Поэма дом у дороги твардовский история создания. В основе поэмы «Дом у дороги» повествование о горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский "Дом у дороги". Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой "Дом у дороги" Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды- как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.


"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский "Дом у дороги". Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его "в той тетрадке". Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор "домом солдата".

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова "не докосил хозяин луг" звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан "Дом у дороги". Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.


Анализ произведения

Поэма Твардовского "Дом у дороги" рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что такое война, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.
Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • М. Ю. Лермонтов ";Беглец";: краткое содержание поэмы
  • Некрасов ";Железная дорога";: краткое содержание поэмы
  • А.Т. Твардовский, "Василий Тёркин": анализ поэмы
  • Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин". Образ Василия Теркина
  • Поэма А. Т. Твардовского ";По праву памяти";. ";По праву памяти";: краткое содержание
Данные об авторе

Дондупова Лариса Доржиевна

Место работы, должность:

МОУ "Могойтинская СОШ", учитель русского языка и литературы

Республика Бурятия

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Все уровни образования

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Методическая статья из опыта работы по анализу и интерпретации художественного произведения

Концепт ДОМ в поэме А.Твардовского «Дом у дороги»

Творчество Александра Трифоновича Твардовского занимает особое место в русской литературе. В 2010 году исполнилось 100 -лет со дня рождения А.Твардовского, талантливого поэта, незаурядной личности, внесшей несомненный вклад в развитие отечественной литературы. В поэтическом наследии поэта поэма «Дом у дороги» является особенной по своему содержанию и идее. Поэма названа А. Твардовским «лирической хроникой», так как ее в основе лежат глубокие переживания, попытка философского осмысления трагических событий поэта Великой Отечественной войны.
Актуальность изучения поэмы заключается в возникновении необходимости «нового прочтения» художественного текста через выявление таких литературоведческих понятий, как концепт.

В Новой Иллюстрированной Энциклопедии понятию концепт дается такое определение: концепт: (от латинского концептус - мысль, понятие), это смысловое значение понятия, имени(знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (детонат) этого имени. Другими словами, художественный концепт- это категория, вобравшая в себя некое множество смыслов, отражающих миропонимание, мировоззрение. Понятие концепт намного шире, чем архетип, т.к. в семантику этого слова входят наряду с архетипическими (наиболее ранними), мифологическими, и религиозные, и культурно-исторические представления человека о мире. У каждого народа своя концептосфера, своя система концептов, особо значимых для человека и всего народа.

Известный литературовед Ю. М. Лотман выделял, что концепт Дом - это некая модель мира, занимающая особое положение в системе миропонимания. Если обратиться к фольклору, к устному народному творчеству, то можно сказать, что концепт Дом в концептосфере любого народа имеет здесь значение безопасного пространства, огражденного от внешнего мира. В русской литературе концепт Дом является одной из основополагающих понятий, раскрывающих национальную картину мира.

В самом названии поэмы «Дом у дороги» сосредоточены два наиболее емких, основополагающих концепта, имеющих глубокий философский смысл. В сочетании этих слов раскрывается образ Дома как символа средоточия мира, добра, жизни и образ дороги, трагической дороги войны. Война - величайшая трагедия в истории любого народа, отбирающее и разрушающее самое ценное, что есть у человека - его Дом, Семью, Родину. И если в начале А.Твардовский какое-то время сомневался в этом названии, то в дальнейшем оно замечательно отвечало не только сюжету «лирической хроники», но и главной её теме - судьбе семьи, народа в годы Великой Отечественной войны. « Тема ее,- как отмечал сам поэт,- война, но с иной стороны, чем в «Теркине», -со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну…» Если «Василий Теркин» - героическая эпопея о народном подвиге, то «Дом у дороги» - произведение трагедийное, и судьба ее по сравнению с триумфом поэмы «Василий Теркин» намного сложнее.

Да вникнет в душу снова, Ее судьбы суровой.

Сюжет поэмы изменялся по мере дальнейшего продвижения нашей армии и всё учащавшихся встреч и разговоров с людьми, испытавшими не только оккупацию, но и каторжную неволю в Германии и теперь одолевавшим долгую дорогу Домой.

В русской литературе концепт Дом является одной из важных семантических составляющих национальной картины мира. Концепт Дом вобрал в себя множество таких понятий, как семья, семейный очаг, родной кров, память о предках, связь поколений. У каждого Дома есть свои святыни. Образ Дома ассоциируется с мирной жизнью, с любовью, уютом, домашним теплом.

Еще в начале 20 века И.Бунин в романе «Белая гвардия» показал, как в хаосе революции, в огне гражданской войны рушится мир, и как противостоит ему Дом, как символ мира, спокойствия, гармонии.

Такое же осмысление трагических событий Великой Отечественной войны происходит и в поэме А.Твардовского «Дом у дороги».

Дома крестьянской семьи- Андрея и Анны Сивцовых и их детей разрушен Войной. В судьбе их Дома отразилось великое всенародное горе. Твардовский говорит о неимоверном противостоянии народа войне, как злу, нарушившему мирный покой. Ведь для каждого человека утрата Дома - это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.

Поэма «Дом у дороги»- это скорбное повествование о трагической судьбе семьи, по воле Истории вовлеченной в драматические события Великой Отечественной Войны. Поэма создавалась трудно, так как автор хотел показать правдивое лицо войны, не приукрашенной ничем. И смелость Твардовского, как художника, и как человека, именно в правдивом описании всех происходящих тогда событий. Прежде всего, надо сказать, что героями своей поэмы он выбрал людей, заведомо объявленных изменниками Родины. Таким образом, Твардовский встал на защиту всех несправедливо обвиненных. Судьба героев похожа на тысячи трагических судеб, жестоко сломанных войной: Андрей Сивцов, хозяин дома, ушел на войну, попал в окружение, а жена Анна, оставшаяся с детьми, угнана в плен, в Германию. И за этими короткими строками - судьба многих тысяч семей, изгнанных врагом из-под родного крова, оказавшихся вдали от родного Дома. Читая поэму, вместе с автором невольно задумываешься, а сколько тогда было Домов у дороги, сиротливо ожидающих своих хозяев! Поэма А. Твардовского «Дом у дороги» утверждает неиссякаемую жизнестойкость народа, который смог выстоять в чудовищном месиве войны, сохранить силу чувства Семьи и Дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях. И хотя в ней повествуется о смертельно тяжелых испытаниях, вся поэма обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса, // Пока роса, // Роса долой- // И мы домой»,- возникший уже в первой главе, мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни, к Дому.

В ходе изучения поэмы были сделаны следующие выводы:

1)Концепт Дом является основой национальной картины мира . Концепт Дом раскрывается в поэме как символ противостояния войне, вбирает в себя такие смыслы как: семья, мир, гармония.Твардовский возвращает читателя к народной мудрости, выверенной вековым опытом. Есть ли для человека место лучше, чем родной Дом? И есть утрата горше, чем потерять свой Дом? Ведь для каждого человека утрата Дома - это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.

2) Личностное, лирическое, трагедийное начала выдвигаются в поэме на первый план, становятся определяющими.

Поэма «Дом у дороги» отличается глубочайшей правдивостью, реалистичностью воспроизведения жизни, народных характеров, образа мыслей и чувствований, психологии и языка. Вместе с поэмой «Василий Теркин» они, по верному замечанию одного из исследователей, составляют своего рода «военную дилогию»- героический эпос военных лет, отмеченных усилением и углублением лирического начала. Рассмотренный концепт Дом помогает глубокому осмыслению войны и более полному, объективному восприятию творчества поэта.

Александр Твардовский

ДОМ У ДОРОГИ

Лирическая хроника

Я начал песню в трудный год,
Когда зимой студеной
Война стояла у ворот
Столицы осажденной.

Но я с тобою был, солдат,
С тобою неизменно -
До той и с той зимы подряд
В одной страде военной.

Твоей судьбой я только жил
И пел ее доныне,
А эту песню отложил,
Прервав на половине.

И как вернуться ты не мог
С войны к жене-солдатке,
Так я не мог
Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.

Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.

А я ее в себе берег,
Про будущее прочил,
И боль и радость этих строк
Меж строк скрывая прочих.

Я нес ее и вез с собой
От стен родной столицы -
Вслед за тобой,
Вслед за тобой -
До самой заграницы.

От рубежа до рубежа -
На каждом новом месте
Ждала с надеждою душа
Какой-то встречи, вести…

И где бы ни переступал
Каких домов пороги,
Я никогда не забывал
О доме у дороги,

О доме горестном, тобой
Покинутом когда-то.
И вот в пути, в стране чужой
Я встретил дом солдата.

Тот дом без крыши, без угла,
Согретый по-жилому,
Твоя хозяйка берегла
За тыщи верст от дому.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной -
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Кипели реки подо льдом,
Ручьи взбивали пену,
Была весна, и шел твой дом
На родину из плена.

Он шел в Смоленщину назад,
Что так была далече…
И каждый наш солдатский взгляд
Теплел при этой встрече.

И как там было не махнуть
Рукой: «Бывайте живы!»,
Не обернуться, не вздохнуть
О многом, друг служивый.

О том хотя бы, что не все
Из тех, что дом теряли,
На фронтовом своем шоссе
Его и повстречали.

Ты сам, шагая в той стране
С надеждой и тревогой,
Его не встретил на войне, -
Другою шел дорогой.

Но дом твой в сборе, налицо.
К нему воздвигнуть стены,
Приставить сени и крыльцо -
И будет дом отменный.

С охотой руки приложить -
И сад, как прежде, дому
Заглянет в окна.
Жить да жить,
Ах, жить да жить живому!

А мне бы петь о жизни той,
О том, как пахнет снова
На стройке стружкой золотой,
Живой смолой сосновой.

Как, огласив войне конец
И долголетье миру,
Явился беженец-скворец
На новую квартиру.

Как жадно в рост идет трава
Густая на могилах.
Трава – права,
И жизнь жива,
Но я про то хочу сперва,
Про что забыть не в силах.

Так память горя велика,
Глухая память боли.
Она не стишится, пока
Не выскажется вволю.

И в самый полдень торжества,
На праздник возрожденья
Она приходит, как вдова
Бойца, что пал в сраженье.

Как мать, что сына день за днем
Ждала с войны напрасно,
И позабыть еще о нем,
И не скорбеть всечасно
Не властна.

Пусть меня простят,
Что снова я до срока
Вернусь, товарищи, назад,
К той памяти жестокой.

В тот самый час воскресным днем,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой.

Трава была травы добрей -
Горошек, клевер дикий,
Густой метелкою пырей
И листья земляники.

И ты косил ее, сопя,
Кряхтя, вздыхая сладко.
И сам подслушивал себя,
Когда звенел лопаткой:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель
В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело
Косье в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И все, казалось, пело:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядах -
Все это вместе было дом,
Жилье, уют, порядок.

Не тот порядок и уют,
Что, никому не веря,
Воды напиться подают,
Держась за клямку двери.

А тот порядок и уют,
Что всякому с любовью
Как будто чарку подают
На доброе здоровье.

Помытый пол блестит в дому
Опрятностью такою,
Что просто радость по нему
Ступить босой ногою.

И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И, отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.

Тот вправду день из лучших дней,
Когда нам вдруг с чего-то -
Еда вкусней,
Жена милей
И веселей работа.

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края

Урок по Великой Отечественной войне

В 11 классе

«Дом у дороги»

Разработан учителем русского языка

и литературы МБОУ «Побединская СОШ»

Целинного района Алтайского края

Бойко Еленой Валерьевной

Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского

«Дом у дороги»

Цели урока:

Предметные: рассмотреть представление военной тематики через концепт ключевых слов «дорога» и «дом»;

Личностные: нравственно-этическая ориентация личности, развитие моральной готовности к сопереживанию, стойкого неприятия разрушающей силы войны, прививание чувства гордости за свой народ, уважение к человеку труда;

Метапредметные:

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

регулятивные : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные : планированиекоммуникации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачам и условиями.

Средства обучения: учебник Литература 11 класс в 2 частях под ред. Журавлева В.П., Толковые словари, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал: карточки-стикеры, карточки-слова, лист самоанализа.

Этапы урока

    Мотивация

Учитель: «Ребята, сегодня мы пройдем дорогами, которыми прошла наша страна 70 лет назад. Ни один автор не обошел эту тему стороной: он оставил нам память о том страшном испытании, и мы будем знакомиться с ней через страницы книг и бережно хранить её».

Учитель показывает плейкаст с изображением фрагмента повести М.А. Шолохова «Судьба человека». На него наложена песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. (СЛАЙД № 2)

Учитель: «Скажите, что отражает данный плейкаст?»

Ученик: «Сюжет поэмы «Дом у дороги». (Ученики не точны, но учитель пока не акцентирует внимание на этом, так как вернется к этому слайду в конце урока).

    Актуализация знаний

Учитель: «Что вы готовили дома?»

Ученик: «Читали поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги», рассматривали образы главных героев и давали им полную характеристику».

Учитель: «Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока».

Ученик: «Герои войны в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги».

Учитель корректирует формулировку темы.

Учитель: «Чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, давайте составим план наших действий: 1) прослушать сообщения на тему «Судьба Андрея Сивцова», «Судьба Анны Сивцовой»; 2) рассмотреть концепты слов, заданных в названии; 3) выяснить значение подзаголовка «лирическая хроника»; 4) определить основной мотив поэмы; 5) сделать самоанализ (СЛАЙД № 3).

Два ученика рассказывают сообщение о судьбе Андрея Сивцова и Анны Сивцовой.

Сообщение 1 ученика: «Андрей – деревенский житель, хозяин дома, муж Анны Сивцовой. В их семье двое детей. Война вторгается в жизнь простых тружеников, разрушая их спокойный быт, размеренный уклад, привычный ритм красивой жизни. Андрей уходит на войну и попадает в окружение. Он вынужден встречаться с женой не в собственном доме, а в пуне. Так как в их дом вошли чужаки – немцы. Потом он в одиночку ищет дорогу к своим. Пройдя дорогами войны, возвращается солдат домой, а дома нет, и семьи нет. Он строит дом и ждет семью». (СЛАЙД № 4)

Сообщение 2 ученика: «Анна Сивцова – молодая, красивая, работящая женщина, жена Андрея. Она очень хорошая хозяйка и заботливая мать. После ухода мужа на войну на ее плечи легли все заботы по дому, хозяйству, заботы о детях. Вместе с детьми она угнана в плен в Германию. Там у нее родился третий сын». (СЛАЙД № 5)

    Формирование новых знаний

Учитель: «Мы рассмотрели 2 главных образа. А есть ли в поэме третий образ, переживающий за них, сочувствующий им, сострадающий?»

Учитель: «Каких о каких героях повествует нам автор?»

Ученик: «Об обычных простых людях»

Учитель: «Более того, в то время это были вовсе не герои. Люди, попавшие в окружение или плен, считались изменниками Родины. Но в чем их измена? Разве они не достойны называться героями? Разве они не достойны, чтобы их помнили?»

Ученик: «Достойны, и мы должны знать все о той войне»

Учитель: «Много домов было разрушено, сожжено, не всем удалось их восстановить. Почему же именно «дом у дороги» явился предметом размышлений и раздумий А.Т. Твардовского? Давайте обозначим этот вопрос, как проблемный и подготовим на него развернутый, осмысленный ответ, проанализировав концепты слов, заключенных в названии». (СЛАЙД № 6)

Работа с текстом

Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание: выписать все лексические эквиваленты к слову ДОМ.

1-я группа анализирует главы с 1 по 3; 2-я – с 4 по 6; 3-я – с 7 по 9 главы.

Эти слова ученики записывают на стикерах, которые по окончании работы приклеивают на доску в виде кластера, в центре которого учитель поместил слово ДОМ.

Синонимы к слову «дом»: хата, пуна, жилье, кибитка-дом, сад, хозяйство, келья, квартира, светлица, сруб.

В ходе исследования учитель раздает группам Толковые словари, к которым учащиеся обращаются для выяснения слов «келья», «хата», «светлица». После этого включает слайд (СЛАЙД № 7).

Слова «пуна» в словаре нет, поэтому учитель выносит его на слайд.

Пуна – (ударение на первом слоге) – диалектное слово смоленских говоров, сарай для хранения сена. (СЛАЙД № 8)

Учитель: «Обратите внимание на слова «пуна», «сад» и «хозяйство». Будут ли они синонимами?»

Ученик: «Они будут контекстными синонимами»

Учитель: «А давайте попробуем теперь из этих слов составим лексико-семантические группы»

Учитель раздает группам листочки-карточки со словами, представленными на кластере, а они дают название лексико-семантической группе.

1 группа получает набор слов: хата, пуна, хозяйство, сад, жилье;

2 группа – слово келья;

3 группа – сруб, квартира, светлица.

Группы называют лексико-семантические поля: 1-я – Родина; 2-я – одиночество; 3-я – новая жизнь.

Учитель: «Посмотрите на кластер, составленный вами на доске и сверьте с кластером на слайде, каких слов не хватает?» (СЛАЙД № 9)

Ученик: «Пепелище» и «кибитка-дом»

Учитель: «Почему «пепелище» стоит особняком?»

Ученик: «Потому что оно обозначает разрушение, смерть»

Учитель: «Давайте выстроим в хронологическом порядке эти группы слов. Что получается? Куда мы вставим смерть дома?

Дом-Родина - смерть дома – одиночество - новая жизнь. (СЛАЙД № 10)

Учитель: «Какой смысл кроется за этой хронологией?»

Ученик: «Философское осмысление жизни».

Из ответов учеников выстраивается примерно следующий вывод: в родной теплый, чистый, уютный и красивый дом пришла смерть. Она разрушила все до основания, после чего у выживших наступило полное одиночество. Но человек нашел в себе силы не только не сломаться, но и начать новую жизнь.

Учитель: «А почему я не взяла кибитку-дом?»

Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что кибитка – это кочевая жизнь, жизнь, связанная с дорогой.

Учитель: «В каких отношениях находятся дом и дорога?»

Из ответов учеников: дорога – это символ движения, она развела всех по разным сторонам, но она и вернула солдата домой, к новой жизни.

    Закрепление

Первичное закрепление

Учитель: «Давайте вернемся к нашему плану урока. О чем мы еще не сказали? Почему автор определяет жанр своей поэмы, как лирическая хроника?»

Ученики находят в Толковых словарях значение слова «хроника».

Учитель: «Дайте определение лирической хроники».

Из словаря С.И. Ожегова: «Хроника – это литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий».(СЛАЙД № 11)

Ученики делают вывод от том, что А.Т. Твардовский хронологически выстраивая события, показывает трагическую судьбу крестьянской семьи Сивцовых, вызывая глубокое соучастие, сопереживание, достигая огромного эмоционального накала.

Подведение к самостоятельному выводу

Учитель: «Ребята, в ходе чтения вы обратили внимание на сроки, повторяющиеся рефреном. Назовите их»

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

Учитель: «Какую смысловую нагрузку они несут?»

Ученики: «Прославляют крестьянский труд, или символизируют человека- труженика».

Учитель: «Так какой основной мотив поэмы?»

Ученики: «Мотив труда».

Учитель: «К какому общему выводу мы можем прийти?»

Обобщенный вывод из ответов учеников: только труд может поднять человека на ноги, поможет забыть тяжелое горе и сроить жизнь заново. (СЛАЙД № 12)

Учитель: «А можем ли мы сказать, что главные герои совершили подвиг?»

Ученики рассуждают о том, что подвиг – это не всегда громкая слава, бывают подвиги тихие, как, например, Андрей Сивцов уже совершил подвиг тем, что нашел в себе силы не сломаться и опуститься с горя, а начать новую жизнь. Анна Сивцова совершила нравственный подвиг, сохранив семью, родив в неволе сына, ради которого стойко переносила все лишения.

Учитель предлагает детям вернуться к первому слайду: «Если хорошо присмотреться, вспомнив детали портрета, то, может быть, герой этого плейкаста все же не Андрей Сивцов, а другой Андрей?»

Ученик: «Это Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Учитель: «В жизни ничего не бывает случайного. В данных произведениях не только похожие судьбы, но и имена одинаковые. А знаете, что значит имя Андрей? Посмотрите на слайд. (СЛАЙД № 13)

Давайте как-то попытаемся связать эти вещи одной нитью».

Ответы учеников свелись к следующему итогу: на примере семьи Сивцовых автор показывает боль за судьбы тысяч таких семей, о которых предпочитали молчать. (СЛАЙД № 14)

    Рефлексия

Учащиеся заполняют лист самоанализа: (СЛАЙД № 15)

Я узнал…

Я почувствовал…

Я научился…

Лист самоанализа ученика: «Я узнал, что у войны есть другое лицо и другие герои. Я почувствовал боль и горечь тех страшных лет. Я научился уважать свою историю, любить свой народ и гордиться русским человеком-тружеником!» (СЛАЙД № 16)

    Домашнее задание

Учитель: «Задание дифференцированного характера:

1.Вы видели плейкаст, который создала я по фрагменту рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Предлагаю создать вам по любому фрагменту поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги»;

2. Напишите эссе «Хочется закончить поэму…» (СЛАЙД № 17)

В конце урока учитель открывает последний слайд…

Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.

Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:

“Коси коса

Пока роса” …

Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.

Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.

Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (221)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя (222)

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в...

    • "Судьба человека" главные герои (273)

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (195)

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения (213)

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено...