Фз об образовательной деятельности в российской федерации. Закон Российской Федерации об образовании в Российской Федерации: описание изменений

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет все особенности образования в нашей стране. Данные нормы направлены на удовлетворение потребностей людей в качественном и правильном образовании, а также на совершенствование сферы образования с учетом потребностей современного времени.

В принципе, закон направлен на улучшение образование, на формирование более жестких правил разработки структуры и программ образовательного характера, на улучшение профессиональных качеств преподавателей.
  1. Законодатель определяет, что школьное образование, в соответствии с конституционными нормами, остается бесплатным, и предоставляется все желающим по месту жительства. То есть, ребенка вы можете отправить на обучение в школу, рядом с домом. Также прописаны определенные нормы для тех школьников, которые проживают в том или же ином городе на основании временной регистрации;
  2. Определен четкий возраст приема в школу. В принципе, данный возраст основан на многочисленных исследований специалистов, которые уверены, что именно с данным аспектом связано восприятие ребенка обучающей информации. Также устанавливаются нормативы, которые определяют важность и значимость дошкольного и дополнительного образования. Таким образом, законодатель ставит акцент на всестороннее развитие ребенка. В школе он получает определенные знания и навыки стандартного плана. Дополнительные учебные заведения позволяют развивать профессиональные и творческие наклонности ребенка. А дошкольное образование позволяет правильно подготовить ребенка к школе;
  3. Кроме всего прочего, законодатель определил необходимость проведения мониторинга, эффективности работы вузов. Так, каждый год, производится специализированный процесс оценки качества и эффективности образования. Причем, под проверку попадают не только государственные, но частные заведения;
  4. Законодатель установил определенные изменения по поводу результатов едино государственного экзамена. Теперь данные результаты будут действительными в течение пяти лет. Таким образом, человек в течение данного времени сможет выбрать профессиональное направление для дальнейшего обучения.

Особенности и перспективы закона об образовании

Вся структура данного закона основана на необходимость улучшения качества обучения и воспитания. Все начинается с дошкольного образования, которому законодатель уделил весьма существенное количество внимания. Он определил, что все родители, которые имеют желание заниматься семейным образованием, могут получить нужные консультации в бесплатном режиме в специальных государственных инстанциях. Школьное образование – важный этап жизни человека. И законодатель крайне внимательно отнесся к разработке всех элементов данного образования, чтобы сформировать структуру, достойную развивать все интеллектуальные и индивидуальные способности и особенности ребенка.


Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет все особенности формирования норм дошкольного...


Правительство нашей страны стремится максимально улучшить сферу образования. Именно по этой причине, новый закон об образовании включил в себя множество новых постановлений,...

Образование – одна из важнейших сфер государственного регулирования. И одна из самых проблемных. Упорядочить и регламентировать образовательные процессы в Российской Федерации призван принятый в 2012 году ФЗ «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012. Федеральный закон предоставил каждому человеку максимальные возможности для получения дошкольного и обязательного общего образования. Он ввел новые инструменты для профессионального развития педагогов и возможность выбора качественных образовательных услуг для учащихся.

Расскажем подробнее, какие гарантии для учащихся и педагогов введены данным законом.. Полный текст документа можно скачать в конце статьи.

История 273-ФЗ

Закон «Об образовании» в РФ 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, заменил два действовавших на тот момент закона: «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. В нем на момент принятия было множество новелл. Он разрабатывался с 2009 года — в этот период проводились комплексные проверки и мониторинги деятельности образовательных учреждений для выявления проблем и мест, неучтенных законами.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» активно критикуют с момента его принятия. Он не является совершенным – с момента издания в него внесено более 45 поправок, ежегодно предлагаются и появляются новые. Главная причина корректировок – несоответствие положений закона реальным процессам в российском образовании: то есть закон просто не успевает перестраиваться под фактическое положение дел и решать возникающие проблемы.

Базой для ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2018-2019 год) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе ФГОСов (федеральных образовательных стандартов). Это правило распространяется на дошкольное, начальное, основное, среднее общее и среднее профессиональное образование в силу ст. 5 № 273-ФЗ. Бесплатно и высшее образование, но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

Органы власти субъектов обладают полномочиями обеспечивать соблюдение нормы через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня. Так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных и т.д. в соответствии с нормативами (п. 3 ч. 1 ст. 8 № 273-ФЗ).

Платные услуги не могут подменять обучение, которое профинансировано из бюджета. Иначе образовательная организация должна вернуть все потраченные средства.

Новый закон «Об образовании» закрепил такие явления, как дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Дошкольное образование стало первым уровнем в системе образования. Оно должно быть доступным населению без очередей и в нескольких формах (в детсаду, группах при школах) и обязано обеспечивать подготовку детей к школе. Отказ в приеме ребенка в школу допустим, лишь когда отсутствуют свободные места.

Новшеством этого закона стало то, что он регулирует процессы обучения и затрагивает особенности в отношении отдельных категорий лиц:

  • с выдающимися способностями;
  • с ограниченными возможностями;
  • иностранцев и апатридов;
  • осужденных.

Многие положения ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 2019 год) посвящены педагогам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу. Им гарантируется право:

  • на повышение квалификации,
  • на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года),
  • на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории,
  • на определенные меры соцподдержки;
  • на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет
  • непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

Названы уровни общего образования:

  1. дошкольное;
  2. начальное общее;
  3. основное общее;
  4. среднее общее.
  5. И профессионального:
  6. среднее;
  7. высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  8. подготовка кадров высшей квалификации (это новый уровень высшего образования для научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры).

Подготовка научных кадров (докторантура) исключена из программ образования и переведена в научную деятельность.


Отмечается, что ныне действующий ФЗ содействует интеграции отечественного и европейского образования. С этой целью введена глава VI. Она направлена на:

  • создание благоприятных условий для мобильности учащихся и педагогов;
  • совместных программ;
  • упрощение признания документов об иностранном образовании.

Установлено, что итоги ЕГЭ действительны 5 лет. Стала обязательной ГИА (итоговая госаттестация) для окончивших 9 классов.

Критика закона часто заостряла внимание на том, что для льготников сократились возможности для поступления в ВУЗ. Так, установлена 10%-ная квота для инвалидов. А прочие группы (сироты, из неполных семей, с родителем-инвалидом I группы и пр.) получают только право бесплатно обучаться в подготовительных группах ВУЗов.

Учитываются индивидуальные потребности учащихся: есть право на индивидуальный график и выбор предметов. Предусмотрено инклюзивное образование для лиц с ОВЗ (то есть они учатся в обычном образовательном учреждении, а не в специализированном).

Изменения последних лет

В числе достижений закона отмечают:

  • создание «электронных» школ с онлайн-уроками и дистанционным предоставлением заданий;
  • упразднение 2-й и 3-й учебных смен в школах;
  • снижение отчетности для педагогов и перевод ее в интерактив.

Последняя редакция закона «Об образовании в РФ», актуальная в 2019 годe, предусматривает такие важные изменения, как:

  • в отношении приема на обучение (бакалавриат, специалитет) за счет бюджета в пределах квот детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, детства, вследствие военной травмы или заболевания, исключено особое условие о противопоказании медэкспертизы.
  • касающиеся выплат социальных стипендий. Часть 5 статьи 63 предусматривает, что они назначаются на 1 год студентам сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, чернобыльцам, ветеранам боевых действий, «контрактникам», прочим лицам, получившим госпомощь. Это право надо доказать – представить подтверждающий документ.

Изменения 2018 года и последние новости

Масштабные корректировки прошли в феврале текущего года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

В марте акт снова претерпел изменения. Обновленный закон «Об образовании» РФ (последняя редакция 2019 года) вступил в силу 7 марта с подписанием № 56-ФЗ. Глава 12 была дополнена статьей 98.1. Норма касается обеспечения размещения данных о мерах соцподдержки и гарантий учащимся, педагогам, руководителям учреждений образования. Она предусматривает, что такие сведения размещаются в ЕГИССО (единой информационной госсистеме соцобеспечения) на основании № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Закон об образовании в РФ - 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране. Для руководителей этот документ является настольной книгой, своего рода Библией, которую они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все положения. Желательно, чтобы и родители, и учащиеся различных образовательных учреждений также познакомились с основными положениями Закона.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно разобрать подробно весь Закон, каждый его пункт. Мы разберем ключевые, самые важные положения, которые могут помочь многим потребителям образовательных услуг, т. к. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» применяется в детских садах, школах, колледжах, университетах и др.

Основные понятия

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель - формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение - целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание - процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

требование к образованию

Педагогический работник - это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату. До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст. 46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование - бакалавриат.
  6. Высшее образование - специалитет.
  7. Высшее образование - магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. и инструкции - это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная - если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. Главная роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача - сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме - в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме - вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

  1. Очную.
  2. Заочную.
  3. Очно-заочную.

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» - новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Виды

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей. Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе - традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное - только по желанию родителей.

Итоги

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, - Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.


Закон «Об образовании в РФ», последняя редакция которого состоялась в 2016 году, призван сформировать иной подход к системе образования.

Теперь дошкольные учреждения имеют другой статус, школы, лицеи и гимназии уравнены по значению, практикуется индивидуальный подход.

Начиная с 1 сентября 2013 года начал действовать новый закон «Об образовании в РФ» , последняя редакция которого приходится на 2016 год.

Он призван регулировать взаимоотношения между представителями двух поколений.

Закон №273-ФЗ заменил собой два ранее действовавших законодательных акта: «Об образовании», а также «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Что рассматривается в новом законе

Закон «Об образовании в РФ» координирует все стороны сферы образования.

В разных статьях можно найти информацию по следующим пунктам:

  • участники образовательного процесса;
  • структура системы образования;
  • порядок реализации учебных программ;
  • права и обязательства самих учащихся, их законных представителей, преподавателей;
  • причины начала или завершения отношений в области образования;
  • характеристики общего и профессионального образования;
  • порядок финансирования.

Начинается последняя редакция с ключевых определений, которые будут использоваться в тексте. Далее по главам уделяется внимание разным направлениям этой сферы.

Почему стоит ознакомиться с новым законодательным актом

Рассмотрение текста закона «Об образовании в РФ» помогает получить представление о правах и гарантиях для учащихся и их законных представителей.

Законодательный акт показывает, какие требования образовательные организации могут предъявлять, а чего ожидать они не вправе.

Разобравшись в структуре образовательной системы, родители смогут выбрать для своего ребенка наилучшую программу обучения, которая будет соответствовать его потребностям.

На основании закона в последней редакции, можно определить, насколько госструктуры могут вовлекаться в образовательный процесс, не нарушая при этом прав учащихся и преподавателей.

Чтобы поддерживать учебный процесс, законодательным актом предусмотрены следующие возможности:

  • специальные образовательные программы;
  • стипендии;
  • кредиты на образование.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» охватывает практически все сферы образовательного процесса.

Вместе с тем, он содержит лишь общие принципы регулирования. Для регламентирования прочих ситуаций издаются дополнительные акты.

Важно: закон дает общее представление о правах, обязательствах и гарантиях. В отдельно изданных актах конкретизируется порядок реализации.

Основные пункты закона

Всего закон «Об образовании» содержит 111 статей, которые объединены в 15 главах.

  1. Общие положения . В первой главе приводятся основные определения для терминов, которые будут использоваться в дальнейшем. Помимо этого, там раскрывается, каким объемом полномочий в сфере образования обладают муниципальные и федеральные власти.
  2. Образовательная система . Здесь подробно описывается, как функционирует программа обучения, и какие требования предъявляются к реализации учебных материалов.
  3. Лица, проводящие обучение . Этот раздел включает три главы (3-5). Описаны все участники образовательного процесса, разновидности образовательных организаций, способы стимулирования студентов.
  4. Основания для начала и завершения образовательных отношений . В статьях этого раздела описываются требования к соглашению об образовании, итоговой и промежуточной аттестации.
  5. Виды образования . Тема проходит через главы с 7 по 10. Там подробно описываются отличительные особенности общего образования, дополнительного и профессионального. Отдельно идет профессиональное обучение, цель которого – углубление познаний в области уже освоенной профессии.
  6. Особенности реализации . 11 глава посвящена вопросам, связанным с обучением инвалидов , и групп, детей без российского гражданства или учеников с выдающимися способностями.
  7. Вопросы управления . 12 глава раскрывает, каким образом государство контролирует сферу образования и процесс соблюдения нормативных актов.
  8. Экономическая составляющая . В главе 13 описываются подробности приема на бюджетные места и порядок получения образования при оплате своими средствами.
  9. Сотрудничество с другими государствами в сфере образования . Этот вопрос обсуждается в главе 14.

В конце оговаривается, каким образом федеральный закон об образовании вступает в силу.

Базовые принципы законодательного акта

Новый закон «Об образовании» базируется на следующих основных принципах.

  1. В пределах установленных стандартов, начальное образование остается бесплатным. На обучение в школе средства выделяются из бюджета. Замена его коммерческими услугами не допускается.
  2. Государство обязуется систематически проводить мониторинг высших учебных заведений, в том числе коммерческих.
  3. Когда закон «Об образовании в РФ» вступит в силу, будут действительны только на протяжении пяти лет.
  4. Вузы оставляют 10-процентную квоту для студентов с ограниченными физическими возможностями.
  5. Для льготников предусмотрено бесплатное подготовительное обучение.
  6. Касательно дошкольного образования в РФ, оно наделяется статусом начального образования первой ступени.
  7. Прием детей в первый класс контролируется местным самоуправлением. Если ребенку не хватило места в школе, власти обязуются находить подходящую альтернативу.
  8. Законодательным актом вводится индивидуальный подход к обучению. Преподавателю потребуется выявить, что дается ребенку легче, и помочь ему развить эти способности.
  9. На среднее образование теперь смотрят как на подготовительный этап перед поступлением в вуз.
  10. В вузах, в зависимости от продолжительности обучения и уровня освоения курса, студентам могут присваиваться степени бакалавра, специалиста, магистра.
  11. Преподаватели проходят переподготовку один раз за три года.
  12. Преподавателям обеспечиваются удлиненные отпуска и возможность уходить на пенсию ранее установленного законодательством возраста.

Закон «Об образовании в РФ» регламентирует отношения между сторонами в сфере образовательных отношений. Содержание статей соответствует Конституции .

Подробнее о нововведениях

Корректировки и последняя редакция закона заслуживают внимания всех участников учебного процесса. Далее представлены ключевые нововведения:

  1. Теперь дошкольные учебные заведения считаются частью системы образования. Отличие лишь в том, что учащимся не нужно сдавать тесты и экзамены после завершения курса.
  2. За дошкольное образование не взимается плата. Однако присмотр за детьми оплачивается.
  3. Экзамены после 9 класса проводятся также строго, как и после 11 – только здесь применяются другие бланки.
  4. Для поступления в вуз обязательно предоставить результаты сдачи ЕГЭ.
  5. Учителю присваивается статус педагогического работника, которому предоставляют определенные льготы. Среди них – возможность получать раз в десять лет годовой отпуск.

Новый закон «Об образовании в РФ» дает ответы практически на вопросы, связанные с образовательной сферой.

Современный статус детских садов

Как уже отмечалось, в согласии с последней редакцией, дошкольные образовательные учреждения признаны частью образовательной системы.

Льготы по оплате были сохранены. В некоторых случаях родители полностью освобождаются от внесения платы за посещение их ребенком детского сада.

В целом, расходы выросли не более чем на 5%.

Важно: в новом законе «Об образовании в РФ» четко прописано, какие затраты можно включать в плату за посещение дошкольного образовательного учреждения, а какие нет.

Если родителям сотрудники ДОУ будут выставлять слишком большие счета на оплату, им придется обосновать повышение стоимости.

Согласно федеральному закону «Об образовании», их финансирование из бюджета не было уменьшено.

Поэтому основания для повышения оплаты должны быть достаточно весомыми.

Теперь ясно разграничены роли детских садов и школ:

  • детский сад помогает ребенку адаптироваться к новому коллективу, развить желание узнавать что-то новое, раскрыть задатки;
  • начальная школа призвана развить основные навыки письма и счета.

По новому закону о дошкольном образовании в РФ, в детских садах не проводится итоговая аттестация.

На самом деле, соответствие стандартам должно волновать не малышей, а родителей и преподавателей.

Введение индивидуального подхода

На основании нового закона «Об образовании в РФ», государство вводит индивидуальный подход.

Это значит, что, если учащийся не может регулярно посещать школу, ему можно разработать индивидуальный график посещения занятий.

Такой график разрабатывается для следующих категорий учеников:

  • переходящих в другую школу, если текущий материал в новом классе уже был изучен в предыдущем;
  • серьезно занимающихся каким-либо видом спорта и часто отсутствующих ввиду участия в соревнованиях;
  • занимающихся в музыкальной школе и отсутствующих во время гастролей;
  • имеющих проблемы со здоровьем, которые не позволяют регулярно посещать занятия в школе.

Новый закон предусматривает возможность создать индивидуальный график обучения для учащихся, которые в виду вышеперечисленных причин не могут посещать их по общему расписанию.

Лицей или школа – устранение различий

Закон «Об образовании в РФ» стирает различие между школами, лицеями и гимназиями.

Теперь ко всем образовательным учреждениям будет применяться название «школа».

Понятия «лицей» и «гимназия» утрачивают свой смысл, они будут отражены только в официальном названии.

Различия состояли в нижеуказанных характеристиках:

  • лицеи обладают определенной специализацией, поэтому там работают преподаватели высокой квалификации, имеются соответствующие лаборатории и учебные материалы;
  • школы не уполномочены реализовывать специальные учебные программы.

Со вступления в силу этого законодательного акта, школы имеют в своем распоряжении полный перечень образовательных программ.

По мнению экспертов, этот пункт может стать причиной затруднений.

В отличие от лицеев и гимназий, преподаватели в обычной школе не подготовлены к тому, чтобы предоставлять специализированное образование.

Вместе с тем трудно однозначно судить о целесообразности такого нововведения.

Ключевая задача при издании этого закона – качественно изменить подход к процессу образования.

Теперь от преподавателя требуется не просто передать знания и помочь развить базовые навыки.

Можно сказать, что по новому закону цель педагога – научить приобретать знания и развивать навыки самостоятельно.

Невозможно сразу же в корне изменить свой подход. Но к этому стоит стремиться.

Важно: новый закон поддерживает гуманизм в сфере образования. В первую очередь обращается внимание на права человека и воспитание свободной, трудолюбивой и разносторонней личности.

Последние поправки на 2016-2017 учебный год

Последняя редакция нового закона имеет еще ряд поправок. Некоторые из них вступают в силу с 1 сентября 2016 года, другие – с 1 января 2017. Далее они перечислены по порядку:

  1. Получение стипендии. Поправка на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 312-ФЗ . Получать социальную стипендию смогут только студенты, которым такие выплаты назначены документально. В образовательную организацию нужно предъявить этот бланк. Стипендия назначается со дня поступления документа на один год. На выплаты смогут рассчитывать ординаторы, аспиранты, имеющие материальные затруднения, слушатели, ассистенты-стажеры.
  2. Программы бакалавриата и специалитета. Изменения зафиксированы законом №306-ФЗ. На основании этого нормативного акта, с 1 сентября года, идущего перед годом приема на обучение по вышеназванным программам, Минобрнауки не может менять список испытаний для поступления и корректировать прием на обучение.
  3. Государственная поддержка. В 2017 году надеяться на господдержку могут организации дополнительного образования не только муниципальные, но и частные.

Согласно последней редакции, теперь преподаватели будут обучаться оказанию неотложной помощи: освоят порядок действий и приобретут необходимые навыки.

Поправки касательно присоединения к РФ Республики Крым

В июле 2016 года были приняты законы № 307-ФЗ и № 308-ФЗ, которые затрагивают вопросы правового регулирования в связи с новыми субъектами РФ – Республики Крым и города Севастополя.

  1. До 1 сентября 2018 года остаются в силе лицензии на образовательную деятельность для организаций, находящихся в Республике Крым.
  2. Порядок проведения итоговой аттестации и приема в образовательные организации. Крымские абитуриенты смогут еще 2 года пользоваться привилегированными условиями при поступлении в вуз. Однако начиная с 2017 года, для них не будет оставляться квота.

Закон «Об образовании в РФ» внес немало корректив в систему обучения.

Теперь не существует подразделения на обычные школы и гимназии.

Полный перечень образовательных программ будет доступен всем учебным заведениям.

С действием нового закона поменялся статус детских садов и прочих дошкольных учреждений.

Некоторые изменения вызывают споры и вопросы со стороны экспертов.

Но законодательный акт в целом охватывает все стороны сферы образования.

Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их

Качественная система образования является необходимым элементом в любом государстве. В Российской Федерации представленное явление регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании". Особенно важные положения этого нормативного акта будут подробно рассмотрены в статье.

О чем закон?

Что регулирует Федеральный закон 273-ФЗ "Об образовании"? Согласно статье 1, это социальные отношения в области образования. Сюда входит реализация права на учебно-воспитательные процессы, качественное обеспечение свобод, интересов и прав человека и гражданина, создание условий для реализации прав на образование и т.д. Представленный нормативный акт регулирует основы организационного, правового и экономического характера, некоторые принципы реализации государственной политики в России, общие правила функционирования образовательной системы и многое другое. Благодаря закону четко могут быть четко определены правовые статусы участников образовательной сферы.

Что, согласно нормативному акту, является образованием? Закон говорит о целенаправленном и едином процессе обучающе-воспитательного характера, который является социально значимым благом, осуществляемым в интересах российских граждан. Воспитание является частью образования. Согласно закону, воспитанием именуется деятельность по формированию и развитию личности. Обучение же является целенаправленным процессом по наделению человека знаниями, навыками и умениями.

Основные принципы закона

В статье 3 № 273-ФЗ "Об образовании" закреплены основные принципы, на которых базируется учебно-воспитательная сфера в Российской Федерации. Помимо классических принципов законности, гуманности и направленности на защиту прав и свобод человека и гражданина, здесь стоит назвать:

О праве каждого человека на реализацию образовательных процессов в России стоит чуть более подробно рассказать далее.

Право на образование

В статье 5 № 273-ФЗ "Об образовании" приведены основные гарантии реализации права на образование каждого российского гражданина. Так, подобное право предоставляется всем без исключения - независимо от языка, пола, происхождения, социальных убеждений, отношения к религии и т.д. В России должна гарантироваться бесплатность и общедоступность образования - как дошкольного, так и начального общего, среднего, профессионального, высшего и т.д.

Государственные российские органы призваны обеспечивать качественную реализацию права на образование. Подобное обеспечение возможно лишь путем социально-экономической поддержки, своевременного удовлетворения соответствующих потребностей человека, проведения качественных реформ и т.д. Как государственные органы федерального или регионального типа, так и инстанции местного самоуправления обязаны всячески содействовать гражданам в представленной области.

О роли государства

О полномочиях государственных органов в стоит рассказать чуть подробнее. Согласно статье 6 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральные инстанции исполнительной ветви власти обязаны:


Согласно статье 72 российской Конституции, деятельность в области образования находится в ведении как региональных, так и федеральных властей, то есть носит совместный характер. Именно поэтому в Законе № 273-ФЗ "Об образовании" функции государственных органов также разделены. Так, если в ведении федерации находится составление всей государственной образовательной программы, наделение особо крупных учреждений лицензиями, финансирование образовательных организаций и т.д., то в ведении регионов имеются функции не столь масштабные - например, создание условий для присмотра за детьми, создание или ликвидация региональных учреждений образовательного характера, организация дополнительного обучения и многое другое.

О структуре образовательного учреждения

В статье 10 Закона Российской Федерации № 273-ФЗ "Об образовании" предоставляется подробная характеристика всей образовательной структуры России. Вот что включает в себя эта структура:


В России на сегодняшний день установлена следующая система общего образования:

  • дошкольный уровень;
  • начальный уровень;
  • основный общий уровень;
  • средний общий уровень.

Высшее образование делится на бакалавриат, специалитет и магистратуру.

Осуществление образовательной деятельности

В главе 3 № говорится о реализации образовательной деятельности в России. Подобного рода деятельность должна осуществляться специальными организациями, имеющими лицензию на осуществление учебно-воспитательных функций. Любые организации, осуществляющие обучение, должны нести ответственность как за своих сотрудников, так и за обучающихся лиц.

Любая образовательная организация должна иметь некоммерческий характер. В представленной сфере должны строго соблюдаться нормы о свободе совести, вероисповедания, мировоззрения и т.д. В зависимости от того, кем именно создана организация, она может носить частный, региональный или государственный характер.

О субъектах образовательной системы

Кто, согласно главам 4 и 5 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", входит в общее число субъектов образовательной системы? Здесь стоит назвать самих обучающихся - школьников, дошкольников, студентов или аспирантов, а также их законных представителей (родителей или опекунов).

Педагогические работники, а именно учителя и преподаватели, также являются субъектами представленной системы. Все работники образовательных организаций должны быть аттестованы и лицензированы на осуществление своей профессиональной деятельности.