Спортивная психология для детей. Чем полезен детский спортивный психолог? Какие дети приходят на консультации чаще

Психолог в спорте необходим, как воздух. И дочитав эту статью до самого конца, вы поймете почему. Очень многие родители с ранних лет отдают своих детей в спорт. Некоторые делают это из-за желания поддерживать физическую форму детей, а значит укреплять их здоровье. А некоторые просто хотят отдать детей в большой спорт, и с ранних лет готовят своих чад к некой спортивной карьере. Но, не смотря на такую колоссальную разницу в подходах и целях, и для тех, и для других важен результат.

Психолог в спорте – на грани фола.

Что бы не говорила мама, что бы она не рассказывала, будто ее ребенок ходит на секцию по карате, ради увлечения и здоровья, она все равно хвастается его достижениями при удобном случае. Дети воспринимают это как похвалу, возможно даже привыкают к такому поведению матери. Здесь то и встает вопрос – а что собственно, делает спортивный психолог? Вы и сами понимаете, что далеко не всегда у детей все получается. Иногда что-то не выходит так, как хотелось бы. Кто-то, активно занимаясь спортом, получает лавры и почести, а кто-то вынужден просто почивать позади.

Вот как раз в таких ситуациях, когда ребенок встает перед трудным решением продолжать ли ему спорт из-за череды неудач, и нужен спортивный психолог. Не всегда родители могут дать трезвую оценку ситуации, далеко не всегда сам ребенок прислушивается к мнению родителей, если чувствует вину на себе. Тем более, если мальчик, или девочка, знает, что в его спортивное образование и развитие вкладывают большие деньги, над ним словно нависает огромная ответственность. Сами понимаете, что такая ответственность совершенно не по возрасту. Дабы уберечь ребенка от нервных срывов, поддержать в трудный момент и дать хороший трезвый совет – вот несколько причин, чтобы довериться спортивному психологу.

Психолог в спорте и соревнования.

Ни для кого не секрет, что даже дети часто посещают различные соревнования. Не каждый родитель может найти нужные слова, дабы приободрить свое чадо перед очередной решающей схваткой. А что уж говорить, если в самый разгар соревнования падает боевой дух? Психолог в спорте часто играет роль как подбадривающего, так и воодушевляющего человека. Не стоит пренебрегать его наличием, особенно когда дело касается детей. Если вам самим нелегко сдерживать свои эмоции во время соревнований, если вы по своей природе больше пессимист или даже реалист, непременно нужен человек вселяющий надежду, и дающий уверенность в себе. Во многих случаях это делает тренер, особенно опытный. Но бывают ситуации, когда тренер и сам нуждается в чьей-то поддержке – он тоже переживает за детей. Психолог в спорте больше сохраняет хладнокровия, и умеет подобрать нужные слова, чтобы повлиять на ситуацию.

Психолог в спорте в ответе за уверенность.

Всем давно известно, что если человек не будет верить в себя, никто в него не поверит. Если человек не будет верить в себя, он просто не сможет добиться успеха в каком-то деле. Словно ступор нависнет над ним, будет висеть, мешая двигаться вперед. Это может быть чисто психологической проблемой, и с этой проблемой непременно нужно бороться. Поможет в таких вопросах спортивный психолог. Как видите, психолог в спорте очень важен.

Психолог в спорте и травмы.

Травмы в спорте это еще один немаловажный вопрос, который стоит решать по мере поступления. Хочется, чтобы никогда и никто не получал травм, особенно дети. Но ситуации бывают разные, и представьте себе состояние ребенка при получении травмы, который своей целью в жизни считает только спорт. Конечно же, это шок, нежелание признать то, что случилось, словно какая-то бессмыслица. Нужно дать новый толчок для развития, помочь увидеть новую цель в жизни, не останавливаться на достигнутом только в спорте, если здесь развиваться больше нельзя. Поэтому психолог в спорте нужен, как воздух, особенно детям. Возможно, полученная травма в спорте и не такая опасная, как психологическая травма, связанная с ней.

Долгое время меня ело изнутри мое состояние нелюбви к себе, уныния, разочарования во всем. Не было желания двигаться вперед, а ведь вода, которая стоит на месте- начинает вонять. Вот и я была, неприятная (себе в первую очередь), "воняла" своей раздражительностью, агрессивным настроем, не доверительным отношением ко всем и всему. Сначала были моменты когда не было настроения и не хотелось видеть себя в зеркале. Потом это стало в каждодневной рутиной- я не хотела смотреть на себя в зеркале, я была гадка себе, видела существо без целей и желаний. Полный ноль в глазах. Спрашивала себя- как так такая молодая, еще совсем девчонка, а внутри никакого огонька и задора. У меня были попытки взять себя в руки, обуздать свои непостоянные настроения. Старалась смотреть на мир оптимистично, относится к себе с любовью. Всю теорию я знала хорошо. Но дальше осознания ничего не двигалось. Писала список желаний, целей. Использовала принципы позитивного мышления. Но не шло.... Да я и сама не могла понять- чего же я хочу? ... Больше отзывов...

От всей души хочу искренне поблагодарить Аллу Анатольевну за то, что она сделала для меня. Это человек, который в самом деле на своем месте! Способен помочь разобраться в себе, чего некоторые специалисты не в состоянии сделать. Мужчины! Есть проблемы, связанные с сексом, неуверенностью, страхом? Хотите все вернуть, но не знаете как? Алла Анатольевна - Ваш спаситель! Идите и не стесняйтесь! Спасибо Богу, что помог мне встретить такого человека – специалиста как Алла Анатольевна.... Больше отзывов...

Рисунки пациентов

  • Статьи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО СПОРТА

Очень часто родители отдают ребенка на спортивную секцию, не задумываясь о мотивах и следствиях своего порыва. При этом желание самого ребенка учитывается далеко не всегда. Как правило, мотивацией для родителей в большинстве случаев выступают собственные нереализованные желания и возможности. Гораздо реже мотивацией является оздоровление и гармоничное развитие самого ребенка.

Что важно знать родителям, у которых ребенок занимается спортом?

Прежде всего то, что занятия спортом бывают двух видов: спортивно-оздоровительные (2-3 раза в неделю) и профессиональные (от ежедневных до 3 тренировок в день). Что профессиональные занятия отнюдь не являются оздоровительными, а скорее - наоборот. Необходимо также знать, что существует ряд видов спорта, где профессионализм начинается в младшем школьном возрасте. Сюда относятся все виды гимнастики, акробатика, фигурное катание, т.е. те виды спорта, в которых нужна гибкость, наиболее успешно развиваемая в этот период.

Родителям также необходимо иметь представления и об особенностях детской психики младшего школьного возраста. О том, что она находится в стадии формирования и основные психические процессы воля, мышление, мотивация – еще не сформированы. Младший школьный возраст – это период становления личности.

Возьмем пример: на психологический прием привели девочку 6 лет. По словам родителей, она мечтала заниматься гимнастикой с двух лет, а сейчас занимается профессионально, по 2-3 тренировки в день. По версии родителей ребенок очень переживает конкурентные отношения с другой девочкой, из-за чего не может хорошо выступать и тренироваться. Поработав с ребенком, я убедилась, что это больше мамины переживания, чем ее. За 40 мин общения девочка рассказала мне о тренере, тренировках и старших подругах, как они общаются и дружат. Единственная девочка, помянутая в конце беседы вскользь – была та самая конкурентка с лучшими результатами. К тому же вспомнила она о ней только после моей подсказки. Когда же я ввела ребенка в трансовое состояние релаксации, она мгновенно уснула. Во время релаксации она сильно вздрагивала, нервно подергивая руками и ногами, что говорило о большом психо-физическом перенапряжении. И это при том, что она еще даже не ходит в школу!

В молодости, будучи тренером по художественной гимнастике, я повела своих воспитанниц на международные соревнования, чтобы они могли посмотреть какими они должны стать. Тогда мне казалось, что важнее для них ничего быть не может. Каково же было мое изумление, когда самая талантливая в группе девочка подбежала ко мне в разгар соревнований с возгласом: «Алла Анатольевна, посмотрите, какая у меня куколка!». Важность текущего момента и куколка никак не вязались в единое целое! В тот момент у меня произошла переоценка ценностей. Я поняла, что мои ученицы обычные дети, просто у них есть дополнительная игра – гимнастика. Это я хотела сделать из них чемпионок, а они просто играли.

В этом возрасте ребенку очень важны взаимоотношения со сверстниками, поскольку он развивает коммуникативные навыки, а достижения в спорте или учебе носят для него второстепенный характер. Настойчивые требования тренера или родителей сконцентрироваться на достижении высоких результатов находятся за пределами возможностей детской психики. Необходимость оправдывать ожидания тренера и родителей, непомерные физические нагрузки, слишком высокие задачи, которые ребенок не всегда может выполнить – все это может привести к психологическим перегрузкам. Как следствие у ребенка может развиться заниженная самооценка и чувство вины, что со временем проявляется в невротических реакциях или переходит на психосоматический уровень. Апатия, депрессия, явления раздражительной слабости, капризность – все это только начало последствий высоких нагрузок.

Как же предупредить или предотвратить такие ситуации? Прежде всего, не требуйте от ребенка больше, чем он может. Хвалите его не только за достигнутый результат, но и за усилия, приложенные там, где результат оказался ниже ваших ожиданий. В случае, если вы видите, что организм ребенка не восстанавливается и в его поведении появились тревожные признаки, лучше немного снизить нагрузку. Либо уменьшить количество тренировок, либо на тренировках ослабить нагрузку. Если вы видите, что ребенок сильно устал – дайте ему возможность отдохнуть. Небольшой перерыв 10-15 дней только пойдет ему на пользу. За это время организм восстановится и войдет в стадию суперкомпенсации. Именно на этой стадии организм после очередной стрессовой нагрузки начинает увеличивать свои двигательные качества сверх обычного уровня. В этом случае, вернувшись к регулярным тренировкам, ребенок сможет показать более высокий результат. В случае, если по каким-то причинам ни то, ни другое невозможно, лучше вовремя обратиться к профессиональному психологу, который владеет техниками психофизиологической релаксации и энергетической подзарядки организма.

Любите своих детей и помните, что у тренера и у родителей могут быть разные цели. Не забывайте, что профессиональный спорт – это тяжелый физический труд с высокими психологическими нагрузками.

Не бойтесь предлагать и пробовать разные варианты. Дети гораздо проще относятся к переменам. Если не понравилось в плавании, сходите с ним на футбол, если не футбол, то борьба и т.д.

Часто любовь к виду спорта прививает тренер, поэтому можно по рекомендациям и отзывам отвести к кому-то конкретному. Если тренер видит, что по физическим качествам хоккей сыну не подходит, то стоит прислушаться и переключить внимание ребёнка на что-то другое.

Но принуждать не нужно!Найдите то, что ребенку по душе и в удовольствие, и заставлять не придется.

Зачем нужен спортивный психолог?

Если вам тяжело сделать выбор, а желание ходить в спортивную секцию не пропадает, стоит обратиться к спортивному психологу. Специалисты продиагностируют свойства и качества личности ребенка.

Для этого может использоваться компьютерная диагностика, например, тесты на определение свойств внимания, памяти и т.д.

С детьми часто проводят проективные методики, которые тоже могут дать определённую информацию психологу и родителям. Это поможет с выбором.

Когда и кому нужен спортивный психолог?

Многие дети эмоционально не справляются, когда начинаются соревнования. А родители недоумевают, почему результаты на тренировке лучше, чем на соревнованиях? Или если есть страх выступлений и повышенная тревожность, давление со стороны тренера и родителей, страх подвести команду, что негативно сказывается на результатах. Это повод для консультации.

Источник фото: sportgame.ru

Вашему ребёнку не понадобится помощь специалиста, если вы (или чаще тренер) правильно выстроите психологическую подготовку к соревнованиям. При любом исходе очень важна поддержка.

Какие дети приходят на консультации чаще?

Очень важно, кому именно нравится вид спорта: ребенку или родителю. Если мама или папа решили, что ребенок будет заниматься именно гимнастикой и ничем больше, потому что они сами очень хотели ею заниматься, или когда-то в этом виде не достигли больших побед и теперь хотят, чтобы за них это сделал их ребенок, то важно родителям объяснить, что это большая ошибка.

Такой тип родителей называется «компенсирующим», именно они формируют неправильное отношения к спорту, соревнованиям, победам, проигрышам и т.д.

Бывает, на консультацию приходит спортсмен, который занимается 5 лет футболом, и говорит, что на самом деле хотел бы, плавать. Но его папа мечтал о сыне футболисте и не дал ребенку право выбрать вид спорта самостоятельно.

Дети таких родителей приходят к психологу чаще всего. Поэтому, когда у вашего ребенка появляются проблемы в спорте, не постесняйтесь самостоятельно выйти на откровенный разговор с психологом.

Важно не допустить, чтобы cын или дочь стали средством достижения родительских целей.

Но уж если так получилось, нужно научиться оказывать адекватную психологическую поддержку ребенку.

В моей практике был случай, когда ко мне пришла девочка 6 лет: она занималась фигурным катанием, однако тренировки всегда заканчивались слезами, тренер ругал, что-то не получалось. Ребенок по темпераменту сангвиник, такие детки могут заниматься практически любым видом спорта, универсальный тип темперамента. Родителям было рекомендовано не зацикливаться на фигурном катании, пробовать другие виды спорта и разных тренеров.

В итоге, девочка занимается танцами и она счастлива, выигрывает первые места, получает удовольствие. Всё потому, что вовремя обратились и не зациклились на фигурном катании.

Где найти спортивного психолога?

К сожалению, в Минске центров спортивной психологии очень мало, а на периферии их практически нет. Но на кафедре психологии БГУФК такие специалисты есть.

Также можно проконсультироваться в Психологическом центре ИППК БГУФК, МУНИЛ (Межкафедральная учебно-научно-исследовательская лаборатория). Училище Олимпийского резерва тоже предоставит вам такую возможность.

А вы ответственно выбирали спортивную секцию для ребенка?

Спортивная психология как отдельное направление психологии получила всемирное признание в 1965 году, когда в Риме было создано Международное общество психологии спорта. Сейчас психология спорта переживает бурное развитие. В национальных и олимпийских сборных практически всех стран имеются штатные психологи, нередко — для каждого вида спорта.

Задачи спортивного психолога

При работе со спортсменом психолог должен помочь ему решить следующие задачи:

  • Четко поставить цель, создать образ желаемого результата и, тем самым, сформировать правильную мотивацию тренировок для повышения их эффективности.
  • Помочь справиться с предстартовым волнением, сконцентрировать внимание.
  • Помочь спортсмену научиться управлять своим психологическим состоянием, обучить приемам релаксации, визуализации и т.д.
  • Способствовать улучшению взаимоотношений спортсмена с тренером, а также между членами команды.
  • Оказывать спортсмену психологическую помощь в кризисных ситуациях: при проигрыше, травме и т.д.

Хороший спортивный психолог обладает широким профессиональным кругозором и использует в своей работе все достижения различных направлений психологии: аутотренинга, НЛП, гипноза, коучинга и др.

Специфика работы детского спортивного психолога

В работе детского спортивного психолога имеется своя специфика. Прежде всего, он должен выяснить, правильно ли выбрано спортивное направление с учетом способностей и возможностей ребенка. Нередко амбициозные родители стремятся вырастить своего малыша чемпионом и уже в раннем детстве отдают его в спортивную секцию. Задача психолога — определить, сможет ли ребенок справиться не только с физической, но и с достаточно серьезной психологической нагрузкой при занятиях спортом и оценить, насколько его личностные характеристики соответствуют предъявляемым требованиям.

Еще одной важной задачей детской спортивной психологии является грамотное воспитание детей в процессе тренировки. В настоящее время детская спортивная психология позволяет разрабатывать эффективные программы подготовки юных спортсменов, в которых учитываются их возрастные психофизиологические особенности. Для этого проводится психодиагностика, а также индивидуальная и групповая психологическая работа с детьми, занимающимися спортом.

Кроме того, актуальна тема работы со спортсменами, которые покинули «большой спорт» и перешли на тренерскую работу с детьми или подростками. И здесь спортивный психолог незаменим: как правило, спортсмены слабо разбираются в детской психологии, и именно детский спортивный психолог может помочь им установить контакт с подопечными, объяснить приемы психологического взаимодействия с ребенком, выработать командный дух в детском коллективе.

Следует учитывать, что все больше детей воспитывается в неполных семьях, без мужского влияния, и тренер служит для них образцом «мужского поведения». Поэтому на тренера ложится большая ответственность, ведь его личностные характеристики очень сильно влияют на характер и манеру поведения ребенка. И не последнюю роль в формировании правильного подхода к детям в данном случае играет детский спортивный психолог.

Таким образом, данный специалист принимает участие на всех этапах работы с ребенком, от выбора вида спорта до построения отношений в команде и непосредственной психологической подготовки к соревнованиям.

25.05.2010 10:55

Спортсмены детского возраста все чаще попадают во внимание спортивных психологов и психиатров. Отмечается, что исторически психиатры не занимались особенностями развития, свойственными для детей-спортсменов. Основным предметом изучения всегда служили физические и моторные аспекты развития. Но зачастую именно такие вещи, как невключение в команду и падение самооценки, оказывают решающее влияние на дальнейшую судьбу в спорте. В последнее время у многих специалистов стало вызывать беспокойство появление негативного явления, связанного с необоснованно ранним выбором «узкой» спортивной специализации. Все чаще в спорт высших достижений тренеры стали вовлекать слишком молодых людей и детей. Спортивные специалисты признают пагубное влияние такого раннего вовлечения с этической, физиологической и воспитательной точек зрения. Незаменимость и необходимость двигательной активности для

жизнедеятельности ребенка не вызывают сомнений, но при этом важно помнить о том, что существует ее оптимум для каждого возраста. Двигательная активность ниже оптимума ведет к задержке роста и развития, а также к снижению рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, а выраженная гипокинезия - к изменениям, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям. В то же время чрезмерная подвижность (спортивная гиперкинезия) может приводить к
возникновению специфического комплекса функциональных нарушений и клинических изменений, в первую очередь, со стороны центральной нервной системы, нейрорегуляторного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной систем, что требует прекращения спортивных тренировок и оказания серьезной медицинской помощи.

Для достижения результатов мирового уровня современному спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа этим результатам и предельно сокращая любую другую деятельность – учебу, работу, творчество, семью. Сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть уровня высших достижений смогут только спортсмены, которые узко специализировались в самом раннем возрасте, особенно это касается игровых видов спорта. Для некоторых видов спорта (например, гимнастика) возраст 20 лет уже близок к ветеранскому. Несмотря на увеличение спортивного долголетия, реальное повышение результатов после 30 лет возможно лишь в видах на выносливость. Существует некая константа, постоянная величина различного стажа тренировки в разных видах спорта, обусловленная биологическими законами развития двигательных качеств человека в онтогенезе, различными сроками специализации и возрастными диапазонами максимальных достижений в разных видах физических упражнений. Для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7-9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9-11 лет; для борьбы, водного пола, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10-11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11-12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12-13 лет. Специализация (учебно-тренировочные занятия) начинается после начальной подготовки с 8 до 15 лет в зависимости от вида спорта. Самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с 9 лет), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет).

Помимо негативного влияния ранней специализации внимание специалистов привлекает особые патологические паттерны поведения, формирующиеся как у самого молодого спортсмена, так и у его окружения. Характеризуя личность молодого атлета, отмечается крайне сильная зависимость его самооценки от успеха или неуспеха на арене соревнований. Являясь едва ли не единственным и уж точно ведущим и доминирующим видом деятельности, в которую оказывается вовлечен ребенок, спортивная деятельность формирует особую ценностную структуру личности, когда каждая неудача становится значимым ударом по представлению молодого спортсмена о себе как стоящим чего либо. Дальнейшего исследования требуют такие актуальные проблемы, как жестокость и агрессия в детском спорте, а также изучение протекания у детей-спортсменов состояний психики, близких к патологическим, но широко распространенных среди детей, таких, как страхи, тревога и иные эмоциональные проблемы, а также явления ретардации и акселерации.

Говоря о патологических паттернах в поведении людей, окружающих молодого спортсмена, необходимо упомянуть так называемое «достижение через посредника» - синдром, охватывающий широкий спектр поведения родителей и тренеров, начиная нормальной гордостью и заканчивая эксплуатацией и жестокостью. Являясь объектом, с помощью которого родители и тренеры реализуют свои амбиции, выражаемые во фразе одного тренера «я не могу упустить свой шанс вырастить великого спортсмена», дети несут на себе бремя ответственности перед своим окружением и постоянно подвергаются стрессу, вызванному искусственной ситуацией развития, характеризуемой жесткими ограничениями в тех видах деятельности, которые являются основными для ребенка, а именно игровой, коммуникативной и образовательной.

Кирилл Смирнов

02.06.2010 10:11

Точность оценивания и отмеривания временных интервалов зависит помимо биологических циклов организма, от функционального состояния и опыта, как показано в работе М.Ю.Широкой , от тренированности, что продемонстрировано в исследовании С.Г. Геллерштейна , от мотивации и условий задачи, о чем свидетельствуют данные, полученные В.А. Садовым , «от согласованности субъективной единицы счета с принятой единицей измерения времени» .

Использование различных методов оценки восприятия времени у человека в профессиональной деятельности, представляется перспективным и при диагностики утомления. Так уже давно измерение точности восприятия и воспроизведения микроинтервалов времени используется в спорте для оценки эмоциональной напряженности спортсмена . Тест заключается в следующем: спортсмену дается секундомер и сначала предлагается отмерить 7 секунд и при этом считать про себя, проверяя темп своего счета. После чего, уже не смотря на секундомер, он должен отмерить интервал времени, равный 7 секундам. Так повторяется несколько раз. Об умеренной эмоциональной напряженности свидетельствует укорочение отмеривания на 0,5-1,4 с по сравнению с результатами, полученными в покое. Более сильное ускорение говорит о чрезмерном уровне напряженности. Замедление же отчета более чем на 1.4-2 с.

В недавней работе Игельмана представлен блок тестов, учитывающих особенности течения времени (TTB – Texas Temporal Battery). Выражается надежда, что блок небольших тестов, может быть эффективным для тестрования утомления, пригодности к работе и даже мозговых поражений. Дело в том, что процесс восприятия времени связан с работой множества областей мозга, и поэтому, даже простые задачи на восприятие времени могут выявить патологию. Тесты, разработанные или модифицированные Игельманом, основаны на принципах работы зрительного анализатора человека и включают в себя 3 теста, измеряющих 7 различных параметров работы мозга по восприятию информации во времени. Первый тест – на скорость различения альтернативных изображений. Когда человеку на экране предъявляется изображение и его негатив в очень быстром темпе, то человек ничего не видит. Длительность, ниже которой два события воспринимаются как одно называется (1)окном слияния (window of simultaneity). При утомлении или повреждении мозга окно слияния может увеличиваться.

Второй тест – это простая компьютерная игра. На экране – матрица 3*3 заполненная квадратиками. Все они красные, кроме одного зеленого. Когда испытуемые нажимают на зеленый квадрат, он перепрыгивает на другую позицию. Иногда квадратик перескакивает на другую позицию еще до того, как испытуемый нажал на квадрат. Если испытуемому кажется, что квадратик перепрыгнул на другую позицию до его действия, он должен был сообщить об этом нажатием на клавишу пробел. Таким образом, второй тест измерял не только(2)время реакции , но еще и (3) «вето»-время – время между самопроизвольным перепрыгиванием квадратика и последующим нажатием на квадратик. Также в этом тесте измерялась (4)временная переменная причинности – т. е. время между самопроизвольным перепрыгивание квадрата и нажатием клавиши, при котором испытуемые считают, что перемещение произошло самопроизвольно, а не по их вине. В дополнительной серии этого теста квадратик перепрыгивал на другую позицию только через 200 мс после действия испытуемого. Это так называемая серия с запаздыванием. Она позволяет измерить (5)скорость перекалибровки временных параметров причинной связи .

Третий тест направлен на определении различий в оценки длительности повторяющихся и новых стимулов. Испытуемый смотрит на фиксационный крестик в центр экрана. Вокруг поочередно появляются стимулы в разных местах. Из-за феномена константности восприятия стимулы которые длятся меньше 100 мс воспринимаются как длящиеся около 100 мс. Именно поэтому, человек воспринимает на экране не один стимул, а несколько. Это количество для одинаковых стимулов и разных отличается и характеризует особенности испытуемых. Так в недавнем исследовании было показано, что различия между восприятием длительности одинаковых и разных стимулов стерты у больных шизофренией .

В какой-то степени первый и второй тест этой батареи являются модификацией стандартного теста на критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ). Метод КЧСМ известен и используется давно. Он характеризует общее ФС организма при различных уровнях общефизической нагрузки , является информативным, простым и доступным физиологическим показателем для оценки работоспособности и интенсивности нагрузки. Экспериментально установлено, что под влиянием физических нагрузок КЧСМ меняется, поэтому наблюдение за динамикой КЧСМ дает возможность судить о степени утомления организма . Однако доказано, что КЧСМ - многофакторный индикатор психофизиологического состояния, отражающий текущий уровень активации ЦНС. Уменьшение значения КЧСМ свидетельствует о развитии утомления ЦНС и организма в целом, увеличение - о наличии возбуждения или стресса, поэтому адекватная оценка и интерпретация КЧСМ требуют учета дополнительных факторов. В то же время экспериментально выявлено, что изменения КЧСМ при утомлении не превышают 2-3 Гц, а переход от видимости световых мельканий к их слиянию размыт и составляет зону неопределенности, в среднем равную 1 Гц, что обусловливает малую точность метода КЧСМ. Поэтому имеется необходимость в поиске более точных методов, позволяющих контролировать развитие утомления спортсмена в процессе тренировки. Учитывая данные недостатки был предложен новый психофизиологический метод определения временных параметров, характеризующих инерционность зрения, в частности времени восстановления зрительной системы - времени между моментом прекращения воздействия света на сетчатку и моментом исчезновения соответствующего зрительного ощущения . Для определения времени восстановления испытуемому предъявляются парные световые импульсы продолжительностью t имп, разделенные межимпульсным интервалом t, повторяющиеся через постоянный интервал времени T. В процессе измерения определяется продолжительность межимпульсного интервала t пор, при котором у испытуемого появляется субъективное ощущение слияния двух импульсов в паре в один, равное времени восстановления зрительной системы. Предполагается, что метод определения времени восстановления зрительного анализатора является более надежным и комфортным методом в сравнении с методом КЧСМ. Однако и этот тест не лишен доли субъективизма, т. к. может отражать просто разный критерий принятия решения. Также этот тест можно намеренно обмануть. Все эти недостатки преодолены в Техаской батареи. Таким образом, тесты Техаской Временной Батареи имеют большой потенциал использования в психологии спорта.


08.06.2010 10:52

Разработаны технологии улучшения жизнеобеспечения человека на основе комплексного генетико-вирусологического тестирования спортсменов олимпийского резерва, включающего анализ генетических вариаций Тестирование включает определение полиморфизмов генов, кодирующих ключевые регуляторы психофизиологического состояния, мышечной активности, сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, иммунологического статуса, а также катаболизма анаболических лекарственных средств и антидепрессантов.

25.05.2010 10:53

Термин психофизиология объединяет в себе два, казалось бы, совсем разных мира: мир физиологии, телесно-материальный, и мир душевный, психический. Психофизиология – это раздел психологии, изучающий биологические составляющие психической деятельности. Прикладная область спортивной психофизиологии еще мало дифференцирована. Ее основная задача – применить основные знания и методы, накопленные и разработанные в рамках психофизиологии для потребностей спорта.

В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.

Более того, в истории были случаи, когда именно психофизиологические исследования мозга приводили к изменению правил в спорте. Так при исследовании 14 боксеров, было обнаружено, что среди них 6 человек имеют отклонения по ЭЭГ, которые могут быть следствием повреждения мозга. Через несколько лет это послужило основанием для введения новых положений в свод правил о боксе. Похожие исследования были проведены и для футболистов. В них утверждается потенциальная опасность микросотрясений мозга, возникающих при отбивании мяча головой. Эти исследования подчеркивают важную общественную значимость психофизиологических исследований в спорте.

Перспективными направлениями спортивной психофизиологии являются психофизиологическая диагностика индивидуальных особенностей спортсменов и их функционального состояния, а также разработка и применение методов управления своим состоянием посредством влияния на свои физиологические процессы.

В разделе «Модули спортивной психологии» будут выкладываться материалы исследований и экспериментов в области психофизиологии. Эксперты Центра будут комментировать и анализировать предложенные к обсуждению темы и проблемы.

Ольга Сысоева

02.06.2010 10:20

Вопрос о том, что такое этические проблемы спортивной психологии, необходимо начать с описания понятий теоретической этики. Этика (от греческого слова «ethos» - нрав, характер) - раздел философии, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» исходить от латинского слова«moris» и имеет тоже значение, что в русском языке «нравственность», а в немецком языке «Sittlichkeit». Необходимо также отметить что слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль», но в настоящее время его используют для обозначения области науки. Этических теорий принято разделять на три основные области: метаэтика, нормативная этика и прикладная этика.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Нормативная этика направлена на более практические задачи, которые заключается в достижении моральных стандартов, способных регламентировать правильное и неправильное поведение. В некотором смысле, это поиск идеального принципа надлежащего поведения. Прежде чем действовать, человек должны рассматривать свои обязанности (обычно в форме принципов или прав) перед другими людьми в своем взаимодействии с ними. Нормативная система этических принципов берет за основу некое Сверх-Правило, Сверх-Должное. Золотое правило морали является классическим примером нормативного принципа: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Имеется в виду то, что люди должны действовать соответственно некоему правилу, долгу, который обязателен для выполнения в любых обстоятельствах. В качестве примера также можно привести Канта с его знаменитым категорическим императивом - «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы». Таким образом, нормативная этическая теория устанавливает единый принцип, на основе которого рассматриваются любые действия.

Прикладная этика – это отдел этики, который изучает практические моральные проблемы и проводит анализ конкретных спорных моральных вопросов. В последние годы основные направления прикладной этики были разделены на группы, такие, как медицинская этика, спортивная этика, деловая этика, экологическая этика и др. Здесь под этикой понимается система принципов, набор правил или стандартов определяющих поведение в сфере определенного вида деятельности. Особое внимание уделяется видимым отступлениям от общих моральных норм, которые диктуются своеобразием профессии. Например, в классических отношениях между психологом и пациентом важнейшей обязанностью врача является благополучие пациента, но с появлением третей заинтересованной стороны - команды, тренера, спонсора интересы пациента-спортсмена могут отойти на второй план, а то и вовсе не учитываться.

Исследования этического аспекта работы спортивного психолога посвящены изучению таких вопросов, как организационный контекст, в котором осуществляется работа; взаимоотношения с коллегами, с клиентами; конфиденциальность полученной психологом информации; место проведения консультационных встреч (в случае работы спортивного психолога, это не всегда происходит в отдельном специально оснащенном кабинете). Отдельное внимание посвящено вопросам установления психологом заработной платы за свои услуги. По данным К.Хайз, ежегодный заработок спортивных психологов варьируется от 0 до 300.000 долларов, т.е. в данной профессиональной области вариация цен оплаты очень велика.

Когда психолог работает со спортивной организацией, то он вынужден находить оптимальный баланс между задачами, которые ставят перед ними организации и в то же время учитывать интересы и запросы каждого сотрудника в отдельности. Спортивный психолог, как правило, оказывается в ситуации сложного взаимодействия с тренером, спортсменом, административными работниками команды и т.д., чьи интересы, задачи и собственно ожидания от спортивного психолога часто очень различаются. Иерархичные отношения в организации, спортивной команде могут препятствовать установлению доверительного контакта между психологом и сотрудниками, спортсменами. В данном случае психологу следует особое внимание уделить вопросам сохранения конфиденциальности получаемой им информации.

Достаточно затруднительное положение для психолога возникает, когда он привлекается к вопросам спортивной селекции, комплектования команды. Психологу еще до преступления к работе следует обсудить этические ограничения своей работы, чтобы не вызвать неверных ожиданий.

Анастасия Солдатова

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с
Л.В.Максимов, Очерк современной метаэтики // "Вопросы философии", 1998, № 10. С.39-54
Иммануил Кант: Критика практического разума. Наука, 2007
Hays K.F. Being fit: The ethics of practice diversification in performance psychology // Professional Psychology: Research and Practice. – 2006.– Vol.37. - №3. – P. 223-232
Moore Z.E. Ethical dilemmas in sport psychology: discussion and recommendations pro practice //Professional Psychology: Research and Practice. – 2003. –Vol.34. - №6. – Р.601-610.
Haberl P., Peterson K. Olympic-Size ethical dilemmas: issues and challenges for sport psychology consultants on the road and at the Olympic games //Ethics and Behavior. – 2006. -№16(1). – Р.25-40.
Pauline J.S., Pauline G.N., Johnson S.R., Gamble K.M. Ethical issues in exercise psychology //Ethics and Behavior. – 2006. -№16(1). – Р.61-76.

Страница 1 из 3

  • Первая
  • Предыдущая