Образец диагностика по фгос в средней группе. Диагностические карты в доу по фгос: примеры и особенности

Надежда Парасовская
Отчет по диагностике педагогического процесса в средней группе на 2015–2016 учебный год

Состав группы :

Всего человек : 25 Возраст детей : от 4 до 5. На начало года мальчиков 12, девочек 13. На конец учебного года - 26 человек .

На протяжении учебного года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

Работа средней группы осуществлялась исходя из основных годовых

задач и в соответствии с годовым планом работы МДОУ ЦРР №20 на 2015-2016 учебный год . Обучение проводилось по рабочей программе, которая состоит примерной основной общеобразовательной программе ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - 60% объема. 40% занимали парциальные программы «Технологии ТРИЗ» и «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная

деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей : физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы .

С целью определения уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы ДО и эффективности организации образовательного процесса в группе в начале и конце учебного года был проведен мониторинг уровня освоения детей по следующим образовательным областям :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Диагностика проводилась на основе наблюдений, бесед, проблемных ситуаций, анализа продуктивной деятельности детей. Выявление уровней знаний производится в баллах по следующим показаниям :

Высокий уровень – 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Выше среднего – от 4 до 5 баллов – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Средний уровень – от 3 до 4 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого

Низкий уровень – ниже 3 баллов – ребенок с помощью взрослого выполняет все параметры оценки.

По проведенной диагностике уровня освоения детьми ООП ДО на начало и конец учебного года было выявлено следующее :(см. презентацию)

Образовательная область

Уровни сентябрь май

Высокий __ 16% (4р)

Выше среднего 28% (7д) 44% (11д)

Средний 48% (12д) 36% (9д)

Низкий 24% (6д) 4% (1р)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Уровни Сентябрь Май

Высокий __ 4% (1р)

Выше среднего 32% (8д) 68% (17д)

Средний 48% (12д) 28% (7д)

Низкий 20% (5д) __

Образовательная область «Речевое развитие»

Уровни сентябрь май

Высокий __ 4% (1р)

Выше среднего 12% (3р) 60% (15д)

Средний 48% (12д) 24% (6д)

Низкий 40% (10д) 12% (3р)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Уровни сентябрь Май

Высокий __ __

Выше среднего 8% (2р) 36% (9д)

Средний 56% (14д) 52 % (13д)

Низкий 36% (9д) 12% (3р)

Образовательная область «Физическое развитие»

Уровни сентябрь май

Высокий __ 12% (3р)

Выше среднего 56% (14д) 56% (14)

Средний 36% (9д) 28% (7д)

Уровни 8% (2р) 4% (1р)

Исходя из приведенных таблиц, видно, что на начало учебного года уровень овладения детьми выше среднего оказался в двух образовательных областях – это образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» . На конец учебного года высокий уровень оказался только в социально-коммуникативной области. Высокие результаты показали 4 ребенка (16%) . В остальных областях превалирует показатель выше среднего .

Задачи на следующий 2016-2017 учебный год :

Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным

областям;

Углубление работы с детьми по образовательной области : развитие речи, физическому развитию.

Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в

соответствии с ФГОС ДО.

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска.

Предмет диагностики

Диагностическая карта ФГОС направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. Ее результаты используются для создания личной образовательной траектории дошкольника, поиска способа решения задач, связанных с развитием малыша.

Периодичность проведения

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС заполняются воспитателем не реже двух раз в год. В сентябре текущего года воспитатель планирует для каждого воспитанника индивидуальное развитие по определенным образовательным направлениям. В мае он выполняет сравнение начального уровня и полученных результатов. Среди распространённых методов, применяемых для таких диагностик, выделяют анкетирование. Чтобы проводить наблюдение, воспитатель должен владеть информацией о показателях, используемых для характеристики навыков и умений дошкольников в каждой образовательной области.

Структура диагностики

Диагностическая карта ФГОС заполняется на основе личного маршрута развития малыша, в ней отражается его систематизируются промежуточные и конечные результаты. Основные требования к уровню подготовки детей в ДОУ указаны в новых стандартах, они являются ориентирами для работы. Чтобы организовывать свою правильно заполнять диагностические карты в ДОУ по ФГОС, воспитатель пользуется специальными таблицами. В них указываются все которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.

Пример для образовательной области «Речевое развитие»

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС предполагают четкое указание всех навыков, которыми должен овладеть дошкольник.

В речевой области предполагается:

  • знание некоторых жанров детской литературы;
  • пересказ литературного произведения, умение составлять рассказ по определенному плану;
  • овладение отличиями между словом, предложением, буквой, звуком, определение их последовательности;
  • умение использовать в разговорной речи антонимы, синонимы, составлять сложные и логичные предложения

Диагностическая карта ребенка предполагает оценивание формирования подобных навыков и умений по трёхбалльной системе. Далее определяется средний балл, он и указывается в таблице.

Организуется процедура проведения педагогической диагностики разными способами, в зависимости от направлений программы, особенностей ребенка. В любом случае в карте должны быть отражены разные виды двигательная, изобразительная, интеллектуальная. Рекомендации ФГОС содержат примеры создания проблемных ситуаций, с помощью которых можно проанализировать навыки, имеющиеся у дошкольника. Такие примеры предлагаются еще не для всех образовательных областей, поэтому воспитатели вынуждены самостоятельно разрабатывать приемы проведения наблюдений за своими подопечными, чтобы заполнять диагностические таблицы. Среди требований, предъявляемых к подобной диагностике, отметим, что проводиться исследование должно в естественных для ребенка условиях, не допускается применение специальных тестовых заданий для анализа навыков будущего школьника. Воспитатель работает в тесном сотрудничестве с детским психологом, чтобы исключить любые стрессовые ситуации, которые могли бы негативно отразиться на психическом состоянии дошкольника, как-то его расстроить.

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

(Слайд 2) Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Проведение педагогической диагностики индивидуального развития детей предусматривается также авторами основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: "От рождения до школы", "Истоки" , "Детство" , и ряде других образовательных программ.

Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по мониторингу и педагогической диагностики ФГОС.

(Слайд 3) Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности и педагогической диагностики.

Мониторинг

Педагогическая диагностика

Слайд 3

Определение

система организации сбора , хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

(Слайд 4) в первом случае предполагает

Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения ; - изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

Понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем (ожидаемый результат).

(Слайд 5) Структура

1. Определение объекта мониторинга. 2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики. 3. Обработка и анализ ин-формации из существующих источников. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития. 5. Принятие решения об изменении деятельности.

Первый этап - проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Второй этап - практический. Проведение диагностики. Определение ответственных , обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов.

Четвертый этап - интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

(Слайд 6) Инструментарий

- система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

Сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

Позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Разработать НО Инд Образ Марш может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием.

Маршрутные листы

(Слайд 7)

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам).

Проводится во всех возрастных группах. Периодичность педагогической диагностики устанавливается образовательной организацией (ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ»)

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

(Слайд 8) И так, что такое Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы .

(Слайд 8) Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

(Слайд 9)Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

(Слайд 10) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

(Слайд 11)Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

С ребенком работает один взрослый.

Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка;

Обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов;

Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

(Слайд 12)На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогической диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.

(Слайд 13)Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

Игровой деятельности;

Познавательной деятельности (таких как - развитие детских способностей, познавательной активности);

Проектной деятельности (например: как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Художественной деятельности;

Физического развития.

Инструментарий - карты наблюдений детского развития , позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

(Слайд 14)Программа «Детство». Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

В программе «Детство» предполагается, что Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

Диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, ви дение скрытых резервов личностного развития, предви дение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

Деятельностных умений ребенка;

Интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

Личностных особенностей ребенка;

Поведенческих проявлений ребенка;

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Слайд 34 Практическая часть.

Серии «Программно-диагностический комплекс» создано с целью организации системы управления качеством в дошкольных образовательных учреждениях и предназначен администраторам и педагогам ДОУ.

Программный продукт «Экспресс – диагностика» представляет методику экспресс-анализа и оценки детской деятельности, разработанную специалистами НГПУ им. Горького и НГЛУ им. Добролюбова (Нижний Новгород). Данная методика отличается простотой в использовании и не требует специальной подготовки. В качестве основной единицы анализа рассматривается детская деятельность во всем многообразии ее видов; игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, речевая, двигательная, трудовая деятельность.

Программно-диагностический комплекс позволяет обеспечить четкий и оперативный сбор данных о состоянии и результатах процессов воспитания и обучения, о качестве управления ими, об их направленности на раскрытие потенциальных возможностей детей. Возможности программы помогают использовать предложенные методы, при необходимости адаптируя их к особенностям своей работы или добавляя собственные методики и методики других авторов. Автоматизированная система обработки данных способствует быстрому формированию индивидуальных и групповых карт результативности, а также сводных отчетов по динамике всех показателей в течение года.

Программный инструмент данной методике состоит из следующих структурно взаимосвязанных блоков:

    Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

    Блок «Показатели» содержит структурированный по возрастам диагностический материал, составленный на основе методик экспресс-анализа, объектами которого являются игровая, изобразительная, трудовая и конструктивная деятельность ребенка, а также его музыкальное, физическое и речевое развитие.

    Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать диагностические карты, групповые и сводные отчеты, делать количественный и качественный анализ результативности и эффективности педагогического воздействия.

При разработке программно-диагностического комплекса авторы исходили из типичных для педагогов проблем, т. е. создавали универсальное средство, позволяющее сделать образовательный мониторинг быстрым, качественным и эффективным. Программа легко адаптируется под запросы и особенности конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Работа с материалами, содержащимися на диске, осуществляется с помощью программной оболочки, позволяющей пользователю:

    вносить данные о воспитанниках;

    создавать, удалять и редактировать параметры оценки уровня развития детей;

    вносить результаты наблюдений и анализа;

    генерировать, распечатывать, экспортировать в офисные приложения карты результативности.

«Экспресс – диагностика» способствует экономии времени педагогов ДОУ, затрачиваемому на механическое оформление документов: составление таблиц, формирование списков детей, подсчет суммарных баллов, соотнесение баллов с оценочной шкалой и присвоение соответствующих оценок уровня развития каждому ребенку. Программа позволяет воспитателю однократно внести данные на воспитанников ДОУ или педагогов, чтобы потом за считанные минуты формировать любые списки, ведомости и отчеты. При оценке уровня развития интегративных качеств ребенка программные возможности диска позволяют автоматически проставить баллы, сверить по таблице, какому уровню этот балл соответствует, осуществить подсчет среднего балла по группе на начальном этапе обучения и в итоге учебного года и определить в процентном отношении шкалу изменений этих баллов.

Инструментарий мониторинга

по методике «Экспресс диагностики»

Игра. Определение уровня развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраст.

Методика экспресс-анализа и оценки игровой деятельности детей

старшего дошкольного возраста направлена на установление уровня развития

сюжетно-ролевой игры и использует три показателя:

1) уровень развития ролевой беседы;

2) уровень развития умения вступать во взаимодействие со сверстниками;

3) уровень развития умения вступать во взаимодействие со взрослыми.

Каждый из показателей оценивается по 4-х балльной системе.

1. Анализ уровня развития у детей ролевой беседы

Методика. Вступите в ролевую беседу с играющими детьми, задайте им

несколько вопросов по содержанию игры.

Оценка.

4 балла. Ребенок с удовольствием принимает взрослого в игру, разговаривает с

ним по содержанию игры. Во время беседы инициатива может на какое-то время

принадлежать взрослому, но постепенно в продолжение беседы переходит к ребенку.

Ролевая беседа содержательная, длительная.

3 балла. Принимает взрослого в игру, вступает с ним в разговор, но сам

инициативы не проявляет. Если взрослый не обращается к нему с вопросами, то

беседа прекращается. Беседа содержательная, а ее длительность зависит от взрослого.

2 балла. Вступает в ролевую беседу со взрослым, но собственной инициативы не

проявляет. Беседа не содержательная и не длительная по времени.

1 балл. Обменивается со взрослым ролевыми высказываниями. В ролевую беседу не

вступает. Часто на вопросы взрослого отвечает, одним словом.

2. Анализ умений детей вступать во взаимодействие со сверстниками

Методика. Индивидуально играющему ребенку тактично предложите пригласить в

игру сверстника. Например, посоветуйте: «Ты куда поехал (пошла)? Можешь пригласить с собой друга (подругу), вместе будет веселее».

Оценка.

4 балла. Ребенок с желанием приглашает в игру сверстника, понятно ставит ему

игровую задачу. В случае отказа сверстника не вступает с ним в конфликт; приглашает

другого сверстника. Совместная игра со сверстниками содержательная.

3 балла. Ребенок с удовольствием приглашает сверстника в игру, но не всегда

понятно ставит ему игровую задачу. Проявляет растерянность, если сверстник

отказывается с ним играть; в этом случае продолжает играть один.

2 балла. Проявляет готовность пригласить сверстника вместе играть, но не знает,

как это можно сделать. Требуется помощь взрослого типа («Ты подойди к нему,

улыбнись и скажи: «Пойдем со мной в лес за грибами и т.п.).

1 балл. Проявляет смущение от предложения поиграть со сверстником. Не знает,

как его пригласить. Даже после совета взрослого не хочет приглашать сверстника

вместе поиграть.

3. Анализ умений детей вступать во взаимодействие со взрослыми

Методика. Обратитесь к играющему индивидуально ребенку с предложением

принять Вас в игру. Например, мальчика, который один едет на машине, попросить куда-нибудь отвезти. К девочке, играющей с куклой, придти в гостя и т. п.

Оценка.

4 балла. Ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым.

Принимает от него и сам ставит игровые задачи. Вступает в ролевую беседу.

3 балла . Вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него

разнообразные игровые задачи, но сам предъявляет их лишь изредка. В игре взрослый и ребенок обмениваются ролевыми высказываниями.

2 балла. Вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него игровые

задачи, поставленные в косвенной формулировке, но сам их не ставит. Игру

сопровождают отдельные ролевые высказывания.

1 балл . Нехотя вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него

игровые задачи, поставленные только в прямой формулировке. Сам игровые задачи

взрослому не ставит. В игре присутствуют отдельные реплики.

Баллы, полученные ребенком по первому, второму и третьему показателю, суммируются и делятся на три. Так определяется средний балл соответствующий определенному уровню развития игровой деятельности. Если, средний балл составляет от 3,5 до 4 - деятельность оптимальна, от 2,4 до 3,4 -деятельность высокого уровня, от 1,3 до 2,3 - деятельность среднего уровня, ниже 1,2 балла - деятельность низкого уровня.

Информационная карта

игровой деятельностью

Фамилия, имя

ребенка

Показатели

Средний балл

уровень развития у детей ролевой беседы

умений детей вступать во взаимодействие со сверстниками

умений детей вступать во взаимодействие со взрослыми

Н.г.

К г.

    Иванов К.

    Петрова С.

    Алый П.

    Белова Н.

    Иванов К.

Средний балл

К О Н С Т Р У И Р О В А Н И Е

Определение уровня развития конструктивной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста.

У детей старшего дошкольного возраста при условии целенаправленного обучения

развивается самостоятельная конструктивная деятельность. Основными показателями

такой деятельности являются следующие умения:

Создавать замысел (образ будущей постройки);

Определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы

конструирования);

Намечать последовательность практических действий, приводящих к реализации

задуманного;

Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в

соответствии с замыслом;

Практически осуществлять намеченное;

Положительное отношение к процессу деятельности и к ее результату.

А новизна, проявляющаяся как в конечном продукте, так и в характере самой

деятельности, используется в качестве критерия отнесения самостоятельной деятельности к воспроизводящей или творческой.

Именно эти показатели целесообразно использовать для оценки развития конструирования у детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее адекватной формой организации конструирования, позволяющей выявить

наличие умения детей организовывать собственную конструктивную деятельность,

является конструирование по замыслу. В соответствии с этим оценочные методики для детей старшего дошкольного возраста разработаны на основе данной формы организации детского конструирования.

Методика экспресс-анализа заключается в следующем. Ребенку предлагают несколько видов конструктивного материала (строительный, бумага, природный) разной формы, величины, цвета, фактуры и говорят следующее: « Я знаю, ты умеешь конструировать все, что ты хочешь, но лучше что-то новое, чего ты никогда не мастерил раньше».

При наличии затруднений детей в организации конструктивной деятельности

взрослому необходимо задать им несколько вопросов, уточняющих замысел (Что ты хочешь сконструировать?), конструктивный материал (Из чего ты будешь конструировать?), способы деятельности (Как ты это будешь делать?), последовательность практических действий (С чего лучше начать конструировать? Что будешь делать дальше? и т. д.). Если и в этом случае ребенок не сможет развернуть конструирование, то взрослый предлагает ему тему и совместно с ним ее реализует.

Оценка выполнения , этого задания, также как и в предыдущих возрастных группах,

проводится по 4-х балльной системе.

4 балла. Преднамеренно создает новые по теме конструкции как отдельные, так и

связанные общим сюжетом. Проектирует новые, либо комбинирует или видоизменяет

известные способы конструирования, что приводит к новым оригинальным решениям.

Определяет целесообразную последовательность практических действий; уверенно и

качественно их выполняет. Тщательно подбирает цвет, величину, фактуру

конструктивного материала для передачи характерных особенностей поделки.

Сопровождает свою деятельность яркой эмоциональной инициативной речью, выражающей отношение к ней.

3 балла. Целенаправленно создает как знакомые, так и новые конструкции.

Использует для реализации задуманного знакомые способы конструирования и разные их комбинации. Намечает рациональную последовательность практических действий и качественно выполняет их. Избирателен в подборе величины, фактуры, цвета

конструктивного материала в плане их соответствия функции и характеру конструкции.

Проявляет интерес не только к результату, но и к самому процессу конструирования;

сопровождает его эмоциональными речевыми высказываниями.

2 балла . Развертывает деятельность после уточняющих вопросов взрослого. Создает

лишь знакомые конструкции. Использует известные способы конструирования.

Стремится к передаче выразительности поделок, изменению их внешнего вида путем

использования дополнительных деталей, комбинирования их друг с другом, изменения их пространственного расположения, величины, цвета. Не всегда выбирает целесообразную последовательность практических действий и может допускать ошибки в их выполнении. Выражает свое отношение только к полученному результату.

I балл. Организует деятельность только с помощью взрослого. Проявляет либо

полное отсутствие определенного замысла, либо привязанность к созданию знакомых

конструкций, как по теме так и по структуре. Затрудняется в определении

последовательности практических действий. Слабо владеет конструктивно-техническими умениями. В отдельных случаях может производить практические действия непреднамеренного характера, не приводящие к получению практического результата. Не избирателен в подборе конструктивного материала. Не проявляет интерес к деятельности.

Оценка 4 балла соответствует оптимальному, 3 балла - высокому, 2 балла -

среднему, 1 балл - низкому уровню развития самостоятельного конструирования.

Информационная карта

овладения детьми старшей группы конструктивной деятельностью

Фамилия, имя

ребенка

Средний балл

Н.г.

К г.

    Иванов К.

    Петрова С.

    Алый П.

    Белова Н.

    Иванов К.

Средний балл

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для относительно быстрого и информативного анализа направленности воспитателя на развитие ребенка в изобразительной деятельности взят один ее вид - рисование и выделены следующие показатели уровня развития деятельности:

1. Характер тематики детских рисунков.

2. Уровень развития некоторых действий:

а) восприятия;

б) изобразительных;

в) техники рисования (как часть изобразительных).

3. Качество результата деятельности детей (качество рисунков).

Под уровнем развития деятельности имеется в виду степень ее самостоятельности и наличие проявлений творчества. По каждому показателю, в том числе, по разным параметрам (в действиях их три) ставятся балловые оценки от 1 до 4.

Своеобразие содержания анализа и возможных уровней развития деятельности детей старшего дошкольного возраста

Анализ изобразительной деятельности старших дошкольников идет по следующим параметрам: характеру тематики детских рисунков, уровню развития изобразительных действий, включая технику, уровень восприятия, качество рисунков.

1. Возможные результаты анализа тематики детских рисунков

4 балла . Тематика занятий по плану, в основном, соответствует содержанию работы по другим разделам программы. Тематика рисунков, выполненных вне занятий,

разнообразна, встречаются оригинальные темы и образы (тема может быть одна, а

воплощение ее своеобразно) - IV уровень.

3 балла. Тематика занятий, в основном, соответствует содержанию работы по другим

разделам программы; тематика рисунков, выполненных в свободное время -

разнообразна - III уровень.

2 балла . Тематика занятий основана на содержании работы по другим разделам

программы. Но в свободное время дети чаще всего повторяют темы занятий, могут их

комбинировать. Иногда встречаются и другие темы- II уровень.

1 балл. Большое расхождение в тематике занятий и в содержании общевоспитательной работы. В свободное время - повтор тем занятий по изодеятельности, могут быть рисунки и на другие темы - I уровень.

2. Анализ уровня развития изобразительных действий и восприятия

2 а. Восприятие

Задание 1. На прогулке (в групповой комнате) понаблюдайте с ребенком за

птицами (животными, рыбами и т. д. - на выбор). Обратите внимание на их внешний вид (изобразительные признаки: форма, строение, цвет, выразительные детали повадки, действия).

Цель: выяснить, как ребенок умеет видеть изобразительные признаки предметов:

- выделяет ли обобщенную форму (соотносит ли с геометрической); способен ли

заметить характерную форму (отличие от геометрической; замечает ли

индивидуальные особенности, в т. ч. необычные, своеобразные (в форме, строении,

цвете);

- на сколько самостоятельно и осмысленно может воспринимать эти признаки.

Методика беседы: та же, что и при обследовании. Беседу построить живо,

непринужденно, но целенаправленно.

Например, спросить у ребенка: «Если бы ты захотел нарисовать собаку (рыбку), то

какую бы ты выбрал? Если ребенок делает выбор, спросить почему? Или попросить

ребенка нарисовать для малыша, для него (взрослого) понравившуюся собаку (рыбку) и указать на нее. Спросить, чем она не похожа на других (выразительность общая).

Затем следует спросить: Чтобы нарисовать похожую собаку, что надо сначала

сделать?» (рассмотреть). Если ребенок не отвечает, подсказать: «Расскажи, какая собака. Расскажи так, чтобы потом мы это нарисовали».

Примерные наводящие вопросы (если ребенок молчит)

1. Что сначала надо увидеть, что посмотреть? (самая крупная часть).

Какой формы туловище у собаки? (на какую форму похожа). Чем отличается от

овальной формы? Что потом надо посмотреть, чтобы нарисовать?

Какой формы голова? Как про нее можно сказать? Почему морда у собаки

вытянутая? (можно прикормить). Что потом надо посмотреть?

(Окликнуть собаку или прикормить). Показать ребенку, что она опускает,

поворачивает голову легко, свободно. Почему? (между головой и туловищем - шея).

Понаблюдать за бегущей собакой (вызвать движения по возможности).

- обратить внимание на расположение ног по отношению к туловищу;

- отличие задних ног от передних;

- в каких местах (суставах) ноги собаки гнутся.

6. Обратить внимание на детали: характер ушей, хвоста и окрас.

7. Обратить внимание на некоторые повадки (стоит на задних лапах, помахивает

хвостом, прижимает уши).

ПРИМЕЧАНИЕ. Беседу вести непринужденно, варьируя формулировки, делая небольшие комментарии, т. е. оживить диалог.

Из серии заданных вопросов в разговоре с каждым ребенком использовать те, которые

дополняют его самостоятельный рассказ, оживить вопросы эмоциями удивления,

заинтересованности, недоумения и пр.

Результаты (возможные уровни развития действия восприятия).

4 балла. Способен самостоятельно в определенной последовательности

(соответственно последовательности изображения) рассмотреть предмет. Владеет

действием обследования. При этом чувствует выразительность формы (цвета,

строения), замечает своеобразие. По вопросам может объяснить особенности внешнего вида (связь с условиями жизни, обитания) - IV уровень.

3 балла. Частично самостоятельно, частично с помощью наводящих вопросов

определяет в предмете характерные формы, цвет (отличие от эталонов),

строение. По вопросу взрослого может объяснить некоторые особенности внешнего

вида (почему челюсти вытянуты, величина и форма лап) в зависимости от породы

и назначения и т. п. - III уровень.

2 балла. Рассматривает и анализирует только по вопросам воспитателя

основные формы, строение, цвет. Выделяет, в основном, обобщенные формы,

простейшее строение. С помощью серии наводящих вопросов может заметить иногда

характерные формы, детали. Иногда объясняет некоторые особенности внешнего вида

1 балл. С трудом выделяет некоторые особенности внешнего вида по вопросам

воспитателя (как правило, необходимы разные варианты вопросов, серия вопросов).

Выделяет формы обобщенные, цвета основные. Делает ошибки - I уровень.

2б. Изобразительные действия (возможные уровни)

4 балла. Самостоятельно, пусть не всегда смело и уверенно, передает

характерные особенности формы (отличие от обобщенной геометрической). В

процессе рисования проявляется поиск разных способов изображения (рыбы

разной формы, величины, цвета; собаки разных пород и т. п.)- IV уровень.

3 балла. Изображает самостоятельно, иногда нуждается в поддержке (задает

вопрос, ждет ответа, ждет поощрений). Изображает обобщенные формы (близкие к

геометрическим), но дополняет изображение выразительными деталями (форма хвоста, клюва), разнообразно использует цвет. Может проявляться и поиск разных способов изображения (различные детали, цвет, положение в пространстве и т. п.) - III уровень.

2 балла . Изображает неуверенно, просит совета, нуждается в подсказке.

Изображает обобщенные формы, строение передает примитивно (главные части), без

детализации. Ограничивается единым изображением. Если повторяет, то по просьбе взрослого и неохотно - II уровень.

1 балл. Нередко говорит: «Я не умею». Изображает по прямому подсказу,

иногда просит показать. Передает обобщенные формы. Не хочет повторить или

детализировать изображение - I уровень.

2в. Техника рисования

(по отдельным параметрам: степень свободы и уверенности)

4 балла. Правильно держит кисть, фломастер, карандаш, движения смелые, свободные, уверенные, разнообразные (слева-направо, справа-налево, сверху-вниз и наоборот)

3 балла . Правильно держит кисть (карандаш, фломастер), но несколько напряжена рука. Движения достаточно уверенные, хотя и не столь быстрые. Движения однотипные: в одном направлении - III уровень.

2 балла . Не всегда правильно держит кисть (карандаш, фломастер) выше, ниже,

всеми пальцами и т. п.; нуждается в напоминании, в правильной постановке руки.

Движение правильное, но робкое, несмелое, медленное, может быть прерывистым

(ребенок как бы примеривается, прежде чем выполнить действие) - II уровень.

1 балл. Рисовальные движения не адекватны материалу. Ребенок кистью рисует,

как карандашом. Рисуя карандашами не регулирует размах, темп, нажим - I уровень.

3. Анализ рисунков (выполненных только что)

4 балла. Изображение относительно грамотное (отходит от обобщенных форм),

выразительное (использует несколько средств выразительности). Может быть

оригинальным по содержанию и способам изображения (рассмотрел собаку, но, рисуя

изменил многое в замысле: цвет, детали, передал движения и т. п.) - IV уровень.

3 балла. Изображение относительно грамотное (форма передается обобщенно,

близко к геометрической). Строение передано правильно, хотя могут быть искажены

пропорции. Изображение элементарно выразительное. Использует отдельные

средства: или цвет, или детали- III уровень.

2 балла. Изображение мало детальное, не совсем грамотное (искажены форма,

пропорции), невыразительное. Но может быть и выразительным (случайно передано

движение за счет искажения пропорции, образ получился выразительным в том плане,

что видно отношение ребенка) - II уровень.

1 балл. Изображение узнаваемое, но невыразительное - 1 уровень.

Обработка результатов анализа та же, что и в младших группах.

Информационная карта

овладения детьми старшей группы изобразительной деятельностью

Фамилия, имя

ребенка

Показатели

Средний балл

Н.г.

К г.

    Иванов К.

    Петрова С.

    Алый П.

    Белова Н.

    Иванов К.

Средний балл

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Участвуя в разных видах труда, ребенок приобретает общие трудовые умения,

независящие от конкретного содержания трудового процесса, а именно умение ставить

цель и мотивировать задачу, планировать и контролировать работу, достигать

результата и оценивать его.

Наряду с развитием и совершенствованием элементарной трудовой деятельности,

изменяется и отношение к ней. Примитивность деятельности (детская неумелость)

тормозит развитие положительного отношения к ней. Вот почему мы должны

позаботиться о совершенствовании всех компонентов, составляющих трудовую

деятельность. Для экспресс-анализа взяты лишь самые значимые характеристики

каждого компонента.

1. Определение умения ставить цель

Многократные наблюдения педагога за детьми позволят сделать самоанализ этого

показателя и дать ему балловую оценку.

4 балла. Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого,

обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя или других*.

3 балла . Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам.

Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.

2 балла. Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель,

поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и

необходимость работы.

1 балл. Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом

при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и

значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.

2. Умение планировать работу

Отметим, что для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и

практического и словесного планирования. Для экспресс-анализа мы берем только

практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в

процессе работы.

Наблюдая, отмечайте:

1. Организует ли ребенок рабочее место (приготавливает ли все необходимое

для работы, удобно ли располагает и т. д.).

2. Последовательно ли выполняет все этапы работы (например, сначала убирает

игрушки с полки, потом протирает полку, затем моет игрушки и ставит их, на

полку).

3. Рациональные ли способы действия использует (для оценки рациональности

приводим таблицы 1, 2).

4. Применяет ли контрольные действия по ходу работы и по окончании ее

(рассматривает, проверяет, подправляет, промежуточный или конечный результат).

Если ребенок затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования сначала

окажите ему косвенную помощь. Например, спросите: «Все ли ты приготовил? Ничего

не забыл?» - если есть ошибки в организации работы. «Вспомни, что сначала нужно

сделать? Так ли это надо делать? Ты ведь знаешь, как - если допускает ошибку в

последовательности или способе действия. Или: - «Ты уже проверил свою работу?» -

если вы не увидели попытки проверить.

Если при ваших косвенных подсказках ребенок не корректирует своего поведения,

примените прямые указания. Например, - «Ты забыл постелить на стол клеенку», или

«Сначала нужно убрать все игрушки на стол, а не сдвигать их в одну сторону

полочки», «Или: «Проверь, вытер ли ты уголки полки, блестит там поверхность

полочки от влажной тряпки?».

Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, вы относите его к

самому низкому уровню по умению планировать.

Итак, балловая оценка умения планировать:

4 балла. Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место,

действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет

работу по ходу и окончании ее.

3 балла. Все вышеназванное делает с косвенной помощью взрослого.

2 балла. Все вышеназванное делает с помощью прямых указаний взрослого.

1 балл. Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого

мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются («Нет, я так буду

делать»).

3. Умение оценивать работу

По окончании работы попросите ребенка рассказать о ней, что и как у него

1. Совпадает ли его оценка с реально полученным результатом (адекватность).

2. Отмечает ли достоинства и обнаруживает ли недостатки, находит ли причины

недостатков, корректирует ли работу (развернутость, полнота оценки).

3. Оценивает самостоятельно или с вашей помощью (косвенной или прямой).

Помощь взрослого направлена на то, чтобы побудить ребенка сделать оценку

адекватной и развернутой.

Косвенная помощь может выглядеть примерно так: «Посмотри здесь, что ты об этом

скажешь? (в случае недостатка, которого ребенок не видит сам); «Как ты думаешь,

почему у тебя так получилось?» (побуждение к поиску причины недостатка); «Ты не хотел

бы исправить? Как это можно сделать?» (побуждение к коррекции работы).

Прямая помощь состоит в указаниях, как оценивать. Если ребенок молчит или

«У тебя чисто вытерты полки, даже в уголочках блестит, потому, что ты тряпочку на

пальчик навернул и протер в уголочке. А теперь расскажи: все ли хороню у тебя на

столе, где стоял тазик (на столе брызги воды, ребенок не вытер стол после работы) -

возьми тряпочку, вытри стол и у тебя все будет красиво».

Балловая оценка умения оценивать работу

4 балла . Оценка адекватна, развернута, самостоятельна.

3 балла. Оценка адекватна, развернута, но требуется косвенная помощь в поиске

причин и путей коррекции.

2 балла. Оценка неразвернута, категорична (хорошо плохо получилось), но

адекватна; с прямой помощью взрослого ребенок справляется с оценкой.

1 балл. Нет оценки или она неадекватна.

4. Отношение ребенка к работе

(прослеживается в процессе наблюдения за ним по ходу его деятельности).

Наблюдая, отмечайте:

1. Наличие эмоциональных переживаний (удовольствия, огорчения).

2. Целеустремленность (упорно доводит дело до конца или бросает при первых же

неудачах и без сожаления).

3. Стремление к наилучшему результату (контролирует, корректирует работу), ищет

наилучшие способы действий, проявляет старательность.

4. Необходимость поддержки со стороны взрослого, ее мера (приходится помогать

прямо или косвенно).

Выводы делайте на основе неоднократных наблюдений.

Балловая оценка отношения к работе

4 балла. Ярко выраженное эмоциональное положительное отношение к работе на

протяжении всего процесса. Упорно доводит дело до конца. Отчетливо видно яркое

выраженное стремление контролировать, корректировать свою работу, выполнять ее

старательно, творчески. Огорчается, если что-то не получается. Все эти проявления

самостоятельны, не требуется поддержка со стороны взрослых.

3 балла. Вышеназванные проявления обнаруживаются при поддержке взрослого

(выражение удовольствия поведением ребенка, похвала). Как правило, ребенок с

удовольствием берется за работу, но затем необходима поддержка, что бы сохранить этот эмоционально положительный настрой. Огорчение неудачей может вызвать

нежелание довести дело до конца.

2 балла. Очень неустойчивые эмоциональные переживания; недостаточно

целеустремлен и старателен. Иногда «зажигается» вначале и «гаснет» к. концу работы;

требуются большие усилия взрослого, чтобы «зажечь», а затем сам начинает работать с

удовольствием, старательно и целеустремленно. Может и отказаться от работы.

1 балл. Ребенок не испытывает удовольствия от процесса работы часты попытки

уйти от нее. Попытки взрослого увлечь ребенка часто не имеют успеха, однако вместе со взрослым выполняет работы.

Проанализировав все вышеназванные компоненты трудовой деятельности занесите

баллы, полученные ребенком по каждому из них в общую таблицу.

Информационная карта

овладения детьми старшей группы трудовой деятельностью

Фамилия, имя

ребенка

Показатели

Средний балл

Умение ставить цель

Планирование

Умение оценивать работу

Отношение к

работе

Н.г.

К г.

    Иванов К.

    Петрова С.

    Алый П.

    Белова Н.

    Иванов К.

Средний балл

Аналитическая карта

результативности воспитательно-образовательного процесса в старшей группы

Фамилия, имя

ребенка

Деятельность детей

Средний балл

Игровая

Конструк-тивная

Изобрази-тельная

Трудовая

Музыкаль-ная

Двигательная

Н.г.

К г.

    Иванов К.

    Петрова С.

    Алый П.

    Белова Н.

    Иванов К.

Средний балл

Наталья Ашенкова
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО , Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга) . Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах : "От рождения до школы" (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, "Истоки" (под ред. Л. А. Парамоновой, "Детство" (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, "Тропинки" (под ред. В. Т. Кудрявцева, "На крыльях детства" (под ред. Н. В. Микляевой, "Детский сад – дом радости" (автор – Н. М. Крылова, "Мозаика" (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева) .

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области) .

Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей , испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом . Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май) .

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме :

Не сформирован;

Находится в стадии становления;

Сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Общая картина по группе позволит выделить детей , которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей , получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических ) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Публикации по теме:

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей». Я использую методические.

Консультация для воспитателей «Индивидуальный развивающий маршрут для детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС» «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ» Примечание: Основанием для создания индивидуального маршрута может выступать диагностика достижений.

Математическое развитие детей в соответствии с ФГОС ДО ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» (модуль.

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями Педагогическая диагностика как инструмент достижения результата по ознакомлению старших дошкольников с профессиями. В связи с изменениями,.