 2010 года. При этом, если фирма не представила в налоговую инспекцию декларацию, а налог перечислила, штраф будет минимальный - 1000 рублей (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37- 7/16376@).

ПРИМЕР

Фирма должна была сдать декларацию по НДС за III квартал 2011 года не позднее 20 октября, но сделала это только 25 ноября. Таким образом, задержка составила два месяца: один полный (с 20 октября по 20 ноября) и один неполный (с 20 по 25 ноября).

По декларации фирма должна уплатить 10 000 руб., к 25 ноября компания должна уплатить 2/3 от этой суммы. Сумма штрафа составит 667 руб. (6666 руб. × 5% × 2 мес.), но размер штрафа не может быть меньше 1000 руб., поэтому компания должна заплатить 1000 руб.

Организация может потребовать уменьшения размера штрафа, наложенного до 2 сентября 2010 года за не вовремя сданную декларацию. Дело в том, что после вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ порядок расчета штрафов стал более либеральным. Он имеет обратную силу в части начисления санкций (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Первоначально ФНС сделала невозможным применение этой нормы на практике (п. 1 письма ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС- 37-7/16376@), но впоследствии изменила свою позицию.

Пунктом 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ установлено, что если редакция Налогового кодекса, действующая со 2 сентября 2010 года, предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее действовавшая редакция, то за нарушения, совершенные до 2 сентября 2010 года, назначается штраф согласно последней редакции.

Взыскание «старых» штрафов (назначенных до 2 сентября 2010 года) производится только в части, не превышающей максимального размера санкций согласно редакции, действующей со 2 сентября 2010 года.

Кроме того, ФНС России в письме от 15 марта 2011 года № ЯК-4-8/3962 обязала все инспекции пересчитать суммы предъявленных до 2 сентября 2010 года, но еще не взысканных штрафов. А суммы, взысканные начиная с этой даты без учета изменений законодательства, зачесть или вернуть.

Следовательно, если у фирмы есть задолженности по начисленным до 2 сентября 2010 года, но не взысканным штрафам, она имеет право обратиться в свою налоговую инспекцию для перерасчета санкций. Это касается, в частности, компаний, которые до сих пор судятся с налоговиками.

Оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса инспекция может только в том случае, если не представлены налоговые декларации, иначе говоря, документы, в которых приведены расчеты налогов исходя из фактической налоговой базы за истекший налоговый период.

Но по некоторым налогам нужно платить авансовые платежи, которые представляют собой часть налога, уплаченную ранее (авансом). Расчет таких платежей декларацией не считается.

Чтобы наказать фирму (предпринимателя) за непредставление документов, отличных от налоговых деклараций, в том числе и расчетов по авансовым платежам, налоговики могут применить лишь статью 126 Налогового кодекса (непредставление документов, необходимых для налогового контроля). Штраф по этой статье - 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Однако зачастую инспекторы не разделяют понятий «налоговая декларация» и «расчет авансовых платежей» и применяют одни и те же санкции.

Такие действия следует оспаривать в вышестоящей инстанции и в суде.

ПРИМЕР

ООО «Перспектива» (г. Нерюнгри) задержало подачу расчета авансовых платежей по налогу на имущество за I квартал. Налоговая инспекция привлекла фирму к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса. Чтобы взыскать штраф, инспекция обратилась в суд (в тот период времени еще действовал судебный порядок взыскания штрафов). Суд отказал в иске, поскольку расчет авансовых платежей декларацией не является.

Выводы арбитров основывались на следующем: Налоговый кодекс предусматривает два типа документов, которыми фирма отчитывается перед инспекцией: расчет авансовых платежей и налоговая декларация.

Поскольку налоговый период по налогу на имущество - год, то и декларацию подают по итогам года.

А по итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия и девяти месяцев) представляют расчет авансовых платежей. Штрафовать за нарушение сроков сдачи такого расчета по статье 119 Налогового кодекса, констатировали судьи, нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. № А58-4095/05-Ф02-6999/05-С1).

Если фирма или предприниматель задержали подачу декларации на незначительный срок или, несмотря на просрочку, сам налог заплатили вовремя, нужно обратить на это внимание налогового органа или суда. Они могут расценить это как смягчающее обстоятельство и снизить сумму штрафа.

Размер штрафа рассчитывают от неперечисленной суммы налога, а не начисленной к уплате в бюджет. Это значит, что, если ваша компания налог уплатила, а декларацию не представила, штраф cоставит 1000 рублей.

Аналогичный порядок действует, если по декларации, поданной с опозданием, сумма налога к уплате равна нулю. В этом случае с фирмы также будет взыскан штраф в размере 1000 рублей. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 26 ноября 2010 года № ШС-37-7/16376@.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации

Cо 2 сентября 2010 года в Налоговый кодекс включена статья 119.1, предусматривающая ответственность за нарушение установленного способа сдачи декларации.

В статье 119.1 предусмотрено, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации или расчета в электронном виде наказывается штрафом в размере 200 рублей.

Это правило касается тех компаний, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, а делают это на бумажном носителе. Таким образом, штраф для таких фирм составит 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом.

При этом декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи.

Напомним, что сдавать отчетность в электронной форме обязаны компании, численность которых за предыдущий год превышает 100 человек.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Каждая фирма обязана по установленным правилам вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения.

Если компания грубо нарушила эти правила, инспекция может оштрафовать ее на 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ).

Обратите внимание

По статье 120 Налогового кодекса налоговики могут оштрафовать только фирму. Предприниматель ответственности по этой статье не несет.

Грубым нарушением правил считается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Обратите внимание

Календарный год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. А значит, нарушения не будут систематическими, если совершены, например, в декабре 2011 года и в январе 2012 года.

Если инспектор оштрафовал фирму за отсутствие документов, не относящихся к первичным, к счетам-фактурам или регистрам бухгалтерского учета, его решение незаконно.

К первичным закон относит документы, которыми оформляется каждый факт хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Чтобы ответить на вопрос, относится документ к первичным или нет, нужно установить, оформляет ли он какой-либо факт хозяйственной жизни. Если нет, то это не первичный документ.

Например, договор. Несмотря на то что он содержит все реквизиты первичных документов, к ним он не относится. Договор не оформляет факт хозяйственной жизни, а только устанавливает намерения сторон совершить определенные действия. Поэтому налоговики не могут оштрафовать фирму по статье 120 Налогового кодекса за отсутствие договоров.

Кроме того, инспекторы не вправе оштрафовать по этой статье, если фирма неправильно оформила первичные документы, счета-фактуры или регистры бухгалтерского или налогового учета.

ПРИМЕР 1

Налоговая инспекция оштрафовала ООО за грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ). Основанием для наложения штрафа явилось неверное заполнение авансовых отчетов.

Фирма не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекторов недействительным.

Суд удовлетворил требования ООО, потому что статья 120 Налогового кодекса устанавливает ответственность только за отсутствие первичных документов, а не за их неправильное оформление (постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2009 г. № КА-А40/14432-09).

Если фирма грубо нарушала правила учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения в течение более чем одного налогового периода, штраф возрастет до 30 000 рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 2

Фирма получила аванс под будущую поставку товара. Бухгалтер отразил суммы аванса в учете, но не начислил на них НДС. Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Подобные случаи произошли в двух разных кварталах.

Налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на 30 000 руб.

Если из-за грубого нарушения правил учета фирма занизила налоговую базу по каким-либо налогам, инспекция может оштрафовать ее на 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее чем на 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Бухгалтер фирмы за год дважды не отразил выручку от реализации в учете:

  • первый раз во II квартале - в размере 3 540 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 540 000 руб.);
  • второй раз в III квартале - в размере 1 180 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 180 000 руб.).

В ходе выездной проверки это обнаружила налоговая инспекция. Общая сумма неуплаченного НДС по итогам года составила 720 000 руб. (540 000 + 180 000).

В этом случае налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на сумму 144 000 руб. (720 000 × 20%).

Фирма может избежать штрафа за грубое нарушение правил учета, если доплатит в бюджет налог, уплатит пени, а затем подаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу. Сделать это нужно до назначения выездной налоговой проверки (ст. 81 НК РФ).

Между тем, по мнению финансистов, факт неуплаты недоимки и пеней в бюджет до сдачи "уточненки" в налоговую инспекцию, не является основанием для привлечения фирмы к налоговой ответственности (письмо Минфина РФ от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). Прежде чем выписать штраф, налоговики должны установить факт совершения правонарушения (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Большинство арбитражных судов также считают, что неуплата налога и пени до подачи уточненной декларации не является безусловным основанием для взимания штрафа (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 г. № А27-8594/2012, Уральского округа от 14 февраля 2013 г. № Ф09-14411/12, Поволжского округа от 8 февраля 2013 г. № А06-5490/2010). Судьи указывают, что для привлечения фирмы к ответственности инспекторы должны установить реальную задолженность по налогу, отсутствие переплаты по нему, а также по иным налогам в бюджет того же уровня. Так, в споре, рассмотренном ФАС Поволжского округа, у компании имелась переплата, которая превышала сумму к доплате по данным "уточненки". Поэтому привлечение компании к налоговой ответственности было признано неправомерным.

Неуплата или неполная уплата налога

Если фирма или предприниматель вовремя не заплатят налог, у них возникнет недоимка.

Со дня, следующего за крайним сроком уплаты налога, по день фактической уплаты включительно налоговики начислят пени. Их определяют в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка - 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

ПРИМЕР

ООО «Пассив» должно было заплатить налог в размере 100 000 руб. не позднее 15 сентября, но сделало это только 30 сентября. Пени начисляют с 16 по 30 сентября включительно, то есть за 15 дней. Ставка рефинансирования в этот период - 11% годовых.

Сумма пеней составит:

100 000 руб. × 11% : 300 дн. × 15 дн. = 550 руб.

Обратите внимание: пени не начисляют, если по решению суда счет фирмы был заблокирован. Если инициатором блокировки выступила налоговая инспекция, пени на недоимку продолжают начисляться (п. 3 ст. 75 НК РФ).

По некоторым налогам нужно платить авансовые платежи. К примеру, их уплата предусмотрена по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, "упрощенному" налогу.

Неуплата или несвоевременная уплата авансового платежа также влечет начисление пеней на сумму, не перечисленную в установленный срок (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Обратите внимание

На непогашенную задолженность по пеням еще раз пени не начисляют.

Если фирма (предприниматель) самостоятельно не погасит долг по налогу и начисленные на него пени, инспекция направит ей требование об уплате налога. Если фирма (предприниматель) не уплатит долг в отведенный в требовании срок, налоговики могут взыскать сумму долга в бесспорном порядке (без обращения в суд). Принять решение об этом они должны не позднее двух месяцев после того, как истек срок исполнения требования об уплате налога. Если они пропустят этот срок, то взыскать с должника пени и налог можно будет только через арбитражный суд (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Помимо начисления пеней налоговая инспекция может оштрафовать фирму (предпринимателя).

Размер штрафа - 20% от неуплаченной суммы налога.

Если налоговики докажут, что фирма или предприниматель не уплатили налог умышленно, то штраф возрастет до 40% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

ПРИМЕР

ООО «Актив», применяющее систему налогообложения в виде ЕНВД, занимается розничной торговлей. В ходе проверки налоговая инспекция установила, что организация использовала неверную величину физического показателя. В результате чего сумма ЕНВД, начисленного за II квартал, была занижена на 9000 руб.

В данном случае ООО «Актив» могут привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса. При этом штраф составит 1800 руб. (9000 руб. × 20%). Если налоговые органы докажут, что фирма намеренно исказила величину физического показателя, штраф возрастет до 3600 руб. (9000 руб. × 40%).

Обратите внимание: фирму (предпринимателя) могут оштрафовать, только если в результате неуплаты налога у нее возникла недоимка (постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Если в предыдущем периоде у фирмы (предпринимателя) была переплата в тот же бюджет (внебюджетный фонд) и она больше, чем неуплаченная сумма, оштрафовать ее нельзя.

Можно избежать штрафа, если вовремя исправить ошибку в исчислении налога. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу (до назначения в фирме выездной налоговой проверки), доплатить налог и уплатить пени. Тем не менее, Минфин России придерживается мнения, что если до сдачи уточненной декларации вы не уплатите недостающую сумму налога и пени, это не будет являться налоговым правонарушением (письмо Минфина РФ от 12 авгута 2013 г. № 03-02-07/1/32578). Позиции финансистов придерживается большинство арбитражных судов. Подробно об этом читайте пункт «Грубое нарушение правил учета доходов и объектов налогообложения».

Нарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 (грубое нарушение правил учета, повлекшее занижение налоговой базы) и статьей 122 (неуплата или неполная уплата налога) Налогового кодекса, очень похожи. Но налоговики не могут оштрафовать вас за одно и то же правонарушение два раза (определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О).

Обратите внимание

Фирму не могут оштрафовать по статье 122, если неуплата налога произошла из-за применения в контролируемых сделках нерыночных цен. В этом случае последуют налоговые санкции по статье 129.3 Налогового кодекса.

Невыполнение обязанности налогового агента

В некоторых случаях фирмы и предприниматели выполняют обязанности налоговых агентов. Это означает, что они должны удерживать и перечислять в бюджет некоторые налоги из денег, выплачиваемых своим контрагентам. К числу таких налогов относят:

  • налог на доходы физических лиц, который нужно удерживать из зарплаты работников и выплат другим лицам;
  • налог на прибыль организаций, который нужно удерживать, например, из выплат в пользу иностранных фирм;
  • НДС, который нужно удерживать, например, из арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом.

ПРИМЕР

Работник Павлов И.Д. является акционером ЗАО. В июне 2008 года общество выплатило Иванову заработную плату, премию, дивиденды по итогам деятельности общества в минувшем году.

Со всех этих сумм ЗАО должно удержать у Павлова и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц. В этой ситуации Павлов является налогоплательщиком НДФЛ, а общество выступает как налоговый агент.

За невыполнение обязанности налогового агента инспекция может оштрафовать фирму или предпринимателя на 20% от суммы неудержанного или неперечисленного налога (ст. 123 НК РФ).

В этом случае правонарушением считается не только факт неперечисления налога (непоступления денег в бюджет), но и факт его неудержания. Даже если сумму налога агент в бюджет уплатил.

Обратите внимание

Налоговая инспекция может оштрафовать фирму (предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса в том случае, если компания имела возможность удержать сумму налога, но не сделала этого. Если такой возможности не было (например, при расчетах с контрагентами бартером), оштрафовать за то, что фирма (предприниматель) не удержала налог, нельзя (п. 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5).

ПРИМЕР

Налоговая инспекция оштрафовала ООО «Праймери Дон-1» по статье 123 Налогового кодекса за неперечисление налогов.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что фирма не перечислила НДФЛ с денежных средств, выплачиваемых за питание и проживание иностранных лиц, нанятых ООО для установки специального оборудования. Фирма не согласилась с решением налоговиков и обжаловала его в арбитражном суде.

Суд, исследовав обстоятельства дела, пришел к выводу, что у ООО «Праймери Дон-1» отсутствовала реальная возможность удержать налог с денежных средств, выплачиваемых за проживание и питание иностранных специалистов. На основании этого арбитражный суд признал решение инспекции о привлечении общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2007 г. по делу № Ф08-247/2007-105А).

Если вы не можете удержать налог, в течение месяца письменно сообщите об этом в налоговую инспекцию (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). В письме укажите сумму задолженности налогоплательщика. Получив письмо, налоговая инспекция должна взыскать налог самостоятельно.

Если этого не сделать, налоговики вправе оштрафовать вас по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля (штраф - 200 руб. за каждый непредставленный документ).

Обратите внимание

Если фирма (предприниматель) могла удержать налог, но не сделала этого, инспекция может только оштрафовать ее. Взыскать с фирмы неудержанную сумму и пени она не вправе.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 24 сентября 2007 года по делу № КА-А40/9418-07 сказано, что ответственность по статье 123 Налогового кодекса предусмотрена только в виде штрафа, составляющего 20% от суммы неудержанного налога. Взыскание же всей суммы неудержанного налога означает применение штрафа в размере 100%, что не предусмотрено Налоговым кодексом.

Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге

Налоговики вправе арестовать имущество фирмы или принять в отношении него обеспечительные меры в виде залога.

Арест налагают, если компания в установленные сроки не платит налоги, пени, штрафы, и у инспекторов есть основания полагать, что она может скрыть свое имущество.

Обратите внимание

Арест возможен только с санкции прокурора.

Использовать арестованное имущество в работе фирма может только с разрешения и под контролем инспекции. А распоряжаться этим имуществом - сдавать его в аренду, в залог, продавать, вносить в уставный капитал других фирм и т. д. - либо вообще не может (при полном аресте), либо может, но также только с разрешения налоговиков (при залоге и частичном аресте) (ст. 77 НК РФ).

Если фирма нарушила этот порядок, инспекция может оштрафовать ее на 30 000 рублей (ст. 125 НК РФ).

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

В процессе выездной или камеральной проверки налоговики вправе истребовать у компании документы.

Для этого они должны вручить представителю фирмы лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, либо направить по почте заказным письмом требование, которое нужно выполнить в десятидневный срок.

Если вовремя не представить требуемые документы, налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму или предпринимателя на 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если инспекторы не указали в требовании какие-то документы, но при этом требуют их у вас, вы вправе отказать им. Оштрафовать вас и изъять такие документы налоговики не смогут.

Часто в требовании о представлении документов налоговики не указывают реквизиты и количество нужных им бумаг. Например, инспекторы могут потребовать первичные документы без указания их названий, номеров и дат, регистры бухгалтерского учета за тот или иной период тоже без указания их названия и т. п. Если в такой ситуации фирма документы не представит, оштрафовать ее не смогут.

ПРИМЕР

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «КОНСУЛ-Т» штрафа за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проверки. Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.

Однако апелляционный суд отменил это решение и отказал налоговому органу в праве на взыскание с общества штрафа. Свою позицию он обосновал тем, что инспекторы не указали в требовании конкретный перечень запрашиваемых документов и их количество.

Суд кассационной инстанции поддержал апелляционный суд и признал его решение верным (постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2006 г. по делу № Ф09-6305/05-С2).

Обратите внимание: оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса инспекторы вправе только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у фирмы (предпринимателя) в наличии и у нее была реальная возможность представить их в указанный срок.

Налоговый орган подал в суд заявление о взыскании с ООО «Харт» штрафа за непредставление в установленный срок требуемых документов (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Арбитражный суд отказал инспекции в удовлетворении иска. По его мнению, ответственность, установленную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса, можно применить только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность их представить в указанный срок. Однако ООО «Харт» не имело возможности представить налоговикам необходимые документы ввиду их отсутствия (они уничтожены в результате пожара). Следовательно, оштрафовать общество по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса нельзя (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 июля 2007 г. по делу № А28-1129/2007-3/21).

Инспекция может оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса, если фирма вовремя не представила некоторые сведения о своей деятельности. Например, она должна сообщать:

  • обо всех случаях участия в российских (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и ООО) и иностранных фирмах - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенных сведениях об этих подразделениях: - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, - в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении;
  • о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме его задолженности (для налоговых агентов) - в течение одного месяца со дня, когда агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • о невозможности удержать НДФЛ с доходов работника и о сумме его задолженности - не позднее одного месяца после окончания года, в котором получен доход;
  • о выплаченных гражданам доходах и удержанных налогах - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если фирма отказывается представить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы, уклоняется от их представления или представила документы с заведомо недостоверными сведениями, ее оштрафуют на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Налоговая инспекция может запросить у компании информацию о деятельности других фирм или предпринимателей (например, когда проводит их проверку). Впрочем, инспекторов может заинтересовать лишь какая-то конкретная сделка. Относящуюся к ней информацию они вправе получить вне рамок выездной или камеральной проверок.

Если фирма (предприниматель) откажется представить информацию о партнере или представит документы не вовремя, ее накажут по статье 129.1 Налогового кодекса. Штраф составит 5000 рублей.

Если в этом же году налоговики снова обратятся с подобным требованием, а фирма (предприниматель) опять его не выполнит, то санкция возрастет до 20 000 рублей.

Чтобы получить у компании информацию о работе ее контрагентов, инспекция должна оформить письменное требование. Если она этого не сделала, оштрафовать фирму нельзя.

Более того, если контролеры располагаются в другом районе, запрашивать документы о работе контрагента они вправе только через налоговую инспекцию фирмы.

Для этого они направят инспекторам компании поручение об истребовании документов (информации). В нем укажут, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в дополнительных бумагах.

В течение пяти рабочих дней инспекция фирмы направит ей требование о представлении информации, приложив к нему копию поручения.

Получив требование, компания должна будет (тоже за пять рабочих дней) передать документы или сообщить о том, что этих документов у нее нет.

Если для того, чтобы найти необходимые бумаги, фирме нужно больше времени, следует сообщить об этом налоговикам. Они могут пойти навстречу компании.


Что за это будет?

Что Вам будет грозить, если чаша весов в конфликте с государством склонится не в Вашу пользу? Мобильное приложение ответит на этот вопрос.

Какая уголовная ответственность возникает за налоговые преступления в 2019 году. Что такое налоговые правонарушения. Что необходимо знать об уголовной ответственности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно Налоговому кодексу, каждое лицо обязано выплачивать в бюджет определенные налоги и сборы, установленные российскими законами.

Если лицо не выполняет своих обязательств по отношению к государству, оно несет определенную ответственность.

Чаще всего ему грозит уплата дополнительных штрафов, но бывает, что налогоплательщик за свои действия может лишиться свободы.

Что нужно знать

Ответственность за нарушение определенных норм налогового законодательства касается не только юридических лиц, но и физических.

Для последних ответственность, как уголовная, так и административная, наступает исключительно с 16 лет.

В случае, если физическое лицо совершает два и более налоговых нарушений, то санкции к нему применяются за каждое из них.

Что относится к налоговым правонарушениям (классификация)

Все налоговые преступления перечислены в . Чаще всего налогоплательщики привлекаются к ответственности, если:

  • нарушают указанный срок постановки на учет (90 дней и более);
  • ведут предпринимательскую деятельность без законной постановки на учет в налоговой службе;
  • нарушают срок подачи в налоговый орган необходимой ;
  • не предоставляют и прочие документы в срок;
  • грубо нарушают правила учета за один налоговый период;
  • грубо нарушают правила учета за несколько налоговых периодов;
  • нарушают правила бухгалтерского учета для снижения налоговой базы;
  • уплачивают налог по заведомо сниженной налоговой базе;
  • уплачивают налог в неполном размере в результате заведомо умышленных незаконных действий;
  • происходит нарушение уплаты средств налоговым агентом.

Действующие нормативы

Основной нормативный документ, регулирующий налоговые правонарушения, это Налоговый кодекс. Что касается уголовного наказания налогоплательщиков, но она предусмотрена в Уголовном кодексе РФ.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений

Отвечать за нарушение налогового законодательства могут только лица, достигшие определенного возраста. Налоговый период, за который могут привлечь, составляет 3 года.

При этом если правонарушителем выступает организация, то к уголовному наказанию всегда привлекается исключительно физическое лицо.

Видео: налоговая новость об уголовной ответственности за неуплату страховых взносов

Это может быть уголовная ответственность за преступления в налоговой сфере главного бухгалтера или учредителя компании.

Если определен факт неуплаты налога плательщиком в размере меньше, чем установлено, то это не является преступлением.

Другими словами, даже если есть состав преступления, но по своей силе действие не несет общественной опасности, то оно таковым не считается ().

Поэтому лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, но выплачивать задолженность его обяжут. Размер налоговых сборов, за которые придется отвечать своей свободой, определен Уголовным кодексом.

Порядок привлечения

Ответственность за неуплату налогов и сокрытие доходов наступает, когда деяние лица содержит определенные признаки преступления.

Если налогоплательщик в течение 2 месяцев не выплачивает сумму недоимки, указанную налоговой службой , она вправе обратиться в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

При этом само привлечение к ответственности лица налоговой службой временно приостанавливается. Его можно возобновить только после вынесения судебного решения.

На основании предоставленных налоговой службой материалов выносится решение об открытии уголовного дела.

Уголовное дело относительно налогоплательщика может быть возбуждено также на основании заявления о содеянном или готовящемся преступлении, или при явке с повинной.

Ответственность физического лица в сфере уголовного права может наступить:

Условия привлечения за налоговое нарушение:

  • виновное лицо не освобождается от уплаты налоговых задолженностей;
  • в результате привлечения к ответственности организации, ее сотрудники не освобождаются от уголовной ответственности;
  • лицо не может привлекаться за одно и то же правонарушение более 1 раза;
  • вина физического лица должна быть доказана в суде;
  • нарушитель не обязан самостоятельно доказывать свою невиновность;
  • если вина не была доказана, лицо не может понести наказание.

Меры наказания за нарушения налогового законодательства

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения нововведения в 2019 году регулируется Уголовным кодексом. Наказание за такие нарушения во многом зависит от размера неуплаченных налогов.

Если физическое лицо отклонилось от уплаты налогов в крупном размере, а также не предоставило необходимые налоговые документы или сообщило службе ложную информацию, то наказание будет следующим:

Максимальный штраф, который может быть назначен, составляет 500 тыс. рублей. А срок лишения свободы при этом – 6 лет.

При этом лицо понесшее наказание, может лишиться права занимать соответствующую должность на срок до 3 лет.

Эти санкции в уголовном праве чаще всего применяются к юридическим лицам, сотрудники которых действовали в сговоре и уклонились от уплаты средств в особо крупных размерах.

Случаи освобождения от ответственности

Налоговое законодательство подразумевает существование причин, которые смягчают ответственность или полностью исключают вину за содеянное.

Обстоятельства, которые помогают смягчить наказание за налоговые преступления, разделяют на два вида:

  • нарушения, совершенные в результате принуждения и угроз;
  • нарушения, совершенные из-за определенной зависимости (служебной и т. д.).

Налоговый кодекс определяет, что если одно из обстоятельств существенно влияло на действия нарушителя, к нему должны применить снижение санкций в 2 раза.

Статья 114 предусматривает лишь минимум, на который может быть понижена санкция. Таким образом, суд вправе снизить сумму взыскания по своему усмотрению.

Также важно знать, что Налоговый кодекс () устанавливает, что лицо не может быть отвечать перед законом за одно и то же нарушение несколько раз.

Кроме этого, в российском налоговом законодательстве существует такое понятие, как срок давности преступления. Он составляет 3 года.

Нарушитель не может быть привлечен к налоговой ответственности после истечения этого периода. Существуют также сроки на взыскание санкций.

Исчисление срока начинается не с судебного решения, а с составления . Если этот период заканчивается, суд не удовлетворяет требование налоговых органов о взыскании средств.

Также существуют условия, способствующие исключению вины. В Налоговом кодексе они перечислены в :

  • нарушение совершено в результате чрезвычайных обстоятельств или стихийного бедствия;
  • нарушение совершено лицом, которое не отдавало отчета о своих действиях вследствие определенной болезни;
  • выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений налогового органа.

Законодательство оставляет для суда возможность самостоятельно определять дополнительные причины, исключающие вину нарушителя.

Это может быть применимо к деятельности налогового агента, который не перечислил средства, так как не получил их от налогоплательщика. Конечно, ели этот факт будет доказан.

Помимо этого, лицо вообще не привлекается к ответственности, если суд устанавливает наличие одного из следующих обстоятельств:

  • нарушитель не достиг 16 лет;
  • истек срок давности;
  • не был обнаружен факт налогового нарушения;
  • не была установлена вина лица.

Единственный выход избежать уголовного наказания за нарушение налогового законодательства – оплата налогов в срок и в полном размере.

Иначе сокрытие информации от соответствующих органов и умышленно заниженный размер выплат может привести не только к налоговым санкциям, но и к тюремному заключению.

И при этом придется выплачивать все установленные судом штрафы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

1) связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

2) связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3) связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;

4) связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

  • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

См. также

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации”

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов
налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.

Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

    1. объект,
    2. объективная сторона,
    3. субъект и
    4. субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств - это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, - отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона - совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

1) обязательные;

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

2) факультативные.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения - лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

    • налогоплательщики - российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты - российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика - физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:
    • основ­ной (простой) - содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:
    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:
    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:
    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.