Что такое либертарианство простыми словами. Что такое либертарианство и либертарианцы? Разве это не анархизм

19Май

Что такое Либертарианство

Либертарианство — это сложная политическая философия, которая способствует максимизации индивидуальной свободы и минимизации государственной власти.

Кто такие либертарианцы и чего они хотят?

Сторонников либертарианства принято называть либертарианцами. Приверженцы данной философии считают, что людям должно быть позволено делать абсолютно все, что они хотят, если эти действия не нарушают прав и собственности других представителей общества. По факту, либертарианцы выступают за отмену большинства положений, законов и правил, которые являются общими для большинства правительств мира.

В своей крайней форме либертарианство — это анархизм (отсутствие всех правил ), но на практике большинство либертарианцев выступают за существование правительства в качестве необходимого зла.

Какое должно быть общество в представлении либертарианцев?

Приверженцы данной философии представляют себе либертарное общество как сеть групп и отдельных лиц, которые определяют и осуществляют свои коллективные законы и нормы без вмешательства правительственного органа. В подобном обществе почти все было бы полностью приватизировано:

  • правоохранительные органы;
  • медицинские учреждения;
  • образовательные заведения;
  • добывающие ресурсы компании;
  • коммунальные службы;
  • и так далее.

Идея состоит в том, что, если люди чего-то хотят, они будут платить за это. Предложение появится, чтобы удовлетворить спрос. Это понятие свободных рынков занимает центральное место в либертарианстве.

Либертарианство – за и против.

Основным доводом против подобных идей является опасение того, что данная форма управления не имеет целостной и контролируемой структуры, и может превратится в хаос.

Либертарианци в свою очередь утверждают, что свободный рынок, наоборот приведет все сферы жизнедеятельности в порядок. Он позволит сократить все неэффективные затраты на содержание правительства и чиновничьих структур, что в свою очередь позволит направить финансы на более перспективные нужды общества.

Либертарианци выступают против любых форм правительственных подачек или социальной защиты. Именно поэтому, все финансируемые государством программы, такие как финансовая поддержка, медицинское страхование и тому подобные, должны быть расформированы и в будущем заменены частными структурами, если на это будет спрос.

В силу того, что конкретные формы либертарианства содержат представления не только о должном праве , но и о должном государстве , эти формы относят не только к правовой, но и к политической философии.

К либертарианству в западной традиции относят широкий спектр идеологий и движений - от правых en до левых .

История термина

В России наряду с термином «либертарианство» в близком значении также употребляется термин «либертарно-юридическое правопонимание », введённый в науку академиком В. С. Нерсесянцем и его последователями (Четвернин В. А. и др.). [ ]

Либертарианская философия

Принципы самопринадлежности и ненападения

В основе либертарианства лежит принцип самопринадлежности, то есть естественное право каждого человека свободно распоряжаться своим собственным телом и произведёнными им или полученными в ходе добровольного обмена предметами собственности. Из принципа самопринадлежности в либертарианстве естественным образом вытекает и принцип неагрессии, то есть убеждение в том, что любое недобровольное насилие в адрес другого лица или его имущества является нелегитимным.

Принцип ненападения (NAP - the non-aggression principle ) описывается как основа современной либертарианской философии. Это правовая (не моральная) позиция, которая запрещает агрессивное насилие по отношению к человеку и его собственности.

Поскольку принцип переопределяет агрессию с точки зрения либертарианства, использование принципа ненападения в качестве обоснования либертарианства подвергается критике как круговое рассуждение и запутывание с целью скрыть насильственную природу либертарианского подхода к защите прав собственности. Принцип ненападения используется для обоснования недопустимости таких институтов, как наказание за преступление без жертвы , налогообложение и призыв в армию .

Государство

Между либертарианцами существуют споры относительно того, является ли государство легитимным. Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства, как налогообложение и антимонопольное регулирование , являются примерами воровства и грабежа и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности .

Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором - ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло .

Различие между столпами либертарианства состоят в том, что в первом случае запрет на агрессивное насилие является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором - ставится задача планомерной минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло . В силу того, что конкретные перечисленные отражения либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном государстве , эти формы относятся не только к правовой, но и к политической философии.

Либертарианский философ Моше Крой (англ. Moshe Kroy ) считал, что разногласие в том, является ли государство аморальным, между анархо-капиталистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Мюррея Ротбарда и минархистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Айн Рэнд , возникает не из-за разных интерпретаций общей моральной позиции. Он утверждал, что разногласие между двумя этими группами является результатом разных представлений о природе человеческого сознания, и что каждая группа делает правильные выводы из своих предпосылок. Таким образом, эти две группы не совершают ошибок при выводе правильного толкования какой-либо этической позиции, поскольку общей этической позиции у них нет.

Права собственности

Либертарианцы являются сторонниками частной собственности. Либертарианцы утверждают, что природные ресурсы «могут быть присвоены первым человеком, который их обнаруживает, смешивает с ними свой труд или просто утвердит их как свои - без согласия других и каких-либо выплат им». Либертарианцы считают, что природные ресурсы изначально не используются никем, и поэтому частные стороны могут по своему усмотрению применять их без чьего-либо согласия и каких либо налогов, типа налога на стоимость земли.

Либертарианцы считают, что общества, в которых соблюдаются права частной собственности, являются этичными и приводят к наилучшим возможным результатам. Они поддерживают свободный рынок и не против каких-либо концентраций экономической власти в чьих-либо руках при условии, что это происходит не с помощью принуждающих средств вроде денег, сделанных с помощью связи с государством.

Либертарианство и австрийская школа экономической мысли

Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой экономической мысли , которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. Хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство - политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения. Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остаётся ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.

Политические взгляды современных либертарианцев

  • Либертарианцы считают, что люди имеют только право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, а законы должны лишь обеспечивать такую свободу, а также исполнение свободно заключённых договоров .
  • Либертарианцы считают, что налогообложение аморально, по сути ничем не отличается от грабежа и поэтому налогообложение следует заменить добровольными методами финансирования услуг, представляемых государством в настоящее время населению. Такие услуги могут предоставляться частным бизнесом, благотворительными и другими организациями. Они выступают против любых государственных дотаций, например, сельскохозяйственным производителям. Либертарианцы выступают против таможенных пошлин и иных видов внешнеторговых барьеров.
  • Либертарианцы выступают против государственного контроля за безопасностью и эффективностью лекарственных средств , против всех или большинства правил градостроительного зонирования .
  • Либертарианцы выступают против установления законом минимального размера оплаты труда .
  • Либертарианцы являются убеждёнными противниками всеобщей воинской обязанности . Они выступают против военного вмешательства в дела других стран и признают лишь защиту от агрессии.
  • Либертарианцы возражают против любого государственного контроля над средствами массовой информации.
  • Часть либертарианцев выступает против ограничений на иммиграцию .
  • Часть либертарианцев выступает против законов об обязательном школьном образовании .
  • Либертарианцы выступают против запретов на владение оружием .
  • Одним из легкоузнаваемых требований либертарианцев - неоднозначно воспринимаемым обществом, но совершенно естественно вытекающим из общей концепции - является требование полной легализации всех или большинства наркотиков .
  • Часть правых либертарианцев поддерживает идею «добровольного» (контрактного) рабства , что критикуется представителями общественных движений леволибертарного (социально-анархического) толка .

Публицист Том Хартманн отмечает, что по данным исследования, проведённого Pew Research, только 11 % процентов людей, заявляющих о том, что они разделяют либертарианские взгляды, понимают суть либертарианства, в частности то, что оно выступает за увеличение личной свободы и снижения контроля государства. Так 41 % таких людей считает, что государство должно регулировать бизнес, 38 % поддерживает социальные пособия малообеспеченным людям, 42 % считают, что полиция должна иметь право останавливать «подозрительных людей» .

Современные либертарианские организации

С 1950-х годов сформировалось много американских либертарианских организаций, принявших позицию свободного рынка , а также поддерживающих гражданские свободы и внешнюю политику без вмешательства. К ним относятся Институт Людвига фон Мизеса , Университет Франциско Маррокин, Фонд экономического образования , Центр либертарианских исследований, и Международная организация «Свобода». Проект «Свободный штат » созданный в 2001 году, работает, чтобы привести 20 000 либертарианцев в Нью-Гэмпшир и этим повлиять на государственную политику. Активные студенческие организации включают студентов за свободу и молодых американцев за свободу .

Люди, оказавшие существенное влияние на философию

См. также

Примечания

  1. Libertarian // Online Etymology Dictionary (англ.)
  2. David F. Nolan - Libertarian (недоступная ссылка - история ) . Проверено 18 июня 2010. Архивировано 16 июня 2008 года.
  3. James W. Harris. Frequently Asked Questions ABOUT The World’s Smallest Political Quiz Архивная копия от 28 марта 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия )
  4. Murray Bookchin . The Real Roots of Traditional Libertarianism // «The Forms of Freedom» talk, 1985.
  5. The Non-Aggression Principle , Americanly Yours . Проверено 22 октября 2018.
  6. Clay . The relation between the non-aggression principle and property rights: a response to Division by Zer0 | Stephan Kinsella (англ.) , Mises Institute (4 October 2011). Проверено 22 октября 2018.
  7. Карлсон, Дженнифер Д. (2012). «Либертарианство». В Миллере, Уилберн Р. Социальная история преступления и наказания в Америке. Лондон: Мудрец Публикации. п. 1007. ISBN 1412988764 . В либертарианской мысли существуют три основных лагеря: право-либертарианство, социалистический либертарианство и лево-либертарианство; степень, в которой они представляют собой различные идеологии, в отличие от вариаций на тему, оспаривается учеными.
  8. Беккер, Лоуренс С.; Беккер, Шарлотта Б. (2001). Энциклопедия этики. 3 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 1562 .
  9. Ротбард, Мюррей (1998). Этика свободы. Нью-Йорк: Пресс-служба NYU. ISBN 978-0814775066 .
  10. фон Мизес, Людвиг (2007). Human Action: Трактат об экономике. Индианаполис: Фонд свободы. ISBN 978-0865976313 .
  11. Уолтер Блок . Либертарианство и либертинизм
  12. Джессика Флэниган. Три довода против рецептурного отпуска лекарств . InLiberty.ru .
  13. Чандран Кукатас. Иммиграция и свобода . InLiberty.ru .
  14. Ужесточение контроля над оборотом огнестрельного оружия и общественная безопасность. Гэри Маузер
  15. Дэвид Бергланд. Либертарианство за один урок (недоступная ссылка - история ) . Проверено 17 сентября 2012. Архивировано 16 декабря 2012 года.
  16. Брайан Доэрти. Мировая война против наркотиков: столетие неудач и бесплодных усилий (недоступная ссылка - история ) . Проверено 16 мая 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.

У большинства людей мысль, что каждый человек принадлежит исключительно себе, не вызывает удивления. Это утверждение кажется естественным и обычно не оспаривается. Но действительно ли мы правильно понимаем, что такое индивидуальный суверенитет и что он нам дает? Что это вообще значит - принадлежать самому себе?

Впервые концепцию самопринадлежности описал английский философ Джон Локк, чьи идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии. В «Двух трактатах о правлении» он писал, что у каждого человека есть право собственности на свою личность, в том числе право выбора, кем стать и чем заниматься. Свобода, по Локку, это не состояние, в котором «каждый делает, что пожелает», - это свобода человека распоряжаться своей личностью, действиями и собственностью, «не подвергаться деспотической воле другого, а свободно следовать своей воле».

Допустим, вам принадлежит какая-либо вещь - скажем, одежда, машина, дом или пакет акций. Очевидно, это ваша собственность, которой вы можете распоряжаться, как вам вздумается - точно так же, как вы распоряжаетесь самим собой. Индивидуальный суверенитет значит, что только вы можете решать, как вам распоряжаться собой и своей собственностью. Другие люди не имеют права использовать вашу собственность без вашего на то разрешения либо принуждать вас делать с ней то, чего вы не хотите.

Либертарианство может собрать в себе как «правых», так и «левых», как «белых», так и «красных», как «либералов», так и «консерваторов», как «западников», так и «славянофилов» - просто потому, что либертарианцы считают, что государство не должно делать слишком многого. У людей, которые сходятся в этой мысли, заведомо меньше, чем у остальных, поводов спорить друг с другом о политике, меньше споров о целях и еще меньше - о методах (любые насильственные методы быстро получают у либертарианца низкий рейтинг).

Люди, которые не хотят или не могут расстаться с классификацией на левых и правых, либертарианцев относят скорее к правым. Скажем, уточнение «левый либертарианец» встречается в разы чаще, чем «правый либертарианец». Этому есть простое объяснение: один из признаков «левых» - недоверие к частной собственности в целом и к деньгам в частности; недоверие сильное, вплоть до предложений полностью уничтожить оба эти института. Но либертарианцы, во-первых, строят всю аргументацию вокруг частной собственности, поэтому для них неприемлемо хоть сколько-нибудь скептическое (в том числе «левое») отношение к ней; во-вторых, либертарианцы не считают материальное неравенство разновидностью неравенства политического - а такое отношение к деньгам, в свою очередь, неприемлемо для «левых».

Дихотомия «левые-правые» демонстрирует изрядную стабильность. Поляризация выгодна многим: радикалы заинтересованы в том, чтобы оставаться радикалами - это часть их политической идентичности. Их умеренные оппоненты тоже заинтересованы в том, чтобы радикалы оставались радикалами - маргинальными и разобщенными. Бессмысленность и стабильность этой классификации можно наглядно наблюдать на примере двухпартийной системы США. Партий стабильно две, хотя их идеологии (и даже названия) не стабильны во времени. Наиболее рефлексирующая часть населения понимает, что выбор между ними искусственный.

Так оно и есть. «Являются ли либертарианцы левыми или правыми?» - вопрос малоосмысленный. На подобные вопросы лучше не отвечать.

Что такое государство?

Государство - это великая фикция, с помощью которой каждый пытается жить за счет всех остальных.
Фредерик Бастиа

Хотя современное государство сложилось относительно недавно, его существование и необходимость чаще всего принимаются людьми как неоспоримая данность. К счастью, с этой «данностью» можно бороться.

По определению Макса Вебера, государство - это организация, которая владеет монополией на легитимное физическое насилие. Большинство людей скажут, что государство защищает их интересы, но при этом на практике будут ругать и неэффективность бюрократии, и коррумпированность должностных лиц, сетуя, что власть развращает тех, кому достается.

Все эти претензии справедливы, и либертарианцы - единственные, кто воспринимает их всерьез и считает эти проблемы устранимыми и решаемыми на системном уровне.

Действительно, государство неэффективно, коррумпировано и осуществляет репрессии, хотя граждане ожидают, что оно будет защищать их права. Все эти факты взаимосвязаны. Государство состоит из людей, которые тоже совершают ошибки. Хотя цена их ошибок выше, убытки от этих ошибок терпят все граждане. Это способствует коррупции и привлекает к государственной деятельности людей, не стесняющихся использовать ее для своей личной выгоды. Для защиты своего положения они, конечно, предпочтут не защищать права остальных, а проводить репрессии. Степень зверства, с которой это всё происходит, зависит от того, насколько удачно выстроена система сдержек и противовесов.

Либертарианцы считают, что роль государства в жизни общества должна быть минимизирована, а допускают, что его существование и вовсе необязательно.

Для того чтобы общество могло существовать, нам несомненно нужны определенные нормы, но их источниками совсем не обязательно должно быть государство. Вполне возможно использование частных норм, которые в процессе конкуренции будут развиваться гораздо более эффективно, чем нормы, которые устанавливаются централизованно.
Павел Усанов. «Наука о богатстве»

Существование государства поддерживается налогообложением. Редко кому нравится, как государство тратит собранные средства, но обычно налоги воспринимаются как неизбежный «общественный договор». Однако либертарианцы принципиально выступают против налогообложения, выдвигая как этические (налоги взимаются недобровольно, под угрозой применения насилия, и сами по себе являются таким образом насилием сродни грабежу; никто не может делегировать государству полномочия собирать налоги, так как ни у кого из людей нет полномочий насильно собирать деньги с других людей), так и рыночные доводы (налогообложение приносит прибыль в том числе и тем, кто работает плохо). Заменой современной налоговой системе могут служить добровольные сборы на оплату тех или иных услуг, предоставляемых государством или же полностью на частной основе.

Несколько мифов о рынке. Рыночек порешает, или почему естественный спонтанный порядок лучше, чем государство

Среди людей, не слишком интересующихся общественными науками, ходит огромное количество мифов о рыночной экономике, которые государство успешно прививает еще в школе. Рынок обвиняют во всех проблемах человечества - от бедности до войн. Достаточно оценить эти претензии с точки зрения логики, чтобы убедиться в их ложности.

«Свободный рынок приводит к войнам»

Пожалуй, это одно из самых популярных обвинений. Согласно мифу, «злые капиталисты» наживаются за счет войн, ведя миллионы людей на верную смерть.

На самом деле всё абсолютно наоборот. Предпринимателям войны приносят одни убытки: население беднеет, уменьшается спрос на многие товары и услуги, происходит разрыв отношений с торговыми партнерами за границей и перебои в поставках ресурсов. Частная предпринимательская инициатива и личная свобода первыми попадают под удар военного времени, тогда как государственные структуры лишь разрастаются.

Войны часто начинаются с торговых ограничений. По меткому выражению Фредерика Бастиа, если товары не пересекают границы, то их пересекут армии. В условиях свободного рынка немыслимо, чтобы правительства развязывали войны: торгующие страны взаимно заинтересованы в сохранении открытых и дружественных отношений. Но стоит государству начать вести протекционистскую политику (направленную на уменьшение объемов торговли с помощью насилия), как оно наживает себе множество врагов, противостояние с которыми зачастую оборачивается военными конфликтами.

Войны могут быть выгодны только властвующей элите: непосредственному правительству и сросшейся с ним олигархии, которая возникает как раз из-за действий государства и наживается как на войне, так и на послевоенном восстановлении. Эти люди наживаются на чужом горе, они - главные бенефициары войн.

«Свободный рынок способствует появлению монополий»

«…а большое и доброе государство - единственный способ решения этой проблемы». Утверждающие это люди вряд ли задумывались когда-нибудь о сущности государства. А ведь оно воплощает главную монополию, самую устойчивую из тех, которые только могут существовать - монополию на насилие.

Именно поэтому с помощью государства невозможно решить проблему образования монополий. Мало того, правительство, используя свои полномочия, регулярно наделяет привилегиями тех или иных производителей (хорошая почва для коррупции). Например, патент это государственная монополия на производство товаров определенного типа. Из-за этого справедливой конкуренции надолго приходит конец, а цены, соответственно, растут.

На развитом свободном рынке возможно появление только временной монополии - и только в новообразовавшейся отрасли. Такая монополия обладает не менее шатким положением, чем любые другие игроки на рынке: стоит ей завысить цены, как появится огромное количество конкурентов. Некоторые монополии, впрочем, являются естественными: например, не везде можно проложить более одной дороги, и не всем хватит частот для радиовещания. Такие монополии будут существовать что на свободном, что на несвободном рынке.

«Бедные беднеют, а богатые богатеют»

Достаточно взглянуть на статистику (Our world in data , на англ.яз.), чтобы всё понять:

    В 1981 году 44% людей по всему миру находились за гранью бедности. В 2013 - 10,7%.

    В 1990 году 2 миллиарда человек жили в абсолютной нищете. В 2015 - 705 миллионов. В среднем каждый день из нищеты выходили 137 тысяч человек.

    В 1981 году только 9% населения бедных стран получало более $10 в день (по курсу 2011 года). В 2013 году - 23%.

На свободном рынке богатеют абсолютно все, он выгоден не только для предпринимателей и богачей, но и для широких масс. Мы не считаем условия, в которых проходили эти изменения, «свободным рынком», но согласны, что он в целом куда свободнее, чем в прошлом. Смысл в том, что очень многие люди не в курсе, что бедность падает, считая при этом нынешний рынок «слишком свободным» и обвиняя его в росте бедности.

«Свободный рынок способствует прямой диктатуре предпринимателей (угнетению или „эксплуатации“ наемных работников)»

Доводы сторонников этого утверждения предполагают или доказывают, что работодатель находится априори в лучшем положении, чем наемный работник. Однако это подтверждается только человеческими словами, бытовым «общественным мнением», но не подтверждается человеческими действиями. Рабочие редко становятся работодателями, даже с поправкой на то, что «открыть бизнес дорого»: состоятельные наемные работники тоже становятся предпринимателями редко. Наконец, поставив себя на место предпринимателя, многие люди скорее всего согласятся, что быть предпринимателем нелегко. Предприниматель несет свои риски, в том числе такие, которые не существуют для наемного работника.

«Свободный рынок способствует непрямой диктатуре предпринимателей (олигархии или коррупции)»

Аргумент вида «у кого будут деньги, у того и будет власть». Следует отметить, что и олигархия, и коррупция - это уже реальность, независимо от либертарианства. При этом они присущи сильным государствам и страшны именно этим. Олигархия позволяет использовать нерыночные механизмы принуждения, которые существуют исключительно благодаря государству. Коррупция существует из-за того, что чиновник-взяткополучатель находится в привилегированном положении перед гражданином-взяткодателем и может диктовать ему условия, а не наоборот. И причины, и негативные последствия олигархии и коррупции - излишние полномочия государства и недостаточное разделение властей (излишняя централизация власти). Либертарианство противостоит обеим этим практикам и всегда находится на стороне жертвы против агрессора, независимо от того, сколько у агрессора денег и получил ли он их честно или нечестно.

«Радикальные рыночные реформы приведут к тому, что у всех будут низкие зарплаты»

Наемные работники могут торговаться (и торгуются) о зарплате сейчас. Нет никаких оснований полагать, что они перестанут торговаться о зарплате после рыночных (в том числе либертарианских) реформ. Наоборот, наращивание полномочий государства скорее поспособствует ограничению работника в возможности торговаться. Например, рабочие места, контролируемые государством, скорее будут оплачиваться менее гибко. Нет также никаких оснований полагать, что зафиксированная государством зарплата будет «высокой». Широкие государственные полномочия способствуют высокой эмиссии денег (как через создание наличных денег, так и через выдачу не обеспеченных ничем кредитов), что влечет снижение покупательной способности денег. Многие понимают это, даже не изучая экономическую теорию. Даже здравый смысл говорит: невозможно победить бедность назначением по стране заоблачной минимальной зарплаты. При этом тем же людям кажется: объяви минимальные зарплаты чуть более высокими, чем они есть сейчас, - и можно сделать людей чуточку богаче. Качественной разницы между двумя предложениями нет, есть только количественная. Первое сделает людей беднее мгновенно и явно, второе - медленно и незаметно. Не следует забывать, что либертарианцы выступают за ужесточенный контроль за государственными расходами и категорически против бэйлаутов, что повысит покупательскую способность и ценность всех «жёстких денег», в том числе зарплат. Наконец, снижение налогового бремени тоже сделает всех богаче.

Либертарианство и религия

Мировые религии требуют от своих последователей не убивать и не воровать. Это написано в их священных текстах, и к этому священники призывают свою паству. Сказанного уже достаточно, чтобы либертарианство не было закрыто для религиозных людей. Принцип самопринадлежности означает, что никто не вправе запрещать другим людям ненасильственно практиковать религию, и уж подавно - запрещать им верить. В рамках контрактных юрисдикций могут формироваться либертарианские общества, где практикуются только отдельные религии. Поэтому у верующих людей есть немало оснований поддерживать либертарианскую платформу.

Есть люди, которые говорят о себе: я - либертарианец и при этом христианин / мусульманин / буддист. Есть общественные организации, которые можно описать как «либертарианские мусульманские» и «либертарианские христианские». Это не самое популярное направление либертарианской и окололибертарианской общественной деятельности, но тем не менее оно существует.

История показывает, что конфликты между адептами разных религий (и особенно - религиозные войны) сходят на нет, как только становится популярной идея, что религия это личное дело граждан, а не часть сферы ответственности государства. Это пример того, как явно либертарианское решение показывает отличные результаты на практике.

Большинство либертарианцев, по всей видимости, атеисты или агностики, что вовсе не мешает им последовательно порицать насилие и сотрудничать с людьми иных взглядов для достижения общих политических целей, вытекающих из этого фундаментального принципа.

Этика и либертарианство

В рамках этики люди пытаются найти ответ на вопрос, как следует поступать в различных ситуациях, как отделить хорошее от плохого. Можно сразу сказать, что либертарианство не стремится найти универсальный и всеобъемлющий ответ на этот вопрос. Либертарианская этика сводится к вопросу о том, когда оправдано применение силы. Найденный ответ можно коротко сформулировать так: «либертарианство всегда на стороне жертвы против агрессора».

В либертарианстве есть два главных принципа: принцип самопринадлежности и принцип неагрессии. Любое действие оценивается на основе следования этим принципам. Если они соблюдаются - всё более-менее в порядке; если нет, то это плохо (аморально, неэтично и так далее). Важно, что действия оцениваются по соответствию определенным принципам, а не по тому, как мы воспринимаем их последствия. Хорошая цель не может оправдать плохие средства.

Возьмем крайний пример. Представим человека, которому нужно заработать на пропитание. Если его никуда не возьмут на работу, ему может грозить голодная смерть. Хорошо ли будет, если государство обяжет какого-нибудь работодателя устроить этого человека к себе на работу?

Согласно либертарианской этике, такое трудоустройство - это безусловно плохое действие. Даже несмотря на то, что альтернатива грозит человеку голодной смертью.

Такая позиция может показаться ужасной, а либертарианцы - какими-нибудь кровожадными «социал-дарвинистами». Но представьте себя частным работодателем, которого обязали трудоустроить работника. Мало того, что «доброе дело» было совершено за чужой счет - государство решило за вас, кого вам следует нанимать на работу; теперь вы должны будете платить нежеланному работнику зарплату из своего бюджета, а лавры благодетеля скорее достанутся государству, чем человеку, которого пришлось заставлять делать доброе дело. Но, кроме того, это «доброе дело» было совершено насильно: вы никому не обязаны были предоставлять рабочие места, однако вашу свободу выбора в этом вопросе попросту отменили. Принудительное благодеяние нарушило свободу того, кого заставили это благодеяние оказать, - и поэтому оно расценивается в либертарианстве как плохой поступок.

Что же тогда остается делать безработному из нашего примера? Не следует делать вывод, что либертарианство одобряет смерть более слабых или отказ от помощи нуждающимся. Это не так. Либертарианство не запрещает помощь и тем более не поощряет какую-то особую форму эгоизма. Просто в рамках либертарианской этики оценка «хорошо» или «плохо» дается на основе соблюдения вышеуказанных принципов самопринадлежности и неагрессии - этим она и ограничивается.

Человеку можно помочь без принуждения. Другие люди вполне могут решить помочь нуждающемуся - либо куском хлеба, либо тем же трудоустройством. В свободном обществе куда больше, чем в несвободном, развита благотворительность - люди знают, что значит попасть в сложную ситуацию, и не ждут от государства помощи всем сирым и убогим, а берут дело в свои руки.

Даже если окружающие решат иначе и откажутся помогать нуждающемуся - у них будет неотъемлемая свобода выбора принять то или иное решение. Будет ли такой отказ осуждаться либертарианским обществом? Вполне возможно, но этот вопрос уже выходит за рамки либертарианского учения. Мы утверждаем лишь, что добрые дела не делаются насильно, и что никакая благая цель не может оправдать агрессии, принуждения, покушения на чужую свободу и собственность. В отличие от других, мы делаем из этого однозначные, последовательные и предсказуемые политические выводы: что государство может делать, а что нет, и какие законы справедливы, а какие нет.

В конце концов, если окружающее сообщество человека решительно не устроит, он волен будет примкнуть к другому сообществу (или организовать свое) и жить по иным правилам. Либертарианство утверждает, что вы свободны добровольно объединяться со своими единомышленниками, строить такое общество, какое хотите, и договариваться о соблюдении тех этических норм, которые вам ближе. Либертарианцы против государственной дискриминации, но приветствуют частную.

Спорные вопросы в либертарианстве

Большинство вопросов и проблем в либертарианстве можно рассмотреть и дать им однозначную оценку в рамках и . Тем не менее, в реальной жизни возникают ситуации, в которых сложно руководствоваться лишь ими. Рассмотрим лишь некоторые из них:

Спор об ограниченном государстве

В основе этого спора лежит тезис, что в некоторых случаях государство может быть полезно, но должно существовать в ограниченных рамках только для поддержания порядка и защиты от внешней агрессии. считают, что такое государство всё равно будет существовать на принципах агрессивного насилия и принуждения и всегда будет стремиться расширить свои полномочия.

Происхождение прав в теории права

Точки зрения на происхождение прав можно разделить на две категории:

    Права объективны, независимы от законов и человеческих договоренностей («естественное право»).

    Все остальные точки зрения и подходы («контрактное право», «законное право» или что-то еще).

Среди либертарианцев встречаются как сторонники теории естественного неотчуждаемого права, так и сторонники других подходов.

Субъектность ребенка

Либертарианцы согласны с общепринятой точкой зрения о том, что человек не имет правовой субъектности с самого рождения. Но в то время как часть либертарианцев считает, что для обретения молодым человеком субъектности ему достаточно только заявить о ней, другая часть - что этому должно предшествовать нечто более существенное - например, обретение материальной независимости от родителей.

Допустимость либертарианской партийной деятельности

Не все либертарианцы согласны, что либертарианские партии вообще должны существовать. Самый известный задокументированный спор на эту тему состоялся между Мюрреем Ротбардом и Сэмюэлем Эдвардом Конкином Третьим. Либертарианцы-противники участия либертарианцев в обычной сегодняшней политической жизни не мешают либертарианцам-сторонникам такого участия. Одни вступают в либертарианские партии, другие - нет.

Положение либертарианцев на диаграмме Нолана

Диаграмма Нолана - это популярная схема политического спектра, предложенная американским либертарианцем Дэвидом Ноланом в 1969 году. В стремлении избежать традиционного, но бесполезного Нолан предложил классифицировать политические взгляды по двум основным критериям - по уровням личной и экономической свободы. В итоге возникает плоскость, где на одной оси отложено отношение человека к экономической свободе (от левых до правых, в сугубо экономическом смысле), а на другой - к личной свободе (от авторитаризма до либертарианства).

Получившуюся диаграмму можно разделить на сектора, соответствующие разным политическим философиям. Скажем, консерваторы чаще выступают за большую экономическую свободу, но также и за вмешательство государства в сферу личной свободы (например, наказание за употребление наркотиков). не согласны на такое вмешательство, но приветствуют государственный контроль в области экономики (например, МРОТ или государственную пенсионную систему).

Либертарианцы выступают за максимальный уровень личной и экономической свободы, считая вредным и неправильным государственное вмешательство в деятельность людей. К этому сектору на диаграмме Нолана относится, в частности, и позиция Либертарианской партии России.

В силу того, что конкретные формы либертарианства содержат представления не только о должном праве , но и о должном государстве , эти формы относят не только к правовой, но и к политической философии.

К либертарианству в западной традиции относят широкий спектр идеологий и движений - от правых en до левых .

История термина

В России наряду с термином «либертарианство» в близком значении также употребляется термин «либертарно-юридическое правопонимание », введённый в науку академиком В. С. Нерсесянцем и его последователями (Четвернин В. А. и др.). [ ]

Либертарианская философия

Принципы самопринадлежности и ненападения

В основе либертарианства лежит принцип самопринадлежности, то есть естественное право каждого человека свободно распоряжаться своим собственным телом и произведёнными им или полученными в ходе добровольного обмена предметами собственности. Из принципа самопринадлежности в либертарианстве естественным образом вытекает и принцип неагрессии, то есть убеждение в том, что любое недобровольное насилие в адрес другого лица или его имущества является нелегитимным.

Принцип ненападения (NAP - the non-aggression principle ) описывается как основа современной либертарианской философии. Это правовая (не моральная) позиция, которая запрещает агрессивное насилие по отношению к человеку и его собственности.

Поскольку принцип переопределяет агрессию с точки зрения либертарианства, использование принципа ненападения в качестве обоснования либертарианства подвергается критике как круговое рассуждение и запутывание с целью скрыть насильственную природу либертарианского подхода к защите прав собственности. Принцип ненападения используется для обоснования недопустимости таких институтов, как наказание за преступление без жертвы , налогообложение и призыв в армию .

Государство

Между либертарианцами существуют споры относительно того, является ли государство легитимным. Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства, как налогообложение и антимонопольное регулирование , являются примерами воровства и грабежа и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности .

Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором - ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло .

Различие между столпами либертарианства состоят в том, что в первом случае запрет на агрессивное насилие является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором - ставится задача планомерной минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло . В силу того, что конкретные перечисленные отражения либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном государстве , эти формы относятся не только к правовой, но и к политической философии.

Либертарианский философ Моше Крой (англ. Moshe Kroy ) считал, что разногласие в том, является ли государство аморальным, между анархо-капиталистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Мюррея Ротбарда и минархистами, придерживающимися взглядов на человеческое сознание и природу ценностей Айн Рэнд , возникает не из-за разных интерпретаций общей моральной позиции. Он утверждал, что разногласие между двумя этими группами является результатом разных представлений о природе человеческого сознания, и что каждая группа делает правильные выводы из своих предпосылок. Таким образом, эти две группы не совершают ошибок при выводе правильного толкования какой-либо этической позиции, поскольку общей этической позиции у них нет.

Права собственности

Либертарианцы являются сторонниками частной собственности. Либертарианцы утверждают, что природные ресурсы «могут быть присвоены первым человеком, который их обнаруживает, смешивает с ними свой труд или просто утвердит их как свои - без согласия других и каких-либо выплат им». Либертарианцы считают, что природные ресурсы изначально не используются никем, и поэтому частные стороны могут по своему усмотрению применять их без чьего-либо согласия и каких либо налогов, типа налога на стоимость земли.

Либертарианцы считают, что общества, в которых соблюдаются права частной собственности, являются этичными и приводят к наилучшим возможным результатам. Они поддерживают свободный рынок и не против каких-либо концентраций экономической власти в чьих-либо руках при условии, что это происходит не с помощью принуждающих средств вроде денег, сделанных с помощью связи с государством.

Либертарианство и австрийская школа экономической мысли

Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой экономической мысли , которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. Хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство - политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения. Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остаётся ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.

Политические взгляды современных либертарианцев

  • Либертарианцы считают, что люди имеют только право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, а законы должны лишь обеспечивать такую свободу, а также исполнение свободно заключённых договоров .
  • Либертарианцы считают, что налогообложение аморально, по сути ничем не отличается от грабежа и поэтому налогообложение следует заменить добровольными методами финансирования услуг, представляемых государством в настоящее время населению. Такие услуги могут предоставляться частным бизнесом, благотворительными и другими организациями. Они выступают против любых государственных дотаций, например, сельскохозяйственным производителям. Либертарианцы выступают против таможенных пошлин и иных видов внешнеторговых барьеров.
  • Либертарианцы выступают против государственного контроля за безопасностью и эффективностью лекарственных средств , против всех или большинства правил градостроительного зонирования .
  • Либертарианцы выступают против установления законом минимального размера оплаты труда .
  • Либертарианцы являются убеждёнными противниками всеобщей воинской обязанности . Они выступают против военного вмешательства в дела других стран и признают лишь защиту от агрессии.
  • Либертарианцы возражают против любого государственного контроля над средствами массовой информации.
  • Часть либертарианцев выступает против ограничений на иммиграцию .
  • Часть либертарианцев выступает против законов об обязательном школьном образовании .
  • Либертарианцы выступают против запретов на владение оружием .
  • Одним из легкоузнаваемых требований либертарианцев - неоднозначно воспринимаемым обществом, но совершенно естественно вытекающим из общей концепции - является требование полной легализации всех или большинства наркотиков .
  • Часть правых либертарианцев поддерживает идею «добровольного» (контрактного) рабства , что критикуется представителями общественных движений леволибертарного (социально-анархического) толка .

Публицист Том Хартманн отмечает, что по данным исследования, проведённого Pew Research, только 11 % процентов людей, заявляющих о том, что они разделяют либертарианские взгляды, понимают суть либертарианства, в частности то, что оно выступает за увеличение личной свободы и снижения контроля государства. Так 41 % таких людей считает, что государство должно регулировать бизнес, 38 % поддерживает социальные пособия малообеспеченным людям, 42 % считают, что полиция должна иметь право останавливать «подозрительных людей» .

Современные либертарианские организации

С 1950-х годов сформировалось много американских либертарианских организаций, принявших позицию свободного рынка , а также поддерживающих гражданские свободы и внешнюю политику без вмешательства. К ним относятся Институт Людвига фон Мизеса , Университет Франциско Маррокин, Фонд экономического образования , Центр либертарианских исследований, и Международная организация «Свобода». Проект «Свободный штат » созданный в 2001 году, работает, чтобы привести 20 000 либертарианцев в Нью-Гэмпшир и этим повлиять на государственную политику. Активные студенческие организации включают студентов за свободу и молодых американцев за свободу .

Люди, оказавшие существенное влияние на философию

См. также

Примечания

  1. Libertarian // Online Etymology Dictionary (англ.)
  2. David F. Nolan - Libertarian (недоступная ссылка - история ) . Проверено 18 июня 2010. Архивировано 16 июня 2008 года.
  3. James W. Harris. Frequently Asked Questions ABOUT The World’s Smallest Political Quiz Архивная копия от 28 марта 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия )
  4. Murray Bookchin . The Real Roots of Traditional Libertarianism // «The Forms of Freedom» talk, 1985.
  5. The Non-Aggression Principle , Americanly Yours . Проверено 22 октября 2018.
  6. Clay . The relation between the non-aggression principle and property rights: a response to Division by Zer0 | Stephan Kinsella (англ.) , Mises Institute (4 October 2011). Проверено 22 октября 2018.
  7. Карлсон, Дженнифер Д. (2012). «Либертарианство». В Миллере, Уилберн Р. Социальная история преступления и наказания в Америке. Лондон: Мудрец Публикации. п. 1007. ISBN 1412988764 . В либертарианской мысли существуют три основных лагеря: право-либертарианство, социалистический либертарианство и лево-либертарианство; степень, в которой они представляют собой различные идеологии, в отличие от вариаций на тему, оспаривается учеными.
  8. Беккер, Лоуренс С.; Беккер, Шарлотта Б. (2001). Энциклопедия этики. 3 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 1562 .
  9. Ротбард, Мюррей (1998). Этика свободы. Нью-Йорк: Пресс-служба NYU. ISBN 978-0814775066 .
  10. фон Мизес, Людвиг (2007). Human Action: Трактат об экономике. Индианаполис: Фонд свободы. ISBN 978-0865976313 .
  11. Уолтер Блок . Либертарианство и либертинизм
  12. Джессика Флэниган. Три довода против рецептурного отпуска лекарств . InLiberty.ru .
  13. Чандран Кукатас. Иммиграция и свобода . InLiberty.ru .
  14. Ужесточение контроля над оборотом огнестрельного оружия и общественная безопасность. Гэри Маузер
  15. Дэвид Бергланд. Либертарианство за один урок (недоступная ссылка - история ) . Проверено 17 сентября 2012. Архивировано 16 декабря 2012 года.
  16. Брайан Доэрти. Мировая война против наркотиков: столетие неудач и бесплодных усилий (недоступная ссылка - история ) . Проверено 16 мая 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.

🔊 Прослушать пост

Когда люди слышат слово либертарианцы, то часто они ассоциируют с ними два слова: Светов и Дуров. Михаил Светов — одна из самых харизматичных личностей в либертарианском движении, а Павел Дуров — самый известный в России либертарианец.

Человечество находится в рабстве у организованных преступных группировок, называющих себя «государствами».Павел Дуров

Может, кто-то даже слышал распространенный мэм: «С уважением, ваш коллега, белый либертарианец .

Михаил Светов — самый харизматичный либертарианец в России.

Именно, после вдохновенного, зажигательного выступления Михаила Светова на митинге против РосКомНадзора и за Телеграм и свободный интернет многие люди в России узнали о существовании либертарианцев. Посмотрите:

Так, что же всё таки такое это либертарианство?

Если кратко:

Либертарианство — это свобода для каждого!

Сердцевиной либертарианства является Принцип НеАгрессии (ПНА — NAP) — неприменения насилия за исключением защиты себя и своей собственности. Все остальные формы насилия нелегитимны в либертарианстве. Поэтому либертарианцы против любых насильственных платежей взыскиваемых государством — как например, налоги, страховые отчисления (на пенсию, «бесплатную» медицинскую помощь).

Кто такой либертарианец?

Согласно, американскому словарю английского языка,

Либертарианец — это тот, кто выступает за максимизацию прав отдельного человека и минимизацию прав государства.

Либертарианцы за редуцирование влияние государства и за развитие каждой личности. Как сказал Дэвид Фридман в книге «Механика свободы»:

Центральная идея либертарианства — дать каждому человеку возможность распоряжаться своей жизнью так как он хочет.

Или как сказал Давид Боз в 1997 году в книге «О либертарианстве»:

Либертарианство — это видение мира в котором каждый человек имеет право жить своей жизнью любым способом, который он выбирает, при условии, что он уважает равные права других. Либертарианцы защищают право каждого человека на жизнь, свободу и право собственности, которые и были изначально у людей до образования государства. В либертарианском мире все человеческие отношения должны быть добровольными; единственные действия, которые должны быть запрещены законом, являются те, которые включают в себя начало применения силы против тех, кто сам не использовал такие принудительные действия, как убийство, изнасилование, грабеж, похищение людей и мошенничество.

Что можно считать преступлением с точки зрения либертарианства?

Денис Черноморец: «Разве общество не может быть объектом преступления? » Saind Official: «Денис, не может. Общество состоит из отдельных людей, если никому конкретному не нанесён вред, то и вреда «обществу» быть не может. «

Михаил Светов о либертарианстве за 5 минут

Все самые важные институты человеческого общества — язык, право, деньги и рынки — развились спонтанно, без централизованного руководства. /Д. Боуз/ Одна из форм влияния на государство — является образование партий. Либертарианская, демократическая, социалистическая партии все хотят одного — меньше бедности, больше благополучия. Но у всех их разные способы достижения этой цели. Например:

Брак

Цель: Каждый может вступать в брак в независимости от пола, вероисповедания, национальности, цвета кожи и т.д. Реализация: Либертарианцы против государственной регистрации брака, они за письменный или устный (клятва) брачный договор.

Медицинская помощь

Доступная и качественная медицинская помощь для каждого. Либертарианцы за то, чтобы каждый человек имел отличную медицинскую помощь, лечение, но они против вмешательства государства в этот процесс, например через обязательные взносы на медицинское страхование. Пусть эти деньги останутся у людей, и они сами выберут достойного врача, клинику.

Физическая свобода

Каждый человек волен распоряжаться своим телом по своему усмотрению. Человек имеет право сам решать что ему есть, как ему лечиться, какие принимать препараты, кем работать.

Суд

Справедливый суд. Законы, которые препятствуют свободному выбору человека (но которые не ущемляют права других), являются несправедливыми и должны быть отменены.

Окружающая среда

Каждый человек имеет право жить в окружающей среде свободной от загрязнений. Предприятия, находящиеся под защитой государства — являются самыми активными загрязнителями окружающей среды и самыми безнаказанными. Чем больше земли будет в руках у людей, тем чище будет воздух, вода, земля.

Экономика

Сильная, стабильна, инновационная экономика. Либертарианцы верят, что единственная справедливая экономическая система — это свободный рыночный капитализм. Если не будет вмешательства государства в рыночный процесс посредством постановлений, субсидий, то хорошие продукты и услуги, которые производятся и продаются на свободном рынке, будут процветать, а плохие потерпят неудачу. Арбидол тогда уже не продашь).

Иммиграция

Каждый адекватный, мирнонастроенный иностранец может стать гражданином России. Любой мирный, стремящийся к созиданию, уважающий культуру России иностранец, который хочет стать гражданином, должен иметь на это право, в независимости от того, из какой он страны, на каком языке он говорит, или какую религию он исповедует.

Армия

Защита России от врагов. Либертарианцы полагают, что нет причин вмешиваться в войны вне России. Армия должна защищать российских граждан. Кроме того, Армия расходует очень большой процент нашего бюджета. Россия должна прекратить полицейскую деятельность в мире и не участвовать в многолетних войнах на территории иностранных государств.

Аборты

Решение об аборте — это дело семьи, а не государства. Правительство не должно решать, какие медицинские процедуры мы должны выбирать. Аборты — это очень личная проблема и государство не должно участвовать в принятии этого выбора.

Гражданское оружие

Законопослушный гражданин имеет право защитить себя, свою семью, свою собственность с помощью оружия. Либертарианцы поддерживают право хранить и носить оружие. Любое препятствие со стороны правительства ограничить это право каким-либо образом является несправедливым и должно быть отменено. Чем больше ограничений существует, тем лучше для черного рынка оружия и больше оружия в руках преступников. Преступник всегда будет вооружен, а законопослушному гражданину запрещают носить оружие — и это несправедливо.

Образование

Улучшить образование на всех уровнях. Свободный рынок, как и для любой отрасли, обеспечит процветающую систему образования. Хорошие школы преуспеют, а плохие школы будут заменены лучшими в результате конкуренции. Т.е. если в двух словах, либертарианство нацелено на обеспечение абсолютной и неотъемлемой свободы личности, включая свободу слова, убеждений, собраний, право на владение собственностью, равенство перед законом и физическую независимость. Либертарианцы признают необходимость государственной власти, но в ограниченном или минимальном объёме. Правительство, согласно либертарианства нужно только для защиты прав граждан и должно только вмешиваться туда, где эти права и свободы находятся под угрозой. Несправедливость там, где индивидуум или их группа своей деятельностью ограничивают свободу другого человека.

Либертарианцы способствуют личной ответственности и благотворительности, а также традиционно выступают против корпоративизма. Эти ценности лежат в основе концепции спонтанного порядка, что социальный порядок не навязан центральной властью или под руководством правительства, а естественным образом возникает в крупных сообществах лиц, работающих согласовано.

Как появилось либертарианство?

Идеологическое происхождение либертарианства можно увидеть в древнем мире задолго до того, как появилось это слово. Китайский мыслитель Лао Цу писал, что «без закона или принуждения люди будут жить в гармонии», а философы и поэты Греции излагали понятие высшего закона природы или порядка выше полномочий государства и королевской власти. Либертарианство в современном понимании впервые появилось в эпоху Просвещения. Философия разделяет большую часть своей истории с классическим либерализмом в XVIII веке, поскольку понятия свободной воли вдохновили ряд важных французских, шотландских и американских мыслителей. Тогда было три основных философа: Джон Локк, Адам Смит и Джон Стюарт Милль. Часто называемый «Отцом классического либерализма», Локк наиболее известен своими влиятельными теориями социального договора (контракта), личной независимости и частной собственности. Собственность, как плод труда человека, утверждал он, является правом. Аналогичным образом, роль правительства заключается в защите гражданских прав, а не навязывании прав гражданам. Тем временем Смит писал против вмешательства правительства в дела граждан. Он также был известным критиком и противником профсоюзов и корпораций. Милль со своим утилитаризмом в своем эссе «О свободе» подчеркивал, что цель власти состоит в том, чтобы сохранить свободу человека для удовольствии и счастья. Другие философы, как например, французский барон де Монтескье, предлагали разделение государственных полномочий. Эти классические либеральные идеи оказали огромное влияние на мышление американских и французских революционеров. Во Франции идеи были закреплены в Декларации прав человека и гражданина 1789 года.


В Соединенных Штатах отцы-основатели Америки вписали в Декларацию независимости, что сама цель правительства состоит в защите «неотъемлемых прав» каждого гражданина «жизни, свободы и стремления к счастью». Анархическое понятие индивидуализма прослеживается и в произведениях таких американских писателей, как Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. В начале 20-го века современный бренд американского либертарианства, чаще связанный с консерватизмом свободного рынка, излагался такими писателями, как Л. Л. Менкен, Леонард Рид и Айн Рэнд. После федеральных инициатив и программ президента Франклина Д. Рузвельта в рамках Нового курса многие из этих теоретиков отвергли название «либерал», которое стало означать социалистические идеалы, и начали искать другое название. К 1960-м годам Мюррей Ротбард популяризировал термин либертарианство , который был придуман анархо-коммунистом по имени Джозеф Дежак в 1857 году и составлен из французского «libertaire».

Левое (либертарный социализм) и правое либертарианство

В 1971 году в США была сформирована Либертарианская партия, выступающей за свободный капиталистический рынок и борьбу с регулированием по целому ряду социально-экономических вопросов. Правое либертарианство интерпретирует рыночную экономику как спонтанный порядок согласно Адама Смита. Именно в этом правом течении поддерживается свободно рыночный капитализм и право частной собственности. Полномочия централизованного правительства сокращаются, а государственная собственность отменяется. Некоторые защищают такие функции государства как: полиция, армия и система правосудия для защиты частной собственности, взаимодействия граждан и действий против агрессии. Идеи правого либертарианства распространяются несколькими мозговыми центрами, включая анархо-капиталистический Центр либертарианских исследований и Институт Катона, основанный Ротбардом (последний с помощью Чарльза Коха из Koch Industries). Тем не менее, хотя правая либертарианская позиция находит небольшую политическую почву в США, философия оставалась более связанной с левым анархизмом в других частях мира.

В Соединенных Штатах, — пишет Фрэнк Фернандес в своей книге «Кубинский анархизм», однажды чрезвычайно полезный термин «либертарианец» был захвачен эгоистами, которые на самом деле являются врагами свободы в полном смысле этого слова.

Американский левый теоретик Ноам Хомский последовательно утверждал, что либертарианство на самом деле взаимозаменяемо с социальным анархистским или антистатистическим социализмом. Этот термин использует «Альянс левых либертарианцев» и «Центр общества без государства». Хотя оба выражения, как правило, являются культурно либеральными в их поддержке легализации наркотиков, прав на неприкосновенность частной жизни и равенства браков, основным моментом разногласий является экономика и собственность. Либертарианские социалисты и анархисты продвигают прямую демократию с минимальным государством и предпочитают кооперативы в коллективизированной собственности граждан. Их подход к производству подтверждается теорией стоимости труда Адама Смита, также процитированной как марксистская по своей природе: ценность продукта или услуги обусловлена ​​социальными издержками его производства, часами и человеческими усилиями, а не его стоимостью для клиентов. Для левых либертарианцев капитализм — это еще одно иерархическое трудовое отношение в конфликте с их акцентом на личную свободу. Что касается собственности, некоторые левые либертарианцы выступают за коммуны, но двигаются в сторону политического центра, другие поддерживают право собственности на основе занятости. Левостороннее либертарианство обнаружило недавнее возрождение в бунтарской хакерской этике и безлидерских политических движений начала 2010-х годов, чему способствовал интернет, которое началось после экономического кризиса 2008 года и подпитывается энтузиазмом к будущему потенциалу цифровых технологий. В глобальном масштабе это нашло форму в «Пиратских партиях», «Интернет-партии Новой Зеландии» и «Пятизвездочном движении» в Италии, которые по-прежнему активны в политическом плане.