Какие организации охраняют природу. Современные проблемы охраны природы

ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане. В 2001 году был принят закон « Об охране окружающей среды ». В нём сказано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия как в результате чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.




Что подлежит охране - правила безопасности при обращении с ядовитыми и микроорганизмами; - ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений; - правила охраны и использования недр; - правила охраны рыбных запасов За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафом или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.


Что подлежит охране В 2002 году лесные пожары охватили обширные территории во многих районах нашей страны, уничтожая не только растительность, но и жилые дома и дачи, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнем. А причиной возгорания нередко были: брошенный кем - то в сухую траву окурок, непогашенный туристами костер и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнем, ставшее причиной лесного пожара, в виде штрафа или лишения свободы сроком до 2 лет, а за умышленный поджог до 8 лет.


Заповедники в России На настоящее время в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации.


Деятельность заповедников Каждый из государственных заповедников строит свою деятельность в соответствии с индивидуальным " Положением о заповеднике ", отражающем особенности функционирования и режима охраны территории конкретного заповедника (например, регламентация туризма на территории, выделение зон ограниченного природопользования для обеспечения функционирования кордонов и др.).








Гринпис в России Направления работ в Гринпис называются кампаниями. В российском отделении действуют 8 кампаний: Лесная Антиядерная (против радиационного заражения окружающей среды) Токсическая (против химического загрязнения) Байкальская (за сохранение чистоты озера Байкал) Морской проект (против браконьерства и нарушений правил лова в морях России) Нефтяной проект (против загрязнения окружающей среды нефтью) Проект по климату (предотвращение катастрофических изменений климата) Всемирное наследие (подготовка номинаций особо ценных природных территорий в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО)


Сделаем выводы 1. Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином. 2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России. 3. Охраной природы занимается государство, которое издает законы, устанавливающие обязательные правила использования и сбережения природы, и наказывает тех, кто своими действиями наносит ей ущерб. 4. В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане, которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину. 5. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 6. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы.

1)Национальные органы

Охрана природы есть научно обоснованная система государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану, рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Исполнители - государственные и международные организации, общественные организации и научные учреждения.

Их деятельность регламентирована и опирается на законодательные акты и правовые нормы. В статье 9 ныне действующей Конституции РФ сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В статье 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Статья 58 гласит об обязанностях: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Кроме этих и некоторых других статей Конституции, отношения в сфере взаимодействия общества и природы в нашей стране регулируются законом РФ «Об охране окружающей природной среды», введенным в действие 19 декабря 1991 года. В этом законе определены принципы охраны окружающей среды, объекты охраны, права граждан и государственных органов (начиная с законодательных и заканчивая местными исполнительными) в области охраны окружающей природной среды.

Здесь же приведены экономические механизмы охраны окружающей среды, порядок нормирования ее качества, методы контроля, пути экологического воспитания и образования, ответственность за экологические правонарушения, принципы международного сотрудничества в этой сфере и другие аспекты природоохранительной деятельности. Этот закон должен стать настольной книгой каждого руководителя и общественного деятеля.

Непосредственным организатором выполнения этого закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью.

К законодательным органам относятся: Комитет по природным ресурсам и природопользованию при Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию природных ресурсов при областных или краевых думах.

В состав исполнительных органов входят: Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают:

  • - определение основных направлений охраны окружающей среды;
  • - учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов;
  • - учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;
  • - координация природоохранительной деятельности органов управления предприятий, учреждений;
  • - координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов;
  • - государственный экологический контроль;
  • - разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий;
  • - организация сбора и обезвреживания отходов;
  • - организация особо охраняемых территорий;
  • - организация экологического воспитания и образования;
  • - обеспечение населения экологической информацией и др.

Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:

  • - комитет РФ по геологии и использованию недр;
  • - комитет РФ по земельным ресурсам;
  • - комитет РФ по рыболовству;
  • - комитет РФ по водному хозяйству;
  • - департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х;
  • - федеральная служба геодезии и картографии России;
  • - федеральная служба лесного хозяйства России;
  • - федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • - санитарно-эпидемиологическая служба РФ при Министерстве здравоохранения.

Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.

Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами природоохранительной деятельности (планирование, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто ведет к обезливанию и снижению эффективности действия законов. Самым главным недостатком в деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов, законодательных актов и правовых норм.

2) Общественные организации

Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года. Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях, школах, вузах и других учебных заведениях.

Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия, Ассоциация развития экологической прессы, Союз общественных экологических фондов России и др.

3) Научные организации

Российская АН, отраслевые АН, Государственные органы по науке и технике имеют специальные подразделения, которые разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Например, при президиуме РАН создан научный совет по проблемам биосферы. Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий, разрабатывающих способы очистки от загрязнений, методы контроля за состоянием окружающей среды, государственные стандарты и нормативы в этой области. Занимаются прогнозами, готовят проекты, осуществляют государственную экологическую экспертизу, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Примером может служить центральный научно-исследовательский институт по комплексным проблемам охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х.

Немалую роль в природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие 4) Международные природоохранительные организации

Охрана природной среды - дело людей всего мира. Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы - атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены, прежде всего, международные конвенции и соглашения.

Например, «Соглашение об охране морских котиков» заключено в 1897 году между Россией, США и Японией.

Около 70 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений достигнут по охране Мирового океана от загрязнения нефтью.

В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете загрязнения Балтийского моря.

В 1973 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 80 стран заключили конвенцию по охране гнездовий, мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц.

Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды.

При ООН созданы специализированные органы, в том числе:

  • 1. ЮНЕСКО - организация по проблемам образования, культуры, решает вопросы образования подготовки кадров по охране природы.
  • 2. ФАО - по вопросам продовольствия и с/х.
  • 3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.
  • 4. МСОП - международный союз охраны природы, объединяет 46 государств, имеет 6 постоянных комиссий со штаб-квартирой в городе Морж (Швейцария). Он подготавливает соглашения, конвенции; организует консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков.

Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей, скорее всего, контрпродуктивны .

Охрана природы в нашем крае - важнейший комплекс мероприятий в сложившейся сложной экологической обстановке, которая наблюдается во многих регионах страны. Такой деятельностью занимаются не только в России. Существует огромное количество международных организаций, которые контролируют состояние окружающей среды по всей Земле.

Организации по охране природы в России

Охрана окружающей природы - это то, чем должен заниматься каждый человек. Зачастую из-за безответственного и халатного отношения к миру вокруг себя происходят техногенные катастрофы и массовые загрязнения. Охранять природу нужно как в частных, так и в глобальных масштабах. Все начинается с малого. Каждый должен контролировать себя и своих близких, не сорить, бережно относится к природе и т. д.

Охрана природы в нашем крае регулируется действиями множества организаций, которые специализируются на этом. Ниже перечислены основные из них:

  • ВООП - Всероссийское общество охраны природы.
  • Экологическое
  • РРЭЦ - Российский региональный экологический центр.
  • "Зеленый крест" и др.

ВООП было основано в 1924 году, оно действует и сегодня. Главной целью общества является сохранение окружающей среды. Участниками проводится комплекс мер по поддержанию многообразия фауны и флоры. Общество занимается просвещением населения, внедрения в массы Участники консультируют субъектов природопользования, занимаются природоохраняемой деятельностью и многим другим.

Экологическое движение в России - относительно новое явление. В 1994 году было основано общество "Зеленых", которые появились на основе организации "Кедр". До 2009 года действовала так называемая экологическая политическая партия, но позже ее деятельность была прекращена. Движение "Зеленые" своей целью считает изменение отношения к окружающему миру государства и населения. Участники считают, что только организованными политическими мерами можно достичь результата.

РРЭЦ появился только в 2000 году. Центр был утвержден Академией госслужбы и при президенте РФ. Целью создания РРЭЦ стало налаживание связей с подобными центрами других стран. Это необходимо для продвижения передовых идей для обеспечения благополучия жизнедеятельности. Благодаря диалогам между экологическими организациями можно стабилизировать состояние России, внедрять и продвигать стандарты и методы по охране окружающей среды.

Неправительственная организация "Зеленый крест" появилась также не так давно - в 1994 году. Цель участников - воспитание у населения способности жить в добром соседстве с природой.

Международные организации по охране природы

Во всем мире таких сообществ очень много. Наиболее известными являются:

  • "Гринпис".
  • Фонд дикой природы.
  • Международный "Зеленый Крест".
  • Международный союз по охране природы и др.

Мероприятия по охране природы

Закон об охране природы говорит о том, что каждый должен сохранять, рационально использовать и по возможности восстанавливать природные ресурсы.

Нужно поддерживать чистоту вод, лесов, атмосферы, заботиться об окружающем мире - представителях флоры и фауны и др. Существуют определенные меры по охране природы:

  1. Экономические.
  2. Естественнонаучные.
  3. Технико-производственные.
  4. Административные.

Правительственные программы по охране окружающей среды играют огромную роль для Земли в целом. В отдельных регионах удалось добиться отличных результатов. Но нужно понимать, что на все уходит не один год. Ярким примером служит природоохраняемая программа по очистке вод в Спустя несколько лет ее благополучный итог налицо. Однако данный комплекс мероприятий было очень дорогостоящим.

Подобные меры принимаются и на региональном уровне. В 1868 году во Львове было принято решение охранять сурков и серн, свободно живущих в Татрах. Благодаря собравшемуся сейму и принятым решениям животных стали защищать и спасли от вымирания.

В связи со сложившейся экологической ситуацией было необходимо принять комплекс мер, который ограничил использование природных ресурсов в промышленности и др. Использовать ядохимикаты было запрещено. Также в комплекс мер входили мероприятия по:

  • восстановлению земель;
  • созданию заповедников;
  • очистке окружающей среды;
  • упорядочению использования химикатов и др.

"Гринпис"

Охрана природы в нашем крае во многом опирается на принципы работы международных организаций, хотя и носит региональный характер. "Гринпис" - самое известное сообщество, которое имеет представительства в 47 странах мира. Главный офис находится в Амстердаме. Действующий директор - Куми Найду. Штат организации - 2500 человек. Но в "Гринписе" работают и добровольцы, их насчитывается около 12 000 человек. Участники пропагандируют экологически чистый образ жизни, призывают людей защищать и охранять окружающую среду. Проблемы, которые стремятся решить "гринписовцы":

  • сохранение Арктики;
  • изменение климата, борьба с потеплением;
  • китобойный промысел;
  • радиация и др.

Международный союз по охране природы

Международные организации по охране природы появились в разное время. В 1948 году был учрежден Всемирный Союз. Это международная некоммерческая организация, основной целью которой является сохранение многообразия представителей животного и растительного мира. В союз вступило более 82 стран. Было открыто более 111 правительственных и 800 неправительственных учреждений. В организации работает более 10 000 ученых со всего мира. Члены союза считают, что нужно сохранять целостность и мира. Ресурсы должны использоваться равномерно. В составе организации - 6 научных комиссий.

Всемирный фонд охраны дикой природы

Охрана природы в нашем крае - составная часть международного фонда. Эта общественная организация, занимающаяся сохранением дикой природы во всем мире, своей миссией считает достижение баланса, гармонии между человеком и всем тем, что его окружает. Символ Фонда - большая панда, которая занесена в Красную Книгу. Организация проводит множество мероприятий, в число которых входят:

  • лесная программа;
  • охрана редких видов;
  • климатическая программа;
  • экологизация нефтегазовых месторождений и др.

Охрана природы в нашем крае - обязанность каждого жителя страны. Только вместе можно сохранить естественное величие окружающего мира в нетронутом виде.

Все доступные данные свидетельствуют о том, что экологическая обстановка в России в конце 20 в. - одна из самых неблагополучных на земном шаре. В период гласности по меньшей мере 200 городов России были признаны экологически опасными для здоровья населения вследствие загрязнения воздуха и вод. По программе "грязные города" около 30 городов были отобраны для очистки от загрязняющих отходов производства, но эффект оказался минимальным.

В советское время было засекречено до 50 ядерных предприятий, и только в 1994 выяснилось, что многие местности заражены радиоактивными отходами. Взрывы отходов производства атомного оружия в Челябинской области (1957) и атомного реактора Чернобыльской АЭС близ Киева (1986) привели к радиоактивному заражению обширных территорий. Нередки случаи аварий на нефте- и газопроводах. Широко распространено загрязнение вод стоками промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 1990-х годах в России неоднократно отмечались вспышки холеры из-за плохой очистки воды. Тем не менее, предпринимаются меры по улучшению экологической обстановки и защите окружающей среды.

Все ограничительные природоохранные меры можно разделить на две группы - функциональные и территориальные. Первые предполагают выделения группы наиболее угрожаемых видов (или, реже, природных комплексов) и вводят запреты на их использование или причинение им ущерба, вторые предполагают создание убежищ - особо охраняемых природных территорий, хозяйственная деятельность на которых запрещена или ограничена.

Основы природоохранного законодательства России сформулированы в Законе РФ "Об охране окружающей среды", принятом в декабре 1991 г., и в Законе "Об особо охраняемых природных территориях" 1996 г.
С организации заповедников начиналась научная охрана природы в России, и сейчас они составляют основу, своего рода жесткий каркас национальной системы ООПТ и охраны природы в целом. В настоящее время в России существует 99 заповедников. Они занимают площадь в 32 700 тыс. га, или 1,91% всей площади Российской Федерации .

Национальные парки являются государственными учреждениями и землепользователями на всей или части территории, хозяйственная деятельность запрещена полностью или ограничена. Приоритет - просвещение и отдых на природе населения. На сегодняшний день в России 33 национальных парка. Они занимают площадь в 6 731 тыс. га (0,39% площади РФ).

Заказники - территории, на которых запрещены отдельные виды природопользования, например рубка леса, строительство, мелиорация или охота. Создаются для охраны отдельных видов или природных комплексов. Памятники природы по режиму близки к заказникам, но представляют собой отдельные объекты, обычно небольшие по площади. По статусу, так же как и заказники, могут быть областными или федеральными.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений вносятся в Красную книгу РФ. Согласно ст. 65 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", такие виды повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования, запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания.

Современный передел собственности в России затронул ресурсы дикой природы в меньшей степени, чем все предыдущие реформы. Однако, для состояния самих природных ресурсов происшедшие изменения весьма существенны. Первым результатом ослабления государственного контроля за природными ресурсами явился рост браконьерства - незаконной добычи диких животных и растений. При этом традиционное охотничье браконьерство (незаконный отстрел копытных, добыча пушнины и т.п.) увеличилось незначительно, но возникли новые виды браконьерства, гораздо более опасные по своим последствиям, - началась целенаправленная охота за редкими видами животных и растений.

Объектами браконьерства стали виды, занесенные в международную Красную книгу, Красные книги СССР и России. В страны ближнего и дальнего зарубежья вывозились партии живых соколов (преимущественно балобан и кречет - популярные на Ближнем Востоке ловчие птицы), медвежья желчь, тигриные шкуры и даже коллекции редких видов бабочек. Крайне неблагополучная ситуация сложилась на Дальнем Востоке. Через границу в страны Дальнего Востока вывозились популярные в восточной медицине части животных, преимущественно редких видов. Основными объектами охоты на Дальнем Востоке стали тигр, кабарга, медведь, морские ежи, трепанги.

Охрана природы — это рациональ-ное, разумное использование природных богатств, что способствует сохранению первозданного многообразия природы и улучшению условий жизни населения. Для охраны природы Земли мировое сообщество принимает конкретные меры.

Эффективными мерами охраны исчезающих видов и естественных биоценозов являются увеличение числа заповедников, расширение их территорий, создание питомников для искусственного выращивания исчезающих видов и реинтродукция (то есть возврат) их в природу.

Мощное воздействие человека на экологические системы может привести к печальным результатам, способным спровоци-ровать целую цепь экологических изменений.

Влияние антропогенных факторов на организмы

Большая часть органических веществ не разлагается сразу, а сохраняется в виде древесных, почвенных и водных осадочных отложений. Сохраняясь в течение многих тысяче-летий, эти органические вещества превращаются в ископаемое топливо (уголь, торф и нефть).

Ежегодно на Земле фотосинтезирующие организмы синтезируют около 100 млрд т органических веществ. На протяжении геологического периода (1 млрд лет) преобладание процесса синтеза органических веществ над процессом их разложения привело к уменьшению содержания CO 2 и увеличению O 2 в атмосфере.

Между тем начиная со второй половины XX в. усиленное развитие промышленности и сельского хозяйства стало обусловливать неуклонное повышение содержания CO 2 в атмосфере. Это явление может вызвать изменение климата планеты .

Охрана природных ресурсов

В деле охраны природы большое значение имеет переход на использование промышленных и сель-скохозяйственных технологий, позволяющих экономно расходовать природные ресурсы. Для этого необходимо:

  • наиболее полное использование ископаемых природных ресурсов;
  • вторичное использование отходов производства, применение безотходных тех-нологий;
  • получение энергии от экологически чистых источников путём использования энергии Солнца , ветра , кинетической энергии океана , энергии подземных .

Особенно эффек-тивно внедрение безотходных технологий, работающих в режиме закрытых циклов, когда отходы не выбрасываются в атмосферу или в водные бассейны, а используются повторно.

Сохранение биоразнообразия

Охрана существующих видов живых организмов также имеет большое значение в биологическом, экологическом и культурном плане. Каждый ныне живущий вид является продуктом многовековой эволюции и обладает своим генофондом. Ни один из существующих видов нельзя считать абсолютно полезным или вредным. Те виды, которые считались вредными, со временем могут оказаться полез-ными. Именно поэтому охрана генофонда существующих видов имеет особое значение. Наша задача — сохранить все дошедшие до нас после длительного эволюционного процесса живые организмы.

Растительные и животные виды, численность которых уже сократилась или находится под угрозой исчезновения, занесены в «Красную книгу » и охраняются законом. С целью охраны природы создаются заповедники, микрозаповедники, природные памятники, плантации лекарственных растений, резервации, национальные парки и проводятся другие природоохранные мероприятия. Материал с сайта

«Человек и биосфера»

В целях охраны природы в 1971 г. принята международная программа «Человек и биосфера» (по-англ. «Man and Biosfera» — сокращённо MAB). Согласно этой программе, изучаются состояние окружающей среды и воздействие человека на биосферу . Основными задачами программы «Человек и биосфера» являются прогнозирование последствий современной хозяйственной дея-тельности человека, разработка способов разумного использования богатств биосферы и мер по её охране.

В странах, участвующих в программе MAB, создаются крупные биосферные заповедники, где изучаются изменения, наступающие в экосистемах без влияния человека (рис. 80).